В воркшопе приняли участие тридцать молодых архитекторов из США, Италии, Украины, Болгарии, Румынии, Белоруссии, Бангладеш, Вьетнама, Казахстана и России, отобранных экспертами из почти ста поступивших заявок. Всего за десять дней участники, разделённые на восемь команд, под руководством Ярослава Ковальчука, Хироки Мацура, Наринэ Тютчевой и Петра Попова работали над концепциями образовательно-культурного центра «Периметр».
От участников требовалось создать ясный и реализуемый проект здания для участка между улицей Абубакарова и городским парком Махачкалы. Рядом – дом Расула Гамзатова, чуть в стороне – главная городская площадь. Центр должен вместить большую общественную зону, конференц-залы, выставочные пространства, школу социального проектирования, центр креативных технологий и лабораторию робототехники, центр поддержки одаренной молодежи, коворкинг и другие пространства для инновационных образовательных проектов. Помимо сложной функциональной программы следовало учитывать градостроительный контекст и особый климат Махачкалы с очень жарким летом, резкой переменой погоды в течение дня и сильными ветрами.
Как рассказала один из тьюторов проекта Наринэ Тютчева, первый этап и три дня работы были посвящены исследованиям городских сообществ и культуры Махачкалы, градостроительных особенностей участка, а также современных образовательных методик в стране и в мире. Оставшиеся семь дней участники посвятили проектированию. В последние дни никто не спал – работа не останавливалась ни днем, ни ночью. Проекты, подготовленные к 10 февраля, участники представили на открытой презентации.
По словам члена жюри и руководителя МАРШ Лаб Елены Гонсалес, выбрать победителя было непросто. Мнения жюри разошлись; пришлось проводить дополнительные совещания в формате видео-конференций. Ректор МАРШ Евгений Асс также признался, что победитель был совершенно неочевиден. Тем не менее, сам он поставил высший балл как раз победившему проекту – за понятную идею и уважение к традициям и культуре города. Кроме того, новый «гибридный» формат, который объединил учебный жанр воркшопа и реальный конкурс с последующей реализацией, по убеждению Евгения Асса, не только нов и впервые сейчас предложен МАРШ Лаб, но и мог бы стать хорошей альтернативой обычной конкурсной практике.
Исполнительный директор фонда «ПЕРИ» Полина Филиппова пообещала, что реализация проекта начнется не позднее июня текущего года. Победители продолжат работу над проектом совместно с привлеченным профессиональным бюро и будут осуществлять авторское сопровождение строительства. Подразумевается и дальнейшее участие тьютора команды Хироки Мацура. Окончание всех работ намечено на 2017 год.
Представляем все проекты, разработанные в ходе воркшопа:
победитель / P I C (Peri Innovation Center)
Авторы: Анна Петрова (Россия), Патрисия Урлан (Румыния), Джефри Стивенс (США)
Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA (Нидерланды)
В основе концепции лежит переосмысление традиционной для Дагестана жилой застройки. Поэтому в проекте активно используются такие характерные приемы как террасы, объединяющие несколько жилых домов разных поколений одной семьи, и закрытые внутренние дворики, часто встречающиеся и в современной Махачкале. Ещё одна важная деталь – использование акушинского песчаника, из которого в столице Дагестана построено абсолютное большинство архитектурных памятников.
Образовательный центр занимает вытянутый участок между центральным парком и жилым районом. Структурно он представляет собой сложную композицию из отдельных, но связанных друг с другом функциональных блоков. Главный входной павильон обращен в сторону парка. Сюда же выходит чуть смещённый вглубь стеклянный объем инновационного центра «ПЕРИ», вмещающий коворкинг, переговорные, лаборатории и офисы. Центральная часть здания отдана под общественные функции. Детский образовательный центр решено расположить ближе к тихому жилому кварталу. Между собой все блоки разной высоты и конфигурации связаны системой озеленённых внутренних дворов, которые нанизаны на единую пешеходную ось, позволяющую пройти здание насквозь. На широких уступах организованы террасы, откуда открываются лучшие виды на центр города, парк и горный пейзаж.
Для отделки предлагается использовать натуральный камень. Сочетание на фасадах шлифованного и скалистого акушинского песчаника с большими стеклянными пролетами делают образ аутентичным и современным одновременно. Измельчённый песчаник используется и внутри здания для заливки пола, а также для благоустройства территории – в качестве мощения.
Хироки Мацура,
партнер архитектурного бюро MAXWAN и MASA:
«Это тонкий, сдержанный и простой дизайн, который в то же время сильно и мощно отражает новую эпоху, приходящую в Махачкалу. Этот проект – прекрасный пример простого жеста, достигающего максимального эффекта».
Ярослав Ковальчук,
преподаватель школы МАРШ:
«Проект курировал Хироки Мацура, и, может быть, поэтому он получился очень японским. Множество внутренних двориков и террас на крышах формируют единую пешеходную ось, пробивающую все здание насквозь. Сценарий движения выглядит очень театральным. Немаловажно, что проект тесно связан с дагестанскими традициями. Форма интерпретирует традиционное террасированное жилье, а в качестве отделки предлагается использовать местный песчаник».
***
«Интеллектуальное облако»Авторы: Олжас Капабаев (Казахстан), Анна Будникова (Россия), Владислав Храмов (Россия), Садиа Моуната (Бангладеш)
Тьютор: Наринэ Тютчева, Пётр Попов, бюро «Рождественка»
Здание образовательного центра занимает весь протяженный участок, сохраняя неширокий проход со стороны дома Расула Гамзатова, связывающий улицу Абубакарова с парком. Объём – вытянутый стеклянный параллелепипед с плоской кровлей и чуть срезанными торцами. Перед центральным входом со стороны парка устроена городская площадь. На первом этаже расположены многосветные общественные пространства, плавно перетекающие одно в другое. Сверху они перекрыты сложной пространственной структурой, которую авторы назвали «интеллектуальным облаком». Внутри «облака» помещаются основные образовательные функции – коворкинг, лаборатории, учебные классы.
Также авторы продумали концепцию энергоэффективной системы обеспечения центра с продуманным освещением, естественной вентиляцией, рекуперацией и охлаждением воздуха, применением солнечных батарей и тепловых насосов. Обилие стеклянных поверхностей, не характерных для местного климата, оправдывается применением особого вида стекла, предотвращающего перегрев здания.
Членам жюри понравился современный образ здания. Однако стекло, выступая символом лёгкости и открытости, по мнению жюри, не слишком подходит для климатических условий Махачкалы. Подобное решение потребует дополнительных мер для защиты от солнца. Кроме того, между объёмом центра и домом Расула Гамзатова в оставленном воздушном коридоре из-за сильного ветра может возникнуть эффект аэродинамической трубы.
***
Education HUBАвторы: Паркер Амманн (США), Камиль Цунтаев, Люба Крутенко (Россия)
Тьютор: Наринэ Тютчева, бюро «Рождественка»
Проект отличается особой простотой и логикой построения пространства. Его основание формируют три отдельных одноэтажных блока. Два из них – офисный и жилой – отнесены ближе к улице. Детский образовательный центр смещен к парку. Связующим элементом становится общее четырехуровневое пространство, в котором размещены все общественные зоны, включая входной холл, выставочные галереи и конференц-зал. Здесь же расположены коворкинг и лаборатории, связанные с конференц-залом пандусом-библиотекой. Попасть в здание можно как со стороны жилого района, так и непосредственно из парка. Первый этаж выглядит массивным и основательным благодаря отделке из местного дагестанского известняка. Центральный объем, возвышающийся над основанием, облицован структурным матовым стеклом.
Жюри отметило стремление авторов сохранить преемственность, используя местные строительные материалы. Также приглянулась попытка создания современной архитектуры, отвечающей функциональному назначению будущего образовательного центра.
***
«Периполис»Авторы: Ильдар Биганяков (Россия), Хунг Танг Данг (Вьетнам, Великобритания), Камиль Гаджикасумов (Россия), Эльмира Магомедова (Россия, Великобритания)
Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ
Четырехэтажное здание разделено по горизонтали согласно функциям. На первом этаже – центр дополнительного образования для школьников и общественная зона с выставочным залом и кафе. Здесь также предусмотрен сквозной проход через здание из парка на улицу Абубакарова. Второй и третий этажи предназначены для размещения всех необходимых помещений инновационного центра. Эксплуатируемая кровля превращена в общественное пространство с системой небольших модулей-павильонов, которые могут служить площадками для интернет-сообществ, шахматных или книжных клубов. Устройство кровли, таким образом знаково воссоздает привычную для Дагестана жилую застройку. Маленькие домики занимают не только крышу, они проникают в парк в виде отдельных павильонов. В сторону парка смотрит сложный террасированный фасад здания. При взгляде с улицы, напротив, фасад практически лишен пластики. Он выполнен из зеркального стекла, отражающего город.
По мнению жюри, данный проект стал одним из самых провокационных. Позитивным моментом эксперты назвали рефлексию на тему горных аулов Дагестана. Однако в проекте осталась нерешённой проблема воздушного коридора между существующим домом Расула Гамзатова и проектируемым зданием.
***
«Тинк Тенк башня»
Авторы: Дарья Кириллова, Николай Медведенко (Россия), Биляна Асенова (Болгария), Саша Чабати (Италия)
Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ
Композиция учитывает ориентацию участка на парк и жилой район. Перед городской площадью – четырёхярусная «башня» из матового стекла; на крыше башни – смотровая площадка. В тихую улицу на противоположной стороне обращен двухэтажный объем – отклик на окружающую малоэтажную застройку. Два объёма объединены системой зелёных дворов и общественных пространств, которые служат продолжением парка и в то же время связывают новый комплекс с историческим домом Расула Гамзатова.
Открытые городу остекленные части здания чередуются с глухими, где располагаются приватные жилые зоны с выходом на открытые террасы. На первом, полностью остеклённом этаже расположены фойе, выставочные и конференц залы, учебная аудитория и кафе. Второй этаж башни целиком занят жильём. Офисы, переговорные и лаборатории отнесены на верхний ярус с высоким двусветным пространством. Учебный центр занимает блок, выходящий на улицу Абубакарова.
***
«Оранжерея»Авторы: Арсен Ахмедханов, Наталья Бавыкина (Россия), Эдуардо Манчини (Италия), Анастасия Тер-Саакова (Россия)
Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»
Здание образовательного центра должно связать парк с жилым кварталом. Узкий и сильно вытянутый объем самой простой формы с двускатной кровлей с обеих сторон ограничен длинными пешеходными улицами, ведущими в парк. Его оболочка полностью состоит из двухслойного стекла. Между слоями стекла автора предложили создать настоящую оранжерею с живыми растениями, отчего климат внутри круглый год должен быть комфортным. Прозрачный ажурный объем, расчерченный сеткой переплетов, не спорит с окружением, но претендует стать новым архитектурным акцентом.
Внутри пространство следует логике традиционного дагестанского жилья с чередованием открытых и закрытых зон, образованных мобильными перегородками. В центре здания – трансформируемый конференц-зал, оснащенный системой подъемных плунжеров, формирующих различные сценарии использования пространства. На втором уровне находятся детские студии и коворкинг, имеющие дополнительный вход с улицы. Третий этаж занимают резиденции и лаборатории. Наверху, под стеклянной крышей прячется библиотека и молельная комната.
Жюри высоко оценило авторский замысел, предполагающий использование самых современных «зелёных» технологий. Однако интересная идея, по мнению жюри, может оказаться трудно реализуемой.
***
«Перибокс»
Авторы: Дарья Зайцева , Ксения Зверева, Розита Каширцева, Олег Сазонов (Россия)
Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA (Нидерланды)
Простой прямоугольный объем соединяет парк с улицей Абубакарова, обеспечивая сквозной проход. Внутри минималистичной оболочки из стекла и перфорированного металла устроено многоуровневое пространство. Здание делится на три части – общественную, административную и дворовую. Основная часть двора, расположенного строго по центру, перекрыта трансформируемой кровлей. В сухую погоду кровля сдвигается, и во дворе можно проводить лекции, выставки и другие мероприятия на открытом воздухе. В дождливые дни при закрытой кровле площадку можно использовать, в частности, как кинотеатр.
Предусмотрены системы сбора дождевой воды, естественная вентиляция, защита от солнца, установка тепловых насосов, а также применение местных строительных материалов, к примеру, натуральный дагестанский камень в отделке интерьеров.
Членам жюри этот проект, выполненный студентами школы МАРШ, показался самым романтичным. Эксперты посчитали интересным глубокое исследование и тему, в основе которой лежит народная дагестанская сказка. Образовательный центр – место, которое может полностью изменить человека. Это очень похоже на сказку с превращениями. Внутри, как в волшебной шкатулке, создан сложный и разнообразный мир будущего, тогда как снаружи стеклянная конструкция практически растворяется в окружающей застройке.
***
«Зеленый портал»Авторы: Дарья Ожиганова (Украина), Дарья Прима (Белоруссия), Марат Невлютов, Руслан Гусейнов (Россия)
Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»
В этом проекте образовательный центр – портал, связывающий парк с городом, публичное пространство с приватным, а старую Махачкалу – с новой и активно развивающейся. Структурно комплекс состоит из двух разнонаправленных блоков, связанных общим переходом. Корпус, обращённый в сторону парка, занимают конференц-зал, коворкинг и выставочные галереи. Общественные пространства постепенно перетекают одно в другое, завершаясь зелёным внутренним двориком. Объем, обращенный к жилому кварталу, предназначен для офисов, резиденций и учебного центра.
Жюри отметило простоту и лаконичность проекта. Главное его отличие от остальных концепций – горизонтальное зонирование: всё, что связано с общественными функциями, отнесено в сторону парка, а с образовательными – в сторону улицы.
***