Архсовет Москвы–39

Архсовет поддержал проект жилого дома на Малой Ордынке, но отправил на доработку концепцию гостиницы с апартаментами на Остоженке.

mainImg
Конкурс на проект стенда МКА

Заседание Архитектурного совета началось с награждения победителей конкурса молодых архитекторов на разработку концепции стенда Москомархитектуры. 30 марта в Большом зале МКА по этому случаю собралось много молодежи. Дипломы шести финалистам вручал лично главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Главную награду и право реализовать свой проект получили Михаил Бейлин и Даниил Никишин, основатели бюро Citizenstudio. Они предложили концепцию под названием «Форма творчества», суть которой состоит в тематическом разделении стенда на четыре части – каждая со своим индивидуальным дизайном.

Гостиничный комплекс с апартаментами на Остоженке
Гостиничный комплекс с апартаментами на Остоженке © «Дмитрий Пшеничников и партнеры», «Финпроект» и «Фабрика Современной Архитектуры»

Проект гостиничного комплекса, разработанный компаниями «Дмитрий Пшеничников и партнеры», «Финпроект» и «Фабрика Современной Архитектуры», предполагает реконструкцию и перестройку двух зданий на пересечении улиц Остоженка и Пречистенка – домов №6 и №4. Первый планируется практически целиком снести, сохранив только уличный трехэтажный фасад, над которым с небольшим отступом вглубь будут надстроены еще три этажа. Второй дом в соответствии с действующими регламентами требуется сохранить, оставив в неизменном виде фасады и габариты.
zooming
Гостиничный комплекс с апартаментами на Остоженке © «Дмитрий Пшеничников и партнеры», «Финпроект» и «Фабрика Современной Архитектуры»

Самым крупным на осваиваемом участке становится дом №6, который увеличивается до 22 метров в высоту. Его фасады авторы предлагают решить весьма пышно. Особое внимание уделено фасаду, обращенному во двор: здесь появляются эркеры и богатый декор. Авторы объясняют это желанием обеспечить виды со стороны станции метро «Кропоткинская», откуда дом будет хорошо заметен. Что касается дома №4, то исторический облик здание сохранит только со стороны Остоженки. Дворовый фасад также перестраивается, приобретая «более выразительные», по словам авторов, черты. Проект затрагивает и подземную часть – под размещение автостоянки осваивается все пространство под зданиями и двором. Сам двор, благоустроенный и зеленый, предполагается сделать закрытым, доступ туда будет разрешен только постояльцам и жильцам комплекса. Для горожан предусмотрены террасы, которые возводятся над существующей подпорной стенкой. На них, по мысли проектировщиков, можно устроить летние кафе.
zooming
Гостиничный комплекс с апартаментами на Остоженке © «Дмитрий Пшеничников и партнеры», «Финпроект» и «Фабрика Современной Архитектуры»

Кроме этого, авторы проявили инициативу и разработали дополнительное предложение по ремонту Красных палат, которые примыкают к участку строительства. Позднейшую пристройку они предложили разобрать, открыв в сторону площади исторический фасад здания, а обрубленный в ходе строительства метро торец, обращенный в переулок – восстановить и привести в порядок.

Евгения Муринец, выслушав докладчика, пояснила членам совета, что проект имеет ряд несоответствий ГПЗУ. В частности, не превысив разрешенные высотные отметки, проектировщики сильно вышли за границы участка застройки дома №6 со стороны двора.

Но и помимо этого у членов совета к проекту возникло множество вопросов. Одинаково негативно была воспринята идея надстройки компактного трехэтажного дома, у которого в итоге уцелеет лишь одна стена, и решение перестроить дворовый фасад дома №4. Присутствовавший на заседании руководитель департамента наследия Алексей Емельянов объяснил, что по закону этого делать нельзя. «Дом 4, хоть и кажется с первого взгляда невзрачным и много лет стоит затянутым сеткой, однако, является одним из самых старых домов Остоженки. Фантазии на тему его «украшательства» в этом случае неосуществимы: согласно регламентам, сохранить следует все фасады», – заключил Емельянов. Недопустимыми он назвал и попытки каким-то образом переделать Красные палаты, поскольку это памятник архитектуры XVII века. По поводу дома №6 Емельянов высказался так же жестко. Он усомнился в правильности попытки проектировщиков «подделаться под старую архитектуру». По мнению руководителя департамента, это не лучшее решение: дом неудачно вписан в контекст и плохо выглядит как со стороны Остоженки, так и Волхонки.

Александр Кудрявцев с коллегой полностью согласился. По его мнению, обходиться подобным образом со столь знаковым для Москвы местом преступно. Проект не учитывает естественный подъем рельефа и особенности застройки, где исторически в дальней стороне улицы размещались крупные и высокие здания, а в районе рассматриваемого участка, наоборот, всегда существовала малоэтажная, «пористая» структура с разрывами и просветами. Сейчас, по мнению Кудрявцева, новый 6-этажный объем превращается в громоздкий занавес, перекрывающий улицу.
zooming
Гостиничный комплекс с апартаментами на Остоженке © «Дмитрий Пшеничников и партнеры», «Финпроект» и «Фабрика Современной Архитектуры»

Мысль подхватил и Сергей Чобан. По его убеждению, это место для формирования всей площади, тонкое и важное, но авторы решают его крайне странно. Идею построить дом такой же высоты, как соседний, он назвал ошибкой: это убьет масштаб улицы. Все здание в целом, включая помпезное решение фасадов, кажется инородным в структуре Остоженки, уверен Чобан. Не понравилась ему и идея превратить дворовый фасад в главный: здание хорошо видно со стороны Волхонки и имеет большое значение для города, но это не повод превращать его в праздничный торт. По мнению Чобана, современный объем переменной этажности смотрелся бы здесь выигрышней. Архитектурную стилистику раскритиковал и Андрей Гнездилов, предположивший, что, пытаясь конкурировать с архитекторами Дубовским и Кекушевым, чьи здания занимают ведущее положение на Остоженке, проектировщики рискуют сразу проиграть. Честнее и правильнее, по его мнению, было бы уйти в более современную стилистику.

Серьезные замечания были высказаны и по поводу организации закрытого двора. Сергей Кузнецов указал авторам на то, что совет всегда высказывается против подобных решений. Новое строительство должно положительно влиять на качество городской среды, а не наоборот. Здесь же часть значимой для города территории благоустраивается, но при этом не является общественной, а террасы над подпорной стеной вводят горожан в заблуждение, поскольку никуда не ведут. Андрей Гнездилов сравнил это решение с интервенцией. Люди должны иметь возможность свободно проходить на Пречистенку и иметь доступ к расположенным на территории постройкам, в противном случае получается захват территории. Авторы должны остановить такую вольность, убежден Гнездилов. Двор-бастион вызвал недоумение и у Сергея Чобана, который предложил создать гуманное городское пространство, открытое и доступное людям.
zooming
Гостиничный комплекс с апартаментами на Остоженке © «Дмитрий Пшеничников и партнеры», «Финпроект» и «Фабрика Современной Архитектуры»

Со своими замечаниями выступил также координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин. Он рассказал, что за рассматриваемой площадкой «Архнадзор» наблюдает с 2009 года. Обоим зданиям, которые в настоящее время планируется фактически уничтожить, было отказано в постановке на охрану, и общественники связывают это как раз с разработкой представленного проекта. При этом есть предположение, что дом №4 является палатами XVII или начала XVIII века, в связи с чем требуется проведение дополнительных натурных исследований. С домом №6 также можно работать только в режиме регенерации, что предполагает воссоздание или восполнение исторического облика. Снос основного объема и надстройка дополнительных этажей не являются ни тем, ни другим, а значит, могут рассматриваться как противоправное действие.
zooming
Гостиничный комплекс с апартаментами на Остоженке © «Дмитрий Пшеничников и партнеры», «Финпроект» и «Фабрика Современной Архитектуры»

Итоги обсуждению подвел Сергей Кузнецов. Он рекомендовал авторам серьезно переработать проект: изменить посадку зданий без заступа за разрешенные границы, открыть двор, согласовать свои проектные возможности с Департаментом наследия и подготовить несколько стилистически разных вариантов архитектурного решения.

Жилой дом на Малой Ордынке
zooming
Концепция жилого дома на Малой Ордынке. Проектная организация: «Архитектурный диалог с Мегаполисом». Заказчик: «Смайнэкс»

Жилой дом, спроектированный Андреем Романовым и бюро ADM, предполагается возвести в Замоскворечье, на улице Малая Ордынка. На участке, выделенном под строительство, сейчас располагаются постройки советского времени, определенные под снос. На их месте предлагается поставить жилой дом – Г-образный в плане, благодаря чему внутри удается сформировать небольшой двор. Разнообразная застройка улицы, сохранившая старые деревянные и кирпичные здания, а также церкви, натолкнула авторов на мысль создать столь же разнообразный уличный фасад. Расположив его по красной линии застройки с примыканием к брандмауэру соседнего дома, они разбили фасад на три части и каждую решили в своей стилистике. Одна – из натурального светлого камня с деревянными вставками и элегантными балконами. Другая – из красного рельефного кирпича с профилями-поясами и ажурными балконными ограждениями. Для третьей части, примыкающей к соседнему дому, было предложено два варианта – каменно-кирпичный и целиком стеклянный. Последний был разработан по просьбе МКА и Сергея Кузнецова, посчитавшего, что между существующим и строящимся домами должен быть хотя бы визуальный разрыв, а стеклянный фасад выглядит еще и радикально современным, что интересно в исторической среде.
zooming
Концепция жилого дома на Малой Ордынке. Проектная организация: «Архитектурный диалог с Мегаполисом». Заказчик: «Смайнэкс»
zooming
Концепция жилого дома на Малой Ордынке. Проектная организация: «Архитектурный диалог с Мегаполисом». Заказчик: «Смайнэкс»

Дворовый фасад, в отличие от уличного, авторы решили сделать цельным, из натурального камня и дерева. Такая мягкая палитра, по мнению проектировщиков, создаст уютную атмосферу в небольшом дворике, который, несмотря на свои скромные размеры, будет благоустроен и поделен на несколько озелененных зон отдыха.
zooming
Концепция жилого дома на Малой Ордынке. Проектная организация: «Архитектурный диалог с Мегаполисом». Заказчик: «Смайнэкс»
zooming
Концепция жилого дома на Малой Ордынке. Проектная организация: «Архитектурный диалог с Мегаполисом». Заказчик: «Смайнэкс»
zooming
Концепция жилого дома на Малой Ордынке. Проектная организация: «Архитектурный диалог с Мегаполисом». Заказчик: «Смайнэкс»

Сразу после выступления Андрея Романова Сергей Кузнецов сообщил, что на совет «умышленно были вынесены два столь разных примера работы в исторической среде: один – гостиница на Остоженке – имитирующий историческую застройку, другой – дом на Малой Ордынке – современный и самобытный». По мнению главного архитектора, второй вариант оказался предпочтительнее и хорошо вписался в пространство Старого Замоскворечья. Члены совета спорить с главным архитектором не стали. Проект понравился всем – и уровнем проработки деталей, и деликатным отношением к окружению, и стремлением сформировать вокруг себя комфортную городскую среду. Андрея Гнездилова и Владимира Плоткина слегка смутила идея разбить одно здание на три части. «Структурно это один, максимум – два дома, – объяснил свою позицию Гнездилов, – но вы нас пытаетесь запутать и изображаете три разных фасада». По мнению Плоткина, двухчастный фасад выглядел бы честнее. В трехчастном решении есть некоторая парадоксальность, теряется адресность дома. Однако этот вопрос мог бы стать темой для отдельного профессионального разговора, а в качестве авторского решения, которое останется на совести архитектора, Плоткин проект принять согласился. Андрей Романов объяснил, что ожидал подобных вопросов, но решение разделить дом на три части было вполне осознанным. По словам Романова, это связано с желанием соответствовать масштабу и характеру улицы: ради этого можно и поступиться чистотой принципа – уверен архитектор.
zooming
Концепция жилого дома на Малой Ордынке. Проектная организация: «Архитектурный диалог с Мегаполисом». Заказчик: «Смайнэкс»

Александра Кудрявцева тоже расстроило нежелание авторов сохранить память места, ведь вместо одного дома они запроектировали три, к тому же примкнувшие к существующему зданию. В итоге, образовался очень длинный фасад, противоречащий проницаемой структуре улицы с разрывами между постройками. Решительно поддержал работу Сергей Чобан. По его словам, это хороший пример реализуемого и успешного проекта. Вариант с третьим стеклянным фасадом он назвал наиболее предпочтительным, поскольку именно он помогает создать визуальную паузу – тот самый разрыв, о котором сожалел Александр Кудрявцев.
zooming
Концепция жилого дома на Малой Ордынке. Проектная организация: «Архитектурный диалог с Мегаполисом». Заказчик: «Смайнэкс»

В итоге, проект жилого дома решено было поддержать, сохранив авторское решение.

01 Апреля 2016

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.