Капля и Снежинка

Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

25 Декабря 2018
mainImg
Книга про Каплю (этот псевдоним запечатлел в повести «О» друг семьи, поэт Андрей Вознесенский) дышит любовью. Начиная с внешнего облика издания: золото на голубом, тканевый твердый переплет, золотой обрез, и заканчивая помещенным внутри трогательным рисунком Александра Бродского с надписью: «Капля на золотом мерседесе выезжает задом из двора Музея архитектуры имени Щусева, в то время как Юрий Эдуардович ест баклажановый тортик на веранде кафе МУАР. С любовью от Брода».
"Капля". Книга об Александре Павловой. М., 2018. Фотография обложки: Лара Копылова
Рисунок Александра Бродского. Из книги "Капля". М., 2018

Среди авторов текстов Александр Зельдович, Ирина Коробьина, Арина Левицкая, Лия Павлова, Юрий Пальмин, Елена Петрова, Владимир Плоткин, Иван Савин, Сергей Ситар, Глеб Сошников.
"Капля". Книга об Александре Павловой. М., 2018. Фотография обложки: Лара Копылова

В книге отдана дань наставникам: отцу Капли, выдающемуся архитектору советского модернизма Леониду Павлову и преподавателю МАРХИ Борису Бархину. Приводятся рисунки Павлова, сделанные для дочери и ценные психологические детали периода учебы. Когда Александра не могла сдвинуть с места проект, Бархин проницательно заметил: «Деточка, вы ничего не делаете, потому что боитесь сделать не шедевр».
Александра Павлова в школьные годы. Из книги «Капля». М., 2018
Александра Павлова. Из книги «Капля». М., 2018

Разумеется, представлены подробно нашумевшие проекты и постройки «Меганом» (как раз шедевры!): от виллы «Роза» и подземной виллы «Остоженка» до Молочного дома, театра «Меркури» в Барвихе и нереализованного проекта театра на Таганке для Юрия Любимова.
Вилла «Роза», «Меганом». Из книги «Капля». М., 2018
Театр в Барвихе, «Меганом». Из книги «Капля». М., 2018

Из книги узнаются вещи какие-то невероятно любопытные. Так, из академической беседы архитектора Юрия Григоряна, партнера Капли по 2RStudio и по «Меганому», и архитектора Сергея Ситара выясняются постулаты, важные для всего архитектурного цеха. А именно: «Адресат произведения архитектуры не сообщество и не заказчик, а история искусства и архитектуры», говорит Юрий Григорян, и продолжает «Красота – это был едва ли не основной критерий качества внутри бюро». Сергей Ситар определяет деятельность архитектора как «наша грандиозная война за красоту». А нас-то убеждали, что слово красота запретное в архитектурном дискурсе из-за субъективности понятия. Ан без него никак. Не случайно оба собеседника сетуют на умаление роли архитектора.

Но Александра Павлова держала планку как никто. Юрий Григорян рассказывает, как распределялись роли среди партнеров «Меганома», подчеркивая, что Капля отвечала за художественность, была камертоном, все проекты проходили через ее вердикт. И это дорогого стоит. В 2003 году я брала интервью у Александры Павловой (оно тоже приведено в книге под названием «Биография с авторской правкой»), и бескомпромиссность и ориентация на архитектуру как искусство – две заповеди, которые мне запомнились.
Фрагмент офиса бюро «Меганом» в МУАР
Александра Павлова с Давидом Саркисяном. Из книги «Капля». М., 2018

Какие-то факты кажутся неожиданными и противоречивыми. Юрий Григорян говорит о религиозности Капли, но в то же время в знаменитой квартире на Пречистенке, созданной Александрой вместе с мужем, архитектором Андреем Савиным, хранилась огромная фреска «Мадонна Арт-Бля» – вещь большой степени остранения и слишком погруженная в контемпорари-арт. Когда Саша рассказывает, как непросто было подчинить своей воле пространство квартиры: «Здесь летали предметы, горели холодильники, мы приглашали батюшку, освящали дом», кажется удивительным это сосуществование разных начал. Но еще удивительнее, что Андрей Савин в пору жизни в Лондоне спроектировал Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы и Св. царственных мучеников (контраст с провокативной художественной деятельностью группы Арт-Бля такой, как если бы Владимир Сорокин писал литургические тексты). По словам Александры Павловой, участие в группе дало ей многое в плане искусства, но оказалось не близко в плане архитектуры.

Значительную часть занимает откровенный рассказ самой Александры о своих жизненных и художественных принципах – это материал из телевизионной передачи о Капле Ирины Коробьиной. Вот несколько цитат:

«Я верю, что Меганом балансирует на грани между современным искусством и архитектурой».

«Я много лет считала, что главное для пары – не иметь общий бизнес и не видеть друг друга 24 часа в сутки. Сейчас я в этом сомневаюсь <…> Борьба амбиций играет не в пользу женщины».

«Раньше я удивлялась, почему Юре все верят, а мне не очень <…> Блондинке маленького роста труднее доверять деньги и будущее <…>, но на этот случай у меня есть прекрасные партнеры».

«Я не пользуюсь ненормативной лексикой… Но. Есть мнение, что с Юрой договориться можно, со мной никогда».

Тот факт, что бюро «Меганом» десять лет сидело в Музее архитектуры при легендарном директоре Давиде Саркисяне, подчеркивает превращение самой жизни Капли в произведение искусства (поселению в МУАР поспособствовала мама героини Лия Павлова в процессе подготовки выставки о Леониде Павлове). И таким же произведением искусства был офис «Меганома» в МУАР, в котором Александра всегда была автором-распорядителем всех праздников: к ним она сочиняла цветовую гамму и весь антураж. Логотипом поздравлений и подарков была снежинка, и Капля каждый год придумывала что-то новое: то черную снежинку на черном фоне, то белую на белом, то бетонную, то шоколадную. Как написал Александр Бродский, «Капля – это был бесконечный, непрекращающийся праздник».
 

25 Декабря 2018

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.