Долгоиграющее жилье

Продолжаем публикацию проектов студентов школы МАРШ за второй семестр. Студия Владимира Плоткина

mainImg
О том, как студенты МАРШа справились с темой «Долгоиграющее жилье», рассказывает руководитель студии
Владимир Плоткин:
«Своим студентам я предложил тему, которая называлась «Долгоиграющее жилье». Работа проходила в два этапа. Первый этап – это исследовательский модуль, за время которого студенты должны были понять и разобраться, что такое жилье, каким оно может быть и как долго может существовать, играть. Мы с моим коллегой Владимиром Юзбашевым не ставили перед учащимися никаких жестких рамок. Под термином «долгоиграние» можно было понимать абсолютно все – срок службы здания, развитие его во времени, поэтапный процесс эксплуатации, смену функций и т.д. Поначалу, когда я только назвал тему, то предполагал, что речь пойдет о возможной ассимиляции жилья во временном процессе, причем предполагал, что все внимание должно быть сконцентрировано на социальном жилье. Однако потом мы решили несколько расширить тему, но ориентироваться все-таки на жилье для обычных людей, не на элитное.

Студенты могли самостоятельно выбирать типологию. Что же касается участка, то мы предложили им две площадки на выбор, причем обе были из практики моей мастерской и располагались в пограничных зонах – между периферийной и центральной частями Москвы. В рамках полевых исследований на участки можно было выйти и ознакомиться с ситуацией. Некоторые студенты посещали площадки неоднократно. Например, Тоню Хлызову, которая несколько раз нелегально проникала на территорию закрытого участка ночью, даже приходилось освобождать из рук чересчур бдительной охраны.

Также исследовательский модуль включал несколько довольно интересных упражнений. Скажем, было задание написать легенду, сказку или эмоциональный сюжет, о том, что такое долгоиграние жилого дома. На мой взгляд, это был один из самых любопытных моментов нашей практики, и у некоторых студентов получились совершенно очаровательные истории. Были упражнения на тему анализа аналогов мирового опыта в области трансформации и метаморфоз жилого дома, мы изучали самые разные методологии и типы жилья. Я приглашал в МАРШ читать лекции российских и американских специалистов в сфере жилого строительства.

Второй этап – предполагал собственно проектирование жилья. Начинать предлагалось с разработки жилья-минимум, модуля, который мог бы существовать и изменяться в пространстве и времени. Эта ячейка и должна была лечь в основу финального проекта.

Женя Бакеева решила рассматривать тему долгоиграния несколько с другой стороны. Вместо того чтобы исследовать изменения дома во времени и пространстве, она, наоборот, решила найти самую устойчивую, постоянную форму, взяв в качестве прототипа модель маленького черного платья Коко Шанель, которое, один раз придуманное, не утратило своей актуальности и сегодня. Разработав форму – удобную, красивую и качественную, Женя предложила такую модель, когда здание, оставаясь неизменным снаружи, легко меняет свою функцию в зависимости от требований и нужд социума, времени, города. Был предложен очень рациональный конструктивный модуль, позволяющий использовать здание не только как жилье, но также как офис, музей, церковь – что угодно. В отношении чистоты идеи и предложенного подхода этот проект нам всем очень понравился.

Вечный жилой дом. Автор: Евгения Бакеева
Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Генеральный план. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Фасад. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Интерьеры. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Планы. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Разрезы. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Музей. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Офис. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Церковь. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой


Михаил Сергеев пошел по принципу возможной трансформации внутреннего пространства жилой ячейки. У него достаточно скромное жилье с помощью детальнейшим образом разработанной системы трансформируемых модульных шкафов и перегородок можно преобразовывать в зависимости от изменений демографического состава семьи и потребностей жильцов. Более того, он разработал социально-экономическую модель: приобретая квартиру в кредит или в ипотеку, человек в продолжение своей жизни имеет возможность постепенно менять ее габариты. Пока он живет один, можно сдавать основное пространство в аренду, затем, когда он обзаводится семьей, жилое пространство можно расширить. Все это было скрупулёзно просчитано и проработано вплоть до конструкций.

Трансформируемое жилье. Автор: Михаил Сергеев
Генплан. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Интерьер. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Схема наполнения пространства под собственное и арендное жилье. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Планы. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Разрез. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Шкафы-перегородки. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева


Дмитрий Столбовой предложил тему избыточного вертикального пространства. Здание разбивается на этажи высотой порядка пяти метров, а жильцы, приобретая такие жилые ячейки, оплачивают стоимость изначально небольшой площади, но в будущем имеют возможность наращивать ее, развиваясь вверх. В этом проекте речь шла о свободной планировке в чистом виде. Были придуманы различные, достаточно гибкие фасадные модули, которые можно было использовать в зависимости от нужд собственника. Это могло быть пространство, разделенное на два этажа, квартира со вторым светом или же с антресольным этажом. Дмитрий проработал систему конструкций таким образом, чтобы жилец мог самостоятельно собрать все перекрытия и перегородки внутри своей квартиры. Были запроектированы достаточно широкие коридоры и лифты, чтобы проносить крупногабаритные строительные материалы. Проект получился стильный, подробный и с очень хорошей графикой.

Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Вертикальные квартиры. Проект Дмитрия Столбового
Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Фасад. Вертикальные квартиры. Проект Дмитрия Столбового
План. Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Варианты трансформации жилой ячейки. Вертикальные квартиры. Проект Дмитрия Столбового
Варианты трансформации жилой ячейки. Вертикальные квартиры. Проект Дмитрия Столбового


Ася Котенко предложила проект зеленого дома. Она в максимально полном виде раскрыла идеи зеленого строительства и достаточно модной сегодня темы городского сельского хозяйства. Предполагалось, что этот дом будут населять любители сада и огорода. Вся фасадная система представляет собой ряды гидропонических грядок и клумб, часть оранжерей располагается внутри здания. Получился дом-интроверт, который работает сам на себя. В этом состояла основная идея его долгоиграния. Проект был хорошо придуман и красиво решен, может быть, только к планировочной структуре здания возникли некоторые вопросы, она показалась нам чрезмерно простой.

Дом-теплица. Автор: Ася Котенко
Участок. Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Устройство фасада. Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Фасад. Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Блокировка. Дом-теплица. Проект Аси Котенко


Еще один супер-интересный проект, вызвавший массу споров и недопониманий, предложила Тоня Хлызова. До проекта как такового здесь дело так и не дошло, процесс остановился на стадии исследовательского модуля. Но само исследование оказалось настолько захватывающим, что мы решили, что его будет более чем достаточно. Во-первых, в этой работе меня привлекла выбранная форма – совершенно невероятная, очень художественная и эмоциональная, сложившаяся из простых, но изысканных рисунков. Тоня сосредоточила свое внимание на территории промпредприятия, неприспособленного под какое- либо использование, на старых будках и сараях, на которые не один нормальный человек не обратил бы внимания. Ее философия заключается в том, что у каждого объекта есть своя собственная история и эту историю нужно сохранять в самом полном виде. Даже строение из железа и профнастила может рассматриваться как элемент жилья – скажем, жилище богемного художника или философа, Диогена наших дней. Такое жилье может развиваться, перевоплощаясь в нечто невероятно красивое. Все это показано на примере пространства Art-play, в обустройстве которого Тоня активно участвует.

Долгоиграющее жилье. Автор: Антонина Хлызова
Аналогия дома с книгами. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Указатель смыслов и технических подробностей сохранения старых домов и маршрутов. Долгоиграющее жилье. Автор: Антонина Хлызова
Дома под снос. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Общий вид. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Сценарии использования промышленных объектов. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Сценарии использования существующих объектов. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Старое / Новое. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой


У Егора Королева был, наверное, самый нелюбопытный проект. Однако он продемонстрировал очень уверенный подход. Егор – студент с очень сильным креативным началом, и от него мы ждали каких-то фантазийных вещей. Этот студент написал, пожалуй, самую интересную сказку о «долгоигрании» – лиричную и красивую. Но в самом проекте решил быть рационалистом, для него настоящее долгоиграние – это правильно и качественно сделанное жилье, хорошо нарисованное, спропорционированное. Это квартал с удобными дворами, самодостаточный в силу своей качественности. А качество гарантирует его долгую жизнь. Егор также предложил использовать это жилье как арендное, но, на мой взгляд, форма собственности никак не влияет на типологию. В результате получился проект, который хоть сейчас бери и выноси на архсовет. Это очень профессиональная и взрослая работа.

Кварталы арендного жилья. Автор: Егор Королев
Участок. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Фасады. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Функциональная схема. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
План 2-го этажа. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Разрез. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева


Меня самого очень интересовала эта тема и я, честно говоря, думал (хотя мне меньше всего этого хотелось), что большинство студентов будут работать с открытыми планировками, предлагать их трансформации и перепланировки. Но лично для меня это очень спорная тема, которая много изучалась и исследовалась. Мне хотелось увидеть другие подходы, иное видение. Наверное, поэтому понравился проект Жени Бакеевой, ее  точно выраженное предложение – простое и одновременно универсальное: уверенная оболочка и разные сценарии ее использования. Здесь вспоминаются, ставшие нынче элитными районы нью-йоркского Сохо. Сначала это было совершенно маргинальное место, заводские постройки табачной фабрики. Потом туда заселился богемный народ – художники и дизайнеры, из-за чего место становилось все моднее и дороже. Затем у зданий появилась другая функция, на месте прома возникли дорогие лофты, на месте дешевых студий художников – дорогие художественные галереи и магазины. Никакого сценария подобного развития во времени у этого района, конечно, не было. Но были качественные и прочные здания, построенные на века.

Для студентов тема была очень сложной. Она сложная сама по себе. Я знаю по собственному опыту, что создать интересное жилье – невероятно трудно. Его очень мало в мире, а в России и вовсе нет. За всю новейшую историю последних 30–40 лет у нас не было построено ни одного новаторского с точки зрения типологии жилого дома. Это парадоксально и удивительно при тех возможностях и тех объемах строительства, которые у нас есть. А ведь социальное жилье дает колоссальные возможности фантазировать, предлагать невероятные модели. Все мы восхищаемся архитектурой Голландии, а это и есть эксперименты с социальным и недорогим жильем, с различными пространственными системами, типологиями квартир, схемами взаимодействия. У нас же всегда стандартный типологический набор. Малейшая попытка применить что-то новое сталкивается с противодействием заказчика, якобы знающего все про востребованность рынка жилья, и к сожалению, скучного  внутреннего контроллера внутри нас самих: мол, это не та тема, где можно себя художественно реализовать, про жилье все и всё знают. Найти здесь новый импульс трудно, но одновременно безумно интересно. Мне кажется, что я изначально смог зажечь этим студентов, возбудить в них интерес придумать новую модель жилья и версию ее реализации.

И надо сказать, что все студенты себя очень хорошо проявили, помимо названных работ было много других любопытных проектов. Например, был очень необычный и очень женский проект дома для разведенных людей, где созданы все условия, чтобы наладить свою личную жизнь. Была модель изначально формируемого кондоминиума, когда жильцы подбирают себе соседей еще до начала строительства и другие.

19 Июля 2013

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.