Общественный совет при мэре Москвы 12 апреля 2007 г.

На прошедшем вчера совете обсуждали: проект градостроительного преобразования районов от Нескучного сада до ММДЦ "Москва-Сити", комлекс на Лужнецкой набережной (А.Боков), "Храм детства" рядом с уголком им. Дурова (А.Боков), жилые башни "Рублевская ривьера" и место размещения памятника защитникам Москвы на Поклонной горе. Утверждено три из представленных шести проектов

mainImg

Общественный совет 12 апреля прошел без мэра Москвы, вместо которого представленные проекты оценивал его первый заместитель Юрий Росляк. Один из шести заявленных в повестке заседания проектов, торгово-гостиничный комплекс в районе Новохохловской улицы, отклонили за «срыв подготовки материалов», осталось пять.

Первым совет рассматривал один из самых крупных на сегодня столичных градостроительных замыслов – «пешеходный туристический маршрут» от Нескучного сада до ММДЦ «Москва-Сити». Тема обсуждается как минимум шесть лет, начиная с Общественного совета при мэре 8 декабря 2000 г., когда был одобрен проект Ю.П. Платонова «Стеклянные улицы», который стал основой масштабного градостроительного проекта, охватывающего, по нашим очень приблизительным подсчетам, не менее пятой части исторической Москвы. Совету была показана «схема комплексной градостроительной реорганизации и развития территории», состоящая из множества планов и выкладок – стенды заняли почти всю стену довольно-таки большого зала дома на Брестской. У авторского коллектива два руководителя – А.В. Кузьмин и Ю.П. Платонов. Первый из них, главный архитектор города, рассказал о проекте.

По словам главного архитектора, территория включает более 450 памятников и более 260 объектов исторической застройки – и все они учтены в схеме, и всех их в ходе реализации замысла собираются «привести в надлежащий вид». «Маршрут» начинается от Донского монастыря, захватывает Нескучный сад, переходит к набережной. Здесь, на набережной, среди зеленой зоны находится автозаправка, которую планируется снести и устроить на ее месте сквер, а в сквере, по специальному пожеланию Международной академии архитектуры – что специально подчеркнул А.В. Кузьмин, планируется соорудить копию павильона СССР на парижской выставке 1925 года Константина Мельникова. Заметим,что в 1920-е гг. в этом районе находился один мельниковский павильон, но только другой – павильон «Махорка», сделанный знаменитым архитектором авангарда для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, находившееся на территории нынешнего парка Горького. Так что если павильон восстановят, то не тот и не там, но в самых общих чертах «гений места» пойман верно.

Среди внушающих суеверный трепет скрупулезных градостроительных выкладок на стендах также присутствовали некоторые проекты, пребывающие пока что в эмбриональном состоянии, но даже в таком виде некоторые их них сложно не заметить. Перед въездом на площадь Гагарина со стороны области есть идея соорудить гигантский предмет, в высоту раза 3-4 больше стоящего там памятника первому космонавту. Что это такое, со стороны понять непросто – внизу пологий проезд для машин, вверху круглое отверстие диаметром с проспект под ним, этакий окуляр для гигантского «ока». Два источника глубоко самобытного произведения очевидны – это арка Дефанса в Париже и стоящий невдалеке дом Академии наук, золотистая верхняя которого в просторечии именуется «мозгами». Предполагаемая арка-бублик покрыта геометрическими узорами, которые можно было бы назвать ювелирными, если бы не возможные размеры сооружения.

После Нескучного сада маршрут пересекает Москва-реку по Фрунзенскому мосту, проходит через район, когда-то бывший Девичьим полем, мимо Хамовнических казарм и усадьбы Трубецких (парка им. Мандельштама). Это дает повод надеяться, что казармы, одному из корпусов которых с осени прошедшего года грозит разборка, таким образом попадут в поле пристального внимания и с ними все теперь будет хорошо. Далее на Плющиху – и здесь маршрут планируют проложить не по загруженным транспортом улицам, а по переулкам, что вызвало некоторые возражения у присутствовавших на совете – т.к. прокладка по дворам какой-либо новой трассы грозит нарушением городской ткани.

Затем, пересекая по Андреевскому мосту реку еще раз, трасса оказывается в рядом с Киевским вокзалом – в районе, где некоторые объекты, входящие в этот градостроительно-туристический мега-проект, уже построены: это площадь Европы и недавно завершенное здание перед вокзалом. Помимо того, что уже есть, слева от здания вокзала, со стороны реки собираются построить торговый комплекс «Портал» с четырьмя этажами подземной парковки и приземистой квадратной аркой стеклянного магазина сверху. На противоположной стороне Дорогомиловской построят еще одну «арку» квадратных же очертаний и побольше, ориентированную вдоль этой улицы, но поперек Украинского бульвара, который здесь начинается – деловой центр «Триумфальная арка». Бульвар – продолжение маршрута, его сохранят как есть до пересечения с Кутузовским проспектом, а далее соорудят что-то полуподземное со сквером на крыше. Над рекой запланирован сильно изогнутый пешеходный мост в сторону Сити. Различные части этого «маршрута» время от времени выносятся на общественный совет и – в данном случае представленная градостроительная схема прошла согласование.

Следующий рассмотренный проект логически продолжил тему, потому что его участок расположен на Лужнецкой набережной (вл.2/4, 10А) вблизи Нескучного сада, откуда начинается описанный выше «туристический маршрут». Это многофункциональный комплекс на месте двух выводимых из центра города заводов – «Гелиймаш» и «Союз» (инвесторы строительства «Микарс-Групп» и «Абсолют Девелопмент»). От «Гелиймаша» здесь останется только НИИ. Некоторая часть построенного отойдет к спортомплексу в Лужниках.
Большой трапециевидный участок напротив стоящего на другом берегу Андреевского монастыря, между рекой, Комсомольским проспектом и 3-м кольцом, займет многофункциональный комплекс (апартаменты, офисы, инфраструктура). Его авторы – А.В. Кузьмин, А.В. Боков, М.В. Крышталь, М.М. Асадова. Комплекс состоит из относительно высокого здания, изгиб которого вторит перекрестку трасс, и веера  корпусов, общий абрис которых напоминает шестипалую руку, "пальцы" которой полого понижаются в сторону реки. Между двумя основными группами образуется овальная площадь, потому что корпус в месте запястья воображаемой руки тоже изгибается, только в обратном направлении. Весь комплекс очень ступенчатый, в максимальной отметке – 19 этажей, в минимальной – 4. Раньше было 20 и 5, однако этот проект рассматривается повторно и на предыдущем совете авторам рекомендовали уменьшить общую площадь, что и было сделано – с 405 до 350 тысяч кв. метров.
Главной темой обсуждения стали вопросы сохранения застройки по контурам участка - памятников здесь нет, однако со стороны 3 кольца есть одно здание, которое уже решено сохранить (к слову заметим, что на макете его не оказалось - видимо, как было сказано, потерялось по дороге). Сейчас идет речь о том, чтобы сохранить некоторые исторические здания со стороны реки. Проект, пока на уровне градостроительной концепции, утвердили с пожеланием еще немного понизить объемы при набережной и раскрыть перспективу на монастырь, которая, впрочем, и так уже была задумана – в виде проходов в дуге за малыми корпусами.

Затем обсуждались два проекта, которые, несмотря на разные художественные решения, содержат в себе похожие проблемы. Дело в том, что многие общественно-нужные городу стройки сейчас ведутся за счет инвесторов, которые, в свою очередь, окупают расходы путем строительства рядом чего-нибудь выгодного – офисов или дорогих квартир. В силу некоторых причин коммерческих площадей обычно оказывается ощутимо больше, чем тех, с которых все начиналось. На заседании обсуждались две такие ситуации.

Первая – проект «Храма детства» через дорогу от театра зверей имени Дурова. Этому проекту пять лет, здесь сменилось 5 инвесторов, и его дважды изменяли. «Храм» – это что-то подобное дому пионеров нашего времени: на первом этаже православный центр, сбоку шатровая часовня. На втором актовый зал, на третьем кружки. Трехэтажный детский центр (=«храм»), инициатор устройства которого – театр им.Дурова, на макете вытянут по самому краю участка вдоль Октябрьской улицы до Олимпийского проспекта и очертаниями похож на театр. Детский центр займет место немногим большее, чем то, что занимает сейчас расположенная там бензозаправка. За ним появится здание по высоте в три раза, а по площади – примерно в 8 раз больше «храма». Его функция, в частности, обсуждалась на совете – А.В. Кузьмин сообщил, что инвестор согласился с тем, чтобы, следуя недавнему постановлению мэра об уменьшении офисных площадей в центре, заменить часть офисов на жилые апартаменты. Однако на показанных таблицах этого изменения не обнаружилось; что, в конце концов, представитель инвестора признал в своем выступлении досадной ошибкой. Однако не это стало основной проблемой, а непропорциональное соотношение между основной, детской, и коммерческой – инвестиционной площадью. Последней значительно больше, кроме того, проект «залез» по краям в охранную зону Екатерининского парка. Ни замечательное исполнение хороших стихов, ни просьбы («…у нас хороший инвестор») не смогли склонить решение в положительную сторону – хотя инвестор, например, уже отремонтировал «конюшню» театра. Проект был снят с рассмотрения: как резюмировал первый зам. мэра Юрий Росляк, «объем инвестиционного строительства недопустим». Границы рекомендовали отодвинуть, высотность – понизить.

12 апреля рассматривалась только часть большого проекта. Его вторая половина относится к противоположной стороне Олимпийского проспекта – на углу которого на месте газона планируется поставить многоэтажную башню, а дальше – новые корпуса мечети. Все вместе объединит театр песни Надежды Бабкиной, телеканал ОРТ и мусульманский центр. Между двумя половинками перекинут мостик на высоте 5,5 м над проспектом – который в итоге должен стать переходом к также еще не построенной станции метро «Суворовская», расположенной, правда, несколько в стороне от комплекса. Кроме всего перечисленного, движение по Олимпийскому проспекту станет односторонним, судя по всему, в сторону пригорода.

Надо сказать, что сами по себе показанные объемы (руководитель авторского коллектива А.В. Боков) выглядят достаточно привлекательно – детский центр «отвечает» театру, коммерческий корпус обращен гибкой подковой в сторону парка; между крыльями над внутренним двором задуманы тонкие переходы, созвучные дорожке над проспектом. Хотя нельзя не признать, что новые здания закроют собой мрачноватые, но по-своему эффектные семидесятнические постройки «Олимпийского» - встав пропилеями впереди, они заберут большую часть внимания на себя. 

Подобная ситуация повторилась в следующем сюжете, посвященном жилому комплексу «Рублевская ривьера», «прикрепленному» к кардиологическому центру, которым руководит академик Е.И.Чазов. Медицинский центр ждет расширения: показанный проект предполагает строительство реабилитационно-гериатрического центра (то есть для реабилитации после операций на сердце и для медицинского наблюдения за пожилыми людьми). Во время обсуждения также упоминались гостиницы для родственников пациентов, то есть, например, для родителей попавших в больницу детей. Идея реабилитационного центра существует уже давно, только раньше, в начале 1970-х, его пытались строить на субботниках, и ничего толком не построили. Теперь центр нашел инвестора, цена инвестиций – жилой комплекс из трех башен по 45 этажей (главное здание МГУ – 38 этажей, сказал Ю.П. Бочаров, резко выступивший против проекта). Они принесли роскошный макет, не картонный и не пенопластовый, а деревянный. Башни одинаковые, полукруглых очертаний, поставлены немного под углом к шоссе и параллельно друг другу, в традициях 1980-х. Их общий объем – 200 тыс. кв. метров, по словам А.В. Кузьмина: нормальный микрорайон, архитектурно эта точка на плане обозначена как место, где возможно вертикальное строительство; в прошлый раз было замечание о тяжести форм, теперь формы легче, а угол постановки башен можно вынести на архитектурный совет; транспортных проблем нет.

Однако проект вызвал массу возражений. Прежде всего, многие присутствующие высказали сомнение в том, что здесь нет транспортных проблем. Дорога нужна для быстрого подъезда к больнице, недалеко – торговый центр (спроектированный Борисом Левянтом); кроме того, здесь не предусмотрено достаточного общественного транспорта. Мнения разделились: с одной стороны, вроде бы все так, а с другой – больничная дорога закрытая, торговый центр удачно спроектирован и расположен, пробок здесь не бывает, а цены на жилье здесь будут, видимо, такие, что предположить для хозяев квартир поездки на общественном транспорте было бы сложно. Возник спор о том, будут ли загораживать дома солнечный свет больнице. Ю.П. Гнедовский предложил не делать башни равными по высоте. Но основным возражением оказался сам факт размещения большого жилого комплекса в этом районе, предназначенном для реабилитационного центра («…и рядом ЦКБ…»).

Зам. гендиректора кардиоцентра просил поддержать проект, говорил, что с трудом нашли этих инвесторов, а без них, «субботниками» - центр не построить. Представитель инвестора («Миракс-проект») напомнил, что у него есть распоряжение мэра и Росимущества. Однако проект вновь отправили на повторное рассмотрение. Напомним, что он обсуждался на совете 28 декабря 2006 - тогда мэр сказал, что инвестиционное жилье здесь быть может, но не в таких объемах и просил не портить пейзаж одинаковыми башнями. Решение заместителя мэра оказалось двойственным: жилые дома не отменены, а отправилены на дополнительное согласование со словами, что на этой территории «должна быть продолжена функция медицинского центра», однако же архитектуру, несмотря ни на что, все же будут обсуждать на архитектурном совете.

Заседание завершилось проектом размещения памятника защитникам Москвы и панорамы об этом событии на аллее того же имени. Аллея идет от музея Поклонной горы к пересечению Кутузовского проспекта и Минской улицы и на ней со времени открытия парка лежит камень с надписью о том, что памятник будет установлен. Фактически, на обсуждение был вынесен только один вопрос – стоит ли объединять тему защиты Москвы в одном месте и, хотя авторы предложили три варианта размещения памятника – поближе, подальше и посередине, А.В. Кузьмин предложил рассматривать тему в целом, чтобы не стеснять творчества будущих создателей памятника. Единственное возражение высказал С.Г. Петров, предложивший поставить памятник поближе, перед музеем, а не за ним. Других пожеланий не возникло и варианты были приняты все вместе.

Общественный совет при мэре Москвы 12 апреля 2007 г.
первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк на общественном совете при мэре Москвы 12.04.2007. Справа - архитектор Ю.П. Платонов, один из двух главных авторов проекта туристического маршрута из Нескучного сада в Сити
Схема комплексной градостроительной реорганизации и развития территорий формирования пешеходного туристического маршрута "Нескучный сад – ММДЦ «Москва-Сити», ЦАО. ГУП НИиПИ Генплана, ООО «ТПО-5 Бюро Платонова». А.В. Кузьмин (рук. авт. коллектива), Ю.П. Платонов (рук. авт. коллектива), О.А. Баевский, Н.В. Чекашева, Т.А. Стецюк, М.М. Поздеева, Л. Бехтина
Павильон К. Мельникова для парижской выставки 1925 г. на месте заправки рядом с Нескучным садом. Визуализация
zooming
Арка на площади Гагарина (проект). Один из проектов, входящих в состав градостроительной реогранизации
Многофункциональный общественно-жилой комплекс на Саввинской набережной - часть проектов, входящих в планы градостроительной реорганизации территории от Нескучного сада до Сити
zooming
Арка на площади Гагарина (проект) - слева. Здание Академии наук - справа
zooming
Торговый центр на площади Европы (проект)
Пешеходный мост, соединяющий Украинский бульвар и ММДЦ Москва-Сити
zooming
Разработка единой градостроительной концепции Лужнецкой набережной, вл. 2/4 и 10А. «Моспроект-4», мастерская №7. А.В. Кузьмин, А.В. Боков, М.В. Крышталь, М.М. Асадова
Комплекс на Лужнецкой набережной. Макет
Комплекс на Лужнецкой набережной. Макет
Комплекс на Лужнецокй набережной. Макет. Вид со стороны Комсомольсого проспекта в сторону Андреевского монастыря
Предпроектное предложение на строительство многофункционального офисно-делового центра с торговыми помещениями, апартаментами и комплексом «Храм детства» по адресу: ул. Дурова, вл. 3 в составе общей планировочной композиции Олимпийского проспекта, ЦАО. «Моспроект-4», маст. №10. А.В. Боков (рук. авт. коллектива), Е.И. Хализов, А.А. Шавыренкова
Часть, обсуждавшаяся на совете 12.04.2007 – слева
Макет части комплекса, обсуждавшейся на совете. Справа «Храм детства», слева – офисно-деловой центр
Чтение стихов на обсуждении «Храма детства»
zooming
«Храм детства» на первом плане (слева часовня), на втором – офисно-деловой центр. Визуализация
Предпроектное объемно-градостроительное предложение по строительству реабилитационно-гериатрического комплекса «Центр здоровья» в части жилого комплекса с подземной автостоянкой по адресу 3-я Черепковская улица, вл.15, ЗАО. Проектная организация: ООО «Миракс-проект». Авторы: В.П. Штеллер, В.М. Кучинский, Н.Е. Нояченко, С.В. Шалимов, И.В. Бирюкова
Макет. Справа – медицинский центр, слева – три жилые «башни», которые были представлены совету
«Центр здоровья» на Рублевском шоссе и «Рублевская ривьера»
Варианты размещения на территории Поклонной горы мемориально-музейного комплекса, посвященного защитникам Москвы в 1941-1942 гг., ЗАО. Проектная организация – ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. Авторы: М.М. Посохин (рук. авт. коллектива), М.Р. Морина, О.Л. Жибутович
Указка показывает начало аллеи Защитников Москвы

13 Апреля 2007

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.