Триумфальная площадь: варианты будущего

Подробный отчет об обсуждении судьбы Триумфальной площади на открытом круглом столе в Москомархитектуре.

mainImg
15 января в здании Москомархитектуры состоялся круглый стол, посвященный грядущей реконструкции Триумфальной площади. Участие в открытой дискуссии могли принять все желающие, поэтому большой зал, в котором обычно проходят заседания Архсовета, был полон до отказа. Поводом для обсуждения стало принятое московскими властями решение о реконструкции площади и проведении в связи с этим творческого конкурса идей. А круглый стол должен был собрать предложения и пожелания по этой теме, которые, как обещали организаторы, учтут при составлении конкурсного техзадания.

По данным, озвученным начальником управления Архсовета Москомархитектуры
Евгенией Муринец,
сейчас ТЗ дорабатывают, но до 20 января работу над ним планируется завершить, и тогда конкурс стартует. Коррективы в ТЗ будут внесены и по итогам этого круглого стола. Прием заявок на участие и конкурсных работ продлится до 23 февраля, после чего все полученные проекты оценят группа экспертов и жюри. Его члены назовут победителя и трех финалистов в последний день последнего зимнего месяца.

Организатором конкурса при поддержке Москомархитектуры выступил департамент капитального ремонта города Москвы, а заказчиком – ГКУ «Дирекция капитального ремонта».
zooming
Триумфальная площадь. Существующее положение. Материалы предоставлены организаторами
zooming
Круглый стол на тему "Какой быть Триумфальной площади?". Фотография предоставлена организаторами

Обсуждение открыл главный архитектор Москвы
Сергей Кузнецов,
сразу обозначивший основные цели и задачи, стоящие перед городом в связи с реконструкцией одной из главных его площадей. По его убеждению, Триумфальная площадь заслуживает статуса одной из центральных не только в виду ее местоположения, но, в первую очередь, благодаря своим художественным качествам и разнообразию видов активности, способных привлечь сюда горожан: «Площадь – это не просто горизонтальная поверхность с мощением, озеленением и городской мебелью, площадь в общегородском контексте – это окружение, фасады зданий, функциональное наполнение первых этажей». Сегодня пешеход оказался вытесненным с территории площади, которая превратилась в автостоянку. Также там почти полностью отсутствует общественно-коммерческий фронт, из-за чего это место нельзя считать общественным. Задача конкурсантов – переломить эту ситуацию, выдвинув самые разные смелые идеи – вплоть до предложений по восстановлению снесенных зданий. Обозначил Сергей Кузнецов и примерные сроки реализации замысла: закончить все работы планируется осенью 2014.

Ключевое положение конкурса – необходимость учесть исторический контекст. Сегодня на площади расположены такие объекты культурного наследия, как памятник Владимиру Маяковскому, концертный зал имени П.И.Чайковского, гостиница «Пекин», сад «Аквариум», а также доходный дом Хомяковых.

Подробный исторический экскурс представила
Елена Соловьева
,
руководитель научно-проектного объединения «Регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях зон охраны объектов культурного наследия».
Она рассказала об основных этапах развития территории нынешней Триумфальной площади. Эта площадь образовалась на пересечении Тверской улицы и Садового кольца, на месте Тверских ворот Земляного города, которые встречали прибывающих в старую столицу российских императоров и императриц. По этому поводу возводились деревянные триумфальные арки, от них и пошло название площади. В разное время там существовали частная застройка, торговые ряды, государственные учреждения, и лишь в 1820-е годы сложилось пространство, по своему характеру близкое к настоящей городской площади. С приходом советской власти на площади сначала появился небольшой сквер, пересеченный линией трамвая, а позже стали активно строить объекты культурного назначения – театры, концертные залы и кинотеатры. Облик площади на протяжении всей своей истории несколько раз менялся, и самые радикальные преобразования пришлись на XX век: при расширении улицы Горького значительно увеличилась и сама площадь. Однако во 2-й половине XX века в результате сноса театра «Современник» и театра кукол здесь образовался некий пустырь, а доминирующая культурная функция постепенно сменилась административно-хозяйственной.
zooming
Триумфальная площадь, 1934-й год. Материалы предоставлены организаторами
zooming
Триумфальная площадь, 1950-е годы. Материалы предоставлены организаторами
zooming
Триумфальная площадь, 1973-й год. Материалы предоставлены организаторами

Также в своем выступлении Елена Соловьева представила ряд конкурсных работ 1-й половины XX века, предлагающих весьма смелые и радикальные проекты реконструкции площади. Главные особенности почти всех предложений того времени – создание большого, цельного общественного пространства, для чего предлагалось закрыть 1-ю Брестскую и пробить 2-ю Брестскую улицы. Учитывался авторами и небольшой перепад рельефа, который во многих проектах обыгрывался дополнительными конструкциями или стилобатом.

Партнер КБ «Стрелка»
Алексей Муратов,
выступивший в роли модератора дискуссии, подвел итог докладу Соловьевой, отметив, что Триумфальная площадь за годы своего существования так и не была сформирована. Она и сегодня представляет собой пустырь, который хотелось бы превратить в обжитое общественное пространство.

Артем Укропов,
один из основателей архитектурного бюро «Мегабудка», заметил на это, что он как житель Москвы и как представитель нового поколения архитекторов уже предлагал свое видение развития площади как общественного пространства. Основные моменты, на которые, по его мнению, следует обратить внимание в первую очередь, – это окружение площади и ее характер. Сегодня площадь кажется неуютной, находиться на ней некомфортно. При этом ее окружают красивейшие исторические здания, обзор которых ни в коем случае нельзя перекрывать. Поэтому в своем проекте Артем Укропов избегает использования объектов выше уровня земли. Часть площади даже оказывается несколько утопленной относительно уровня улицы, защищая находящихся там горожан от шума транспорта. Помимо этого, по мысли архитектора, крайне необходимо наполнить площадь множеством функций и обязательно разбить зеленый сквер – например, на месте парковки перед «Пекином». Проезд на 1-ю Брестскую улицу, который разрезает площадь на две части, должен быть закрыт – в этом смысле молодой архитектор солидарен со своими предшественниками 1-й половины прошлого столетия.
zooming
Триумфальная площадь, 1929-й год. Материалы предоставлены организаторами

Александр Скокан,
директор и главный архитектор бюро «Остоженка», знает историю этого места не понаслышке: он сам наблюдал многие, подчас трагические его трансформации – от появления памятника Маяковскому в 1958, строительства тоннеля и сноса «Современника» до сегодняшнего состояния площади, превратившейся в «культурные руины». При этом Скокан уверен, что у этого места есть большой потенциал – несмотря на все существующие препятствия. Во-первых, надо учесть, что это серьезный транспортный узел, убрать отсюда автомобильное движение или радикально изменить его вряд ли удастся. Во-вторых, здесь расположен вход в метро, что тоже следует учитывать: из-за него по площади идет постоянное и интенсивное транзитное движение пешеходов.

Относительно самого факта настоящей дискуссии Скокан заметил, что правильнее было бы обсуждать уже готовое техническое задание конкурса, а в его отсутствие делать какие-либо конкретные предложения весьма затруднительно. С этим мнением согласился и архитектурный критик
Григорий Ревзин:
объявление конкурса при таком уровне подготовки в названные сроки он посчитал профанацией. По словам Ревзина, на подготовку ТЗ требуется как минимум два месяца, и только хорошо продуманное техзадание может гарантировать получение качественных проектов, а в сложившейся ситуации рассчитывать на это не приходится. Будущий конкурс может стать лишь поводом для размышлений о состоянии площади. Если же говорить о конкретных предложениях, то стоит для начала определиться, по какому пути идти. Триумфальная площадь – это место конфликта двух логик: сталинской, сформированной возле «Пекина», и провинциально-московской, которая задается пространством вокруг памятника Маяковского. Это две разные площади, объединенные случайно. И здесь можно либо продолжить линию, заданную еще проектом Щусева, либо вернуться к человеческому масштабу старой Москвы. Ревзин отметил, что второй вариант ему ближе.  
zooming
Вид на Триумфальную площадь со стороны Тверской улицы. Материалы предоставлены организаторами

Отвечая на замечания коллег, Сергей Кузнецов подчеркнул, что организаторы намеренно выбрали формат конкурса идей, избегая жестких рамок технического задания. На нынешнем этапе хотелось бы получить как раз широкий спектр вариантов, включающий предложения по транспорту и застройке. «Можно было бы найти какие-то решения для Тверской улицы – например, сократить полосы, подумать, где и как разместить зеленые насаждения, откорректировать форму площади и т.д. В исторической ретроспективе архитекторы не стеснялись предлагать самые смелые варианты – даже размещение здесь высотных зданий,» – сослался на доклад Елены Соловьевой Кузнецов.

«Техническое задание должно базироваться на тех архитектурных и градостроительных проработках, которые станут результатом конкурса идей, – считает
Михаил Посохин,
генеральный директор «Моспроекта-2» им. М. В. Посохина. – Сейчас важно определить идеологический подход, чтобы на площади снова появилась жизнь и функциональное разнообразие». Что касается идеи Григория Ревзина о возвращении к маломасштабной застройке, то, по мнению Посохина, это было бы ошибкой, учитывая уже существующие крупные объекты: например, здание Москомархитектуры.

Руководитель бюро SPEECH
Сергей Чобан
согласился, что Триумфальная площадь – это пример места, где в течение XX века в результате сносов полностью исчез масштаб. Однако, по мнению Чобана, сегодня можно идти двумя путями: первый, предложенный Григорием Ревзиным – это восстановление этого утраченного масштаба, дальнейшая малоэтажная застройка территории, появление нескольких новых городских кварталов, формирующих более камерную среду, то есть создание образа, который всем нравится в европейских городах. Однако у этого пути развития есть и свои существенные минусы. Развивая мысль, высказанную Михаилом Посохиным, Чобан подчеркнул, что «за то время, что площадь была пустырем, сложилось место с очень интересным характером. Точка восприятия панорамы гостиницы «Пекин» и памятника Маяковского с Тверской улицы – это один из открыточных видов Москвы, портить который дальнейшей застройкой, в том числе и восстановлением театра «Современник», наверное, нельзя».
zooming
Площадь Звезды в Париже. Материалы предоставлены организаторами

Второй путь развития, выделенный Чобаном, – создание площади крупного масштаба. Здесь было бы правильно проанализировать историю успеха и неудач наиболее известных площадей мира. Площадь Звезды в Париже, площадь Каталонии в Барселоне и многие другие отмечены одной и той же болезнью. По своей сути, они представляют собой островки безопасности в центре транспортного хаоса, и прорваться на эти «островки», как правило, сложно. Такая же ситуация существует и на Триумфальной площади. А вот Трафальгарская площадь в Лондоне, как рассказал Чобан, положительно отличается от прочих тем, что она одним своим фронтом примыкает к Национальной Галерее и, это культурное насыщение дает ей огромное преимущество, на которое стоило бы обратить внимание при разработке проекта реконструкции Триумфальной площади. В первую очередь, Чобан предложил осторожно изменить направление транспортных потоков: закрыть выезд с Садового кольца на Тверскую улицу и, по возможности, с Тверской – на Садовое кольцо. Только доступное для пешеходов пространство, куда можно добраться без сложного пересечения потоков транспорта, мостов и переходов, может стать залогом успешного функционирования площади. Закрытие 1-й Брестской улицы Чобан считает неправильным, по его мнению, необходимо развивать площадь в другом направлении, создав «магнитное поле» возле Концертного зала им. П.И. Чайковского, сада «Аквариум» и театров Сатиры и им. Моссовета.
zooming
Площадь Каталонии в Барселоне. Материалы предоставлены организаторами
Трафальгарская площадь в Лондоне. Материалы предоставлены организаторами

Андрей Гнездилов,
главный архитектор НИиПИ Генплана,
в своем выступлении вернул участников дискуссии к вопросу сроков проведения конкурса. Он выразил уверенность в том, что «завершить все работы ко дню города невозможно. За это время реально сделать только некоторое благоустройство территории. Однако ни в коем случае нельзя ограничиться только мощением и расстановкой фонарей. Это обязательно должен быть комплексный и масштабный подход».

Того же мнения придерживается и президент Союза московских архитекторов
Николай Шумаков:
он убежден, что здесь следует решать прежде всего градостроительные аспекты, а не вопросы благоустройства.

Сергей Никитин,
основатель проектов «Москультпрог» и «Московская Архитектурная Велоночь», как и Егор Коробейников, руководитель проекта UrbanUrban, обратили особое внимание на то, что прежде, чем объявлять конкурс, стоило бы выявить и привлечь всех заинтересованных в реконструкции площади лиц. В настоящий момент у этого проекта, помимо городских властей, нет инвесторов. «В этом процессе, кроме Москомархитектуры, должны участвовать и театральное сообщество, и представители «Минэкономразвития», и руководство гостиницы «Пекин», реконструкция которого тоже не за горами,» – пояснил Никитин.

В качестве практического предложения
Егор Коробейников
выдвинул идею использования американского опыта: «В Нью-Йорке активно реализуется концепция экспериментов и временного использования. Например, там предпринимаются временные меры по благоустройству той или иной площади, а затем в течение 2-х – 3-х месяцев ведутся наблюдения за тем, как люди пользуются этим пространством. С Триумфальной площадью можно было бы провести подобный эксперимент в течение предстоящих весны и лета, чтобы понять, чего ждут от этой площади горожане».

Выступив от имени горожан,
Варвара Мельникова,
генеральный директор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», отметила, что людям нужны удобные пешеходные маршруты, причем «не для того чтобы прийти и сесть на скамейку рядом с загазованной автодорогой, а для того, чтобы, выйдя из концертного зала и не опасаясь, что тебя забрызгают грязью проезжающие мимо машины, дойти до Брестской улицы и посидеть где-нибудь в кафе».

Подводя итоги обсуждения, Сергей Кузнецов пообещал, что все высказанные идеи будут обязательно учтены. Реализовывать же проект комплексной реконструкции Триумфальной площади можно и в несколько этапов: масштабные преобразования правильнее сдвинуть на более отдаленные сроки, но первостепенными мерами по обустройству этой территории необходимо заниматься уже сегодня.

16 Января 2014

Пресса: Маяковского не тронут
В Москве началась реконструкция Триумфальной площади. Работы должны закончиться ко Дню города, их проведет петербургская компания ЗАО «Балтстрой».
Пресса: Результаты конкурса на благоустройство Триумфальной...
Город объявил конкурс на благоустройство Триумфальной площади. Как сообщает Портал госзакупок, заявки на участие принимаются до 5 мая. На выполнения работ по благоустройству выделят около 360 миллионов рублей.
Пресса: Триумфальной площади нарисовали будущее
Столичные власти определились с тем, как будет выглядеть Триумфальная площадь. Победителем архитектурного конкурса на ее благоустройство вчера была объявлена компания BuroMoscow, предложившая выровнять площадь серым гранитом, смонтировать на ней качели, выкопать небольшое озеро, а у гостиницы "Пекин" разбить сквер с колоннадой. В Союзе архитекторов России не исключают, что соревнование проведено "для галочки", поскольку власти не определили ни бюджет стройки, ни внятные требования к самим участникам конкурса.
Пресса: Российско-итальянский успех
В понедельник завершились сразу два знаковых архитектурных конкурса – концепций комплексного благоустройства Триумфальной площади и парка на Ходынском поле. На пресс-конференции в Москомархитектуре главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил победителей – итальянское бюро LAND Milano Srl разработало лучший проект для Ходынки, а российская компания BuroMoscow – для Триумфальной.
Пресса: Триумфальная станет интимной
Архитектурная компания BuroMoscow стала победителем конкурса на концепцию благоустройства и развития Триумфальной площади и будет осваивать исторический и культурный объем в центре Москвы.
Пресса: Триумфаторы Триумфальной
Конкурс на реконструкцию Триумфальной площади завершен – победил проект мастерской Buromoscow. О будущем площади и особенностях московских общественных пространств рассказывают авторы проекта – основатели мастерской Юлия Бурдова и Ольга Алексакова.
Пресса: «Просто рисунок с продуманной плиточкой»: Кац, Лимонов...
Московские власти объявили победителей конкурса на реконструкцию Триумфальной площади. «Город» подробно описал проекты трех финалистов и узнал у архитекторов и неравнодушных людей, что они думают о выборе жюри.
Пресса: Триумфальную призовут к сдержанности
Старомосковский дворик, русские авангардисты, контуры снесенного «Современника»: объявлена тройка финалистов конкурса по развитию Триумфальной площади. Жюри отдало предпочтение проектам сдержанным, экономически выгодным — и похожим.
Пять проектов для Триумфальной площади
В конкурсе на проект благоустройства Триумфальной площади определились финалисты. По числу поддержавших его членов жюри пока лидирует бюро «ST raum a. Ландшафтная архитектура», но окончательные итоги еще не подведены.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.