Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.05.2020

Дом отшельника

Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.


В этом году «Древолюция», как и весь мир, перешла в новый формат: вместо арт-объектов молодые архитекторы сочиняли вполне прагматичный, хоть и не лишенный лирики, индивидуальный проект. Заказчик, он же будущий отшельник, – генеральный директор платформы Forumhouse Алексей Кутейников, который около года назад купил землю в отдаленной Московской области. Основной дом, который уже построен, хозяин решил дополнить сооружением для уединения и медитаций. Место для него подобралось с ходу: в дальней точке участка, у двух оврагов с речкой и ручьем, окруженных лесом, из которого иногда выходят лоси. Творческий поиск Алексея поддержал бренд кровельных материалов «Ондулин», который искал возможность поработать с архитекторами над оригинальными проектами кровли. А «Древолюцию» во главе с ее бессменным вдохновителем Николаем Белоусовым пригласили этот поиск организовать и возглавить, поскольку дом отшельника представлялся именно деревянным.

Техзадание включало следующие обязательные условия: использовать кровлю «Ондулин» и деревянные конструкции, сохранить ландшафт, не превышать площадь в 20 м2, внутри разместить пространство для физических упражнений и минимальные удобства – чтобы можно было и руки помыть, и чашку чая согреть, ведь коммуникации сюда тянуть не планируется.

Получив 42 заявки от 80 индивидуальных и командных участников организаторы конкурса решили структурировать процесс оценки работ, разбив его на три этапа. На первом голосовали сами архитекторы и все работы, получившие хотя бы один голос, перешли во второй этап. В результате не прошла только одна работа, которая предлагала готовый для проживания дом.

Далее подключилось традиционное жюри «Древолюции»: Кирилл Александров, Сергей Антонов, Алексей Бавыкин, Анатолий Голубовский, Елена Гонсалес, Тотан Кузембаев, Николай Лызлов, Сергей Скуратов, Татьяна Царева. Было отмечено 19 работ, семь из которых стали финалистами. Жюри учредило специальную премию, чтобы поддержать молодежь финансово, и большинством голосов присудило ее Анвару Гарипову за проект «Дом для наблюдения за сосульками».

Далее, с уверенностью, подкрепленной мнением 69 архитекторов, жюри рекомендовало заказчику финальные варианты. Алексей на основе всех данных и он-лайн переговоров с авторами, принял окончательное решение, которое совпало с мнением жюри. Дом по проекту Анвара Гарипова начнут строить летом. «Древолюция» же планирует продолжить историю и своими силами реализовать еще несколько домов.

***

Анвар Гарипов. Победитель
«Дом для наблюдения за сосульками» собран из грубых необрезных досок и представляет собой почти кубический объем, поставленный на каменные валуны. Дом – не просто укрытие, а скорее призма или волшебная коробка, которая преломляет, дополняет и акцентирует внимание на окружающих природных явлениях – лучах солнца, рисунке леса, сосульках, звездах, облаках.

Небольшой объем вмещает череду пространственных переживаний. Входная часть – «притвор», темноватый и длинный, заставляет менять направление движения, уменьшает скорость шага и готовит ко входу в дом. Далее зал медитаций, пустой и свободный, откуда можно следить за ростом сосулек и смотреть на лес, который вплетается в ритм проемов. За занавеской спрятан альков, лежа в котором можно увидеть звезды.
Дом для наблюдения за сосульками. Общий вид. Анвар Гарипов
Дом для наблюдения за сосульками. Общий вид.
Анвар Гарипов
Дом для наблюдения за сосульками. Зал Анвар Гарипов
Дом для наблюдения за сосульками. Зал
Анвар Гарипов
Дом для наблюдения за сосульками. Коридор Анвар Гарипов
Дом для наблюдения за сосульками. Коридор
Анвар Гарипов
Дом для наблюдения за сосульками. Кровать Анвар Гарипов
Дом для наблюдения за сосульками. Кровать
Анвар Гарипов


Далее финалисты в порядке убывания количества голосов.

Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
В основе дома – пирамидой потребностей. Первый уровень – вход и освобождение от лишнего, здесь хранятся вещи и прячутся баки водоснабжения. Второй уровень – подготовка к возвышению, место предназначено для сна, еды, тепла и укрытия. Здесь помещается софа, а рядом с камином расположен отсек для хранения дров и уличной обуви. На крышке камина есть конфорка для приготовления пищи. Дымоход отапливает третий уровень, художественную студию, пространство для творчества, созерцания и общения. При желании здесь можно устроить и вечеринку на шесть человек. Последний, верхний уровень предназначен для самопознания и возвышения: занятий йогой, медитаций и наблюдения за звездами. Ограждение верхнего уровня имеет проем, в который удобно смотреть сидя.
Башня. Путь отшельника.  Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
Башня. Путь отшельника.
Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
Башня. Путь отшельника.  Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
Башня. Путь отшельника.
Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
Взрыв-схема. Башня. Путь отшельника.  Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
Взрыв-схема. Башня. Путь отшельника.
Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
Взрыв-схема. Башня. Путь отшельника.  Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
Взрыв-схема. Башня. Путь отшельника.
Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
Башня. Путь отшельника.  Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
Башня. Путь отшельника.
Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов

Денис Гаврилин
Внутри небольшого и на первый взгляд простого двускатного дома есть секрет: квадратная комната со своей четырехскатной крышей. Архитектура строится на диалоге этих двух оболочек: внешней и внутренней. Та, что снаружи – зеленая и вертикальная. Цвет и ритм досок, переходящий в ритм черепицы, маскирует дом, форма здания спокойна и скромна. Оболочка ядра собрана из фанеры и окрашена в красный цвет. Она возвышенно остроконечна и, будучи квадратной, сконцентрирована на себе. По своему устройству она напоминает вывернутый наизнанку шкаф: в полу скрываются ящики, а некоторые стены оказываются оконными ставнями. Отшельник может закрыть все ящики и ставни и сконцентрироваться на себе. Или наоборот, использовать ящики как мебель, открыть окна, любоваться природой и заниматься повседневными делами. Сокровенность внутреннего пространства, его кажущаяся независимость от пространства внешнего, делают отшельничество таинством.
Дом для отшельника Денис Гаврилин
Дом для отшельника
Денис Гаврилин
Дом для отшельника Денис Гаврилин
Дом для отшельника
Денис Гаврилин
Дом для отшельника Денис Гаврилин
Дом для отшельника
Денис Гаврилин
Дом для отшельника Денис Гаврилин
Дом для отшельника
Денис Гаврилин
Дом для отшельника Денис Гаврилин
Дом для отшельника
Денис Гаврилин
Дом для отшельника Денис Гаврилин
Дом для отшельника
Денис Гаврилин
Дом для отшельника Денис Гаврилин
Дом для отшельника
Денис Гаврилин
Дом для отшельника Денис Гаврилин
Дом для отшельника
Денис Гаврилин
Дом для отшельника Денис Гаврилин
Дом для отшельника
Денис Гаврилин

Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Шкаф – место из детства, которое хранило много тайн: там можно было спрятаться и через щелку наблюдать за домашней суетой, там родители прятали подарки, верилось, что там можно найти еще одну дверь, которую никто кроме тебя не увидит. Авторы хотели привнести ощущение игры, при котором отшельник сбрасывает груз взрослости и становится мальчишкой или девчонкой, которым просто любопытно, что там будет дальше. Получилось место со входом через шкаф, где можно побыть одному, а оставив все ненужное и взрослое, пролезть через в потолочный люк в свой собственный почти секретный мир, где можно делать все, что захочется.

Дом располагается над шкафом, в антресоли можно спать, смотреть на звезды и кормить птиц через специальное круглое окно как на старинном корабле. Внизу удобно заниматься гимнастикой напротив окна, двигать стол на колесиках, чтобы сидеть в центре комнаты, пить чай и никого не впускать. Сидя на стул можно смотреть в окно, читать книгу или писать ее. И быть собой. Восьмое правило игры в прятки: прятаться следует наверху, потому что наверх никто не смотрит.
Дом для отшельника Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника
Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника
Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника
Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника
Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника
Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника
Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Дом для отшельника
Настасья Иванова и Артур Хопкинс

Александр Кошка и Анна Бычкова
Этот дом вращается и дает хозяину право самому выбирать вид из окна, поворачивать дом в тень, фокусироваться на сползающем за горизонт солнце или следить за тем самым лосем, оставаясь незамеченным. Габариты дома намеренно малы, здесь удобно лишь одному отшельнику. Внутри есть маленькая печь и шкаф с двумя отсеками: больший предназначен для хранения спального матраса, раскладного стола и стула, а меньший – для книг и других предметов. Остальное пространство предназначено для медитаций и отдыха перед панорамным окном.
Дом для отшельника Александр Кошка и Анна Бычкова
Дом для отшельника
Александр Кошка и Анна Бычкова
Дом для отшельника Александр Кошка и Анна Бычкова
Дом для отшельника
Александр Кошка и Анна Бычкова

Егор Егорычев и Ирина Новикова
Дом поднят над землей, чтобы минимально воздействовать на окружающую среду и подарить отшельнику ощущение невесомости. Для усиления эффекта огромный витраж ориентирован на крутой овраг. Рейки ограждения винтовой лестницы, мимикрируя под ветви и стволы деревьев, постепенно вытягиваясь и вырастая, скрывают террасу и переходят на фасад. Еще не преодолев порог дома отшельник погружается в атмосферу уединения и защищенности.

Внутри четыре функциональные зоны: прихожая с местами хранения, кабинет с библиотекой, основное пространство для занятия йогой и антресоль для сна. Необычное впечатление создает криволинейная поверхность кровли – все стропила прямые, но с разным углом наклона. Это решение позволило не только создать яркий интерьер, но и продемонстрировать податливость кровельного материала к скручиванию с изгибом. Подобно кораблю дом плывет над землей, крыша изогнута как парус, а опора лестницы стала флагштоком. Поднятый флаг – способ объявить миру о том, что отшельник нашел пристанище.
Ракурс 1. Дом отшельника Егор Егорычев и Ирина Новикова
Ракурс 1. Дом отшельника
Егор Егорычев и Ирина Новикова
Ракурс 2. Дом отшельника Егор Егорычев и Ирина Новикова
Ракурс 2. Дом отшельника
Егор Егорычев и Ирина Новикова
Аксонометрия. Дом отшельника Егор Егорычев и Ирина Новикова
Аксонометрия. Дом отшельника
Егор Егорычев и Ирина Новикова
Взрыв-схема. Дом отшельника Егор Егорычев и Ирина Новикова
Взрыв-схема. Дом отшельника
Егор Егорычев и Ирина Новикова
Планы. Дом отшельника Егор Егорычев и Ирина Новикова
Планы. Дом отшельника
Егор Егорычев и Ирина Новикова
Разрезы. Дом отшельника Егор Егорычев и Ирина Новикова
Разрезы. Дом отшельника
Егор Егорычев и Ирина Новикова
Фасады. Дом отшельника Егор Егорычев и Ирина Новикова
Фасады. Дом отшельника
Егор Егорычев и Ирина Новикова

 
NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
В проекте было важно подчеркнуть уединенность и связь с природой. Двусветный объем жилой части с односкатной кровлей компактный и функциональный. Он сконструирован так, чтобы превратить скромную по площади комнату в платформу панорамного просмотра. На первом этаже расположена основная комната с небольшим рабочим местом, санузел и прихожая, на антресоли – спальня. Большое окно пропускает в дом достаточно света, параллельно позволяя жильцу наслаждаться видами окружающего леса. Раздвижные двери в летнее время соединяют пространство комнаты с летней террасой.
Дом отшельника NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
Дом отшельника
NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
Дом отшельника NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
Дом отшельника
NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
Дом отшельника NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
Дом отшельника
NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
Интерьер. Дом отшельника NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
Интерьер. Дом отшельника
NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
Разрез. Дом отшельника NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
Разрез. Дом отшельника
NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
Фасады. Дом отшельника NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
Фасады. Дом отшельника
NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин


Жюри отметило еще 12 объектов, их можно рассмотреть ниже.
«Выход на балкон» Даниил Наринский
«Выход на балкон»
Даниил Наринский
«Павильон для одного человека»  Кирилл Бережнов
«Павильон для одного человека»
Кирилл Бережнов
Дом отшельника PAP design / Крупин Иван, Сергей Григорьев
Дом отшельника
PAP design / Крупин Иван, Сергей Григорьев
Дом отшельника Александр Николаев
Дом отшельника
Александр Николаев
Флигель трепетных размышлений АБ Рокот / Готлиб Илья, Алексейцева Елена, Кармазина Дарья, Кучеров Николай
Флигель трепетных размышлений
АБ Рокот / Готлиб Илья, Алексейцева Елена, Кармазина Дарья, Кучеров Николай
Леший АМ «РЕКА» / Гагин Николай, Горшкова Софья, Халидуллина Алина
Леший
АМ «РЕКА» / Гагин Николай, Горшкова Софья, Халидуллина Алина
3333 Крымская Наташа и Чикаев Даниил
3333
Крымская Наташа и Чикаев Даниил
Дом отшельника Ициксон Екатерина
Дом отшельника
Ициксон Екатерина
Мимикрия  Наталья Пападука
Мимикрия
Наталья Пападука
Дом-дверь Алексей Колесов
Дом-дверь
Алексей Колесов
Дом отшельника Караганов Александр и Глебов Олег
Дом отшельника
Караганов Александр и Глебов Олег
Твой угол Творческое объединение KLIN / Филип Ангелина, Ситникова Екатерина
Твой угол
Творческое объединение KLIN / Филип Ангелина, Ситникова Екатерина