Общественный совет при мэре Москвы 12 апреля 2007 г.

На прошедшем вчера совете обсуждали: проект градостроительного преобразования районов от Нескучного сада до ММДЦ "Москва-Сити", комлекс на Лужнецкой набережной (А.Боков), "Храм детства" рядом с уголком им. Дурова (А.Боков), жилые башни "Рублевская ривьера" и место размещения памятника защитникам Москвы на Поклонной горе. Утверждено три из представленных шести проектов

mainImg

Общественный совет 12 апреля прошел без мэра Москвы, вместо которого представленные проекты оценивал его первый заместитель Юрий Росляк. Один из шести заявленных в повестке заседания проектов, торгово-гостиничный комплекс в районе Новохохловской улицы, отклонили за «срыв подготовки материалов», осталось пять.

Первым совет рассматривал один из самых крупных на сегодня столичных градостроительных замыслов – «пешеходный туристический маршрут» от Нескучного сада до ММДЦ «Москва-Сити». Тема обсуждается как минимум шесть лет, начиная с Общественного совета при мэре 8 декабря 2000 г., когда был одобрен проект Ю.П. Платонова «Стеклянные улицы», который стал основой масштабного градостроительного проекта, охватывающего, по нашим очень приблизительным подсчетам, не менее пятой части исторической Москвы. Совету была показана «схема комплексной градостроительной реорганизации и развития территории», состоящая из множества планов и выкладок – стенды заняли почти всю стену довольно-таки большого зала дома на Брестской. У авторского коллектива два руководителя – А.В. Кузьмин и Ю.П. Платонов. Первый из них, главный архитектор города, рассказал о проекте.

По словам главного архитектора, территория включает более 450 памятников и более 260 объектов исторической застройки – и все они учтены в схеме, и всех их в ходе реализации замысла собираются «привести в надлежащий вид». «Маршрут» начинается от Донского монастыря, захватывает Нескучный сад, переходит к набережной. Здесь, на набережной, среди зеленой зоны находится автозаправка, которую планируется снести и устроить на ее месте сквер, а в сквере, по специальному пожеланию Международной академии архитектуры – что специально подчеркнул А.В. Кузьмин, планируется соорудить копию павильона СССР на парижской выставке 1925 года Константина Мельникова. Заметим,что в 1920-е гг. в этом районе находился один мельниковский павильон, но только другой – павильон «Махорка», сделанный знаменитым архитектором авангарда для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, находившееся на территории нынешнего парка Горького. Так что если павильон восстановят, то не тот и не там, но в самых общих чертах «гений места» пойман верно.

Среди внушающих суеверный трепет скрупулезных градостроительных выкладок на стендах также присутствовали некоторые проекты, пребывающие пока что в эмбриональном состоянии, но даже в таком виде некоторые их них сложно не заметить. Перед въездом на площадь Гагарина со стороны области есть идея соорудить гигантский предмет, в высоту раза 3-4 больше стоящего там памятника первому космонавту. Что это такое, со стороны понять непросто – внизу пологий проезд для машин, вверху круглое отверстие диаметром с проспект под ним, этакий окуляр для гигантского «ока». Два источника глубоко самобытного произведения очевидны – это арка Дефанса в Париже и стоящий невдалеке дом Академии наук, золотистая верхняя которого в просторечии именуется «мозгами». Предполагаемая арка-бублик покрыта геометрическими узорами, которые можно было бы назвать ювелирными, если бы не возможные размеры сооружения.

После Нескучного сада маршрут пересекает Москва-реку по Фрунзенскому мосту, проходит через район, когда-то бывший Девичьим полем, мимо Хамовнических казарм и усадьбы Трубецких (парка им. Мандельштама). Это дает повод надеяться, что казармы, одному из корпусов которых с осени прошедшего года грозит разборка, таким образом попадут в поле пристального внимания и с ними все теперь будет хорошо. Далее на Плющиху – и здесь маршрут планируют проложить не по загруженным транспортом улицам, а по переулкам, что вызвало некоторые возражения у присутствовавших на совете – т.к. прокладка по дворам какой-либо новой трассы грозит нарушением городской ткани.

Затем, пересекая по Андреевскому мосту реку еще раз, трасса оказывается в рядом с Киевским вокзалом – в районе, где некоторые объекты, входящие в этот градостроительно-туристический мега-проект, уже построены: это площадь Европы и недавно завершенное здание перед вокзалом. Помимо того, что уже есть, слева от здания вокзала, со стороны реки собираются построить торговый комплекс «Портал» с четырьмя этажами подземной парковки и приземистой квадратной аркой стеклянного магазина сверху. На противоположной стороне Дорогомиловской построят еще одну «арку» квадратных же очертаний и побольше, ориентированную вдоль этой улицы, но поперек Украинского бульвара, который здесь начинается – деловой центр «Триумфальная арка». Бульвар – продолжение маршрута, его сохранят как есть до пересечения с Кутузовским проспектом, а далее соорудят что-то полуподземное со сквером на крыше. Над рекой запланирован сильно изогнутый пешеходный мост в сторону Сити. Различные части этого «маршрута» время от времени выносятся на общественный совет и – в данном случае представленная градостроительная схема прошла согласование.

Следующий рассмотренный проект логически продолжил тему, потому что его участок расположен на Лужнецкой набережной (вл.2/4, 10А) вблизи Нескучного сада, откуда начинается описанный выше «туристический маршрут». Это многофункциональный комплекс на месте двух выводимых из центра города заводов – «Гелиймаш» и «Союз» (инвесторы строительства «Микарс-Групп» и «Абсолют Девелопмент»). От «Гелиймаша» здесь останется только НИИ. Некоторая часть построенного отойдет к спортомплексу в Лужниках.
Большой трапециевидный участок напротив стоящего на другом берегу Андреевского монастыря, между рекой, Комсомольским проспектом и 3-м кольцом, займет многофункциональный комплекс (апартаменты, офисы, инфраструктура). Его авторы – А.В. Кузьмин, А.В. Боков, М.В. Крышталь, М.М. Асадова. Комплекс состоит из относительно высокого здания, изгиб которого вторит перекрестку трасс, и веера  корпусов, общий абрис которых напоминает шестипалую руку, "пальцы" которой полого понижаются в сторону реки. Между двумя основными группами образуется овальная площадь, потому что корпус в месте запястья воображаемой руки тоже изгибается, только в обратном направлении. Весь комплекс очень ступенчатый, в максимальной отметке – 19 этажей, в минимальной – 4. Раньше было 20 и 5, однако этот проект рассматривается повторно и на предыдущем совете авторам рекомендовали уменьшить общую площадь, что и было сделано – с 405 до 350 тысяч кв. метров.
Главной темой обсуждения стали вопросы сохранения застройки по контурам участка - памятников здесь нет, однако со стороны 3 кольца есть одно здание, которое уже решено сохранить (к слову заметим, что на макете его не оказалось - видимо, как было сказано, потерялось по дороге). Сейчас идет речь о том, чтобы сохранить некоторые исторические здания со стороны реки. Проект, пока на уровне градостроительной концепции, утвердили с пожеланием еще немного понизить объемы при набережной и раскрыть перспективу на монастырь, которая, впрочем, и так уже была задумана – в виде проходов в дуге за малыми корпусами.

Затем обсуждались два проекта, которые, несмотря на разные художественные решения, содержат в себе похожие проблемы. Дело в том, что многие общественно-нужные городу стройки сейчас ведутся за счет инвесторов, которые, в свою очередь, окупают расходы путем строительства рядом чего-нибудь выгодного – офисов или дорогих квартир. В силу некоторых причин коммерческих площадей обычно оказывается ощутимо больше, чем тех, с которых все начиналось. На заседании обсуждались две такие ситуации.

Первая – проект «Храма детства» через дорогу от театра зверей имени Дурова. Этому проекту пять лет, здесь сменилось 5 инвесторов, и его дважды изменяли. «Храм» – это что-то подобное дому пионеров нашего времени: на первом этаже православный центр, сбоку шатровая часовня. На втором актовый зал, на третьем кружки. Трехэтажный детский центр (=«храм»), инициатор устройства которого – театр им.Дурова, на макете вытянут по самому краю участка вдоль Октябрьской улицы до Олимпийского проспекта и очертаниями похож на театр. Детский центр займет место немногим большее, чем то, что занимает сейчас расположенная там бензозаправка. За ним появится здание по высоте в три раза, а по площади – примерно в 8 раз больше «храма». Его функция, в частности, обсуждалась на совете – А.В. Кузьмин сообщил, что инвестор согласился с тем, чтобы, следуя недавнему постановлению мэра об уменьшении офисных площадей в центре, заменить часть офисов на жилые апартаменты. Однако на показанных таблицах этого изменения не обнаружилось; что, в конце концов, представитель инвестора признал в своем выступлении досадной ошибкой. Однако не это стало основной проблемой, а непропорциональное соотношение между основной, детской, и коммерческой – инвестиционной площадью. Последней значительно больше, кроме того, проект «залез» по краям в охранную зону Екатерининского парка. Ни замечательное исполнение хороших стихов, ни просьбы («…у нас хороший инвестор») не смогли склонить решение в положительную сторону – хотя инвестор, например, уже отремонтировал «конюшню» театра. Проект был снят с рассмотрения: как резюмировал первый зам. мэра Юрий Росляк, «объем инвестиционного строительства недопустим». Границы рекомендовали отодвинуть, высотность – понизить.

12 апреля рассматривалась только часть большого проекта. Его вторая половина относится к противоположной стороне Олимпийского проспекта – на углу которого на месте газона планируется поставить многоэтажную башню, а дальше – новые корпуса мечети. Все вместе объединит театр песни Надежды Бабкиной, телеканал ОРТ и мусульманский центр. Между двумя половинками перекинут мостик на высоте 5,5 м над проспектом – который в итоге должен стать переходом к также еще не построенной станции метро «Суворовская», расположенной, правда, несколько в стороне от комплекса. Кроме всего перечисленного, движение по Олимпийскому проспекту станет односторонним, судя по всему, в сторону пригорода.

Надо сказать, что сами по себе показанные объемы (руководитель авторского коллектива А.В. Боков) выглядят достаточно привлекательно – детский центр «отвечает» театру, коммерческий корпус обращен гибкой подковой в сторону парка; между крыльями над внутренним двором задуманы тонкие переходы, созвучные дорожке над проспектом. Хотя нельзя не признать, что новые здания закроют собой мрачноватые, но по-своему эффектные семидесятнические постройки «Олимпийского» - встав пропилеями впереди, они заберут большую часть внимания на себя. 

Подобная ситуация повторилась в следующем сюжете, посвященном жилому комплексу «Рублевская ривьера», «прикрепленному» к кардиологическому центру, которым руководит академик Е.И.Чазов. Медицинский центр ждет расширения: показанный проект предполагает строительство реабилитационно-гериатрического центра (то есть для реабилитации после операций на сердце и для медицинского наблюдения за пожилыми людьми). Во время обсуждения также упоминались гостиницы для родственников пациентов, то есть, например, для родителей попавших в больницу детей. Идея реабилитационного центра существует уже давно, только раньше, в начале 1970-х, его пытались строить на субботниках, и ничего толком не построили. Теперь центр нашел инвестора, цена инвестиций – жилой комплекс из трех башен по 45 этажей (главное здание МГУ – 38 этажей, сказал Ю.П. Бочаров, резко выступивший против проекта). Они принесли роскошный макет, не картонный и не пенопластовый, а деревянный. Башни одинаковые, полукруглых очертаний, поставлены немного под углом к шоссе и параллельно друг другу, в традициях 1980-х. Их общий объем – 200 тыс. кв. метров, по словам А.В. Кузьмина: нормальный микрорайон, архитектурно эта точка на плане обозначена как место, где возможно вертикальное строительство; в прошлый раз было замечание о тяжести форм, теперь формы легче, а угол постановки башен можно вынести на архитектурный совет; транспортных проблем нет.

Однако проект вызвал массу возражений. Прежде всего, многие присутствующие высказали сомнение в том, что здесь нет транспортных проблем. Дорога нужна для быстрого подъезда к больнице, недалеко – торговый центр (спроектированный Борисом Левянтом); кроме того, здесь не предусмотрено достаточного общественного транспорта. Мнения разделились: с одной стороны, вроде бы все так, а с другой – больничная дорога закрытая, торговый центр удачно спроектирован и расположен, пробок здесь не бывает, а цены на жилье здесь будут, видимо, такие, что предположить для хозяев квартир поездки на общественном транспорте было бы сложно. Возник спор о том, будут ли загораживать дома солнечный свет больнице. Ю.П. Гнедовский предложил не делать башни равными по высоте. Но основным возражением оказался сам факт размещения большого жилого комплекса в этом районе, предназначенном для реабилитационного центра («…и рядом ЦКБ…»).

Зам. гендиректора кардиоцентра просил поддержать проект, говорил, что с трудом нашли этих инвесторов, а без них, «субботниками» - центр не построить. Представитель инвестора («Миракс-проект») напомнил, что у него есть распоряжение мэра и Росимущества. Однако проект вновь отправили на повторное рассмотрение. Напомним, что он обсуждался на совете 28 декабря 2006 - тогда мэр сказал, что инвестиционное жилье здесь быть может, но не в таких объемах и просил не портить пейзаж одинаковыми башнями. Решение заместителя мэра оказалось двойственным: жилые дома не отменены, а отправилены на дополнительное согласование со словами, что на этой территории «должна быть продолжена функция медицинского центра», однако же архитектуру, несмотря ни на что, все же будут обсуждать на архитектурном совете.

Заседание завершилось проектом размещения памятника защитникам Москвы и панорамы об этом событии на аллее того же имени. Аллея идет от музея Поклонной горы к пересечению Кутузовского проспекта и Минской улицы и на ней со времени открытия парка лежит камень с надписью о том, что памятник будет установлен. Фактически, на обсуждение был вынесен только один вопрос – стоит ли объединять тему защиты Москвы в одном месте и, хотя авторы предложили три варианта размещения памятника – поближе, подальше и посередине, А.В. Кузьмин предложил рассматривать тему в целом, чтобы не стеснять творчества будущих создателей памятника. Единственное возражение высказал С.Г. Петров, предложивший поставить памятник поближе, перед музеем, а не за ним. Других пожеланий не возникло и варианты были приняты все вместе.

Общественный совет при мэре Москвы 12 апреля 2007 г.
первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк на общественном совете при мэре Москвы 12.04.2007. Справа - архитектор Ю.П. Платонов, один из двух главных авторов проекта туристического маршрута из Нескучного сада в Сити
Схема комплексной градостроительной реорганизации и развития территорий формирования пешеходного туристического маршрута "Нескучный сад – ММДЦ «Москва-Сити», ЦАО. ГУП НИиПИ Генплана, ООО «ТПО-5 Бюро Платонова». А.В. Кузьмин (рук. авт. коллектива), Ю.П. Платонов (рук. авт. коллектива), О.А. Баевский, Н.В. Чекашева, Т.А. Стецюк, М.М. Поздеева, Л. Бехтина
Павильон К. Мельникова для парижской выставки 1925 г. на месте заправки рядом с Нескучным садом. Визуализация
zooming
Арка на площади Гагарина (проект). Один из проектов, входящих в состав градостроительной реогранизации
Многофункциональный общественно-жилой комплекс на Саввинской набережной - часть проектов, входящих в планы градостроительной реорганизации территории от Нескучного сада до Сити
zooming
Арка на площади Гагарина (проект) - слева. Здание Академии наук - справа
zooming
Торговый центр на площади Европы (проект)
Пешеходный мост, соединяющий Украинский бульвар и ММДЦ Москва-Сити
zooming
Разработка единой градостроительной концепции Лужнецкой набережной, вл. 2/4 и 10А. «Моспроект-4», мастерская №7. А.В. Кузьмин, А.В. Боков, М.В. Крышталь, М.М. Асадова
Комплекс на Лужнецкой набережной. Макет
Комплекс на Лужнецкой набережной. Макет
Комплекс на Лужнецокй набережной. Макет. Вид со стороны Комсомольсого проспекта в сторону Андреевского монастыря
Предпроектное предложение на строительство многофункционального офисно-делового центра с торговыми помещениями, апартаментами и комплексом «Храм детства» по адресу: ул. Дурова, вл. 3 в составе общей планировочной композиции Олимпийского проспекта, ЦАО. «Моспроект-4», маст. №10. А.В. Боков (рук. авт. коллектива), Е.И. Хализов, А.А. Шавыренкова
Часть, обсуждавшаяся на совете 12.04.2007 – слева
Макет части комплекса, обсуждавшейся на совете. Справа «Храм детства», слева – офисно-деловой центр
Чтение стихов на обсуждении «Храма детства»
zooming
«Храм детства» на первом плане (слева часовня), на втором – офисно-деловой центр. Визуализация
Предпроектное объемно-градостроительное предложение по строительству реабилитационно-гериатрического комплекса «Центр здоровья» в части жилого комплекса с подземной автостоянкой по адресу 3-я Черепковская улица, вл.15, ЗАО. Проектная организация: ООО «Миракс-проект». Авторы: В.П. Штеллер, В.М. Кучинский, Н.Е. Нояченко, С.В. Шалимов, И.В. Бирюкова
Макет. Справа – медицинский центр, слева – три жилые «башни», которые были представлены совету
«Центр здоровья» на Рублевском шоссе и «Рублевская ривьера»
Варианты размещения на территории Поклонной горы мемориально-музейного комплекса, посвященного защитникам Москвы в 1941-1942 гг., ЗАО. Проектная организация – ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. Авторы: М.М. Посохин (рук. авт. коллектива), М.Р. Морина, О.Л. Жибутович
Указка показывает начало аллеи Защитников Москвы

13 Апреля 2007

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.