Архсовет Москвы-19

8 октября состоялось выездное заседание Архитектурного совета Москвы, посвященное модернизации массового индустриального жилищного строительства.

mainImg
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проект:
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе
Россия, Москва, Варшавское шоссе

2014

«ПИК-Индустрия»
На этот раз заседание Архитектурного совета проходило в непривычном формате и в новом месте – в стенах Музея Москвы. Как поясняют организаторы мероприятия, выбор площадкинеслучаен, ведь вынесенный на рассмотрение вопрос касается и прошлого российской столицы, и ее будущего. Помимо очевидной связи с историей города, большие залы музея позволили совместить заседание совета, собравшее непривычно многочисленных участников, приглашенных экспертов и представителей прессы, с проведением выставки проектных предложений по преобразованию серий жилых домов повторного применения. Как пояснил в своем вступительном слове Сергей Кузнецов, «модернизация панельного домостроительства является одной из самых приоритетных задач города на ближайшие годы». Именно поэтому МКА во главе с главным архитектором постарались привлечь к этому вопросу как можно больше внимания.
Серия жилых домов. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»
Выставка проектных предложений по преобразованию серий жилых домов повторного применения в Музее Москвы. Фотография А.Павликовой



Всего было представлено пять архитектурно-градостроительных концепций, подготовленных домостроительными комбинатами совместно с проектировщиками. Во всех предложениях авторы постарались максимально приблизиться к ранее сформулированным критериям-требованиям к новым сериям жилых домов.

Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе
Заказчик:  «ПИК-Индустрия»
Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow»

zooming
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе. Заказчик: «ПИК-Индустрия». Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow». Общий вид

Юлия Бурдова и Ольга Алексакова первыми представили свой проект – жилой квартал, который предлагается возвести на месте производственного комплекса ГазСтройМаш. Согласно планировочному решению 6-секционные жилые дома переменной этажности (12-24 этажа) сформируют прямоугольные в плане кварталы с обособленной дворовой территорией, общественными учреждениями на первых этажах и сквозными проходами с улицы во двор. При этом возможности данной серии не ограничиваются только квартальной планировкой, но легко выстраиваются в самые сложные, продиктованные местоположением формы.
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе. Заказчик: «ПИК-Индустрия». Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow»

В рамках этого проекта архитекторам необходимо было модернизировать серию П-3М, созданную в середине 1970-х гг. как жилье с очень простым и чистым планом. Однако постепенно этот план оброс массой деталей и выступающих на фасаде элементов, эркеров и крупных балконов, которые, по мнению проектировщиков,  привели к появлению многочисленных сложных и «корявых» узлов. Первое, что предложили сделать Юлия с Ольгой – это выровнять план, задав равный шаг несущих стен. Такое решение дало возможность получить ограниченное число фасадных панелей, которые при этом могут иметь самую разную отделку. Этот индустриальный и строгий по форме подход отчасти ограничил вариативность планировок, что, тем не менее, не сказалось на их качестве: большие холлы и кухни, гардеробные, места под встраиваемую технику и т.д.
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе. Заказчик: «ПИК-Индустрия». Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow»

Таким образом, было создано нечто вроде базового остова, основания типового жилого дома, которое в зависимости от места и условий возведения может изменяться, обретая индивидуальные пластические очертания фасадов. Главная мысль проекта состоит в том, что над каждым домом, принимая за основу проектирования предложенную Buromoscow модель, должен работать архитектор. Только такой подход позволит в итоге получить разнообразную и комфортную для жизни среду.
zooming
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе. Заказчик: «ПИК-Индустрия». Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow»



Обсуждая представленную концепцию, большинство членов совета усомнилось в рациональности предложенной схемы с равным, единым для всего дома шагом. Алексей Воронцов высказал убеждение, что неправильно и довольно сложно строить на одном шаге и гостиную, и кухню. С ним согласился и Андрей Гнездилов: «Единый шаг секций – все равно, что один на всех размер обуви». Такое построение пространства, по его мнению, приводит к его нерациональному использованию: скажем, явный перерасход площадей произойдет при размещении лестниц. Неубедительными, хоть и элегантно выглядящими Гнездилову показались и фасады с жесткими панелями и довольно тонкими перемычками.

Андрей Боков назвал данный проект «рестайлингом старого продукта». По его мнению, архитекторы не привнесли в проект ничего радикально нового. Правительство Москвы периодически возвращается к теме модернизации панельного жилья, привнося незначительные изменения. Появляются чуть модернизированные дома, которые все так же мало нравятся людям. «Вы сейчас отважились на героический поступок. Но если ваш проект будет реализован, – предупредил Андрей Боков архитекторов, – приготовьтесь, что вас будут ругать все ближайшие 50 лет».

В дискуссию с Боковым вступил Сергей Чобан, заметивший, что нигде в мире не строится жилье в таком количестве и так сравнительно дешево, как в Москве. Другой вопрос, что в Москве строительство окупается за три года, а в Берлине – за двадцать. Чобан с сожалением констатировал, что в связи с этим в ближайшие десятилетия наш город ни за что не откажется от панельного домостроительства, а поэтому просто необходимо искать решения для его модернизации и усовершенствования. По словам Чобана, избежать «ненависти» горожан можно, придумав универсальные фасады, которые «не примелькаются» слишком быстро. В качестве положительного примера он привел доходные дома Петербурга середины XIX века – типовые проекты, которые до сих пор нравятся всем, и ни у кого не возникает желания их модернизировать. В этом смысле сдержанные, лишенные излишней пестроты фасадные решения рассматриваемого проекта, показались Чобану вполне уместными. Единственное, на что он попросил обратить внимание – недостаточное разнообразие инструментов и художественных средств для создания разных образов фасадов. И эти инструменты должны быть созданы одним архитектором – автором типового проекта. Если же в каждом отдельном случае будут привлекаться разные архитекторы, создавая свою архитектуру, то это неизбежно приведет к существенному удорожанию строительства.

Активно поддержал представленную работу Владимир Плоткин, отметивший, что предложенное решение создать базу для жилой застройки на едином конструктивном модуле – это шаг перехода от типового домостроения к полутиповому. Это открывает гораздо больше возможностей для проектирования. И если в дальнейшем у авторов получится усовершенствовать планировки квартир, добиться их большего разнообразия, то проект вполне можно считать успешным.

Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001
Заказчик: компания «Главмосстрой»
Разработчик: компания «Терра-Аури»

Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»

Серия, разработанная архитекторами из «Терра-Аури», представлена широтными и угловыми секциями высотой 9, 17 и 18 этажей, возведенными на полносборном каркасе. Архитекторы предусмотрели разнообразные планировочные решения застройки, в том числе традиционного квартального типа. Входы в жилую часть устроены со двора, тогда как первые этажи уличного фронта полностью отданы под общественные функции. Первые этажи со значительной поверхностью остекления открыты городу.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»

Всего было разработано 12 вариантов отделки фасадов с различными видами разбивки на панели и предложениями по компоновке балконов и лоджий на фасаде – утопленными в плоскости стены или, наоборот, сильно выступающими вперед, ахроматическими или изобилующими цветными вставками. Для создания разнообразной застройки авторы предлагают также использовать целую палитру отделочных материалов с возможностью их окрашивания в массе. Кроме того, возможно нанесение на фасады рисунков либо использование рельефных поверхностей. Все это проектировщики продемонстрировали в качестве инструментария, который может быть использован для создания практически неограниченного количества вариантов решения пластики фасадов.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»

Что касается планировки, то здесь авторы уделили особое внимание лестнично-лифтовому узлу, что позволило существенно сэкономить площади и снизить общую стоимость квартир.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури». Генплан
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»



У членов совета представленный проект особых вопросов не вызвал, хотя Сергей Кузнецов попросил всех проектировщиков обратить внимание на ранее высказанные замечания, поскольку все они в равной степени должны быть учтены при последующей доработке концепций.

Михаил Посохин оценил вариативность решения фасадов, однако посетовал, что авторы оставили без внимания кровлю зданий. По его мнению, рельеф домов может создаваться не только за счет разной этажности секций, но и с помощью наклонных поверхностей кровли, фронтонов и каких-либо других архитектурных приемов, позволяющих обогатить архитектуру и силуэт. Сергей Чобан посоветовал авторам подумать над предложением расположить балконы один под другим, что, по его мнению, приведет к появлению хаотичных надстроек. Замечания были высказаны также по поводу недостаточно продуманной системы парковки, допускающей возникновение стихийных стоянок во дворе. Андрею Бокову совсем не понравились представленные планировки квартир, в том числе в угловой секции, не отвечающие современным требованиям. Их он попросил полностью пересмотреть. На это замечание проектировщики ответили, что конструктивная схема позволяет получить самые разные планировки квартир – от эконом- до бизнес-класса.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури». Макет
Архитектурно-градостроительные решения для жилого дома в Бескудниково
Заказчик: компания «Главмосстрой»
Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3

Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3

Проектировщики из «Моспроекта» представили совету готовый проект полносборных многосекционных домов на основе унифицированного сборно-монолитного безригельного каркаса. Данный проект, который, по мнению разработчиков, мог бы лечь в основу новой серии, предусматривает строительство на месте старых панельных пятиэтажек в районе Бескудниково секций новых домов переменной этажности высотой от 8 до 25 этажей. Комплекс включает четыре корпуса, расположенных по периметру участка, с четким делением на общественную и придомовую территорию. Благоустроенную территорию двора пересекает широкая внутренняя улица. Паркинг вынесен за пределы комплекса.
Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3

Строительство предполагается вести с использованием элементов и изделий заводского производства, что позволит обеспечить точность процесса и существенно сократить сроки реализации. Широкие возможности были продемонстрированы в плане решения фасадов с применением кирпича, вентфасадов и навесных панелей. В данном случае предлагается применять системы навесных вентилируемых фасадов с навесными панелями, используемых для балконных ограждений. Разнообразие достигается еще и за счет возможности формировать разнообразный силуэт застройки.
Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3. Планировочно-градостроительные решения

Универсальная система с шириной пролетов 3, 6, 12 и 18 м и шагом колонн 6 и 3 м позволила задать в проекте свободную планировку квартир. Первые этажи, согласно критериям проектирования новых типовых домов, запроектированы как нежилые помещения, которые вместят все необходимые общественные функции. Входы в подъезды организованы со стороны двора.
Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3. Решения фасадов
Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3. Планы первого и типового этажей

Совет сразу обратил внимание на разницу между стандартным панельным домостроительством и представленным проектом со смешанной конструктивной схемой. Комплекс смотрится куда как выигрышней, однако и стоимость такого строительства гораздо выше. «Мы сейчас сравниваем несопоставимые вещи,» – возмутился Сергей Чобан. А Сергей Кузнецов попросил авторов просчитать, насколько себестоимость такого дома дороже панельного. По сути, по замечанию Кузнецова, сейчас создан некий гибрид с «немотивированно сложными фасадами», относящийся к другой категории жилья. И, несмотря на то, что он во многом отвечает разработанным критериям, сейчас его нельзя рассматривать наравне с другими концепциями. Ханс Штимманн не одобрил решения изолировать жилую часть от общественной, что неизбежно произойдет при организации входов в жилую часть исключительно со стороны двора. Алексей Воронцов отметил, что предложенные авторами решения в плане планировок выглядят довольно оптимистично, однако фасады показались ему, как и Кузнецову, чрезмерно агрессивными.

Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов
Заказчик: «Домостроительный комбинат №1»
Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill Taller de Arquitectura

zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill taller de arquitectura

ДСК-1 и МНИИТЭП представили сразу две концепции модернизированного типового жилья. К проектированию одной из серий было привлечено бюро испанского архитектора Рикардо Бофилла, которое занималось разработкой не только объемно-пространственной композиции и фасадов жилых домов высотой от 3 до 17 этажей, но и предложило свои принципы организации застройки. Планировочные решения предполагают различную конфигурацию зданий на участке: квартальную, циркульную, меридиональные улицы и др. Такие градостроительные возможности обеспечиваются разнообразием секций, включающих прямую широтную, меридиональную, угловую и поворотную.  
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill taller de arquitectura
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill taller de arquitectura

Образ фасадов формируют несколько типов оконных проемов, применяемых в разных частях здания, а также цветовая градация, задающая вертикальный и горизонтальный ритм. Кроме того, предусмотрены варианты блокировки различных секций. Что касается первых этажей, то здесь были разработаны два варианта организации пространства, предполагающие размещение как общественных функций, так и квартир для инвалидов-колясочников.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill taller de arquitectura

Жилой дом в Некрасовке
Заказчик: «Домостроительный комбинат №1»
Проектировщик: МНИИТЭП, мастерская №1
Жилой дом в Некрасовке. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП, мастерская №1. Общий вид

Вторая концепция, разработанная тандемом МНИИТЭП и ДСК-1 – это пилотный проект жилого комплекса в Некрасовке. Дом предполагается построить на базе секций серии П44Т-1/17, схожей с проектируемой по квартирографии и общим планировочным принципам. Данную серию отличает разнообразие плоскости фасадов. Здесь предполагается использовать фасадные панели с облицовкой цементно-песчаной плиткой, окрашенной в заводских условиях в необходимые цвета.
Жилой дом в Некрасовке. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП, мастерская №1. Решение подъездов
Жилой дом в Некрасовке. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП, мастерская №1. Генплан.

Обсуждая представленные ДСК-1 концепции, члены совета задались вопросом: что, собственно, ценного внес в проект Рикардо Бофилл? Созданные при его участии фасады показались собравшимся скучными и однообразными. Андрей Гнездилов заметил, что авторы предлагают использовать до боли знакомое и давно надоевшее сочетание цветов и материалов. И если даже предположить, что архитектор при проектировании был ограничен жесткими рамками, то и тогда непонятно, почему нет явных, выверенных пропорций и ясности архитектурного стиля.

С этим суждением не согласился Ханс Штимманн, который увидел в проекте признаки приближения к архитектуре, прослеживающиеся в таких позитивных элементах, как аттиковый этаж и грамотное решение первых этажей. Александр Кудрявцев предположил, что Рикардо Бофилл попытался воспеть один из самых сильных архитектурных образов советской эпохи – пятиэтажный панельный дом. Реализовать проект Бофилла, по мнению Кудрявцева, было бы возможно в единственном экземпляре. В случае же массовой застройки будет получена совершенно безликая среда.

Подводя итог обсуждению, Сергей Кузнецов попросил авторов подумать, каким образом можно было бы разнообразить облик зданий в обеих представленных концепциях, причем не только с помощью сочетания цветов, но архитектурными и пластическими средствами.
Объекты, реализованные в Москве концерном «Крост»

В завершение заседания архсовета своим опытом в реализации проектов панельно-каркасной жилой застройки поделились концерн «Крост» и финская компания Arkkitehtisuunnittelu Jukka Tikkanen.  
Объекты, реализованные в Москве концерном «Крост»

Представитель концерна «Крост» показал несколько реализованных в Москве проектов, которые наглядно демонстрируют, что даже в нынешних условиях и в рамках действующего законодательства возможно усовершенствование индустриального строительства и достижение скромными средствами качественного результата. Такие нехитрые приемы, как расположение балконов и окон в шахматном порядке, применение разнообразных материалов, в том числе архитектурного бетона на фасадах и в интерьерах, тщательная проработка планировок – все это и многое другое дает возможность добиться разнообразия и комфортности среды без удорожания строительства.
Объекты, реализованные в Москве концерном «Крост»

Аспект стоимости панельного строительства в своем заключительном докладе подробно, но с юмором осветил финский архитектор Юкка Тикканен. Большой опыт панельного строительства в Финляндии позволил понять, как можно удешевить любой проект, отказавшись лишь от технического этажа и обильного остекления окон и балконов.

Напомним, что финальные предложения по модернизации панельного жилья будут представлены разработчиками уже в декабре. В течении 2015 года новые серии будут постепенно внедряться в производство, и, в соответствии с распоряжением Сергея Собянина, в 2016 году строительство панельных домов старых серий будет полностью остановлено, вместо них будут возводить типовые дома модернизированных серий.
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проект:
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе
Россия, Москва, Варшавское шоссе

2014

«ПИК-Индустрия»

10 Октября 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.