Общественный совет при мэре Москвы 12 апреля 2007 г.

На прошедшем вчера совете обсуждали: проект градостроительного преобразования районов от Нескучного сада до ММДЦ "Москва-Сити", комлекс на Лужнецкой набережной (А.Боков), "Храм детства" рядом с уголком им. Дурова (А.Боков), жилые башни "Рублевская ривьера" и место размещения памятника защитникам Москвы на Поклонной горе. Утверждено три из представленных шести проектов

mainImg

Общественный совет 12 апреля прошел без мэра Москвы, вместо которого представленные проекты оценивал его первый заместитель Юрий Росляк. Один из шести заявленных в повестке заседания проектов, торгово-гостиничный комплекс в районе Новохохловской улицы, отклонили за «срыв подготовки материалов», осталось пять.

Первым совет рассматривал один из самых крупных на сегодня столичных градостроительных замыслов – «пешеходный туристический маршрут» от Нескучного сада до ММДЦ «Москва-Сити». Тема обсуждается как минимум шесть лет, начиная с Общественного совета при мэре 8 декабря 2000 г., когда был одобрен проект Ю.П. Платонова «Стеклянные улицы», который стал основой масштабного градостроительного проекта, охватывающего, по нашим очень приблизительным подсчетам, не менее пятой части исторической Москвы. Совету была показана «схема комплексной градостроительной реорганизации и развития территории», состоящая из множества планов и выкладок – стенды заняли почти всю стену довольно-таки большого зала дома на Брестской. У авторского коллектива два руководителя – А.В. Кузьмин и Ю.П. Платонов. Первый из них, главный архитектор города, рассказал о проекте.

По словам главного архитектора, территория включает более 450 памятников и более 260 объектов исторической застройки – и все они учтены в схеме, и всех их в ходе реализации замысла собираются «привести в надлежащий вид». «Маршрут» начинается от Донского монастыря, захватывает Нескучный сад, переходит к набережной. Здесь, на набережной, среди зеленой зоны находится автозаправка, которую планируется снести и устроить на ее месте сквер, а в сквере, по специальному пожеланию Международной академии архитектуры – что специально подчеркнул А.В. Кузьмин, планируется соорудить копию павильона СССР на парижской выставке 1925 года Константина Мельникова. Заметим,что в 1920-е гг. в этом районе находился один мельниковский павильон, но только другой – павильон «Махорка», сделанный знаменитым архитектором авангарда для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, находившееся на территории нынешнего парка Горького. Так что если павильон восстановят, то не тот и не там, но в самых общих чертах «гений места» пойман верно.

Среди внушающих суеверный трепет скрупулезных градостроительных выкладок на стендах также присутствовали некоторые проекты, пребывающие пока что в эмбриональном состоянии, но даже в таком виде некоторые их них сложно не заметить. Перед въездом на площадь Гагарина со стороны области есть идея соорудить гигантский предмет, в высоту раза 3-4 больше стоящего там памятника первому космонавту. Что это такое, со стороны понять непросто – внизу пологий проезд для машин, вверху круглое отверстие диаметром с проспект под ним, этакий окуляр для гигантского «ока». Два источника глубоко самобытного произведения очевидны – это арка Дефанса в Париже и стоящий невдалеке дом Академии наук, золотистая верхняя которого в просторечии именуется «мозгами». Предполагаемая арка-бублик покрыта геометрическими узорами, которые можно было бы назвать ювелирными, если бы не возможные размеры сооружения.

После Нескучного сада маршрут пересекает Москва-реку по Фрунзенскому мосту, проходит через район, когда-то бывший Девичьим полем, мимо Хамовнических казарм и усадьбы Трубецких (парка им. Мандельштама). Это дает повод надеяться, что казармы, одному из корпусов которых с осени прошедшего года грозит разборка, таким образом попадут в поле пристального внимания и с ними все теперь будет хорошо. Далее на Плющиху – и здесь маршрут планируют проложить не по загруженным транспортом улицам, а по переулкам, что вызвало некоторые возражения у присутствовавших на совете – т.к. прокладка по дворам какой-либо новой трассы грозит нарушением городской ткани.

Затем, пересекая по Андреевскому мосту реку еще раз, трасса оказывается в рядом с Киевским вокзалом – в районе, где некоторые объекты, входящие в этот градостроительно-туристический мега-проект, уже построены: это площадь Европы и недавно завершенное здание перед вокзалом. Помимо того, что уже есть, слева от здания вокзала, со стороны реки собираются построить торговый комплекс «Портал» с четырьмя этажами подземной парковки и приземистой квадратной аркой стеклянного магазина сверху. На противоположной стороне Дорогомиловской построят еще одну «арку» квадратных же очертаний и побольше, ориентированную вдоль этой улицы, но поперек Украинского бульвара, который здесь начинается – деловой центр «Триумфальная арка». Бульвар – продолжение маршрута, его сохранят как есть до пересечения с Кутузовским проспектом, а далее соорудят что-то полуподземное со сквером на крыше. Над рекой запланирован сильно изогнутый пешеходный мост в сторону Сити. Различные части этого «маршрута» время от времени выносятся на общественный совет и – в данном случае представленная градостроительная схема прошла согласование.

Следующий рассмотренный проект логически продолжил тему, потому что его участок расположен на Лужнецкой набережной (вл.2/4, 10А) вблизи Нескучного сада, откуда начинается описанный выше «туристический маршрут». Это многофункциональный комплекс на месте двух выводимых из центра города заводов – «Гелиймаш» и «Союз» (инвесторы строительства «Микарс-Групп» и «Абсолют Девелопмент»). От «Гелиймаша» здесь останется только НИИ. Некоторая часть построенного отойдет к спортомплексу в Лужниках.
Большой трапециевидный участок напротив стоящего на другом берегу Андреевского монастыря, между рекой, Комсомольским проспектом и 3-м кольцом, займет многофункциональный комплекс (апартаменты, офисы, инфраструктура). Его авторы – А.В. Кузьмин, А.В. Боков, М.В. Крышталь, М.М. Асадова. Комплекс состоит из относительно высокого здания, изгиб которого вторит перекрестку трасс, и веера  корпусов, общий абрис которых напоминает шестипалую руку, "пальцы" которой полого понижаются в сторону реки. Между двумя основными группами образуется овальная площадь, потому что корпус в месте запястья воображаемой руки тоже изгибается, только в обратном направлении. Весь комплекс очень ступенчатый, в максимальной отметке – 19 этажей, в минимальной – 4. Раньше было 20 и 5, однако этот проект рассматривается повторно и на предыдущем совете авторам рекомендовали уменьшить общую площадь, что и было сделано – с 405 до 350 тысяч кв. метров.
Главной темой обсуждения стали вопросы сохранения застройки по контурам участка - памятников здесь нет, однако со стороны 3 кольца есть одно здание, которое уже решено сохранить (к слову заметим, что на макете его не оказалось - видимо, как было сказано, потерялось по дороге). Сейчас идет речь о том, чтобы сохранить некоторые исторические здания со стороны реки. Проект, пока на уровне градостроительной концепции, утвердили с пожеланием еще немного понизить объемы при набережной и раскрыть перспективу на монастырь, которая, впрочем, и так уже была задумана – в виде проходов в дуге за малыми корпусами.

Затем обсуждались два проекта, которые, несмотря на разные художественные решения, содержат в себе похожие проблемы. Дело в том, что многие общественно-нужные городу стройки сейчас ведутся за счет инвесторов, которые, в свою очередь, окупают расходы путем строительства рядом чего-нибудь выгодного – офисов или дорогих квартир. В силу некоторых причин коммерческих площадей обычно оказывается ощутимо больше, чем тех, с которых все начиналось. На заседании обсуждались две такие ситуации.

Первая – проект «Храма детства» через дорогу от театра зверей имени Дурова. Этому проекту пять лет, здесь сменилось 5 инвесторов, и его дважды изменяли. «Храм» – это что-то подобное дому пионеров нашего времени: на первом этаже православный центр, сбоку шатровая часовня. На втором актовый зал, на третьем кружки. Трехэтажный детский центр (=«храм»), инициатор устройства которого – театр им.Дурова, на макете вытянут по самому краю участка вдоль Октябрьской улицы до Олимпийского проспекта и очертаниями похож на театр. Детский центр займет место немногим большее, чем то, что занимает сейчас расположенная там бензозаправка. За ним появится здание по высоте в три раза, а по площади – примерно в 8 раз больше «храма». Его функция, в частности, обсуждалась на совете – А.В. Кузьмин сообщил, что инвестор согласился с тем, чтобы, следуя недавнему постановлению мэра об уменьшении офисных площадей в центре, заменить часть офисов на жилые апартаменты. Однако на показанных таблицах этого изменения не обнаружилось; что, в конце концов, представитель инвестора признал в своем выступлении досадной ошибкой. Однако не это стало основной проблемой, а непропорциональное соотношение между основной, детской, и коммерческой – инвестиционной площадью. Последней значительно больше, кроме того, проект «залез» по краям в охранную зону Екатерининского парка. Ни замечательное исполнение хороших стихов, ни просьбы («…у нас хороший инвестор») не смогли склонить решение в положительную сторону – хотя инвестор, например, уже отремонтировал «конюшню» театра. Проект был снят с рассмотрения: как резюмировал первый зам. мэра Юрий Росляк, «объем инвестиционного строительства недопустим». Границы рекомендовали отодвинуть, высотность – понизить.

12 апреля рассматривалась только часть большого проекта. Его вторая половина относится к противоположной стороне Олимпийского проспекта – на углу которого на месте газона планируется поставить многоэтажную башню, а дальше – новые корпуса мечети. Все вместе объединит театр песни Надежды Бабкиной, телеканал ОРТ и мусульманский центр. Между двумя половинками перекинут мостик на высоте 5,5 м над проспектом – который в итоге должен стать переходом к также еще не построенной станции метро «Суворовская», расположенной, правда, несколько в стороне от комплекса. Кроме всего перечисленного, движение по Олимпийскому проспекту станет односторонним, судя по всему, в сторону пригорода.

Надо сказать, что сами по себе показанные объемы (руководитель авторского коллектива А.В. Боков) выглядят достаточно привлекательно – детский центр «отвечает» театру, коммерческий корпус обращен гибкой подковой в сторону парка; между крыльями над внутренним двором задуманы тонкие переходы, созвучные дорожке над проспектом. Хотя нельзя не признать, что новые здания закроют собой мрачноватые, но по-своему эффектные семидесятнические постройки «Олимпийского» - встав пропилеями впереди, они заберут большую часть внимания на себя. 

Подобная ситуация повторилась в следующем сюжете, посвященном жилому комплексу «Рублевская ривьера», «прикрепленному» к кардиологическому центру, которым руководит академик Е.И.Чазов. Медицинский центр ждет расширения: показанный проект предполагает строительство реабилитационно-гериатрического центра (то есть для реабилитации после операций на сердце и для медицинского наблюдения за пожилыми людьми). Во время обсуждения также упоминались гостиницы для родственников пациентов, то есть, например, для родителей попавших в больницу детей. Идея реабилитационного центра существует уже давно, только раньше, в начале 1970-х, его пытались строить на субботниках, и ничего толком не построили. Теперь центр нашел инвестора, цена инвестиций – жилой комплекс из трех башен по 45 этажей (главное здание МГУ – 38 этажей, сказал Ю.П. Бочаров, резко выступивший против проекта). Они принесли роскошный макет, не картонный и не пенопластовый, а деревянный. Башни одинаковые, полукруглых очертаний, поставлены немного под углом к шоссе и параллельно друг другу, в традициях 1980-х. Их общий объем – 200 тыс. кв. метров, по словам А.В. Кузьмина: нормальный микрорайон, архитектурно эта точка на плане обозначена как место, где возможно вертикальное строительство; в прошлый раз было замечание о тяжести форм, теперь формы легче, а угол постановки башен можно вынести на архитектурный совет; транспортных проблем нет.

Однако проект вызвал массу возражений. Прежде всего, многие присутствующие высказали сомнение в том, что здесь нет транспортных проблем. Дорога нужна для быстрого подъезда к больнице, недалеко – торговый центр (спроектированный Борисом Левянтом); кроме того, здесь не предусмотрено достаточного общественного транспорта. Мнения разделились: с одной стороны, вроде бы все так, а с другой – больничная дорога закрытая, торговый центр удачно спроектирован и расположен, пробок здесь не бывает, а цены на жилье здесь будут, видимо, такие, что предположить для хозяев квартир поездки на общественном транспорте было бы сложно. Возник спор о том, будут ли загораживать дома солнечный свет больнице. Ю.П. Гнедовский предложил не делать башни равными по высоте. Но основным возражением оказался сам факт размещения большого жилого комплекса в этом районе, предназначенном для реабилитационного центра («…и рядом ЦКБ…»).

Зам. гендиректора кардиоцентра просил поддержать проект, говорил, что с трудом нашли этих инвесторов, а без них, «субботниками» - центр не построить. Представитель инвестора («Миракс-проект») напомнил, что у него есть распоряжение мэра и Росимущества. Однако проект вновь отправили на повторное рассмотрение. Напомним, что он обсуждался на совете 28 декабря 2006 - тогда мэр сказал, что инвестиционное жилье здесь быть может, но не в таких объемах и просил не портить пейзаж одинаковыми башнями. Решение заместителя мэра оказалось двойственным: жилые дома не отменены, а отправилены на дополнительное согласование со словами, что на этой территории «должна быть продолжена функция медицинского центра», однако же архитектуру, несмотря ни на что, все же будут обсуждать на архитектурном совете.

Заседание завершилось проектом размещения памятника защитникам Москвы и панорамы об этом событии на аллее того же имени. Аллея идет от музея Поклонной горы к пересечению Кутузовского проспекта и Минской улицы и на ней со времени открытия парка лежит камень с надписью о том, что памятник будет установлен. Фактически, на обсуждение был вынесен только один вопрос – стоит ли объединять тему защиты Москвы в одном месте и, хотя авторы предложили три варианта размещения памятника – поближе, подальше и посередине, А.В. Кузьмин предложил рассматривать тему в целом, чтобы не стеснять творчества будущих создателей памятника. Единственное возражение высказал С.Г. Петров, предложивший поставить памятник поближе, перед музеем, а не за ним. Других пожеланий не возникло и варианты были приняты все вместе.

Общественный совет при мэре Москвы 12 апреля 2007 г.
первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк на общественном совете при мэре Москвы 12.04.2007. Справа - архитектор Ю.П. Платонов, один из двух главных авторов проекта туристического маршрута из Нескучного сада в Сити
Схема комплексной градостроительной реорганизации и развития территорий формирования пешеходного туристического маршрута "Нескучный сад – ММДЦ «Москва-Сити», ЦАО. ГУП НИиПИ Генплана, ООО «ТПО-5 Бюро Платонова». А.В. Кузьмин (рук. авт. коллектива), Ю.П. Платонов (рук. авт. коллектива), О.А. Баевский, Н.В. Чекашева, Т.А. Стецюк, М.М. Поздеева, Л. Бехтина
Павильон К. Мельникова для парижской выставки 1925 г. на месте заправки рядом с Нескучным садом. Визуализация
zooming
Арка на площади Гагарина (проект). Один из проектов, входящих в состав градостроительной реогранизации
Многофункциональный общественно-жилой комплекс на Саввинской набережной - часть проектов, входящих в планы градостроительной реорганизации территории от Нескучного сада до Сити
zooming
Арка на площади Гагарина (проект) - слева. Здание Академии наук - справа
zooming
Торговый центр на площади Европы (проект)
Пешеходный мост, соединяющий Украинский бульвар и ММДЦ Москва-Сити
zooming
Разработка единой градостроительной концепции Лужнецкой набережной, вл. 2/4 и 10А. «Моспроект-4», мастерская №7. А.В. Кузьмин, А.В. Боков, М.В. Крышталь, М.М. Асадова
Комплекс на Лужнецкой набережной. Макет
Комплекс на Лужнецкой набережной. Макет
Комплекс на Лужнецокй набережной. Макет. Вид со стороны Комсомольсого проспекта в сторону Андреевского монастыря
Предпроектное предложение на строительство многофункционального офисно-делового центра с торговыми помещениями, апартаментами и комплексом «Храм детства» по адресу: ул. Дурова, вл. 3 в составе общей планировочной композиции Олимпийского проспекта, ЦАО. «Моспроект-4», маст. №10. А.В. Боков (рук. авт. коллектива), Е.И. Хализов, А.А. Шавыренкова
Часть, обсуждавшаяся на совете 12.04.2007 – слева
Макет части комплекса, обсуждавшейся на совете. Справа «Храм детства», слева – офисно-деловой центр
Чтение стихов на обсуждении «Храма детства»
zooming
«Храм детства» на первом плане (слева часовня), на втором – офисно-деловой центр. Визуализация
Предпроектное объемно-градостроительное предложение по строительству реабилитационно-гериатрического комплекса «Центр здоровья» в части жилого комплекса с подземной автостоянкой по адресу 3-я Черепковская улица, вл.15, ЗАО. Проектная организация: ООО «Миракс-проект». Авторы: В.П. Штеллер, В.М. Кучинский, Н.Е. Нояченко, С.В. Шалимов, И.В. Бирюкова
Макет. Справа – медицинский центр, слева – три жилые «башни», которые были представлены совету
«Центр здоровья» на Рублевском шоссе и «Рублевская ривьера»
Варианты размещения на территории Поклонной горы мемориально-музейного комплекса, посвященного защитникам Москвы в 1941-1942 гг., ЗАО. Проектная организация – ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. Авторы: М.М. Посохин (рук. авт. коллектива), М.Р. Морина, О.Л. Жибутович
Указка показывает начало аллеи Защитников Москвы

13 Апреля 2007

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.