Долгоиграющее жилье

Продолжаем публикацию проектов студентов школы МАРШ за второй семестр. Студия Владимира Плоткина

mainImg
О том, как студенты МАРШа справились с темой «Долгоиграющее жилье», рассказывает руководитель студии
Владимир Плоткин:
«Своим студентам я предложил тему, которая называлась «Долгоиграющее жилье». Работа проходила в два этапа. Первый этап – это исследовательский модуль, за время которого студенты должны были понять и разобраться, что такое жилье, каким оно может быть и как долго может существовать, играть. Мы с моим коллегой Владимиром Юзбашевым не ставили перед учащимися никаких жестких рамок. Под термином «долгоиграние» можно было понимать абсолютно все – срок службы здания, развитие его во времени, поэтапный процесс эксплуатации, смену функций и т.д. Поначалу, когда я только назвал тему, то предполагал, что речь пойдет о возможной ассимиляции жилья во временном процессе, причем предполагал, что все внимание должно быть сконцентрировано на социальном жилье. Однако потом мы решили несколько расширить тему, но ориентироваться все-таки на жилье для обычных людей, не на элитное.

Студенты могли самостоятельно выбирать типологию. Что же касается участка, то мы предложили им две площадки на выбор, причем обе были из практики моей мастерской и располагались в пограничных зонах – между периферийной и центральной частями Москвы. В рамках полевых исследований на участки можно было выйти и ознакомиться с ситуацией. Некоторые студенты посещали площадки неоднократно. Например, Тоню Хлызову, которая несколько раз нелегально проникала на территорию закрытого участка ночью, даже приходилось освобождать из рук чересчур бдительной охраны.

Также исследовательский модуль включал несколько довольно интересных упражнений. Скажем, было задание написать легенду, сказку или эмоциональный сюжет, о том, что такое долгоиграние жилого дома. На мой взгляд, это был один из самых любопытных моментов нашей практики, и у некоторых студентов получились совершенно очаровательные истории. Были упражнения на тему анализа аналогов мирового опыта в области трансформации и метаморфоз жилого дома, мы изучали самые разные методологии и типы жилья. Я приглашал в МАРШ читать лекции российских и американских специалистов в сфере жилого строительства.

Второй этап – предполагал собственно проектирование жилья. Начинать предлагалось с разработки жилья-минимум, модуля, который мог бы существовать и изменяться в пространстве и времени. Эта ячейка и должна была лечь в основу финального проекта.

Женя Бакеева решила рассматривать тему долгоиграния несколько с другой стороны. Вместо того чтобы исследовать изменения дома во времени и пространстве, она, наоборот, решила найти самую устойчивую, постоянную форму, взяв в качестве прототипа модель маленького черного платья Коко Шанель, которое, один раз придуманное, не утратило своей актуальности и сегодня. Разработав форму – удобную, красивую и качественную, Женя предложила такую модель, когда здание, оставаясь неизменным снаружи, легко меняет свою функцию в зависимости от требований и нужд социума, времени, города. Был предложен очень рациональный конструктивный модуль, позволяющий использовать здание не только как жилье, но также как офис, музей, церковь – что угодно. В отношении чистоты идеи и предложенного подхода этот проект нам всем очень понравился.

Вечный жилой дом. Автор: Евгения Бакеева
Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Генеральный план. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Фасад. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Интерьеры. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Планы. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Разрезы. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Музей. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Офис. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой
Церковь. Вечный жилой дом. Проект Евгении Бакеевой


Михаил Сергеев пошел по принципу возможной трансформации внутреннего пространства жилой ячейки. У него достаточно скромное жилье с помощью детальнейшим образом разработанной системы трансформируемых модульных шкафов и перегородок можно преобразовывать в зависимости от изменений демографического состава семьи и потребностей жильцов. Более того, он разработал социально-экономическую модель: приобретая квартиру в кредит или в ипотеку, человек в продолжение своей жизни имеет возможность постепенно менять ее габариты. Пока он живет один, можно сдавать основное пространство в аренду, затем, когда он обзаводится семьей, жилое пространство можно расширить. Все это было скрупулёзно просчитано и проработано вплоть до конструкций.

Трансформируемое жилье. Автор: Михаил Сергеев
Генплан. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Интерьер. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Схема наполнения пространства под собственное и арендное жилье. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Планы. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Разрез. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева
Шкафы-перегородки. Трансформируемое жилье. Проект Михаила Сергеева


Дмитрий Столбовой предложил тему избыточного вертикального пространства. Здание разбивается на этажи высотой порядка пяти метров, а жильцы, приобретая такие жилые ячейки, оплачивают стоимость изначально небольшой площади, но в будущем имеют возможность наращивать ее, развиваясь вверх. В этом проекте речь шла о свободной планировке в чистом виде. Были придуманы различные, достаточно гибкие фасадные модули, которые можно было использовать в зависимости от нужд собственника. Это могло быть пространство, разделенное на два этажа, квартира со вторым светом или же с антресольным этажом. Дмитрий проработал систему конструкций таким образом, чтобы жилец мог самостоятельно собрать все перекрытия и перегородки внутри своей квартиры. Были запроектированы достаточно широкие коридоры и лифты, чтобы проносить крупногабаритные строительные материалы. Проект получился стильный, подробный и с очень хорошей графикой.

Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Вертикальные квартиры. Проект Дмитрия Столбового
Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Фасад. Вертикальные квартиры. Проект Дмитрия Столбового
План. Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Вертикальные квартиры. Автор: Дмитрий Столбовой
Варианты трансформации жилой ячейки. Вертикальные квартиры. Проект Дмитрия Столбового
Варианты трансформации жилой ячейки. Вертикальные квартиры. Проект Дмитрия Столбового


Ася Котенко предложила проект зеленого дома. Она в максимально полном виде раскрыла идеи зеленого строительства и достаточно модной сегодня темы городского сельского хозяйства. Предполагалось, что этот дом будут населять любители сада и огорода. Вся фасадная система представляет собой ряды гидропонических грядок и клумб, часть оранжерей располагается внутри здания. Получился дом-интроверт, который работает сам на себя. В этом состояла основная идея его долгоиграния. Проект был хорошо придуман и красиво решен, может быть, только к планировочной структуре здания возникли некоторые вопросы, она показалась нам чрезмерно простой.

Дом-теплица. Автор: Ася Котенко
Участок. Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Устройство фасада. Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Фасад. Дом-теплица. Проект Аси Котенко
Блокировка. Дом-теплица. Проект Аси Котенко


Еще один супер-интересный проект, вызвавший массу споров и недопониманий, предложила Тоня Хлызова. До проекта как такового здесь дело так и не дошло, процесс остановился на стадии исследовательского модуля. Но само исследование оказалось настолько захватывающим, что мы решили, что его будет более чем достаточно. Во-первых, в этой работе меня привлекла выбранная форма – совершенно невероятная, очень художественная и эмоциональная, сложившаяся из простых, но изысканных рисунков. Тоня сосредоточила свое внимание на территории промпредприятия, неприспособленного под какое- либо использование, на старых будках и сараях, на которые не один нормальный человек не обратил бы внимания. Ее философия заключается в том, что у каждого объекта есть своя собственная история и эту историю нужно сохранять в самом полном виде. Даже строение из железа и профнастила может рассматриваться как элемент жилья – скажем, жилище богемного художника или философа, Диогена наших дней. Такое жилье может развиваться, перевоплощаясь в нечто невероятно красивое. Все это показано на примере пространства Art-play, в обустройстве которого Тоня активно участвует.

Долгоиграющее жилье. Автор: Антонина Хлызова
Аналогия дома с книгами. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Указатель смыслов и технических подробностей сохранения старых домов и маршрутов. Долгоиграющее жилье. Автор: Антонина Хлызова
Дома под снос. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Общий вид. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Сценарии использования промышленных объектов. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Сценарии использования существующих объектов. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой
Старое / Новое. Долгоиграющее жилье. Проект Антонины Хлызовой


У Егора Королева был, наверное, самый нелюбопытный проект. Однако он продемонстрировал очень уверенный подход. Егор – студент с очень сильным креативным началом, и от него мы ждали каких-то фантазийных вещей. Этот студент написал, пожалуй, самую интересную сказку о «долгоигрании» – лиричную и красивую. Но в самом проекте решил быть рационалистом, для него настоящее долгоиграние – это правильно и качественно сделанное жилье, хорошо нарисованное, спропорционированное. Это квартал с удобными дворами, самодостаточный в силу своей качественности. А качество гарантирует его долгую жизнь. Егор также предложил использовать это жилье как арендное, но, на мой взгляд, форма собственности никак не влияет на типологию. В результате получился проект, который хоть сейчас бери и выноси на архсовет. Это очень профессиональная и взрослая работа.

Кварталы арендного жилья. Автор: Егор Королев
Участок. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Фасады. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Функциональная схема. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
План 2-го этажа. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Разрез. Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева
Кварталы арендного жилья. Проект Егора Королева


Меня самого очень интересовала эта тема и я, честно говоря, думал (хотя мне меньше всего этого хотелось), что большинство студентов будут работать с открытыми планировками, предлагать их трансформации и перепланировки. Но лично для меня это очень спорная тема, которая много изучалась и исследовалась. Мне хотелось увидеть другие подходы, иное видение. Наверное, поэтому понравился проект Жени Бакеевой, ее  точно выраженное предложение – простое и одновременно универсальное: уверенная оболочка и разные сценарии ее использования. Здесь вспоминаются, ставшие нынче элитными районы нью-йоркского Сохо. Сначала это было совершенно маргинальное место, заводские постройки табачной фабрики. Потом туда заселился богемный народ – художники и дизайнеры, из-за чего место становилось все моднее и дороже. Затем у зданий появилась другая функция, на месте прома возникли дорогие лофты, на месте дешевых студий художников – дорогие художественные галереи и магазины. Никакого сценария подобного развития во времени у этого района, конечно, не было. Но были качественные и прочные здания, построенные на века.

Для студентов тема была очень сложной. Она сложная сама по себе. Я знаю по собственному опыту, что создать интересное жилье – невероятно трудно. Его очень мало в мире, а в России и вовсе нет. За всю новейшую историю последних 30–40 лет у нас не было построено ни одного новаторского с точки зрения типологии жилого дома. Это парадоксально и удивительно при тех возможностях и тех объемах строительства, которые у нас есть. А ведь социальное жилье дает колоссальные возможности фантазировать, предлагать невероятные модели. Все мы восхищаемся архитектурой Голландии, а это и есть эксперименты с социальным и недорогим жильем, с различными пространственными системами, типологиями квартир, схемами взаимодействия. У нас же всегда стандартный типологический набор. Малейшая попытка применить что-то новое сталкивается с противодействием заказчика, якобы знающего все про востребованность рынка жилья, и к сожалению, скучного  внутреннего контроллера внутри нас самих: мол, это не та тема, где можно себя художественно реализовать, про жилье все и всё знают. Найти здесь новый импульс трудно, но одновременно безумно интересно. Мне кажется, что я изначально смог зажечь этим студентов, возбудить в них интерес придумать новую модель жилья и версию ее реализации.

И надо сказать, что все студенты себя очень хорошо проявили, помимо названных работ было много других любопытных проектов. Например, был очень необычный и очень женский проект дома для разведенных людей, где созданы все условия, чтобы наладить свою личную жизнь. Была модель изначально формируемого кондоминиума, когда жильцы подбирают себе соседей еще до начала строительства и другие.

19 Июля 2013

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.