Напоминаем, что подать заявку на третий поток программы Архитекторы.рф можно уже сейчас: набор продлится до 25 января включительно. Первую подборку выпускных работ 2020 года можно посмотреть здесь.
Группа «Мобильность и транспортная инфраструктура»
Мой проект посвящен развитию территории Морсĸого-речного воĸзала в Архангельсĸе, первом по величине городе в Арĸтичесĸой зоне и втором в СЗФО. Он находится в 30 ĸм от Белого моря в дельте Северной Двины. Суровый климат не дает возможности наслаждаться рекой круглый год, но если стоит хорошая погода, то весь город выходит ĸ ней. Несомненно, реĸа – это место силы, а набережная – отдушина для жителей Архангельска, поэтому крайне важно обеспечить ее неразрывность и привлекательность для горожан.
Морсĸой-речной воĸзал (МРВ) разрывает набережную на две части и нарушает доступность. Он находится в самом центре города, имеет отĸрытый доступ ĸ реĸе и большой потенциал для рекреационной функции. В шаговой доступности расположено большое количество значимых для города объектов, здесь пересекаются три магистральные улицы с городскими и междугородными маршрутами. Но территория пустая и неприветливая: повсюду стихийные парĸовĸи, поле из асфальта вместо городской площади, непонятная геометрия перекрестков, отсутствие пешеходных связей.
Благоустроить эту территорию невозможно, не решив сначала проблему транспорта. Моя задача – сделать ее дружелюбной в первую очередь для пешехода. В своем проекте я сузил проезжую часть на всей площади до четырех полос и за счет этого оборудовал парковки и вело-пешеходный транзит. Зона площади Профсоюзов стала закрытой для транзитного проезда машин, но доступной для пешеходов, остановки туристических автобусов и парковки автомобилей. Территория, таким образом, получила более 100 парковочных мест, 1,5 ĸм велодорожек, зону ожидания транспорта на 120 мест, а жители города – бесконечное счастье.
Дарья Распопина, соучередитель и управляющий партнер Центра городских проектов «Штаб», тьютор:
У Миши получилось хорошее видение – база для дальнейшей работы: он проанализировал роль и важность территории Морского-речного вокзала в масштабе города и в контексте прилегающих пространств, а также подробно разобрал текущие и потенциальные функции и их пользователей. Он также выявил проблемы и пользовательские сценарии, которые в обязательном порядке следует обеспечить инфраструктурно, и дал эскизные инфраструктурные предложения, которые будет легко развить на этапе разработки концепции после более глубинных исследований и с помощью детальной проработки всех элементов. Исходя из потребностей пользователей был взят курс на создание пространства, удобного для пешеходов и людей, передвигающихся с помощью средств индивидуальной мобильности, а также на обеспечение эффективной работы общественного транспорта, что соответствует общепринятым мировым тенденциям в сфере городской мобильности.
Предложения по развитию территории у Морского Речного вокзала в Архангельске
Михаил Трещев, АрхангельскГруппа «Мобильность и транспортная инфраструктура»
Мой проект посвящен развитию территории Морсĸого-речного воĸзала в Архангельсĸе, первом по величине городе в Арĸтичесĸой зоне и втором в СЗФО. Он находится в 30 ĸм от Белого моря в дельте Северной Двины. Суровый климат не дает возможности наслаждаться рекой круглый год, но если стоит хорошая погода, то весь город выходит ĸ ней. Несомненно, реĸа – это место силы, а набережная – отдушина для жителей Архангельска, поэтому крайне важно обеспечить ее неразрывность и привлекательность для горожан.
Морсĸой-речной воĸзал (МРВ) разрывает набережную на две части и нарушает доступность. Он находится в самом центре города, имеет отĸрытый доступ ĸ реĸе и большой потенциал для рекреационной функции. В шаговой доступности расположено большое количество значимых для города объектов, здесь пересекаются три магистральные улицы с городскими и междугородными маршрутами. Но территория пустая и неприветливая: повсюду стихийные парĸовĸи, поле из асфальта вместо городской площади, непонятная геометрия перекрестков, отсутствие пешеходных связей.
Благоустроить эту территорию невозможно, не решив сначала проблему транспорта. Моя задача – сделать ее дружелюбной в первую очередь для пешехода. В своем проекте я сузил проезжую часть на всей площади до четырех полос и за счет этого оборудовал парковки и вело-пешеходный транзит. Зона площади Профсоюзов стала закрытой для транзитного проезда машин, но доступной для пешеходов, остановки туристических автобусов и парковки автомобилей. Территория, таким образом, получила более 100 парковочных мест, 1,5 ĸм велодорожек, зону ожидания транспорта на 120 мест, а жители города – бесконечное счастье.
Дарья Распопина, соучередитель и управляющий партнер Центра городских проектов «Штаб», тьютор:
У Миши получилось хорошее видение – база для дальнейшей работы: он проанализировал роль и важность территории Морского-речного вокзала в масштабе города и в контексте прилегающих пространств, а также подробно разобрал текущие и потенциальные функции и их пользователей. Он также выявил проблемы и пользовательские сценарии, которые в обязательном порядке следует обеспечить инфраструктурно, и дал эскизные инфраструктурные предложения, которые будет легко развить на этапе разработки концепции после более глубинных исследований и с помощью детальной проработки всех элементов. Исходя из потребностей пользователей был взят курс на создание пространства, удобного для пешеходов и людей, передвигающихся с помощью средств индивидуальной мобильности, а также на обеспечение эффективной работы общественного транспорта, что соответствует общепринятым мировым тенденциям в сфере городской мобильности.
Средовые стратегии для пасмурных городов
Валерия Толкачева, Санкт-ПетербургГруппа«Спецпроекты»
Якутск, Мурманск, Петербург, Москва и многие другие города – пасмурные, больше 100 дней в году в них наблюдается сплошная облачность. Сезон солнечного голодания, так называемый «зимний блюз», длится здесь с поздней осени по раннюю весну. С проблемами пасмурного города сталкивается каждый пятый россиянин: это низкий тонус, слабый иммунитет, нарушение циркадных биоритмов, неврозы, депрессия. На уровне города это ведет к росту случаев суицида, девиантного поведения, общей заболеваемости, оттоку людей. На уровне страны – к потерям в размере 272 млрд рублей.
Комплексные решения средовых стратегий для пасмурных городов могут снизить эти негативные эффекты. Первый шаг – аудит, который позволит выявить недостатки. Для этого выделяются 4 социологических дифференцирующих фактора (идентичность, уличные активности, сообщества, общественное здоровье) и 4 средовых (природная включенность, световые сценарии, цветовые сценарии и пространственная организация). Они подразделяются на более детальные показатели, по суммам которых составляется диаграмма. Первостепенно предлагается улучшить наименьший показатель, будь то новая стратегия озеленения, программа социо-культурных мероприятий или новая гамма колористических решений фасадов.
Дмитрий Ступин, глава группы концепций строительной компании «Брусника», выпускник программы Архитекторы.рф 2018 года, тьютор:
Мы настолько привыкли к жизни в наших городах, что не осознаем, какие они пасмурные. Эта проблема незнания ежедневно сказывается на нашей работе, состоянии, чувствах и мыслях. Пасмурных городов много, и работа про средовые стратегии показала это. Если мы пытаемся разобраться в качественной городской среде, в подходах и методах работы с ней, то обращение к проблеме пасмурных городов – это шаг в направлении осознанности и честности нашей деятельности. Системный взгляд на проблему выводит дискуссию про пасмурные города из разряда «несущественных» в плоскость значимых, помогает определить конкретные задачи в работе со средой.
Концепция пространственного развития северного района в Воронеже
Андрей Тютерев, ВоронежГруппа «Управление городскими проектами»
Проект посвящен разработке концепции развития территории бывших земель аграрного университета, расположенных в северном районе Воронежа. Основной идеей проекта является создание современного и устойчивого многофункционального жилого района с сохранением экологической уникальности и идентичности места.
Квартальная планировочная структура с четким разделением и иерархией дорожной сети – главный планировочный принцип концепции. Выделяются центральные улицы с активными первыми этажами, а также внутриквартальные проезды. Создаются замкнутые кварталы переменной этажности со свободной от автомобилей дворовой территорией с развитым благоустройством.
Ключевой особенностью планировочного решения является сохранение и усиление сложившихся пешеходных связей путем включения в планировочную структуру сети широких озелененных аллей. Также проект предусматривает создание двух локальных парков с активным озеленением и развитыми рекреационными функциями.
Важно отметить, что проект разработан в соответствии со стандартом комплексного освоения территорий, и основные технико-экономические показатели полностью соответствуют модели среднеэтажной застройки.
Даниил Хлебников, руководитель проектов КБ Стрелка, основатель Space Lane, тьютор:
Одной из самых сложных задач в программе Архитекторы.рф был первый этап – формирование задания. Ведь мало выбрать территорию и понять, чего ты хочешь, нужно сформировать видение, выделив при этом основные показатели. Андрей упростил себе задачу, взяв за основу принципы и модели Стандарта комплексного развития территорий, потратив все основное время на проработку архитектурно-планировочных решений и построение экономически устойчивой модели. Ключевой идеей всего проекта стала связь лесопарка с территорией микрорайона через единый зеленый каркас с новыми общественными пространствами и водоемами по центру.
Современное рабочее пространство в спальном микрорайоне как фактор обновления среды
Анна Гаслова, СамараГруппа «Системные документы: стандарты, регламенты, мастер-планы развития территорий»
Мой проект – это концепция развития рабочих пространств в микрорайонах. Ситуация с пандемией только ярче проявила тенденции рынка труда последнего времени и подчеркнула выявленные в ходе исследования ценности комфортного совмещения работы с другими сферами жизни человека.
Концепция опирается на имеющиеся ресурсы густонаселенности и возможности пространств в микрорайонах. Она одновременно решает проблему пользователя, предоставляя рабочее место, и проблему города, развивая нежилую функцию в микрорайонах. Исследование показывает, как предложенные концепцией рабочие пространства могут повлиять на повседневный ритм жизни человека и обновить среду микрорайона.
Екатерина Гончарова, руководитель проектов КБ Стрелка, тьютор:
Проект Анны – прекрасный пример того, как проблему городского масштаба можно решать тактическими приемами и в первую очередь с помощью частных стейкхолдеров, а не государственной или муниципальной власти. Кроме того, к разработке архитектурной концепции Анна подошла как к разработке продукта – проведен глубокий анализ тенденций рынка офисов и коворкингов, поведения пользователей, на этой основе сформировано предложение.
Тема приобрела большую актуальность в связи с опытом пандемии. Он позволил собрать самые актуальные данные о потребностях и поведении людей, которые были вынуждены приспособить под рабочие места доступные им пространства. Так как концепция основана на глубоком анализе, она представляет большой интерес для инвесторов или собственников бизнеса по развитию рабочих пространств в городе. Также в проведенном исследовании интересен обзор зарубежного опыта – он позволил выделить самые актуальные тенденции во внутренней организации офисов, и на их основе найти сильные стороны в пространствах, которые доступны в российских микрорайонах.
На пути к демократическом подходу в проектировании
Данил Арефьев, ЕкатеринбургГруппа «Образовательные проекты и платформы»
Мой исследовательский проект – это эссе на тему демократического подхода в проектировании. Сегодня контекст меняется, и роль архитектора тоже меняется. Под изменением контекста мы можем понимать множество трансформаций, происходящих в разных сферах общества, влияющих на качественно новый переход от индустриальных ценностей к постиндустриальным. Этот переход не может не оказывать влияние на изменения подходов к проектированию и городскому планированию.
Среди постиндустриальных ценностей общества, имеющих непосредственное значение для проектирования, мы четко можем выделить запрос на разнообразие (выбор) и запрос на участие. Они оба справедливы, но не имеют корреляции с распространенной директивной моделью проектирования «сверху вниз», которая довольно комфортно существовала в предыдущих исторических итерациях. Это говорит о том, что подходы к проектированию будут адаптироваться и меняться, отвечая прежде все всего на социальные предпосылки изменений.
Формы участия граждан в проектировании можно разделить на две группы: прямые – предполагающие непосредственное вовлечение, и репрезентативные –основанные на социологических и антропологических исследованиях. Несмотря на то, что формы прямого участия граждан в проектировании развиваются и находят свою поддержку, представляется очевидным, что в текущей исторической формации они будут ограничены. Кроме того, у прямого участия есть недостаток – нерепрезентативная выборка. И мы имеем перевернутый имущественный ценз. Если раньше право участия или право голоса определяло наличие той или иной недвижимости или капитала, то в случае с соучастным проектированием происходит ровно наоборот – работающее население, генерирующее финансовые ресурсы и оплачивающее благоустройство напрямую или посредством налогов, меньше всего вовлекается в соучастное проектирование. В обозримом будущем основными акторами городского развития, как и прежде, остаются муниципалитет, девелоперы и архитекторы.
Больше всего в репрезентативной форме участия заинтересованы девелоперы. Их задача состоит в координировании капитала, земли и рабочих ресурсов с целью изменения городской ткани. Основа для этого изменения – удовлетворение меняющихся потребностей. Демократический подход к проектированию признает роль девелопера как важнейшего децентрализованного источника новых городских решений и инноваций. Роль муниципалитета – в создании правовой рамки для девелоперов, обязывающей использовать формы прямого и репрезентативного участия граждан в процессе проектирования.
Для архитектора основа структурных изменений подхода к проектированию и его демократизации лежит в изменении стратегии предпроектного исследования. В российском подходе «сверху вниз» все предпроектное исследование формализуется в техническом задании, которое опирается на нормативную базу. Этому подходу можно противопоставить социально-исследовательскую американскую стратегию или проектный бриф, который транслируют в архитектурную программу социальные предпосылки, то есть реализуют стратегию «снизу вверх».
Демократизация проектирования – гибкая основа для разнообразия городской формы и гуманного городского пространства.
Софья Соболь, руководитель региональных программ Института «Стрелка», тьютор:
В рамках групповой работы над просветительскими и образовательными проектами Данил исследовал вопросы демократизации проектирования. В этой работе были проанализированы и раскрыты основные социальные предпосылки происходящих изменений и проведена критическая оценка их влияния на процесс проектирования. Мы увидели и услышали, какая роль отводится каждому актору городского развития (девелоперу, муниципалитету и архитектору) и какие модели их взаимодействия возможны. Некоторые выводы этой работы заставляют задуматься и открывают дискуссии. Например, признание роли девелопера как одной из важнейших в развитии демократических проектных подходов. Такое осмысление и размышление позволяет участнику образовательной программы расширить рамки восприятия своей профессии и показывает, что важно не только материальное воплощение архитектурных проектов в жизнь, но и сам подход к их разработке. Хочется поблагодарить еще раз Данила за эту работу!