Триумфальная площадь: варианты будущего

Подробный отчет об обсуждении судьбы Триумфальной площади на открытом круглом столе в Москомархитектуре.

mainImg
15 января в здании Москомархитектуры состоялся круглый стол, посвященный грядущей реконструкции Триумфальной площади. Участие в открытой дискуссии могли принять все желающие, поэтому большой зал, в котором обычно проходят заседания Архсовета, был полон до отказа. Поводом для обсуждения стало принятое московскими властями решение о реконструкции площади и проведении в связи с этим творческого конкурса идей. А круглый стол должен был собрать предложения и пожелания по этой теме, которые, как обещали организаторы, учтут при составлении конкурсного техзадания.

По данным, озвученным начальником управления Архсовета Москомархитектуры
Евгенией Муринец,
сейчас ТЗ дорабатывают, но до 20 января работу над ним планируется завершить, и тогда конкурс стартует. Коррективы в ТЗ будут внесены и по итогам этого круглого стола. Прием заявок на участие и конкурсных работ продлится до 23 февраля, после чего все полученные проекты оценят группа экспертов и жюри. Его члены назовут победителя и трех финалистов в последний день последнего зимнего месяца.

Организатором конкурса при поддержке Москомархитектуры выступил департамент капитального ремонта города Москвы, а заказчиком – ГКУ «Дирекция капитального ремонта».
zooming
Триумфальная площадь. Существующее положение. Материалы предоставлены организаторами
zooming
Круглый стол на тему "Какой быть Триумфальной площади?". Фотография предоставлена организаторами

Обсуждение открыл главный архитектор Москвы
Сергей Кузнецов,
сразу обозначивший основные цели и задачи, стоящие перед городом в связи с реконструкцией одной из главных его площадей. По его убеждению, Триумфальная площадь заслуживает статуса одной из центральных не только в виду ее местоположения, но, в первую очередь, благодаря своим художественным качествам и разнообразию видов активности, способных привлечь сюда горожан: «Площадь – это не просто горизонтальная поверхность с мощением, озеленением и городской мебелью, площадь в общегородском контексте – это окружение, фасады зданий, функциональное наполнение первых этажей». Сегодня пешеход оказался вытесненным с территории площади, которая превратилась в автостоянку. Также там почти полностью отсутствует общественно-коммерческий фронт, из-за чего это место нельзя считать общественным. Задача конкурсантов – переломить эту ситуацию, выдвинув самые разные смелые идеи – вплоть до предложений по восстановлению снесенных зданий. Обозначил Сергей Кузнецов и примерные сроки реализации замысла: закончить все работы планируется осенью 2014.

Ключевое положение конкурса – необходимость учесть исторический контекст. Сегодня на площади расположены такие объекты культурного наследия, как памятник Владимиру Маяковскому, концертный зал имени П.И.Чайковского, гостиница «Пекин», сад «Аквариум», а также доходный дом Хомяковых.

Подробный исторический экскурс представила
Елена Соловьева
,
руководитель научно-проектного объединения «Регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях зон охраны объектов культурного наследия».
Она рассказала об основных этапах развития территории нынешней Триумфальной площади. Эта площадь образовалась на пересечении Тверской улицы и Садового кольца, на месте Тверских ворот Земляного города, которые встречали прибывающих в старую столицу российских императоров и императриц. По этому поводу возводились деревянные триумфальные арки, от них и пошло название площади. В разное время там существовали частная застройка, торговые ряды, государственные учреждения, и лишь в 1820-е годы сложилось пространство, по своему характеру близкое к настоящей городской площади. С приходом советской власти на площади сначала появился небольшой сквер, пересеченный линией трамвая, а позже стали активно строить объекты культурного назначения – театры, концертные залы и кинотеатры. Облик площади на протяжении всей своей истории несколько раз менялся, и самые радикальные преобразования пришлись на XX век: при расширении улицы Горького значительно увеличилась и сама площадь. Однако во 2-й половине XX века в результате сноса театра «Современник» и театра кукол здесь образовался некий пустырь, а доминирующая культурная функция постепенно сменилась административно-хозяйственной.
zooming
Триумфальная площадь, 1934-й год. Материалы предоставлены организаторами
zooming
Триумфальная площадь, 1950-е годы. Материалы предоставлены организаторами
zooming
Триумфальная площадь, 1973-й год. Материалы предоставлены организаторами

Также в своем выступлении Елена Соловьева представила ряд конкурсных работ 1-й половины XX века, предлагающих весьма смелые и радикальные проекты реконструкции площади. Главные особенности почти всех предложений того времени – создание большого, цельного общественного пространства, для чего предлагалось закрыть 1-ю Брестскую и пробить 2-ю Брестскую улицы. Учитывался авторами и небольшой перепад рельефа, который во многих проектах обыгрывался дополнительными конструкциями или стилобатом.

Партнер КБ «Стрелка»
Алексей Муратов,
выступивший в роли модератора дискуссии, подвел итог докладу Соловьевой, отметив, что Триумфальная площадь за годы своего существования так и не была сформирована. Она и сегодня представляет собой пустырь, который хотелось бы превратить в обжитое общественное пространство.

Артем Укропов,
один из основателей архитектурного бюро «Мегабудка», заметил на это, что он как житель Москвы и как представитель нового поколения архитекторов уже предлагал свое видение развития площади как общественного пространства. Основные моменты, на которые, по его мнению, следует обратить внимание в первую очередь, – это окружение площади и ее характер. Сегодня площадь кажется неуютной, находиться на ней некомфортно. При этом ее окружают красивейшие исторические здания, обзор которых ни в коем случае нельзя перекрывать. Поэтому в своем проекте Артем Укропов избегает использования объектов выше уровня земли. Часть площади даже оказывается несколько утопленной относительно уровня улицы, защищая находящихся там горожан от шума транспорта. Помимо этого, по мысли архитектора, крайне необходимо наполнить площадь множеством функций и обязательно разбить зеленый сквер – например, на месте парковки перед «Пекином». Проезд на 1-ю Брестскую улицу, который разрезает площадь на две части, должен быть закрыт – в этом смысле молодой архитектор солидарен со своими предшественниками 1-й половины прошлого столетия.
zooming
Триумфальная площадь, 1929-й год. Материалы предоставлены организаторами

Александр Скокан,
директор и главный архитектор бюро «Остоженка», знает историю этого места не понаслышке: он сам наблюдал многие, подчас трагические его трансформации – от появления памятника Маяковскому в 1958, строительства тоннеля и сноса «Современника» до сегодняшнего состояния площади, превратившейся в «культурные руины». При этом Скокан уверен, что у этого места есть большой потенциал – несмотря на все существующие препятствия. Во-первых, надо учесть, что это серьезный транспортный узел, убрать отсюда автомобильное движение или радикально изменить его вряд ли удастся. Во-вторых, здесь расположен вход в метро, что тоже следует учитывать: из-за него по площади идет постоянное и интенсивное транзитное движение пешеходов.

Относительно самого факта настоящей дискуссии Скокан заметил, что правильнее было бы обсуждать уже готовое техническое задание конкурса, а в его отсутствие делать какие-либо конкретные предложения весьма затруднительно. С этим мнением согласился и архитектурный критик
Григорий Ревзин:
объявление конкурса при таком уровне подготовки в названные сроки он посчитал профанацией. По словам Ревзина, на подготовку ТЗ требуется как минимум два месяца, и только хорошо продуманное техзадание может гарантировать получение качественных проектов, а в сложившейся ситуации рассчитывать на это не приходится. Будущий конкурс может стать лишь поводом для размышлений о состоянии площади. Если же говорить о конкретных предложениях, то стоит для начала определиться, по какому пути идти. Триумфальная площадь – это место конфликта двух логик: сталинской, сформированной возле «Пекина», и провинциально-московской, которая задается пространством вокруг памятника Маяковского. Это две разные площади, объединенные случайно. И здесь можно либо продолжить линию, заданную еще проектом Щусева, либо вернуться к человеческому масштабу старой Москвы. Ревзин отметил, что второй вариант ему ближе.  
zooming
Вид на Триумфальную площадь со стороны Тверской улицы. Материалы предоставлены организаторами

Отвечая на замечания коллег, Сергей Кузнецов подчеркнул, что организаторы намеренно выбрали формат конкурса идей, избегая жестких рамок технического задания. На нынешнем этапе хотелось бы получить как раз широкий спектр вариантов, включающий предложения по транспорту и застройке. «Можно было бы найти какие-то решения для Тверской улицы – например, сократить полосы, подумать, где и как разместить зеленые насаждения, откорректировать форму площади и т.д. В исторической ретроспективе архитекторы не стеснялись предлагать самые смелые варианты – даже размещение здесь высотных зданий,» – сослался на доклад Елены Соловьевой Кузнецов.

«Техническое задание должно базироваться на тех архитектурных и градостроительных проработках, которые станут результатом конкурса идей, – считает
Михаил Посохин,
генеральный директор «Моспроекта-2» им. М. В. Посохина. – Сейчас важно определить идеологический подход, чтобы на площади снова появилась жизнь и функциональное разнообразие». Что касается идеи Григория Ревзина о возвращении к маломасштабной застройке, то, по мнению Посохина, это было бы ошибкой, учитывая уже существующие крупные объекты: например, здание Москомархитектуры.

Руководитель бюро SPEECH
Сергей Чобан
согласился, что Триумфальная площадь – это пример места, где в течение XX века в результате сносов полностью исчез масштаб. Однако, по мнению Чобана, сегодня можно идти двумя путями: первый, предложенный Григорием Ревзиным – это восстановление этого утраченного масштаба, дальнейшая малоэтажная застройка территории, появление нескольких новых городских кварталов, формирующих более камерную среду, то есть создание образа, который всем нравится в европейских городах. Однако у этого пути развития есть и свои существенные минусы. Развивая мысль, высказанную Михаилом Посохиным, Чобан подчеркнул, что «за то время, что площадь была пустырем, сложилось место с очень интересным характером. Точка восприятия панорамы гостиницы «Пекин» и памятника Маяковского с Тверской улицы – это один из открыточных видов Москвы, портить который дальнейшей застройкой, в том числе и восстановлением театра «Современник», наверное, нельзя».
zooming
Площадь Звезды в Париже. Материалы предоставлены организаторами

Второй путь развития, выделенный Чобаном, – создание площади крупного масштаба. Здесь было бы правильно проанализировать историю успеха и неудач наиболее известных площадей мира. Площадь Звезды в Париже, площадь Каталонии в Барселоне и многие другие отмечены одной и той же болезнью. По своей сути, они представляют собой островки безопасности в центре транспортного хаоса, и прорваться на эти «островки», как правило, сложно. Такая же ситуация существует и на Триумфальной площади. А вот Трафальгарская площадь в Лондоне, как рассказал Чобан, положительно отличается от прочих тем, что она одним своим фронтом примыкает к Национальной Галерее и, это культурное насыщение дает ей огромное преимущество, на которое стоило бы обратить внимание при разработке проекта реконструкции Триумфальной площади. В первую очередь, Чобан предложил осторожно изменить направление транспортных потоков: закрыть выезд с Садового кольца на Тверскую улицу и, по возможности, с Тверской – на Садовое кольцо. Только доступное для пешеходов пространство, куда можно добраться без сложного пересечения потоков транспорта, мостов и переходов, может стать залогом успешного функционирования площади. Закрытие 1-й Брестской улицы Чобан считает неправильным, по его мнению, необходимо развивать площадь в другом направлении, создав «магнитное поле» возле Концертного зала им. П.И. Чайковского, сада «Аквариум» и театров Сатиры и им. Моссовета.
zooming
Площадь Каталонии в Барселоне. Материалы предоставлены организаторами
Трафальгарская площадь в Лондоне. Материалы предоставлены организаторами

Андрей Гнездилов,
главный архитектор НИиПИ Генплана,
в своем выступлении вернул участников дискуссии к вопросу сроков проведения конкурса. Он выразил уверенность в том, что «завершить все работы ко дню города невозможно. За это время реально сделать только некоторое благоустройство территории. Однако ни в коем случае нельзя ограничиться только мощением и расстановкой фонарей. Это обязательно должен быть комплексный и масштабный подход».

Того же мнения придерживается и президент Союза московских архитекторов
Николай Шумаков:
он убежден, что здесь следует решать прежде всего градостроительные аспекты, а не вопросы благоустройства.

Сергей Никитин,
основатель проектов «Москультпрог» и «Московская Архитектурная Велоночь», как и Егор Коробейников, руководитель проекта UrbanUrban, обратили особое внимание на то, что прежде, чем объявлять конкурс, стоило бы выявить и привлечь всех заинтересованных в реконструкции площади лиц. В настоящий момент у этого проекта, помимо городских властей, нет инвесторов. «В этом процессе, кроме Москомархитектуры, должны участвовать и театральное сообщество, и представители «Минэкономразвития», и руководство гостиницы «Пекин», реконструкция которого тоже не за горами,» – пояснил Никитин.

В качестве практического предложения
Егор Коробейников
выдвинул идею использования американского опыта: «В Нью-Йорке активно реализуется концепция экспериментов и временного использования. Например, там предпринимаются временные меры по благоустройству той или иной площади, а затем в течение 2-х – 3-х месяцев ведутся наблюдения за тем, как люди пользуются этим пространством. С Триумфальной площадью можно было бы провести подобный эксперимент в течение предстоящих весны и лета, чтобы понять, чего ждут от этой площади горожане».

Выступив от имени горожан,
Варвара Мельникова,
генеральный директор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», отметила, что людям нужны удобные пешеходные маршруты, причем «не для того чтобы прийти и сесть на скамейку рядом с загазованной автодорогой, а для того, чтобы, выйдя из концертного зала и не опасаясь, что тебя забрызгают грязью проезжающие мимо машины, дойти до Брестской улицы и посидеть где-нибудь в кафе».

Подводя итоги обсуждения, Сергей Кузнецов пообещал, что все высказанные идеи будут обязательно учтены. Реализовывать же проект комплексной реконструкции Триумфальной площади можно и в несколько этапов: масштабные преобразования правильнее сдвинуть на более отдаленные сроки, но первостепенными мерами по обустройству этой территории необходимо заниматься уже сегодня.

16 Января 2014

Пресса: Маяковского не тронут
В Москве началась реконструкция Триумфальной площади. Работы должны закончиться ко Дню города, их проведет петербургская компания ЗАО «Балтстрой».
Пресса: Результаты конкурса на благоустройство Триумфальной...
Город объявил конкурс на благоустройство Триумфальной площади. Как сообщает Портал госзакупок, заявки на участие принимаются до 5 мая. На выполнения работ по благоустройству выделят около 360 миллионов рублей.
Пресса: Триумфальной площади нарисовали будущее
Столичные власти определились с тем, как будет выглядеть Триумфальная площадь. Победителем архитектурного конкурса на ее благоустройство вчера была объявлена компания BuroMoscow, предложившая выровнять площадь серым гранитом, смонтировать на ней качели, выкопать небольшое озеро, а у гостиницы "Пекин" разбить сквер с колоннадой. В Союзе архитекторов России не исключают, что соревнование проведено "для галочки", поскольку власти не определили ни бюджет стройки, ни внятные требования к самим участникам конкурса.
Пресса: Российско-итальянский успех
В понедельник завершились сразу два знаковых архитектурных конкурса – концепций комплексного благоустройства Триумфальной площади и парка на Ходынском поле. На пресс-конференции в Москомархитектуре главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил победителей – итальянское бюро LAND Milano Srl разработало лучший проект для Ходынки, а российская компания BuroMoscow – для Триумфальной.
Пресса: Триумфальная станет интимной
Архитектурная компания BuroMoscow стала победителем конкурса на концепцию благоустройства и развития Триумфальной площади и будет осваивать исторический и культурный объем в центре Москвы.
Пресса: Триумфаторы Триумфальной
Конкурс на реконструкцию Триумфальной площади завершен – победил проект мастерской Buromoscow. О будущем площади и особенностях московских общественных пространств рассказывают авторы проекта – основатели мастерской Юлия Бурдова и Ольга Алексакова.
Пресса: «Просто рисунок с продуманной плиточкой»: Кац, Лимонов...
Московские власти объявили победителей конкурса на реконструкцию Триумфальной площади. «Город» подробно описал проекты трех финалистов и узнал у архитекторов и неравнодушных людей, что они думают о выборе жюри.
Пресса: Триумфальную призовут к сдержанности
Старомосковский дворик, русские авангардисты, контуры снесенного «Современника»: объявлена тройка финалистов конкурса по развитию Триумфальной площади. Жюри отдало предпочтение проектам сдержанным, экономически выгодным — и похожим.
Пять проектов для Триумфальной площади
В конкурсе на проект благоустройства Триумфальной площади определились финалисты. По числу поддержавших его членов жюри пока лидирует бюро «ST raum a. Ландшафтная архитектура», но окончательные итоги еще не подведены.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.