09.07.2014

«Ударник» в движении

Представляем проект реконструкции кинотеатра «Ударник» голландского архитектора Эрика ван Эгераата.

информация:

Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Проект Центра современного русского искусства «Ударник» был разработан Эриком ван Эгераатом в рамках закрытого международного конкурса на лучшую концепцию реконструкции легендарного кинотеатра. И хотя предложение голландского архитектора не вошло в тройку финалистов, его концепция, пожалуй, самая инновационная из всех проектов.

Здание кинотеатра «Ударник» представляет собой типичный для конструктивизма каркас из бетона с достаточно большими застекленными оконными проемами, в тоже время его практически симметричные в плане этажи и впечатляющие люстры в духе соцреализма более характерны для раннего соцреализма. При трансформации здания Эрик ван Эгераат учел и подчеркнул развернувшуюся в нем полемику эпох. Кроме того, подразумевалось, что превращение кинотеатра в отвечающий современным требованиям центр искусства пройдет в строгом соответствии с Венецианской хартией по вопросам сохранения и реставрации монументов и достопримечательных мест. Таким образом все исторические части здания будут сохранены, защищены и отреставрированы, тогда как новые элементы будут решены в современном стиле.
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat

Девиз этого проекта — «искусство в движении», и это очень точно отражает суть предлагаемой реконструкции. 

С одной стороны, движение — это заложенная в проект исключительная многофункциональность использования здания кинотеатра. «Современным успешным музеям необходимы гибкость и многопотоковость, далеко выходящие за рамки привычных программ и часов работы», — убеждены как Эрик ван Эгераат, так и заказчик конкурса. Сохраняя секторообразный план «Ударника», архитектор не просто наполняет его новыми функциями, но меняет его характер, делая ставку на гибкие, перетекающие друг в друга пространства. Простые, не требующие серьезного технического оснащения, интервенции в планы этажей позволяют использовать (части) здания или как выставочные пространства, или как мастерские, учебные классы, театр, помещения для проведения танцевальных представлений, поэтических чтений, конференций или вечеринок. Кроме того, архитектор расширил функции, указанные в задании на проектирование, добавив просторные помещения гранд-кафе и ресторана.
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat

Второе и не менее важное воплощение движения — это возрождение трансформируемой кровли, изначально заложенной Борисом Иофаном в проект 1931 года. Считается, что она открывалась лишь однажды, но гипотетически такая возможность была у кинотеатра всегда, и Эрик ван Эгераат решил воплотить ее в жизнь, однако не в том месте, где она находится сейчас, а там, где она была в первоначальном проекте. Правда, в XXI веке сам смысл подобной трансформации видоизменяется, открывающаяся кровля перестает быть исключительно развлекательным и визуальным объектом и начинает нести функциональную нагрузку: открываясь сегодня, кровля не просто позволяет посетителям увидеть московское небо, но и служит своего рода «воротами» для особо габаритных и выразительных арт-объектов и инсталляций, за перемещение которых внутрь и вне здания отвечает специальный подъемный мобиль. Разумеется, здание также оснащено более традиционным погрузочно-разгрузочным оборудованием, которое используется в течение всего года.
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat

Внешне подъемный механизм напоминает строительный кран. Его внешний вид и функции идеально соответствует эстетике и духу конструктивистского сооружения. По замыслу архитектора, такая конструкция не только могла бы превратить процесс доставки «арт-грузов» в интересный перформанс, но и стала бы узнаваемым штрихом в панораме Москвы. «В основе моего проекта лежит стремление раскрыть, высвободить присутствующие в здании творческие силы и вывести арт-центр за пределы его физических границ», — говорит сам архитектор.
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat

Как упоминалось ранее, Эрик ван Эгераат привносит в здание кинотеатра «Ударник» новые элементы, однако они соответствуют конструктивистскому и соцреалистическому подходу к проектированию. Над проектом также работали инженерные компании  ООО «РУПЕРТИ ПРОДЖЕКТ» и AEG Engineering, а также один из ведущих архитекторов-реставраторов Александр Епифанов, благодаря которому амбициозный дизайн может быть реализован в рамках российского опыта и российских требований к охране памятников. Все предложенные изменения в здании являются обратимыми и никак не помешают полной реставрации кинотеатра «Ударник», если в этом возникнет необходимость в будущем. 
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat

Энергичный проект Эрика ван Эгераата позволяет трансформировать «Ударник» в многофункциональный центр искусства, новую точку общественного притяжения на карте Москвы, которая не сдерживается ограничениями, присущими традиционным музеям, и исследует эмоциональное и физическое воздействие искусства, в том числе, и за пределами здания «Ударника».
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat
Центр современного искусства «Ударник» © Designed by Erick van Egeraat

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Шилова
  • Андрей Романов
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Гинзбург
  • Анатолий Столярчук
  • Евгений Подгорнов
  • Наталия Порошкина
  • Сергей Кузнецов
  • Вера Бутко
  • Павел Андреев
  • Олег Карлсон
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Васильев
  • Даниил Лоренц
  • Олег Шапиро
  • Юлий Борисов
  • Дмитрий Реутт
  • Марк Сафронов
  • Николай Миловидов
  • Сергей Скуратов
  • Антон Надточий
  • Рустам Керимов
  • Антон Лукомский
  • Сергей Сенкевич
  • Михаил Канунников
  • Андрей Асадов
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Бондаренко
  • Валерия Преображенская
  • Василий Крапивин
  • Тотан Кузембаев
  • Вероника Дубовик
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Роман Леонидов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Карен Сапричян
  • Александр Скокан
  • Всеволод Медведев
  • Илья Машков
  • Олег Мединский
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Явейн
  • Александр Попов
  • Юрий Сафронов
  • Александр Порошкин
  • Илья Уткин
  • Владимир Плоткин
  • Катерина Грень
  • Юлия Тряскина
  • Александра Кузьмина
  • Константин Ходнев
  • Иван Рубежанский
  • Александр Бровкин
  • Сергей Орешкин
  • Зураб Басария
  • Иван Кожин
  • Сергей Труханов
  • Александр Асадов
  • Полина Воеводина
  • Сергей Чобан
  • Наталия Зайченко
  • Евгений Герасимов
  • Игорь Шварцман
  • Кристина Павлова
  • Левон Айрапетов
  • Арсений Леонович
  • Никита Токарев
  • Станислав Белых
  • Наталья Сидорова
  • Никита Бирюков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом “Esper Club”
  • Жилой комплекс «Привилегия»
  • Офис Интерколумниум
  • Яхт-клуб на Крестовском острове
  • Жилой комплекс “Fusion”
  • Реконструкция набережной реки Ушайка
  • Развлекательный комплекс Piterland
  • Музей «Вселенная воды»
  • Концепция реорганизации пл. В.И. Ленина с размещением МФК

Технологии:

26.06.2019

Павел Малахов: «Наша главная цель – защита прав и законных интересов предпринимателей»

Генеральный директор Группы СРО – о задачах и перспективах организаций, добровольной сертификации и электронном реестре СРО.
24.06.2019

Парк Viva – лаборатория здорового дома

Каким должен быть здоровый дом, в ходе масштабного эксперимента выяснили в научно-исследовательском центре Viva.
Baumit
20.06.2019

ПЕНОПЛЭКС® – за спорт!

Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® из экструзионного пенополистирола – один из ключевых стройматериалов самых важных спортивных объектов последних лет, а на «Газпром Арене» даже есть уникальное выкатное поле с тремя слоями этого материала.
ПЕНОПЛЭКС
07.06.2019

Итоги конкурса АРХИGRADAS-2019

Конкурс АРХИGRADAS-2019 подошел к концу. Компания GRADAS завершила оценку работ конкурсантов, прошедших во второй этап, и с радостью представляет работы победителей.
GRADAS
30.05.2019

Декорации для Театрального дома

За реконструированными историческими корпусами комплекса апартаментов «Театральный дом» разыгрывается целый спектакль в стиле «модерн», в подготовке декораций к которому участвовала компания «ОРТОСТ-ФАСАД».
ОртОст-Фасад
другие статьи