Архсовет Москвы–37

16 декабря архитектурный совет одобрил концепцию ЖК на Сельскохозяйственной улице, но раскритиковал проект строительства храма на Ходынском поле.

mainImg
Жилой комплекс на Сельскохозяйственной улице
ЖК Green Park
© buromoscow и Апекс. Заказчик: ГК ПИК

На суд архитектурного совета был представлен проект первой очереди застройки участка вдоль Сельскохозяйственной улицы. Перспективная концепция развития территории предполагает возведение рядом еще одного подобного комплекса. Проект разработан архитекторами бюро «АПЕКС» совместно с buromoscow по заказу известного в Москве застройщика «Группы компаний ПИК». Проекты этого инвестора уже рассматривались на архсовете, в том числе при изучении вопроса модернизации индустриального панельного домостроительства. На этот раз речь шла не о панельном, а о монолитном доме с вентилируемым фасадом.

Комплекс образован двумя отдельными корпусами, которые формируют практически замкнутый двор. Во дворе, свободном от машин, предусматривается качественное благоустройство, устройство детских, игровых и спортивных площадок, установка скамеек-домиков и высадка крупномерных деревьев. Под всем пятном застройки, включая двор, расположен подземный паркинг, но входы в подъезды из двора расположены на нулевой отметке, без лестниц. Первые этажи вдоль улицы заняты витринами магазинов и кафе.
ЖК Green Park
© buromoscow и Апекс. Заказчик: ГК ПИК
ЖК Green Park
© buromoscow и Апекс. Заказчик: ГК ПИК

В основе объемно-пространственного решения – переменная этажность с существенным повышением в сторону улицы. Внешние фасады домов покрыты зигзагами треугольных эркеров, которые равномерно чередуются с полосами плоских белых этажей. Каждый выступающий треугольник с правой стороны цветной (авторы предложили 45 разных оттенков), а с левой белый – если наблюдать фасады в движении, как прохожий, то они будут плавно менять свой колорит от монохромного белого до совершенно разноцветного. Но основной тон остается светлым. Дворовые фасады проще: равномерное белое полотно редкими полосами цвета в перемычках окон. Балконов нет.

Предваряя обсуждение, Сергей Кузнецов отметил, что данный проект, хоть и не относится к типовой застройке, все-таки является продолжением и развитием программы модернизации ДСК, инициированной городом и Москомархитектурой. Причем данный пример стоит рассматривать как весьма положительный, учитывающий все критерии и требования ранее принятого постановления. Главный архитектор Москвы также пообещал, что архсовет продолжит следить за судьбой панельного домостроительства в столице, вынося значимые проекты на рассмотрение.
ЖК Green Park
© buromoscow и Апекс. Заказчик: ГК ПИК
ЖК Green Park. Развертки фасадов © Проектное бюро «Апекс» и buromoscow. Заказчик: ГК ПИК
© buromoscow и Апекс. Заказчик: ГК ПИК

Несмотря на столь позитивное начало, авторы не избежали ряда вопросов. Претензии коснулись в основном композиционного решения с резким повышением этажности в одной из частей комплекса. По словам Сергея Кузнецова, хотя он сам когда-то назвал данный прием удачным, теперь такая композиция повторяется в слишком многих объектах заказчика, превращаясь в типовую. «Подобные решения мы видели в комплексах на Ярцевской, Столбовой, – прокомментировал Сергей Кузнецов – Однако в принятом постановлении говорится об уходе от большого количества повторений. Мне остается непонятным, почему заказчик так настойчиво дублирует один и тот же прием?». Заказчик и проектировщик не смогли ответить на данный вопрос по существу, но пообещали учесть замечание в дальнейшей работе. Андрей Гнездилов возразил, что проект сам по себе очень жесткий и содержит возможностей для вариативности и изменений. Что, по мнению Гнездилова, может привести к тиражированию проекта в разных частях города.
ЖК Green Park © Проектное бюро «Апекс» и buromoscow. Заказчик: ГК ПИК

Сомнения совета также вызвали эркеры, на верхней плоскости которых может скапливаться снег и вода. Проектировщики пояснили, что небольшой выступ, не превышающий 80 см, имеет наклон, и снег не будет задерживаться. Представитель заказчика добавил, что предварительно был даже создан образец, который тестировался в течение нескольких месяцев. Эксперимент показал, что конструкция себя оправдывает. Идею с эркерами поддержал Владимир Плоткин, объяснив, что в его практике такой проект уже реализован и никаких нареканий по эксплуатации и гидроизоляции не возникло.
ЖК Green Park
© buromoscow и Апекс. Заказчик: ГК ПИК
ЖК Green Park. Схема благоустройства © Проектное бюро «Апекс» и buromoscow. Заказчик: ГК ПИК
© buromoscow и Апекс. Заказчик: ГК ПИК

Еще один вопрос был связан с пожарной безопасностью. Андрей Гнездилов обратил внимание на отсутствие технических балконов с аварийным выходом. Однако заказчик сообщил, что такое решение уже одобрено, а экспертиза пройдена. Замечание, которое совет рекомендовал непременно учесть, высказал Сергей Чобан, заметивший, что в сторону улицы смотрят никак не оформленные торцы зданий, похожие на брандмауэрную стену. По мнению Чобана, их нельзя оставлять в таком виде. Сергей Кузнецов с коллегой согласился и предложил «отзеркалить» расположение зданий, что, по его мнению, даст более уравновешенную композицию и грамотную планировку.

С учетом всех высказанных пожеланий проект решили поддержать.

Храмовый комплекс на Ходынском поле
Храмовый комплекс Святого Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Проектная организация: ООО «Проект+». Заказчик: ООО «Оргстройпроект НД»

Участок, выделенный под строительство, располагается на бывшей взлетной полосе Ходынского поля, в шаговой доступности от станции метро. Помимо нового храма, в восточной части участка общей площадью 0,5 га задумано устройство мемориального комплекса в память о погибших летчиках-испытателях. В настоящее время на территории действует небольшая деревянная церковь. Позади запланированного храма строится крупный спортивный комплекс.

Проект храма совету представил тезка главного архитектора Сергей Кузнецов из проектного бюро «Проект+». Рассказывая о проделанной работе, автор сообщил, что данное решение «отвечает на современные вызовы», а аскетичный образ – это «дань византийской традиции, где главным является интерьер». Купольная система скопирована с европейских образцов, при строительстве русских храмов такая система никогда прежде не использовалась. Планировка здания также, по словам архитектора, «несколько нетрадиционна». На первом этаже располагаются технические и служебные комнаты, трапезный зал и небольшое помещение с купелью для обрядов крещения, отпевания и венчания. Основной зал для церковной службы – на втором этаже. Туда прихожане смогут подняться по уличной лестнице либо на лифте. Кроме того, в здании предусмотрены административные помещения и классы воскресной школы.
Храмовый комплекс Святого Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Проектная организация: ООО «Проект+». Заказчик: ООО «Оргстройпроект НД»

Председатель архитектурного совета Сергей Кузнецов на обсуждении проекта храма лично присутствовать не смог, но попросил коллег озвучить и запротоколировать свои решения. Оставшись без председателя, члены совета сначала слегка растерялись. Ситуация осложнилась всплывшим фактом о том, что рассматриваемый храм уже практически полностью построен.

Николай Шумаков, который взял слово первым, сообщил, что, проживая вблизи Ходынского поля, он уже давно наблюдает за строительством и может с уверенностью сказать, что в настоящее время возведены каркас и кирпичные фасады здания. В связи с этим непроизвольно возникает вопрос: для чего этот проект вынесен на обсуждение? Евгения Муринец объяснила, что архитектурный совет вправе корректировать проект, своевременно не получивший АГР, несмотря на то, что объект находится в стадии строительства. После этого разъяснения Николай Шумаков раскритиковал планировку храма с устройством основного зала на втором этаже: пожилым людям будет трудно туда подниматься, а двух лифтов для церкви, рассчитанной на 800 прихожан, явно недостаточно. Что же касается архитектурного облика храма, то по словам Шумакова, он больше походит на «неумело нарисованную хозяйственную постройку», над которой почему-то появились купола.
Храмовый комплекс Святого Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Проектная организация: ООО «Проект+». Заказчик: ООО «Оргстройпроект НД»

Похожим образом о проекте отозвался и Ханс Штимманн, которого прежде всего удивил сам факт строительства нового храма: по словам архитектора, в Германии этот процесс давно завершен. Во-вторых, Штимманну показалась не ясной архитектурная и градостроительная композиция проекта: храм должен быть центром ансамбля, здесь же он выглядит как «киоск по продаже сосисок рядом со спортивным комплексом». «Дом Бога должен создавать современную конкуренцию спортивному комплексу – пояснил Штимманн – Стадион через 30 лет снесут, а церковь останется и будет рассказывать потомкам об архитектуре 2016 года. Я огорчен, что рассказ будет таким». По словам архитектора, комбинация типологии православного храма с элементами постмодерна в данном проекте не вполне понятна, неоднозначен и план со входом на втором этаже.

Андрей Гнездилов заметил, что показанный генплан отличается от рассмотренного ранее в Институте Генплана. Перед входом в храм исчезла площадь, зато появилось ограждение, отделяющее храмовую территорию от Ходынского поля. На представленных визуализациях церковь стоит на свободном и открытом пространстве, но, судя по показанной схеме, этого пространства нет вообще – заключил Гнездилов. Еще более эмоционально выступил Андрей Боков, выразивший чувство сожаления о том, что архсовет не смог вовремя вмешаться в процесс проектирования храма. Теперь он уже построен и, по словам Бокова, город получил очередную «градостроительную ошибку и бесчисленное количество ошибок архитектурных». Впрочем, по словам Евгении Муринец, вины архитектурного совета в произошедшем нет. Ответственность лежит на застройщике, который, не получив АГР, начал, по сути, самовольное строительство. Теперь архсовет имеет право дать любые рекомендации по изменению представленного проекта, а застройщик будет обязан их учитывать.

Тут однако вмешались представители заказчика, напомнившие, что храм возводится на пожертвования прихожан. Уже в январе планируется установка центрального купола и очевидно, что кардинально переделывать проект им очень бы не хотелось. Алексей Воронцов на это замечание ответил, что постройка дискредитирует в первую очередь православную церковную архитектуру, а потому нельзя одобрять подобное строительство.

Окончательного решения по представленному вопросу вынесено не было из-за отсутствия Сергея Кузнецова. Все рекомендации совета записали в протокол. Евгения Муринец сообщила, что решение будет принято на пятничном регламенте с учетом всех высказанных мнений и рекомендаций.
 

17 Декабря 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.