Итоги вне премии

Вика Абель слагает с себя полномочия куратора премии «Дом года» и озвучивает свою версию итогов проекта «20 лет архитектуры постсоветской России» и объявляет новую премию.

mainImg
Беспрецедентный в истории новой России проект исследования и определения лучших объектов архитектуры, реализованных в постсоветское 20-летие, завершил свою работу. Итогами проекта являются легитимно отобранные силами общественного и экспертного советов выдающиеся постройки периода 1992-2011 годов: лонг-лист составили 60 объектов, шорт-лист 21 объект. Объявленное на сайте madeinfuture.net открытое общественное всенародное онлайн-голосование, определяющее победителя символической «Премии Дом 20-летия», прекращено досрочно вследствие технологических атак, искусственно завышающих показатели объектов в рейтинге. Исключительным решением куратора вне поддержки оргкомитета премии является аннулирование результатов народного голосования и признание победителями в равноценном статусе «Дом 20-летия» всех объектов, составляющих шорт-лист.

Специальный проект «20 лет архитектуры постсоветской России» реализован куратором Викой Абель в рамках всероссийской общественной архитектурно-строительной Премии Дом Года/Best Building Awards, основанной в 2006 году журналом  Made in Future. Основная идея ежегодной премии состояла в сочетании экспертной и общественной оценки новой архитектуры – авторитетные советы, общественный и экспертный, были призваны к отбору лонг- и шорт-листов соответственно, итоговое же голосование, определяющее победителя, объявлено всенародным и проводится на сайте премии в режиме открытого участия для всех желающих. Поначалу премия выбирала победителя из московских построек, в 2009-2010 проходила также и по Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду, Екатеринбургу. Идеологом проекта, главным редактором журнала Made in Future и куратором Премии Дом Года выступил Николай Малинин. В 2011 году организационный комитет преобразовал премию во всероссийскую, объединив номинантов всех регионов в общий список, а на позицию куратора была привлечена Вика Абель. Новшеством премии 2012 года явилось наглядное отображение количества голосов в рейтингах объектов при проведении всех этапов голосований.

Специальный проект «20 лет архитектуры постсоветской России» – «Премия Дом 20-летия» является целенаправленным исследованием лучшего из реализованного архитекторами в период 1991-2011. Основополагающим механизмом исследования стала процедура ежегодного выбора обладателя Премии Дом Года: из общего списка объектов 20-летия общественный совет определил лонг-лист 60 построек, из которых экспертный совет составил шорт-лист – 21 объект. В отличие от ежегодной премии, где в общий список попадают все заявленные объекты, в спецпроекте 20-летия проводились предварительные этапы отбора номинантов путем коллегиальных рейтингов и опросов, согласно которым в общем списке было представлено 100 объектов из более чем двухсот заявленных. Следует отметить также, что  специально для проведения настоящего исследования были значительно усилены коллегиальные составы – в общественный совет под председательством Сергея Бархина вошли авторитетные критики, издатели и кураторы, экспертный совет под председательством Сергея Чобана пополнили авторы объектов-номинантов 20-летия, ранее состоявшие в общественном совете. Таким образом, в формировании лонг-листа авторы участия не принимали, а на этапе формирования шорт-листа не имели возможности голосовать за собственные объекты. В целом изложенный подход, по видению коллегиальных советов и куратора, обеспечил максимальную объективность итогов.

При проведении открытого всенародного общественного онлайн-голосования, призванного по аналогии с ежегодной премией определить из списка шорт-листа победителя «Премии Дом 20-летия», произошли неконтролируемые технологические атаки на сайт, искусственно завышающие показатели некоторых номинантов. В такой ситуации сохранить максимальную объективность и полную прозрачность итогов представляется возможным исключительно полным аннулированием рейтинга и присвоением равноценного статуса «Дом 20-летия» каждому из объектов шорт-листа. Данное заявление является исключительным решением куратора, принятым ввиду недостаточности ресурсов, отвечающих высокой общественно-культурной значимости проекта. Оргкомитет Премии Дом Года от соответствующей поддержки отказался и объявил о намерении назвать победителя, зафиксировав показатели рейтинга на дату по собственному усмотрению.

По соглашению с оргкомитетом, я, Вика Абель, слагаю с себя полномочия куратора Премии Дом Года. Однако, оставаясь куратором так или иначе завершенного проекта «20 лет архитектуры постсоветской России», считаю нераскрытым потенциал исследования деятельности отечественных архитекторов рубежа 20-21 веков. Решение, отвечающее поиску видимых ценностей, соответствий и направлений развития архитектуры, культуры и искусства периода смены целой эпохи, исторически скорее может быть привязано к автору, нежели к единичному творению. 20 лет реализованной архитектуры постсоветской России не составили представления об образе нового города, и по традиции «общественного характера» проекта я предлагаю обсудить новый ракурс развития идеи: каков образ города автора «Дома 20-летия»? Как лучше представить «авторский город» – списком построек, перечнем нереализованных проектов или галереей эскизов? И окажется ли чей-то город жизнеспособным и памятным отныне и навсегда? С помощью сообщества попробую ответить на эти вопросы в своем новом кураторском проекте «20 лет архитектуры – образ города». Приглашаю советников и партнеров.

Победители специального проекта «20 лет архитектуры постсоветской России» - «Дом 20-летия»:

1. Жилой комплекс «Парк-Плейс», 1992, Москва
Яков Белопольский, Леонид Вавакин, Николай Лютомский
Вика Абель. Фотография предоставлена автором
Жилой комплекс «Парк-Плейс», 1992, Москва. Яков Белопольский, Леонид Вавакин, Николай Лютомский. Источник: photos.wikimapia.org

2. Стадион «Локомотив», 2002, Москва
Андрей Боков, Дмитрий Буш, Сергей Чуклов

Стадион «Локомотив», 2002, Москва. Андрей Боков, Дмитрий Буш, Сергей Чуклов. Источник: arch-grafika.ru

3. Жилой дом в Молочном переулке, 2002, Москва
Юрий Григорян, рук. Сергей Ткаченко
Жилой дом в Молочном переулке, 2002, Москва. Юрий Григорян, рук. Сергей Ткаченко. © www.archi.ru

4. Жилой комплекс «Copper house», 2004, Москва
Сергей Скуратов Architects

Жилой комплекс «Copper house», 2004, Москва. Сергей Скуратов Architects. © www.archi.ru

5. Жилой дом «Дворянское гнездо», 2004, Москва
Сергей Киселев и Партнеры, Илья Уткин
zooming
Жилой дом «Дворянское гнездо», 2004, Москва. Сергей Киселев и Партнеры, Илья Уткин. © www.archi.ru

6. Помпейский дом, 2005, Москва
Архитектор Михаил Белов

Помпейский дом, 2005, Москва. Архитектор Михаил Белов. © www.archi.ru

7. Римский дом, 2005, Москва
Мастерская Михаила Филиппова

Римский дом, 2005, Москва. Мастерская Михаила Филиппова. © www.archi.ru

8. Эрмитаж Плаза, 2005, Москва
Сергей Киселев и Партнеры

zooming
Эрмитаж Плаза, 2005, Москва. Сергей Киселев и Партнеры. Источник: www.2do2go.ru

9. Жилой комплекс в Борисоглебском переулке, 2006, Москва
Бюро «Остоженка», рук. Александр Скокан
zooming
Жилой комплекс в Борисоглебском переулке, 2006, Москва. Бюро «Остоженка», рук. Александр Скокан. Источник: www.archvestnik.ru

10. Яхт-офис 2, 2006, Московская область, курорт «Пирогово»
Мастерская Тотана Кузембаева
Яхт-офис 2, 2006, Московская область, курорт «Пирогово». Мастерская Тотана Кузембаева. Источник: www.archvestnik.ru

11. Здание Федерального Арбитражного суда Московского округа, 2007
ТПО «Резерв», рук. Владимир Плоткин
Здание Федерального Арбитражного суда Московского округа, 2007. ТПО «Резерв», рук. Владимир Плоткин. © www.archi.ru

12. Театр «Мастерская П. Фоменко», 2007, Москва
рук. Сергей В. Гнедовский

zooming
Театр «Мастерская П. Фоменко», 2007, Москва, рук. Сергей В. Гнедовский. Источник: ria.ru

13. Жилой дом с апартаментами в Брюсовом переулке, 2007, Москва
Мастерская Алексея Бавыкина
Жилой дом с апартаментами в Брюсовом переулке, 2007, Москва. Мастерская Алексея Бавыкина. © www.archi.ru

14. Административно-общественный центр Московской области, 2007, Красногорск
ЗАО «КУРОРТПРОЕКТ», рук. Михаил Хазанов
Административно-общественный центр Московской области, 2007, Красногорск. ЗАО «КУРОРТПРОЕКТ», рук. Михаил Хазанов. Источник: www.archinfo.ru

15. Многофункциональный офисно-деловой «Даниловский форт», 2008, Москва
Сергей Скуратов Architects
Многофункциональный офисно-деловой «Даниловский форт», 2008, Москва. Сергей Скуратов Architects. © www.archi.ru

16. Офисный комплекс «Аэрофлот - российские авиалинии», 2009, Москва
ТПО «Резерв», рук. Владимир Плоткин
Офисный комплекс «Аэрофлот - российские авиалинии», 2009, Москва. ТПО «Резерв», рук. Владимир Плоткин. © www.archi.ru

17. Российский павильон на ЭКСПО 2010 в Шанхае
Бюро TOTEMENT/PAPER, рук. Левон Айрапетов, Валерия Преображенская
zooming
Российский павильон на ЭКСПО 2010 в Шанхае. Бюро TOTEMENT/PAPER, рук. Левон Айрапетов, Валерия Преображенская. © www.archi.ru

18. Кампус Московской школы управления Сколково, 2010
Дэвид Аджайе, Архитектурное бюро «А-Б»
Кампус Московской школы управления Сколково, 2010. Дэвид Аджайе, Архитектурное бюро «А-Б». © www.archi.ru

19. Офисное здание на Ленинском проспекте, 2011, Москва
SPEECH Чобан & Кузнецов

Офисное здание на Ленинском проспекте, 2011, Москва. SPEECH Чобан & Кузнецов. © www.archi.ru

20. ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии, 2011, Москва
Михаил Посохин, рук. Александр Асадов, Владимир Легошин
ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии, 2011, Москва. Михаил Посохин, рук. Александр Асадов, Владимир Легошин. © www.archi.ru

21. Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба, 2011, Санкт-Петербург
Студия 44, рук. Никита Явейн
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба, 2011, Санкт-Петербург. Студия 44, рук. Никита Явейн. © www.archi.ru

Куратор
Вика Абель
[email protected]

21 Мая 2013

Похожие статьи
Памяти Шехтеля
К 90-летию со дня смерти Федора Осиповича Шехтеля рассказ директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной о знаменитом архитекторе модерна.
Una seconda vita per l′avanguardia
Директор Музея архитектуры – об экспозиции на тему истории русского авангарда на миланской триеннале «21 век. Дизайн после дизайна».
Музей как ликбез
Начинаем вести блог Ирины Коробьиной, директора музея архитектуры. Первый текст – об образовательных программах музея и о том, что дискредитация российской архитектуры это следствие плохого образования.
Лица физические и юридические
Начинаем вести блог Андрея Бокова, президента Союза архитекторов России. Первая публикация посвящена поправкам в закон «Об архитектурной деятельности», законопроекту, который недавно начал движение по инстанциям.
Лезь на забор!
Молодые архитекторы Петербурга, организовав персональную выставку, объявили о рождении движения «максимализма». Публикуем их манифест и статью о выставке.
Конкурсы для всех?
Наш постоянный читатель архитектор Виталий Ананченко – о том, как сделать конкурсы привлекательнее для архитекторов и как познакомить горожан с их результатами.
Высокая бесполезность
Этим текстом мы начинаем серию очерков архитектора-философа Александра Раппапорта. Итак, польза или бесполезность?
Итоги вне премии
Вика Абель слагает с себя полномочия куратора премии «Дом года» и озвучивает свою версию итогов проекта «20 лет архитектуры постсоветской России» и объявляет новую премию.
Пресса: Более 20 объектов вышли в финал российского конкурса...
Более 20 объектов вошли в шорт-лист архитектурного конкурса "Премия Дом 20-летия", в рамках которого планируется выбрать лучшие проекты, построенные в РФ за период с 1991 года по 2011 год, говорится в пресс-релизе организаторов премии.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.