Архсовет Москвы–38

Первый в этом году Архитектурный совет отправил на доработку проекты двух жилых комплексов, предложив авторам внимательнее отнестись к их градостроительному решению.

mainImg
Жилой Комплекс на Барвихинской улице
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Первый вариант решения фасадов. Проектировщик: архитектурное бюро «Аймекс-Групп»

Компания «Аймекс-Групп» во второй раз представила совету проект жилого комплекса у крупной развязки Московской кольцевой автодороги и Можайского шоссе. В прошлый раз проект согласован не был. Все члены совета отметили неудачное для столь важного места на въезде в город архитектурное предложение. Но в первую очередь авторам было рекомендовано пересмотреть композиционно-планировочное решение дома, спрятанного в глубине участка и не формирующего ни дворовое, ни общественное пространство. Заключением прошлого заседания совета стала рекомендация поработать с формой и расположением здания, сдвинув его, например, ближе к Барвихинской улице либо решив в виде высокой башни.
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Ситуационный план. Проектировщик: архитектурное бюро «Аймекс-Групп»

Спустя два месяца архитекторы представили полностью переработанный вариант. Вместо углового дома, раскрытого в сторону дуги Барвихинской улицы, появилась вытянутая 16-этажная пластина, поставленная по хорде этой дуги. Торцы ее обращены в сторону МКАД и в сторону центра Москвы. В глубине участка расположился 3-этажный блок детского сада и начальной школы, фиксирующий границу участка. Таким образом удалось образовать замкнутый уютный двор, которого так не хватало в предыдущем варианте.
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Фото с макета. Проектировщик: архитектурное бюро «Аймекс-Групп»

Изменилась и архитектура здания. Двухчастная композиция сменилась цельным объемом, чуть расширяющимся кверху за счет нависающих этажей. Появились активная пластика и горизонтальные карнизы, разбивающие дом на шесть неравных частей, включая зону общественных первых этажей, решенных в осветленном стекле. Авторы представили совету несколько вариантов фасадов с использованием разных отделочных материалов и цветовой гаммы – от преимущественно стеклянного и монохромного до пестрого.
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Варианты фасадов. Проектировщик: архитектурное бюро «Аймекс-Групп»
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Варианты фасадов. Проектировщик: архитектурное бюро «Аймекс-Групп»

Новая версия понравилась членам совета едва ли не меньше, чем первоначальная. Главный недочет они снова увидели в расположении объема. Сергей Кузнецов напомнил, что ранее авторам рекомендовалось представить несколько планировочных решений, однако эта рекомендация была проигнорирована. Версия с башней не рассмотрена вовсе, а предложение с пластиной вдоль улицы выглядит весьма неубедительно.

Андрей Боков согласился с Кузнецовым. По его словам, никаких особых улучшений в проекте не произошло. При этом возникли новые проблемы. В частности, дом, вставая вдоль Барвихинской улицы, перекрыл все виды для жильцов соседних зданий. Суждение коллеги поддержал и Владимир Плоткин, согласившийся, что в данной ситуации очень непросто оценить, какой из представленных вариантов лучше. «Первый вариант представлял собой пример точечной застройки, не взаимодействующей с окружением, но и не мешающей ему, – рассуждал он. – Второй вариант выглядит незавершенным, не решает задач, которые на него возложены. Однако подобное решение было бы возможно, если бы здание с пониженной этажностью обрело бы более плавные очертания, повторяющие линию улицы». Также Владимир Плоткин обратил внимание на непроработанные торцы дома. Именно они, а не главный фасад, будут видны в перспективе города и при движении со стороны МКАД. По его мнению, это не самое удачное включение здания в панораму Москвы.
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Вид со стороны МКАД. Проектировщик: архитектурное бюро «Аймекс-Групп»

С тем, что с торцами надо что-то делать, согласились Алексей Воронцов и Михаил Посохин. Воронцов пояснил, что если и делать двухсекционный дом, то надо делать его изящно. Посохину же представленный вариант показался вовсе неприемлемым, поскольку он «усугубляет сложившуюся за последние годы ситуацию на данном участке». По его словам, на сегодняшний день на рассматриваемой территории удалось сформировать организованное пространство: одной стороны – два комплекса, спроектированные Борисом Левянтом, с другой – крестообразные в плане башни, поддерживающие тему въездных ворот в город. Новая постройка, по убеждению Посохина, не решает поставленной перед ней градостроительной задачи. Мысль Посохина развил Александр Кудрявцев, отметивший, что рассматриваемый участок становится «мостом, шарниром, соединяющим существующую здесь архитектуру 1980-х с современностью». Однако представленный дом эту функцию не выполняет, а, наоборот, кажется инородным – уверен он.
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Вид со стороны улицы. Проектировщик: архитектурное бюро «Аймекс-Групп»

Поддержал коллег и Андрей Гнездилов, который посоветовал авторам хорошо подумать над внятным решением генплана: предложить адекватную компоновку, продумать маршруты движения пешеходов и транспорта. Пока все это не сделано, всерьез рассматривать представленные версии фасадов нет никакого смысла. Хотя и они, по словам Гнездилова, кажутся слишком измельченными, их масштаб не соответствует контексту, а у здания отсутствует силуэт. Варианты фасадов в итоге никто из членов совета обсуждать не стал. Остановились на необходимости снова переделать объемно-пространственное решение, а уж потом приступать к оформлению фасадов.
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Фасады. Проектировщик: архитектурное бюро «Аймекс-Групп»

Сергей Кузнецов резюмировал: «Авторам следует подготовить, по крайней мере, два разных варианта. Это может быть контекстуальный протяженный дом, следующий за направлением улицы и смешивающийся с окружающей застройкой. Высота такого дома должна быть максимально снижена. Также возможен контрастный, акцентный и высотный вариант с читающимся силуэтом».

Жилой комплекс на улице Поляны
zooming
Жилой комплекс на пересечении проектируемой трассы Солнцево-Бутово-Видное и улицы Поляны. Проектировщик АБ «Остоженка»

Участок располагается на пересечении проектируемой трассы Солнцево-Бутово-Видное и улицы Поляны. Окруженная Битцевским лесом, эта территория имеет ряд ограничивающих факторов – таких, как проходящие по участку линии газопровода и природно-охранная зона, пересекающая площадку ровно посередине. И зеленую полосу, и газопровод проектировщики из бюро «Остоженка» предложили вынести на периферию участка, из-за чего вдоль его границы появилась некая буферная озелененная часть, отделяющая жилую застройку от автомагистрали.
zooming
Жилой комплекс на пересечении проектируемой трассы Солнцево-Бутово-Видное и улицы Поляны. Генплан. Проектировщик АБ «Остоженка»

На освобожденной территории разместился крупный комплекс зданий, формирующих семь закрытых дворов. План решен в виде двух развернутых в южную сторону «гребней» с длинными зубцами жилых блоков. Между ними проведена линия бульвара – главной общественной зоны комплекса. По фронту бульвара в первых этажах домов разместились магазины и кафе с возможностью выноса летних столиков на открытые уличные террасы. Бульвар открыт для города, тогда как дворы доступны только жильцам. Предполагается, что они будут полностью пешеходными. Проезды оставлены только для спецтранспорта. Для автомобилей предусмотрена подземная парковка. Пытаясь сделать комплекс проницаемым, авторы разработали сложную систему пешеходных маршрутов с многочисленными арками, пандусами и лестницами. В результате, внутрь можно попасть практически из любой точки периметра участка.
zooming
Жилой комплекс на пересечении проектируемой трассы Солнцево-Бутово-Видное и улицы Поляны. Вид сверху. Проектировщик АБ «Остоженка»

Сложный силуэт с то возвышающимися, то резко понижающимися частями лишен жесткой геометрии и, таким образом, имитирует разнородную и живую городскую застройку. Уличные фасады тоже решены по-разному. Кирпичную плоскую стену сменяет разноцветный фасад с выступающими эркерами, за ним – более спокойный полосатый или подчеркнуто «диагональный». Главный акцент сделан на угловой части, выходящей к пересечению улиц. В отличие от уличных, дворовые фасады выглядят более однородными и нейтральными. Оживляются только консольно нависающие торцы блоков, обращенных к бульвару.
zooming
Жилой комплекс на пересечении проектируемой трассы Солнцево-Бутово-Видное и улицы Поляны. Проектировщик АБ «Остоженка»

Евгения Муринец, предваряя обсуждение проекта, отметила, что он полностью соответствует требованиям ГПЗУ, если не считать небольшой дефицит нежилых помещений. Однако, несмотря на это, вопросов к проекту возникло множество. Сергей Кузнецов сделал замечание по поводу внутреннего бульвара, который, по его словам, плохо считывается как общественное пространство. Он никуда не ведет и ниоткуда не берет начало. Не понравилось главному архитектору и объемно-пространственное решение: «План в виде такого «гребня» плохо работает. Пять домов не имеют уличных фасадов, только дворовые. А со стороны двора комплекс начинает угнетать своей монотонностью, особенно с учетом такого крупного масштаба застройки. Кроме того, пугает закрытая структура комплекса, в результате чего мы рискуем получить очередной городской анклав». Представленную планировку Кузнецов предложил пересмотреть, сделать более открытой и проницаемой, создать разрывы между домами и устроить дополнительный к существующему продольный бульвар, пересекающий участок с севера на юг. По мнению Кузнецова, можно было бы подумать и над совсем другим вариантом – скажем, в виде нескольких отдельно стоящих башен.
zooming
Жилой комплекс на пересечении проектируемой трассы Солнцево-Бутово-Видное и улицы Поляны. Внутренний бульвар. Проектировщик АБ «Остоженка»

За коллег из «Остоженки» вступился Владимир Плоткин, который, однако, согласился, что сейчас у бульвара нет направления. Тем не менее, общую композицию проекта он посчитал очень «интересной и достаточно умной»: территория хорошо используется, а схема вполне жизнеспособна. Сомнения у него вызвали только проездные дворы. Сергей Кузнецов ответил, что в проекте следует учитывать перспективное развитие города, а с его учетом сохранить подобную компоновку трудно. На север пойдет основной выезд с территории, а, значит, должна появиться дополнительная вертикальная ось.
zooming
Жилой комплекс на пересечении проектируемой трассы Солнцево-Бутово-Видное и улицы Поляны. Проектировщик АБ «Остоженка»

Михаила Посохина смутило нежелание авторов сохранить и использовать существующую зеленую зону. Он уверен, что можно было бы взять за основу идею ее сохранения и выстраивать комплекс вокруг нее. «Здесь же мы видим жестокое отношение к природной среде, – продолжил он. – Как бы красиво ни был смоделирован проект, все равно получился поселок лагерного типа». Андрей Боков с Посохиным согласился, но постарался поддержать архитекторов, назвав работу очень профессиональной, адекватной и, возможно, даже справедливой, учитывая требования ГПЗУ и желание заказчика поселить здесь более 7800 жителей. При этом, по его мнению, отсутствие перспективного планирования неизбежно приведет к ошибке. Сегодня неясно, будет ли сохраняться окружающий лес или он тоже будет застроен. И если застроен, то как? Без ответов на эти вопросы проектировать столь крупный комплекс нельзя. Пока он выглядит как остров, отрезанный от окружения. А было бы правильно хотя бы предусмотреть выход в лес для будущих жильцов.
zooming
Жилой комплекс на пересечении проектируемой трассы Солнцево-Бутово-Видное и улицы Поляны. Дворовые фасады. Проектировщик АБ «Остоженка»

Сергей Кузнецов пояснил, что из-за отсутствия точного представления о развитии данной территории нельзя отказываться от рассмотрения проекта, для которого уже имеется ГПЗУ. В идеале, конечно, эта территория могла бы стать отличным местом для строительства серьезного общественного центра, он здесь по-настоящему нужен. Но сейчас речи об этом не идет.

Принципиально иную позицию занял Алексей Воронцов, высказав уверенность в том, что проект имеет право на существование. Зная опыт «Остоженки», он ничуть не усомнился в том, что такой комплекс будет идеально реализован. В качестве доказательства он привел похожий и уже построенный ЖК в Балашихе – отличный, по убеждению Воронцова, пример. В нем авторы прекрасно используют место, разрешенные параметры и показатели выданных документов. И это хороший выход из положения для рассматриваемого участка, учитывая, что взаимодействия с природой в данном случае не получается – уверен Воронцов. Создана система общественных и приватных пространств, зеленая зона между домами и дорогой, хорошо проработана разнообразная и интересная архитектура: все это – плюсы проекта.
zooming
Жилой комплекс на пересечении проектируемой трассы Солнцево-Бутово-Видное и улицы Поляны. Макет. Проектировщик АБ «Остоженка»

Мнение Воронцова коллеги не разделили, но согласились, что при дальнейшей серьезной доработке представленный вариант можно рассматривать, но только если авторам удастся сделать комплекс проницаемым с большой и доступной общественной зоной, а архитектуру – более разнообразной. Кроме этого, рекомендовалось подготовить второй, кардинально отличающийся от первоначального вариант.

21 Января 2016

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.