Лезь на забор!

Молодые архитекторы Петербурга, организовав персональную выставку, объявили о рождении движения «максимализма». Публикуем их манифест и статью о выставке.

mainImg
Молодые, – как они сами о себе говорят, «класса до 35 лет», – архитекторы Петербурга на днях заявили о новом движении максимализма, организовали выставку (на форуме A.city «Ценности устойчивого развития») и написали статью о ней под говорящим псевдонимом Лиза Максимова. Участники движения – бюро Futura-Architects, Simmetria Architectural Bureau, Архитектурная мастерская Юсупова, Студия DA, TSANarchitects, Grey wood, RHIZOME group [удалены по просьбе бюро, заявили, что отношения к движению не имеют], студия RED. Название сформулировано как вызов минимализму, причем у приверженцев «стиля максимум» максимально всё: устойчивость, пластика, функциональность и даже «приспособленность к мнению жителей». На плакате красуется ироническое ‘less is a bore’ отца постмодернизма Роберта Вентури («лезь на забор!» – тут же пересмеивают наши максималисты), хотя предтечами – «стиль максимализм уже зародился» – авторы манифеста называют неомодернистов Калатраву, Хадид, а также Херцога и де Мёрона. 

Глядя со стороны можно было бы сказать, что градус иронии зашкаливает скорее в сторону пост-, чем неомодернизма. Между тем многократно наученные тем, что манифесты – это серьезно, публикуем и выдержки из манифеста, и не менее манифестарный текст статьи [еще раз подчеркиваем, статья и манифест написаны участниками выставки и публикуются в первоначальном виде]. Итак, слово архитекторам-максималистам.
Плакат выставки «максималистов» © авторов
***
Фрагмент манифеста – описание выставки: 
«Все мы давно знаем, что такое стиль минимализм. В архитектуре это в первую очередь минимум цвета – как правило, один белый. Это минимум деталей – как правило, их отсутствие. Это минимум разнообразия форм – как правило, квадрат или прямоугольник.

И по закону жанра на смену одной парадигме приходит другая. После социально ориентированной архитектуры конструктивизма пришел стиль ампир. Сегодня после стиля минимализм, ориентированного на тех, кто относится к узкому кругу адептов, появляется новый стиль – максимализм, ориентированный на широкий круг общественности.

Максимализм – это максимум пластики и цвета, максимум возможностей и комфорта, максимум разнообразия форм и функций.

Стоит обратить внимание на последние постройки таких известных архитекторов как Калатрава, Заха Хадид или Херцог и де Мёрон. И Вы увидите, что стиль максимализм уже зародился. В этой архитектуре  появляется больше цвета, деталей, орнаментов и разнообразия материалов. 

На смену аскетичным и простым формам приходят более сложные. Технологии проектирования и строительства совершенствуются с каждым годом, чтобы фантазию архитекторов сделать реальностью».
***

Выставка «MAXIMALISM» и заговор архитекторов
«Архитектура – вторая природа. Вернее, техника – вторая природа, как остроумно написал Мартин Хайдеггер. Но архитектура – это же часть техники. Действительно, она как целостная природная среда, она – везде: попробуй от неё спрячься! Разве что – в космос улететь.
zooming
На выставке © авторов

При всём при этом, жители-обыватели мало задумываются о «каких-то там домах» как об эстетической категории. И это, на самом деле, вполне обычная история. Вот идёте вы по улице, на небе облака, по обе стороны – здания. Ну, пролетело на небе облако одной формы, ну другой. Вот один дом, вот другой, вот – сто пятнадцатый. Вот тут в парке ёлочка высокая, а тут низкая. А у этой ёлки ветки все кривые… Ну и что? :) Зато, если под ёлкой белый гриб нашёл – уже интересно. А если это дуб, посаженный Петром I, или дуб, под которым был секретный бункер Сталина – это ещё намного интереснее. Это уже практически landmark, можно заинстаграмить.

А вот соображения бытового комфорта обывателей, на самом деле, очень даже волнуют. Казимир Малевич в своей статье «Архитектура как мера освобождения человека от веса» некогда называл это «вопросами живота». Архитектура – это так, чтобы было тепло, уютно, чтобы вкусно поесть, кино посмотреть в удобном кресле, в боулинг поиграть. Поднимаемся выше живота – получаем «архитектуру для архитекторов и критиков» и «искусство для искусства и искусствоведов». А можно ли сделать так, чтобы архитектуру наконец-то заметил кто-то помимо критиков, искусствоведов, архитекторов и девелоперов?!
Архитектурная инсталляция (КПП на пересечении ул.Ленинградской и ул. Деревенской). Futura architects © О. Манов, Ю. Аксенова, С. Кухарский, А. Черейская

Этим вопросом всерьёз озаботились создатели выставки «MAXIMALISM», которая практически пиратским образом просочилась на этой неделе в Павильон номер 4 комплекса Ленэкспо в Санкт-Петербурге, нарушив тонкую гармонию привычных стендов с плиточкой, кровельными материалами и жидкими обоями. И говорят, выставка наделала много шуму! В консервативных кругах пустили уже слух о хитром и коварном заговоре архитекторов. Якобы, они решили показать всем интересную (sic!) и новую (sic! sic!) максималистскую архитектуру. Короче, ренегаты!

И сделали эту выставку (запоминайте!) некие FUTURA-ARCHITECTS и SIMMETRIA Architectural Bureau, а также – примкнувшие к ним заговорщики: Архитектурная мастерская Юсупова, Студия DA, TSANarchitects, Grey wood, RHIZOME group, студия RED. А некоторые из «возмутителей спокойствия» даже дерзко не скрывают своих настоящих имён: Женя Новосадюк, Анатолий Котов и Никита Тимонин.
zooming
Инсталляция из визиток © авторов

Мало того, что злоумышленники обвесили все стены конференц-зала выставки DesignDecor и форума A.city своими планшетами, они ещё втащили на второй этаж павильона большую инсталляцию, сваренную из труб. И установили эту фиолетовую «кракозяку» аж в пресс-зоне форума!

На заглавном планшете выставки, кстати, красуется апокрифический девиз «less is bore!», автора которого уже толком никто не помнит (вроде бы, он в 1970-е какие-то резиновые колонны надувал и обвешивал комнаты пластмассовыми люстрами кислотных оттенков). В обновлённом и уточнённом переводе на современный русский язык этот девиз звучит буквально как «лезь на забор!». Это, кстати, весьма традиционное для русской культуры, смеховое заклятие (см. стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом») призывает к немедленным и очень решительным действиям! Пора сделать так, чтобы архитектура снова стала МАКСИМАЛЬНО интересной: вышла за рамки «вопросов живота», унылых кабинетов, «междусобойных» выставок и корпоративных сайтов; и – распустилась пышным цветком на почве, щедро удобренной денежными средствами (стабильных кипрских и гибралтарских) амбициозных инвесторов!

МАКСИМАЛИЗМ – это не стиль и не направление. Это – архитектура, которая будет МАКСИМАЛЬНО интересна ВСЕМ! Эта архитектура многоголоса и многотональна (как все диалекты китайского языка, вместе взятые). И, конечно, эта архитектура по-настоящему, бескомпромиссно современна!

Короче говоря, если кто вдруг случайно пропустил выставку «MAXIMALISM», – мы вам не завидуем. Но, наши инсайдеры сообщают, что она будет показана минимум ещё раз.

Где? Вы уже спешите?

Так мы вам и рассказали! :)

Теперь – ждите, и сами всё увидите :)
Лиза Максимова»
***

15 Сентября 2014

Похожие статьи
Памяти Шехтеля
К 90-летию со дня смерти Федора Осиповича Шехтеля рассказ директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной о знаменитом архитекторе модерна.
Una seconda vita per l′avanguardia
Директор Музея архитектуры – об экспозиции на тему истории русского авангарда на миланской триеннале «21 век. Дизайн после дизайна».
Музей как ликбез
Начинаем вести блог Ирины Коробьиной, директора музея архитектуры. Первый текст – об образовательных программах музея и о том, что дискредитация российской архитектуры это следствие плохого образования.
Лица физические и юридические
Начинаем вести блог Андрея Бокова, президента Союза архитекторов России. Первая публикация посвящена поправкам в закон «Об архитектурной деятельности», законопроекту, который недавно начал движение по инстанциям.
Конкурсы для всех?
Наш постоянный читатель архитектор Виталий Ананченко – о том, как сделать конкурсы привлекательнее для архитекторов и как познакомить горожан с их результатами.
Высокая бесполезность
Этим текстом мы начинаем серию очерков архитектора-философа Александра Раппапорта. Итак, польза или бесполезность?
Итоги вне премии
Вика Абель слагает с себя полномочия куратора премии «Дом года» и озвучивает свою версию итогов проекта «20 лет архитектуры постсоветской России» и объявляет новую премию.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.