Архсовет Москвы-19

8 октября состоялось выездное заседание Архитектурного совета Москвы, посвященное модернизации массового индустриального жилищного строительства.

mainImg
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проект:
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе
Россия, Москва, Варшавское шоссе

2014

«ПИК-Индустрия»
На этот раз заседание Архитектурного совета проходило в непривычном формате и в новом месте – в стенах Музея Москвы. Как поясняют организаторы мероприятия, выбор площадкинеслучаен, ведь вынесенный на рассмотрение вопрос касается и прошлого российской столицы, и ее будущего. Помимо очевидной связи с историей города, большие залы музея позволили совместить заседание совета, собравшее непривычно многочисленных участников, приглашенных экспертов и представителей прессы, с проведением выставки проектных предложений по преобразованию серий жилых домов повторного применения. Как пояснил в своем вступительном слове Сергей Кузнецов, «модернизация панельного домостроительства является одной из самых приоритетных задач города на ближайшие годы». Именно поэтому МКА во главе с главным архитектором постарались привлечь к этому вопросу как можно больше внимания.
Серия жилых домов. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»
Выставка проектных предложений по преобразованию серий жилых домов повторного применения в Музее Москвы. Фотография А.Павликовой



Всего было представлено пять архитектурно-градостроительных концепций, подготовленных домостроительными комбинатами совместно с проектировщиками. Во всех предложениях авторы постарались максимально приблизиться к ранее сформулированным критериям-требованиям к новым сериям жилых домов.

Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе
Заказчик:  «ПИК-Индустрия»
Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow»

zooming
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе. Заказчик: «ПИК-Индустрия». Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow». Общий вид

Юлия Бурдова и Ольга Алексакова первыми представили свой проект – жилой квартал, который предлагается возвести на месте производственного комплекса ГазСтройМаш. Согласно планировочному решению 6-секционные жилые дома переменной этажности (12-24 этажа) сформируют прямоугольные в плане кварталы с обособленной дворовой территорией, общественными учреждениями на первых этажах и сквозными проходами с улицы во двор. При этом возможности данной серии не ограничиваются только квартальной планировкой, но легко выстраиваются в самые сложные, продиктованные местоположением формы.
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе. Заказчик: «ПИК-Индустрия». Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow»

В рамках этого проекта архитекторам необходимо было модернизировать серию П-3М, созданную в середине 1970-х гг. как жилье с очень простым и чистым планом. Однако постепенно этот план оброс массой деталей и выступающих на фасаде элементов, эркеров и крупных балконов, которые, по мнению проектировщиков,  привели к появлению многочисленных сложных и «корявых» узлов. Первое, что предложили сделать Юлия с Ольгой – это выровнять план, задав равный шаг несущих стен. Такое решение дало возможность получить ограниченное число фасадных панелей, которые при этом могут иметь самую разную отделку. Этот индустриальный и строгий по форме подход отчасти ограничил вариативность планировок, что, тем не менее, не сказалось на их качестве: большие холлы и кухни, гардеробные, места под встраиваемую технику и т.д.
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе. Заказчик: «ПИК-Индустрия». Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow»

Таким образом, было создано нечто вроде базового остова, основания типового жилого дома, которое в зависимости от места и условий возведения может изменяться, обретая индивидуальные пластические очертания фасадов. Главная мысль проекта состоит в том, что над каждым домом, принимая за основу проектирования предложенную Buromoscow модель, должен работать архитектор. Только такой подход позволит в итоге получить разнообразную и комфортную для жизни среду.
zooming
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе. Заказчик: «ПИК-Индустрия». Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow»



Обсуждая представленную концепцию, большинство членов совета усомнилось в рациональности предложенной схемы с равным, единым для всего дома шагом. Алексей Воронцов высказал убеждение, что неправильно и довольно сложно строить на одном шаге и гостиную, и кухню. С ним согласился и Андрей Гнездилов: «Единый шаг секций – все равно, что один на всех размер обуви». Такое построение пространства, по его мнению, приводит к его нерациональному использованию: скажем, явный перерасход площадей произойдет при размещении лестниц. Неубедительными, хоть и элегантно выглядящими Гнездилову показались и фасады с жесткими панелями и довольно тонкими перемычками.

Андрей Боков назвал данный проект «рестайлингом старого продукта». По его мнению, архитекторы не привнесли в проект ничего радикально нового. Правительство Москвы периодически возвращается к теме модернизации панельного жилья, привнося незначительные изменения. Появляются чуть модернизированные дома, которые все так же мало нравятся людям. «Вы сейчас отважились на героический поступок. Но если ваш проект будет реализован, – предупредил Андрей Боков архитекторов, – приготовьтесь, что вас будут ругать все ближайшие 50 лет».

В дискуссию с Боковым вступил Сергей Чобан, заметивший, что нигде в мире не строится жилье в таком количестве и так сравнительно дешево, как в Москве. Другой вопрос, что в Москве строительство окупается за три года, а в Берлине – за двадцать. Чобан с сожалением констатировал, что в связи с этим в ближайшие десятилетия наш город ни за что не откажется от панельного домостроительства, а поэтому просто необходимо искать решения для его модернизации и усовершенствования. По словам Чобана, избежать «ненависти» горожан можно, придумав универсальные фасады, которые «не примелькаются» слишком быстро. В качестве положительного примера он привел доходные дома Петербурга середины XIX века – типовые проекты, которые до сих пор нравятся всем, и ни у кого не возникает желания их модернизировать. В этом смысле сдержанные, лишенные излишней пестроты фасадные решения рассматриваемого проекта, показались Чобану вполне уместными. Единственное, на что он попросил обратить внимание – недостаточное разнообразие инструментов и художественных средств для создания разных образов фасадов. И эти инструменты должны быть созданы одним архитектором – автором типового проекта. Если же в каждом отдельном случае будут привлекаться разные архитекторы, создавая свою архитектуру, то это неизбежно приведет к существенному удорожанию строительства.

Активно поддержал представленную работу Владимир Плоткин, отметивший, что предложенное решение создать базу для жилой застройки на едином конструктивном модуле – это шаг перехода от типового домостроения к полутиповому. Это открывает гораздо больше возможностей для проектирования. И если в дальнейшем у авторов получится усовершенствовать планировки квартир, добиться их большего разнообразия, то проект вполне можно считать успешным.

Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001
Заказчик: компания «Главмосстрой»
Разработчик: компания «Терра-Аури»

Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»

Серия, разработанная архитекторами из «Терра-Аури», представлена широтными и угловыми секциями высотой 9, 17 и 18 этажей, возведенными на полносборном каркасе. Архитекторы предусмотрели разнообразные планировочные решения застройки, в том числе традиционного квартального типа. Входы в жилую часть устроены со двора, тогда как первые этажи уличного фронта полностью отданы под общественные функции. Первые этажи со значительной поверхностью остекления открыты городу.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»

Всего было разработано 12 вариантов отделки фасадов с различными видами разбивки на панели и предложениями по компоновке балконов и лоджий на фасаде – утопленными в плоскости стены или, наоборот, сильно выступающими вперед, ахроматическими или изобилующими цветными вставками. Для создания разнообразной застройки авторы предлагают также использовать целую палитру отделочных материалов с возможностью их окрашивания в массе. Кроме того, возможно нанесение на фасады рисунков либо использование рельефных поверхностей. Все это проектировщики продемонстрировали в качестве инструментария, который может быть использован для создания практически неограниченного количества вариантов решения пластики фасадов.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»

Что касается планировки, то здесь авторы уделили особое внимание лестнично-лифтовому узлу, что позволило существенно сэкономить площади и снизить общую стоимость квартир.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури». Генплан
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»



У членов совета представленный проект особых вопросов не вызвал, хотя Сергей Кузнецов попросил всех проектировщиков обратить внимание на ранее высказанные замечания, поскольку все они в равной степени должны быть учтены при последующей доработке концепций.

Михаил Посохин оценил вариативность решения фасадов, однако посетовал, что авторы оставили без внимания кровлю зданий. По его мнению, рельеф домов может создаваться не только за счет разной этажности секций, но и с помощью наклонных поверхностей кровли, фронтонов и каких-либо других архитектурных приемов, позволяющих обогатить архитектуру и силуэт. Сергей Чобан посоветовал авторам подумать над предложением расположить балконы один под другим, что, по его мнению, приведет к появлению хаотичных надстроек. Замечания были высказаны также по поводу недостаточно продуманной системы парковки, допускающей возникновение стихийных стоянок во дворе. Андрею Бокову совсем не понравились представленные планировки квартир, в том числе в угловой секции, не отвечающие современным требованиям. Их он попросил полностью пересмотреть. На это замечание проектировщики ответили, что конструктивная схема позволяет получить самые разные планировки квартир – от эконом- до бизнес-класса.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури». Макет
Архитектурно-градостроительные решения для жилого дома в Бескудниково
Заказчик: компания «Главмосстрой»
Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3

Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3

Проектировщики из «Моспроекта» представили совету готовый проект полносборных многосекционных домов на основе унифицированного сборно-монолитного безригельного каркаса. Данный проект, который, по мнению разработчиков, мог бы лечь в основу новой серии, предусматривает строительство на месте старых панельных пятиэтажек в районе Бескудниково секций новых домов переменной этажности высотой от 8 до 25 этажей. Комплекс включает четыре корпуса, расположенных по периметру участка, с четким делением на общественную и придомовую территорию. Благоустроенную территорию двора пересекает широкая внутренняя улица. Паркинг вынесен за пределы комплекса.
Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3

Строительство предполагается вести с использованием элементов и изделий заводского производства, что позволит обеспечить точность процесса и существенно сократить сроки реализации. Широкие возможности были продемонстрированы в плане решения фасадов с применением кирпича, вентфасадов и навесных панелей. В данном случае предлагается применять системы навесных вентилируемых фасадов с навесными панелями, используемых для балконных ограждений. Разнообразие достигается еще и за счет возможности формировать разнообразный силуэт застройки.
Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3. Планировочно-градостроительные решения

Универсальная система с шириной пролетов 3, 6, 12 и 18 м и шагом колонн 6 и 3 м позволила задать в проекте свободную планировку квартир. Первые этажи, согласно критериям проектирования новых типовых домов, запроектированы как нежилые помещения, которые вместят все необходимые общественные функции. Входы в подъезды организованы со стороны двора.
Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3. Решения фасадов
Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3. Планы первого и типового этажей

Совет сразу обратил внимание на разницу между стандартным панельным домостроительством и представленным проектом со смешанной конструктивной схемой. Комплекс смотрится куда как выигрышней, однако и стоимость такого строительства гораздо выше. «Мы сейчас сравниваем несопоставимые вещи,» – возмутился Сергей Чобан. А Сергей Кузнецов попросил авторов просчитать, насколько себестоимость такого дома дороже панельного. По сути, по замечанию Кузнецова, сейчас создан некий гибрид с «немотивированно сложными фасадами», относящийся к другой категории жилья. И, несмотря на то, что он во многом отвечает разработанным критериям, сейчас его нельзя рассматривать наравне с другими концепциями. Ханс Штимманн не одобрил решения изолировать жилую часть от общественной, что неизбежно произойдет при организации входов в жилую часть исключительно со стороны двора. Алексей Воронцов отметил, что предложенные авторами решения в плане планировок выглядят довольно оптимистично, однако фасады показались ему, как и Кузнецову, чрезмерно агрессивными.

Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов
Заказчик: «Домостроительный комбинат №1»
Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill Taller de Arquitectura

zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill taller de arquitectura

ДСК-1 и МНИИТЭП представили сразу две концепции модернизированного типового жилья. К проектированию одной из серий было привлечено бюро испанского архитектора Рикардо Бофилла, которое занималось разработкой не только объемно-пространственной композиции и фасадов жилых домов высотой от 3 до 17 этажей, но и предложило свои принципы организации застройки. Планировочные решения предполагают различную конфигурацию зданий на участке: квартальную, циркульную, меридиональные улицы и др. Такие градостроительные возможности обеспечиваются разнообразием секций, включающих прямую широтную, меридиональную, угловую и поворотную.  
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill taller de arquitectura
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill taller de arquitectura

Образ фасадов формируют несколько типов оконных проемов, применяемых в разных частях здания, а также цветовая градация, задающая вертикальный и горизонтальный ритм. Кроме того, предусмотрены варианты блокировки различных секций. Что касается первых этажей, то здесь были разработаны два варианта организации пространства, предполагающие размещение как общественных функций, так и квартир для инвалидов-колясочников.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill taller de arquitectura

Жилой дом в Некрасовке
Заказчик: «Домостроительный комбинат №1»
Проектировщик: МНИИТЭП, мастерская №1
Жилой дом в Некрасовке. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП, мастерская №1. Общий вид

Вторая концепция, разработанная тандемом МНИИТЭП и ДСК-1 – это пилотный проект жилого комплекса в Некрасовке. Дом предполагается построить на базе секций серии П44Т-1/17, схожей с проектируемой по квартирографии и общим планировочным принципам. Данную серию отличает разнообразие плоскости фасадов. Здесь предполагается использовать фасадные панели с облицовкой цементно-песчаной плиткой, окрашенной в заводских условиях в необходимые цвета.
Жилой дом в Некрасовке. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП, мастерская №1. Решение подъездов
Жилой дом в Некрасовке. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП, мастерская №1. Генплан.

Обсуждая представленные ДСК-1 концепции, члены совета задались вопросом: что, собственно, ценного внес в проект Рикардо Бофилл? Созданные при его участии фасады показались собравшимся скучными и однообразными. Андрей Гнездилов заметил, что авторы предлагают использовать до боли знакомое и давно надоевшее сочетание цветов и материалов. И если даже предположить, что архитектор при проектировании был ограничен жесткими рамками, то и тогда непонятно, почему нет явных, выверенных пропорций и ясности архитектурного стиля.

С этим суждением не согласился Ханс Штимманн, который увидел в проекте признаки приближения к архитектуре, прослеживающиеся в таких позитивных элементах, как аттиковый этаж и грамотное решение первых этажей. Александр Кудрявцев предположил, что Рикардо Бофилл попытался воспеть один из самых сильных архитектурных образов советской эпохи – пятиэтажный панельный дом. Реализовать проект Бофилла, по мнению Кудрявцева, было бы возможно в единственном экземпляре. В случае же массовой застройки будет получена совершенно безликая среда.

Подводя итог обсуждению, Сергей Кузнецов попросил авторов подумать, каким образом можно было бы разнообразить облик зданий в обеих представленных концепциях, причем не только с помощью сочетания цветов, но архитектурными и пластическими средствами.
Объекты, реализованные в Москве концерном «Крост»

В завершение заседания архсовета своим опытом в реализации проектов панельно-каркасной жилой застройки поделились концерн «Крост» и финская компания Arkkitehtisuunnittelu Jukka Tikkanen.  
Объекты, реализованные в Москве концерном «Крост»

Представитель концерна «Крост» показал несколько реализованных в Москве проектов, которые наглядно демонстрируют, что даже в нынешних условиях и в рамках действующего законодательства возможно усовершенствование индустриального строительства и достижение скромными средствами качественного результата. Такие нехитрые приемы, как расположение балконов и окон в шахматном порядке, применение разнообразных материалов, в том числе архитектурного бетона на фасадах и в интерьерах, тщательная проработка планировок – все это и многое другое дает возможность добиться разнообразия и комфортности среды без удорожания строительства.
Объекты, реализованные в Москве концерном «Крост»

Аспект стоимости панельного строительства в своем заключительном докладе подробно, но с юмором осветил финский архитектор Юкка Тикканен. Большой опыт панельного строительства в Финляндии позволил понять, как можно удешевить любой проект, отказавшись лишь от технического этажа и обильного остекления окон и балконов.

Напомним, что финальные предложения по модернизации панельного жилья будут представлены разработчиками уже в декабре. В течении 2015 года новые серии будут постепенно внедряться в производство, и, в соответствии с распоряжением Сергея Собянина, в 2016 году строительство панельных домов старых серий будет полностью остановлено, вместо них будут возводить типовые дома модернизированных серий.
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проект:
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе
Россия, Москва, Варшавское шоссе

2014

«ПИК-Индустрия»

10 Октября 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.