English version

Пейзаж рукотворный

По проекту ландшафтных архитекторов компании «Артеза» в Подмосковье создан сад, поражающий своей многоликостью.

mainImg
Архитектор:
Сергей Курдюков
Мастерская:
Артеза http://www.arteza.ru/
Проект:
Горки 2. Верхний сад
Россия, Москва, Московская область. Горки 2.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Курдюков, Елизавета Ваизова, Мария Фазлыахметова

2007 — 2012 / 2007 — 2012
Алексей Перцухов
Горки 2. Нижний сад
Россия, Москва, Московская область. Горки 2.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Перцухов, Сергей Курдюков, Елена Фомина

2005 — 2011 / 2011 — 2011
Дмитрий Онищенко
Горки 2. Пруды и зона у реки
Россия, Москва, Московская область. Горки 2.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Перцухов, Сергей Курдюков, Елена Фомина

2006 — 2011 / 2011 — 2011
Проектом сада «Горки 2» компания «Артеза» занимается с 2005 года. Именно тогда владелец строящегося по проекту арт-группы  «Камень» дома обратился к ландшафтным архитекторам с предложением создать на участке площадью 11 гектар большой и очень разноплановый сад.

Участок, выделенный под разбивку сада, имеет протяженность 1,2 км, и по всей его длине протекает естественный ручей. Г-образный трехэтажный дом возведен на рельефе с существенным перепадом высот (порядка 15 метров), и эта особенность участка сыграла ключевую роль как в композиции самого коттеджа, так и в организации окружающего его сада. Развернутый главным фасадом на юг, дом спускается по склону каскадом, благодаря чему каждый его этаж получает собственный выход на улицу. Помимо жилого дома, к моменту начала проектирования сада  на участке, ближе к центральному входу в усадьбу, был построен крупный гаражный комплекс, а в склон врезаны теннисный корт и открытый бассейн. 

Именно интересная архитектура дома вкупе с выразительностью естественного природного окружения и стали отправными точками при формировании концепции сада, авторы которой изначально не собирались ограничиваться какой-то одной стилистикой, а сделали ставку на самые разные приемы и жанры ландшафтной архитектуры.  Участок столь внушительных размеров «Артеза» сразу трактовала как собрание нескольких небольших тематических садов и микроландшафтов, встроенных в структуру одного большого сада. Сами авторы называют этот прием «сады в саду». Итог кропотливой работы представляет собой многомерный рукотворный пейзаж с постоянно меняющейся  «экспозицией»: путешествуя по территории, можно постоянно наблюдать смену красок, форм и экосистем – от густого леса до топкого болота. 
Московская область. Горки 2. Торцевой сад © Ландшафтная компания ARTEZA
Московская область. Горки 2. Схема зониования. © Arteza

Участок поделен на несколько основных зон, каждая из которых получила собственное название. Так, пространство вокруг гаражного комплекса и перед главным входом в дом занимает «Верхний сад», названный так по причине расположения на самой верхней отметке рельефа. Территория за домом, включающая бассейн, барбекю, детскую площадку, теннисный корт и каменистый склон между верхним и нижним уровнями, названа авторами проекта «Нижним садом». Следом за ним располагается живописное пространство вокруг двух искусственно созданных водоемов. Отдельный участок занимает «Японский сад», отнесенный к запасному въезду в усадьбу. Впрочем, и это еще не все: большую часть территории занимает условная  «соединительная ткань», которой архитекторы придали максимально естественный характер, сохранив на участке массивы соснового бора, петляющий среди холмов ручей и зеленые лужайки.

«Верхний сад» наиболее активно поддерживает архитектуру дома и гаражного комплекса. Даже материалы для него подбирались в тон облицовке зданий. Планировка сада, не говоря уже об его отдельных элементах, тоже тесно перекликается с постройками. Так, например, «парус» гаража вырастает из круглой «подушки» кустарника, сформированного посредством топиарной стрижки.
Московская область. Горки 2. Верхний сад. Подушка кизильника под «парусом» гаражного комплекса © Ландшафтная компания ARTEZA

Внутри «Верхнего сада», недалеко от входа в дом, устроены два тематических мини-сада: «Яшмовый» и «Торцевой» – оба развивают тему юго-восточной Азии. «Яшмовый сад» походит на морское побережье, только в уменьшенном масштабе, и главным элементом здесь становятся яшмовые валуны, символизирующие скалы. Гладь воды, подернутую рябью, изображает мраморная галька, а «берег» – заросли низкорослого кизильника и спиреи. Как рассказывают авторы, для этого пространства предлагались и более смелые решения – например, вместо светлой гальки планировалось использовать синее битое стекло,  – но заказчик остановился на более спокойном варианте. 
Московская область. Горки 2. Яшмовый сад © Ландшафтная компания ARTEZA

«Торцевой сад» занимает площадку за углом дома, вдоль его торца. Прежде это место использовалось хозяевами усадьбы как небольшой и самопроизвольно возникший проход по отмостке здания. Со временем стало ясно, что здесь удобнее всего создать что-то вроде «развязки», места пересечения наиболее востребованных маршрутов. И, разумеется, заказчик захотел каким-то образом облагородить и акцентировать эту территорию. В результате отмостку скрыло белое покрывало мелкой гальки, появились красиво выветренные камни в китайском стиле, а по кромке был высажен низкий расползающийся кустарник.
Московская область. Горки 2. Нижний сад © Arteza

«Нижний сад» – это, пожалуй самое насыщенное пространство, где представлена целая гамма ландшафтных приемов. Особое внимание привлекает каменный склон: авторы превратили его в настоящую скалу, из которой якобы высечен сам дом. Для воплощения этого грандиозного замысла использовались тонны камней, вес отдельных из них иногда достигал десяти тонн. По склону к террасе второго уровня спускается живописная «горная тропа». Вокруг высажены сосны, барбарисы, спиреи, ели, а по земле стелятся злаки и почвопокровные многолетники. Отдельным ярким вкраплением в склон стал розарий, в котором розы цветут с мая до конца октября. 
Московская область. Горки 2. Вид на «Нижний сад» из дома © Ландшафтная компания ARTEZA

 На подъеме из «Нижнего» в «Верхний сад» архитекторы «Артезы», в свою очередь, организовали лабиринт из причудливо остриженных растений, которому вторят круглые шапки кустарника и штамбовые липы, сформированные в виде параллелепипедов. Липы также высажены возле бассейна и теннисного корта и визуально отделяют это пространство от дома. При этом их строгая форма перекликается с геометрией дома и поддержана уличной мебелью, плетенными и стеклянными кашпо и даже кубическими светильниками.
Московская область. Горки 2. Нижний сад. Лабиринт © Ландшафтная компания ARTEZA

Спускаясь ниже, можно попасть в так называемую «Зону прудов и ручья». Центральное место здесь занимают два крупных водоема, разделенных небольшим перешейком. Один используется как озеро для купания, второй – как пруд для разведения рыбы. Для их создания пришлось сделать довольно большую насыпь высотой 3,5 метров, благодаря чему разница высот рельефа дома и прудов сократилась, а проходящий в этом месте ручей удалось пропустить под водоемами. Русло ручья, петляющего по крутому склону, решено было превратить в подобие горной реки. Вокруг прудов выросли многолетние растения, лилейники, ирисы, мискант, шаровидные и плакучие ивы, а в зеленые берега то тут, то там врезаны плиты, формирующие подход к воде. На берегах пруда устроены деки для пикников и рыбной ловли, а над засыпанном галькой перешейком натянут тент-парус, под которым спрятаны шезлонги. 
Московская область. Горки 2. Пруды и зона у реки. Маршруты, ведущие к водоемам © Ландшафтная компания ARTEZA
Московская область. Горки 2. Пруды и зона у реки © Ландшафтная компания ARTEZA
zooming
Московская область. Горки 2. Пруды и зона у реки © Ландшафтная компания ARTEZA

Ниже прудов сформирован небольшой сад рододендронов, пересекаемый аккуратными деревянными мостками. Это своего рода граница между садом и лесом. За этим цветущим садом и на восток, и на запад простирается лес с болотами, оврагами и взгорками, который совершенно не похож на рукотворный, хотя в каждый квадратный сантиметр его площади вложено невероятное количество усилий архитекторов и строителей. Под зеленым покрывалом травы и беспечно журчащим ручьем скрываются сложнейшие инженерные системы, обеспечивающие постоянный полив, необходимую влажность и температуру почвы, но единственное, что на уровне земли напоминает о вмешательстве человека – это проложенные пешеходные маршруты, деревянные настилы и прямые архитектурные лестницы, комбинирующиеся с пейзажными.
Московская область. Горки 2. Пруды и зона у реки © Ландшафтная компания ARTEZA
Московская область. Горки 2. Пруды и зона у реки © Ландшафтная компания ARTEZA

Торфяное болото, занимающее всю западную сторону участка почти до пересечения с Москвой-рекой, решено было сохранить как образец уникальной экосистемы. Болото оказалось неглубоким и не представляющим опасности, поэтому через него перекинули приподнятые на сваях деревянные мостки, служащие как для пешеходного, так и для автомобильного движения. Нетронутым на всем своем протяжении выглядит и ручей, несмотря на то что для его оформления и укрепления берегов было использовано около 80 тонн камней и несчетное количество растений. Кое-где ручей пересекают мостики, а вдоль него проложен длинный велосипедный маршрут. 
Московская область. Горки 2. Японский сад © Arteza

Еще одним ярким элементом этого сложносочиненного рукотворного пейзажа стал «Японский сад». Его появление  было продиктовано самим местом, где ручей имеет невероятно красивый изгиб, а вокруг плавно поднимаются зеленые холмы, поросшие папоротником под мачтами сосен. Ручей решено было расширить и углубить, превратив в небольшую заводь, окруженную грудой камней. На его берегу возникла поляна с небольшой беседкой, выросли бонсаи. Расположенный в низине, «Японский сад» хорошо виден с дороги, при въезде в усадьбу.
Московская область. Горки 2. Японский сад © Arteza

Стоит отдельно отметить, что главной задачей ландшафтных архитекторов было максимальное сохранение существующих на участке растений. Все сады формировались вокруг сложившегося природного каркаса. Сегодня сад живет своей жизнью, разрастается, набирает высоту и цвет – и все это под строгим контролем специалистов «Артезы», уже который год осуществляющих постоянный уход за садом. Интересно, что не менее активной жизнью сад живет и в холодное время года: специально к Новому году архитекторы придумывают и воплощают зимнее сказочное оформление, пруды превращаются в большой каток, а склоны – в горки для катания на лыжах и санках. 
Московская область. Горки 2. © Arteza
Архитектор:
Сергей Курдюков
Мастерская:
Артеза http://www.arteza.ru/
Проект:
Горки 2. Верхний сад
Россия, Москва, Московская область. Горки 2.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Курдюков, Елизавета Ваизова, Мария Фазлыахметова

2007 — 2012 / 2007 — 2012
Алексей Перцухов
Горки 2. Нижний сад
Россия, Москва, Московская область. Горки 2.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Перцухов, Сергей Курдюков, Елена Фомина

2005 — 2011 / 2011 — 2011
Дмитрий Онищенко
Горки 2. Пруды и зона у реки
Россия, Москва, Московская область. Горки 2.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Перцухов, Сергей Курдюков, Елена Фомина

2006 — 2011 / 2011 — 2011

20 Декабря 2013

Артеза: другие проекты
Зарядное устройство
9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Похожие статьи
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты траснпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.