Три концепции для «Ударника»

Репортаж об объявлении результатов конкурса и три проекта победителей.

mainImg
29 мая в здании кинотеатра «Ударник» состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов закрытого международного конкурса на проект реставрации бывшего кинотеатра и его приспособление под музей современного российского искусства. В ходе пресс-конференции были названы имена трех финалистовпервое место присудили Robbrecht en Daem architecten (Бельгия), второе — Stephan Braunfels Architekten (Германия), а третье — Arata Isozaki & Associates (Япония). Окончательного победителя определит заказчик конкурса. Публикуем проекты и репортаж с пресс-конференции и комментарии членов жюри. 

Пресс-конференция проходила в стенах кинотеатра «Ударник» – памятника архитектуры конструктивизма, являющегося частью комплекса знаменитого Дома на набережной и построенного по проекту Бориса Иофана в 1931 году. В светлом зале первого этажа, освещенного множеством больших люстр, утопающих в исчерченных правильными крупными окружностями сводах, в этот дождливый день собрались известные архитекторы из самых разных стран мира, представители крупнейших музеев современного искусства, профессора и искусствоведы. Все с нетерпением ждали объявления результатов конкурса. Участники – а всего на финальный этап проектирования было отобрано шесть команд – ожидали итогов с волнением, а многочисленная публика, прогуливающаяся по залу и осматривающая развешенные вдоль белоснежных стен проекты – с неподдельным интересом. И это неудивительно, ведь о желании превратить «Ударник» в новый музей международный культурный Фонд Бреуса, выступивший заказчиком конкурса, объявил еще два года назад. С тех пор общественность не без тревоги наблюдала за судьбой уникального памятника архитектуры начала XX века.
Первое место. Проект музея современного музея. Robbrecht en Daem architecten (Бельгия)
zooming
Экспозиция проектов-финалистов в здании бывшего кинотеатра «Ударник». Фотография Аллы Павликовой

Но, надо сказать, что к выполнению поставленной задачи организаторы подошли очень разумно и деликатно. К участию в конкурсе были приглашены только те архитектурные бюро, которые имеют опыт реализации масштабных музейных проектов и реставрации архитектурных памятников. Одним из главных критериев оценки конкурсных проектов было бережное и уважительное отношение к зданию. Да и состав жюри, в который вошли такие высокопрофессиональные эксперты, как куратор Жан-Юбер Мартен, архитектор Жан-Луи Коэн, директор Музея современного искусства в Антверпене Барт де Баре, директор немецкого музея архитектуры DAM во Франкфурте-на-Майне Петер Шмаль, директор Государственного музея современного искусства в Салониках Мария Цанцаноглу, директор ГЦСИ Михаил Миндлин, архитектор Сергей Скуратов и глава BREUS Foundation Шалва Бреус, не мог не вызвать доверия.
Жюри конкурса в полном составе. Фотография предоставлена организаторами

Барт де Баре, начавший свое выступления с признания в любви городу Москве, отметил, что «конкурс собрал лучших архитекторов, и каждый из них показал свое особое видение будущего музея. Для жюри выбор был чрезвычайно сложным, поскольку речь шла о важной площадке города, которая когда-то была центром притяжения для москвичей. Спустя годы кинотеатр был оставлен и забыт горожанами. Теперь перед архитекторами стоит задача вернуть это великолепное здание москвичам».
Барт де Баре. Фотография Аллы Павликовой

Перед участниками конкурса была поставлена, действительно, очень сложная задача – сохранив особый образ и неповторимую атмосферу кинотеатра, создать в нем пространство совершенно иного рода. Музейная деятельность подразумевает большое количество открытых и хорошо освещенных площадей и различных сценариев организации экспозиционного пространства. Михаил Миндлин заметил, что с точки зрения музея площадь кинотеатра – невелика, а здесь к тому же требуется разместить не просто музей, а настоящий культурный центр. При этом проекты обязаны четко соответствовать требованиям реставрации, и предлагаемое архитектурное решение ни в коем случае не должно перегружать здание.
Мария Цанцаноглу. Фотография Аллы Павликовой

Мария Цанцаноглу пояснила, что выбор жюри был основан на трех основных критериях. Во-первых, было важно, соответствует ли предложение техническому заданию конкурса и принципам работы с памятниками архитектуры. Во-вторых, оценивалась возможность многофункционального использования площадей, проведения в здании различных мероприятий. И в-третьих, проект не должен был слишком активно вторгаться в архитектуру здания, наделяя его несвойственными ему чертами. Как отметили члены жюри, все шесть финалистов прекрасно справились с поставленными задачами, но победа осталась за теми, кто продемонстрировал наиболее деликатное обращение с наследием прошлого.
Петер Шмаль. Фотография Аллы Павликовой

Петер Шмаль, делясь впечатлениями о ходе заседания жюри, рассказал, что проекты трех лидеров конкурса стали очевидны почти сразу. Дискуссий не вызвал и вопрос о первом месте. А вот проекты, занявшие второе и третье места, оказались очень близки по количеству голосов жюри – отрыв был минимальным. При этом Шалва Бреус подчеркнул, что, несмотря на распределение мест, все три бюро имеют шанс заключить с заказчиком контракт на реализацию проекта. Итоговый выбор будет сделан в течение 2-3 недель по итогам личных переговоров заказчика с архитекторами.
Шалва Бреус. Фотография Аллы Павликовой
***
 
Представляем проекты тройки финалистов с авторскими пояснениями и комментариями жюри:
 
Первое место. Robbrecht en Daem architecten (Бельгия)

Первое место. Проект музея современного музея. Макет. Robbrecht en Daem architecten (Бельгия). Фотография Аллы Павликовой

Музей, по мнению автора, это живой организм. Глава бюро Поль Роббрехт отметил, что здание «Ударника» – это настоящая репрезентация мира, не приукрашенная излишеством деталей. Главным героем проекта является свет, которым наполняются буквально все помещения музея, обозначая плавный переход от полумрака цокольного этажа к максимально освещенным галереям под куполом здания. Его архитектор сделал открытым, прозрачным. Помимо этого, внутреннее пространство музея обладает выходом к реке и завораживающей панорамой Москвы. Выставочные пространства окружены («окутаны») образовательными студиями и помещениями архива, сохраняющего историю памятника для будущего.
Поль Роббрехт. Фотография Аллы Павликовой
Первое место. Проект музея современного музея. Robbrecht en Daem architecten (Бельгия)
Первое место. Проект музея современного музея. Robbrecht en Daem architecten (Бельгия)
Жан-Юбер Мартен. Фотография Аллы Павликовой

Жан-Юбер Мартен о проекте-победителе:
«Проект близок к оригиналу, к тому образу, который когда-то задумал Борис Иофан – а «Ударник» был создан как своего рода знак в городе. Поль Роббрехт в своем проекте предусмотрел возможности для очень гибкого использования архитектурных особенностей здания и открыл его для жителей города. Уникальность проекта – в обилии естественного света, которым архитектор наполняет все пространство музея благодаря решению открыть центральный купол».

Петера Шмаля восхитила чуткость подхода к зданию:
«Автор больше других искал душу здания и, кажется, сумел ее найти».
***
 
Второе место. Stephan Braunfels Architekten (Германия)

Второе место. Проект нового музея современного искусства. Stephan Braunfels Architekten (Германия)

Штефан Браунфельс уверен, что музей современного искусства предполагает присутствие самых разных культурных направлений – помимо живописи и скульптуры, это может быть и музыка, и танец, и театр, и кинотеатр, и концертный зал. Поэтому автор предложил создать довольно гибкое пространство, пригодное для любого современного искусства. Минималистичность его подхода обусловлена стремлением оставить как можно больше выставочных помещений, сохранив форму окружности, которая так активно используется и во внешнем облике здания, и в его интерьерах. Первый этаж превращен в большое и открытое фойе, которое также может служить для временных выставок. На трех уровнях, расположенных выше, предлагается организовать помещения для многофункционального использования. Снаружи архитектор также вносит некоторые изменения – например, устроить над основным объемом большой красный «флаг», который одновременно мог бы служить для размещения афиш и баннеров. Это временный и при необходимости легко разбираемый объект.
Штефан Браунфельс. Фотография Аллы Павликовой
Второе место. Проект нового музея современного искусства. Stephan Braunfels Architekten (Германия)
Второе место. Проект нового музея современного искусства. Stephan Braunfels Architekten (Германия)


Петер Шмаль:
«Браунфельс предложил минималистский подход в создании современного музея высокого уровня. Проект выглядит очень убедительно, хотя такой подход, на мой взгляд, не слишком вяжется с самим зданием и Москвой в целом – даже с точки зрения его реализации».
***
 
Третье место. Arata Isozaki & Associates (Япония)

Третье место. Концепция музея современного искусства. Arata Isozaki & Associates (Япония)

Изодзаки предложил устроить внутри здания три независимые галереи. Второй этаж отведен под размещение крупногабаритных экспонатов. Еще одна галерея, размещенная на нижнем уровне, превращается в гибкое и разноплановое пространство, а третья будет служить медиа-галереей, где можно проводить, в частности, театральные постановки. Также на первом этаже появится большой ресторан с видом на реку, а все образовательные студии Исодзаки помещает на балкон. Фасад, обращенный к улице, как и первые этажи здания, он делает максимально открытыми. Оригинальный план кинотеатра остается практически неизменным, кроме понижения уровня первого этажа, которое позволяет расширить экспозиционное пространство. Для организации всевозможных выставок планируется использовать передвижные стеклянные перегородки. Черный куб в центре зала служит мобильной галереей. Так, при необходимости куб может стать белым, повиснуть в воздухе или совсем исчезнуть.
Презентация проекта Arata Isozaki & Associates. Фотография Аллы Павликовой
Третье место. Концепция музея современного искусства. Макет. Arata Isozaki & Associates (Япония)
Третье место. Концепция музея современного искусства. Arata Isozaki & Associates (Япония)
Arata Isozaki & Associates. Макет. фотография предоставлена организаторами

 

31 Мая 2014

Пресса: «Не нужно бояться современного искусства»
В четверг, 29 мая, будет объявлен победитель закрытого конкурса на разработку проекта музея современного российского искусства в здании бывшего кинотеатра «Ударник». Бизнесмен, глава культурного фонда BREUS Foundation, коллекционер и учредитель Премии Кандинского Шалва Бреус, который и затеял проект превращения кинотеатра в музей, рассказал «Газете.Ru» о том, почему новый музей должен быть именно в «Ударнике», почему выбрано это место и что в нем будет выставляться, а также о том, что такое искусство и что такое современное искусство.
Пресса: Попытка музея
«Здесь будет музей», обещает красное полотнище над входом в «Ударник». Легендарному кинотеатру предстоит реконструкция, но как выставочная площадка он уже функционирует.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.