25.05.2016

Una seconda vita per l′avanguardia

Директор Музея архитектуры – об экспозиции на тему истории русского авангарда на миланской триеннале «21 век. Дизайн после дизайна».

Ирина Коробьина. Фотография предоставлено Государственным музеем архитектуры им. Щусева
Ирина Коробьина. Фотография предоставлено Государственным музеем архитектуры им. Щусеваоткрыть большое изображение

Советский архитектурный авангард признан главным вкладом России в мировую культуру ХХ века. История советского архитектурного авангарда поразительна – попытки строительства «нового мира» в голодной и разрушенной молодой Стране Советов весь мир признал авангардом международного архитектурного движения. После блестящего десятилетия, отмеченного прорывами и озарениями общечеловеческого масштаба, происходит резкая смена курса архитектурной политики. Завоевания авангарда в середине 1930-х годов объявлены заблуждениями, происходит переориентация на освоение мирового классического наследия. Авангардная традиция в «Советском Союзе республик свободных» была прервана. Наследие советского архитектурного авангарда, не получив официального признания в своей стране, с течением времени оказалось под угрозой необратимых утрат.

Новое время меняет отношение к феномену советского архитектурного авангарда. Осознана его ценность для истории и культуры страны. Задача сохранения авангардного наследия формулируется уже не отдельными энтузиастами, а государственными институциями. Одно из основных направлений ее решения – поиск нового смысла и назначения авангардных памятников, что напрямую требует «дизайна после дизайна». Выставочный проект на примере конкретных объектов демонстрирует основные подходы к решению актуального запроса времени в России сегодня.
Экспозиция выставки «Памятника авангарда быть!» Музея архитектуры в рамках 21-й Триеннале в Милане «21 век. Дизайн после дизайна»
Экспозиция выставки «Памятника авангарда быть!» Музея архитектуры в рамках 21-й Триеннале в Милане «21 век. Дизайн после дизайна»открыть большое изображение

В области проблем охраны архитектурного наследия России памятники советского авангарда находятся «в зоне особого риска». Тому есть ряд причин: изначально низкое качество строительства, осуществлявшегося в условиях технической отсталости и разрухи, неграмотная эксплуатация сооружений на протяжении всего их существования, но главное – отсутствие понимания истинной ценности конструктивистского наследия для отечественной истории и культуры в стране. Проблема усугубляется отсутствием опыта сохранения наследия 1920-х и запущенностью его состояния, грозящей обернуться необратимыми потерями. Вектор государственной политики сегодня направлен на сохранение конструктивистского наследия и его введение в мировой культурный оборот. Однако проблема сохранения каждого конкретного памятника требует его приспособления к существованию в новых условиях. Каждый раз рассматривается широкий круг вопросов, связанных с экономикой объекта, не только в период его восстановления, но и последующей эксплуатации, со степенью допустимости проникновения в него новых технологий и нового проектных решений, взвешивается тонкий баланс между первоначальной проектной и конструктивной идеей, воплощенной в определенных материалах и необходимостью внедрения новых. Проблема «дизайна после дизайна» не имеет типовых решений, требуя каждый раз глубокого проникновения в историю создания памятника. Идея выставки: продемонстрировать подходы к сохранению памятников авангарда в России, основные стратегии, применяемые в проектном мышлении последних лет, направленные на сохранение памятников авангарда и определение их нового смысла. Выставка покажет, какие идеи и проекты вырабатываются и поддерживаются Министерством культуры РФ в этом направлении.
Экспозиция выставки «Памятника авангарда быть!» Музея архитектуры в рамках 21-й Триеннале в Милане «21 век. Дизайн после дизайна»
Экспозиция выставки «Памятника авангарда быть!» Музея архитектуры в рамках 21-й Триеннале в Милане «21 век. Дизайн после дизайна»открыть большое изображение

Фокус внимания выставки направлен на пять конкретных примеров: это Дом К. Мельникова в Кривоарбатском переулке в Москве (1927–1929), Фабрика-кухня завода имени Масленникова в Самаре (1932), Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице в Москве (1929–1931), Драматический театр в Ростове-на-Дону (1930–1935), Белая башня в Екатеринбурге (1928–1931). В фокусную группу не вошли такие знаменитые памятники, как Дом Наркомфина, Дом-коммуна Николаева, клубы в Москве и других городах России, Фабрика Красный Гвоздильщик в Санкт-Петербурге, Городок Чекистов в Екатеринбурге и многие другие. Выбранные для выставочного проекта примеры относятся к практике последних лет, наиболее наглядно демонстрирующей подходы к решению проблем конструктивистского наследия и инструменты, при помощи которых удается их решать. Наиболее традиционный путь – финансирование реставрации памятника без изменения его функции выделением целевых средств федерального бюджета (Театр в Ростове-на-Дону), что подразумевает разработку и реализацию проекта научной реставрации. В этом случает «дизайн после дизайна» направлен на выявление исторической аутентичности. К числу наиболее прямых подходов принадлежит музеефицирование памятника с его последующей научной реставрацией (Дом Мельникова в Москве). Это подразумевает необходимость особой деликатности в работе с памятником – реновации подлежат только инженерные и конструктивные системы, памятник остается неприкосновенным, а музейные функции вписываются в ближнее окружение, что требует виртуозных проектных и дизайнерских решений. С успехом продвигается подход, подразумевающий использование памятника под новую культурную функцию с соответствующим приспособлением (Фабрика-кухня в Самаре). В этом случае проектная идеология допускает возможность архитектурных привнесений, построенных на диалоге современного проектного мышления с исторической традицией места и генетикой самого памятника. Более масштабный подход подразумевает новое использование памятника – его приспособление под мощную культурную функцию, влекущее регенерацию всей прилегающей территории (Гараж на Новорязанской улице в Москве). Проектирование в этом случае направлено не только на решение задачи сохранения аутентичности памятника, но одновременно на расширение его функций за счет нового строительства, как правило, масштабного. Наконец, поддержка местных инициатив, направленных на спасение памятника, выделением из государственного бюджета целевого гранта (Белая Башня в Екатеринбурге) также является проявлением «социального дизайна» – инструментом, позитивно влияющим на судьбу памятника.
Экспозиция выставки «Памятника авангарда быть!» Музея архитектуры в рамках 21-й Триеннале в Милане «21 век. Дизайн после дизайна»
Экспозиция выставки «Памятника авангарда быть!» Музея архитектуры в рамках 21-й Триеннале в Милане «21 век. Дизайн после дизайна»открыть большое изображение
Экспозиция выставки «Памятника авангарда быть!» Музея архитектуры в рамках 21-й Триеннале в Милане «21 век. Дизайн после дизайна»
Экспозиция выставки «Памятника авангарда быть!» Музея архитектуры в рамках 21-й Триеннале в Милане «21 век. Дизайн после дизайна»открыть большое изображение

Выбранные примеры показывают различные подходы к работе с памятниками советского архитектурного авангарда: от реставрации, требующей очень корректного дизайна, посильно восстанавливающего первоначальный замысел в первоначальных материалах, до проекта реновации памятника в комплексе с мастер-планом развития целого района, идея которого напрямую связана с новой функцией постройки, имеющей мощное градоформирующее значение.

Став в свое время примерами прорыва архитектурной мысли к новым основам и принципам архитектурного проектирования, памятники советского архитектурного авангарда сегодня не могут оставаться мертвыми экспонатами – они требуют новой жизни, нового смысла, в том числе и проектного переосмысления, то есть «дизайна после дизайна». Важно понимать, что длительный и трудоемкий процесс спасения любого памятника начинается с выработки стратегии, что и демонстрирует выставочный проект. Экспозиционный ряд включает не только исторические фото и видеохронику создания объектов авангарда и их бытования, но также графически представленные концепции их реновации, проектные наработки их приспособления и реставрации. 

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Машков
  • Наталия Шилова
  • Карен Сапричян
  • Владимир Плоткин
  • Полина Воеводина
  • Олег Мединский
  • Владимир Биндеман
  • Зураб Басария
  • Станислав Белых
  • Андрей Романов
  • Шимон Матковски
  • Андрей Гнездилов
  • Петр Фонфара
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Васильев
  • Даниил Лоренц
  • Никита Бирюков
  • Михаил Канунников
  • Сергей Кузнецов
  • Магда Кмита
  • Олег Шапиро
  • Вера Бутко
  • Антон Надточий
  • Иван Кожин
  • Антон Лукомский
  • Магда Чихонь
  • Юлий Борисов
  • Илья Уткин
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Асадов
  • Тотан Кузембаев
  • Олег Карлсон
  • Сергей  Орешкин
  • Александр Скокан
  • Дмитрий Ликин
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Чобан
  • Антон Ладыгин
  • Сергей Переслегин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Георгий Трофимов
  • Николай Переслегин
  • Николай Миловидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Алексей Курков
  • Сергей Труханов
  • Сергей Скуратов
  • Анатолий Столярчук
  • Арсений Леонович
  • Александр Попов
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Селивохин
  • Всеволод Медведев
  • Лукаш Качмарчик
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Явейн
  • Антон Яр-Скрябин
  • Никита Токарев
  • Константин Ходнев
  • Юлия Тряскина
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Грень
  • Сергей Сенкевич
  • Александр Асадов
  • Павел Андреев
  • Валерий Лукомский
  • Александра Кузьмина
  • Евгений Герасимов
  • Антон Бондаренко
  • Роман Леонидов
  • Левон Айрапетов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе
  • ЖК AQUATORIA
  • Район Царицыно
  • Жилые дома на проспекте Гагарина
  • Офисное здание на ул. Костина
  • Гостевой дом по ул. Родионова
  • Магазин на ул. Фучика
  • Ресторан на склоне Александровского сада
  • Жилой дом ул. Лопатина

Технологии:

22.02.2018

Латексная печать: смена имиджа за полчаса

Четыре примера использования технологии HP Latex для быстрой, нестандартной и экологичной смены дизайна. Ее можно использовать даже для дамских туфель.
Компания HP
20.02.2018

Фасад в технике кьяроскуро

С помощью фасадных панелей из фиброцемента EQUITONE, жилому комплексу «Серебряный бор» удалось приблизиться к образу деревянного дома, стать теплее и живее.
EQUITONE
19.02.2018

Свет-лестница

Марина и Сергей Туманины реконструировали корпус дома 1990-х, превратив его в пятиярусную городскую виллу с очень светлым и лаконичным интерьером, сгруппированным вокруг лестницы.
VELUX (Велюкс)
другие статьи