Общественный совет при мэре Москвы 12 апреля 2007 г.

На прошедшем вчера совете обсуждали: проект градостроительного преобразования районов от Нескучного сада до ММДЦ "Москва-Сити", комлекс на Лужнецкой набережной (А.Боков), "Храм детства" рядом с уголком им. Дурова (А.Боков), жилые башни "Рублевская ривьера" и место размещения памятника защитникам Москвы на Поклонной горе. Утверждено три из представленных шести проектов

mainImg

Общественный совет 12 апреля прошел без мэра Москвы, вместо которого представленные проекты оценивал его первый заместитель Юрий Росляк. Один из шести заявленных в повестке заседания проектов, торгово-гостиничный комплекс в районе Новохохловской улицы, отклонили за «срыв подготовки материалов», осталось пять.

Первым совет рассматривал один из самых крупных на сегодня столичных градостроительных замыслов – «пешеходный туристический маршрут» от Нескучного сада до ММДЦ «Москва-Сити». Тема обсуждается как минимум шесть лет, начиная с Общественного совета при мэре 8 декабря 2000 г., когда был одобрен проект Ю.П. Платонова «Стеклянные улицы», который стал основой масштабного градостроительного проекта, охватывающего, по нашим очень приблизительным подсчетам, не менее пятой части исторической Москвы. Совету была показана «схема комплексной градостроительной реорганизации и развития территории», состоящая из множества планов и выкладок – стенды заняли почти всю стену довольно-таки большого зала дома на Брестской. У авторского коллектива два руководителя – А.В. Кузьмин и Ю.П. Платонов. Первый из них, главный архитектор города, рассказал о проекте.

По словам главного архитектора, территория включает более 450 памятников и более 260 объектов исторической застройки – и все они учтены в схеме, и всех их в ходе реализации замысла собираются «привести в надлежащий вид». «Маршрут» начинается от Донского монастыря, захватывает Нескучный сад, переходит к набережной. Здесь, на набережной, среди зеленой зоны находится автозаправка, которую планируется снести и устроить на ее месте сквер, а в сквере, по специальному пожеланию Международной академии архитектуры – что специально подчеркнул А.В. Кузьмин, планируется соорудить копию павильона СССР на парижской выставке 1925 года Константина Мельникова. Заметим,что в 1920-е гг. в этом районе находился один мельниковский павильон, но только другой – павильон «Махорка», сделанный знаменитым архитектором авангарда для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, находившееся на территории нынешнего парка Горького. Так что если павильон восстановят, то не тот и не там, но в самых общих чертах «гений места» пойман верно.

Среди внушающих суеверный трепет скрупулезных градостроительных выкладок на стендах также присутствовали некоторые проекты, пребывающие пока что в эмбриональном состоянии, но даже в таком виде некоторые их них сложно не заметить. Перед въездом на площадь Гагарина со стороны области есть идея соорудить гигантский предмет, в высоту раза 3-4 больше стоящего там памятника первому космонавту. Что это такое, со стороны понять непросто – внизу пологий проезд для машин, вверху круглое отверстие диаметром с проспект под ним, этакий окуляр для гигантского «ока». Два источника глубоко самобытного произведения очевидны – это арка Дефанса в Париже и стоящий невдалеке дом Академии наук, золотистая верхняя которого в просторечии именуется «мозгами». Предполагаемая арка-бублик покрыта геометрическими узорами, которые можно было бы назвать ювелирными, если бы не возможные размеры сооружения.

После Нескучного сада маршрут пересекает Москва-реку по Фрунзенскому мосту, проходит через район, когда-то бывший Девичьим полем, мимо Хамовнических казарм и усадьбы Трубецких (парка им. Мандельштама). Это дает повод надеяться, что казармы, одному из корпусов которых с осени прошедшего года грозит разборка, таким образом попадут в поле пристального внимания и с ними все теперь будет хорошо. Далее на Плющиху – и здесь маршрут планируют проложить не по загруженным транспортом улицам, а по переулкам, что вызвало некоторые возражения у присутствовавших на совете – т.к. прокладка по дворам какой-либо новой трассы грозит нарушением городской ткани.

Затем, пересекая по Андреевскому мосту реку еще раз, трасса оказывается в рядом с Киевским вокзалом – в районе, где некоторые объекты, входящие в этот градостроительно-туристический мега-проект, уже построены: это площадь Европы и недавно завершенное здание перед вокзалом. Помимо того, что уже есть, слева от здания вокзала, со стороны реки собираются построить торговый комплекс «Портал» с четырьмя этажами подземной парковки и приземистой квадратной аркой стеклянного магазина сверху. На противоположной стороне Дорогомиловской построят еще одну «арку» квадратных же очертаний и побольше, ориентированную вдоль этой улицы, но поперек Украинского бульвара, который здесь начинается – деловой центр «Триумфальная арка». Бульвар – продолжение маршрута, его сохранят как есть до пересечения с Кутузовским проспектом, а далее соорудят что-то полуподземное со сквером на крыше. Над рекой запланирован сильно изогнутый пешеходный мост в сторону Сити. Различные части этого «маршрута» время от времени выносятся на общественный совет и – в данном случае представленная градостроительная схема прошла согласование.

Следующий рассмотренный проект логически продолжил тему, потому что его участок расположен на Лужнецкой набережной (вл.2/4, 10А) вблизи Нескучного сада, откуда начинается описанный выше «туристический маршрут». Это многофункциональный комплекс на месте двух выводимых из центра города заводов – «Гелиймаш» и «Союз» (инвесторы строительства «Микарс-Групп» и «Абсолют Девелопмент»). От «Гелиймаша» здесь останется только НИИ. Некоторая часть построенного отойдет к спортомплексу в Лужниках.
Большой трапециевидный участок напротив стоящего на другом берегу Андреевского монастыря, между рекой, Комсомольским проспектом и 3-м кольцом, займет многофункциональный комплекс (апартаменты, офисы, инфраструктура). Его авторы – А.В. Кузьмин, А.В. Боков, М.В. Крышталь, М.М. Асадова. Комплекс состоит из относительно высокого здания, изгиб которого вторит перекрестку трасс, и веера  корпусов, общий абрис которых напоминает шестипалую руку, "пальцы" которой полого понижаются в сторону реки. Между двумя основными группами образуется овальная площадь, потому что корпус в месте запястья воображаемой руки тоже изгибается, только в обратном направлении. Весь комплекс очень ступенчатый, в максимальной отметке – 19 этажей, в минимальной – 4. Раньше было 20 и 5, однако этот проект рассматривается повторно и на предыдущем совете авторам рекомендовали уменьшить общую площадь, что и было сделано – с 405 до 350 тысяч кв. метров.
Главной темой обсуждения стали вопросы сохранения застройки по контурам участка - памятников здесь нет, однако со стороны 3 кольца есть одно здание, которое уже решено сохранить (к слову заметим, что на макете его не оказалось - видимо, как было сказано, потерялось по дороге). Сейчас идет речь о том, чтобы сохранить некоторые исторические здания со стороны реки. Проект, пока на уровне градостроительной концепции, утвердили с пожеланием еще немного понизить объемы при набережной и раскрыть перспективу на монастырь, которая, впрочем, и так уже была задумана – в виде проходов в дуге за малыми корпусами.

Затем обсуждались два проекта, которые, несмотря на разные художественные решения, содержат в себе похожие проблемы. Дело в том, что многие общественно-нужные городу стройки сейчас ведутся за счет инвесторов, которые, в свою очередь, окупают расходы путем строительства рядом чего-нибудь выгодного – офисов или дорогих квартир. В силу некоторых причин коммерческих площадей обычно оказывается ощутимо больше, чем тех, с которых все начиналось. На заседании обсуждались две такие ситуации.

Первая – проект «Храма детства» через дорогу от театра зверей имени Дурова. Этому проекту пять лет, здесь сменилось 5 инвесторов, и его дважды изменяли. «Храм» – это что-то подобное дому пионеров нашего времени: на первом этаже православный центр, сбоку шатровая часовня. На втором актовый зал, на третьем кружки. Трехэтажный детский центр (=«храм»), инициатор устройства которого – театр им.Дурова, на макете вытянут по самому краю участка вдоль Октябрьской улицы до Олимпийского проспекта и очертаниями похож на театр. Детский центр займет место немногим большее, чем то, что занимает сейчас расположенная там бензозаправка. За ним появится здание по высоте в три раза, а по площади – примерно в 8 раз больше «храма». Его функция, в частности, обсуждалась на совете – А.В. Кузьмин сообщил, что инвестор согласился с тем, чтобы, следуя недавнему постановлению мэра об уменьшении офисных площадей в центре, заменить часть офисов на жилые апартаменты. Однако на показанных таблицах этого изменения не обнаружилось; что, в конце концов, представитель инвестора признал в своем выступлении досадной ошибкой. Однако не это стало основной проблемой, а непропорциональное соотношение между основной, детской, и коммерческой – инвестиционной площадью. Последней значительно больше, кроме того, проект «залез» по краям в охранную зону Екатерининского парка. Ни замечательное исполнение хороших стихов, ни просьбы («…у нас хороший инвестор») не смогли склонить решение в положительную сторону – хотя инвестор, например, уже отремонтировал «конюшню» театра. Проект был снят с рассмотрения: как резюмировал первый зам. мэра Юрий Росляк, «объем инвестиционного строительства недопустим». Границы рекомендовали отодвинуть, высотность – понизить.

12 апреля рассматривалась только часть большого проекта. Его вторая половина относится к противоположной стороне Олимпийского проспекта – на углу которого на месте газона планируется поставить многоэтажную башню, а дальше – новые корпуса мечети. Все вместе объединит театр песни Надежды Бабкиной, телеканал ОРТ и мусульманский центр. Между двумя половинками перекинут мостик на высоте 5,5 м над проспектом – который в итоге должен стать переходом к также еще не построенной станции метро «Суворовская», расположенной, правда, несколько в стороне от комплекса. Кроме всего перечисленного, движение по Олимпийскому проспекту станет односторонним, судя по всему, в сторону пригорода.

Надо сказать, что сами по себе показанные объемы (руководитель авторского коллектива А.В. Боков) выглядят достаточно привлекательно – детский центр «отвечает» театру, коммерческий корпус обращен гибкой подковой в сторону парка; между крыльями над внутренним двором задуманы тонкие переходы, созвучные дорожке над проспектом. Хотя нельзя не признать, что новые здания закроют собой мрачноватые, но по-своему эффектные семидесятнические постройки «Олимпийского» - встав пропилеями впереди, они заберут большую часть внимания на себя. 

Подобная ситуация повторилась в следующем сюжете, посвященном жилому комплексу «Рублевская ривьера», «прикрепленному» к кардиологическому центру, которым руководит академик Е.И.Чазов. Медицинский центр ждет расширения: показанный проект предполагает строительство реабилитационно-гериатрического центра (то есть для реабилитации после операций на сердце и для медицинского наблюдения за пожилыми людьми). Во время обсуждения также упоминались гостиницы для родственников пациентов, то есть, например, для родителей попавших в больницу детей. Идея реабилитационного центра существует уже давно, только раньше, в начале 1970-х, его пытались строить на субботниках, и ничего толком не построили. Теперь центр нашел инвестора, цена инвестиций – жилой комплекс из трех башен по 45 этажей (главное здание МГУ – 38 этажей, сказал Ю.П. Бочаров, резко выступивший против проекта). Они принесли роскошный макет, не картонный и не пенопластовый, а деревянный. Башни одинаковые, полукруглых очертаний, поставлены немного под углом к шоссе и параллельно друг другу, в традициях 1980-х. Их общий объем – 200 тыс. кв. метров, по словам А.В. Кузьмина: нормальный микрорайон, архитектурно эта точка на плане обозначена как место, где возможно вертикальное строительство; в прошлый раз было замечание о тяжести форм, теперь формы легче, а угол постановки башен можно вынести на архитектурный совет; транспортных проблем нет.

Однако проект вызвал массу возражений. Прежде всего, многие присутствующие высказали сомнение в том, что здесь нет транспортных проблем. Дорога нужна для быстрого подъезда к больнице, недалеко – торговый центр (спроектированный Борисом Левянтом); кроме того, здесь не предусмотрено достаточного общественного транспорта. Мнения разделились: с одной стороны, вроде бы все так, а с другой – больничная дорога закрытая, торговый центр удачно спроектирован и расположен, пробок здесь не бывает, а цены на жилье здесь будут, видимо, такие, что предположить для хозяев квартир поездки на общественном транспорте было бы сложно. Возник спор о том, будут ли загораживать дома солнечный свет больнице. Ю.П. Гнедовский предложил не делать башни равными по высоте. Но основным возражением оказался сам факт размещения большого жилого комплекса в этом районе, предназначенном для реабилитационного центра («…и рядом ЦКБ…»).

Зам. гендиректора кардиоцентра просил поддержать проект, говорил, что с трудом нашли этих инвесторов, а без них, «субботниками» - центр не построить. Представитель инвестора («Миракс-проект») напомнил, что у него есть распоряжение мэра и Росимущества. Однако проект вновь отправили на повторное рассмотрение. Напомним, что он обсуждался на совете 28 декабря 2006 - тогда мэр сказал, что инвестиционное жилье здесь быть может, но не в таких объемах и просил не портить пейзаж одинаковыми башнями. Решение заместителя мэра оказалось двойственным: жилые дома не отменены, а отправилены на дополнительное согласование со словами, что на этой территории «должна быть продолжена функция медицинского центра», однако же архитектуру, несмотря ни на что, все же будут обсуждать на архитектурном совете.

Заседание завершилось проектом размещения памятника защитникам Москвы и панорамы об этом событии на аллее того же имени. Аллея идет от музея Поклонной горы к пересечению Кутузовского проспекта и Минской улицы и на ней со времени открытия парка лежит камень с надписью о том, что памятник будет установлен. Фактически, на обсуждение был вынесен только один вопрос – стоит ли объединять тему защиты Москвы в одном месте и, хотя авторы предложили три варианта размещения памятника – поближе, подальше и посередине, А.В. Кузьмин предложил рассматривать тему в целом, чтобы не стеснять творчества будущих создателей памятника. Единственное возражение высказал С.Г. Петров, предложивший поставить памятник поближе, перед музеем, а не за ним. Других пожеланий не возникло и варианты были приняты все вместе.

Общественный совет при мэре Москвы 12 апреля 2007 г.
первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк на общественном совете при мэре Москвы 12.04.2007. Справа - архитектор Ю.П. Платонов, один из двух главных авторов проекта туристического маршрута из Нескучного сада в Сити
Схема комплексной градостроительной реорганизации и развития территорий формирования пешеходного туристического маршрута "Нескучный сад – ММДЦ «Москва-Сити», ЦАО. ГУП НИиПИ Генплана, ООО «ТПО-5 Бюро Платонова». А.В. Кузьмин (рук. авт. коллектива), Ю.П. Платонов (рук. авт. коллектива), О.А. Баевский, Н.В. Чекашева, Т.А. Стецюк, М.М. Поздеева, Л. Бехтина
Павильон К. Мельникова для парижской выставки 1925 г. на месте заправки рядом с Нескучным садом. Визуализация
zooming
Арка на площади Гагарина (проект). Один из проектов, входящих в состав градостроительной реогранизации
Многофункциональный общественно-жилой комплекс на Саввинской набережной - часть проектов, входящих в планы градостроительной реорганизации территории от Нескучного сада до Сити
zooming
Арка на площади Гагарина (проект) - слева. Здание Академии наук - справа
zooming
Торговый центр на площади Европы (проект)
Пешеходный мост, соединяющий Украинский бульвар и ММДЦ Москва-Сити
zooming
Разработка единой градостроительной концепции Лужнецкой набережной, вл. 2/4 и 10А. «Моспроект-4», мастерская №7. А.В. Кузьмин, А.В. Боков, М.В. Крышталь, М.М. Асадова
Комплекс на Лужнецкой набережной. Макет
Комплекс на Лужнецкой набережной. Макет
Комплекс на Лужнецокй набережной. Макет. Вид со стороны Комсомольсого проспекта в сторону Андреевского монастыря
Предпроектное предложение на строительство многофункционального офисно-делового центра с торговыми помещениями, апартаментами и комплексом «Храм детства» по адресу: ул. Дурова, вл. 3 в составе общей планировочной композиции Олимпийского проспекта, ЦАО. «Моспроект-4», маст. №10. А.В. Боков (рук. авт. коллектива), Е.И. Хализов, А.А. Шавыренкова
Часть, обсуждавшаяся на совете 12.04.2007 – слева
Макет части комплекса, обсуждавшейся на совете. Справа «Храм детства», слева – офисно-деловой центр
Чтение стихов на обсуждении «Храма детства»
zooming
«Храм детства» на первом плане (слева часовня), на втором – офисно-деловой центр. Визуализация
Предпроектное объемно-градостроительное предложение по строительству реабилитационно-гериатрического комплекса «Центр здоровья» в части жилого комплекса с подземной автостоянкой по адресу 3-я Черепковская улица, вл.15, ЗАО. Проектная организация: ООО «Миракс-проект». Авторы: В.П. Штеллер, В.М. Кучинский, Н.Е. Нояченко, С.В. Шалимов, И.В. Бирюкова
Макет. Справа – медицинский центр, слева – три жилые «башни», которые были представлены совету
«Центр здоровья» на Рублевском шоссе и «Рублевская ривьера»
Варианты размещения на территории Поклонной горы мемориально-музейного комплекса, посвященного защитникам Москвы в 1941-1942 гг., ЗАО. Проектная организация – ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. Авторы: М.М. Посохин (рук. авт. коллектива), М.Р. Морина, О.Л. Жибутович
Указка показывает начало аллеи Защитников Москвы

13 Апреля 2007

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.