English version

МАРХИ: проекты группы Всеволода Медведева

Дипломные работы группы бакалавров МАРХИ под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Елизаветы Медведевой.

mainImg
Представляем проекты бакалавров кафедры «Пром», разработанных по время пандемии, защищенных весной 2020 года, и отобранных, по нашей традиции, преподавателями. Группу вели Всеволод Медведев, Михаил Канунников и Елизавета Медведева.

«В этом году мы выпустили группу бакалавров МАРХИ. Впервые значительная часть процесса проектирования и защита проходили удаленно. Это было не просто, и для нас, и для студентов. К сожалению, институт не смог организовать видеоконференции для защиты дипломных проектов, и все работы были приняты практически без авторских комментариев. Не понимаю, с чем это связано, то ли с устаревшей материально-технической базой, то ли с консервативной политикой руководства. МАРХИ, как и многие творческие вузы страны, оказался не готов к таким вызовам как пандемия. Но, несмотря на отсутствие живых встреч и обсуждений, проекты обладают высоким уровнем проработанности и ничуть не уступают работам предшественников.

Выбор темы проекта не ограничивался единой концепцией. Студенты выбирали направление самостоятельно, в зависимости от личных интересов и актуальных проблем. Тематика работ была самая разнообразная: от небольших объектов в плотной городской застройке до масштабных градостроительных решений на территориях России, Европы, США и так далее.

Мы старались не навязывать свое мнение, а поддержать и помочь развить индивидуальные новаторские идеи. Важно было создать осмысленный архитектурный проект, который был бы основан на предварительном исследовании и решал обозначенные проблемы. Но основное время, конечно, было уделено проработке архитектурных, образных решений. Интересные исследования стали отличной подосновой для дальнейшего творчества, что в итоге привело к нестандартным подходам, а это самое главное.

Творческие амбиции, индивидуальность и способность неординарно мыслить – это то, что мы стараемся воспитать во всех наших студентах на протяжении двадцати лет. Как и всегда, результатом мы остались довольны. Вся группа отличается неповторимым видением архитектуры, способностью отстаивать свою точку зрения и серьезным отношением делу».
Комплекс Научно-исследовательского института археологии в Инкермане
Евгения Чумаченко
Помимо культурно-образовательного центра археологической направленности на территории Крымского полуострова, проект Евгении Чумаченко предлагает пример развития городских общественных пространств.
Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
© Евгения Чумаченко

«Археологические исследования можно сравнить со структурами колец, по которым можно проследить рост, историю и развитие дерева. С каждой новой эпохой архитектура и культура «наслаиваются», появляется что-то новое, но сохраняются старые образы и черты. Годичные кольца обладают множеством информации, по их толщине и величине можно проследить все серьезные изменения дерева за всю его жизнь. Именно эта особенность положена в основу градостроительной концепции научно-исследовательского института.
Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
© Евгения Чумаченко
Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
© Евгения Чумаченко

В основе генерального плана участка – рисунок сходящихся к центру колец дерева – простые и сложные архитектурные формы, которые отражают процесс эволюции, происходивший на протяжении многих веков в этом городе и районе. Кольца получают отражение в структуре пешеходных и велосипедных маршрутов, по которым можно обойти всю территорию комплекса. За счет формирования колец на генплане наглядно можно выделить главную площадь и разделить территорию на зоны: институт, музей, жилье и павильоны по воссозданию макетов археологических памятников.
  • zooming
    1 / 6
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    2 / 6
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман. Археологические памятники в южной части Крыма
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    3 / 6
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман. Ситуационный план
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    4 / 6
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    5 / 6
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    6 / 6
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко

Помимо древесных колец, временные слои накладывается друг на друга, образуя «градиент времени» – древнее лежит глубже, то, что относится к более позднему времени, лежит на поверхности. Градиент проявляется в градостроительном решении как раскрытие пространства. Со стороны железной дороги застройка более плотная, к реке она начинает растворяться, появляются обширные зоны отдыха.

Осевая композиция нацелена на восприятие человеком основных культурных точек города – на крепость Каламиту, пещерный город на Загайтинской скале и Чертову балку. На основной оси располагаются башни этноцентра, каждая из которых символизирует культуры народов, обитавших на этой земле. На второй оси располагается комплекс музея и института.
  • zooming
    1 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    2 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    3 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман. Типовой план жилого дома
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    4 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман. Разрез 1-1
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    5 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман. Разрез 2-2
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    6 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    7 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    8 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    9 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    10 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко
  • zooming
    11 / 11
    Комплекс Научно-исследовательского института археологии в городе Инкерман
    © Евгения Чумаченко

Собственно институт представляет собой вытянутый комплекс из трех зданий, который группирован вдоль второй градостроительной оси, начиная с музея и заканчивая вторым корпусом института. Здание музея было задумано как закрытая арочная система, которая «разрушается» и переходит на декоративные колонны перед зданием музея и на мост, визуально соединяя музей с одной части реки с музейной частью в институте. Фасад главного здания института также состоит из арок, которые работают не только на фасаде, но и внутри пространства.
Проект Научно-исследовательского института археологии станет крупным туристическим и научным центром Крымского полуострова, привлекая студентов и туристов. Комплекс призван оживить территорию и повысить общий научно-культурный уровень местности».
 
Городская лаборатория кино в Москве
Анна Воробьева 
«Задача проекта – поддержать и стимулировать процесс развития кинематографа путем создания экспериментальной лаборатории кино – места, где создаются новые форматы для дальнейшего продвижения и качественного показа фильмов.
Городская лаборатория кино в Москве
© Анна Воробьева

Проект располагается на основе существующей киностудии им. Горького, примыкающей к важному центру городской активности – парку ВДНХ. Такое расположение дает возможность пересмотреть отношение киностудии относительно города и создать центр, где главным является открытость всего процесса создания кино для зрителя, донесения сути экспериментального кино.
Городская лаборатория кино в Москве
© Анна Воробьева
Городская лаборатория кино в Москве
© Анна Воробьева

 Для развития кинематографа необходимо искать новые грани творчества, экспериментировать, и основа проекта – среда, способная адаптироваться под любые запросы в творческом процессе: формат, отношение к зрителю, различные творческие коллаборации и т.д. Создание чего-то нового и неизвестного не имеет критериев для проектирования привычных пространств, поэтому сценарии использования поддерживаются разными типами трансформаций для каждого из этапов жизни нового формата кино в лаборатории. Этапы соответствуют функциям: образовательная, производственная и общественная, все дополняют друг друга и обеспечивают ресурсами, в центре пересечения функций образуется эксперимент.
  • zooming
    1 / 5
    Городская лаборатория кино в Москве. Зрительный зал
    © Анна Воробьева
  • zooming
    2 / 5
    Городская лаборатория кино в Москве. Расположение
    © Анна Воробьева
  • zooming
    3 / 5
    Городская лаборатория кино в Москве. Контекст
    © Анна Воробьева
  • zooming
    4 / 5
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    5 / 5
    Городская лаборатория кино в Москве. Схема: обучение, эксперименты, выставки, профессиональная работа
    © Анна Воробьева

1. Этап создания. Образовательный центр «Башня».
Башни состоят из независимых студий и распределены по принципу этапов кинопроизводства. Каждая студия находится на своем этаже. Универсальный этаж – это зальное пространство с трансформацией для расширения и регулирования света.

2. Этап испытания. Пространство для практики – «Лабиринт занавесов».
Ядро эксперимента, где пространства формируются занавесами или, при необходимости звукоизоляции, перегородками цилиндрических модулей, которые по направляющим перемещаются с первого уровня на второй.

3. Этап применения. Производственный комплекс – «Кинематографический променад».

Павильоны перемещаются по направляющим, открывают натурные площадки, расширяют съемочные пространства, открывают доступ публике и формируют «Кинематографический променад». Это прогулочное место, которое состоит из различных фрагментов, люди как кинозрители движутся по пути киноленты сменяющихся кадров. Это маршрут с собственным монтажом культурного пространства, которое всегда будет иметь разные сценарии в зависимости от деятельности на киностудии.
 
  • zooming
    1 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    2 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    3 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    4 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    5 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    6 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    7 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве. Структура
    © Анна Воробьева
  • zooming
    8 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве. Структура
    © Анна Воробьева
  • zooming
    9 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве. Структура
    © Анна Воробьева
  • zooming
    10 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    11 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве
    © Анна Воробьева
  • zooming
    12 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве. Обучение
    © Анна Воробьева
  • zooming
    13 / 13
    Городская лаборатория кино в Москве. Обучение
    © Анна Воробьева

4. Этап премьеры. Зрительный зал – « FINISH PAVILION».

Главной общественной частью комплекса является зрительный зал, примыкающий к существующему зданию. У зала есть возможность подстраиваться под любой формат. Пространство пола занимают подъемно-опускные площадки, а внешние стенки открываются на фестивальную площадь с пешеходным мостом, соединяющим общественное пространство с ядром образовательного центра».
Центр ментального здоровья в Москве
Яна Курилова
«Современный мир прогрессирует, сменяя все привычные понятия. Мы живем в обстановке, которая наполнена стрессами. Ежедневно число людей с расстройствами психики растет, в том числе и на территории России. Проект предлагает посмотреть, как новые цифровые технологии, контекстное проектирование и архитектурные решения могут помочь обществу в области психического здоровья в условиях наступившего кризиса.
 
Центр ментального здоровья в Москве
© Яна Курилова

Проект представляет собой центр психологического здоровья, основанный на восстановительном подходе. Большое внимание уделяется занятости реабилетанта и нахождению его сильных сторон или талантов, а не его болезни и психопатологии. Такой подход усиливает уверенность в себе через самопомощь и самодостаточность.
Центр ментального здоровья в Москве
© Яна Курилова

Специальная программа позволит устранить пропасть в лечении психологических болезней между диагностикой и неотложной помощью или медикаментозным лечением в стационаре. А также сделает более доступной диагностику психического здоровья для всех желающих. Также этот проект можно рассматривать как основу руководства по проектированию, в котором рассматривается возможная альтернатива городской психиатрической помощи в России.
Центр ментального здоровья в Москве
© Яна Курилова

Центр рассматривается как тестовая площадка, на которой предлагаются программы, которые в основном отсутствуют в существующей системе психического здоровья. Эти программы позволят повысить осведомленность сообщества об уровне психических расстройств, осуществить раннюю диагностику, а также поддержку в восстановлении психического здоровья.
 
  • zooming
    1 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    2 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    3 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    4 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    5 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    6 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    7 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    8 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    9 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве. Заброшенный каретник переоборудованный под терапевтические студии
    © Яна Курилова
  • zooming
    10 / 10
    Центр ментального здоровья в Москве. Расположение
    © Яна Курилова

Здание – цельный объем, который соединяет и «обволакивает» собой все постройки на участке. Скатные крыши всех домов, составляющих комплекс, призваны напоминать о традиционном образе Дома. Складчатая кровля придает зданиям определенную легкость и объединяет все блоки в одно целое. С ее помощью решается вопрос с освещенностью и перегревом здания, в некоторых участках также зашиты инженерные коммуникации».
  • zooming
    1 / 5
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    2 / 5
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    3 / 5
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    4 / 5
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
  • zooming
    5 / 5
    Центр ментального здоровья в Москве
    © Яна Курилова
Образовательно – исследовательский центр интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа-развлечений «Маякуша»
Денис Омельченко
«Центр расположен в Санкт-Петербурге в устье реки Смоленка на Морской набережной Васильевского острова. Название центра обусловлено историческим прошлым реки. В XVIII веке у реки было устоявшееся название – Маякуша. В первой половине XIX века стали употребляться другие: Чёрная и Глухая речка. В 1864 году, для устранения одноимённости с другой Чёрной речкой, она была названа Смоленской рекой по находящемуся рядом Смоленскому кладбищу. Позже река обрела своё нынешнее название.
Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
© Денис Омельченко

 У Морской набережной весьма сложная судьба. На протяжении многих лет планировалось построить на этом участке Театр имени Аллы Пугачевой, но даже после трех разных предложенных проектов строительство так и не началось. В связи со сложностями согласования постройки театра в Санкт-Петербурге в настоящее время от идеи строительства театра отказались. Что планируется сейчас на этом участке, с уверенностью сказать сложно. Наиболее реалистичный вариант – парк отдыха. В связи с этим я делаю в своем проекте акцент на сохранение природного ландшафта и видовых зон отдыха на Морской набережной.
Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
© Денис Омельченко

Центр «Маякуша» предлагает учебные программы, разработанные в рамках дополнительного образования и предназначенные для переквалификации и непрерывного развития практикующих художников, дизайнеров и специалистов смежных профессий.

Главные цели:
  • интеграция новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений;
  • доступность информационных и технических ресурсов для творческой деятельности за счет специально оборудованных студий и мастерских для занятий различными видами искусства и дизайна;
  • создание «точки притяжения» за счет благоустройства и интерактивного пространства в устье реки и создания парковых зон отдыха для прогулок;
  • zooming
    1 / 6
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    2 / 6
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    3 / 6
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    4 / 6
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша». Разрез 1
    © Денис Омельченко
  • zooming
    5 / 6
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    6 / 6
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко

На территории центра расположен проект парка, концепция которого заключается в том, что нематериальные цифровые технологии могут превратить природу в искусство, не причиняя ему вреда.

Маякуша Парк – интерактивное художественное пространство, меняющееся от присутствия людей. Оно состоит из наземных и автономно плавающих на поверхности воды резонирующих ламп. При движении мимо лампы или дуновении ветра они начинают ярко светиться и издавать звук. Свет от одной лампы передается соседним, и так пока весь свет не пройдет через всё устье реки. Этот свет от плавающих ламп передает такой же яркий свет наземным лампам возле деревьев и камней. Светясь, лампы излучают звуковой тон, соответствующий определенному цвету. Когда ветер не дует, и людей рядом нет, лампы начинают медленно гаснуть.

Главным пешеходным путем к центру является мост, начинающийся рядом с автобусной остановкой. На нем расположено небольшое выставочное пространство для проведения временных выставок в теплые сезоны.
  • zooming
    1 / 5
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    2 / 5
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    3 / 5
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    4 / 5
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко
  • zooming
    5 / 5
    Образовательно – исследовательский центра интеграции новейших технологий в области современного искусства и медиа развлечений «Маякуша»
    © Денис Омельченко

Также на территории «Маякуши» находится открытый выставочный зал. Это пространство предназначено для временных выставок и всевозможных мероприятий в летний сезон (перформансы, хэппининги и т.д.).

Sculpture Hall – пространство для прогулок вокруг постоянно экспонируемых скульптур. За счет этой концепции входной группы в парк перед проезжающими машинами вдоль улицы Кораблестроителей, открывается красивый и необычный визуальный ряд. Второе подобное пространство находится вблизи от центра и укрыто от ветра».
Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина, США
Лидия Харчева
«Дипломному проекту предшествовало большое исследование субурбий в США, в ходе которого были выявлены проблемы, влияющие на качество жизни людей. Основное внимание было уделено пригороду Лос-Анджелеса и именно там я искала участок для проектирования.
Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
© Лидия Харчева

Город Вест Ковина расположен в 30 км от «даунтауна» Лос-Анджелеса и связан с ним шоссе. Река, пронизывающая город, и пересекающее его шоссе, являются проблемными местами. Автомобилеориентированность субурбий делает территории вдоль трасс наиболее оживленными, в то время как зоны жилой застройки пустынны и безжизненны. Бетонное русло реки проходит через центральную часть города, оно является зоной отчуждения и несет исключительно утилитарную функцию.

Выбранный мной участок располагается на пересечении этих двух «артерий», тем самым позволяет задействовать обе: создать сооружение, взаимодействующее с городом и дорогой, положить начало благоустройства русла реки.
Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
© Лидия Харчева

Расположение объектов над трассой и вдоль нее продиктовано особенностью планировочной структуры пригородов, а также необходимостью создания знакового сооружения, хорошо считываемого как автомобилистами, так и пешеходами в разных частях города.
  • zooming
    1 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    2 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    3 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    4 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    5 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    6 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    7 / 7
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева

Подбирая типологию сооружения, я ставила своей задачей решить такие проблемы как: однообразие застройки, неузнаваемость местности и отсутствие ориентиров, недостаток общественных пространств, парков и пешеходных связей.
Вертикальное фермерство становится все более актуально и востребовано в современных мегаполисах. Непрерывно растущие города поглощают новые территории, а люди активно покидают сельские местности. Традиционное сельское хозяйство умирает и теперь оно должно адаптироваться к современному обществу. Новые способы выращивания растений такие как: аэропоника, гидропоника и аквапоника, позволяют получать большее количество урожая в наименьшие сроки, используя в разы меньше воды, площади и рабочей силы.
  • zooming
    1 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    2 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    3 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    4 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    5 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    6 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    7 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    8 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    9 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    10 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    11 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева
  • zooming
    12 / 12
    Городской агрокомплекс в городе Вест Ковина. США
    © Лидия Харчева

В случае с субурбией, агрокомплекс такого типа создаст активность в городе и приток туристов, обеспечит автономность территории вокруг, даст рабочие места местным жителям, тем самым снизит количество автомобилей.

Комплекс имеет несколько функций: общественную с ресторанами и рынком, учебную с классами для школьников и зонами мастер-классов, исследовательскую с лабораториями, а основная площадь отдана под ячейки для выращивания растений. Разделение комплекса на ячейки дает жителям города возможность аренды отдельных блоков различного назначения, упрощает их эксплуатацию и строительство подобных центров в других местах с возможностью изменения конфигурации сооружения». 
Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон в Клину
 
Мария Чельцова-Бебутова
«Существующие постройки на территории «Химволокна» не имеют особенной архитектурной ценности, но некоторые из них вполне пригодны для реконструкции и переустройства под более востребованные функции. На месте остальных непригодных сооружений проектируется новый технопарк искусств с прилегающим к нему жилым кампусом.
Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
© Мария Чельцова-Бебутова

На территории технопарка я выделила шесть тематических зон, соответствующие шести видам искусств, которые я рассматриваю в порядке перехода от визуального и тактильного восприятия к слуховому:
  • Первая зона – зона архитектуры и дизайна (полностью визуальное восприятие и даже тактильное), расположена в самом начале, если двигаться от здания администрации, которое является композиционным началом движения по технопарку.
  • Вторая зона – зона изобразительного искусства (визуальное восприятие, тактильного почти нет).
  • Третья зона – зона кино, театра и фотографии (как визуальное, так и слуховое восприятие).
  • Четвертая зона – зона литературы и драматургии (может быть выражено как образом, так и словами, но слова описывают образ, поэтому скорее относится все еще к визуальному восприятию).
  • Пятая зона – зона хореографии и акробатики (как визуальное, так и слуховое восприятие).
  • Шестая и последняя заключительная зона, самая главная и занимающая центральное расположение прямо на пересечении главных планировочных осей – зона музыки.
Почему главная? Потому что только музыка относится к чистому виду слухового восприятия. Только музыку можно воспринять без малейшего образа и картинки в голове, что символично превосходству духовного над материальным (если представить, что звук – это нечто несуществующее физически, а картинка или образ всегда имеют свое физическое воплощение). Выделение музыкальной зоны как ключевой также хорошо соотносится с брендингом города Клин, который основан на звуке и слуховом восприятии (девиз города «Клин – звучит!»).
Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
© Мария Чельцова-Бебутова

Разработанная в данной зоне открытая музыкальная арена рассчитана на 3000 человек. Сама арена поднята над землей на 45 метров, под ареной организован парк, вокруг которого разбит бассейн. Также на арену можно забраться по спиралевидному пешеходному пандусу, организованному вокруг арены. Данный объект может заменять по функционалу классическую городскую площадь.
В каждой из шести зон находится всё, что нужно для изучения соответствующего искусства, для возможности творить, создавать, придумывать и воплощать. Я выделяю два типа пространств, которые необходимы для постижения любого из талантов.
  • Первый тип пространств – для самостоятельной работы над собой / учебы /совершенствования навыков. Эти пространства визуально соответствуют квадратной форме, так как для учебы или работы каждому достаточно хорошо оснащенной квадратной комнаты с ортогональными стенами, полом и потолком.
  • Второй тип пространств – для общения / мастер-классов / выставок / концертов. Эти пространства визуально соответствуют круглой форме, так как массовые показы, лекции или выставки удобно проводить в более сложных залах: кольцевая выставка, круглая площадь, полусферические арены.
  • zooming
    1 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    2 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    3 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    4 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    5 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    6 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    7 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    8 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    9 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    10 / 10
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова

Типовое здание производственных мастерских состоит из универсальных студий, к которым подключена вода, канализация и вентиляция, что значительно расширяет круг деятельности в подобном пространстве. Также за счет передвижных перегородок данные студии можно объединять между собой. В таких помещениях можно устроить почти любую мастерскую – макетную, мастерскую живописи, мини-производство. Рабочие пространства рассчитаны на 300 человек. Визуально здание и все пространства внутри него имеют квадратную форму, что соответствует выбранной концепции взаимосвязи формы и функции.

Типовое здание выставочных пространств вмещает в себя разный типы залов для выставок, включая конференц-зал на 300 человек. Выставочные пространства так же, как и студии могут объединяться в более крупные за счет передвижных перегородок. Согласно концепции взаимосвязи формы и функции, здание и все пространства в нем имеют круглую или кольцевую форму.
  • zooming
    1 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    2 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    3 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    4 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    5 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    6 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    7 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    8 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова
  • zooming
    9 / 9
    Технопарк искусств на территории бывшего комбината искусственных и синтетических волокон, г. Клин
    © Мария Чельцова-Бебутова

28 Октября 2020

Похожие статьи
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.