English version

Пейзаж рукотворный

По проекту ландшафтных архитекторов компании «Артеза» в Подмосковье создан сад, поражающий своей многоликостью.

mainImg
Архитектор:
Сергей Курдюков
Мастерская:
Артеза http://www.arteza.ru/
Проект:
Горки 2. Верхний сад
Россия, Москва, Московская область. Горки 2.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Курдюков, Елизавета Ваизова, Мария Фазлыахметова

2007 — 2012 / 2007 — 2012
Алексей Перцухов
Горки 2. Нижний сад
Россия, Москва, Московская область. Горки 2.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Перцухов, Сергей Курдюков, Елена Фомина

2005 — 2011 / 2011 — 2011
Дмитрий Онищенко
Горки 2. Пруды и зона у реки
Россия, Москва, Московская область. Горки 2.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Перцухов, Сергей Курдюков, Елена Фомина

2006 — 2011 / 2011 — 2011
Проектом сада «Горки 2» компания «Артеза» занимается с 2005 года. Именно тогда владелец строящегося по проекту арт-группы  «Камень» дома обратился к ландшафтным архитекторам с предложением создать на участке площадью 11 гектар большой и очень разноплановый сад.

Участок, выделенный под разбивку сада, имеет протяженность 1,2 км, и по всей его длине протекает естественный ручей. Г-образный трехэтажный дом возведен на рельефе с существенным перепадом высот (порядка 15 метров), и эта особенность участка сыграла ключевую роль как в композиции самого коттеджа, так и в организации окружающего его сада. Развернутый главным фасадом на юг, дом спускается по склону каскадом, благодаря чему каждый его этаж получает собственный выход на улицу. Помимо жилого дома, к моменту начала проектирования сада  на участке, ближе к центральному входу в усадьбу, был построен крупный гаражный комплекс, а в склон врезаны теннисный корт и открытый бассейн. 

Именно интересная архитектура дома вкупе с выразительностью естественного природного окружения и стали отправными точками при формировании концепции сада, авторы которой изначально не собирались ограничиваться какой-то одной стилистикой, а сделали ставку на самые разные приемы и жанры ландшафтной архитектуры.  Участок столь внушительных размеров «Артеза» сразу трактовала как собрание нескольких небольших тематических садов и микроландшафтов, встроенных в структуру одного большого сада. Сами авторы называют этот прием «сады в саду». Итог кропотливой работы представляет собой многомерный рукотворный пейзаж с постоянно меняющейся  «экспозицией»: путешествуя по территории, можно постоянно наблюдать смену красок, форм и экосистем – от густого леса до топкого болота. 
Московская область. Горки 2. Торцевой сад © Ландшафтная компания ARTEZA
Московская область. Горки 2. Схема зониования. © Arteza

Участок поделен на несколько основных зон, каждая из которых получила собственное название. Так, пространство вокруг гаражного комплекса и перед главным входом в дом занимает «Верхний сад», названный так по причине расположения на самой верхней отметке рельефа. Территория за домом, включающая бассейн, барбекю, детскую площадку, теннисный корт и каменистый склон между верхним и нижним уровнями, названа авторами проекта «Нижним садом». Следом за ним располагается живописное пространство вокруг двух искусственно созданных водоемов. Отдельный участок занимает «Японский сад», отнесенный к запасному въезду в усадьбу. Впрочем, и это еще не все: большую часть территории занимает условная  «соединительная ткань», которой архитекторы придали максимально естественный характер, сохранив на участке массивы соснового бора, петляющий среди холмов ручей и зеленые лужайки.

«Верхний сад» наиболее активно поддерживает архитектуру дома и гаражного комплекса. Даже материалы для него подбирались в тон облицовке зданий. Планировка сада, не говоря уже об его отдельных элементах, тоже тесно перекликается с постройками. Так, например, «парус» гаража вырастает из круглой «подушки» кустарника, сформированного посредством топиарной стрижки.
Московская область. Горки 2. Верхний сад. Подушка кизильника под «парусом» гаражного комплекса © Ландшафтная компания ARTEZA

Внутри «Верхнего сада», недалеко от входа в дом, устроены два тематических мини-сада: «Яшмовый» и «Торцевой» – оба развивают тему юго-восточной Азии. «Яшмовый сад» походит на морское побережье, только в уменьшенном масштабе, и главным элементом здесь становятся яшмовые валуны, символизирующие скалы. Гладь воды, подернутую рябью, изображает мраморная галька, а «берег» – заросли низкорослого кизильника и спиреи. Как рассказывают авторы, для этого пространства предлагались и более смелые решения – например, вместо светлой гальки планировалось использовать синее битое стекло,  – но заказчик остановился на более спокойном варианте. 
Московская область. Горки 2. Яшмовый сад © Ландшафтная компания ARTEZA

«Торцевой сад» занимает площадку за углом дома, вдоль его торца. Прежде это место использовалось хозяевами усадьбы как небольшой и самопроизвольно возникший проход по отмостке здания. Со временем стало ясно, что здесь удобнее всего создать что-то вроде «развязки», места пересечения наиболее востребованных маршрутов. И, разумеется, заказчик захотел каким-то образом облагородить и акцентировать эту территорию. В результате отмостку скрыло белое покрывало мелкой гальки, появились красиво выветренные камни в китайском стиле, а по кромке был высажен низкий расползающийся кустарник.
Московская область. Горки 2. Нижний сад © Arteza

«Нижний сад» – это, пожалуй самое насыщенное пространство, где представлена целая гамма ландшафтных приемов. Особое внимание привлекает каменный склон: авторы превратили его в настоящую скалу, из которой якобы высечен сам дом. Для воплощения этого грандиозного замысла использовались тонны камней, вес отдельных из них иногда достигал десяти тонн. По склону к террасе второго уровня спускается живописная «горная тропа». Вокруг высажены сосны, барбарисы, спиреи, ели, а по земле стелятся злаки и почвопокровные многолетники. Отдельным ярким вкраплением в склон стал розарий, в котором розы цветут с мая до конца октября. 
Московская область. Горки 2. Вид на «Нижний сад» из дома © Ландшафтная компания ARTEZA

 На подъеме из «Нижнего» в «Верхний сад» архитекторы «Артезы», в свою очередь, организовали лабиринт из причудливо остриженных растений, которому вторят круглые шапки кустарника и штамбовые липы, сформированные в виде параллелепипедов. Липы также высажены возле бассейна и теннисного корта и визуально отделяют это пространство от дома. При этом их строгая форма перекликается с геометрией дома и поддержана уличной мебелью, плетенными и стеклянными кашпо и даже кубическими светильниками.
Московская область. Горки 2. Нижний сад. Лабиринт © Ландшафтная компания ARTEZA

Спускаясь ниже, можно попасть в так называемую «Зону прудов и ручья». Центральное место здесь занимают два крупных водоема, разделенных небольшим перешейком. Один используется как озеро для купания, второй – как пруд для разведения рыбы. Для их создания пришлось сделать довольно большую насыпь высотой 3,5 метров, благодаря чему разница высот рельефа дома и прудов сократилась, а проходящий в этом месте ручей удалось пропустить под водоемами. Русло ручья, петляющего по крутому склону, решено было превратить в подобие горной реки. Вокруг прудов выросли многолетние растения, лилейники, ирисы, мискант, шаровидные и плакучие ивы, а в зеленые берега то тут, то там врезаны плиты, формирующие подход к воде. На берегах пруда устроены деки для пикников и рыбной ловли, а над засыпанном галькой перешейком натянут тент-парус, под которым спрятаны шезлонги. 
Московская область. Горки 2. Пруды и зона у реки. Маршруты, ведущие к водоемам © Ландшафтная компания ARTEZA
Московская область. Горки 2. Пруды и зона у реки © Ландшафтная компания ARTEZA
zooming
Московская область. Горки 2. Пруды и зона у реки © Ландшафтная компания ARTEZA

Ниже прудов сформирован небольшой сад рододендронов, пересекаемый аккуратными деревянными мостками. Это своего рода граница между садом и лесом. За этим цветущим садом и на восток, и на запад простирается лес с болотами, оврагами и взгорками, который совершенно не похож на рукотворный, хотя в каждый квадратный сантиметр его площади вложено невероятное количество усилий архитекторов и строителей. Под зеленым покрывалом травы и беспечно журчащим ручьем скрываются сложнейшие инженерные системы, обеспечивающие постоянный полив, необходимую влажность и температуру почвы, но единственное, что на уровне земли напоминает о вмешательстве человека – это проложенные пешеходные маршруты, деревянные настилы и прямые архитектурные лестницы, комбинирующиеся с пейзажными.
Московская область. Горки 2. Пруды и зона у реки © Ландшафтная компания ARTEZA
Московская область. Горки 2. Пруды и зона у реки © Ландшафтная компания ARTEZA

Торфяное болото, занимающее всю западную сторону участка почти до пересечения с Москвой-рекой, решено было сохранить как образец уникальной экосистемы. Болото оказалось неглубоким и не представляющим опасности, поэтому через него перекинули приподнятые на сваях деревянные мостки, служащие как для пешеходного, так и для автомобильного движения. Нетронутым на всем своем протяжении выглядит и ручей, несмотря на то что для его оформления и укрепления берегов было использовано около 80 тонн камней и несчетное количество растений. Кое-где ручей пересекают мостики, а вдоль него проложен длинный велосипедный маршрут. 
Московская область. Горки 2. Японский сад © Arteza

Еще одним ярким элементом этого сложносочиненного рукотворного пейзажа стал «Японский сад». Его появление  было продиктовано самим местом, где ручей имеет невероятно красивый изгиб, а вокруг плавно поднимаются зеленые холмы, поросшие папоротником под мачтами сосен. Ручей решено было расширить и углубить, превратив в небольшую заводь, окруженную грудой камней. На его берегу возникла поляна с небольшой беседкой, выросли бонсаи. Расположенный в низине, «Японский сад» хорошо виден с дороги, при въезде в усадьбу.
Московская область. Горки 2. Японский сад © Arteza

Стоит отдельно отметить, что главной задачей ландшафтных архитекторов было максимальное сохранение существующих на участке растений. Все сады формировались вокруг сложившегося природного каркаса. Сегодня сад живет своей жизнью, разрастается, набирает высоту и цвет – и все это под строгим контролем специалистов «Артезы», уже который год осуществляющих постоянный уход за садом. Интересно, что не менее активной жизнью сад живет и в холодное время года: специально к Новому году архитекторы придумывают и воплощают зимнее сказочное оформление, пруды превращаются в большой каток, а склоны – в горки для катания на лыжах и санках. 
Московская область. Горки 2. © Arteza
Архитектор:
Сергей Курдюков
Мастерская:
Артеза http://www.arteza.ru/
Проект:
Горки 2. Верхний сад
Россия, Москва, Московская область. Горки 2.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Курдюков, Елизавета Ваизова, Мария Фазлыахметова

2007 — 2012 / 2007 — 2012
Алексей Перцухов
Горки 2. Нижний сад
Россия, Москва, Московская область. Горки 2.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Перцухов, Сергей Курдюков, Елена Фомина

2005 — 2011 / 2011 — 2011
Дмитрий Онищенко
Горки 2. Пруды и зона у реки
Россия, Москва, Московская область. Горки 2.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Алексей Перцухов, Сергей Курдюков, Елена Фомина

2006 — 2011 / 2011 — 2011

20 Декабря 2013

Артеза: другие проекты
Зарядное устройство
9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Похожие статьи
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Селадоновые фасады
Бюро Zaha Hadid Architects спроектировало культурный центр для Шаосина: в качестве отделочного материала планируется использовать керамические панели селадонового – серо-зеленого – оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Технологии и материалы
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Сейчас на главной
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.