Архсовет Москвы–43

Архсовет согласился с представленными проектами гостиниц на Остоженке и Ленинградском шоссе, но рекомендовал их существенно доработать.

mainImg
Гостиница на Ленинградском шоссе
Здание гостиницы на Ленинградском шоссе, вл. 61. Проектная организация: «Архитектурное бюро Асадова». Заказчик: «Альбатрос»

Участок проектирования расположен на северо-западе Москвы вдоль Ленинградского шоссе, недалеко от Химкинского водохранилища. Со всех сторон он окружен парковой зеленью, отделяющей площадку, с одной стороны – от шумной Ленинградки, с другой – от плотной жилой застройки. В настоящий момент на территории функционирует небольшая двухэтажная гостиница, а непосредственно на месте планируемого строительства находятся руинированные строения бывшего профилактория, определенные под снос. Владелец действующей гостиницы принял решение о расширении комплекса и обратился в архитектурное бюро Асадова. Архитекторы предложили разместить на вытянутом участке объем, состоящий из двух корпусов, поставленных на общий стилобат. Один блок, решенный в форме пластины, заметно смещен вглубь участка. В нем располагается 159 стандартных гостиничных номера. Второй – в виде 13-этажной башни – занимает угловое положение и вмещает еще 50 двухкомнатных сьютов для более длительного проживания. Все общественные функции – такие, как бар, ресторан, конференц-зал, спа и фитнес-центр – устроены в стилобате. На его эксплуатируемой кровле предусмотрена открытая терраса, а в подземной части – паркинг.

Все три объема объединены общим фасадным решением: структурное витражное остекление и ромбовидные алюминиевые панели с перфорацией. Белые панели, распределенные на стенах с разной плотностью, формируют материальную оболочку, напоминающую то ли чешую, то ли кору. Со стороны шоссе остекления больше, из-за чего гостиничные корпуса почти растворяются в зелени. А вот на другом фасаде и торцах активнее применяются панели. Андрей Асадов, который представил проект совету, рассказал, что, исходя из местоположения, проектировщики попытались придать зданию характер парковой архитектуры, сделать его цельным, легким и ненавязчивым.
Здание гостиницы на Ленинградском шоссе, вл. 61. Проектная организация: «Архитектурное бюро Асадова». Заказчик: «Альбатрос»

По мнению членов совета, авторам это вполне удалось, однако вопрос уместности именно такого решения остался открытым. Андрей Гнездилов заметил, что в столь значимом месте Москвы напрашивается более эффектная и заметная архитектура. Здесь же, судя по посадке здания вдали от красной линии и его сдержанным фасадам, может показаться, что это некий секретный объект, пытающийся спрятаться среди деревьев. «Дом ведет себя даже не скромно, а скорее скрытно. И чем обусловлен изолированный характер архитектуры, мне непонятно», – заключил Гнездилов. Андрей Асадов объяснил такое решение тем, что под застройку выбирался свободный от деревьев участок. Кроме того, авторы исходили из необходимости создать шумозащиту, которую и обеспечило расположение здания на удалении от шоссе за широкой полосой зелени.

Евгений Асс не посчитал аргументы авторов убедительными. Он согласился с Гнездиловым в том, что здание имеет некую двусмысленность и не принадлежит ни городу, ни парку. «Если это городской объект, то почему он так притаился? – задает вопрос Асс. – Если это парковая архитектура, то объем нужно было отодвигать еще дальше от дороги, ориентируя его на водохранилище».
zooming
Здание гостиницы на Ленинградском шоссе, вл. 61. Макет. Проектная организация: «Архитектурное бюро Асадова». Заказчик: «Альбатрос»

Владимир Плоткин коллегам возразил, отметив, что в целом решение не вызывает сомнений. При этом он посоветовал авторам, проанализировав окружение, еще раз подумать над композицией. Во-первых, можно было бы отзеркалить здание, переместив башню в левую часть. Тогда комплекс получил бы более внятный силуэт при движении по шоссе из аэропорта «Шереметьево». Во-вторых, стоило бы поменять местами фасады, сделав уличный более глухим, а обращенный к водохранилищу – стеклянным. Так постояльцы отеля получили бы панорамные виды из окон.

Понравился проект и Александру Кудрявцеву. Он обратил внимание присутствующих на то, что концепция сохраняет и продолжает традиции застройки Ленинградского шоссе. Островная посадка зданий, скрытых за деревьями – это, по убеждению Кудрявцева, правильный прием. Единственная его рекомендация проектировщикам – слегка сместить центральный вход, чтобы через зону ресторана организовать сквозной проход в парк.
Здание гостиницы на Ленинградском шоссе, вл. 61. Проектная организация: «Архитектурное бюро Асадова». Заказчик: «Альбатрос»

Главное замечание, которое сделал проектировщикам Сергей Кузнецов, коснулось инфраструктуры и благоустройства территории. Он согласился с коллегами в том, что на Ленинградском шоссе было бы правильно построить здание с более артикулированной архитектурой. «Архсовет всегда проявлял повышенное внимание к этой части города, – прокомментировал Кузнецов. – Это место со всех сторон притягивает взгляды, служит своего рода воротами при въезде в столицу. Очень важно, чтобы у гостей города сразу складывалось впечатление о Москве как о крупном и современном мегаполисе. Проект же получился слишком скромным, индифферентным». Отдельно Кузнецов порекомендовал проработать территорию вокруг комплекса. Сейчас в проекте не предусмотрена возможность использования террасы, развития ресторана на улицу, не решены пешеходные связи. Все это требует дальнейшей работы, результаты которой будут рассматриваться в рабочем порядке.

Гостиничный комплекс с апартаментами на Остоженке
zooming
Концепция реконструкции здания под многофункциональный комплекс с гостиницей и апартаментами на улице Остоженка. Вид со стороны Остоженки. Проектная организация: Buromoscow. Заказчик: «Абсолют»

Проект реконструкции дома №6 по улице Остоженка совет смотрел второй раз. При первом рассмотрении было вынесено единодушное решение о необходимости серьезной переработки представленной концепции, после чего сменился проектировщик. Работу над ошибками доверили архитектурной мастерской Buromoscow. В своем проекте архитекторы попытались учесть замечания членов совета, высказанные на предыдущем заседании. Главным образом они касались идей превратить дворовый фасад в парадный, имитации исторической архитектуры и желания организовать закрытый двор, недоступный для горожан. Кроме того, совершенно неприемлемыми показались совету предложения реконструкции с подкопом под Красные палаты – памятник архитектуры XVII века.

Дом, который предполагается реконструировать, надстроить и превратить в современный гостиничный комплекс с апартаментами, располагается на пересечении Остоженки и Пречистенки. Он не является памятником, но рассматривается авторами проекта как мемориальная ценность. Ольга Алексакова и Юлия Бурдова воссоздают его исторический фасад со стороны Остоженки, а надстройку решают в более современном стиле. Последняя намерено сдвинута вглубь относительно исторической границы дома. Со стороны двора новая оболочка, напротив, консольно нависает над остовом здания. Изучив архитектурные особенности застройки Остоженки, авторы предложили использовать для отделки характерные детали и прямые цитаты. Получилось что-то вроде архитектурного коллажа.
Концепция реконструкции здания под многофункциональный комплекс с гостиницей и апартаментами на улице Остоженка. Проектная организация: Buromoscow. Заказчик: «Абсолют»

Также в состав комплекса включено небольшое двухэтажное здание вдоль улицы Остоженка, построенное предположительно в XVIII веке. Этот главный усадебный дом до сих пор не обследован и не имеет охранного статуса, поэтому конкретного предложения по нему авторы не представили – лишь вскользь упомянули аварийное состояние и возможность воссоздания. Что же касается уже упомянутых Красных палат, фиксирующих границу участка со стороны площади перед метро «Кропоткинская», то их, несмотря на то, что в состав комплекса они не входят, предлагается отреставрировать и отдать под музейное использование. Пристройку, появившуюся в 1970-е между палатами и подпорной стеной со стороны двора, планируется переделать, но сохранить для размещения всего технического оборудования. Только так, по словам проектировщиков, удастся обеспечить эксплуатацию ныне неиспользуемого исторического здания. Стены пристройки станут полностью стеклянными, что визуально отделит палаты от подпорной стены.
zooming
Концепция реконструкции здания под многофункциональный комплекс с гостиницей и апартаментами на улице Остоженка. Вид со стороны двора. Проектная организация: Buromoscow. Заказчик: «Абсолют»

Особое внимание уделено общему двору. Под ним, не затрагивая территорию палат, устраивается трехуровневый подземный паркинг. В отличие от предыдущей версии, в текущем предложении двор решен как общественное озелененное пространство, обеспечивающее в том числе транзит от станции метро «Кропоткинская». Только небольшая площадь на возвышенности, она же ресторанный дворик, имеет более камерный, полуприватный характер. Тем не менее, туда можно свободно подняться по лестнице. Рекреационные и общедоступные зоны появляются также возле Красных палат и со стороны сквера с памятником Энгельсу.

Представленное решение получило неоднозначную оценку членов совета. Андрей Гнездилов, который очень хорошо знаком с особенностями района Остоженки, проект раскритиковал. Ему категорически не понравилось решение превратить фасад здания в коллаж. По мнению Гнездилова, это выглядит как витрина в шоуруме. «Если бы было выбрано одно направление, дом смотрелся бы значительно выигрышней, – уверен архитектор. – А так создается впечатление, что авторы не смогли самостоятельно определиться и предложили на выбор несколько вариантов отделки». Не понравился ему и выбор материала: для Остоженки характерно применение штукатурки, камень выглядит слишком пафосно. Возмутило Андрея Гнездилова решение устроить окна на фасаде, который смотрит на соседний участок – стоматологической поликлиники. По его словам, эта стена всегда была брандмауэром и должна им остаться. Еще больше ему не понравилось решение снести и воссоздать дом №4. В этом вопросе Гнездилова поддержал присутствовавший на заседании Рустам Рахматуллин, представитель движения «Архнадзор». Он напомнил, что по регламенту должны быть сохранены все фасады здания, поэтому ни о каком сносе речи быть не может. Кроме того, он, как и на первом заседании, заявил о необходимости проведения натурного обследования с целью уточнения статуса и исторической ценности объекта.
zooming
Концепция реконструкции здания под многофункциональный комплекс с гостиницей и апартаментами на улице Остоженка. Предложение по реставрации Красных палат. Проектная организация: Buromoscow. Заказчик: «Абсолют»

Александр Кудрявцев, как и в случае с ранее представленной концепцией, заявил о недопустимости возведения в этом месте здания такого масштаба, несмотря на ГПЗУ. По его убеждению, это разрушает структуру улицы. Владимир Плоткин, напротив, проект решил поддержать, отметив колоссальный прогресс в работе над ним. Объем и масштаб здания ему показались уместными, ведь левая сторона Остоженки уже застроена восьмиэтажными домами. Также ему понравилась концепция интеграции пространства в город. Что же касается фасадных решений, то их Плоткин назвал слишком «вкусовыми». Мысль подхватил Евгений Асс. Согласившись, что двор станет новым общественным пространством Москвы, он обратил внимание на опасность «впадения в имитацию» при отделке фасадов. Попытка представить весь ассортимент остоженских особенностей уводит авторов от единого остроумного решения – уверен Асс.

Активно поддержал проект Сергей Кузнецов, отметивший, что авторы, безусловно, двигаются в правильном направлении. А замечания, на которые указали другие члены совета, могут быть легко устранены и согласованы в рабочем порядке.
zooming
Концепция реконструкции здания под многофункциональный комплекс с гостиницей и апартаментами на улице Остоженка. Проектная организация: Buromoscow. Заказчик: «Абсолют»
zooming
Концепция реконструкции здания под многофункциональный комплекс с гостиницей и апартаментами на улице Остоженка. Проектная организация: Buromoscow. Заказчик: «Абсолют»

06 Октября 2016

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.