Этот проект уже не один год проходит всевозможные согласования и переделывается. Он пережил появление постановления о точечной застройке и если переживет обновление согласования по этому вопросу в связи с особым вниманием к нему мэра в последнее время, то очень уместно закроет единственную оставшуюся «дыру» в этом квартале. Образовалась эта «пустота» после сноса строений старого фабричного комплекса начала прошлого века, который в войну выпускал пряжки и пуговицы для мундиров, а в советское время был превращен в металлозавод. До 1995 года пара домов на этом участке находилась в списке памятников культурно-исторического наследия, но поскольку оба строения оказались сильно перестроенными, их вывели из-под охраны и снесли – вот так и расчистилась площадка под новый жилой дом.
Место, где планируется построить дом, теперь знаменито уже не столько остатками архитектуры старого Замоскворечья, сколько – примерами нового строительства, в том числе и известных архитекторов. К югу, ближе к Садовому кольцу – дом, построенный в конце 1990-х гг. Сергеем Скуратовым и Сергеем Киселевым. совсем рядом, через переулок – комплекс зданий Дмитрия Бархина, стилизующих три вида классики: классицизм, ампир и неоклассику 1910-х гг. Чуть поодаль – дом в Казачьем Михаила Филиппова.
Проект, вновь рассмотренный экспертами, предполагает строительство внутри квартала: здания по периметру сохраняются, новая постройка возникает внутри – что, как было сказано на заседании, соответствует сложившейся в последние годы тенденции застройки этого района. Со стороны переулка новый дом оказывается «за спиной» уже построенных новых домов (и vis-à-vis с комплексом Дмитрия Бархина).
А вот с запада, со стороны Большой Полянки его сосед – крошечное одноэтажное здание городской усадьбы В.И. Борзина с флигелем. Проект ее реставрации, кстати, также был показан на заседании. Тот факт, что за усадебным домом – памятником архитектуры, вырастет 7-этажное здание, стал основным каменеем преткновения. Именно на это стало главным при изучении проблемы сохранения общей визуальной структуры городского ландшафта на этом городском пятачке, которым занимались Борис Пастернак и Виктор Шередега.
Дело в том, что планируемый объект будет расположен в глубине двора, где уже имеется 7-8-миэтажная застройка. Как заметил Борис Пастернак, «за проектируемым зданием сейчас стоит 8-миэтажный жилой дом – тем самым линия в определенной степени уже изменена, и вернуться к ситуации, когда эти домики (усадьба Борзина) будут смотреться на фоне неба – невозможно». В пользу «правильной» этажности нового дома свидетельствуют также и 5-6-тиэтажные доходные дома со стороны Ордынки, и довольно большое конструктивистское здание с бледно-зелеными фасадами на углу Большой Полянки и Погорельского переулка, и здание Транснефти (Бол. Полянка, 57), а также высотность уже упомянутых построек Сергея Киселева и Дмитрия Бархина.
Таким образом Борис Пастернак небезосновательно заключил, что «размещение здания такой высотности не противоречит общей структуре городского ландшафта, хотя и оказывает влияние на восприятие объектов культурного наследия по Большой Полянке, 53 (имеется в виду здание усадьбы Борзина)». Надо сказать, что за несколько прошедших лет было рассмотрено несколько различных вариантов архитектуры нового здания. Вследствие чего его конфигурация значительно изменилась – особенно после уточнения границ территории памятника – усадьбы Борзина, в результате чего проектируемое здание, по словам Бориса Пастернака, «отодвинулось и ушло в створ застройки второго плана, образующей внутренний каркас квартала и соизмеримый с ней по высотности». Члены ОЭРГ с аргументами были вполне согласны, правда Алексей Клименко выступил с дополнительным предложением – отгородить усадьбу от нового дома «зеленой ширмой» из деревьев, посадив их на месте некогда существовавшего здесь тепличного хозяйства.
Проект находится на предварительной стадии и имеет пока что довольно-таки невнятно проработанные фасады. В них наличествует намек на конструктивизм в духе соседнего дома – в виде широкого прямоугольного проема с мелкой сеткой остекления прямо по центру здания. Проем чуть вогнут, как будто бы отступая от усадебных строений на красной линии улицы, и еще более углубляясь во двор. План дома сложный, с «выемками» в виде вертикальной полукруглой ниши со стороны переулка и со двора. «Монолитные» фасады прорезаны сеткой разномасштабных прямоугольных окошек. Цветовое решение тоже, судя по всему, предварительное – нижняя половина здания желтая, верхняя – бледно-зеленая. Первый этаж отдан под нежилые помещения, в частности детский центр.
К нынешнему заседанию два основных фактора, тормозившие проект – ландшафтно-визуальный анализ и отношения нового объекта с территорией, подконтрольной Москомнаследию – были согласованы. От того, что этот дом будет видно с Большой Полянки, «никуда не денешься» – поэтому, так как здание находится внутри квартала и соблюдает высотные параметры окружающих домов, оно было признано разумно дополняющим этот исторический квартал.
В своем заключении Виктор Шередега отметил, во-первых, проделанную заказчиком работу по предпроектным согласованиям и культурно-историческому исследованию, и, во-вторых – необходимость провести повторное общественное слушание с жильцами соседних домов по поводу нового строительства в их дворе. И в-третьих, авторам проекта было предложено внимательнее проработать фасады, сделав их «адаптивными к исторической среде».