09.07.2014

«Ударник» в движении

Представляем проект реконструкции кинотеатра «Ударник» голландского архитектора Эрика ван Эгераата.

информация:

Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение
Проект Центра современного русского искусства «Ударник» был разработан Эриком ван Эгераатом в рамках закрытого международного конкурса на лучшую концепцию реконструкции легендарного кинотеатра. И хотя предложение голландского архитектора не вошло в тройку финалистов, его концепция, пожалуй, самая инновационная из всех проектов.

Здание кинотеатра «Ударник» представляет собой типичный для конструктивизма каркас из бетона с достаточно большими застекленными оконными проемами, в тоже время его практически симметричные в плане этажи и впечатляющие люстры в духе соцреализма более характерны для раннего соцреализма. При трансформации здания Эрик ван Эгераат учел и подчеркнул развернувшуюся в нем полемику эпох. Кроме того, подразумевалось, что превращение кинотеатра в отвечающий современным требованиям центр искусства пройдет в строгом соответствии с Венецианской хартией по вопросам сохранения и реставрации монументов и достопримечательных мест. Таким образом все исторические части здания будут сохранены, защищены и отреставрированы, тогда как новые элементы будут решены в современном стиле.
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение

Девиз этого проекта — «искусство в движении», и это очень точно отражает суть предлагаемой реконструкции. 

С одной стороны, движение — это заложенная в проект исключительная многофункциональность использования здания кинотеатра. «Современным успешным музеям необходимы гибкость и многопотоковость, далеко выходящие за рамки привычных программ и часов работы», — убеждены как Эрик ван Эгераат, так и заказчик конкурса. Сохраняя секторообразный план «Ударника», архитектор не просто наполняет его новыми функциями, но меняет его характер, делая ставку на гибкие, перетекающие друг в друга пространства. Простые, не требующие серьезного технического оснащения, интервенции в планы этажей позволяют использовать (части) здания или как выставочные пространства, или как мастерские, учебные классы, театр, помещения для проведения танцевальных представлений, поэтических чтений, конференций или вечеринок. Кроме того, архитектор расширил функции, указанные в задании на проектирование, добавив просторные помещения гранд-кафе и ресторана.
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение

Второе и не менее важное воплощение движения — это возрождение трансформируемой кровли, изначально заложенной Борисом Иофаном в проект 1931 года. Считается, что она открывалась лишь однажды, но гипотетически такая возможность была у кинотеатра всегда, и Эрик ван Эгераат решил воплотить ее в жизнь, однако не в том месте, где она находится сейчас, а там, где она была в первоначальном проекте. Правда, в XXI веке сам смысл подобной трансформации видоизменяется, открывающаяся кровля перестает быть исключительно развлекательным и визуальным объектом и начинает нести функциональную нагрузку: открываясь сегодня, кровля не просто позволяет посетителям увидеть московское небо, но и служит своего рода «воротами» для особо габаритных и выразительных арт-объектов и инсталляций, за перемещение которых внутрь и вне здания отвечает специальный подъемный мобиль. Разумеется, здание также оснащено более традиционным погрузочно-разгрузочным оборудованием, которое используется в течение всего года.
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение

Внешне подъемный механизм напоминает строительный кран. Его внешний вид и функции идеально соответствует эстетике и духу конструктивистского сооружения. По замыслу архитектора, такая конструкция не только могла бы превратить процесс доставки «арт-грузов» в интересный перформанс, но и стала бы узнаваемым штрихом в панораме Москвы. «В основе моего проекта лежит стремление раскрыть, высвободить присутствующие в здании творческие силы и вывести арт-центр за пределы его физических границ», — говорит сам архитектор.
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение

Как упоминалось ранее, Эрик ван Эгераат привносит в здание кинотеатра «Ударник» новые элементы, однако они соответствуют конструктивистскому и соцреалистическому подходу к проектированию. Над проектом также работали инженерные компании  ООО «РУПЕРТИ ПРОДЖЕКТ» и AEG Engineering, а также один из ведущих архитекторов-реставраторов Александр Епифанов, благодаря которому амбициозный дизайн может быть реализован в рамках российского опыта и российских требований к охране памятников. Все предложенные изменения в здании являются обратимыми и никак не помешают полной реставрации кинотеатра «Ударник», если в этом возникнет необходимость в будущем. 
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение

Энергичный проект Эрика ван Эгераата позволяет трансформировать «Ударник» в многофункциональный центр искусства, новую точку общественного притяжения на карте Москвы, которая не сдерживается ограничениями, присущими традиционным музеям, и исследует эмоциональное и физическое воздействие искусства, в том числе, и за пределами здания «Ударника».
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat открыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Машков
  • Сергей Труханов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Бровкин
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Уткин
  • Николай Миловидов
  • Александр Асадов
  • Сергей Чобан
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Селивохин
  • Александр Попов
  • Никита Явейн
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Гнездилов
  • Наталья Сидорова
  • Михаил Канунников
  • Олег Мединский
  • Даниил Лоренц
  • Екатерина Кузнецова
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург
  • Всеволод Медведев
  • Константин Ходнев
  • Вера Бутко
  • Наталия Шилова
  • Антон Бондаренко
  • Дмитрий Васильев
  • Валерий Лукомский
  • Станислав Белых
  • Полина Воеводина
  • Зураб Басария
  • Евгений Герасимов
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Надточий
  • Антон Лукомский
  • Карен Сапричян
  • Василий Крапивин
  • Алексей Курков
  • Роман Леонидов
  • Владимир Плоткин
  • Антон Барклянский
  • Владимир Биндеман
  • Екатерина Грень
  • Арсений Леонович
  • Валерия Преображенская
  • Тотан Кузембаев
  • Владимир Ковалёв
  • Олег Шапиро
  • Павел Андреев
  • Левон Айрапетов
  • Юлий Борисов
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Ладыгин
  • Андрей Романов
  • Сергей  Орешкин
  • Александра Кузьмина
  • Никита Бирюков
  • Александр Скокан
  • Олег Карлсон
  • Андрей Асадов
  • Иван Кожин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Токарев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи