Долгоиграющее жилье

Продолжаем публикацию проектов студентов школы МАРШ за второй семестр. Студия Владимира Плоткина

mainImg
О том, как студенты МАРШа справились с темой «Долгоиграющее жилье», рассказывает руководитель студии
Владимир Плоткин:
«Своим студентам я предложил тему, которая называлась «Долгоиграющее жилье». Работа проходила в два этапа. Первый этап – это исследовательский модуль, за время которого студенты должны были понять и разобраться, что такое жилье, каким оно может быть и как долго может существовать, играть. Мы с моим коллегой Владимиром Юзбашевым не ставили перед учащимися никаких жестких рамок. Под термином «долгоиграние» можно было понимать абсолютно все – срок службы здания, развитие его во времени, поэтапный процесс эксплуатации, смену функций и т.д. Поначалу, когда я только назвал тему, то предполагал, что речь пойдет о возможной ассимиляции жилья во временном процессе, причем предполагал, что все внимание должно быть сконцентрировано на социальном жилье. Однако потом мы решили несколько расширить тему, но ориентироваться все-таки на жилье для обычных людей, не на элитное.

Студенты могли самостоятельно выбирать типологию. Что же касается участка, то мы предложили им две площадки на выбор, причем обе были из практики моей мастерской и располагались в пограничных зонах – между периферийной и центральной частями Москвы. В рамках полевых исследований на участки можно было выйти и ознакомиться с ситуацией. Некоторые студенты посещали площадки неоднократно. Например, Тоню Хлызову, которая несколько раз нелегально проникала на территорию закрытого участка ночью, даже приходилось освобождать из рук чересчур бдительной охраны.

Также исследовательский модуль включал несколько довольно интересных упражнений. Скажем, было задание написать легенду, сказку или эмоциональный сюжет, о том, что такое долгоиграние жилого дома. На мой взгляд, это был один из самых любопытных моментов нашей практики, и у некоторых студентов получились совершенно очаровательные истории. Были упражнения на тему анализа аналогов мирового опыта в области трансформации и метаморфоз жилого дома, мы изучали самые разные методологии и типы жилья. Я приглашал в МАРШ читать лекции российских и американских специалистов в сфере жилого строительства.

Второй этап – предполагал собственно проектирование жилья. Начинать предлагалось с разработки жилья-минимум, модуля, который мог бы существовать и изменяться в пространстве и времени. Эта ячейка и должна была лечь в основу финального проекта.

Женя Бакеева решила рассматривать тему долгоиграния несколько с другой стороны. Вместо того чтобы исследовать изменения дома во времени и пространстве, она, наоборот, решила найти самую устойчивую, постоянную форму, взяв в качестве прототипа модель маленького черного платья Коко Шанель, которое, один раз придуманное, не утратило своей актуальности и сегодня. Разработав форму – удобную, красивую и качественную, Женя предложила такую модель, когда здание, оставаясь неизменным снаружи, легко меняет свою функцию в зависимости от требований и нужд социума, времени, города. Был предложен очень рациональный конструктивный модуль, позволяющий использовать здание не только как жилье, но также как офис, музей, церковь – что угодно. В отношении чистоты идеи и предложенного подхода этот проект нам всем очень понравился.

Вечный жилой дом. Автор: Евгения Бакеева
Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Генеральный план. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Фасад. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Интерьеры. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Планы. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Разрезы. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Музей. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Офис. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Церковь. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой


Михаил Сергеев пошел по принципу возможной трансформации внутреннего пространства жилой ячейки. У него достаточно скромное жилье с помощью детальнейшим образом разработанной системы трансформируемых модульных шкафов и перегородок можно преобразовывать в зависимости от изменений демографического состава семьи и потребностей жильцов. Более того, он разработал социально-экономическую модель: приобретая квартиру в кредит или в ипотеку, человек в продолжение своей жизни имеет возможность постепенно менять ее габариты. Пока он живет один, можно сдавать основное пространство в аренду, затем, когда он обзаводится семьей, жилое пространство можно расширить. Все это было скрупулёзно просчитано и проработано вплоть до конструкций.

Трансформируемое жилье. Автор: Михаил Сергеев
Генплан. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Интерьер. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Схема наполнения пространства под собственное и арендное жилье. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Планы. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Разрез. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Шкафы-перегородки. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева


Дмитрий Столбовой предложил тему избыточного вертикального пространства. Здание разбивается на этажи высотой порядка пяти метров, а жильцы, приобретая такие жилые ячейки, оплачивают стоимость изначально небольшой площади, но в будущем имеют возможность наращивать ее, развиваясь вверх. В этом проекте речь шла о свободной планировке в чистом виде. Были придуманы различные, достаточно гибкие фасадные модули, которые можно было использовать в зависимости от нужд собственника. Это могло быть пространство, разделенное на два этажа, квартира со вторым светом или же с антресольным этажом. Дмитрий проработал систему конструкций таким образом, чтобы жилец мог самостоятельно собрать все перекрытия и перегородки внутри своей квартиры. Были запроектированы достаточно широкие коридоры и лифты, чтобы проносить крупногабаритные строительные материалы. Проект получился стильный, подробный и с очень хорошей графикой.

Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Вертикальные квартиры. Проект Дмитрия Столбового
Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Фасад. Вертикальные квартиры. Проект Дмитрия Столбового
План. Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Варианты трансформации жилой ячейки. Вертикальные квартиры. Проект Дмитрия Столбового
Варианты трансформации жилой ячейки. Вертикальные квартиры. Проект Дмитрия Столбового


Ася Котенко предложила проект зеленого дома. Она в максимально полном виде раскрыла идеи зеленого строительства и достаточно модной сегодня темы городского сельского хозяйства. Предполагалось, что этот дом будут населять любители сада и огорода. Вся фасадная система представляет собой ряды гидропонических грядок и клумб, часть оранжерей располагается внутри здания. Получился дом-интроверт, который работает сам на себя. В этом состояла основная идея его долгоиграния. Проект был хорошо придуман и красиво решен, может быть, только к планировочной структуре здания возникли некоторые вопросы, она показалась нам чрезмерно простой.

Дом-теплица. Автор: Ася Котенко
Участок. Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Устройство фасада. Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Фасад. Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Блокировка. Дом-теплица. Проект Аси Котенко


Еще один супер-интересный проект, вызвавший массу споров и недопониманий, предложила Тоня Хлызова. До проекта как такового здесь дело так и не дошло, процесс остановился на стадии исследовательского модуля. Но само исследование оказалось настолько захватывающим, что мы решили, что его будет более чем достаточно. Во-первых, в этой работе меня привлекла выбранная форма – совершенно невероятная, очень художественная и эмоциональная, сложившаяся из простых, но изысканных рисунков. Тоня сосредоточила свое внимание на территории промпредприятия, неприспособленного под какое- либо использование, на старых будках и сараях, на которые не один нормальный человек не обратил бы внимания. Ее философия заключается в том, что у каждого объекта есть своя собственная история и эту историю нужно сохранять в самом полном виде. Даже строение из железа и профнастила может рассматриваться как элемент жилья – скажем, жилище богемного художника или философа, Диогена наших дней. Такое жилье может развиваться, перевоплощаясь в нечто невероятно красивое. Все это показано на примере пространства Art-play, в обустройстве которого Тоня активно участвует.

Долгоиграющее жилье. Автор: Антонина Хлызова
Аналогия дома с книгами. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Указатель смыслов и технических подробностей сохранения старых домов и маршрутов. Долгоиграющее жилье. Автор: Антонина Хлызова
Дома под снос. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Общий вид. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Сценарии использования промышленных объектов. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Сценарии использования существующих объектов. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Старое / Новое. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой


У Егора Королева был, наверное, самый нелюбопытный проект. Однако он продемонстрировал очень уверенный подход. Егор – студент с очень сильным креативным началом, и от него мы ждали каких-то фантазийных вещей. Этот студент написал, пожалуй, самую интересную сказку о «долгоигрании» – лиричную и красивую. Но в самом проекте решил быть рационалистом, для него настоящее долгоиграние – это правильно и качественно сделанное жилье, хорошо нарисованное, спропорционированное. Это квартал с удобными дворами, самодостаточный в силу своей качественности. А качество гарантирует его долгую жизнь. Егор также предложил использовать это жилье как арендное, но, на мой взгляд, форма собственности никак не влияет на типологию. В результате получился проект, который хоть сейчас бери и выноси на архсовет. Это очень профессиональная и взрослая работа.

Кварталы арендного жилья. Автор: Егор Королев
Участок. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Фасады. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Функциональная схема. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
План 2-го этажа. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Разрез. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева


Меня самого очень интересовала эта тема и я, честно говоря, думал (хотя мне меньше всего этого хотелось), что большинство студентов будут работать с открытыми планировками, предлагать их трансформации и перепланировки. Но лично для меня это очень спорная тема, которая много изучалась и исследовалась. Мне хотелось увидеть другие подходы, иное видение. Наверное, поэтому понравился проект Жени Бакеевой, ее  точно выраженное предложение – простое и одновременно универсальное: уверенная оболочка и разные сценарии ее использования. Здесь вспоминаются, ставшие нынче элитными районы нью-йоркского Сохо. Сначала это было совершенно маргинальное место, заводские постройки табачной фабрики. Потом туда заселился богемный народ – художники и дизайнеры, из-за чего место становилось все моднее и дороже. Затем у зданий появилась другая функция, на месте прома возникли дорогие лофты, на месте дешевых студий художников – дорогие художественные галереи и магазины. Никакого сценария подобного развития во времени у этого района, конечно, не было. Но были качественные и прочные здания, построенные на века.

Для студентов тема была очень сложной. Она сложная сама по себе. Я знаю по собственному опыту, что создать интересное жилье – невероятно трудно. Его очень мало в мире, а в России и вовсе нет. За всю новейшую историю последних 30–40 лет у нас не было построено ни одного новаторского с точки зрения типологии жилого дома. Это парадоксально и удивительно при тех возможностях и тех объемах строительства, которые у нас есть. А ведь социальное жилье дает колоссальные возможности фантазировать, предлагать невероятные модели. Все мы восхищаемся архитектурой Голландии, а это и есть эксперименты с социальным и недорогим жильем, с различными пространственными системами, типологиями квартир, схемами взаимодействия. У нас же всегда стандартный типологический набор. Малейшая попытка применить что-то новое сталкивается с противодействием заказчика, якобы знающего все про востребованность рынка жилья, и к сожалению, скучного  внутреннего контроллера внутри нас самих: мол, это не та тема, где можно себя художественно реализовать, про жилье все и всё знают. Найти здесь новый импульс трудно, но одновременно безумно интересно. Мне кажется, что я изначально смог зажечь этим студентов, возбудить в них интерес придумать новую модель жилья и версию ее реализации.

И надо сказать, что все студенты себя очень хорошо проявили, помимо названных работ было много других любопытных проектов. Например, был очень необычный и очень женский проект дома для разведенных людей, где созданы все условия, чтобы наладить свою личную жизнь. Была модель изначально формируемого кондоминиума, когда жильцы подбирают себе соседей еще до начала строительства и другие.

19 Июля 2013

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.