Храмы города Питера

Ирина Бембель – о современной храмовой архитектуре, показанной союзом архитекторов на выставке и обсуждённой на конференции в мае.

mainImg
Архитектор:
Михаил Мамошин
Мастерская:
Архитектурная мастерская Мамошина
Проект:
Храм Сошествия Святого Духа в Колпино
Россия, Колпино, ул. Анисимова, 5

2016
Храмовый комплекс и реабилитационный центр Святителя Николая Чудотворца
Россия, Санкт-Петербург, пос. им.Свердлова

Авторский коллектив:
Илья Пушкин

2016
Выставка
zooming
Выставка церковных проектов в Доме архитектора Санкт-Петербурга. Фото: Кирилл Санталов

Во второй половине месяца мая в Петербурге была показана выставка церковных проектов петербургских архитекторов, организованная комиссией союза архитекторов города по церковной архитектуре при участии СРО НП ГАИП, епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам и петербургского отделения МААМ.

В отличие от первой выставки церковных проектов весной 2011 года, нынешняя экспозиция была построена на материале последних пяти лет. Соответственно работ было меньше: тридцать планшетов, включая студенческие проекты. Не всё актуальное и заметное удалось собрать и тем не менее получился достаточно объективный срез, по которому можно судить о положении дел в нашем храмоздательстве.

Как и ранее, спектр авторских поисков колебался от строгих исторических стилизаций до экспериментов, впрочем, без радикализма. Признаюсь, наибольшую симпатию у меня вызвали деликатные исторические реплики, хотя теоретически нельзя не согласиться, что церковная архитектура должна естественно развиваться, как это было во все времена. Понравилась деревянная церковь Антона Головина в традиции, характерной для Карельского перешейка рубежа XIX и XX веков.
Храм Вознесения Господня в поселке Гвардейское Ленинградской области. Архитектурная мастерская Головина и Шретера. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб

Убедительной выглядела и нарядная импровизация Геннадия Фомичёва на тему раннего классицизма, а также изящный проект Георгия Бойко, вдохновлявшегося петровской эпохой. Помимо индивидуальных качеств, в этих работах привлекает отход их авторов от усреднённого тоновского шаблона и бездумного тиражирования церкви Покрова на Нерли.

Как-то сложилось, что названные образцы потеснили всё неисчерпаемое богатство русской традиции от домонгольской старины и русского севера до белокаменной Москвы и петербургского модерна. Воспроизведённые в бетоне, без оглядки на контекст, с крикливым нитрид-титановым златоглавием и режущими глаз линиями и углами, они стали собирательным образом суррогатной традиции и лёгким путём, ведущим в тупик. К счастью, эти упрёки не относятся к участникам выставки.
Свято-Успенский храм. Поселок Барышево. Выборгский район. Архитектурная мастерская Г.П. Фомичева. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Церковь Успения Богородицы на Невском Пятачке. Ленинградская область. Фасады, разрезы, планы. Архитектор Георгий Бойко. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб

К названной группе примыкают проекты Кирилла Яковлева (АМ «Тектоника»), хотя его церковь в Нагово демонстрирует большую свободу в ориентации на образцы, нежели классицистический храм в Цвылёво.
zooming
Церковь Св. Иоанна Богослова в п. Нагово, Новгородская область. АМ «Тектоника». Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
zooming
Церковь Св. Иоанна Богослова в поселке Нагово. Новгородская область. Планы и фасады. АМ «Тектоника». Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Храм-памятник Св. Георгия Победоносца в поселке Цвылево, Ленинградская область. АМ «Тектоника». Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб

Особняком стояли храмы Максима Атаянца для Армении: построенные в местной традиции из туфа, травертина, базальта, они словно срослись с природным окружением и лет через пятьдесят, как представляется, будут трудноотличимы от исторических прообразов.
Храм св. Иоанна Крестителя. Село Караглух, Армения. Архитектор Максим Атаянц, авторский надзор Манушак Титанян, строительство Григор Варданян. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
zooming
Церковь в Дилижане, Армения. Проект, 2016. Архитектор Максим Атаянц. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
zooming
Церковь в Дилижане, Армения. Интерьер. Проект, 2016. Архитектор Максим Атаянц. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб

Разнонаправленные поиски путей обновления традиции показал Михаил Мамошин. Эскизное решение для юга Петербурга сочетает приёмы разных русских школ – владимиро-суздальской, псковско-новгородской и московско-ярославской, предлагая собственную версию собирательного образа русского храма, тогда как проект в Колпино своей геометрической линейностью осторожно апеллирует к авангарду.
zooming
Князь-Владимирский храм на юге Петербурга. Проект, 2015. Архитектор Михаил Мамошин. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Храм Сошествия Святого Духа в Колпино. Проект, 2016. Архитектор Михаил Мамошин. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб

Изысканный геометризм, вносящий современное дыхание в традиционные формы, присущ и грандиозному храмовому комплексу Николая Чудотворца в Ленобласти, проект которого в красивой технике ручной отмывки представил дипломник института им. И.Е. Репина Илья Пушкин.
zooming
Храмовый комплекс и реабилитационный центр Святителя Николая Чудотворца, Ленинградская область. Проект, 2016. Архитектор Илья Пушкин. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Храмовый комплекс и реабилитационный центр Святителя Николая Чудотворца, Ленинградская область. Генеральный план. Архитектор Илья Пушкин. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Храмовый комплекс и реабилитационный центр Святителя Николая Чудотворца, Ленинградская область. Проект интерьера. Архитектор Илья Пушкин. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб

Стремление к благородной простоте на стыке архаики и «сурового стиля» характеризует монументальные работы Ивана Уралова и мастерской «Северная пчела». Объём церкви в Зеленогорске, в целом традиционный, имеет необычную линию карниза, который на боковых фасадах рисует «волну» в направлении алтаря. На мой взгляд, здесь заложено некое противоречие, поскольку горизонтальное движение в принципе не свойственно образу храма. Он по определению статичен, устойчив, поскольку движение – это свойство времени, а храм апеллирует к вечности. Поэтому естественное его устремление – вверх.

Этой статикой и вертикальной устремлённостью, напротив, обладает проект церковного комплекса в Малиновке с прекрасной идеей «райского сада»-оранжереи.
Храм во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской в Сестрорецке. АМ «Северная пчела». Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Проект храма Св. Жен Мироносиц в Малиновке, Санкт-Петербург. АМ «Северная пчела». Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
zooming
Проект храма Св. Жен Мироносиц в Малиновке, Санкт-Петербург. Фасады, разрезы. АМ «Северная пчела». Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб

Несмотря на заявленные вначале консервативные симпатии, интересной и обоснованной показалась мне и экспериментальная концепция Романа Муравьёва, представляющая собой поиск образа современной храмовой доминанты среди масштабной городской застройки – задача более чем актуальная. Предложенный автором проект храма с просветительским центром представляет собой одиннадцатиэтажный комплекс (без технического этажа), центральную часть которого занимает церковь, тогда как остальное пространство отдано учебным классам, библиотеке, трапезным и другим вспомогательным помещениям.
Проект 11-этажной церкви в Малиновке. Архитектор Роман Муравьев. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб

Святослав Гайкович, выступивший на конференции с полемическими тезисами, создал, тем не менее, вполне каноничную композицию из четверика с колокольней. Вместе с тем, язык его храма по-современному заострён; обыграны выразительные свойства бетона, который честно заявляет о себе, не маскируясь под камень. В итоге получилось сильное высказывание, выгодно отличающееся от упомянутых вначале аморфных тоновских реплик. В то же время этот линейный лаконизм бетонных стен представляется мне чрезмерно суровым для храма как образа рая на земле.
Храм Преображения Господня. Санкт-Петербург. Архитектор Святослав Гайкович. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Храм Преображения Господня. Санкт-Петербург. Проект интерьера. Архитектор Святослав Гайкович. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб

Не ставя целью остановиться на каждом проекте, хочу выразить коллективную благодарность студентам (в первую очередь, СПбГАСУ) за активное участие и высокий уровень представленных проектов.

Также не могу не упомянуть работы, отразившие, с моей точки зрения, негативные тенденции нашего храмоздательства.

Так, проектное решение мастерской «Снегири», в моём понимании, искажает антропоморфность сакральной символики храма. В своём послании Колоссянам апостол Павел называет Церковь Телом Христовым, а Христа – главою Церкви (Кол. 7:13). В данном случае тело храма вместо привычного стройного и «плечистого» четверика представляет собой треугольную пирамиду с вогнутыми бетонными стенами, оставляя впечатление противоестественной деформации. Между тем, в активе мастерской есть вполне традиционный, и, на мой взгляд, удачный проект храма Архангела Михаила для посёлка Ляскеля в Карелии.

Образцом помпезного официоза показался проект «Студии-55» для парка 300-летия Петербурга...
Церковь Святителя Николая. АМ «Снегири». Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Проект храма Всех Святых в парке 300-летия С-Петербурга. АМ «Союз-55». Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Прект храма Св. Георгия Победоносца в поселке Ново-Токсово, Ленинградская область. АМ «Ким и Харитоненко». Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Часовня-храм в честь Собора новомучеников в Сочи. АМ «Группа-А». Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Проект храмового комплекса. Архитектор Е. Игнатова, студентка СПбГАСУ. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Проект храмового комплекса. Архитектор В. Бобров, студент СПбГАСУ. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Проект храмового комплекса. Архитектор В. Юркевич, студент СПбГАСУ. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Проект храмового комплекса. Архитектор А. Хилькевич, студентка СПбГАСУ. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб
Проект храмового комплекса. Архитектор Н. Стребков, студент СПбГАСУ. Изображение предоставлено Комиссией по церковной архитектуре СА СПб


 
*** 

Конференция
zooming
Конференция по современной церковной архитектуре в Доме архитектуры Санкт-Петербурга. Александр Есаулов, Ирина Бембель, Александр Макаров, Олег Романов. Фото: Кирилл Санталов

Научно-практическая конференция «Современная церковная архитектура: тенденции, проблемы, возможности» состоялась 23-24 мая. Помимо упомянутых вначале партнёров, соорганизатором и главным информационным спонсором мероприятия выступил журнал «Капитель». В рамках конференции состоялась двухдневная выставка работ польского православного архитектора Ежи Устиновича. 

Одной из своих главных кураторских задач я считала создание общей площадки для встречи архитекторов, представителей Церкви, градостроителей, а также теоретиков, которые смогли бы систематизировать и осмыслять накопившийся материал. Ведь очевидно, что только общий слаженный диалог может создать предпосылки для полноценного развития храмовой архитектуры. Столь же очевидно, что на сегодняшний день эти сферы практически изолированы друг от друга.
Конференция по современной церковной архитектуре в Доме архитектуры Санкт-Петербурга

Каждый из предложенных вопросов представляется важным и достойным отдельной конференции, но поскольку на данный момент церковная проблематика вообще вынесена за скобки большой архитектурной дискуссии – важно было хотя бы обозначить важнейшие направления, чтобы привлечь к ним внимание специалистов. Очень обобщённо эти направления можно свести к двум глобальным темам: первая – тема стиля и языка современного храма, вторая – его градостроительная роль. В соответствии с этим, помимо заседаний, на конференции было организовано два круглых стола.
zooming
Круглый стол. Слева направо: Олег Романов, Михаил Микишатьев, Александр Макаров. Фото: Кирилл Санталов

Важнейшей проблемой в сфере петербургской церковной архитектуры на сегодняшний день, без сомнения, является градостроительный аспект. Функциональная уникальность храмов, их важная культурная и социальная роль способны притянуть жизнь в депрессивные районы и аккумулировать активность их жителей на прилегающем пространстве. Иными словами, храм может стать одной из предпосылок возникновения локальных центров и деятельным инструментом упорядочения рыхлой застройки новых районов. Безусловно, для этого он должен иметь подобающее градостроительное звучание, то есть располагаться не на случайном участке и иметь значительное прилегающее пространство. Так исторически формировался костяк любого города, однако сегодня градостроительный потенциал церквей абсолютно не задействован. От этого проигрывают и город, и храмы. Участие в «градостроительном» круглом столе главного архитектора Санкт-Петербурга Владимира Григорьева позволяет надеяться, что КГА, наконец, обратит должное внимание на этот стихийно развивающийся сектор архитектуры.

Вторая тема – языка и стиля – также связана с исключительными задачами, которые ставит перед архитектором храм. Исторически это обеспечивало сакральному зодчеству главенствующую роль в архитектурной иерархии. Представляется, что и сегодня храмоздательство может стать уникальным стимулом для развития нашей архитектуры.

Безусловно, вопрос этот не только художественный, и формальным анализом соотношения «традиции и новации» здесь не обойтись. Об этом в своём глубоком докладе напомнил наш польский гость Ежи Устинович, подробно остановившись на богословском обосновании церковной символики. Стремление к обожению, деятельная духовная работа должна предшествовать формальным поискам архитектора, который призван быть проводником и свидетелем живой Истины, а не фантазёром и не копиистом. И ложно понятая свобода, и формальное рабство равно далеки от задач храмовой архитектуры.
zooming
Архитектор Михаил Мамошин приветствует польского гостя Ежи Устиновича. Фото: Кирилл Санталов

Большим достижением организаторов я считаю участие в конференции и заинтересованность в диалоге представителей духовенства. В силу установки на диалог доклады получились несколько разнонаправленными: каждый представитель названных групп говорил на своём языке, а все вместе, открывая для себя новое, учились слушать и понимать друг друга. Лично мне выбранный формат представляется единственно верным и имеющим большой потенциал.

Хочу сказать огромное спасибо всем нашим докладчикам, в том числе гостям из Москвы, Белоруссии, Латвии и Польши. Организаторы надеются, что такого рода мероприятия станут традицией.
zooming
Доклад иерея Сергия (Кубышкина). Фото: Кирилл Санталов
Дискуссия. Алексей Белоножкин и Ольга Ушакова. Фото: Кирилл Санталов
Архитектор:
Михаил Мамошин
Мастерская:
Архитектурная мастерская Мамошина
Проект:
Храм Сошествия Святого Духа в Колпино
Россия, Колпино, ул. Анисимова, 5

2016
Храмовый комплекс и реабилитационный центр Святителя Николая Чудотворца
Россия, Санкт-Петербург, пос. им.Свердлова

Авторский коллектив:
Илья Пушкин

2016

16 Июня 2016

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.