«Периметр» по-японски

В Махачкале по проекту интернациональной команды молодых архитекторов под руководством Хироки Мацура построят новый образовательно-культурный центр.

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
Проект:
Образовательно-культурный центр «Периметр»
Россия, Махачкала

Авторский коллектив:
Авторы: Анна Петрова, Патрисия Урлан, Джефри Стивенс. Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA

2016
Назван победитель международного воркшопа «Пространство образования будущего», который проходил с 1 по 10 февраля в Махачкале. Лучшей концепцией образовательно-культурного центра «Периметр», признали работу 'P I C – Peri Innovation Center' – Анны Петровой, Патрисии Урлан и Джефри Стивенса, трудившихся под руководством тьютора Хироки Мацура, партнера голландского бюро MASA. Победивший проект, как утверждают инициаторы воркшопа: благотворительный фонд «ПЕРИ» Зиявудина Магомедова и центр архитектурных инициатив МАРШ Лаб, будет реализован.
Победители конкурса. На фото слева направо: Джефри Стивенс, Хироки Мацуура, Патрисия Урлан и Анна Петрова. Фотография предоставлена организаторами
Анна Петрова, участница команды победителей. Фотография © Елена Петухова

В воркшопе приняли участие тридцать молодых архитекторов из США, Италии, Украины, Болгарии, Румынии, Белоруссии, Бангладеш, Вьетнама, Казахстана и России, отобранных экспертами из почти ста поступивших заявок. Всего за десять дней участники, разделённые на восемь команд, под руководством Ярослава Ковальчука, Хироки Мацура, Наринэ Тютчевой и Петра Попова работали над концепциями образовательно-культурного центра «Периметр».

От участников требовалось создать ясный и реализуемый проект здания для участка между улицей Абубакарова и городским парком Махачкалы. Рядом – дом Расула Гамзатова, чуть в стороне – главная городская площадь. Центр должен вместить большую общественную зону, конференц-залы, выставочные пространства, школу социального проектирования, центр креативных технологий и лабораторию робототехники, центр поддержки одаренной молодежи, коворкинг и другие пространства для инновационных образовательных проектов. Помимо сложной функциональной программы следовало учитывать градостроительный контекст и особый климат Махачкалы с очень жарким летом, резкой переменой погоды в течение дня и сильными ветрами.

Как рассказала один из тьюторов проекта Наринэ Тютчева, первый этап и три дня работы были посвящены исследованиям городских сообществ и культуры Махачкалы, градостроительных особенностей участка, а также современных образовательных методик в стране и в мире. Оставшиеся семь дней участники посвятили проектированию. В последние дни никто не спал – работа не останавливалась ни днем, ни ночью. Проекты, подготовленные к 10 февраля, участники представили на открытой презентации.
Пресс-конференция в ЦДА. На фото, справа налево: Евгений Асс, Полина Филиппова, Ярослав Ковальчук и Елена Гонсалес. Фотография © Елена Петухова

По словам члена жюри и руководителя МАРШ Лаб Елены Гонсалес, выбрать победителя было непросто. Мнения жюри разошлись; пришлось проводить дополнительные совещания в формате видео-конференций. Ректор МАРШ Евгений Асс также признался, что победитель был совершенно неочевиден. Тем не менее, сам он поставил высший балл как раз победившему проекту – за понятную идею и уважение к традициям и культуре города. Кроме того, новый «гибридный» формат, который объединил учебный жанр воркшопа и реальный конкурс с последующей реализацией, по убеждению Евгения Асса, не только нов и впервые сейчас предложен МАРШ Лаб, но и мог бы стать хорошей альтернативой обычной конкурсной практике.

Исполнительный директор фонда «ПЕРИ» Полина Филиппова пообещала, что реализация проекта начнется не позднее июня текущего года. Победители продолжат работу над проектом совместно с привлеченным профессиональным бюро и будут осуществлять авторское сопровождение строительства. Подразумевается и дальнейшее участие тьютора команды Хироки Мацура. Окончание всех работ намечено на 2017 год.

Представляем все проекты, разработанные в ходе воркшопа:

победитель / P I C (Peri Innovation Center)
Авторы: Анна Петрова (Россия), Патрисия Урлан (Румыния), Джефри Стивенс (США)
Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA (Нидерланды)

Победитель конкурса – проект P I C. Вид со стороны улицы. Авторы: Анна Петрова, Патрисия Урлан, Джефри Стивенс. Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA

В основе концепции лежит переосмысление традиционной для Дагестана жилой застройки. Поэтому в проекте активно используются такие характерные приемы как террасы, объединяющие несколько жилых домов разных поколений одной семьи, и закрытые внутренние дворики, часто встречающиеся и в современной Махачкале. Ещё одна важная деталь – использование акушинского песчаника, из которого в столице Дагестана построено абсолютное большинство архитектурных памятников.

Образовательный центр занимает вытянутый участок между центральным парком и жилым районом. Структурно он представляет собой сложную композицию из отдельных, но связанных друг с другом функциональных блоков. Главный входной павильон обращен в сторону парка. Сюда же выходит чуть смещённый вглубь стеклянный объем инновационного центра «ПЕРИ», вмещающий коворкинг, переговорные, лаборатории и офисы. Центральная часть здания отдана под общественные функции. Детский образовательный центр решено расположить ближе к тихому жилому кварталу. Между собой все блоки разной высоты и конфигурации связаны системой озеленённых внутренних дворов, которые нанизаны на единую пешеходную ось, позволяющую пройти здание насквозь. На широких уступах организованы террасы, откуда открываются лучшие виды на центр города, парк и горный пейзаж.

Для отделки предлагается использовать натуральный камень. Сочетание на фасадах шлифованного и скалистого акушинского песчаника с большими стеклянными пролетами делают образ аутентичным и современным одновременно. Измельчённый песчаник используется и внутри здания для заливки пола, а также для благоустройства территории – в качестве мощения.
Победитель конкурса – проект P I C. Вид со стороны парка. Авторы: Анна Петрова, Патрисия Урлан, Джефри Стивенс. Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA
Победитель конкурса – проект P I C. План первого этажа. Авторы: Анна Петрова, Патрисия Урлан, Джефри Стивенс. Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA
Победитель конкурса – проект P I C. Интерьер. Авторы: Анна Петрова, Патрисия Урлан, Джефри Стивенс. Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA

Хироки Мацура,
партнер архитектурного бюро MAXWAN и MASA:
«Это тонкий, сдержанный и простой дизайн, который в то же время сильно и мощно отражает новую эпоху, приходящую в Махачкалу. Этот проект – прекрасный пример простого жеста, достигающего максимального эффекта».

Ярослав Ковальчук,
преподаватель школы МАРШ:
«Проект курировал Хироки Мацура, и, может быть, поэтому он получился очень японским. Множество внутренних двориков и террас на крышах формируют единую пешеходную ось, пробивающую все здание насквозь. Сценарий движения выглядит очень театральным. Немаловажно, что проект тесно связан с дагестанскими традициями. Форма интерпретирует традиционное террасированное жилье, а в качестве отделки предлагается использовать местный песчаник».
 
***
 
«Интеллектуальное облако»
Авторы: Олжас Капабаев (Казахстан), Анна Будникова (Россия), Владислав Храмов (Россия), Садиа Моуната (Бангладеш)
Тьютор: Наринэ Тютчева, Пётр Попов, бюро «Рождественка»

Интеллектуальное облако. Авторы: Олжас Капабаев, Анна Будникова, Владислав Храмов, Садиа Моуната. Тьютор: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»

Здание образовательного центра занимает весь протяженный участок, сохраняя неширокий проход со стороны дома Расула Гамзатова, связывающий улицу Абубакарова с парком. Объём – вытянутый стеклянный параллелепипед с плоской кровлей и чуть срезанными торцами. Перед центральным входом со стороны парка устроена городская площадь. На первом этаже расположены многосветные общественные пространства, плавно перетекающие одно в другое. Сверху они перекрыты сложной пространственной структурой, которую авторы назвали «интеллектуальным облаком». Внутри «облака» помещаются основные образовательные функции – коворкинг, лаборатории, учебные классы.

Также авторы продумали концепцию энергоэффективной системы обеспечения центра с продуманным освещением, естественной вентиляцией, рекуперацией и охлаждением воздуха, применением солнечных батарей и тепловых насосов. Обилие стеклянных поверхностей, не характерных для местного климата, оправдывается применением особого вида стекла, предотвращающего перегрев здания.
Интеллектуальное облако. Авторы: Олжас Капабаев, Анна Будникова, Владислав Храмов, Садиа Моуната. Тьютор: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»
Интеллектуальное облако. Ночной вид. Авторы: Олжас Капабаев, Анна Будникова, Владислав Храмов, Садиа Моуната. Тьютор: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»
Интеллектуальное облако. План первого этажа. Авторы: Олжас Капабаев, Анна Будникова, Владислав Храмов, Садиа Моуната. Тьютор: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»
Интеллектуальное облако. Интерьер. Авторы: Олжас Капабаев, Анна Будникова, Владислав Храмов, Садиа Моуната. Тьютор: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»

Членам жюри понравился современный образ здания. Однако стекло, выступая символом лёгкости и открытости, по мнению жюри, не слишком подходит для климатических условий Махачкалы. Подобное решение потребует дополнительных мер для защиты от солнца. Кроме того, между объёмом центра и домом Расула Гамзатова в оставленном воздушном коридоре из-за сильного ветра может возникнуть эффект аэродинамической трубы.
 
***
 
Education HUB
Авторы: Паркер Амманн (США), Камиль Цунтаев, Люба Крутенко (Россия)
Тьютор: Наринэ Тютчева, бюро «Рождественка»

Education HUB. Вид со стороны улицы. Авторы: Паркер Амманн, Камиль Цунтаев, Люба Крутенко. Тьютор: Наринэ Тютчева, бюро «Рождественка»

Проект отличается особой простотой и логикой построения пространства. Его основание формируют три отдельных одноэтажных блока. Два из них – офисный и жилой – отнесены ближе к улице. Детский образовательный центр смещен к парку. Связующим элементом становится общее четырехуровневое пространство, в котором размещены все общественные зоны, включая входной холл, выставочные галереи и конференц-зал. Здесь же расположены коворкинг и лаборатории, связанные с конференц-залом пандусом-библиотекой. Попасть в здание можно как со стороны жилого района, так и непосредственно из парка. Первый этаж выглядит массивным и основательным благодаря отделке из местного дагестанского известняка. Центральный объем, возвышающийся над основанием, облицован структурным матовым стеклом.
Education HUB. Вид со стороны парка. Авторы: Паркер Амманн, Камиль Цунтаев, Люба Крутенко. Тьютор: Наринэ Тютчева, бюро «Рождественка»
Education HUB. Разрез. Авторы: Паркер Амманн, Камиль Цунтаев, Люба Крутенко. Тьютор: Наринэ Тютчева, бюро «Рождественка»
Education HUB. План первого этажа. Авторы: Паркер Амманн, Камиль Цунтаев, Люба Крутенко. Тьютор: Наринэ Тютчева, бюро «Рождественка»

Жюри отметило стремление авторов сохранить преемственность, используя местные строительные материалы. Также приглянулась попытка создания современной архитектуры, отвечающей функциональному назначению будущего образовательного центра.
 
***
 
«Периполис»
Авторы: Ильдар Биганяков (Россия), Хунг Танг Данг (Вьетнам, Великобритания), Камиль Гаджикасумов (Россия), Эльмира Магомедова (Россия, Великобритания)
Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ

Периполис. Авторы: Ильдар Биганяков, Хунг Танг Данг, Камиль Гаджикасумов, Эльмира Магомедова. Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ

Четырехэтажное здание разделено по горизонтали согласно функциям. На первом этаже – центр дополнительного образования для школьников и общественная зона с выставочным залом и кафе. Здесь также предусмотрен сквозной проход через здание из парка на улицу Абубакарова. Второй и третий этажи предназначены для размещения всех необходимых помещений инновационного центра. Эксплуатируемая кровля превращена в общественное пространство с системой небольших модулей-павильонов, которые могут служить площадками для интернет-сообществ, шахматных или книжных клубов. Устройство кровли, таким образом знаково воссоздает привычную для Дагестана жилую застройку. Маленькие домики занимают не только крышу, они проникают в парк в виде отдельных павильонов. В сторону парка смотрит сложный террасированный фасад здания. При взгляде с улицы, напротив, фасад практически лишен пластики. Он выполнен из зеркального стекла, отражающего город.
Периполис. Авторы: Ильдар Биганяков, Хунг Танг Данг, Камиль Гаджикасумов, Эльмира Магомедова. Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ
Периполис. Кровля. Авторы: Ильдар Биганяков, Хунг Танг Данг, Камиль Гаджикасумов, Эльмира Магомедова. Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ
Периполис. План первого этажа. Авторы: Ильдар Биганяков, Хунг Танг Данг, Камиль Гаджикасумов, Эльмира Магомедова. Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ

По мнению жюри, данный проект стал одним из самых провокационных. Позитивным моментом эксперты назвали рефлексию на тему горных аулов Дагестана. Однако в проекте осталась нерешённой проблема воздушного коридора между существующим домом Расула Гамзатова и проектируемым зданием.
 
***
 

«Тинк Тенк башня»
Авторы: Дарья Кириллова, Николай Медведенко (Россия), Биляна Асенова (Болгария), Саша Чабати (Италия)
Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ

Тинк Тенк башня. Вид со стороны парка. Авторы: Дарья Кириллова , Николай Медведенко, Биляна Асенова, Саша Чабати. Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ

Композиция учитывает ориентацию участка на парк и жилой район. Перед городской площадью – четырёхярусная «башня» из матового стекла; на крыше башни – смотровая площадка. В тихую улицу на противоположной стороне обращен двухэтажный объем – отклик на окружающую малоэтажную застройку. Два объёма объединены системой зелёных дворов и общественных пространств, которые служат продолжением парка и в то же время связывают новый комплекс с историческим домом Расула Гамзатова.

Открытые городу остекленные части здания чередуются с глухими, где располагаются приватные жилые зоны с выходом на открытые террасы. На первом, полностью остеклённом этаже расположены фойе, выставочные и конференц залы, учебная аудитория и кафе. Второй этаж башни целиком занят жильём. Офисы, переговорные и лаборатории отнесены на верхний ярус с высоким двусветным пространством. Учебный центр занимает блок, выходящий на улицу Абубакарова.
Тинк Тенк башня. Вид со стороны улицы. Авторы: Дарья Кириллова , Николай Медведенко, Биляна Асенова, Саша Чабати. Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ
Тинк Тенк башня. План первого этажа. Авторы: Дарья Кириллова , Николай Медведенко, Биляна Асенова, Саша Чабати. Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ
Тинк Тенк башня. Интерьер. Авторы: Дарья Кириллова , Николай Медведенко, Биляна Асенова, Саша Чабати. Тьютор: Ярослав Ковальчук, Архитектурная школа МАРШ

 
***
 
«Оранжерея»
Авторы: Арсен Ахмедханов, Наталья Бавыкина (Россия), Эдуардо Манчини (Италия), Анастасия Тер-Саакова (Россия)
Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»

Оранжерея. Авторы: Арсен Ахмедханов, Наталья Бавыкина, Эдуардо Манчини, Анастасия Тер-Саакова. Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»

Здание образовательного центра должно связать парк с жилым кварталом. Узкий и сильно вытянутый объем самой простой формы с двускатной кровлей с обеих сторон ограничен длинными пешеходными улицами, ведущими в парк. Его оболочка полностью состоит из двухслойного стекла. Между слоями стекла автора предложили создать настоящую оранжерею с живыми растениями, отчего климат внутри круглый год должен быть комфортным. Прозрачный ажурный объем, расчерченный сеткой переплетов, не спорит с окружением, но претендует стать новым архитектурным акцентом.

Внутри пространство следует логике традиционного дагестанского жилья с чередованием открытых и закрытых зон, образованных мобильными перегородками. В центре здания – трансформируемый конференц-зал, оснащенный системой подъемных плунжеров, формирующих различные сценарии использования пространства. На втором уровне находятся детские студии и коворкинг, имеющие дополнительный вход с улицы. Третий этаж занимают резиденции и лаборатории. Наверху, под стеклянной крышей прячется библиотека и молельная комната.
Оранжерея. Авторы: Арсен Ахмедханов, Наталья Бавыкина, Эдуардо Манчини, Анастасия Тер-Саакова. Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»
Оранжерея. Авторы: Арсен Ахмедханов, Наталья Бавыкина, Эдуардо Манчини, Анастасия Тер-Саакова. Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»
Оранжерея. План первого этажа. Авторы: Арсен Ахмедханов, Наталья Бавыкина, Эдуардо Манчини, Анастасия Тер-Саакова. Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»

Жюри высоко оценило авторский замысел, предполагающий использование самых современных «зелёных» технологий. Однако интересная идея, по мнению жюри, может оказаться трудно реализуемой.

 
***
 

«Перибокс»
Авторы: Дарья Зайцева , Ксения Зверева, Розита Каширцева, Олег Сазонов (Россия)
Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA (Нидерланды)

Перибокс. Авторы: Дарья Зайцева , Ксения Зверева, Розита Каширцева, Олег Сазонов. Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA

Простой прямоугольный объем соединяет парк с улицей Абубакарова, обеспечивая сквозной проход. Внутри минималистичной оболочки из стекла и перфорированного металла устроено многоуровневое пространство. Здание делится на три части – общественную, административную и дворовую. Основная часть двора, расположенного строго по центру, перекрыта трансформируемой кровлей. В сухую погоду кровля сдвигается, и во дворе можно проводить лекции, выставки и другие мероприятия на открытом воздухе. В дождливые дни при закрытой кровле площадку можно использовать, в частности, как кинотеатр.

Предусмотрены системы сбора дождевой воды, естественная вентиляция, защита от солнца, установка тепловых насосов, а также применение местных строительных материалов, к примеру, натуральный дагестанский камень в отделке интерьеров.
Перибокс. Авторы: Дарья Зайцева , Ксения Зверева, Розита Каширцева, Олег Сазонов. Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA
Перибокс. Генплан. Авторы: Дарья Зайцева , Ксения Зверева, Розита Каширцева, Олег Сазонов. Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA
Перибокс. Внутренний двор. Авторы: Дарья Зайцева , Ксения Зверева, Розита Каширцева, Олег Сазонов. Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA
Перибокс. Интерьер. Авторы: Дарья Зайцева , Ксения Зверева, Розита Каширцева, Олег Сазонов. Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA

Членам жюри этот проект, выполненный студентами школы МАРШ, показался самым романтичным. Эксперты посчитали интересным глубокое исследование и тему, в основе которой лежит народная дагестанская сказка. Образовательный центр – место, которое может полностью изменить человека. Это очень похоже на сказку с превращениями. Внутри, как в волшебной шкатулке, создан сложный и разнообразный мир будущего, тогда как снаружи стеклянная конструкция практически растворяется в окружающей застройке.
 
***
 
«Зеленый портал»
Авторы: Дарья Ожиганова (Украина), Дарья Прима (Белоруссия), Марат Невлютов, Руслан Гусейнов (Россия)
Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»


Зеленый портал. Авторы: Дарья Ожиганова, Дарья Прима, Марат Невлютов, Руслан Гусейнов. Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»

В этом проекте образовательный центр – портал, связывающий парк с городом, публичное пространство с приватным, а старую Махачкалу – с новой и активно развивающейся. Структурно комплекс состоит из двух разнонаправленных блоков, связанных общим переходом. Корпус, обращённый в сторону парка, занимают конференц-зал, коворкинг и выставочные галереи. Общественные пространства постепенно перетекают одно в другое, завершаясь зелёным внутренним двориком. Объем, обращенный к жилому кварталу, предназначен для офисов, резиденций и учебного центра.
Зеленый портал. Ночной вид. Авторы: Дарья Ожиганова, Дарья Прима, Марат Невлютов, Руслан Гусейнов. Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»
Зеленый портал. Планы 1, 2, 3 этажей. Авторы: Дарья Ожиганова, Дарья Прима, Марат Невлютов, Руслан Гусейнов. Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»
Зеленый портал. Интерьер. Авторы: Дарья Ожиганова, Дарья Прима, Марат Невлютов, Руслан Гусейнов. Тьюторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, бюро «Рождественка»

Жюри отметило простоту и лаконичность проекта. Главное его отличие от остальных концепций – горизонтальное зонирование: всё, что связано с общественными функциями, отнесено в сторону парка, а с образовательными – в сторону улицы.
***


Проект:
Образовательно-культурный центр «Периметр»
Россия, Махачкала

Авторский коллектив:
Авторы: Анна Петрова, Патрисия Урлан, Джефри Стивенс. Тьютор: Хироки Мацуура, бюро MASA

2016

20 Февраля 2016

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Пресса: Сеанс демистификации архитектурных звезд
Чтобы построить здание, заказчик обычно обращается к зарекомендовавшим себя архитекторам. Если стоит задача возвести значимое здание и получить пиар-эффект, то архитектора часто выбирают с помощью конкурса с привлечением звездных имен. Задумав построить в Махачкале культурно-образовательный центр, благотворительный фонд «Пери» пошел необычным и рискованным путем. Он с помощью центра архитектурных инициатив «МАРШ Лаб» собрал в феврале 30 молодых архитекторов со всего мира на десятидневный воркшоп «Пространство образования будущего».
Пресса: Исследование «Периметра»: какая архитектура нужна...
Международный воркшоп «Пространство образования будущего» поставил перед 30 молодыми архитекторами задачу разработать концепцию здания культурно-образовательного центра Благотворительного фонда «ПЕРИ». Проектированию предшествовало изучение места, результаты которого прокомментировал научный руководитель и тьютор воркшопа Ярослав Ковальчук.
Пресса: Как свернуть горы
Рядом с домом Расула Гамзатова в Махачкале строят центр для одаренной дагестанской молодежи.
Пресса: Итоги архитектурного воркшопа «Пространство образования...
В течении 10 дней 30 молодых архитекторов из 10 стран мира проводили исследование градостроительной и социокультурной ситуации в Махачкале, знакомились с современными методиками обучения и разрабатывали концепции будущего образовательно-культурного центра «Периметр». Модераторами воркшопа стали преподаватели МАРШ Наринэ Тютчева, Ярослав Ковальчук, приглашенный профессор МАРШ Хироки Мацура, а также Петр Попов из российского бюро «Рождественка».
Хироки Мацура: «Город и здание неотделимы друг от...
Хироки Мацура, партнер бюро Maxwan и приглашенный профессор Школы МАРШ – об объективности градостроительства и субъективности архитектуры, потребителе как главном судье любого проекта и разнице между российскими и голландскими студентами-архитекторами.
Пресса: В Махачкале построят культурный центр по проекту...
Международная группа архитекторов из России, Румынии, США и Нидерландов стала победителем конкурса на разработку концепции образовательно-культурного центра «Периметр» в Махачкале. Конкурс был организован и проведен в виде воркшопа (коллективное обучающее мероприятие) по инициативе благотворительного фонда «Пери» Зиявудина Магомедова (группа «Сумма») в партнерстве с центром архитектурных инициатив «Марш Лаб».
Пресса: Что европейцу — недостаток, то азиату — очарование...
Хироки Мацуура — один из самых ярких европейских архитекторов, под чьим руководством голландская компания «Maxwan architects + urbanists» завоевала множество призов на международных конкурсах. В Махачкалу он приехал как координатор Международного воркшопа на создание концепции образовательно-культурного центра «Периметр».
Пресса: Поразительная Махачкала
Workshop «Пространство образования будущего» проходит в Махачкале с 1 по 10 февраля. Чтобы создать новый проект образовательно-культурного центра «Периметр», в столицу Дагестана приехали опытные архитекторы и 25 молодых специалистов из разных стран мира. В образовательном центре планируют разместить школу социального проектирования, центр креативных технологий, лабораторию робототехники, а также центр поддержки одаренной молодежи – совместный проект фонда «Пери» и Московского центра педагогического мастерства. В рамках «воркшопа» архитектор из Нидерландов Хируки Мацура 6 февраля прочитал лекцию «Пространство для инноваций» и показал гостям свои инновационные проекты. Подробности – в репортаже корреспондент КАВПОЛИТа.
Пресса: Молодые архитекторы разрабатывают концепцию культурно-образовательного...
Первый в Дагестане архитектурный воркшоп «Пространство образования будущего», целью которого является создание концепции образовательно-культурного центра «Периметр» в Махачкале, накануне начал свою работу в бизнес-инкубаторе «Пери инновации». Его участниками стали 30 тщательно отобранных молодых архитекторов из различных стран мира, которых будет направлять команда опытных кураторов. Поиск новых архитектурных и пространственных решений для современного образовательно-культурного центра будет идти в течение десяти дней.
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту по проекту Querkraft и Berger + Parkkinen в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.