«Город – ювелирное изделие»

От кого будет зависеть качество городской среды на территориях реновации, кому должна принадлежать земля под зданиями и чем заканчивались подобные реконструкции в истории? Настя Колчина встретилась с несколькими московскими архитекторами, чтобы разобраться в этих вопросах.

mainImg
Пятиэтажный панельный жилой дом серии I-515, 1964, жители проголосовали против реновации. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming

 

zooming

Наталья Сидорова
архитектор, сооснователь ДНК аг

«Влияние этой грандиозной программы скажется на каждом горожанине – поскольку планируется серьезное увеличение плотности застройки данных территорий по сравнению с существующими, а следовательно и увеличения населения в городе. Пойдет ли такое уплотнение городу на пользу? Это предмет отдельного исследования, которое обязательно должно быть до начала реализации данной программы. Могу поделиться собственным опытом – мы были участниками первой волны сноса пятиэтажек. У бабушки была квартира в пятиэтажке самых первых серий в Бескудниково. Хорошая двухкомнатная «распашонка». Три квартиры на этаже. В подъезде все соседи были знакомы. Деревья выше домов, поэтому домов напротив видно не было, живешь как в парке. Единственным минусом самого дома была плохая звукоизоляция и не было лифта. В 2008 по программе сноса мы переехали в новый дом там же через дорогу – кирпично-монолитный, 25-этажный, с большой кухней и лоджией. Безусловно, сама квартира стала лучше, но среда при этом поменялась – приватность жилья исчезла: множество жильцов в одном подъезде, где уже никто никого не знает, множество машин, да и кругом все те же типовые дома, только другой этажности, плюс с новым домом нас не связывала уже никакая история, его надо было заново обживать. И жить там мы не смогли, как в прочем почти все наши соседи по пятиэтажке, воспользовались случаем перебраться в другое место.

Вряд ли речь идет о полной отмене существующих СНИПов и норм. Поскольку нормы – это прежде всего обеспечение безопасности, ответственности и критерии приемки. Скорее можно говорить о корректировке градостроительных положений. В свое время, когда в 2012 мы выиграли конкурс на жилой квартал инновационного центра Сколково, нам тоже сначала говорили, чтобы мы проектировали по собственному усмотрению без учета норм, что для этой территории отменят все обычные нормативы и разработают новые прогрессивные. Но когда дошло дело до реального проектирования – ничего не отменили, проектировали, как обычно. А качество среды не столько зависит от норм, сколько от воли и желания всех участников процесса создать эту качественную среду, а не получить просто квадратные метры. И от политики городских властей, направленной на интересы жизни города, и от заинтересованности девелопера, и от профессионализма всей команды проектировщиков и строителей, и дальше уже от самих жителей.

При существующих сейчас планах реновации территорий роль единого городского застройщика будет доминирующей. Девелоперам, не вовлеченным в этот процесс, конкурировать с ним будет сложно. В этом случае очень велика опасность принятия типовых, усредненных решений при создании жилья и жилой среды. На мой взгляд, важно разработать механизм, позволяющий достичь качественного стандарта, который учитывает разнообразие и индивидуальность жилой среды, типов жилья и его плотности, внешнего вида зданий, благоустройства, в том числе с учетом особенностей каждого района в городе».
 
Трехэтажный кирпичный жилой дом, 1947, 100% жителей проголосовали за снос. Значится в списке «Архнадзора» среди домов, которые следует сохранить как памятники. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Никита Токарев
директор архитектурной школы МАРШ
 
«Преобразования такого масштаба редко, но встречаются в истории человечества. В том числе и в сложившихся городах, предполагающих масштабный снос. По объему, который предполагается, этот проект стоит на уровне самых больших градостроительных проектов в истории Европы. Пока мы не знаем почти ничего, кроме количества населения, которое может быть затронуто. Оно тоже гигантское – примерно десять процентов жителей Москвы. Я думаю, что и по площади это будет огромная часть города, которую фактически предполагается выстроить заново. Это похоже на восстановление городов СССР и Европы после войны, только здесь нет войны – здесь само городское начальство собирается выступить и бульдозером, и строителем.

Затеи такого масштаба предполагают проект или некое видение будущего. Осман, снеся средневековый Париж, построил новый город, в котором появился метрополитен, появилось многоэтажное жилье, доходные дома, появились Парижские бульвары – это абсолютно новая модель города. Сталинский генплан тоже предполагал видение великого сверкающего будущего коммунистического, ради которого пришлось многое снести. Отчасти эта программа реализована: появились новые проспекты, Садовое кольцо, Тверская, новая типология застройки. Сегодня мы, как ни странно, не видим абсолютно ничего – ни единого внятного предложения по поводу этого самого будущего, ради чего планируется гигантский снос?

Я не могу вспомнить ни одного такого проекта, который настолько бы не видел будущего. Даже программа строительства пятиэтажек предполагала новый быт, новое отдельное жилье вместо коммуналок, совсем новую модель жизни, которая пропагандировалась через СМИ, через кино. Разрабатывалась структура микрорайона со школой и детским садом в середине.

Архитектура, градостроительство – оно неизбежно работает с будущим. Если эта программа рассчитана на 20 или 25 лет, не помню точных цифр, город к тому времени должен очень сильно поменяться. Видя все тенденции развития городов, можно предположить, что мы тогда будем жить в совсем другом городе, о котором сейчас нет ни слуху, ни духу и ни малейшей попытки его вообразить. В этом смысле программа реновации уникальна. Это программа без программы. Программа без проекта.
Фактически за двадцать пять послеперестроечных лет мы по-прежнему живем в типологии «однушка», «двушка», «трёшка» – никакого нового массового жилья так и не сложились.
Трехэтажный кирпичный жилой дом, 1947, 100% жителей проголосовали за снос. Значится в списке «Архнадзора» среди домов, которые следует сохранить как памятники. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming

Второй аспект проблемы – резкое повышение плотности застройки и количества обитателей. Но об этом и уже Ревзин успел написать, что, если сейчас живет полтора миллиона, то потенциально, на этих же территориях будет жить четыре с половиной миллиона. Неизвестно, откуда возьмутся эти люди. Растет ли Москва таким темпами? Готовы ли они все это жилье купить? Новая Москва, например плохо продается или совсем не продается. А главное – что произойдет с городом, в котором появится еще примерно три миллиона новых жителей, где появятся для них школы, детские сады, поликлиники, магазины, парковки. Это не вопрос планировки той или иной территории. Это вопрос вообще всего города, генерального плана, который только что принят. Фактически надо сейчас начинать разрабатывать новый генплан, или актуализировать еще раз старый. Пока этого не сделано – даже непонятно, как это повлияет на город в целом: загрузка метрополитена, общественного транспорта и так далее... хватит ли людям воды и электричества для того, чтобы обслужить новые дома. Давайте представим, что в четыре-три раза больше квартир, в каждой из которых есть электрическая плита и квартира потребляет условно десять киловатт электричества, а нынешняя квартира потребляет 2 киловатта, «однушка» в «хрущевке». Я не слышал даже ни о какой подготовке исследования этой темы».
 
 
Пятиэтажный блочный жилой дом серии I-510, 1960, жители проголосовали за реновацию. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Николай Лызлов
архитектор

«Ломать дома – это вещь исключительная. Дома это фундамент городской атмосферы. Весь город состоит из hard и soft, вот последнее – это собственно городская атмосфера, городская среда, и она цепляется за здания. Мне выпало счастье проживать в районе, который подвергнется самой массированной перестройке – Северном Измайлово, наш дом очутился в окружении тотального сноса. Понимаете, город – это не только твоя частная квартира, твоя лестница и твой двор. Это еще и все, что вокруг, это все – город. Нужно стремиться к тому, чтобы человек все, что его окружает воспринимал как продолжение собственной квартиры. Чтобы он относился к улице, площади, к двору так же как к своей спальне, столовой и кухне. Никому не придет в голову мусорить или рисовать на стенах в собственном доме, понимаете, вот надо так сделать, чтобы это ощущение собственного пространства распространялось на город. А вот этой программой это все будет уничтожено.
zooming

Все окажутся в разной – лучшей или худшей ситуации. Как это было раньше – приходили на комиссию, которая занималась сносом, и первым делом она задавала вопрос: а ради чего? Потому что мы хотим там что-то построить. – А что вы хотите там построить? При этом предполагалось, что речь идет об уже руинированном здании, в котором давно никто не живет, что все вопросы владения уже решены, что дом этот не только не является памятником, но и вообще не представляет никакой ценности – это первая половина обсуждения. А вторая – что вот на этом месте мы собираемся сделать то-то и то-то и это не будет нарушать ничьих прав, это будет соответствовать всем нормам и правилам, ландшафтно-визуальному анализу. Тогда, собственно, снос разрешался. Есть определенный порядок, и он правильный, город – вещь достаточно сложно устроенная, скрупулёзно аккуратно.

Каждый дом надо рассматривать отдельно. Ремонтировать в любом случае дешевле, чем ломать и снова строить. Дома стоят сотни лет. Все можно отреставрировать. Нет невозможности никакой. Это тоже манипуляция общественным мнением, причем есть же примеры в самой Москве надстроенных, отремонтированных пятиэтажек, которые намного убедительнее, чем заявления о полной негодности. Если за всем следить. Одно дело состояние сетей, другое – несущих конструкций».
 
 
Пятиэтажные блочные жилые дома, слева серии II-05, 1959 г., жители проголосовали против реновации; справа серии I-510, 1961 г., жители проголосовали за реновацию. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Евгений Асс,
ректор архитектурной школы «МАРШ»

«Во всей этой истории меня волнуют два сюжета, которые выходят в известном смысле за рамки архитектуры. Это механизм трансформации города и механизм принятия решений. Каким образом вообще изменяется город? Ну, казалось бы, существует утвержденный Московской городской думой в 2010 году генеральный план развития Москвы до 2025 года. Вдруг в 2012 году к Москве прирезается кусок, равный по площади, который в этом генплане вообще никак не записан. Мне этот генплан может тысячу раз нравиться или не нравиться, но в нем нет присоединения новой Москвы и никаких проектов тотальной реновации.

Это как если тебе предлагают бесплатно сделать пластическую операцию. Ты общем-то и так чувствуешь себя неплохо, а тебе говорят: «Нет, вот обязательно, сейчас вот с длинными носами вообще просто никак. Вот сейчас происходит общее укорочение носов. Москвичи должны быть с короткими носами». И что с этим теперь делать? Кто выигрывает от этого, кроме косметических хирургов?

Вот мне кажется, что здесь это первый вопрос – как происходит естественное развитие города? Ссылки на барона Османа меня не убеждают, потому что вообще подобных примеров в истории было не так много. Только в тоталитарных государствах, к каковым в известном смысле можно отнести и Францию того времени, ну и там, не знаю, Муссолини, Сталина, Гитлера, которые предпринимали такие решительные действия по отношению к городам, приспосабливая их для своих политических целей. Да и то Осман шесть лет пробивал свой проект.

Мне кажется город – это вообще ювелирное изделие, это предмет ювелирной работы. Нельзя города топором, например, обрабатывать, города обрабатываются тонким скальпелем, и это вообще такая вот ювелирная, мелкая работа – вот этот домик подвинуть, этот чуть так, этот чуть-чуть сюда, здесь можно надстроить, здесь прибавить. И вот так вот, что-то такое понемножку, так города и складываются, и тогда у них есть какой-то естественный прирост. Все, что мы любим в городах, это все делалось веками – только тогда они становятся какими-то полноценными, как живые организмы, как дерево, как куст, как, я не знаю, какой-то водоем, в котором возникает какая-то своя жизнь.
zooming

И проблема ветхости, на самом деле, тоже очень интересна. Если подумать, то дома, построенные в XVII веке в Амстердаме, дико неудобны по нынешним меркам, давно должны были бы уже быть снесены, но почему-то в них люди живут и радуются, и чинят их каждый год, и крыши латают, и стенки подправляют, и закрепляют перекрытия.

Рассказывают, что по телевизору часто выступают какие-то известные архитекторы, которые как-то пропагандируют, что: «Да, будет красота, наведем там порядок». Сейчас для архитекторов действительно может появиться вполне себе поляна больших заказов. Я тоже за красоту и улучшение города, но не по приказу, а вдумчиво и постепенно. И рад, что у Союза, сложились какие-то этические соображения. Мне кажется, что это очень хороший симптом, – значит есть архитекторы, которые стоят на защите прав жителей, а не хищных девелоперов или политических интриг власти».
 
 
zooming

Ольга Алексакова,
архитектор, основатель Buromoscow

«Все нормы никто не отменяет. Градостроительные нормы нужно пересмотреть, это огромная работа, которую ведет и Стрелка, и МКА, и НИиПИ генплана. По существующим нормам можно собрать только модель микрорайона, а возможностей должно быть больше.

В идеале качество жилой среды гарантируется с одной пространственной стратегией развития города с зонированием и ограничением плотности/высотности по каждому району. И качественными проектами, которые делают команды специалистов: градостроители, транспортники, экономисты, социологи, экологи. Механизмов организации ни того, ни другого пока нет, но они разрабатываются.

Есть разные модели собственности на землю. Право собственности прилегающей территории связано с типологией застройки: квартальной или микрорайонной. Инфраструктура должна принадлежать городу, город несет ответственность за ее состояние. Двор может быть частной территорией, но тогда его содержание ложится бременем на жильцов, это неоднозначная ситуация».


записала Настя Колчина
архитектор
 

 

04 Июля 2017

Похожие статьи
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.