Триумфальная площадь: варианты будущего

Подробный отчет об обсуждении судьбы Триумфальной площади на открытом круглом столе в Москомархитектуре.

mainImg
15 января в здании Москомархитектуры состоялся круглый стол, посвященный грядущей реконструкции Триумфальной площади. Участие в открытой дискуссии могли принять все желающие, поэтому большой зал, в котором обычно проходят заседания Архсовета, был полон до отказа. Поводом для обсуждения стало принятое московскими властями решение о реконструкции площади и проведении в связи с этим творческого конкурса идей. А круглый стол должен был собрать предложения и пожелания по этой теме, которые, как обещали организаторы, учтут при составлении конкурсного техзадания.

По данным, озвученным начальником управления Архсовета Москомархитектуры
Евгенией Муринец,
сейчас ТЗ дорабатывают, но до 20 января работу над ним планируется завершить, и тогда конкурс стартует. Коррективы в ТЗ будут внесены и по итогам этого круглого стола. Прием заявок на участие и конкурсных работ продлится до 23 февраля, после чего все полученные проекты оценят группа экспертов и жюри. Его члены назовут победителя и трех финалистов в последний день последнего зимнего месяца.

Организатором конкурса при поддержке Москомархитектуры выступил департамент капитального ремонта города Москвы, а заказчиком – ГКУ «Дирекция капитального ремонта».
zooming
Триумфальная площадь. Существующее положение. Материалы предоставлены организаторами
zooming
Круглый стол на тему "Какой быть Триумфальной площади?". Фотография предоставлена организаторами

Обсуждение открыл главный архитектор Москвы
Сергей Кузнецов,
сразу обозначивший основные цели и задачи, стоящие перед городом в связи с реконструкцией одной из главных его площадей. По его убеждению, Триумфальная площадь заслуживает статуса одной из центральных не только в виду ее местоположения, но, в первую очередь, благодаря своим художественным качествам и разнообразию видов активности, способных привлечь сюда горожан: «Площадь – это не просто горизонтальная поверхность с мощением, озеленением и городской мебелью, площадь в общегородском контексте – это окружение, фасады зданий, функциональное наполнение первых этажей». Сегодня пешеход оказался вытесненным с территории площади, которая превратилась в автостоянку. Также там почти полностью отсутствует общественно-коммерческий фронт, из-за чего это место нельзя считать общественным. Задача конкурсантов – переломить эту ситуацию, выдвинув самые разные смелые идеи – вплоть до предложений по восстановлению снесенных зданий. Обозначил Сергей Кузнецов и примерные сроки реализации замысла: закончить все работы планируется осенью 2014.

Ключевое положение конкурса – необходимость учесть исторический контекст. Сегодня на площади расположены такие объекты культурного наследия, как памятник Владимиру Маяковскому, концертный зал имени П.И.Чайковского, гостиница «Пекин», сад «Аквариум», а также доходный дом Хомяковых.

Подробный исторический экскурс представила
Елена Соловьева
,
руководитель научно-проектного объединения «Регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях зон охраны объектов культурного наследия».
Она рассказала об основных этапах развития территории нынешней Триумфальной площади. Эта площадь образовалась на пересечении Тверской улицы и Садового кольца, на месте Тверских ворот Земляного города, которые встречали прибывающих в старую столицу российских императоров и императриц. По этому поводу возводились деревянные триумфальные арки, от них и пошло название площади. В разное время там существовали частная застройка, торговые ряды, государственные учреждения, и лишь в 1820-е годы сложилось пространство, по своему характеру близкое к настоящей городской площади. С приходом советской власти на площади сначала появился небольшой сквер, пересеченный линией трамвая, а позже стали активно строить объекты культурного назначения – театры, концертные залы и кинотеатры. Облик площади на протяжении всей своей истории несколько раз менялся, и самые радикальные преобразования пришлись на XX век: при расширении улицы Горького значительно увеличилась и сама площадь. Однако во 2-й половине XX века в результате сноса театра «Современник» и театра кукол здесь образовался некий пустырь, а доминирующая культурная функция постепенно сменилась административно-хозяйственной.
zooming
Триумфальная площадь, 1934-й год. Материалы предоставлены организаторами
zooming
Триумфальная площадь, 1950-е годы. Материалы предоставлены организаторами
zooming
Триумфальная площадь, 1973-й год. Материалы предоставлены организаторами

Также в своем выступлении Елена Соловьева представила ряд конкурсных работ 1-й половины XX века, предлагающих весьма смелые и радикальные проекты реконструкции площади. Главные особенности почти всех предложений того времени – создание большого, цельного общественного пространства, для чего предлагалось закрыть 1-ю Брестскую и пробить 2-ю Брестскую улицы. Учитывался авторами и небольшой перепад рельефа, который во многих проектах обыгрывался дополнительными конструкциями или стилобатом.

Партнер КБ «Стрелка»
Алексей Муратов,
выступивший в роли модератора дискуссии, подвел итог докладу Соловьевой, отметив, что Триумфальная площадь за годы своего существования так и не была сформирована. Она и сегодня представляет собой пустырь, который хотелось бы превратить в обжитое общественное пространство.

Артем Укропов,
один из основателей архитектурного бюро «Мегабудка», заметил на это, что он как житель Москвы и как представитель нового поколения архитекторов уже предлагал свое видение развития площади как общественного пространства. Основные моменты, на которые, по его мнению, следует обратить внимание в первую очередь, – это окружение площади и ее характер. Сегодня площадь кажется неуютной, находиться на ней некомфортно. При этом ее окружают красивейшие исторические здания, обзор которых ни в коем случае нельзя перекрывать. Поэтому в своем проекте Артем Укропов избегает использования объектов выше уровня земли. Часть площади даже оказывается несколько утопленной относительно уровня улицы, защищая находящихся там горожан от шума транспорта. Помимо этого, по мысли архитектора, крайне необходимо наполнить площадь множеством функций и обязательно разбить зеленый сквер – например, на месте парковки перед «Пекином». Проезд на 1-ю Брестскую улицу, который разрезает площадь на две части, должен быть закрыт – в этом смысле молодой архитектор солидарен со своими предшественниками 1-й половины прошлого столетия.
zooming
Триумфальная площадь, 1929-й год. Материалы предоставлены организаторами

Александр Скокан,
директор и главный архитектор бюро «Остоженка», знает историю этого места не понаслышке: он сам наблюдал многие, подчас трагические его трансформации – от появления памятника Маяковскому в 1958, строительства тоннеля и сноса «Современника» до сегодняшнего состояния площади, превратившейся в «культурные руины». При этом Скокан уверен, что у этого места есть большой потенциал – несмотря на все существующие препятствия. Во-первых, надо учесть, что это серьезный транспортный узел, убрать отсюда автомобильное движение или радикально изменить его вряд ли удастся. Во-вторых, здесь расположен вход в метро, что тоже следует учитывать: из-за него по площади идет постоянное и интенсивное транзитное движение пешеходов.

Относительно самого факта настоящей дискуссии Скокан заметил, что правильнее было бы обсуждать уже готовое техническое задание конкурса, а в его отсутствие делать какие-либо конкретные предложения весьма затруднительно. С этим мнением согласился и архитектурный критик
Григорий Ревзин:
объявление конкурса при таком уровне подготовки в названные сроки он посчитал профанацией. По словам Ревзина, на подготовку ТЗ требуется как минимум два месяца, и только хорошо продуманное техзадание может гарантировать получение качественных проектов, а в сложившейся ситуации рассчитывать на это не приходится. Будущий конкурс может стать лишь поводом для размышлений о состоянии площади. Если же говорить о конкретных предложениях, то стоит для начала определиться, по какому пути идти. Триумфальная площадь – это место конфликта двух логик: сталинской, сформированной возле «Пекина», и провинциально-московской, которая задается пространством вокруг памятника Маяковского. Это две разные площади, объединенные случайно. И здесь можно либо продолжить линию, заданную еще проектом Щусева, либо вернуться к человеческому масштабу старой Москвы. Ревзин отметил, что второй вариант ему ближе.  
zooming
Вид на Триумфальную площадь со стороны Тверской улицы. Материалы предоставлены организаторами

Отвечая на замечания коллег, Сергей Кузнецов подчеркнул, что организаторы намеренно выбрали формат конкурса идей, избегая жестких рамок технического задания. На нынешнем этапе хотелось бы получить как раз широкий спектр вариантов, включающий предложения по транспорту и застройке. «Можно было бы найти какие-то решения для Тверской улицы – например, сократить полосы, подумать, где и как разместить зеленые насаждения, откорректировать форму площади и т.д. В исторической ретроспективе архитекторы не стеснялись предлагать самые смелые варианты – даже размещение здесь высотных зданий,» – сослался на доклад Елены Соловьевой Кузнецов.

«Техническое задание должно базироваться на тех архитектурных и градостроительных проработках, которые станут результатом конкурса идей, – считает
Михаил Посохин,
генеральный директор «Моспроекта-2» им. М. В. Посохина. – Сейчас важно определить идеологический подход, чтобы на площади снова появилась жизнь и функциональное разнообразие». Что касается идеи Григория Ревзина о возвращении к маломасштабной застройке, то, по мнению Посохина, это было бы ошибкой, учитывая уже существующие крупные объекты: например, здание Москомархитектуры.

Руководитель бюро SPEECH
Сергей Чобан
согласился, что Триумфальная площадь – это пример места, где в течение XX века в результате сносов полностью исчез масштаб. Однако, по мнению Чобана, сегодня можно идти двумя путями: первый, предложенный Григорием Ревзиным – это восстановление этого утраченного масштаба, дальнейшая малоэтажная застройка территории, появление нескольких новых городских кварталов, формирующих более камерную среду, то есть создание образа, который всем нравится в европейских городах. Однако у этого пути развития есть и свои существенные минусы. Развивая мысль, высказанную Михаилом Посохиным, Чобан подчеркнул, что «за то время, что площадь была пустырем, сложилось место с очень интересным характером. Точка восприятия панорамы гостиницы «Пекин» и памятника Маяковского с Тверской улицы – это один из открыточных видов Москвы, портить который дальнейшей застройкой, в том числе и восстановлением театра «Современник», наверное, нельзя».
zooming
Площадь Звезды в Париже. Материалы предоставлены организаторами

Второй путь развития, выделенный Чобаном, – создание площади крупного масштаба. Здесь было бы правильно проанализировать историю успеха и неудач наиболее известных площадей мира. Площадь Звезды в Париже, площадь Каталонии в Барселоне и многие другие отмечены одной и той же болезнью. По своей сути, они представляют собой островки безопасности в центре транспортного хаоса, и прорваться на эти «островки», как правило, сложно. Такая же ситуация существует и на Триумфальной площади. А вот Трафальгарская площадь в Лондоне, как рассказал Чобан, положительно отличается от прочих тем, что она одним своим фронтом примыкает к Национальной Галерее и, это культурное насыщение дает ей огромное преимущество, на которое стоило бы обратить внимание при разработке проекта реконструкции Триумфальной площади. В первую очередь, Чобан предложил осторожно изменить направление транспортных потоков: закрыть выезд с Садового кольца на Тверскую улицу и, по возможности, с Тверской – на Садовое кольцо. Только доступное для пешеходов пространство, куда можно добраться без сложного пересечения потоков транспорта, мостов и переходов, может стать залогом успешного функционирования площади. Закрытие 1-й Брестской улицы Чобан считает неправильным, по его мнению, необходимо развивать площадь в другом направлении, создав «магнитное поле» возле Концертного зала им. П.И. Чайковского, сада «Аквариум» и театров Сатиры и им. Моссовета.
zooming
Площадь Каталонии в Барселоне. Материалы предоставлены организаторами
Трафальгарская площадь в Лондоне. Материалы предоставлены организаторами

Андрей Гнездилов,
главный архитектор НИиПИ Генплана,
в своем выступлении вернул участников дискуссии к вопросу сроков проведения конкурса. Он выразил уверенность в том, что «завершить все работы ко дню города невозможно. За это время реально сделать только некоторое благоустройство территории. Однако ни в коем случае нельзя ограничиться только мощением и расстановкой фонарей. Это обязательно должен быть комплексный и масштабный подход».

Того же мнения придерживается и президент Союза московских архитекторов
Николай Шумаков:
он убежден, что здесь следует решать прежде всего градостроительные аспекты, а не вопросы благоустройства.

Сергей Никитин,
основатель проектов «Москультпрог» и «Московская Архитектурная Велоночь», как и Егор Коробейников, руководитель проекта UrbanUrban, обратили особое внимание на то, что прежде, чем объявлять конкурс, стоило бы выявить и привлечь всех заинтересованных в реконструкции площади лиц. В настоящий момент у этого проекта, помимо городских властей, нет инвесторов. «В этом процессе, кроме Москомархитектуры, должны участвовать и театральное сообщество, и представители «Минэкономразвития», и руководство гостиницы «Пекин», реконструкция которого тоже не за горами,» – пояснил Никитин.

В качестве практического предложения
Егор Коробейников
выдвинул идею использования американского опыта: «В Нью-Йорке активно реализуется концепция экспериментов и временного использования. Например, там предпринимаются временные меры по благоустройству той или иной площади, а затем в течение 2-х – 3-х месяцев ведутся наблюдения за тем, как люди пользуются этим пространством. С Триумфальной площадью можно было бы провести подобный эксперимент в течение предстоящих весны и лета, чтобы понять, чего ждут от этой площади горожане».

Выступив от имени горожан,
Варвара Мельникова,
генеральный директор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», отметила, что людям нужны удобные пешеходные маршруты, причем «не для того чтобы прийти и сесть на скамейку рядом с загазованной автодорогой, а для того, чтобы, выйдя из концертного зала и не опасаясь, что тебя забрызгают грязью проезжающие мимо машины, дойти до Брестской улицы и посидеть где-нибудь в кафе».

Подводя итоги обсуждения, Сергей Кузнецов пообещал, что все высказанные идеи будут обязательно учтены. Реализовывать же проект комплексной реконструкции Триумфальной площади можно и в несколько этапов: масштабные преобразования правильнее сдвинуть на более отдаленные сроки, но первостепенными мерами по обустройству этой территории необходимо заниматься уже сегодня.

16 Января 2014

Пресса: Маяковского не тронут
В Москве началась реконструкция Триумфальной площади. Работы должны закончиться ко Дню города, их проведет петербургская компания ЗАО «Балтстрой».
Пресса: Результаты конкурса на благоустройство Триумфальной...
Город объявил конкурс на благоустройство Триумфальной площади. Как сообщает Портал госзакупок, заявки на участие принимаются до 5 мая. На выполнения работ по благоустройству выделят около 360 миллионов рублей.
Пресса: Триумфальной площади нарисовали будущее
Столичные власти определились с тем, как будет выглядеть Триумфальная площадь. Победителем архитектурного конкурса на ее благоустройство вчера была объявлена компания BuroMoscow, предложившая выровнять площадь серым гранитом, смонтировать на ней качели, выкопать небольшое озеро, а у гостиницы "Пекин" разбить сквер с колоннадой. В Союзе архитекторов России не исключают, что соревнование проведено "для галочки", поскольку власти не определили ни бюджет стройки, ни внятные требования к самим участникам конкурса.
Пресса: Российско-итальянский успех
В понедельник завершились сразу два знаковых архитектурных конкурса – концепций комплексного благоустройства Триумфальной площади и парка на Ходынском поле. На пресс-конференции в Москомархитектуре главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил победителей – итальянское бюро LAND Milano Srl разработало лучший проект для Ходынки, а российская компания BuroMoscow – для Триумфальной.
Пресса: Триумфальная станет интимной
Архитектурная компания BuroMoscow стала победителем конкурса на концепцию благоустройства и развития Триумфальной площади и будет осваивать исторический и культурный объем в центре Москвы.
Пресса: Триумфаторы Триумфальной
Конкурс на реконструкцию Триумфальной площади завершен – победил проект мастерской Buromoscow. О будущем площади и особенностях московских общественных пространств рассказывают авторы проекта – основатели мастерской Юлия Бурдова и Ольга Алексакова.
Пресса: «Просто рисунок с продуманной плиточкой»: Кац, Лимонов...
Московские власти объявили победителей конкурса на реконструкцию Триумфальной площади. «Город» подробно описал проекты трех финалистов и узнал у архитекторов и неравнодушных людей, что они думают о выборе жюри.
Пресса: Триумфальную призовут к сдержанности
Старомосковский дворик, русские авангардисты, контуры снесенного «Современника»: объявлена тройка финалистов конкурса по развитию Триумфальной площади. Жюри отдало предпочтение проектам сдержанным, экономически выгодным — и похожим.
Пять проектов для Триумфальной площади
В конкурсе на проект благоустройства Триумфальной площади определились финалисты. По числу поддержавших его членов жюри пока лидирует бюро «ST raum a. Ландшафтная архитектура», но окончательные итоги еще не подведены.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОртОст-Фасад», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Херсонес Таврический» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Сейчас на главной
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.