Пиранези в контексте

Репортаж с открывшейся на днях в ГМИИ выставки «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века».

Автор текста:
Анна Сансиева

23 Сентября 2016
mainImg
«…едет туристом в СССР»
Самуил Маршак

Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Фотография © Юлия Тарабарина

Выставка – итало-российская, московско-петербургская. Её кураторы: Федерика Росси из флорентийского института Макса Планка; Марина Майская, Юлия Меренкова, Александра Данилова из ГМИИ и ректор петербургской АХ Семен Михайловский. Издан объемистый каталог со статьей Николая Молока. На открытии присутствовал посол Италии; прозвучало, что выставка – продолжение «итальянской осени в Пушкинском музее» – темы, начатой 13 сентября открытием ретроспективы Рафаэля.

Выставка Пиранези в несколько раз больше и светлее Рафаэля – после её тёмных стен и направленного яркого света, напоминающих о Караваджо 2013 года и о почти школьной обязанности каждого посещать музей, чтобы увидеть «великие шедевры» – в Белом зале, где начинается выставка Пиранези, дышится легко и свободно. Приятно и отсутствие чрезмерного ажиотажа, ставшего в последние годы своеобразной болезнью каждой крупной московской выставки. Относительное спокойствие обусловлено, вероятно, тем, что выставка «привозная» лишь отчасти: её ядро составили серии печатных листов Пиранези из фондов ГМИИ – вещи известные и к тому же нередко встречающиеся в частных и музейных коллекциях. Этот скрупулезно сдобренный комментариями массив инкрустирован редкими ценностями – такими, как медные доски «Тюрем» из Центрального института графики в Риме, несколько рисунков из фонда Чини, и снабжен зрелищными дополнениями: макетами Антонио Гноччи, хранящимися в петербургской Академии художеств, и графикой советских архитекторов из фондов Музея архитектуры. Так или иначе, выставка масштабна, но весом и значимостью не подавляет.
 
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Модель Пантеона Антонио Гноччи из Российской Академии художеств, СПб. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Модель арки Тита Антонио Гноччи из Российской Академии художеств, СПб. Фотография © Юлия Тарабарина

Экспозиция разделена на несколько частей, в каждой из которых, строго говоря, можно увидеть отдельный, обособленный выставочный сюжет. Жанр гравюры непрост для неподготовленного зрителя, так что желание добавить к работам Пиранези разнообразный антураж: предметы, фотографии и видео, а также пространные комментарии – кажется удачной идеей. Кроме того, как справедливо заметила в день открытия директор ГМИИ Марина Лошак, одной из лучших была блестящая выставка фонда Чини в Венеции 2010 года, но в целом выставки Пиранези случаются в разных городах мира по нескольку раз в год. Пиранези знаменит, а часть связанного с ним материала обладает счастливым качеством тиражности, что с одной стороны удобно, а с другой требует от выставок своеобразия. В нынешней московской версии оно достигнуто постановкой работ маэстро в широкий и прямо скажем, разноплановый контекст. Отсюда «до и после» в названии. Задолго до и намного после.
 
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина на открытии выставки «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века», 20.09.16-13.11.16. Фотография © Юлия Тарабарина

Парадный Белый зал с колоннами сам, по-видимому, продиктовал кураторам тему первой части выставки – он посвящён исследованиям античности и теоретическим трудам Пиранези: здесь знаменитый план Марсова поля, «Римские древности», «О величии римлян», схемы мощения Аппиевой дороги и приспособлений для поднятия каменных плит, «лучше чем у Брунеллески». В греко-римском споре XVIII века Пиранези был, как известно, сторонником Рима, чьим великим же предшественником считал Египет. Пиранези был одним из первых дотошных исследователей Рима, способствовавших обращению итальянской архитектуры от пластичной эмоциональности барокко в сторону обоснованной античными образцами неоклассики. Античность Пиранези римская, не столько классическая, сколько имперская. А очарование греческого искусства он считал «пустым» [Kruft H.-W. Storia delle teorie architettoniche da Vitruvio al Settecento. Roma: 2009]. Чтобы сразу избежать обвинения Пиранези в том, что он «ничего не построил», скажем, что в Белом же зале упоминается его единственное здание – церковь Санта Мария дель Приорато в Риме.
 
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Белый зал. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. План Рима (Марсово поле). Фотография © Юлия Тарабарина

В этом же зале – камины, вазы и канделябры, и не только в графических сериях, но и один роскошный, с цаплями, канделябр, – копия в натуральную величину вещи, исполненной (предположительно!) в мастерской Пиранези его сыном Франческо, заказанная И.В. Цветаевым для музея. Эту сторону работы великого графика открыла уже упомянутая выставка фонда Чини 2010 года – в мастерской Пиранези собирали, воссоздавали буквально по фрагментам, копии вещей античного времени. На продажу, насыщая рынок возможностью «жить как римляне»; Пиранези был также и успешным предпринимателем. Канделябр окружают копии римских вещей из фондов ГМИИ, от этрусков до I века нашей эры – они не из мастерской и строго говоря, не имеют отношения к Пиранези, но, как сказано в экспликациях, на его гравюрах встречаются похожие треножники. Эти вещи призваны составить представление о предметах, которыми занималась мастерская, но они берут на себя и игровую роль – оживить, расцветить строгость гравюрного ряда для посетителей; людям с воображением они, вероятно, позволят представить себя «в лавке Пиранези». Так и хочется прикупить что-нибудь этакое для интерьера или вот, к примеру, заказать камин в античном или египетском духе.
 
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Канделябр с аистами, предположительно выполненный сыном Пиранези Франческо. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Белый зал. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Гравюра из серии «Различные способы оформления камина». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Гравюра из серии «Различные способы оформления камина». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Белый зал. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Голова девушки из Геркуланума, 60е гг I в. (слепок). Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Античные слепки из собрания музея. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Античные слепки из собрания музея. Фотография © Юлия Тарабарина

После живо развитой в Белом зале темы античной археологии с ее интерьерной заинтересованностью галереи по сторонам главной лестницы ГМИИ могут показаться парафразом уличных портиков античного города. Здесь – серии с видами античных памятников Рима, Геркуланума и Пестума сопровождены современными фотографиями тех же мест, сделанными специально для выставки фотографом Джанлука Баронкелли. Здесь шумно, многолюдно и тесновато, как на улочках за Пантеоном в весенний день. Впечатление дополняют витрины-столики: со стороны Геркуланума на них римские монеты с видами памятников: храмом Весты, виллой Публика и квадригой с Триумфальной арки – всё из коллекции ГМИИ – указывают на один из начальных этапов традиции изображать знаменитые постройки, столь успешно развитой в том числе и графическими сериями Пиранези. На галерее со стороны Рима под стеклом обнаруживаются карикатуры Пьер Леоне Гецци, чьи рисунки с антиков Пиранези использовал с своих офортах. Всё это, конечно же, погружает нас в контекст творчества героя выставки, хотя при переходе от черных, жестковатых листов Пиранези к акварельному Гонзаге, пасторальному Юберу Роберу или цветному Клериссо немного вздрагиваешь: они и современники, и тоже почитатели античности, но все же и похожи, и непохожи. В этом особенность приема постановки в контекст: нам не дают полностью погрузиться в одного автора, постоянно предлагая сравнение.
 
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Галерея, серия «Виды Рима». Гравюры Д.-Б. Пиранези, фотография (справа) Джанлука Баронкелли, 2016. Фотография выставки © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Галерея, серия «Виды Рима». Гравюра Д.-Б. Пиранези, фотография (справа) Джанлука Баронкелли, 2016. Фотография выставки © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Галерея, серия «Виды Рима». Гравюра Д.-Б. Пиранези, фотография (справа) Джанлука Баронкелли, 2016. Фотография выставки © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Галерея, серия «Виды Пестума». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Галерея, карикатуры Пьера Леоне Гецци. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Античные монеты из собрания музея. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Фрагмент рисунка «Руины» Юбера Робера. Фотография © Юлия Тарабарина

Но неожиданность сопоставления Пиранези и Клериссо – ничто по сравнению с Мельниковым, Рудневым и Черниховым, которых посетитель обнаруживает в следующем зале-вестибюле с компании с трёхмерным фильмом «Карчери» фонда Чини, впервые показанным на уже упомянутой выставке 2010 года. Этот зал – перекресток; предположим, что, оттолкнувшись от ролика – очень впечатляющего, поскольку он почти погружает нас внутрь экспрессивной графики «Тюрем» – зритель пройдет вперёд, чтобы в тёмном последнем зале увидеть две знаменитые серии Carceri. Тема эта странная, пугающая, а главное – её появление никак не объяснено самим Пиранези. Гипертрофированная архитектура, визуальные эффекты с ведущими в никуда лестничными пролетами, машины для пыток – все это отталкивает и притягивает, вызывает желание рассматривать каждый лист долго и подробно. Зрелищ предостаточно. Мистика гравюр и тёмный зал нагнетают обстановку, но не убеждают в реальности этих мрачных мест. Пугающе, но театрально. Тему театра поддерживают упрямо сопровождающий Пиранези по выставке Гонзага и присоединившийся в зале Carceri сценограф Джузеппе Валериани, родившийся в Риме и умерший в Петербурге: «… судя по решеткам на окнах, изображена тюрьма <…> мотив обрамления сцены аркой часто присутствует в театральных работах Валериани и в рисунках молодого Пиранези». Впрочем аналогии позволяют проследить сходства и отличия, но не объясняют появления и повторения «воображаемых тюрем», то без узников, то с ними (на выставке показан поздний вариант с мучениями), в творчестве Пиранези. Не будем и мы пробовать объяснить эту серию, а отошлём вас к недавней книге хранителя графики Эрмитажа Аркадия Ипполитова «Тюрьмы» и власть», 2013 года издания.
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Яков Чернихов, лист из серии «Дворцы коммунизма». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Константин Мельников, проект здания Наркомтяжпрома. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Зал №20, серия «Тюрьмы». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Зал №20, серия «Тюрьмы». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Зал №20, серия «Тюрьмы». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Зал №20, серия «Тюрьмы». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Зал №20, серия «Тюрьмы». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Фильм о серии «Тюрьмы» Фонда Чини. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Рисунки Джузеппе Валериани. Фотография © Юлия Тарабарина

Мельников привязан к Пиранези так же, как и Валериани – через арку: в проекте Наркомтяжпрома «вход на лестницы был оформлен в виде колоссальных кругов, а этот мотив отсылает к листу Пиранези «Огромное колесо» из серии «Темницы…» – написано в экспликации. Простор для размышлений и выстраивания ассоциаций оказывается огромным. И оно продолжается, шаг за шагом, от Иофана к Рудневу, Павлову, через множество советских пиранезианцев, собранных под заголовком «Джованни Батиста Пиранези в СССР». Здесь есть «звезды» нереализованных объектов – конкурсные проекты Мельникова и Леонидова, Дворец Советов Иофана, фантазии Чернихова; есть и менее известные проекты на тему инженерных конструкций, напоминающие доскональные изображения римских аппаратов для строительства Пиранези. Тема выставки: «Пиранези. До и после» – полностью себя оправдала.
 
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Борис Иофан, проект Дворца Советов. Фотография © Юлия Тарабарина

Почему-то, наверное для того, чтобы вовсе не забыть про главного героя монографической выставки – среди советской графики оказались замечательные подлинные медные доски поздних «Тюрем», выставленных в соседнем зале. Эти экспонаты – одни из самых интересных, поскольку мало кто из не-специалистов видел не только работы самого Пиранези, а и вообще доски, с которых печатают гравюры.
 
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Медные доски Пиранези. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Медные доски Пиранези. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Медные доски Пиранези. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Медные доски Пиранези. Фотография © Юлия Тарабарина

Советская графика масштабнее, ярче, не выделяется особой деликатностью, а заслуживающий внимание проект Мельникова почему-то размещён на небольшой выгородке и его сложно рассмотреть – при этом он словно приобретает ещё больший масштаб и становится произведением колоссальной архитектуры, подавляет зрителя. А после прогулки по Риму и разглядывания канделябров не слишком хочется быть подавленным, почти так же, как не хочется сразу после Пиранези идти на Рафаэля. В экспликациях к советской экспозиции то и дело проскальзывает: «Советские архитекторы воплотят «Тюрьмы» в Дворцы Советов…», «В развалинах Пиранези читались трагические пророчества, которые по-настоящему были оценены в стране суровой, населенной людьми, ничем не похожими на пылких итальянцев…». Даже когда посетитель уже вроде бы соглашается сравнить бумажную архитектуру Пиранези с советскими проектами, организаторам выставки этого как будто недостаточно. Пиранези-ведутист, Пиранези-архитектор, Пиранези-сценограф становится вдруг Пиранези-пророком? Тут и тюрьмы уже смотрятся совсем по-другому, вовсе не театрально, и обращение Пиранези не к греческой, а именно к римской, имперской античности провоцирует иную интерпретацию, напрашивается на спекуляции в духе «Третьего Рима». Скрупулёзно найденные специалистами специально для выставки аналогии создают хорошую базу для таких размышлений – Иофан видел Пиранези, Мельников любил Пиранези... Но что в этом удивительного, если гравюра – искусство тиражное, а на стенах любого творческого российского вуза до сих пор можно увидеть Пиранези, вдохновляющего студентов. Без Чернихова с одной реализованной постройкой и присвоенным именем «Советский Пиранези», разумеется, было не обойтись, раз тема заявлена «сквозь века», но было ли что-то общее у архитектурных фантазий на тему античных руин Пиранези и конкурса на монумент Наркомтяжпрома, вдохновленного не лирическими обращениями к прошлому, а провозглашенной дорогой в светлое будущее, все-таки остается большим вопросом, на который каждый посетитель ответит для себя самостоятельно. Почему-то в набор интерпретаторов Пиранези никак не попали «бумажные архитекторы» 1980-х, может быть потому, что про них недавно уже была выставка?
 
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Модели античных памятников Антонио Гноччи из Российской Академии художеств, СПб. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Модели античных памятников Антонио Гноччи из Российской Академии художеств, СПб. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Андрей Буров «Монумент сталинградской эпопеи». Фотография © Юлия Тарабарина

Впрочем последний контекстуальный акцент, завершающий плетение взаимосвязей от V века до нашей эры к 2016 году – смутное видение колоннады, написанной главным московским ведутистом нашего времени Валерием Кошляковым специально для выставки на склеенных обрывках картонных коробок. Она замыкает главную ось выставки, противопоставляя себя ролику с «Воображаемыми тюрьмами» и служа попыткой возврата от патетического советского крещендо к умиротворенному созерцанию классики.
 
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Валерий Кошляков «Рим. Форум», 2015-2016гг. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Валерий Кошляков «Рим. Форум», 2015-2016гг. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Белый зал. Фотография © Юлия Тарабарина

Между тем выставка показалась мне скорее праздничной и, как бы странно это ни прозвучало, занятной, сделанной с большой любовью и интересом к материалу и его деталям. Задаваться ли вопросами об аналогиях, уходящих куда глубже простого анализа бумажной архитектуры разных эпох на уровень идеологий, или просто провести время за рассматриванием античных элементов и виртуозных композиций – каждый решит для себя. Можно даже представить себя покупателем античных копий в мастерской Пиранези и даже немного поторговаться с маэстро – в своем воображении, разумеется. 
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20.09.16-13.11.16. Фотография © Юлия Тарабарина

23 Сентября 2016

Автор текста:

Анна Сансиева
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Технологии и материалы
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Дворцовый переворот
Еще один ДК, который возвращает к жизни команда «Идентичность в типовом», на этот раз – в Ельце. Согласно программе, универсальные решения встречаются с локальными особенностями, благодаря чему появляется новая точка притяжения.