Портфолио поколения Z

Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.

mainImg
author photo

Андрей Киселев, куратор модуля «Профессиональные навыки» МАРШ и партнер проекта SYNTHESIS.MOSCOW

«В этом году в рамках модуля «Профессиональные навыки» второго курса МАРШ студенты пришли к совершенно новому результату. Обычно год завершался проектными PDF-портфолио, в которых невозможно размещать видео, анимации, гифки и звуковые файлы. Но на этот раз работа была адаптивной и не стесненной рамками формата. Все портфолио были выполнены в онлайн-конструкторе Tilda с упором на иллюстративную и чертежную графику, анимацию и онлайн-верстку. Важно отметить, что это не проектные портфолио – я просил студентов создавать рубрики, исходя из навыков владения программами.

В конце года, когда студентам пришло время устраиваться на летнюю практику, я отправил 18 лучших портфолио своим друзьям и коллегам из нескольких архитектурных студий и попросил оценить работы. Многие отметили серьезный уровень подготовки авторов, кто-то обращал большее внимание на информативность, другие отмечали удобство навигации и минимализм, третьим была важна атмосферность и общая история. 

Ниже приведены мнения архитекторов относительного интерактивного формата портфолио, а иллюстрации для материала взяты из работ, которые отметило большинство экспертов. Посмотреть все портфолио целиком можно на этой странице».
Анимация в Adobe AfterEffects
Федор Большаков

author photo

Михаил Бейлин, «ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO»

Сам принцип подготовки портфолио-сайта я считаю крайне удачным. Он в легкой и понятной манере передает месседж соискателя работодателю. И точно показывает технический уровень претендента. Нет ничего лишнего: рисунков пастелью, кучи макетов с кафедры ОФП и прочего. Точно могу сказать одно: не было ни одного портфолио, которое можно назвать средним и уж тем более слабым. Все работы очень сильные и яркие. Изучать их – одно удовольствие.

Должен признаться, что нам в первую очередь важен технический уровень архитектора: он должен уметь многое и в самом начале работы стать продолжением наших рук. А далее, конечно, получить больше самостоятельности. 

Моделирование в Sketchup
Вадим Галичян

author photo

Петр Советников. Архитектор. Партнер бюро KATARSIS

Идея показывать не проекты, а навыки сама по себе очень полезная. Иногда, получая портфолио с проектами, мы не понимаем, что именно делал человек, какую часть работы. Часто портфолио состоит из проектов, сделанных в рамках воркшопов, коллективно. Нам же важно понимать личный технический инструментарий и личные предпочтения, поскольку от выбора связки программ зависит иногда не только стилистика подачи, но даже образ мысли или, наоборот, индивидуальный образ творческого мышления диктует выбор софта. Здесь мы как раз видим именно то, что нас интересует в первую очередь. Так любой потенциальный работодатель сразу понимает, как человек может вписаться в структуру работы бюро.

Если вы отправляете свое портфолио с целью трудоустройства, то не стоит слишком увлекаться спецэффектами и усложнять структуру. Главное, чтобы все было понятно и работало. При огромном выборе возможностей главное – это сохранить умеренность. В общем, у web, по сравнению с более традиционными форматами, много преимуществ, которые легко могут оказаться недостатками, при нехватке эстетики и чувства меры.


Анимация в Photoshop
Виктория Денисова

author photo

Леонид Слонимский, сооснователь и партнер KOSMOS Architects

Формат онлайн-презентации отличный, особенно для студентов. Я вижу проблему в том, что формат тяжело справляется, если проектов и картинок много. Портфолио бюро с сотней проектов так не налистаешься. А вот как инструмент для презентации двух-трех проектов это наоборот, супер! Стандартный pdf хоть и «тупой» инструмент, но конечно, очень удобный своей распространенностью и простотой. В каком формате получать портфолио – мне в принципе не важно, главное, чтобы были хорошие работы и текст.

Моделирование в Rhino
Софья Балыкина

author photo

Степан Кухарский, сооснователь и партнер SA lab

Online портфолио – удобный формат подачи. В отличии от pdf он позволяет более полно раскрыть навыки и умения студентов. PDF, Behance, Issuu остаются статичными – это просто перенос традиционной архитектурной подачи из планшета в цифровую среду. Web-версия позволяет сделать портфолио интерактивным.

С другой стороны, лично мне странной кажется общая увлеченность коллажами. И не только в студенческих работах, но и в работах бюро. Визуально – это попсовый прием, он уже не интригует и не дает точное представление об архитектуре. Технически – это двойная работа: сначала моделирование и рендер в одной программе, потом применение текстур в фотошопе. Сложно сказать, какие преимущества дает такой подход. Сразу возникает вопрос: может ли архитектор технически сделать что-то другое, и почему выбран именно этот формат.

Качество работ хорошее. Во многих портфолио виден интерес к моделированию в Rhino, а некоторые ярко демонстрируют преимущества работы в связке Rhino+Grasshopper.

  • zooming
    1 / 9
    Коллажи и Photoshop
    Александра Казанджян
  • zooming
    2 / 9
    Коллажи и Photoshop
    Александра Казанджян
  • zooming
    3 / 9
    Photoshop
    Вадим Галичян
  • zooming
    4 / 9
    Софья Балыкина
  • zooming
    5 / 9
    Иллюстрация, двор жилого дома у метро «Сухаревская»
    Денисова Виктория
  • zooming
    6 / 9
    План hетритного центра на местности Autocad + Adobe Illustrator + Adobe Photoshop
    Денисова Виктория
  • zooming
    7 / 9
    Sketchup, Photoshop
    Дарья Шеверда
  • zooming
    8 / 9
    Rhino render + Photoshop
    Анастасия Славина
  • zooming
    9 / 9
    Rhino, Photoshop
    Дарья Шеверда

author photo

Александр Салов, архитектор, партнер бюро ARCHSLON

Нам как работодателям формат подачи портфолио в виде сайта видится более подходящим. Иногда хочется вернуться к кандидату, смотришь его портфолио, но понимаешь, что человек мог вырасти за то время, пока ты думал, освоить новые навыки. А сайт растет вместе с архитектором, и в любой момент можно переориентировать его. На наш взгляд, web-формат обладает большим потенциалом с точки зрения персонализации портфолио и тем самым дает больше инструментов для демонстрации своих возможностей.

Онлайн-формат позволяет не только познакомиться с прикладными навыками автора, почувствовать стиль и образ его мышления, что трудно достижимо в статичных форматах. Такой способ подачи дает соискателям конкурентное преимущество: мы всегда обращаем внимание на владение навыками, которые позволяют максимально эффективно продемонстрировать свои идеи и возможности.

Photoshop, AfterEffects
Дарья Шеверда

author photo

Артем Укропов, сооснователь и партнер MEGABUDKA

Первое впечатление – классно, необычный подход и репрезентативность, вполне удобно. С другой стороны, когда листаешь много похожих работ – уникальность уходит. Скульптинг везде как будто бы случайный. Но некоторые работы отличались значительно и выделялись среди остальных. Общее впечатление от большинства работ – попытка скрыть за модной версткой не самые сильные работы. И все же некоторым ребятам удалось не только показать свои навыки, но и сделать это осмысленно.

Скульптинг Zbrush+Keyshot
Татьяна Страту
Скульптинг Zbrush+Keyshot
Виктория Денисова

author photo

Константин Ходнев, сооснователь и партнер DNK ag

Сочетание демонстрации навыков владения цифровыми инструментами и веб-дизайна кажется настолько естественным, что удивительно, как это не появилось раньше. С точки зрения удобства и проявления индивидуальности, персональный сайт намного превосходит платформы ISSUE и Behance, ведь мы смотрим все на телефоне. А вот pdf, на мой взгляд, идет наравне, просто он из другой вселенной, той, где еще создают и печатают книги, где еще есть буклеты проектов.

Что подводит к логичному заключению о тренде переноса способа презентации проекта с линейного на более разнообразный, свойственный web-приложениям, и совершенно другого способа взаимодействия с контентом, в котором способности и умения, показанные в портфолио, раскроются в полной мере.

Интереснее получать те работы, в которых лучше всего видны способности, и чем больше возможных инструментов, тем лучше. Web открывает новые страницы.


Анимация Photoshop и AfterEffects
Александра Казанджян

Больше информации про необычные инструменты, форматы подачи «и всякую дичь» вы можете найти на телеграм-канале Андрея Киселева: каждую неделю там рассматриваются иллюстрации, проводятся бесплатные стримы по инструментам рендеринга, моделирования и подачи.

16 Октября 2020

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
ЯГТУ 2020: «Если бы горы могли говорить»
Выпускные работы кафедры Архитектуры Ярославского государственного технического университета: регенерация альплагерей Грузии и традиционной сванской деревни, Музей хрусталя, а также горное укрытие, созданное при помощи алгоритмического проектирования.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.