Проектом сада «Горки 2» компания «Артеза» занимается с 2005 года. Именно тогда владелец строящегося по проекту арт-группы «Камень» дома обратился к ландшафтным архитекторам с предложением создать на участке площадью 11 гектар большой и очень разноплановый сад.
Участок, выделенный под разбивку сада, имеет протяженность 1,2 км, и по всей его длине протекает естественный ручей. Г-образный трехэтажный дом возведен на рельефе с существенным перепадом высот (порядка 15 метров), и эта особенность участка сыграла ключевую роль как в композиции самого коттеджа, так и в организации окружающего его сада. Развернутый главным фасадом на юг, дом спускается по склону каскадом, благодаря чему каждый его этаж получает собственный выход на улицу. Помимо жилого дома, к моменту начала проектирования сада на участке, ближе к центральному входу в усадьбу, был построен крупный гаражный комплекс, а в склон врезаны теннисный корт и открытый бассейн.
Именно интересная архитектура дома вкупе с выразительностью естественного природного окружения и стали отправными точками при формировании концепции сада, авторы которой изначально не собирались ограничиваться какой-то одной стилистикой, а сделали ставку на самые разные приемы и жанры ландшафтной архитектуры. Участок столь внушительных размеров «Артеза» сразу трактовала как собрание нескольких небольших тематических садов и микроландшафтов, встроенных в структуру одного большого сада. Сами авторы называют этот прием «сады в саду». Итог кропотливой работы представляет собой многомерный рукотворный пейзаж с постоянно меняющейся «экспозицией»: путешествуя по территории, можно постоянно наблюдать смену красок, форм и экосистем – от густого леса до топкого болота.
Участок поделен на несколько основных зон, каждая из которых получила собственное название. Так, пространство вокруг гаражного комплекса и перед главным входом в дом занимает «Верхний сад», названный так по причине расположения на самой верхней отметке рельефа. Территория за домом, включающая бассейн, барбекю, детскую площадку, теннисный корт и каменистый склон между верхним и нижним уровнями, названа авторами проекта «Нижним садом». Следом за ним располагается живописное пространство вокруг двух искусственно созданных водоемов. Отдельный участок занимает «Японский сад», отнесенный к запасному въезду в усадьбу. Впрочем, и это еще не все: большую часть территории занимает условная «соединительная ткань», которой архитекторы придали максимально естественный характер, сохранив на участке массивы соснового бора, петляющий среди холмов ручей и зеленые лужайки.
«Верхний сад» наиболее активно поддерживает архитектуру дома и гаражного комплекса. Даже материалы для него подбирались в тон облицовке зданий. Планировка сада, не говоря уже об его отдельных элементах, тоже тесно перекликается с постройками. Так, например, «парус» гаража вырастает из круглой «подушки» кустарника, сформированного посредством топиарной стрижки.
Внутри «Верхнего сада», недалеко от входа в дом, устроены два тематических мини-сада: «Яшмовый» и «Торцевой» – оба развивают тему юго-восточной Азии. «Яшмовый сад» походит на морское побережье, только в уменьшенном масштабе, и главным элементом здесь становятся яшмовые валуны, символизирующие скалы. Гладь воды, подернутую рябью, изображает мраморная галька, а «берег» – заросли низкорослого кизильника и спиреи. Как рассказывают авторы, для этого пространства предлагались и более смелые решения – например, вместо светлой гальки планировалось использовать синее битое стекло, – но заказчик остановился на более спокойном варианте.
«Торцевой сад» занимает площадку за углом дома, вдоль его торца. Прежде это место использовалось хозяевами усадьбы как небольшой и самопроизвольно возникший проход по отмостке здания. Со временем стало ясно, что здесь удобнее всего создать что-то вроде «развязки», места пересечения наиболее востребованных маршрутов. И, разумеется, заказчик захотел каким-то образом облагородить и акцентировать эту территорию. В результате отмостку скрыло белое покрывало мелкой гальки, появились красиво выветренные камни в китайском стиле, а по кромке был высажен низкий расползающийся кустарник.
«Нижний сад» – это, пожалуй самое насыщенное пространство, где представлена целая гамма ландшафтных приемов. Особое внимание привлекает каменный склон: авторы превратили его в настоящую скалу, из которой якобы высечен сам дом. Для воплощения этого грандиозного замысла использовались тонны камней, вес отдельных из них иногда достигал десяти тонн. По склону к террасе второго уровня спускается живописная «горная тропа». Вокруг высажены сосны, барбарисы, спиреи, ели, а по земле стелятся злаки и почвопокровные многолетники. Отдельным ярким вкраплением в склон стал розарий, в котором розы цветут с мая до конца октября.
На подъеме из «Нижнего» в «Верхний сад» архитекторы «Артезы», в свою очередь, организовали лабиринт из причудливо остриженных растений, которому вторят круглые шапки кустарника и штамбовые липы, сформированные в виде параллелепипедов. Липы также высажены возле бассейна и теннисного корта и визуально отделяют это пространство от дома. При этом их строгая форма перекликается с геометрией дома и поддержана уличной мебелью, плетенными и стеклянными кашпо и даже кубическими светильниками.
Спускаясь ниже, можно попасть в так называемую «Зону прудов и ручья». Центральное место здесь занимают два крупных водоема, разделенных небольшим перешейком. Один используется как озеро для купания, второй – как пруд для разведения рыбы. Для их создания пришлось сделать довольно большую насыпь высотой 3,5 метров, благодаря чему разница высот рельефа дома и прудов сократилась, а проходящий в этом месте ручей удалось пропустить под водоемами. Русло ручья, петляющего по крутому склону, решено было превратить в подобие горной реки. Вокруг прудов выросли многолетние растения, лилейники, ирисы, мискант, шаровидные и плакучие ивы, а в зеленые берега то тут, то там врезаны плиты, формирующие подход к воде. На берегах пруда устроены деки для пикников и рыбной ловли, а над засыпанном галькой перешейком натянут тент-парус, под которым спрятаны шезлонги.
Ниже прудов сформирован небольшой сад рододендронов, пересекаемый аккуратными деревянными мостками. Это своего рода граница между садом и лесом. За этим цветущим садом и на восток, и на запад простирается лес с болотами, оврагами и взгорками, который совершенно не похож на рукотворный, хотя в каждый квадратный сантиметр его площади вложено невероятное количество усилий архитекторов и строителей. Под зеленым покрывалом травы и беспечно журчащим ручьем скрываются сложнейшие инженерные системы, обеспечивающие постоянный полив, необходимую влажность и температуру почвы, но единственное, что на уровне земли напоминает о вмешательстве человека – это проложенные пешеходные маршруты, деревянные настилы и прямые архитектурные лестницы, комбинирующиеся с пейзажными.
Торфяное болото, занимающее всю западную сторону участка почти до пересечения с Москвой-рекой, решено было сохранить как образец уникальной экосистемы. Болото оказалось неглубоким и не представляющим опасности, поэтому через него перекинули приподнятые на сваях деревянные мостки, служащие как для пешеходного, так и для автомобильного движения. Нетронутым на всем своем протяжении выглядит и ручей, несмотря на то что для его оформления и укрепления берегов было использовано около 80 тонн камней и несчетное количество растений. Кое-где ручей пересекают мостики, а вдоль него проложен длинный велосипедный маршрут.
Еще одним ярким элементом этого сложносочиненного рукотворного пейзажа стал «Японский сад». Его появление было продиктовано самим местом, где ручей имеет невероятно красивый изгиб, а вокруг плавно поднимаются зеленые холмы, поросшие папоротником под мачтами сосен. Ручей решено было расширить и углубить, превратив в небольшую заводь, окруженную грудой камней. На его берегу возникла поляна с небольшой беседкой, выросли бонсаи. Расположенный в низине, «Японский сад» хорошо виден с дороги, при въезде в усадьбу.
Стоит отдельно отметить, что главной задачей ландшафтных архитекторов было максимальное сохранение существующих на участке растений. Все сады формировались вокруг сложившегося природного каркаса. Сегодня сад живет своей жизнью, разрастается, набирает высоту и цвет – и все это под строгим контролем специалистов «Артезы», уже который год осуществляющих постоянный уход за садом. Интересно, что не менее активной жизнью сад живет и в холодное время года: специально к Новому году архитекторы придумывают и воплощают зимнее сказочное оформление, пруды превращаются в большой каток, а склоны – в горки для катания на лыжах и санках.
Второе открытое письмо Феликса Новикова
Публикуем поступившее в редакцию письмо Феликса Новикова главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову. Тема – строительство на территории Дворца пионеров на Воробьевых горах.
Зарядное устройство
9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Грампластинка для крестителя
Москомархитектуры представил окончательный проект благоустройства Боровицкой площади, на которой планируется установить памятник князю Владимиру.
Триумфальная и Ходынка: подробности
Репортаж о подведении итогов двух московских конкурсов: на архитектурную концепцию комплексного благоустройства Триумфальной площади и проект парка на Ходынском поле.
Ходынка: 6 эскизов и 4 портфолио
Во второй тур конкурса прошло 10 команд: 4 российские и 6 зарубежных, 5 по портфолио и 5 по эскизным концепциям, но одна, кроме портфолио, принесла еще и эскиз.
«Только качественная архитектура выводит задачи...
Интервью с руководителями мастерской ландшафтного дизайна «Артеза». О тонкостях профессии, о плохой и хорошей архитектуре и о том, почему сейчас проектировать становится все интереснее.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Высокоэффективный Париж
Три жилых корпуса в парижской Олимпийской деревне по проекту бюро Brenac & Gonzalez & Associés задуманы как образец ресурсоэффективности.
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Средиземноморская идентичность
Архитектор Амелия Тавелла выиграла конкурс на проект реконструкции термального центра на юге Франции, у самого берега Средиземного моря.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Продолжение торговых традиций
Первый флагманский магазин Huawei в Пекине открылся на важнейшей торговой улице города – Ванфуцзин. Авторы проекта – Superimpose Architecture.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Мини-деревня среди цветов
Общественный центр по проекту бюро Atelier Xi на плантации ледяных хризантем одновременно вмещает утилитарные и культурные функции.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Между светильником и трековой системой – модульная...
Российский бренд светодиодного оборудования Arlight представляет модульную систему APRIORI, универсальный конструктор, каждый элемент которого призван воплотить уникальную дизайнерскую задумку.
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Вторично использованная инфраструктура
Архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati представили проект превращения нефтехранилища в порту Триеста в «зеленый» во всех смыслах энергетический парк.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Хабаровск — город, загадочный тем, что он очень хорош. По всему это должен быть понятный большой (больше 600 тыс. населения) город советской индустриализации <...>.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Высокоэффективный Париж
Три жилых корпуса в парижской Олимпийской деревне по проекту бюро Brenac & Gonzalez & Associés задуманы как образец ресурсоэффективности.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.