Лезь на забор!

Молодые архитекторы Петербурга, организовав персональную выставку, объявили о рождении движения «максимализма». Публикуем их манифест и статью о выставке.

mainImg
Молодые, – как они сами о себе говорят, «класса до 35 лет», – архитекторы Петербурга на днях заявили о новом движении максимализма, организовали выставку (на форуме A.city «Ценности устойчивого развития») и написали статью о ней под говорящим псевдонимом Лиза Максимова. Участники движения – бюро Futura-Architects, Simmetria Architectural Bureau, Архитектурная мастерская Юсупова, Студия DA, TSANarchitects, Grey wood, RHIZOME group [удалены по просьбе бюро, заявили, что отношения к движению не имеют], студия RED. Название сформулировано как вызов минимализму, причем у приверженцев «стиля максимум» максимально всё: устойчивость, пластика, функциональность и даже «приспособленность к мнению жителей». На плакате красуется ироническое ‘less is a bore’ отца постмодернизма Роберта Вентури («лезь на забор!» – тут же пересмеивают наши максималисты), хотя предтечами – «стиль максимализм уже зародился» – авторы манифеста называют неомодернистов Калатраву, Хадид, а также Херцога и де Мёрона. 

Глядя со стороны можно было бы сказать, что градус иронии зашкаливает скорее в сторону пост-, чем неомодернизма. Между тем многократно наученные тем, что манифесты – это серьезно, публикуем и выдержки из манифеста, и не менее манифестарный текст статьи [еще раз подчеркиваем, статья и манифест написаны участниками выставки и публикуются в первоначальном виде]. Итак, слово архитекторам-максималистам.
Плакат выставки «максималистов» © авторов
***
Фрагмент манифеста – описание выставки: 
«Все мы давно знаем, что такое стиль минимализм. В архитектуре это в первую очередь минимум цвета – как правило, один белый. Это минимум деталей – как правило, их отсутствие. Это минимум разнообразия форм – как правило, квадрат или прямоугольник.

И по закону жанра на смену одной парадигме приходит другая. После социально ориентированной архитектуры конструктивизма пришел стиль ампир. Сегодня после стиля минимализм, ориентированного на тех, кто относится к узкому кругу адептов, появляется новый стиль – максимализм, ориентированный на широкий круг общественности.

Максимализм – это максимум пластики и цвета, максимум возможностей и комфорта, максимум разнообразия форм и функций.

Стоит обратить внимание на последние постройки таких известных архитекторов как Калатрава, Заха Хадид или Херцог и де Мёрон. И Вы увидите, что стиль максимализм уже зародился. В этой архитектуре  появляется больше цвета, деталей, орнаментов и разнообразия материалов. 

На смену аскетичным и простым формам приходят более сложные. Технологии проектирования и строительства совершенствуются с каждым годом, чтобы фантазию архитекторов сделать реальностью».
***

Выставка «MAXIMALISM» и заговор архитекторов
«Архитектура – вторая природа. Вернее, техника – вторая природа, как остроумно написал Мартин Хайдеггер. Но архитектура – это же часть техники. Действительно, она как целостная природная среда, она – везде: попробуй от неё спрячься! Разве что – в космос улететь.
zooming
На выставке © авторов

При всём при этом, жители-обыватели мало задумываются о «каких-то там домах» как об эстетической категории. И это, на самом деле, вполне обычная история. Вот идёте вы по улице, на небе облака, по обе стороны – здания. Ну, пролетело на небе облако одной формы, ну другой. Вот один дом, вот другой, вот – сто пятнадцатый. Вот тут в парке ёлочка высокая, а тут низкая. А у этой ёлки ветки все кривые… Ну и что? :) Зато, если под ёлкой белый гриб нашёл – уже интересно. А если это дуб, посаженный Петром I, или дуб, под которым был секретный бункер Сталина – это ещё намного интереснее. Это уже практически landmark, можно заинстаграмить.

А вот соображения бытового комфорта обывателей, на самом деле, очень даже волнуют. Казимир Малевич в своей статье «Архитектура как мера освобождения человека от веса» некогда называл это «вопросами живота». Архитектура – это так, чтобы было тепло, уютно, чтобы вкусно поесть, кино посмотреть в удобном кресле, в боулинг поиграть. Поднимаемся выше живота – получаем «архитектуру для архитекторов и критиков» и «искусство для искусства и искусствоведов». А можно ли сделать так, чтобы архитектуру наконец-то заметил кто-то помимо критиков, искусствоведов, архитекторов и девелоперов?!
Архитектурная инсталляция (КПП на пересечении ул.Ленинградской и ул. Деревенской). Futura architects © О. Манов, Ю. Аксенова, С. Кухарский, А. Черейская

Этим вопросом всерьёз озаботились создатели выставки «MAXIMALISM», которая практически пиратским образом просочилась на этой неделе в Павильон номер 4 комплекса Ленэкспо в Санкт-Петербурге, нарушив тонкую гармонию привычных стендов с плиточкой, кровельными материалами и жидкими обоями. И говорят, выставка наделала много шуму! В консервативных кругах пустили уже слух о хитром и коварном заговоре архитекторов. Якобы, они решили показать всем интересную (sic!) и новую (sic! sic!) максималистскую архитектуру. Короче, ренегаты!

И сделали эту выставку (запоминайте!) некие FUTURA-ARCHITECTS и SIMMETRIA Architectural Bureau, а также – примкнувшие к ним заговорщики: Архитектурная мастерская Юсупова, Студия DA, TSANarchitects, Grey wood, RHIZOME group, студия RED. А некоторые из «возмутителей спокойствия» даже дерзко не скрывают своих настоящих имён: Женя Новосадюк, Анатолий Котов и Никита Тимонин.
zooming
Инсталляция из визиток © авторов

Мало того, что злоумышленники обвесили все стены конференц-зала выставки DesignDecor и форума A.city своими планшетами, они ещё втащили на второй этаж павильона большую инсталляцию, сваренную из труб. И установили эту фиолетовую «кракозяку» аж в пресс-зоне форума!

На заглавном планшете выставки, кстати, красуется апокрифический девиз «less is bore!», автора которого уже толком никто не помнит (вроде бы, он в 1970-е какие-то резиновые колонны надувал и обвешивал комнаты пластмассовыми люстрами кислотных оттенков). В обновлённом и уточнённом переводе на современный русский язык этот девиз звучит буквально как «лезь на забор!». Это, кстати, весьма традиционное для русской культуры, смеховое заклятие (см. стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом») призывает к немедленным и очень решительным действиям! Пора сделать так, чтобы архитектура снова стала МАКСИМАЛЬНО интересной: вышла за рамки «вопросов живота», унылых кабинетов, «междусобойных» выставок и корпоративных сайтов; и – распустилась пышным цветком на почве, щедро удобренной денежными средствами (стабильных кипрских и гибралтарских) амбициозных инвесторов!

МАКСИМАЛИЗМ – это не стиль и не направление. Это – архитектура, которая будет МАКСИМАЛЬНО интересна ВСЕМ! Эта архитектура многоголоса и многотональна (как все диалекты китайского языка, вместе взятые). И, конечно, эта архитектура по-настоящему, бескомпромиссно современна!

Короче говоря, если кто вдруг случайно пропустил выставку «MAXIMALISM», – мы вам не завидуем. Но, наши инсайдеры сообщают, что она будет показана минимум ещё раз.

Где? Вы уже спешите?

Так мы вам и рассказали! :)

Теперь – ждите, и сами всё увидите :)
Лиза Максимова»
***

15 Сентября 2014

Похожие статьи
Памяти Шехтеля
К 90-летию со дня смерти Федора Осиповича Шехтеля рассказ директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной о знаменитом архитекторе модерна.
Una seconda vita per l′avanguardia
Директор Музея архитектуры – об экспозиции на тему истории русского авангарда на миланской триеннале «21 век. Дизайн после дизайна».
Музей как ликбез
Начинаем вести блог Ирины Коробьиной, директора музея архитектуры. Первый текст – об образовательных программах музея и о том, что дискредитация российской архитектуры это следствие плохого образования.
Лица физические и юридические
Начинаем вести блог Андрея Бокова, президента Союза архитекторов России. Первая публикация посвящена поправкам в закон «Об архитектурной деятельности», законопроекту, который недавно начал движение по инстанциям.
Конкурсы для всех?
Наш постоянный читатель архитектор Виталий Ананченко – о том, как сделать конкурсы привлекательнее для архитекторов и как познакомить горожан с их результатами.
Высокая бесполезность
Этим текстом мы начинаем серию очерков архитектора-философа Александра Раппапорта. Итак, польза или бесполезность?
Итоги вне премии
Вика Абель слагает с себя полномочия куратора премии «Дом года» и озвучивает свою версию итогов проекта «20 лет архитектуры постсоветской России» и объявляет новую премию.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.