Триумфальная площадь: варианты будущего

Подробный отчет об обсуждении судьбы Триумфальной площади на открытом круглом столе в Москомархитектуре.

mainImg
15 января в здании Москомархитектуры состоялся круглый стол, посвященный грядущей реконструкции Триумфальной площади. Участие в открытой дискуссии могли принять все желающие, поэтому большой зал, в котором обычно проходят заседания Архсовета, был полон до отказа. Поводом для обсуждения стало принятое московскими властями решение о реконструкции площади и проведении в связи с этим творческого конкурса идей. А круглый стол должен был собрать предложения и пожелания по этой теме, которые, как обещали организаторы, учтут при составлении конкурсного техзадания.

По данным, озвученным начальником управления Архсовета Москомархитектуры
Евгенией Муринец,
сейчас ТЗ дорабатывают, но до 20 января работу над ним планируется завершить, и тогда конкурс стартует. Коррективы в ТЗ будут внесены и по итогам этого круглого стола. Прием заявок на участие и конкурсных работ продлится до 23 февраля, после чего все полученные проекты оценят группа экспертов и жюри. Его члены назовут победителя и трех финалистов в последний день последнего зимнего месяца.

Организатором конкурса при поддержке Москомархитектуры выступил департамент капитального ремонта города Москвы, а заказчиком – ГКУ «Дирекция капитального ремонта».
zooming
Триумфальная площадь. Существующее положение. Материалы предоставлены организаторами
zooming
Круглый стол на тему "Какой быть Триумфальной площади?". Фотография предоставлена организаторами

Обсуждение открыл главный архитектор Москвы
Сергей Кузнецов,
сразу обозначивший основные цели и задачи, стоящие перед городом в связи с реконструкцией одной из главных его площадей. По его убеждению, Триумфальная площадь заслуживает статуса одной из центральных не только в виду ее местоположения, но, в первую очередь, благодаря своим художественным качествам и разнообразию видов активности, способных привлечь сюда горожан: «Площадь – это не просто горизонтальная поверхность с мощением, озеленением и городской мебелью, площадь в общегородском контексте – это окружение, фасады зданий, функциональное наполнение первых этажей». Сегодня пешеход оказался вытесненным с территории площади, которая превратилась в автостоянку. Также там почти полностью отсутствует общественно-коммерческий фронт, из-за чего это место нельзя считать общественным. Задача конкурсантов – переломить эту ситуацию, выдвинув самые разные смелые идеи – вплоть до предложений по восстановлению снесенных зданий. Обозначил Сергей Кузнецов и примерные сроки реализации замысла: закончить все работы планируется осенью 2014.

Ключевое положение конкурса – необходимость учесть исторический контекст. Сегодня на площади расположены такие объекты культурного наследия, как памятник Владимиру Маяковскому, концертный зал имени П.И.Чайковского, гостиница «Пекин», сад «Аквариум», а также доходный дом Хомяковых.

Подробный исторический экскурс представила
Елена Соловьева
,
руководитель научно-проектного объединения «Регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях зон охраны объектов культурного наследия».
Она рассказала об основных этапах развития территории нынешней Триумфальной площади. Эта площадь образовалась на пересечении Тверской улицы и Садового кольца, на месте Тверских ворот Земляного города, которые встречали прибывающих в старую столицу российских императоров и императриц. По этому поводу возводились деревянные триумфальные арки, от них и пошло название площади. В разное время там существовали частная застройка, торговые ряды, государственные учреждения, и лишь в 1820-е годы сложилось пространство, по своему характеру близкое к настоящей городской площади. С приходом советской власти на площади сначала появился небольшой сквер, пересеченный линией трамвая, а позже стали активно строить объекты культурного назначения – театры, концертные залы и кинотеатры. Облик площади на протяжении всей своей истории несколько раз менялся, и самые радикальные преобразования пришлись на XX век: при расширении улицы Горького значительно увеличилась и сама площадь. Однако во 2-й половине XX века в результате сноса театра «Современник» и театра кукол здесь образовался некий пустырь, а доминирующая культурная функция постепенно сменилась административно-хозяйственной.
zooming
Триумфальная площадь, 1934-й год. Материалы предоставлены организаторами
zooming
Триумфальная площадь, 1950-е годы. Материалы предоставлены организаторами
zooming
Триумфальная площадь, 1973-й год. Материалы предоставлены организаторами

Также в своем выступлении Елена Соловьева представила ряд конкурсных работ 1-й половины XX века, предлагающих весьма смелые и радикальные проекты реконструкции площади. Главные особенности почти всех предложений того времени – создание большого, цельного общественного пространства, для чего предлагалось закрыть 1-ю Брестскую и пробить 2-ю Брестскую улицы. Учитывался авторами и небольшой перепад рельефа, который во многих проектах обыгрывался дополнительными конструкциями или стилобатом.

Партнер КБ «Стрелка»
Алексей Муратов,
выступивший в роли модератора дискуссии, подвел итог докладу Соловьевой, отметив, что Триумфальная площадь за годы своего существования так и не была сформирована. Она и сегодня представляет собой пустырь, который хотелось бы превратить в обжитое общественное пространство.

Артем Укропов,
один из основателей архитектурного бюро «Мегабудка», заметил на это, что он как житель Москвы и как представитель нового поколения архитекторов уже предлагал свое видение развития площади как общественного пространства. Основные моменты, на которые, по его мнению, следует обратить внимание в первую очередь, – это окружение площади и ее характер. Сегодня площадь кажется неуютной, находиться на ней некомфортно. При этом ее окружают красивейшие исторические здания, обзор которых ни в коем случае нельзя перекрывать. Поэтому в своем проекте Артем Укропов избегает использования объектов выше уровня земли. Часть площади даже оказывается несколько утопленной относительно уровня улицы, защищая находящихся там горожан от шума транспорта. Помимо этого, по мысли архитектора, крайне необходимо наполнить площадь множеством функций и обязательно разбить зеленый сквер – например, на месте парковки перед «Пекином». Проезд на 1-ю Брестскую улицу, который разрезает площадь на две части, должен быть закрыт – в этом смысле молодой архитектор солидарен со своими предшественниками 1-й половины прошлого столетия.
zooming
Триумфальная площадь, 1929-й год. Материалы предоставлены организаторами

Александр Скокан,
директор и главный архитектор бюро «Остоженка», знает историю этого места не понаслышке: он сам наблюдал многие, подчас трагические его трансформации – от появления памятника Маяковскому в 1958, строительства тоннеля и сноса «Современника» до сегодняшнего состояния площади, превратившейся в «культурные руины». При этом Скокан уверен, что у этого места есть большой потенциал – несмотря на все существующие препятствия. Во-первых, надо учесть, что это серьезный транспортный узел, убрать отсюда автомобильное движение или радикально изменить его вряд ли удастся. Во-вторых, здесь расположен вход в метро, что тоже следует учитывать: из-за него по площади идет постоянное и интенсивное транзитное движение пешеходов.

Относительно самого факта настоящей дискуссии Скокан заметил, что правильнее было бы обсуждать уже готовое техническое задание конкурса, а в его отсутствие делать какие-либо конкретные предложения весьма затруднительно. С этим мнением согласился и архитектурный критик
Григорий Ревзин:
объявление конкурса при таком уровне подготовки в названные сроки он посчитал профанацией. По словам Ревзина, на подготовку ТЗ требуется как минимум два месяца, и только хорошо продуманное техзадание может гарантировать получение качественных проектов, а в сложившейся ситуации рассчитывать на это не приходится. Будущий конкурс может стать лишь поводом для размышлений о состоянии площади. Если же говорить о конкретных предложениях, то стоит для начала определиться, по какому пути идти. Триумфальная площадь – это место конфликта двух логик: сталинской, сформированной возле «Пекина», и провинциально-московской, которая задается пространством вокруг памятника Маяковского. Это две разные площади, объединенные случайно. И здесь можно либо продолжить линию, заданную еще проектом Щусева, либо вернуться к человеческому масштабу старой Москвы. Ревзин отметил, что второй вариант ему ближе.  
zooming
Вид на Триумфальную площадь со стороны Тверской улицы. Материалы предоставлены организаторами

Отвечая на замечания коллег, Сергей Кузнецов подчеркнул, что организаторы намеренно выбрали формат конкурса идей, избегая жестких рамок технического задания. На нынешнем этапе хотелось бы получить как раз широкий спектр вариантов, включающий предложения по транспорту и застройке. «Можно было бы найти какие-то решения для Тверской улицы – например, сократить полосы, подумать, где и как разместить зеленые насаждения, откорректировать форму площади и т.д. В исторической ретроспективе архитекторы не стеснялись предлагать самые смелые варианты – даже размещение здесь высотных зданий,» – сослался на доклад Елены Соловьевой Кузнецов.

«Техническое задание должно базироваться на тех архитектурных и градостроительных проработках, которые станут результатом конкурса идей, – считает
Михаил Посохин,
генеральный директор «Моспроекта-2» им. М. В. Посохина. – Сейчас важно определить идеологический подход, чтобы на площади снова появилась жизнь и функциональное разнообразие». Что касается идеи Григория Ревзина о возвращении к маломасштабной застройке, то, по мнению Посохина, это было бы ошибкой, учитывая уже существующие крупные объекты: например, здание Москомархитектуры.

Руководитель бюро SPEECH
Сергей Чобан
согласился, что Триумфальная площадь – это пример места, где в течение XX века в результате сносов полностью исчез масштаб. Однако, по мнению Чобана, сегодня можно идти двумя путями: первый, предложенный Григорием Ревзиным – это восстановление этого утраченного масштаба, дальнейшая малоэтажная застройка территории, появление нескольких новых городских кварталов, формирующих более камерную среду, то есть создание образа, который всем нравится в европейских городах. Однако у этого пути развития есть и свои существенные минусы. Развивая мысль, высказанную Михаилом Посохиным, Чобан подчеркнул, что «за то время, что площадь была пустырем, сложилось место с очень интересным характером. Точка восприятия панорамы гостиницы «Пекин» и памятника Маяковского с Тверской улицы – это один из открыточных видов Москвы, портить который дальнейшей застройкой, в том числе и восстановлением театра «Современник», наверное, нельзя».
zooming
Площадь Звезды в Париже. Материалы предоставлены организаторами

Второй путь развития, выделенный Чобаном, – создание площади крупного масштаба. Здесь было бы правильно проанализировать историю успеха и неудач наиболее известных площадей мира. Площадь Звезды в Париже, площадь Каталонии в Барселоне и многие другие отмечены одной и той же болезнью. По своей сути, они представляют собой островки безопасности в центре транспортного хаоса, и прорваться на эти «островки», как правило, сложно. Такая же ситуация существует и на Триумфальной площади. А вот Трафальгарская площадь в Лондоне, как рассказал Чобан, положительно отличается от прочих тем, что она одним своим фронтом примыкает к Национальной Галерее и, это культурное насыщение дает ей огромное преимущество, на которое стоило бы обратить внимание при разработке проекта реконструкции Триумфальной площади. В первую очередь, Чобан предложил осторожно изменить направление транспортных потоков: закрыть выезд с Садового кольца на Тверскую улицу и, по возможности, с Тверской – на Садовое кольцо. Только доступное для пешеходов пространство, куда можно добраться без сложного пересечения потоков транспорта, мостов и переходов, может стать залогом успешного функционирования площади. Закрытие 1-й Брестской улицы Чобан считает неправильным, по его мнению, необходимо развивать площадь в другом направлении, создав «магнитное поле» возле Концертного зала им. П.И. Чайковского, сада «Аквариум» и театров Сатиры и им. Моссовета.
zooming
Площадь Каталонии в Барселоне. Материалы предоставлены организаторами
Трафальгарская площадь в Лондоне. Материалы предоставлены организаторами

Андрей Гнездилов,
главный архитектор НИиПИ Генплана,
в своем выступлении вернул участников дискуссии к вопросу сроков проведения конкурса. Он выразил уверенность в том, что «завершить все работы ко дню города невозможно. За это время реально сделать только некоторое благоустройство территории. Однако ни в коем случае нельзя ограничиться только мощением и расстановкой фонарей. Это обязательно должен быть комплексный и масштабный подход».

Того же мнения придерживается и президент Союза московских архитекторов
Николай Шумаков:
он убежден, что здесь следует решать прежде всего градостроительные аспекты, а не вопросы благоустройства.

Сергей Никитин,
основатель проектов «Москультпрог» и «Московская Архитектурная Велоночь», как и Егор Коробейников, руководитель проекта UrbanUrban, обратили особое внимание на то, что прежде, чем объявлять конкурс, стоило бы выявить и привлечь всех заинтересованных в реконструкции площади лиц. В настоящий момент у этого проекта, помимо городских властей, нет инвесторов. «В этом процессе, кроме Москомархитектуры, должны участвовать и театральное сообщество, и представители «Минэкономразвития», и руководство гостиницы «Пекин», реконструкция которого тоже не за горами,» – пояснил Никитин.

В качестве практического предложения
Егор Коробейников
выдвинул идею использования американского опыта: «В Нью-Йорке активно реализуется концепция экспериментов и временного использования. Например, там предпринимаются временные меры по благоустройству той или иной площади, а затем в течение 2-х – 3-х месяцев ведутся наблюдения за тем, как люди пользуются этим пространством. С Триумфальной площадью можно было бы провести подобный эксперимент в течение предстоящих весны и лета, чтобы понять, чего ждут от этой площади горожане».

Выступив от имени горожан,
Варвара Мельникова,
генеральный директор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», отметила, что людям нужны удобные пешеходные маршруты, причем «не для того чтобы прийти и сесть на скамейку рядом с загазованной автодорогой, а для того, чтобы, выйдя из концертного зала и не опасаясь, что тебя забрызгают грязью проезжающие мимо машины, дойти до Брестской улицы и посидеть где-нибудь в кафе».

Подводя итоги обсуждения, Сергей Кузнецов пообещал, что все высказанные идеи будут обязательно учтены. Реализовывать же проект комплексной реконструкции Триумфальной площади можно и в несколько этапов: масштабные преобразования правильнее сдвинуть на более отдаленные сроки, но первостепенными мерами по обустройству этой территории необходимо заниматься уже сегодня.

16 Января 2014

Пресса: Маяковского не тронут
В Москве началась реконструкция Триумфальной площади. Работы должны закончиться ко Дню города, их проведет петербургская компания ЗАО «Балтстрой».
Пресса: Результаты конкурса на благоустройство Триумфальной...
Город объявил конкурс на благоустройство Триумфальной площади. Как сообщает Портал госзакупок, заявки на участие принимаются до 5 мая. На выполнения работ по благоустройству выделят около 360 миллионов рублей.
Пресса: Триумфальной площади нарисовали будущее
Столичные власти определились с тем, как будет выглядеть Триумфальная площадь. Победителем архитектурного конкурса на ее благоустройство вчера была объявлена компания BuroMoscow, предложившая выровнять площадь серым гранитом, смонтировать на ней качели, выкопать небольшое озеро, а у гостиницы "Пекин" разбить сквер с колоннадой. В Союзе архитекторов России не исключают, что соревнование проведено "для галочки", поскольку власти не определили ни бюджет стройки, ни внятные требования к самим участникам конкурса.
Пресса: Российско-итальянский успех
В понедельник завершились сразу два знаковых архитектурных конкурса – концепций комплексного благоустройства Триумфальной площади и парка на Ходынском поле. На пресс-конференции в Москомархитектуре главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил победителей – итальянское бюро LAND Milano Srl разработало лучший проект для Ходынки, а российская компания BuroMoscow – для Триумфальной.
Пресса: Триумфальная станет интимной
Архитектурная компания BuroMoscow стала победителем конкурса на концепцию благоустройства и развития Триумфальной площади и будет осваивать исторический и культурный объем в центре Москвы.
Пресса: Триумфаторы Триумфальной
Конкурс на реконструкцию Триумфальной площади завершен – победил проект мастерской Buromoscow. О будущем площади и особенностях московских общественных пространств рассказывают авторы проекта – основатели мастерской Юлия Бурдова и Ольга Алексакова.
Пресса: «Просто рисунок с продуманной плиточкой»: Кац, Лимонов...
Московские власти объявили победителей конкурса на реконструкцию Триумфальной площади. «Город» подробно описал проекты трех финалистов и узнал у архитекторов и неравнодушных людей, что они думают о выборе жюри.
Пресса: Триумфальную призовут к сдержанности
Старомосковский дворик, русские авангардисты, контуры снесенного «Современника»: объявлена тройка финалистов конкурса по развитию Триумфальной площади. Жюри отдало предпочтение проектам сдержанным, экономически выгодным — и похожим.
Пять проектов для Триумфальной площади
В конкурсе на проект благоустройства Триумфальной площади определились финалисты. По числу поддержавших его членов жюри пока лидирует бюро «ST raum a. Ландшафтная архитектура», но окончательные итоги еще не подведены.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
Сейчас на главной
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.