Форма, цвет и вкус

В Нижнем Новгороде 3 февраля были подведены итоги очередного Рейтинга, собравшего работы нижегородских архитекторов, построенные в 2010-2011 годах. Несмотря на не слишком длинный список номинантов, борьба между основными претендентами шла до последнего момента. В итоге с небольшим перевесом голосов победил новый корпус Школы Олимпийского резерва на улице Ванеева, отличающийся неординарной пространственной композицией, мастерской работой с фасадными материалами и цветом.

mainImg
 В списке номинантов конкурса в этом году оказалось 11 объектов. Много это или мало? На взгляд куратора Рейтинга Марины Игнатушко – явно недостаточно, особенно в сравнении с прошлыми годами, когда приходилось устраивать многоуровневый отсев, чтобы сократить количество претендентов с 20-30 до комфортной для членов жюри десятки шорт-листа. Но если вспомнить, что речь о региональном центре, где объемы инвестиций в строительство многократно скуднее, чем в столицах, особенно после экономического кризиса, и где качественная архитектура, в принципе, не является приоритетом девелоперов, 11 законченных объектов  – это большая цифра. И каких объектов! 

Стилистический, типологический и масштабный диапазон номинантов охватывает почти весь спектр строящейся в нынешней России недвижимости. Разумеется, тут есть многофункциональные (торгово-выставочный комплекс с офисными помещениями, ООО АПМ «Новый Проект», архитекторы Вадим Вагин, Максим Горев, при участии Ирины Поливановой), офисные (реконструкция здания «Газпром. Трансгаз», Бюро «Архиграф», архитекторы Максим Ширнин, Каурбек Багаев, ГИП Николай Новик), торговые центры (ТЦ «Чкалов», НПО «Архстрой» и ТЦ «Ганза», ООО «Линия» + ТМА Быкова) и жилые комплексы (жилой комплекс по улице Блохиной, Творческая мастерская Пестова и Попова, архитектор Евгений Пестов, Алексей Каменюк, и два жилых дома от бюро НПО «Архстрой»). Также в числе номинантов была реконструкция гостиничного комплекса «Ока» (ООО АПМ «Новый Проект», архитекторы Вадим Вагин, Ирина Конакова, при участии Татьяны Яровой), свидетельствующая о непотопляемости российского туристического бизнеса, все чаще обращающего внимание на потенциал внутреннего рынка и инвестирующего в региональные проекты, а также два социальных объекта: поликлиника УВД на Малой Покровской от ООО Фирма «СС Проект» и новый корпус Школы Олимпийского резерва, спроектированный в персональной мастерской архитектора Алексея Каменюка. И впервые в Рейтинге принял участие частный жилой дом (ООО «Истра НН», архитектор Виктор Жданов). Что, скорее всего, нужно расценивать как приятную неожиданность – не только потому, что этот прецедент открывает дорогу на конкурс достаточно обширному и интересному пласту современной архитектуры, но и потому что сам «первооткрыватель» оказался весьма достойным противником для более масштабных и дорогостоящих конкурентов, заняв третье место по количеству присужденных баллов.

Основная борьба развернулась между двумя объектами: жилым комплексом на ул. Блохина, прозванным на Рейтинге «Тетрисом», и новым корпусом Школы Олимпийского резерва (кодовое название «Гимнаст»), уже успевшим получить диплом на фестивале «Зодчество-2005» в номинации «Проект. Общественные комплексы, здания и сооружения», а также Гран-при конкурса «U-KON. Арт-Проект 2011». Впрочем, особого конфликта здесь не было, поскольку среди авторов и того и другого объекта был один и тот же архитектор – Алексей Каменюк, с 2004 года работающий в мастерской «Пестова и Попова» и параллельно ведущий собственную практику. Оба здания развивают характерный для последних построек бюро «Пестова и Попова» творческий метод, основанный на игре выступающих и западающих разномасштабных блоков, усиленной четко локализованным чередованием глухих и остекленных плоскостей.  Дополнительно акцентируют те или иные части здания яркие разноцветные пятна, формирующие живописную трехмерную архитектурную картину, вызывающую отчетливые ассоциации с живописью Пита Мондриана. Разумеется, жилой комплекс воплощает собой «облегченную» версию метода, тогда как в проекте спортивного комплекса, априори предполагающего более свободное и энергетически насыщенное архитектурное решение, он доведен до апогея. 

Неудивительно, что члены жюри, среди которых были не только российские журналисты и архитекторы, но и коллеги последних из Франции, Израиля, Германии и Финляндии (за что необходимо поблагодарить куратора Рейтинга Марину Игнатушко), в равной мере отдали должное обеим этим постройкам, увидев в них индивидуальность архитектурного языка и гибкость его применения. Тем не менее окончательный подсчет присужденных баллов вывел на первое место именно пристройку к зданию Школы Олимпийского резерва. Тем самым экспертная оценка совпала с общественным мнением –  по традиции Рейтинга, за произведения нижегородской архитектуры голосуют не только профессионалы, но и публика.

Итоги голосования были оглашены на, хотелось сказать, торжественной церемонии, но на самом деле мероприятие оказалось очень неформальным, дружеским и лишенным всякого официоза. Пятничным вечером, 3 февраля, под сводами Арсенала, где за неделю до этого состоялось открытие приуроченной к Рейтингу выставки «Город есть. Архитектурные вкусы на рубеже веков», собрались нижегородские архитекторы, студенты НГАСУ, журналисты и все те, кто считает современную архитектуру немаловажной частью культурной жизни города, одним из его знаковых брендов. Программа вечера была составлена таким образом, чтобы дать собравшимся представление обо всех объектах, номинированных на Рейтинг, причем о каждом из них рассказывали не авторы, а приглашенные гости – члены жюри, эксперты и представители коммерческих компаний, вот уже несколько лет поддерживающих Рейтинг: Мария Добродеева (компания U-kon), Олег Клочко (компания AGC) и Ольга Миляева (компания Alcotek). Каждый представленный объект награждался специальным дипломом, формулировка которого отражала его наиболее характерную особенность, на которую обратили внимание в своих комментариях члены экспертного жюри. В качестве «звездных» интродукций в программу были включены оригинальные видео-обращения к собравшимся. Их записали Юлия Тарабарина (главный редактор archi.ru), Николай Малинин (архитектурный критик), Макс Малеин (архитектор) и Николай Лызлов (архитектор, руководитель мастерской Николая Лызлова).

Основной вопрос вечера – кто же станет победителем Рейтинга – все время зримо присутствовал перед аудиторией в виде огромной коробки, закрытой белой тканью. В ней скрывался ответ, какое из построенных за два года зданий будет признано лучшим и чей кулинарный макет будет ритуально съеден к всеобщему удовольствию. В конце концов, чтобы хоть немного снизить накал страстей организаторы показали достаточно красноречивую подсказку – с замечательным номером выступила группа девочек-гимнасток. После чего стало ясно, что следующим на сцену поднимется архитектор Алексей Каменюк – автор нового корпуса Школы Олимпийского резерва, прозванного, напомним, «Гимнастом». Вместе с архитектором дипломами Рейтинга и Союза архитекторов России были награждены представители заказчика проекта и строительной компании, построившей его. Но самое главное – вскрыть коробку и торжественно разрезать 47-килограммовый торт в виде построенного здания – Алексею Каменюку пришлось сделать самостоятельно, надев традиционный оранжевый фартук с логотипом Рейтинга и вооружившись огромными ножом и лопаткой.

А на следующее утро все те, кому презентаций объектов-номинантов на церемонии было не достаточно, отправились на экскурсию по ним, чтобы на личном опыте убедиться, что достойная архитектура в Нижнем Новгороде есть и Рейтинг проводится не случайно.

PS
Нижегородский Рейтинг архитектуры проводится раз в два года. Укрупненный временной шаг продиктован объективной необходимостью, ведь даже в таком сравнительно активно строящем городе, как Нижний, собрать достаточную по качеству и представительности линейку номинантов за один год просто невозможно. В результате вместо рефлексии на тему смены политической конъюнктуры или последствий экономического кризиса, итоги Рейтинга начинают претендовать на нечто большее, предоставляя аналитикам прекрасную почву для диагностирования региональной архитектурной школы и прогнозов ее дальнейшего развития.

Трудно спорить с тем, что в 1990-е годы феномен нижегородской архитектуры был так ярок и значим, что какие бы здания  ни строились в городе сейчас, в восприятии стороннего наблюдателя, все они – лишь отголоски прошлой славы. И с этой точки зрения получается, что номинанты каждого очередного Рейтинга не столько соревнуются между собой, сколько противостоят диктату канона, а анализ проектов сводится к попыткам увидеть в них либо следование и творческое переосмысление прежних традиций, либо революционные зачатки абсолютно новой архитектурной доктрины. За примерами далеко ходить не надо. Даже мы, на archi.ru, при всей искренности нашего уважения к нижегородской архитектуре, исторической и современной, с середины 2000-х годов анализировали и оценивали результаты Рейтинга при помощи все того же канонического «прокрустова ложа», возвещая то о смене парадигмы (Рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода 2006–2007 гг.), то о наметившихся путях развития региональной школы (Рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода за 2008-2009 гг.).

Сейчас, оглядываясь назад, приходится признать свою неправоту. Все это были попытки принять желаемое за действительное, вместо того чтобы попытаться разобраться в объективной реальности, столь настойчиво демонстрируемой результатами Рейтинга. Городская архитектурная жизнь Нижнего Новгорода, которая в прежние времена более или менее легко укладывалась в рамки моностилистики, по прошествии десяти лет кардинально изменилась, и подходить к ее оценке нужно совсем с другими критериями и мерками. И, пожалуй, прежде всего, нужно отказаться от объединения по региональному признаку. То явление, которое мы называем «нижегородская архитектура» (подразумевая под этим единое направление с легким видовым разнообразием), осталось в прошлом. Теперь на смену ей пришла полифония творчества многих архитекторов, каждый из которых в той или иной мере вырос из нее, но за время «взросления» обрел собственный почерк, свое профессиональное видение. Развитие каждой отдельной мастерской пошло по своему пути, к прежним лидерам добавились новые имена, изменились структура и качество строительного заказа. Т.е. вместо региональной школы с жестким каноном в Нижнем Новгороде прекрасно сосуществует множество ярких архитектурных личностей и команд. И абсолютно бессмысленно в этой ситуации пытаться навязать или спроецировать догматы канона на творчество той или иной мастерской, оценивая их на основании близости или, наоборот, оторванности от некого воображаемого «эталона» нижегородской архитектуры. Правильнее будет признать, что сегодня в Нижнем Новгороде существует множество очень разных и не похожих друг на друга архитекторов, которые стремятся делать качественную архитектуру для своего города, настолько нижегородскую, насколько они сами ее понимают и чувствуют. Это Евгений Пестов и Сергей Попов, Александр Дехтяр и Василий Бандаков, Виктор Быков, Юрий Болгов, Алексей Каменюк, Сергей Туманин, Виктор Зубков, Валерий Никишин, Андрей Степовой, Дмитрий Волков, Станислав Зубарев и многие другие, чьи постройки раз в два года становятся героями очередного Рейтинга.
Перед началом церемонии.
Выставка «Город есть. Архитектурные вкусы на рубеже веков».
Перед началом церемонии
Торговый центр «Чкалов». НПО «Архстрой»
Диплом за Жилой комплекс на улице Блохиной («Тетрис») получают Евгений Пестов и Алексей Каменюк, Творческая мастерская Пестова и Попова.
Жилой комплекс на улице Блохиной. Творческая мастерская Пестова и Попова.
zooming
Диплом за ТЦ «Ганза» («Медвежий»), ООО «Линия» + ТМА Быкова, получает Дмитрий Слепов. Фото: Любовь Игнатушко
ТЦ «Ганза», ООО «Линия» + ТМА Быкова
Диплом за Жилой дом в квартале между улицей Короленко и Горького («Замок») получает Василий Бандаков, НПО «АРХстрой».
Жилой дом в квартале между улицей Короленко и Горького,НПО «АРХстрой».
zooming
Диплом за Многопрофильный торгово-выставочный комплекс в Советском районе («Поворотный момент») получает Вадим Вагин, ООО АПМ «Новый Проект»
Многофункциональный комплекс в Советском районе. ООО АПМ «Новый Проект».
Жилые дома по Казанской набережной. НПО «Архстрой».
Реконструкция здания «Газпром. Трансгаз» (кодовое название «Полная чаша»). Бюро «Архиграф»
Диплом за здание поликлиники УВД на ул Малой Покровской («Шлем») получает Маским Горев, ООО Фирма «СС Проект». Фото: Любовь Игнатушко
Здание поликлиники УВД на Малой Покровской. ООО Фирма «СС Проект».
Расширение гостиничного комплекса «Ока» с возведением пристроя к существующему зданию на проспекте Гагарина (кодовое название «Ока»). ООО АПМ «Новый Проект»
zooming
Диплом за частный жилой дом («Не ждали») получает Виктор Жданов, ООО «Истра НН». Фото: Любовь Игнатушко
Частный жилой дом, ООО «Истра НН»
Шоу-подсказка, номер в исполнении группы юных гимнасток
Новый корпус Школы Олимпийского резерва. Архитектор Алексей Каменюк.
Кульминация вечера - архитектор Алексей Каменюк приступает к разрезанию торта в виде его проекта школы Олимпийского резерва.
Длинная очередь из желающих попробовать кусочек победителя Рейтинга, растянулась через весь зал.

Поставщики, технологии

«Юкон Инжиниринг»

07 Февраля 2012

Похожие статьи
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.