Музей как ликбез

Начинаем вести блог Ирины Коробьиной, директора музея архитектуры. Первый текст – об образовательных программах музея и о том, что дискредитация российской архитектуры это следствие плохого образования.

mainImg
Роль музеев в современном мире исключительна. Музей сегодня является пространством, где человек осознает особенности текущего момента в контексте истории, где ему предъявляются истинные ценности, прошедшие апробацию не только экспертным сообществом, но и временем, где он начинает понимать собственную культурную принадлежность. Поэтому, несмотря на экономическую несостоятельность музеев, во всех странах существующих на государственные дотации, гражданское сообщество так заинтересовано в их развитии. Лучшие музеи мира становятся символами своих городов и даже стран, как например, Британский Музей, Лувр, Прадо, Гуггенхайм, Эрмитаж...

Особая, стратегически важная роль принадлежит музеям архитектуры, поскольку они работают с наследием, формирующим ориентиры для культурного самоопределения людей и для создания образов идентичности своих стран. Это чрезвычайно важно для национального самоуважения, для возникновения чувства привязанности к своей земле. Не случайно выдающиеся памятники называются ленд-марками, земля метится произведениями архитектуры. Они становятся своего рода маяками, напоминающими человеку о неповторимости его родины, о непрерывности ее развития. Архитектурное наследие с этой точки зрения несет в себе генетический код культуры.

Россия – страна великого архитектурного наследия, имеет все основания гордиться не только бескрайней территорией и бесценными природными ресурсами. Российские памятники архитектуры – будь то древнерусские храмы, или послевоенные высотки, или небольшое сооружение из двух цилиндров со странными сотообразными окнами – несут в себе образ культурной и просвещенной державы. Российские и в частности советские архитекторы не менее значимы в мировой культуре, чем российские писатели и поэты, художники и ученые. Не случайно в 20-е годы ХХ века весь мир признал новаторскую архитектуру молодой Страны Советов, переживавшей тогда разруху военного коммунизма, авангардом мирового архитектурного движения.

Мы провели опрос 100 человек в возрасте от 18 до 25 лет, заходящих в Библиотеку имени Ленина, результаты которого обескураживают. На вопрос: каких российских архитекторов вы знаете? – всего 8 человек назвали Василия Баженова, порядка 10 – Матвея Казакова и только один назвал Константина Мельникова. По результатам аналогичного опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук Константин Степанович Мельников был назван архитектором XX столетия номер один в СССР и России! В Европе, в частности, во Франции, Мельникова знают и почитают больше, чем французских архитекторов. Иван Леонидов, занимающий одно из лидирующих мест в мировой истории архитектуры ХХ века, вообще ни кем из опрошенных не был упомянут. Среди студентов МГУ в лучшем случае один из ста знает, что его главное здание строил архитектор Руднев. Между тем, больше 30 опрошенных назвали Гауди в ответ на вопрос, кого из иностранных архитекторов вы знаете. Выходит, Антонио Гауди – абсолютный лидер в сердцах и умах молодых россиян, посещающих Библиотеку имени Ленина.

Проведенный опрос не претендует на научную точность и соответствие исследовательским методикам. Тем не менее, он говорит о многом. Главный и самый очевидный вывод – система образования в стране игнорирует историю архитектуры. Этот факт – неоспоримого и очень досадного упущения. Ведь именно через архитектуру транслируется образ времени, не случайно говорят, что «архитектура – летопись в камне».

Увы, за долгие годы, потерянные для всеобщего архитектурного образования, хотя бы на уровне ликбеза, российское население потеряло способность к оценке роли и значения архитектурных памятников в своей жизни. Когда происходит дискуссия относительно сохранения или сноса тех или иных зданий, не все ее участники в полной мере понимают суть происходящего. Нередко непросвещенная и неподготовленная общественность становится жертвой PR-манипуляций.

В таких условиях Государственный музей архитектуры, деятельность которого адресована всему российскому сообществу, пытается восполнить явный дефицит архитектурного просвещения в стране своими образовательными программами, предназначенными для различных возрастных групп, экскурсиями, лекциями, научно-популярными изданиями и фильмами. В музее работает круглогодичный лекторий, постоянно расширяющаяся экскурсионная программа, детская школа. Сегодня идет напряженная работа по созданию постоянной экспозиции, важной частью которой станет «виртуальный коридор времени», представляющий историю русской и советской архитектуры с X по XXI век.

Создание интерактивной инсталляции в разделительном коридоре парадной анфилады музейного комплекса стало возможным благодаря запуску Виртуального Музея Архитектуры (ВМА), созданного силами и на материалах музея архитектуры по инициативе и при поддержке Министерства культуры РФ. Сайт виртуального музея – vma.muar.ru – представляет уникальную возможность для самой широкой аудитории познакомиться с историей российской архитектуры, которая разворачивается на конкретных проектах и постройках в фотосъемке и на музейных материалах.
Директор Музея архитектуры Ирина Коробьина. Фотография предоставлена ГМА им А.В. Щусева
Проект экспозиции «Коридор времени» коридоре анфилады Главного здания усадьбы Талызиных – часть постоянной экспозиции, которая в виртуальном формате расскажет об истории русской архитектуры в здании Музея © АБ «Народный архитектор»
Проект экспозиции «Коридор времени» коридоре анфилады Главного здания усадьбы Талызиных – часть постоянной экспозиции, которая в виртуальном формате расскажет об истории русской архитектуры в здании Музея © АБ «Народный архитектор»

Музей впервые в таком масштабе открывает и показывает свои фондовые материалы. Фотографии, чертежи, обмеры, гравюры, макеты, оцифрованные в высоком качестве, складываются в хронологическую шкалу, делящую историю отечественного зодчества на периоды, проиллюстрированные аннотированными материалами из музейных коллекций. Доступный и увлекательный ресурс позволяет заново открыть и по-новому понять знаковые сооружения своей эпохи, осознать очевидную связь истории российской архитектуры с развитием государственности в стране. Виртуальный музей архитектуры – единственный ресурс, который дает представление о том, что такое российский национальный ландшафт.

Интерактивные 3D-модели позволят посетителям сайта увидеть несохранившиеся или проектные сооружения с разных сторон, ходить и летать вокруг них, получить справочную информацию. Сейчас на сайте доступны виртуальные экскурсии по непостроенному Большому Кремлевскому дворцу архитектора Василия Баженова и разрушенным в советское время Кремлевским монастырям (Чудову и Вознесенскому), а также по разным версиям проекта Дворца Советов, разработанным выдающимися архитекторами ХХ века.
Виртуальный музей архитектуры (vma.muar.ru), фрагмент: реконструкция перспективы Вознесенского монастыря в московском Кремле. Предоставлено ГМА им А.В. Щусева
Виртуальный музей архитектуры (vma.muar.ru)
Виртуальный музей архитектуры (vma.muar.ru)

Сайт Виртуального музея архитектуры является уникальной платформой, на которой популярно объясняются и прекрасно визуализируются достижения русской архитектуры, представляя основные этапы ее эволюции. Каждый интернет-пользователь из любого города России и мира теперь сможет не только ознакомиться с историей русской архитектуры, но и создавать собственные подборки объектов и изображений, отсортировав их по автору, стилю, времени, городу или улице. Виртуальный музей архитектуры становится единственным в своем роде ресурсом по изучению истории отечественной архитектуры – прогрессивным, мобильным и доступным.
 

22 Июля 2015

Похожие статьи
Памяти Шехтеля
К 90-летию со дня смерти Федора Осиповича Шехтеля рассказ директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной о знаменитом архитекторе модерна.
Una seconda vita per l′avanguardia
Директор Музея архитектуры – об экспозиции на тему истории русского авангарда на миланской триеннале «21 век. Дизайн после дизайна».
Лица физические и юридические
Начинаем вести блог Андрея Бокова, президента Союза архитекторов России. Первая публикация посвящена поправкам в закон «Об архитектурной деятельности», законопроекту, который недавно начал движение по инстанциям.
Лезь на забор!
Молодые архитекторы Петербурга, организовав персональную выставку, объявили о рождении движения «максимализма». Публикуем их манифест и статью о выставке.
Конкурсы для всех?
Наш постоянный читатель архитектор Виталий Ананченко – о том, как сделать конкурсы привлекательнее для архитекторов и как познакомить горожан с их результатами.
Высокая бесполезность
Этим текстом мы начинаем серию очерков архитектора-философа Александра Раппапорта. Итак, польза или бесполезность?
Итоги вне премии
Вика Абель слагает с себя полномочия куратора премии «Дом года» и озвучивает свою версию итогов проекта «20 лет архитектуры постсоветской России» и объявляет новую премию.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.