МАРШ: Fuck Context

Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.

mainImg
Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова,
руководители студии Fuck Context:

«Дипломная студия с броским заголовком была посвящена дискуссии о профессиональной системе ценностей: любой архитектор так или иначе взаимодействует с контекстом, даже если не придает ему значения или сознательно отвергает необходимость подобного взаимодействия. Отсутствие видимого контекста – чистое поле – тоже контекст. По итогам года студенты должны были сформулировать собственное отношение к контексту через свой проект.

Территорией для размышлений стала Трехгорная мануфактура в Москве: существующий план землепользования и застройки (ПЗЗ) предусматривал снос некоторых объектов и возведение новых.
Работа началась с цикла коротких исследований, посвященных разным компонентам контекста: мировоззрению, истории, культурным кодам, городской ткани, пространству и архитектуре. Выполняя эти задания, студенты изучали территорию и параллельно формировали идею собственного проекта: отклик на каждую задачу ложился в основу работы с участками.

Студенты изучали аргументы проектировщиков ПЗЗ и на своем участке самостоятельно принимали решение, сносить ли предложенные к сносу здания или сохранять их, выбирая реконструкцию или иную трансформацию.

Во второй половине года студия перешла к более детальной разработке зданий – у каждого из участников был свой объект. В основе студии лежала идея о том, что характер здания определяет не функция – назначение Трехгорной мануфактуры, построенной как фабричный комплекс, изменилось, – а нечто иное. Каждый из студентов самостоятельно решал, что именно определяет характер здания и на какой из контекстов ему откликаться.

Результатом стали проекты, включающие не только архитектурные объекты, но и видеоэссе о пути размышлений, в результате которых студент пришел к проектному решению».
***
 
Башня-лабиринт
Дарья Храмова
Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
© МАРШ
Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
© МАРШ
Проект Дарьи Храмовой – башня, расположенная на периферийном участке между промышленной территорией мануфактуры и городской тканью. Проект стоит рассматривать как архитектурно-политический манифест: в ответ на постоянную джентрификацию, в результате которой целые группы людей оказываются лишены права на город, Дарья предложила создать своеобразную вертикальную улицу – башню-лабиринт.

Башня нарушает высотный регламент, превышая отметку в 37 метров. Рост вверх – это и стремление найти новый символ для существующей территории, и желание вышагнуть из окружения постсоветской архитектуры, вместо того, чтобы подстраиваться под него. При этом новый объект не закрывает панораму на значимые исторические здания.
  • zooming
    1 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
Сложная структура башни-лабиринта с лестницами и переходами воплощает собой пространство живой улицы со всеми сложностями и противоречиями. Ее предназначение в том, чтобы наполняться разными функциями и тем самым выполнять всевозможные желания современного обывателя, для которого визит в здание должен превратиться в увлекательное путешествие.
  • zooming
    1 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 7
    Башня-лабиринт. Автор работы: Дарья Храмова. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
Внутренняя структура башни, впрочем, вполне рациональна: несколько ядер жесткости и сетка колонн позволяют встраивать между ними модули – о небольших до огромных. Здесь можно найти офисы, кафе, жилье – модули сдаются в аренду. Первые несколько этажей выглядят как хаотичное нагромождение маленьких домиков, а затем структура здания становится более рациональной, чтобы противостоять ветровым нагрузкам. Пространства на разных уровнях соединяются пандусами.
***

Дом-интроверт
Варвара Долгая
Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
© МАРШ
Варвара Долгая решила спроектировать для Трехгорной мануфактуры новое здание, которое рассматривает как культурный артефакт: появившись на площади, образованной историческими корпусами, оно становится важной точкой притяжения, повышая ценность территории.

Сюжет построен на сочетании двух контрастных пространств: библиотеки (места, которое хранит тишину) и зала камерной музыки (места, где решающее значение имеет звук). Автору была важна инклюзивность пространств: не только в смысле доступности, но и в плане значимости для горожан. И библиотеки, и музыкальные залы не очень востребованы в России, но при этом способны дать сильные культурные впечатления.
  • zooming
    1 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 8
    Дом-интроверт. Автор работы: Варвара Долгая. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
Ровно наполовину здание заглублено. Библиотека располагается в надземной части, а зал камерной музыки – в подземной. Все этажи выстроены вокруг атриума, силуэт которого напоминает песочные часы. Надземная часть атриума улавливает свет, а подземная – отражает звук.
***

Сценарий
Артемий Кондон
Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
© МАРШ
Артемий Кондон работал с Домом Культур, который в советское время был пристроен к зданию XIX века, а сейчас находится на задворках Трехгорной мануфактуры, в темном углу, куда выходят технические коробы кондиционеров. Изучив территорию, Артемий понял, что не хочет сносить здание, а хочет подчеркнуть архитектурный «палимпсест», который образовался за полтора века.

Сохраняется только несущий каркас здания – бетонные колонны и балки перекрытий. Сами перекрытия, ограждающие конструкции и кровля заменяются. В небольшом четырехэтажном здании появляются бар, над ним – амфитеатр и сцена, а в кровле над сценой – фонарь верхнего света. Здание и его характер становятся идеальной декорацией для экспериментальной театральной площадки, а сквозь каркас-скелет из колонн и балок проглядывает фасад здания XIX века с заложенными оконными проемами, а также следы старой лестницы.
  • zooming
    1 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    11 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    12 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
  • zooming
    13 / 13
    Сценарий. Автор работы: Артемий Кондон. Преподаватели: Наринэ Тютчева, Екатерина Ровнова.
    © МАРШ
Окна могут открываться и закрываться, чтобы показывать здание и его внутреннюю жизнь обитателям Трехгорной мануфактуры, приглашая зрителей. Или же, напротив, скрывать происходящее.
***
 


14 Октября 2019

comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.