Пять проектов финалистов конкурса МФК на Софийской набережной.
Сергей Скуратов показывает макет своего проекта МФК на Софийской набережной. 2015. Фотография предоставлена Институтом Генплана Москвы
О том, что в конкурсе на концепцию многофункционального комплекса на Софийской набережной победил проект Сергея Скуратова, было объявлено в прошедшую пятницу. Комментируя итоги конкурса на пресс-конференции, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал, что принять решение жюри было непросто, так как мнения сильно разошлись. «Это был, наверное, самый сложный конкурс, – пояснил Кузнецов. – Очень ответственная площадка и очень разные предложения от участников по её развитию. Единого мнения жюри получить так и не удалось. Отсюда столь незначительный разрыв голосов в рейтинге, демонстрирующий высокий уровень всех работ и соответственно – конкурса».
Слева направо: Валентина Становова, Сергей Кузнецов, Алиса Белякова и Сергей Скуратов. 2015. Фотография предоставлена Институтом Генплана Москвы
Решение о застройке завидного участка площадью более 3 га, расположенного между Софийской набережной и Болотной площадью прямо напротив московского Кремля было принято в марте 2015, после того, как девелоперская компания Capital Group приобрела права на застройку. До этого территория в самом сердце столицы пустовала почти пятнадцать лет. В конце 1990-х здесь снесли несколько исторических зданий, в том числе и дом, с верхнего этажа которого художник петровского времени Пикарт, как считается, рисовал панораму Кремля и Замоскворечья; в то время градозащитникам удалось остановить сносы: дом и флигель усадьбы Дурасовых на набережной уцелели, также как и еще несколько небольших зданий.
От участников конкурса, организованного институтом генплана Москвы для Капитал Групп, требовалось разработать проект комплексной застройки территории жилыми домами высотой не выше 17 метров. Также было необходимо предусмотреть строительство бутик-отеля, торговых и офисных зданий, объектов инфраструктуры, фитнес и спа-центров, и благоустроить территорию, включая набережную Москвы-реки. Сохранившиеся объекты культурного наследия планируется реставрировать и восстановить.
В общей сложности в конкурсе приняло участие 68 команд из 14 стран мира. На первом этапе на основании представленных портфолио были выбраны шесть финалистов. 22-го октября состоялось итоговое заседание жюри, до начала которого каждый из руководителей шести консорциумов лично презентовал свое проектное предложение. Сергей Кузнецов рассказал, что на защиту проектов в Москву приехали лично Стивен Холл, Бенедетта Тальябуэ и Чино Дзукки. Также до подведения окончательных итогов была проведена серьезная техническая экспертиза. В результате голосования был составлен итоговый рейтинг. В тройку финалистов, помимо Сергея Скуратова, вошли консорциумы Стивена Холла и бюро EMBT Энрике Мираллеса и Бенедетта Тальябуэ. Причем обе эти команды набрали равное количество голосов, поделив второе место.
Генеральный директор Capital Group Валентина Становова назвала уровень проработки всех проектов высоким: выполняя условия технического задания, участники конкурса, по её словам, детально проработали и наземную, и подземную части, продумали планировки квартир и очень близко подошли к этапу завершения стадии концепции. При этом представительница заказчика подчеркнула, что абсолютно уверена в правильности выбора победителя, с которым в ближайшее время будет заключен контракт на дальнейшее проектирование.
Подводя итог обсуждению результатов конкурса, Сергей Кузнецов напомнил, что в работе со сложными площадками в центральной исторической части города (похожая ситуация была и с Зарядьем) невозможно прийти к единому мнению. Поэтому всегда должно быть место самым разным взглядам и подходам, и «только в такой живой дискуссии рождается настоящая архитектура» – уверен Кузнецов. Самой спорной и обсуждаемой он назвал концепцию Стивена Холла – яркую и «слегка безумную», отличающуюся необыкновенной игрой с формой и цветом. По всей видимости, это и испугало часть членов жюри. «В исторической среде мы стараемся работать очень деликатно, – пояснил Кузнецов, – И выбираем такие проекты, в которых удается найти тончайший баланс между новой и старой архитектурой. Именно этот баланс был найден Сергеем Скуратовым». Особое, бережное отношение к исторической застройке и большое внимание к режимам и регламентам охранного законодательства, в итоге, по словам Кузнецова, стало одним из решающих факторов в выборе победителя.
В основе предложенной концепции – «пространственные ленты», которые разграничивают общественные зоны и более приватные дворы для жителей.
Архитекторы предусмотрели три типа зданий. Первый – секционной структуры, позволяющей уменьшить количество коридоров и обеспечить вид на обе стороны из каждой квартиры. Второй тип – блокированные дуплексы, вид из которых также открывается как минимум на две стороны. К последнему типу относится корпус, расположенный рядом с резиденцией британского посла: здесь на восточной стене предложено использовать матовое остекление, чтобы оградить посольское здание от взглядов.
Авторы предложили для лучшей адаптации новых построек благоустроить «пешеходные артерии и исторические маршруты» соседних кварталов города, и уделили большое внимание снижению масштаба с восточной стороны, где расположена резиденция. Здесь в невысоких корпусах расположатся в основном кафе и магазины. Гостиница размещается в усадьбе Дурасовых.
В жилом комплексе запланировано 170 квартир, 40 из них трёхсторонние, но все – с удачной планировкой, как утверждают авторы. Фасады сочетают деревянные решетки и бетон, но преобладает клинкер красноватых оттенков.
Для того, чтобы раскрыть виды на все окружающие московские достопримечательности как для гуляющих, так и для жителей квартир, авторы предложили создать внутри комплекса три широких бульвара с легким перспективным расширением. Один смотрит на Водовзводную башню, второй на Болотную площадь, третий на сквер, вытянувшийся вдоль Большого моста по улице Серафимовича. Три приватных двора окружены плотными каре зданий.
Архитекторы предложили фасады из натурального камня, решение фасада каждой секции индивидуально, но объединено стилистикой, тяготеющей к ар-деко. Плоские кровли задуманы доступными для всех жильцов.
Фасады общественного бульвара в проекте Чино Дзукки в основном белокаменные, причем авторы называют этот материал традиционным для Москвы. Стены внутренних дворов покрыты кирпичом теплого оттенка в сочетании с зеленью, вероятно, патинированной меди; медь также используется на кровле и в карнизе. Авторы уделили особенное внимание раскрытию видов из квартир на Храм Христа Спасителя и Собор Василия Блаженного, а также инсоляции. Поэтому окна широкие, с глубокими, часто перспективными откосами; их ритм подчинен шагу 4,6 м. Фасады и кровля – складчато-ребристые, что не только придает кровле и карнизу узнаваемый зигзагообразный силуэт, но и позволяет добиться лучшей освещенности интерьеров. В первых этажах части корпусов задуманы уличные портики на тонких опорах.
Комплекс состоит из двух длинных корпусов с П-образным планом, раскрытых в сторону Кремля и поставленных по сторонам широкого бульвара, ведущего к башне. Каре западного корпуса архитекторы замкнули одноэтажным зданием детского центра с раздвижной кровлей, у восточного на том же месте расположен невысокий объем оранжереи. При пентхаусах также задуманы зимние сады. Фасады должны были состоять из самонесущих плит известняка, которые архитекторы для прочности всё же предложили закрепить на бетонной конструкции.