Клином красным

Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.

mainImg
Переезд Арх Москвы и других проектов Экспо Парка из ЦДХ – история, которая длилась несколько лет, и вот завершилась. Теперь офис компании, организующей много больших московских выставок: про антиквариат, про книги, и наконец, про архитектуру, находится в Гостином дворе, так что Арх Москва, после прошлогоднего эксперимента с Манежем, переместилась на Ильинку. Здесь тоже тепло и еще более светло, но, кажется, чуть меньше места. Что могло бы быть проблемой, если бы не 2020. Выставку переносили миниум 2 раза – она ведь весенняя, и пришлась на карантин, так что открылась в октябре. Практически следом здесь же, в Гостином дворе, должно пройти «осеннее» Зодчество. Всё смешалось и спрессовалось – но Арх Москва первое состоявшееся в столице в 2020 году офф-лайн крупное мероприятие, целиком посвященное архитектуре.
zooming

Тем более что стендов производителей совсем немного, и основную часть Гостиного двора занимают именно кураторские проекты, стенды крупных институций и ведомств. Помните, когда-то мы ходили по ЦДХ и ругались, что вокруг одна сантехника и черепица? Теперь совсем все не так, и хотя ситуация складывалась за последние 10 лет очень постепенно, 2020 как будто довершил работу: в зале бело, просторно, и – специально, надо думать, для нелюбителей масштабного строительства – невысоко. Даже Алексей Козырь с Александром Пономаревым обещали построить маяк, а поставили какой-то пузырь на крыше павильона (за отстутствием экспликаций он выглядит загадочно).
Инсталляция «Маяк» А. Козыря и А. Пономарева
Фотография: Архи.ру

Большая выставка – дело утомительное по определению, общим пожеланием к ней всегда было уйти от суеты к ясности, – так вот, Арх Москва карантинного года устроена довольно прозрачно. Входящих встречает красный клин стенда Москомархитектуры, посвященного идее пересмотра нормативов. От него в две стороны разбегаются, как виа Рипетта и виа Бабуино, белые портики экспозиций: 30 лет, 30 зданий, 30 экспертов, волшебная магия чисел (и голосование); справа Арх Каталог, слева NEXT!. Дальше по центральной оси – самый официальный партнер выставки, компания Мосинжпроект, с очень дигитальным стендом про Большое кольцо метро и макетом ТПУ «Рязанская» Тимура Башкаева.
ТПУ Рязанская, АБТБ, Мосинжпроект
Фотография: Архи.ру

Далее на оси же – выставка картин и скульптур «Архитектура в искусстве» от Полины Могилиной из галереи «Триумф»: одна работа Сергея Чобана, одна Александра Бродского, но есть и другое интересное.
Дмитрий Булынгин. Потекло. 2017. Предоставлено галереей Syntax. Арх Москва 2020, проект «Архитектура в искусстве», куратор Полина Могилина
Фотография: Архи.ру

Затем круглый конференц-зал Астраханской области, наследник похожего, но более основательного прошлогоднего сооружения Калужской области в Манеже. Вокруг него так называемая «площадь Искусств»: инсталляции Тотана Кузембаева и Рубена Аракеляна, Николая Лызлова и Дмитрия Овчарова. Далее, опять же на оси – АрхиГрафика, выставка понятная и всегда приятная для глаза.
АрхиГрафика, куратор Екатерина Шалина
Фотография: Архи.ру

По сторонам АрхиГрафики – обязательная просветительская часть, выставки зарубежной архитектуры: Дании, Франции. Норвергия, со стендами-домиками – от Анны Мартовицкой, автора путеводителя по современной архитектуре этой страны. На стенде собраны музеи, библиотеки и концертные залы: он называется «культпросвет».
«Культпросвет: опыт Норвегии», куратор Анна Мартовицкая
Фотография: Архи.ру

В пандан, с другой стороны – коллекция «наших там» и «ихних здесь» от журнала «Проект Россия»: подборка построек российских архитекторов в других странах и иностранцев в России, решенная как стена следователя с натянутыми ниточками – их количество подозрительно равное.
Наши там – они тут, «Проект Россия»
Фотография: Архи.ру

И наконец – своего рода жирная точка на всем сюжете – садик из травы и кленов от победителя программы NEXT! прошлого года, бюро megabudka. Они очень кстати украсили свои деревца неоновой надписью «Никакой архитектуры», похожей на надпись павильона Британии на ЭКСПО-2015 в Милане. Там было – Breathe, то есть «Дыши», и все было засажено травой и деревьями. Здесь фрагмент поменьше, а смысл, надо думать, тот же: устал от архитектуры? – Так вот здесь ее нет, дыши.
megabudka, «Никакой архитектуры»
Фотография: Архи.ру

Высказывание внезапное. При входе нас порадовали светлыми «лапами» пропилей, затем ударили красным клином и медиа-натиском, а тут, к концу, предлагают отдохнуть. Но это лишь один аспект. Можно ведь понять и по-другому, к примеру так: слезай, приехали, нечего архитектуре заигрывать с искусством, забывая свое место на дальней полке стройкомплекса. Не выдержала архитектура. Нету. Подалась в края где дышится легко. Скорее всего это вышло случайно, выставка ведь складывается из отдельных высказываний, но с другой стороны и вполне провокативно.

У нас же не принято говорить об архитектуре как искусстве. По результатам XX века получилось так, что есть изобразительное искусство, есть – современное, есть музыка с театром, а архитектура – это проектирование. Если архитектор делает офорт или инсталляцию, это современное искусство. Но если строит дом – он проектировщик, номер 10.3 в проектной декларации. Он молодец, когда про экологию, экономику, планировки, технологию, CAD, BIM, а если рисует или делает инсталляции, то это у него хобби, тоже молодец, или он ушел в современное искусство, ну что ж. Про пластику и эстетику дома, в котором больше трех этажей, говорить не полагается – сразу же набегают толпы пушистых лисят из социальных сетей и начинают стыдить – «как можно!». Звучит довольно дико, но архитектура перестала восприниматься как искусство даже многими архитекторами. И даже те, кто на самом деле делают ее как искусство, робеют временами об этом говорить, предпочитая предъявлять проекты без комментариев. Разговор этот – на самом деле долгий, но ни хорошей визуальной среды в городах, ни хорошего общественного статуса архитектурной профессии в обществе не будет, пока мы не объясним всем-всем, что архитектура это искусство. Что про это не только можно, но и надо говорить.

Сейчас ведь и сами архитекторы сбиваются в понятиях: «искусство» получается изобразительное или современное, а архитектура как-то отдельно. И на выставке тоже: вот архитектура, вот реновация, а вон там инсталляция, живопись, скульптура и графика, – они, конечно, искусство, и они отдельно. Лучше всего этот разрыв визуализировал Тотан Кузембаев в объекте «Корни»: внизу «игрушки», в которые играют «дети» (сюда Тотан включает и бумажную архитектуру), вверху коробки как коробки, вот вам и грустная разница между искусством и архитектурой. Тотан предлагает «перевернуть стол», но неясно, поможет ли перемена мест слагаемых. Между тем это единственная инсталляция, программно раскрывающая заданную тему, что немного.
Тотан Кузембаев, «Корни»
Фотография: Архи.ру

Все остальные скорее лиричные. Николай Лызлов оторвал Венере руки (кто хоть раз не думал о том, куда подевались руки Венеры? И кто не думал как-нибудь о том, чтобы оторвать какому-нибудь мастеру руки?). Дмитрий Овчаров установил большой «юпитер» над маленькими выступами в стенках ракетоподобной конструкции. Рубен Аракелян свою инсталляцию, которая служит парой объекту Тотана Кузембаева и посвящена главной теме выставки, трактовал лирически, как длинную скульптуру из асимметричных кубиков, похожих на кубики Тотана «под столом» – надо думать, что здесь стол уже «перевернут».
  • zooming
    1 / 6
    Николай Лызлов, инсталляция VENUS
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Николай Лызлов, инсталляция VENUS
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Николай Лызлов, инсталляция VENUS
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Рубен Аракелян, Айк Навасардян, инсталляция «Переживание»
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Рубен Аракелян, Айк Навасардян, инсталляция «Переживание»
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    NEFA architects, инсталляция «МЫСЛЬ»
    Фотография © Архи.ру

Примерно ту же нишу, что инсталляции, в последние годы заняло благоустройство – ему тоже, в сознании разных видов общественности, разрешено быть подвидом искусства, в отличие от архитектуры. Поэтому тоже – «дыши».

Среди 24 участников Арх Каталога на тему искусства рискнули высказаться трое. ATRIUM, подойдя с формальной, но приятно-осязаемой точки зрения, показал металлическую фасадную, надо думать, чешую, мотивировав ее словами о фактуре и форме, что, на самом деле, очень радует – прямой разговор о форме и ее элементах, повторюсь, в наше время и в нашем месте редкость. Теперь ждем объект с такой «драконьей шкуркой».
Арх Каталог: ATRIUM
Фотография: Архи.ру

Тотан Кузебмаев показал деревянную каплю-устрицу на длинных ногах, сопроводив высказывание многозначительными стихами, чего стоит хотя бы такое начало: «Архитектуру не приемлю, когда вокруг лесной тропы российскую больную землю сосут кирпичные клопы». И дальше иронически: «...ты одна, архитектура <...> оправдываешь местность, адрес, рябой кирпич». Чувствуется уверенный голос матерого деревянщика. С другой стороны, получается, что правильный клоп – он деревянный.
Арх Каталог: Тотан Кузембаев
Фотография: Архи.ру

ТПО «Резерв» подошли к вопросу обстоятельно, опубликовав на стенде, помимо подборки множества проектов, довольно объемное интервью Владимира Плоткина из «Архитектурного Вестника», прямо посвященное заявленной теме.
Арх Каталог: ТПО «Резерв»
Фотография: Архи.ру

Кое-кто ограничился концептуальным высказыванием: Архитекторы Асс поместили на белую стену слово «карантин», а Илья Мукосей нахлобучил на голову Афине Палладе виллу Савой. Ниже подписано: «афинская хартия», в виде нимба за головой Афины надписи «итоги наблюдений» и «надо требовать». Илья Мукосей объяснил мне это так: «Это структура основной, второй, части Афинской хартии. Каждый из 4 разделов – «Жилище», «Отдых», «Работа» и «Движение» делится на две части – «Итоги наблюдений» и «Надо требовать». Я там даже табличку с пояснениями прикрепил».
Арх Каталог: Мукосей
Фотография: Архи.ру

Большинство участников, как и всегда, и пошли по пути презентации проектов, новых и не очень. Среди них: прозвучавший, но увы, похоже, все-таки отвергнутый девелопером проект школы Сергея Скуратова в «Садовых кварталах»; многоэтажный эко-квартал в Череповце из клееной древесины, созданный на интенсиве МАРШ под руководством Владимира Кузьмина, аэропорт Александра Цимайло и Николая Ляшенко в Геленджике, составленный из совершенно прозрачных павильонов с очень тонкими ногами – если его построят, это будет очень нетипичный аэропорт, но проект обозначен 2018 годом.
Арх Каталог: проект аэропорта в Геленжика, Цимайло, Ляшенко и Партнеры, 2018 / макет
Фотография: Архи.ру
Арх Каталог: деревянный квартал в Череповце, коллектив под руководством Владимира Кузьмина
Фотография: Архи.ру

Очень красиво показаны объекты бюро «Остоженка» – по берегам реки, условной, хотя узнаваемой.
Арх Каталог: АБ «Остоженка»
Фотография: Архи.ру
Арх Каталог: АБ «Остоженка». Проекты показаны в кружочках. Слева проект-исследование территории на Симоновской набережной, справа Международный московский банк
Фотография: Архи.ру

Wowhaus представил себя в виде карточных домиков, видимо, намекая на хрупкость сферы городских и парковых пространств, в которой работает бюро. WALL – в виде скульптурных макетов.
Арх Каталог: Wowhaus
Фотография: Архи.ру
Арх Каталог: Wall
Фотография: Архи.ру

И, наконец, Никита Явейн пышно и пространно показал свой большой, если не сказать грандиозный, проект кампуса ИТМО. С двумя хорошими макетами, масштабнее, чем любой из соседей.
Арх Каталог: «Студия 44», проект кампуса ИТМО
Фотография: Архи.ру
Арх Каталог: «Студия 44», проект кампуса ИТМО
Фотография: Архи.ру

Заметим, что и у «Студии 44», и у Сергея Падалко на стенде использована такая же сетка, какую они применили в юбилейной выставке «Студии 44» в Анфиладе Главного штаба – похоже, этот прием входит в тренд практически как раньше деревянные палеты. К слову, с эрмитажной выставки приехала не только сетка, но и большой контейнер с видео-презентации построек Никиты Явейна – он встречает нас на входе.
Арх Каталог: Сетка на стенде Сергея Падалко
Фотография: Архи.ру

Сетка роднит Арх Каталог с соседним – а вообще центральным – стендом Москомархитектуры, программным как никогда. МКА не впервой показывать на Арх Москве программные стенды: реновацию и анонс новых РГНТД мы уже видели. Сейчас стенд остро-полемичный, что отлично отражает его форма в виде красного клина.
Нормы: стенд МКА
Фотография: Архи.ру
Нормы: стенд МКА
Фотография: Архи.ру

Сюжет стенда таков: взята территория, ППТ для которой разработан Институтом Генплана Москвы и уже утвержден – район Метрогородок. Эту территорию в порядке эксперимента дали четырем командам: АБТБ, CITIZENSTUDIO, AI Architects и SAGA – они разработали альтернативные предложения с разной степенью нарушения норм, которые, таким образом, предлагается поставить под сомнение. Степень оппонирования нормативам наглядно показана на решетчатом стенде, который «набран» из кубиков как конструктор. Зеленое – норма в проекте соблюдена, красное – нарушена.
Нормы: стенд МКА
Фотография: Архи.ру
Нормы: стенд МКА
Фотография: Архи.ру

Самым смелым (и красным) оказался проект SAGA Юлии Ардабьевской, а самым пластичным – проект «Пасха» AI architects, представленный «цумторовским» макетом из воска. Юлия Ардабьевская предложила много вариантов застройки, от сочетания башен и «садовых участков» до «парижских» кварталов и «сингапурских» башен.
Экспериментальный проект застройки района Метрогородок, AI architects, стенд МКА «Нормы» / макет
Фотография: Архи.ру
Экспериментальный проект застройки района Метрогородок, AI architects, стенд МКА «Нормы» / макет
Фотография: Архи.ру

«Авторы концепций своими работами показали, что не все действующие нормативы так уж важны для комфортного существования человека», – так прокомментировал результат поставленного опыта куратор экспозиции МКА Сергей Кузнецов.

Институт Генплана Москвы, на чьем проекте проводили свой эксперимент МКА, выступил на Арх Москве со стендом, посвященным реновации и решенным как воплощение постмодернистской иллюстрации Маделон Фрисендорп к книге Рема Колхаса Delirious New York: «спальня», где в кровати под одеялом лежат два «дома», в ногах стоят еще два дома, вокруг них бегает игрушечный паровозик. Прикроватный коврик – в виде плана парка «Зарядье», на тумбочке Шуховская башня. «В форме постмодернизма мы показываем, что реновация, обновление города – не просто самостоятельное явление, а естественное продолжение идеи индустриального домостроения», – так поясняют авторы свое решение.
Стенд Института Генплана Москвы
Фотография: Архи.ру
Стенд Института Генплана Москвы
Фотография: Архи.ру

Очень ярким получился проект NEXT! – здесь все участники представлены, помимо автовыборки проектов, крупными инсталляциями. Задача молодых архитекторов, по словам куратора проекта Юлии Шишаловой, «не только разрешать текущие, но и предвосхишать будущие вызовы».

Екатеринбуржцы ОСА показали конструкцию из разных видов натуральной ткани, в сопровождении намеренно запутанных букв. По словам Александра Самарина, инсталляция – размышелние о все более «фасадной» сути работы архитекторов: «Последней надеждой архитектора на искусство становится ткань фасада, пропорции все чаще определяются экономикой. Эта архитектурная «одежда» – повод для иронии или вызовов к поиску новых профессиональных подходов, сохраняющей для массовой архитектуры возможность быть искусством».
Инсталляция ОСА
Фотография © Архи.ру

Бюро Арх Объем показало сад из цветов с игрушечными динозавриками; L-O-G-I-C – фиолетовую конструкцию-лабиринт; ; XForma высказались инсталляцией «форма воды» – на лайтбоксе традиционные фасады, а сверху стеклянные кувшины разной степени странности, с водой. Инсталляция SON architecture – гигантские иконки из яркого пластика. Инсталляция бюро .ket – тоже с водой, но капающей и в тюлевом павильоне.
  • zooming
    1 / 6
    Инсталляция бюро .ket
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Инсталляция Арх Объем
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Инсталляция Арх Объем
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Инсталляция АБ ODA
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Инсталляция L-O-G-I-C
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Инсталляция SON architects
    Фотография © SON architects

Расположенный на самом входе программный проект выставки 2020 года «Москва: значимо!» представляет собой попытку перехода Арх Москвы в иное, «историческое» измерение, резюме истории московского строительства за прошедшие 30 лет. Тридцать экспертов назвали самые значимые, на их взгляд, московские здания последнего 30-летия, из них потом выбрали 30 самых значимых по частоте упоминаний. Теперь идет народное голосование за самое значимое здание.
Москва: значимо! кураторы Илья Мукосей и Юлия Бычкова
Фотография: Архи.ру

Проект, с одной стороны, выглядит как логичная демонстрация новой квалификации Арх Москвы: не только оценки актуального, как в выборе Арх Каталога, но и резюмирования исторического.

С другой стороны, в нем выбрана безоценочная, точнее, чуждая эстетической оценки позиция – по значимости. А что такое значимость? Заметность или красота? Может быть значимым то, что мозолит глаза? Значимым для чего и в каком ракурсе? Все эти вопросы прямого ответа не получают, и подборка выходит, опять же, провокационной – как сказал мне со-куратор проекта Илья Мукосей, большинство экспертов оценивают значительную часть отобранных по принципу «значимости» зданий с эстетической точки зрения отрицательно – «хотят развидеть», так что подборка стала чем-то средним между «Оскаром» и «Золотой «малиной», а где что, мол, уже судите сами. По моим примерным подсчетам, таких «малин» чуть меньше половины, но больше трети. В выборку попал БЦ «Оружейник» (ну как его развидеть-то!), театр Et Cetera и дом-яйцо Сергея Ткаченко в чистопрудных переулках. В этом смысле проект то ли оказывается параллельным основной теме, то ли пересекается с ней под каким-о неясным углом.
Москва: значимо! кураторы Илья Мукосей и Юлия Бычкова
Фотография: Архи.ру
Москва: значимо! кураторы Илья Мукосей и Юлия Бычкова
Фотография: Архи.ру

Впрочем, что такое искусство? Искусство может быть и провокацией, как дом-яйцо или известный фонтан. Хотя вряд ли это может стать серьезной причиной для исключения из разговора категории эстетического вообще. Оно может еще пригодиться. 

09 Октября 2020

Похожие статьи
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.