Клином красным

Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

09 Октября 2020
mainImg
Переезд Арх Москвы и других проектов Экспо Парка из ЦДХ – история, которая длилась несколько лет, и вот завершилась. Теперь офис компании, организующей много больших московских выставок: про антиквариат, про книги, и наконец, про архитектуру, находится в Гостином дворе, так что Арх Москва, после прошлогоднего эксперимента с Манежем, переместилась на Ильинку. Здесь тоже тепло и еще более светло, но, кажется, чуть меньше места. Что могло бы быть проблемой, если бы не 2020. Выставку переносили миниум 2 раза – она ведь весенняя, и пришлась на карантин, так что открылась в октябре. Практически следом здесь же, в Гостином дворе, должно пройти «осеннее» Зодчество. Всё смешалось и спрессовалось – но Арх Москва первое состоявшееся в столице в 2020 году офф-лайн крупное мероприятие, целиком посвященное архитектуре.
zooming

Тем более что стендов производителей совсем немного, и основную часть Гостиного двора занимают именно кураторские проекты, стенды крупных институций и ведомств. Помните, когда-то мы ходили по ЦДХ и ругались, что вокруг одна сантехника и черепица? Теперь совсем все не так, и хотя ситуация складывалась за последние 10 лет очень постепенно, 2020 как будто довершил работу: в зале бело, просторно, и – специально, надо думать, для нелюбителей масштабного строительства – невысоко. Даже Алексей Козырь с Александром Пономаревым обещали построить маяк, а поставили какой-то пузырь на крыше павильона (за отстутствием экспликаций он выглядит загадочно).
Инсталляция «Маяк» А. Козыря и А. Пономарева
Фотография: Архи.ру

Большая выставка – дело утомительное по определению, общим пожеланием к ней всегда было уйти от суеты к ясности, – так вот, Арх Москва карантинного года устроена довольно прозрачно. Входящих встречает красный клин стенда Москомархитектуры, посвященного идее пересмотра нормативов. От него в две стороны разбегаются, как виа Рипетта и виа Бабуино, белые портики экспозиций: 30 лет, 30 зданий, 30 экспертов, волшебная магия чисел (и голосование); справа Арх Каталог, слева NEXT!. Дальше по центральной оси – самый официальный партнер выставки, компания Мосинжпроект, с очень дигитальным стендом про Большое кольцо метро и макетом ТПУ «Рязанская» Тимура Башкаева.
ТПУ Рязанская, АБТБ, Мосинжпроект
Фотография: Архи.ру

Далее на оси же – выставка картин и скульптур «Архитектура в искусстве» от Полины Могилиной из галереи «Триумф»: одна работа Сергея Чобана, одна Александра Бродского, но есть и другое интересное.
Дмитрий Булынгин. Потекло. 2017. Предоставлено галереей Syntax. Арх Москва 2020, проект «Архитектура в искусстве», куратор Полина Могилина
Фотография: Архи.ру

Затем круглый конференц-зал Астраханской области, наследник похожего, но более основательного прошлогоднего сооружения Калужской области в Манеже. Вокруг него так называемая «площадь Искусств»: инсталляции Тотана Кузембаева и Рубена Аракеляна, Николая Лызлова и Дмитрия Овчарова. Далее, опять же на оси – АрхиГрафика, выставка понятная и всегда приятная для глаза.
АрхиГрафика, куратор Екатерина Шалина
Фотография: Архи.ру

По сторонам АрхиГрафики – обязательная просветительская часть, выставки зарубежной архитектуры: Дании, Франции. Норвергия, со стендами-домиками – от Анны Мартовицкой, автора путеводителя по современной архитектуре этой страны. На стенде собраны музеи, библиотеки и концертные залы: он называется «культпросвет».
«Культпросвет: опыт Норвегии», куратор Анна Мартовицкая
Фотография: Архи.ру

В пандан, с другой стороны – коллекция «наших там» и «ихних здесь» от журнала «Проект Россия»: подборка построек российских архитекторов в других странах и иностранцев в России, решенная как стена следователя с натянутыми ниточками – их количество подозрительно равное.
Наши там – они тут, «Проект Россия»
Фотография: Архи.ру

И наконец – своего рода жирная точка на всем сюжете – садик из травы и кленов от победителя программы NEXT! прошлого года, бюро megabudka. Они очень кстати украсили свои деревца неоновой надписью «Никакой архитектуры», похожей на надпись павильона Британии на ЭКСПО-2015 в Милане. Там было – Breathe, то есть «Дыши», и все было засажено травой и деревьями. Здесь фрагмент поменьше, а смысл, надо думать, тот же: устал от архитектуры? – Так вот здесь ее нет, дыши.
megabudka, «Никакой архитектуры»
Фотография: Архи.ру

Высказывание внезапное. При входе нас порадовали светлыми «лапами» пропилей, затем ударили красным клином и медиа-натиском, а тут, к концу, предлагают отдохнуть. Но это лишь один аспект. Можно ведь понять и по-другому, к примеру так: слезай, приехали, нечего архитектуре заигрывать с искусством, забывая свое место на дальней полке стройкомплекса. Не выдержала архитектура. Нету. Подалась в края где дышится легко. Скорее всего это вышло случайно, выставка ведь складывается из отдельных высказываний, но с другой стороны и вполне провокативно.

У нас же не принято говорить об архитектуре как искусстве. По результатам XX века получилось так, что есть изобразительное искусство, есть – современное, есть музыка с театром, а архитектура – это проектирование. Если архитектор делает офорт или инсталляцию, это современное искусство. Но если строит дом – он проектировщик, номер 10.3 в проектной декларации. Он молодец, когда про экологию, экономику, планировки, технологию, CAD, BIM, а если рисует или делает инсталляции, то это у него хобби, тоже молодец, или он ушел в современное искусство, ну что ж. Про пластику и эстетику дома, в котором больше трех этажей, говорить не полагается – сразу же набегают толпы пушистых лисят из социальных сетей и начинают стыдить – «как можно!». Звучит довольно дико, но архитектура перестала восприниматься как искусство даже многими архитекторами. И даже те, кто на самом деле делают ее как искусство, робеют временами об этом говорить, предпочитая предъявлять проекты без комментариев. Разговор этот – на самом деле долгий, но ни хорошей визуальной среды в городах, ни хорошего общественного статуса архитектурной профессии в обществе не будет, пока мы не объясним всем-всем, что архитектура это искусство. Что про это не только можно, но и надо говорить.

Сейчас ведь и сами архитекторы сбиваются в понятиях: «искусство» получается изобразительное или современное, а архитектура как-то отдельно. И на выставке тоже: вот архитектура, вот реновация, а вон там инсталляция, живопись, скульптура и графика, – они, конечно, искусство, и они отдельно. Лучше всего этот разрыв визуализировал Тотан Кузембаев в объекте «Корни»: внизу «игрушки», в которые играют «дети» (сюда Тотан включает и бумажную архитектуру), вверху коробки как коробки, вот вам и грустная разница между искусством и архитектурой. Тотан предлагает «перевернуть стол», но неясно, поможет ли перемена мест слагаемых. Между тем это единственная инсталляция, программно раскрывающая заданную тему, что немного.
Тотан Кузембаев, «Корни»
Фотография: Архи.ру

Все остальные скорее лиричные. Николай Лызлов оторвал Венере руки (кто хоть раз не думал о том, куда подевались руки Венеры? И кто не думал как-нибудь о том, чтобы оторвать какому-нибудь мастеру руки?). Дмитрий Овчаров установил большой «юпитер» над маленькими выступами в стенках ракетоподобной конструкции. Рубен Аракелян свою инсталляцию, которая служит парой объекту Тотана Кузембаева и посвящена главной теме выставки, трактовал лирически, как длинную скульптуру из асимметричных кубиков, похожих на кубики Тотана «под столом» – надо думать, что здесь стол уже «перевернут».
  • zooming
    1 / 6
    Николай Лызлов, инсталляция VENUS
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Николай Лызлов, инсталляция VENUS
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Николай Лызлов, инсталляция VENUS
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Рубен Аракелян, Айк Навасардян, инсталляция «Переживание»
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Рубен Аракелян, Айк Навасардян, инсталляция «Переживание»
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    NEFA architects, инсталляция «МЫСЛЬ»
    Фотография © Архи.ру

Примерно ту же нишу, что инсталляции, в последние годы заняло благоустройство – ему тоже, в сознании разных видов общественности, разрешено быть подвидом искусства, в отличие от архитектуры. Поэтому тоже – «дыши».

Среди 24 участников Арх Каталога на тему искусства рискнули высказаться трое. ATRIUM, подойдя с формальной, но приятно-осязаемой точки зрения, показал металлическую фасадную, надо думать, чешую, мотивировав ее словами о фактуре и форме, что, на самом деле, очень радует – прямой разговор о форме и ее элементах, повторюсь, в наше время и в нашем месте редкость. Теперь ждем объект с такой «драконьей шкуркой».
Арх Каталог: ATRIUM
Фотография: Архи.ру

Тотан Кузебмаев показал деревянную каплю-устрицу на длинных ногах, сопроводив высказывание многозначительными стихами, чего стоит хотя бы такое начало: «Архитектуру не приемлю, когда вокруг лесной тропы российскую больную землю сосут кирпичные клопы». И дальше иронически: «...ты одна, архитектура <...> оправдываешь местность, адрес, рябой кирпич». Чувствуется уверенный голос матерого деревянщика. С другой стороны, получается, что правильный клоп – он деревянный.
Арх Каталог: Тотан Кузембаев
Фотография: Архи.ру

ТПО «Резерв» подошли к вопросу обстоятельно, опубликовав на стенде, помимо подборки множества проектов, довольно объемное интервью Владимира Плоткина из «Архитектурного Вестника», прямо посвященное заявленной теме.
Арх Каталог: ТПО «Резерв»
Фотография: Архи.ру

Кое-кто ограничился концептуальным высказыванием: Архитекторы Асс поместили на белую стену слово «карантин», а Илья Мукосей нахлобучил на голову Афине Палладе виллу Савой. Ниже подписано: «афинская хартия», в виде нимба за головой Афины надписи «итоги наблюдений» и «надо требовать». Илья Мукосей объяснил мне это так: «Это структура основной, второй, части Афинской хартии. Каждый из 4 разделов – «Жилище», «Отдых», «Работа» и «Движение» делится на две части – «Итоги наблюдений» и «Надо требовать». Я там даже табличку с пояснениями прикрепил».
Арх Каталог: Мукосей
Фотография: Архи.ру

Большинство участников, как и всегда, и пошли по пути презентации проектов, новых и не очень. Среди них: прозвучавший, но увы, похоже, все-таки отвергнутый девелопером проект школы Сергея Скуратова в «Садовых кварталах»; многоэтажный эко-квартал в Череповце из клееной древесины, созданный на интенсиве МАРШ под руководством Владимира Кузьмина, аэропорт Александра Цимайло и Николая Ляшенко в Геленджике, составленный из совершенно прозрачных павильонов с очень тонкими ногами – если его построят, это будет очень нетипичный аэропорт, но проект обозначен 2018 годом.
Арх Каталог: проект аэропорта в Геленжика, Цимайло, Ляшенко и Партнеры, 2018 / макет
Фотография: Архи.ру
Арх Каталог: деревянный квартал в Череповце, коллектив под руководством Владимира Кузьмина
Фотография: Архи.ру

Очень красиво показаны объекты бюро «Остоженка» – по берегам реки, условной, хотя узнаваемой.
Арх Каталог: АБ «Остоженка»
Фотография: Архи.ру
Арх Каталог: АБ «Остоженка». Проекты показаны в кружочках. Слева проект-исследование территории на Симоновской набережной, справа Международный московский банк
Фотография: Архи.ру

Wowhaus представил себя в виде карточных домиков, видимо, намекая на хрупкость сферы городских и парковых пространств, в которой работает бюро. WALL – в виде скульптурных макетов.
Арх Каталог: Wowhaus
Фотография: Архи.ру
Арх Каталог: Wall
Фотография: Архи.ру

И, наконец, Никита Явейн пышно и пространно показал свой большой, если не сказать грандиозный, проект кампуса ИТМО. С двумя хорошими макетами, масштабнее, чем любой из соседей.
Арх Каталог: «Студия 44», проект кампуса ИТМО
Фотография: Архи.ру
Арх Каталог: «Студия 44», проект кампуса ИТМО
Фотография: Архи.ру

Заметим, что и у «Студии 44», и у Сергея Падалко на стенде использована такая же сетка, какую они применили в юбилейной выставке «Студии 44» в Анфиладе Главного штаба – похоже, этот прием входит в тренд практически как раньше деревянные палеты. К слову, с эрмитажной выставки приехала не только сетка, но и большой контейнер с видео-презентации построек Никиты Явейна – он встречает нас на входе.
Арх Каталог: Сетка на стенде Сергея Падалко
Фотография: Архи.ру

Сетка роднит Арх Каталог с соседним – а вообще центральным – стендом Москомархитектуры, программным как никогда. МКА не впервой показывать на Арх Москве программные стенды: реновацию и анонс новых РГНТД мы уже видели. Сейчас стенд остро-полемичный, что отлично отражает его форма в виде красного клина.
Нормы: стенд МКА
Фотография: Архи.ру
Нормы: стенд МКА
Фотография: Архи.ру

Сюжет стенда таков: взята территория, ППТ для которой разработан Институтом Генплана Москвы и уже утвержден – район Метрогородок. Эту территорию в порядке эксперимента дали четырем командам: АБТБ, CITIZENSTUDIO, AI Architects и SAGA – они разработали альтернативные предложения с разной степенью нарушения норм, которые, таким образом, предлагается поставить под сомнение. Степень оппонирования нормативам наглядно показана на решетчатом стенде, который «набран» из кубиков как конструктор. Зеленое – норма в проекте соблюдена, красное – нарушена.
Нормы: стенд МКА
Фотография: Архи.ру
Нормы: стенд МКА
Фотография: Архи.ру

Самым смелым (и красным) оказался проект SAGA Юлии Ардабьевской, а самым пластичным – проект «Пасха» AI architects, представленный «цумторовским» макетом из воска. Юлия Ардабьевская предложила много вариантов застройки, от сочетания башен и «садовых участков» до «парижских» кварталов и «сингапурских» башен.
Экспериментальный проект застройки района Метрогородок, AI architects, стенд МКА «Нормы» / макет
Фотография: Архи.ру
Экспериментальный проект застройки района Метрогородок, AI architects, стенд МКА «Нормы» / макет
Фотография: Архи.ру

«Авторы концепций своими работами показали, что не все действующие нормативы так уж важны для комфортного существования человека», – так прокомментировал результат поставленного опыта куратор экспозиции МКА Сергей Кузнецов.

Институт Генплана Москвы, на чьем проекте проводили свой эксперимент МКА, выступил на Арх Москве со стендом, посвященным реновации и решенным как воплощение постмодернистской иллюстрации Маделон Фрисендорп к книге Рема Колхаса Delirious New York: «спальня», где в кровати под одеялом лежат два «дома», в ногах стоят еще два дома, вокруг них бегает игрушечный паровозик. Прикроватный коврик – в виде плана парка «Зарядье», на тумбочке Шуховская башня. «В форме постмодернизма мы показываем, что реновация, обновление города – не просто самостоятельное явление, а естественное продолжение идеи индустриального домостроения», – так поясняют авторы свое решение.
Стенд Института Генплана Москвы
Фотография: Архи.ру
Стенд Института Генплана Москвы
Фотография: Архи.ру

Очень ярким получился проект NEXT! – здесь все участники представлены, помимо автовыборки проектов, крупными инсталляциями. Задача молодых архитекторов, по словам куратора проекта Юлии Шишаловой, «не только разрешать текущие, но и предвосхишать будущие вызовы».

Екатеринбуржцы ОСА показали конструкцию из разных видов натуральной ткани, в сопровождении намеренно запутанных букв. По словам Александра Самарина, инсталляция – размышелние о все более «фасадной» сути работы архитекторов: «Последней надеждой архитектора на искусство становится ткань фасада, пропорции все чаще определяются экономикой. Эта архитектурная «одежда» – повод для иронии или вызовов к поиску новых профессиональных подходов, сохраняющей для массовой архитектуры возможность быть искусством».
Инсталляция ОСА
Фотография © Архи.ру

Бюро Арх Объем показало сад из цветов с игрушечными динозавриками; L-O-G-I-C – фиолетовую конструкцию-лабиринт; ; XForma высказались инсталляцией «форма воды» – на лайтбоксе традиционные фасады, а сверху стеклянные кувшины разной степени странности, с водой. Инсталляция SON architecture – гигантские иконки из яркого пластика. Инсталляция бюро .ket – тоже с водой, но капающей и в тюлевом павильоне.
  • zooming
    1 / 6
    Инсталляция бюро .ket
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Инсталляция Арх Объем
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Инсталляция Арх Объем
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Инсталляция АБ ODA
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Инсталляция L-O-G-I-C
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Инсталляция SON architects
    Фотография © SON architects

Расположенный на самом входе программный проект выставки 2020 года «Москва: значимо!» представляет собой попытку перехода Арх Москвы в иное, «историческое» измерение, резюме истории московского строительства за прошедшие 30 лет. Тридцать экспертов назвали самые значимые, на их взгляд, московские здания последнего 30-летия, из них потом выбрали 30 самых значимых по частоте упоминаний. Теперь идет народное голосование за самое значимое здание.
Москва: значимо! кураторы Илья Мукосей и Юлия Бычкова
Фотография: Архи.ру

Проект, с одной стороны, выглядит как логичная демонстрация новой квалификации Арх Москвы: не только оценки актуального, как в выборе Арх Каталога, но и резюмирования исторического.

С другой стороны, в нем выбрана безоценочная, точнее, чуждая эстетической оценки позиция – по значимости. А что такое значимость? Заметность или красота? Может быть значимым то, что мозолит глаза? Значимым для чего и в каком ракурсе? Все эти вопросы прямого ответа не получают, и подборка выходит, опять же, провокационной – как сказал мне со-куратор проекта Илья Мукосей, большинство экспертов оценивают значительную часть отобранных по принципу «значимости» зданий с эстетической точки зрения отрицательно – «хотят развидеть», так что подборка стала чем-то средним между «Оскаром» и «Золотой «малиной», а где что, мол, уже судите сами. По моим примерным подсчетам, таких «малин» чуть меньше половины, но больше трети. В выборку попал БЦ «Оружейник» (ну как его развидеть-то!), театр Et Cetera и дом-яйцо Сергея Ткаченко в чистопрудных переулках. В этом смысле проект то ли оказывается параллельным основной теме, то ли пересекается с ней под каким-о неясным углом.
Москва: значимо! кураторы Илья Мукосей и Юлия Бычкова
Фотография: Архи.ру
Москва: значимо! кураторы Илья Мукосей и Юлия Бычкова
Фотография: Архи.ру

Впрочем, что такое искусство? Искусство может быть и провокацией, как дом-яйцо или известный фонтан. Хотя вряд ли это может стать серьезной причиной для исключения из разговора категории эстетического вообще. Оно может еще пригодиться. 

09 Октября 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Бегом по набережной
В июне в Самаре прошел пятый по счету фестиваль набережных «ВолгаФест». Впервые в его рамках был представлен проект «Резиденции волжских городов». Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Саратов получили свое архитектурное, художественной и медийное воплощение прямо на самарской набережной.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Технологии и материалы
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Сейчас на главной
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.
Химические реакции
Проект-победитель конкурса Малых городов раскрывает многогранность Щекино: в нем нашлось место Анне Карениной и Игорю Талькову, космонавтам и шахтерам, равно как и богатой природе тульского края, безбарьерной среде и разным видам досуга.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Ре-Школа 2021: Соловки
Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
В дуэте с ареной
Жилой комплекс West Half по проекту ODA в Вашингтоне построен рядом с бейсбольным стадионом и учитывает все аспекты такого соседства, включая свою «роль» в телетрансляциях матчей.
Золотая медаль МАРХИ 2021: победители
Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ. Магистерская диссертация Полины Болдыревой посвящена исследованию метаструктур, а дипломный проект Дарьи Зотовой – проработке событийного комплекса с иммерсивным театром в Ясенево.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.