English version

МАРХИ: проекты группы Всеволода Медведева

Дипломные работы группы бакалавров МАРХИ под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Елизаветы Медведевой.

mainImg
Представляем проекты бакалавров кафедры «Пром», разработанных по время пандемии, защищенных весной 2020 года, и отобранных, по нашей традиции, преподавателями. Группу вели Всеволод Медведев, Михаил Канунников и Елизавета Медведева.

«В этом году мы выпустили группу бакалавров МАРХИ. Впервые значительная часть процесса проектирования и защита проходили удаленно. Это было не просто, и для нас, и для студентов. К сожалению, институт не смог организовать видеоконференции для защиты дипломных проектов, и все работы были приняты практически без авторских комментариев. Не понимаю, с чем это связано, то ли с устаревшей материально-технической базой, то ли с консервативной политикой руководства. МАРХИ, как и многие творческие вузы страны, оказался не готов к таким вызовам как пандемия. Но, несмотря на отсутствие живых встреч и обсуждений, проекты обладают высоким уровнем проработанности и ничуть не уступают работам предшественников.

Выбор темы проекта не ограничивался единой концепцией. Студенты выбирали направление самостоятельно, в зависимости от личных интересов и актуальных проблем. Тематика работ была самая разнообразная: от небольших объектов в плотной городской застройке до масштабных градостроительных решений на территориях России, Европы, США и так далее.

Мы старались не навязывать свое мнение, а поддержать и помочь развить индивидуальные новаторские идеи. Важно было создать осмысленный архитектурный проект, который был бы основан на предварительном исследовании и решал обозначенные проблемы. Но основное время, конечно, было уделено проработке архитектурных, образных решений. Интересные исследования стали отличной подосновой для дальнейшего творчества, что в итоге привело к нестандартным подходам, а это самое главное.

Творческие амбиции, индивидуальность и способность неординарно мыслить – это то, что мы стараемся воспитать во всех наших студентах на протяжении двадцати лет. Как и всегда, результатом мы остались довольны. Вся группа отличается неповторимым видением архитектуры, способностью отстаивать свою точку зрения и серьезным отношением делу».
Комплекс Научно-исследовательского института археологии в Инкермане
Евгения Чумаченко
Помимо культурно-образовательного центра археологической направленности на территории Крымского полуострова, проект Евгении Чумаченко предлагает пример развития городских общественных пространств.
Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
© Евгения Чумаченко

«Археологические исследования можно сравнить со структурами колец, по которым можно проследить рост, историю и развитие дерева. С каждой новой эпохой архитектура и культура «наслаиваются», появляется что-то новое, но сохраняются старые образы и черты. Годичные кольца обладают множеством информации, по их толщине и величине можно проследить все серьезные изменения дерева за всю его жизнь. Именно эта особенность положена в основу градостроительной концепции научно-исследовательского института.
Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
© Евгения Чумаченко
Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
© Евгения Чумаченко

В основе генерального плана участка – рисунок сходящихся к центру колец дерева – простые и сложные архитектурные формы, которые отражают процесс эволюции, происходивший на протяжении многих веков в этом городе и районе. Кольца получают отражение в структуре пешеходных и велосипедных маршрутов, по которым можно обойти всю территорию комплекса. За счет формирования колец на генплане наглядно можно выделить главную площадь и разделить территорию на зоны: институт, музей, жилье и павильоны по воссозданию макетов археологических памятников.
  • zooming
    1 / 6
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    2 / 6
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман. Археологические памятники в южной части Крыма
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    3 / 6
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман. Ситуационный план
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    4 / 6
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    5 / 6
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    6 / 6
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко

Помимо древесных колец, временные слои накладывается друг на друга, образуя «градиент времени» – древнее лежит глубже, то, что относится к более позднему времени, лежит на поверхности. Градиент проявляется в градостроительном решении как раскрытие пространства. Со стороны железной дороги застройка более плотная, к реке она начинает растворяться, появляются обширные зоны отдыха.

Осевая композиция нацелена на восприятие человеком основных культурных точек города – на крепость Каламиту, пещерный город на Загайтинской скале и Чертову балку. На основной оси располагаются башни этноцентра, каждая из которых символизирует культуры народов, обитавших на этой земле. На второй оси располагается комплекс музея и института.
  • zooming
    1 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    2 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    3 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман. Типовой план жилого дома
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    4 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман. Разрез 1-1
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    5 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман. Разрез 2-2
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    6 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    7 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    8 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    9 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    10 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    11 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко

Собственно институт представляет собой вытянутый комплекс из трех зданий, который группирован вдоль второй градостроительной оси, начиная с музея и заканчивая вторым корпусом института. Здание музея было задумано как закрытая арочная система, которая «разрушается» и переходит на декоративные колонны перед зданием музея и на мост, визуально соединяя музей с одной части реки с музейной частью в институте. Фасад главного здания института также состоит из арок, которые работают не только на фасаде, но и внутри пространства.
Проект Научно-исследовательского института археологии станет крупным туристическим и научным центром Крымского полуострова, привлекая студентов и туристов. Комплекс призван оживить территорию и повысить общий научно-культурный уровень местности».
 
Городская лаборатория кино в Москве
Анна Воробьева 
«Задача проекта – поддержать и стимулировать процесс развития кинематографа путем создания экспериментальной лаборатории кино – места, где создаются новые форматы для дальнейшего продвижения и качественного показа фильмов.
Городская лаборатория кино в Москве
© Анна Воробьева

Проект располагается на основе существующей киностудии им. Горького, примыкающей к важному центру городской активности – парку ВДНХ. Такое расположение дает возможность пересмотреть отношение киностудии относительно города и создать центр, где главным является открытость всего процесса создания кино для зрителя, донесения сути экспериментального кино.
Городская лаборатория кино в Москве
© Анна Воробьева
Городская лаборатория кино в Москве
© Анна Воробьева

 Для развития кинематографа необходимо искать новые грани творчества, экспериментировать, и основа проекта – среда, способная адаптироваться под любые запросы в творческом процессе: формат, отношение к зрителю, различные творческие коллаборации и т.д. Создание чего-то нового и неизвестного не имеет критериев для проектирования привычных пространств, поэтому сценарии использования поддерживаются разными типами трансформаций для каждого из этапов жизни нового формата кино в лаборатории. Этапы соответствуют функциям: образовательная, производственная и общественная, все дополняют друг друга и обеспечивают ресурсами, в центре пересечения функций образуется эксперимент.
  • zooming
    1 / 5
    Городская лаборатория кино в Москве. Зрительный зал
    © Анна Воробьева
  • zooming
    2 / 5
    Городская лаборатория кино в Москве. Расположение
    © Анна Воробьева
  • zooming
    3 / 5
    Городская лаборатория кино в Москве. Контекст
    © Анна Воробьева
  • zooming
    4 / 5
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    5 / 5
    Городская лаборатория кино в Москве. Схема: обучение, эксперименты, выставки, профессиональная работа
    © Анна Воробьева

1. Этап создания. Образовательный центр «Башня».
Башни состоят из независимых студий и распределены по принципу этапов кинопроизводства. Каждая студия находится на своем этаже. Универсальный этаж – это зальное пространство с трансформацией для расширения и регулирования света.

2. Этап испытания. Пространство для практики – «Лабиринт занавесов».
Ядро эксперимента, где пространства формируются занавесами или, при необходимости звукоизоляции, перегородками цилиндрических модулей, которые по направляющим перемещаются с первого уровня на второй.

3. Этап применения. Производственный комплекс – «Кинематографический променад».

Павильоны перемещаются по направляющим, открывают натурные площадки, расширяют съемочные пространства, открывают доступ публике и формируют «Кинематографический променад». Это прогулочное место, которое состоит из различных фрагментов, люди как кинозрители движутся по пути киноленты сменяющихся кадров. Это маршрут с собственным монтажом культурного пространства, которое всегда будет иметь разные сценарии в зависимости от деятельности на киностудии.
 
  • zooming
    1 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    2 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    3 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    4 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    5 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    6 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    7 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве. Структура
    © Анна Воробьева
  • zooming
    8 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве. Структура
    © Анна Воробьева
  • zooming
    9 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве. Структура
    © Анна Воробьева
  • zooming
    10 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    11 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    12 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве. Обучение
    © Анна Воробьева
  • zooming
    13 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве. Обучение
    © Анна Воробьева

4. Этап премьеры. Зрительный зал – « FINISH PAVILION».

Главной общественной частью комплекса является зрительный зал, примыкающий к существующему зданию. У зала есть возможность подстраиваться под любой формат. Пространство пола занимают подъемно-опускные площадки, а внешние стенки открываются на фестивальную площадь с пешеходным мостом, соединяющим общественное пространство с ядром образовательного центра».
Центр ментального здоровья в Москве
Яна Курилова
«Современный мир прогрессирует, сменяя все привычные понятия. Мы живем в обстановке, которая наполнена стрессами. Ежедневно число людей с расстройствами психики растет, в том числе и на территории России. Проект предлагает посмотреть, как новые цифровые технологии, контекстное проектирование и архитектурные решения могут помочь обществу в области психического здоровья в условиях наступившего кризиса.
 
Центр ментального здоровья в Москве
© Яна Курилова

Проект представляет собой центр психологического здоровья, основанный на восстановительном подходе. Большое внимание уделяется занятости реабилетанта и нахождению его сильных сторон или талантов, а не его болезни и психопатологии. Такой подход усиливает уверенность в себе через самопомощь и самодостаточность.
Центр ментального здоровья в Москве
© Яна Курилова

Специальная программа позволит устранить пропасть в лечении психологических болезней между диагностикой и неотложной помощью или медикаментозным лечением в стационаре. А также сделает более доступной диагностику психического здоровья для всех желающих. Также этот проект можно рассматривать как основу руководства по проектированию, в котором рассматривается возможная альтернатива городской психиатрической помощи в России.
Центр ментального здоровья в Москве
© Яна Курилова

Центр рассматривается как тестовая площадка, на которой предлагаются программы, которые в основном отсутствуют в существующей системе психического здоровья. Эти программы позволят повысить осведомленность сообщества об уровне психических расстройств, осуществить раннюю диагностику, а также поддержку в восстановлении психического здоровья.
 
  • zooming
    1 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    2 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    3 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    4 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    5 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    6 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    7 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    8 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    9 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве. Заброшенный каретник переоборудованный под терапевтические студии
    © Яна Курилова
  • zooming
    10 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве. Расположение
    © Яна Курилова

Здание – цельный объем, который соединяет и «обволакивает» собой все постройки на участке. Скатные крыши всех домов, составляющих комплекс, призваны напоминать о традиционном образе Дома. Складчатая кровля придает зданиям определенную легкость и объединяет все блоки в одно целое. С ее помощью решается вопрос с освещенностью и перегревом здания, в некоторых участках также зашиты инженерные коммуникации».
  • zooming
    1 / 5
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    2 / 5
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    3 / 5
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    4 / 5
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    5 / 5
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
Образовательно – исследовательский центр интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа-развлечений «Маякуша»
Денис Омельченко
«Центр расположен в Санкт-Петербурге в устье реки Смоленка на Морской набережной Васильевского острова. Название центра обусловлено историческим прошлым реки. В XVIII веке у реки было устоявшееся название – Маякуша. В первой половине XIX века стали употребляться другие: Чёрная и Глухая речка. В 1864 году, для устранения одноимённости с другой Чёрной речкой, она была названа Смоленской рекой по находящемуся рядом Смоленскому кладбищу. Позже река обрела своё нынешнее название.
Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
© Денис Омельченко

 У Морской набережной весьма сложная судьба. На протяжении многих лет планировалось построить на этом участке Театр имени Аллы Пугачевой, но даже после трех разных предложенных проектов строительство так и не началось. В связи со сложностями согласования постройки театра в Санкт-Петербурге в настоящее время от идеи строительства театра отказались. Что планируется сейчас на этом участке, с уверенностью сказать сложно. Наиболее реалистичный вариант – парк отдыха. В связи с этим я делаю в своем проекте акцент на сохранение природного ландшафта и видовых зон отдыха на Морской набережной.
Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
© Денис Омельченко

Центр «Маякуша» предлагает учебные программы, разработанные в рамках дополнительного образования и предназначенные для переквалификации и непрерывного развития практикующих художников, дизайнеров и специалистов смежных профессий.

Главные цели:
  • интеграция новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений;
  • доступность информационных и технических ресурсов для творческой деятельности за счет специально оборудованных студий и мастерских для занятий различными видами искусства и дизайна;
  • создание «точки притяжения» за счет благоустройства и интерактивного пространства в устье реки и создания парковых зон отдыха для прогулок;
  • zooming
    1 / 6
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    2 / 6
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    3 / 6
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    4 / 6
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша». Разрез 1
    © Денис Омельченко
  • zooming
    5 / 6
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    6 / 6
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко

На территории центра расположен проект парка, концепция которого заключается в том, что нематериальные цифровые технологии могут превратить природу в искусство, не причиняя ему вреда.

Маякуша Парк – интерактивное художественное пространство, меняющееся от присутствия людей. Оно состоит из наземных и автономно плавающих на поверхности воды резонирующих ламп. При движении мимо лампы или дуновении ветра они начинают ярко светиться и издавать звук. Свет от одной лампы передается соседним, и так пока весь свет не пройдет через всё устье реки. Этот свет от плавающих ламп передает такой же яркий свет наземным лампам возле деревьев и камней. Светясь, лампы излучают звуковой тон, соответствующий определенному цвету. Когда ветер не дует, и людей рядом нет, лампы начинают медленно гаснуть.

Главным пешеходным путем к центру является мост, начинающийся рядом с автобусной остановкой. На нем расположено небольшое выставочное пространство для проведения временных выставок в теплые сезоны.
  • zooming
    1 / 5
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    2 / 5
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    3 / 5
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    4 / 5
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    5 / 5
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко

Также на территории «Маякуши» находится открытый выставочный зал. Это пространство предназначено для временных выставок и всевозможных мероприятий в летний сезон (перформансы, хэппининги и т.д.).

Sculpture Hall – пространство для прогулок вокруг постоянно экспонируемых скульптур. За счет этой концепции входной группы в парк перед проезжающими машинами вдоль улицы Кораблестроителей, открывается красивый и необычный визуальный ряд. Второе подобное пространство находится вблизи от центра и укрыто от ветра».
Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина, США
Лидия Харчева
«Дипломному проекту предшествовало большое исследование субурбий в США, в ходе которого были выявлены проблемы, влияющие на качество жизни людей. Основное внимание было уделено пригороду Лос-Анджелеса и именно там я искала участок для проектирования.
Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
© Лидия Харчева

Город Вест Ковина расположен в 30 км от «даунтауна» Лос-Анджелеса и связан с ним шоссе. Река, пронизывающая город, и пересекающее его шоссе, являются проблемными местами. Автомобилеориентированность субурбий делает территории вдоль трасс наиболее оживленными, в то время как зоны жилой застройки пустынны и безжизненны. Бетонное русло реки проходит через центральную часть города, оно является зоной отчуждения и несет исключительно утилитарную функцию.

Выбранный мной участок располагается на пересечении этих двух «артерий», тем самым позволяет задействовать обе: создать сооружение, взаимодействующее с городом и дорогой, положить начало благоустройства русла реки.
Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
© Лидия Харчева

Расположение объектов над трассой и вдоль нее продиктовано особенностью планировочной структуры пригородов, а также необходимостью создания знакового сооружения, хорошо считываемого как автомобилистами, так и пешеходами в разных частях города.
  • zooming
    1 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    2 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    3 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    4 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    5 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    6 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    7 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева

Подбирая типологию сооружения, я ставила своей задачей решить такие проблемы как: однообразие застройки, неузнаваемость местности и отсутствие ориентиров, недостаток общественных пространств, парков и пешеходных связей.
Вертикальное фермерство становится все более актуально и востребовано в современных мегаполисах. Непрерывно растущие города поглощают новые территории, а люди активно покидают сельские местности. Традиционное сельское хозяйство умирает и теперь оно должно адаптироваться к современному обществу. Новые способы выращивания растений такие как: аэропоника, гидропоника и аквапоника, позволяют получать большее количество урожая в наименьшие сроки, используя в разы меньше воды, площади и рабочей силы.
  • zooming
    1 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    2 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    3 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    4 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    5 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    6 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    7 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    8 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    9 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    10 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    11 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    12 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева

В случае с субурбией, агрокомплекс такого типа создаст активность в городе и приток туристов, обеспечит автономность территории вокруг, даст рабочие места местным жителям, тем самым снизит количество автомобилей.

Комплекс имеет несколько функций: общественную с ресторанами и рынком, учебную с классами для школьников и зонами мастер-классов, исследовательскую с лабораториями, а основная площадь отдана под ячейки для выращивания растений. Разделение комплекса на ячейки дает жителям города возможность аренды отдельных блоков различного назначения, упрощает их эксплуатацию и строительство подобных центров в других местах с возможностью изменения конфигурации сооружения». 
Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон в Клину
 
Мария Чельцова-Бебутова
«Существующие постройки на территории «Химволокна» не имеют особенной архитектурной ценности, но некоторые из них вполне пригодны для реконструкции и переустройства под более востребованные функции. На месте остальных непригодных сооружений проектируется новый технопарк искусств с прилегающим к нему жилым кампусом.
Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
© Мария Чельцова-Бебутова

На территории технопарка я выделила шесть тематических зон, соответствующие шести видам искусств, которые я рассматриваю в порядке перехода от визуального и тактильного восприятия к слуховому:
  • Первая зона – зона архитектуры и дизайна (полностью визуальное восприятие и даже тактильное), расположена в самом начале, если двигаться от здания администрации, которое является композиционным началом движения по технопарку.
  • Вторая зона – зона изобразительного искусства (визуальное восприятие, тактильного почти нет).
  • Третья зона – зона кино, театра и фотографии (как визуальное, так и слуховое восприятие).
  • Четвертая зона – зона литературы и драматургии (может быть выражено как образом, так и словами, но слова описывают образ, поэтому скорее относится все еще к визуальному восприятию).
  • Пятая зона – зона хореографии и акробатики (как визуальное, так и слуховое восприятие).
  • Шестая и последняя заключительная зона, самая главная и занимающая центральное расположение прямо на пересечении главных планировочных осей – зона музыки.
Почему главная? Потому что только музыка относится к чистому виду слухового восприятия. Только музыку можно воспринять без малейшего образа и картинки в голове, что символично превосходству духовного над материальным (если представить, что звук – это нечто несуществующее физически, а картинка или образ всегда имеют свое физическое воплощение). Выделение музыкальной зоны как ключевой также хорошо соотносится с брендингом города Клин, который основан на звуке и слуховом восприятии (девиз города «Клин – звучит!»).
Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
© Мария Чельцова-Бебутова

Разработанная в данной зоне открытая музыкальная арена рассчитана на 3000 человек. Сама арена поднята над землей на 45 метров, под ареной организован парк, вокруг которого разбит бассейн. Также на арену можно забраться по спиралевидному пешеходному пандусу, организованному вокруг арены. Данный объект может заменять по функционалу классическую городскую площадь.
В каждой из шести зон находится всё, что нужно для изучения соответствующего искусства, для возможности творить, создавать, придумывать и воплощать. Я выделяю два типа пространств, которые необходимы для постижения любого из талантов.
  • Первый тип пространств – для самостоятельной работы над собой / учебы /совершенствования навыков. Эти пространства визуально соответствуют квадратной форме, так как для учебы или работы каждому достаточно хорошо оснащенной квадратной комнаты с ортогональными стенами, полом и потолком.
  • Второй тип пространств – для общения / мастер-классов / выставок / концертов. Эти пространства визуально соответствуют круглой форме, так как массовые показы, лекции или выставки удобно проводить в более сложных залах: кольцевая выставка, круглая площадь, полусферические арены.
  • zooming
    1 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    2 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    3 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    4 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    5 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    6 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    7 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    8 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    9 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    10 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова

Типовое здание производственных мастерских состоит из универсальных студий, к которым подключена вода, канализация и вентиляция, что значительно расширяет круг деятельности в подобном пространстве. Также за счет передвижных перегородок данные студии можно объединять между собой. В таких помещениях можно устроить почти любую мастерскую – макетную, мастерскую живописи, мини-производство. Рабочие пространства рассчитаны на 300 человек. Визуально здание и все пространства внутри него имеют квадратную форму, что соответствует выбранной концепции взаимосвязи формы и функции.

Типовое здание выставочных пространств вмещает в себя разный типы залов для выставок, включая конференц-зал на 300 человек. Выставочные пространства так же, как и студии могут объединяться в более крупные за счет передвижных перегородок. Согласно концепции взаимосвязи формы и функции, здание и все пространства в нем имеют круглую или кольцевую форму.
  • zooming
    1 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    2 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    3 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    4 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    5 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    6 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    7 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    8 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    9 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова

28 Октября 2020

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.