Андрей Киселев, куратор модуля «Профессиональные навыки» МАРШ и партнер проекта SYNTHESIS.MOSCOW
«В этом году в рамках модуля «Профессиональные навыки» второго курса МАРШ студенты пришли к совершенно новому результату. Обычно год завершался проектными PDF-портфолио, в которых невозможно размещать видео, анимации, гифки и звуковые файлы. Но на этот раз работа была адаптивной и не стесненной рамками формата. Все портфолио были выполнены в онлайн-конструкторе Tilda с упором на иллюстративную и чертежную графику, анимацию и онлайн-верстку. Важно отметить, что это не проектные портфолио – я просил студентов создавать рубрики, исходя из навыков владения программами.
В конце года, когда студентам пришло время устраиваться на летнюю практику, я отправил 18 лучших портфолио своим друзьям и коллегам из нескольких архитектурных студий и попросил оценить работы. Многие отметили серьезный уровень подготовки авторов, кто-то обращал большее внимание на информативность, другие отмечали удобство навигации и минимализм, третьим была важна атмосферность и общая история.
Ниже приведены мнения архитекторов относительного интерактивного формата портфолио, а иллюстрации для материала взяты из работ, которые отметило большинство экспертов. Посмотреть все портфолио целиком можно на этой странице».
В конце года, когда студентам пришло время устраиваться на летнюю практику, я отправил 18 лучших портфолио своим друзьям и коллегам из нескольких архитектурных студий и попросил оценить работы. Многие отметили серьезный уровень подготовки авторов, кто-то обращал большее внимание на информативность, другие отмечали удобство навигации и минимализм, третьим была важна атмосферность и общая история.
Ниже приведены мнения архитекторов относительного интерактивного формата портфолио, а иллюстрации для материала взяты из работ, которые отметило большинство экспертов. Посмотреть все портфолио целиком можно на этой странице».
Михаил Бейлин, «ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO»
Сам принцип подготовки портфолио-сайта я считаю крайне удачным. Он в легкой и понятной манере передает месседж соискателя работодателю. И точно показывает технический уровень претендента. Нет ничего лишнего: рисунков пастелью, кучи макетов с кафедры ОФП и прочего. Точно могу сказать одно: не было ни одного портфолио, которое можно назвать средним и уж тем более слабым. Все работы очень сильные и яркие. Изучать их – одно удовольствие.
Должен признаться, что нам в первую очередь важен технический уровень архитектора: он должен уметь многое и в самом начале работы стать продолжением наших рук. А далее, конечно, получить больше самостоятельности.
Должен признаться, что нам в первую очередь важен технический уровень архитектора: он должен уметь многое и в самом начале работы стать продолжением наших рук. А далее, конечно, получить больше самостоятельности.
Петр Советников. Архитектор. Партнер бюро KATARSIS
Идея показывать не проекты, а навыки сама по себе очень полезная. Иногда, получая портфолио с проектами, мы не понимаем, что именно делал человек, какую часть работы. Часто портфолио состоит из проектов, сделанных в рамках воркшопов, коллективно. Нам же важно понимать личный технический инструментарий и личные предпочтения, поскольку от выбора связки программ зависит иногда не только стилистика подачи, но даже образ мысли или, наоборот, индивидуальный образ творческого мышления диктует выбор софта. Здесь мы как раз видим именно то, что нас интересует в первую очередь. Так любой потенциальный работодатель сразу понимает, как человек может вписаться в структуру работы бюро.
Если вы отправляете свое портфолио с целью трудоустройства, то не стоит слишком увлекаться спецэффектами и усложнять структуру. Главное, чтобы все было понятно и работало. При огромном выборе возможностей главное – это сохранить умеренность. В общем, у web, по сравнению с более традиционными форматами, много преимуществ, которые легко могут оказаться недостатками, при нехватке эстетики и чувства меры.
Если вы отправляете свое портфолио с целью трудоустройства, то не стоит слишком увлекаться спецэффектами и усложнять структуру. Главное, чтобы все было понятно и работало. При огромном выборе возможностей главное – это сохранить умеренность. В общем, у web, по сравнению с более традиционными форматами, много преимуществ, которые легко могут оказаться недостатками, при нехватке эстетики и чувства меры.
Леонид Слонимский, сооснователь и партнер KOSMOS Architects
Формат онлайн-презентации отличный, особенно для студентов. Я вижу проблему в том, что формат тяжело справляется, если проектов и картинок много. Портфолио бюро с сотней проектов так не налистаешься. А вот как инструмент для презентации двух-трех проектов это наоборот, супер! Стандартный pdf хоть и «тупой» инструмент, но конечно, очень удобный своей распространенностью и простотой. В каком формате получать портфолио – мне в принципе не важно, главное, чтобы были хорошие работы и текст.
Степан Кухарский, сооснователь и партнер SA lab
Online портфолио – удобный формат подачи. В отличии от pdf он позволяет более полно раскрыть навыки и умения студентов. PDF, Behance, Issuu остаются статичными – это просто перенос традиционной архитектурной подачи из планшета в цифровую среду. Web-версия позволяет сделать портфолио интерактивным.
С другой стороны, лично мне странной кажется общая увлеченность коллажами. И не только в студенческих работах, но и в работах бюро. Визуально – это попсовый прием, он уже не интригует и не дает точное представление об архитектуре. Технически – это двойная работа: сначала моделирование и рендер в одной программе, потом применение текстур в фотошопе. Сложно сказать, какие преимущества дает такой подход. Сразу возникает вопрос: может ли архитектор технически сделать что-то другое, и почему выбран именно этот формат.
Качество работ хорошее. Во многих портфолио виден интерес к моделированию в Rhino, а некоторые ярко демонстрируют преимущества работы в связке Rhino+Grasshopper.
С другой стороны, лично мне странной кажется общая увлеченность коллажами. И не только в студенческих работах, но и в работах бюро. Визуально – это попсовый прием, он уже не интригует и не дает точное представление об архитектуре. Технически – это двойная работа: сначала моделирование и рендер в одной программе, потом применение текстур в фотошопе. Сложно сказать, какие преимущества дает такой подход. Сразу возникает вопрос: может ли архитектор технически сделать что-то другое, и почему выбран именно этот формат.
Качество работ хорошее. Во многих портфолио виден интерес к моделированию в Rhino, а некоторые ярко демонстрируют преимущества работы в связке Rhino+Grasshopper.
Александр Салов, архитектор, партнер бюро ARCHSLON
Нам как работодателям формат подачи портфолио в виде сайта видится более подходящим. Иногда хочется вернуться к кандидату, смотришь его портфолио, но понимаешь, что человек мог вырасти за то время, пока ты думал, освоить новые навыки. А сайт растет вместе с архитектором, и в любой момент можно переориентировать его. На наш взгляд, web-формат обладает большим потенциалом с точки зрения персонализации портфолио и тем самым дает больше инструментов для демонстрации своих возможностей.
Онлайн-формат позволяет не только познакомиться с прикладными навыками автора, почувствовать стиль и образ его мышления, что трудно достижимо в статичных форматах. Такой способ подачи дает соискателям конкурентное преимущество: мы всегда обращаем внимание на владение навыками, которые позволяют максимально эффективно продемонстрировать свои идеи и возможности.
Онлайн-формат позволяет не только познакомиться с прикладными навыками автора, почувствовать стиль и образ его мышления, что трудно достижимо в статичных форматах. Такой способ подачи дает соискателям конкурентное преимущество: мы всегда обращаем внимание на владение навыками, которые позволяют максимально эффективно продемонстрировать свои идеи и возможности.
Артем Укропов, сооснователь и партнер MEGABUDKA
Первое впечатление – классно, необычный подход и репрезентативность, вполне удобно. С другой стороны, когда листаешь много похожих работ – уникальность уходит. Скульптинг везде как будто бы случайный. Но некоторые работы отличались значительно и выделялись среди остальных. Общее впечатление от большинства работ – попытка скрыть за модной версткой не самые сильные работы. И все же некоторым ребятам удалось не только показать свои навыки, но и сделать это осмысленно.
Константин Ходнев, сооснователь и партнер DNK ag
Сочетание демонстрации навыков владения цифровыми инструментами и веб-дизайна кажется настолько естественным, что удивительно, как это не появилось раньше. С точки зрения удобства и проявления индивидуальности, персональный сайт намного превосходит платформы ISSUE и Behance, ведь мы смотрим все на телефоне. А вот pdf, на мой взгляд, идет наравне, просто он из другой вселенной, той, где еще создают и печатают книги, где еще есть буклеты проектов.
Что подводит к логичному заключению о тренде переноса способа презентации проекта с линейного на более разнообразный, свойственный web-приложениям, и совершенно другого способа взаимодействия с контентом, в котором способности и умения, показанные в портфолио, раскроются в полной мере.
Интереснее получать те работы, в которых лучше всего видны способности, и чем больше возможных инструментов, тем лучше. Web открывает новые страницы.
Что подводит к логичному заключению о тренде переноса способа презентации проекта с линейного на более разнообразный, свойственный web-приложениям, и совершенно другого способа взаимодействия с контентом, в котором способности и умения, показанные в портфолио, раскроются в полной мере.
Интереснее получать те работы, в которых лучше всего видны способности, и чем больше возможных инструментов, тем лучше. Web открывает новые страницы.
Больше информации про необычные инструменты, форматы подачи «и всякую дичь» вы можете найти на телеграм-канале Андрея Киселева: каждую неделю там рассматриваются иллюстрации, проводятся бесплатные стримы по инструментам рендеринга, моделирования и подачи.