Заседание ОЭРГ 5 апреля 2007

5 апреля рассматривались: проект реконструкции пассажа на Кузецком мосту и здание в Подсосенском переулке Павла Андреева, физкультурный центр в пансионате мэрии «Чайка» рядом с усадьбой Покровское-Стрешнево, надстройка дома на Тверской, строительсвто новых домов на Николоямской улице, в Б.Тишинском пер. и в 1 Кадашевском пер., и проект «Остоженки» в Столярном переулке

mainImg
Первым рассматривали проект строительства физкультурно-оздоровительного комплекса на территории пансионата «Чайка» (архитектор А.А. Елин). Он находится севернее знаменитой подмосковной, а сейчас уже московской, усадьбы Покровское-Стрешнево и входит в охранную зону усадьбы, но территория пансионата, на которой никогда не было парков, а только поля – не памятник. Однако пансионат интересен не столько соседством с усадьбой, сколько тем, что здесь сохранились три очень интересных образца «дачного модерна» начала XX века. Один из домов (дачу Носенкова), меньше всего похожий на привычный модерн, в 1909 году в соавторстве с В.А. Симовым построил один из братьев Весниных, Леонид Александрович, позднее известный проектами авангардных жилых комплексов.
Это был поселок актеров МХТа, поэтому неудивительно, что одна из дач называется «Чайка» – потом она дала имя пансионату. В 1918 г. по личному указанию В.И. Ленина дачный поселок отобрали у актеров и сделали домом отдыха ВКПб, потом МГК КПСС, сейчас это пансионат Управления делами московской мэрии. В 1930-е гг. часть его территории отрезали для канала Москва-Волга, который стал западной границей поселения. До 1950-х гг. дом отдыха использовал старые дачи, после войны здесь построили несколько новых зданий; в конце 1990-х немного южнее возник комплекс таунхаузов «Покровские холмы» и многоэтажное здание фирмы «Конти».
Новый физкультурный комплекс собираются построить на месте стадионов и теннисных кортов – это единственное незастроенное и не засаженное деревьями место. Показанный архитектором проект – распластанное по земле здание, желтоватостью стен оно стремиться слиться с природой, а округлостями крыш – подружиться с дачами МХТа, не вызвал возражений. Препятствием к утверждению проекта оказалась ошибка в документации – тогда как все бумаги свидетельствовали, что территория строительства находится в охранной зоне памятника, но в одной из них было написано: «на территории памятника». Одно от другого существенно отличается, так что, хотя все сошлись в том, что это, скорее всего, ошибка, утверждение было отложено до ее исправления или до уточнения. Однако у истории есть и еще один, скажем так, положительный побочный эффект – сделанное для проектирования историческое исследование позволило представить на охрану три сохранившиеся дачи МХТ. Очень хочется, чтобы это произошло.
Затем архитектор Павел Андреев показывал два своих проекта: реконструкции пассажа на Кузнецком мосту и проект дома в Подсосенском переулке.
В первом сейчас находитсяГосударственная научно-техническая библиотека, для которой должны построить большое новое здание. Дому на Кузнецком мосту, после выселения библиотеки планируется вернуть первоначальную торговую функцию, то есть сделать в нем пассаж и отреставрировать, разобрав и восстановив часть, находящуюся в настолько аварийном состоянии, что ее восстановить практически невозможно.
Здание, о котором идет речь, вытянуто между Кузнецким мостом и Пушечной улицей: в те времена, когда здесь был торговый пассаж, через него можно было пройти по прямой насквозь. На каждую улицу выходит по массивному корпусу, на Пушечную – трехэтажный, построенный между 1873 и 1877 архитектором Каминским, который начинал проектировать этот магазин по заказу известного чаеторговца Попова. Парадный пятиэтажный корпус, выходящий на Кузнецкий мост, построил архитектор Резанов после 1877 г.; он же соединил оба корпуса трехэтажной галереей, тянущейся внутри двора. Затем в 1883 г. в здании Каминского по Пушечной улице пробили арочный проход, сделавший галерею между двумя улицами абсолютно прямой. Реконструкция XIX века оказалась не очень удачной, потому что именно из-за нее в старом корпусе сейчас появились трещины и его требуется разбирать и строить заново с сохранением фасада. Который, кстатисказать, был искажен дважды – когда пробили арку и недавно, лет примерно десять назад. Правда, надо сказать, что необходимость разобрать и восстановить часть корпуса по Пушечной улице в итоге позволит выкопать под этой частью дома небольшой паркинг.
Где-то в начале XX века все здание перешло к братьям Джангаровым, устроившим здесь банк, для чего пассаж перегородили и разместили в галерее дворового корпуса кассовый зал. В советское время место банка заняла библиотека; теперь дому собираются вернуть изначальную и очень родную Кузнецкому мосту торговую функцию. Что было поддержано всеми присутствующими при условии, если библиотеку действительно не ущемят.
Помимо разборки и восстановления фасада по Пушечной улице, рядом с которым, как удачно заметил кто-то из участников ОЭРГ, уже страшновато ходить, настолько он аварийный – еще планируется снести небольшие хозяйственные домики во дворе, построенные для того же чаеторговца Попова в 1870-е гг., а утраченную площадь возместить, в частности, небольшим расширением чердака, где будут устроены небольшие апартаменты-пентхаузы. Примерно так, как это делалось, по словам архитектора, в XIX веке, когда рядом с магазином устраивали квартиры для владельцев.
Итак, имеется в целом приятный порыв восстановить по форме и по сути один из пассажей конца XIX века – не самое, конечно, яркое здание Кузнецкого моста, однако такое, без которого это во многих отношениях знаковое место сегодня немыслимо. После чего неплохо сохранившиеся интерьеры с лепниной, стеклянными крышами и гигантскимиарками галереи, во-первых, приобретут более адекватный вид, потому что уберутся библиотечные стеллажи и переборки, а во-вторых, на него сможет посмотреть намного больше людей, чем сейчас.
Итак, замысел был признан благим, однако обсуждение все же не привело к положительному для проекта результату. Проект не утвердили, решением стало «принципиальное одобрение, а не согласование». Почему? Из-за опасения, что в конечном счете после согласования все пойдет не так, как задумано. В качестве примера В.И. Шередега привел историю с регенерацией квартала в Китай-городе, когда в генеральном проекте все было хорошо, но конкретные исполнители частей этого замысла все испортили. Чтобы избежать подобного неконтролируемого искажения старой застройки уже после согласования, возникла идея объединить всех заказчиков, работающих в этом квартале, в единую организацию, которая бы отвечала за адекватность реконструкций. Высказанные опасения нельзя признать беспочвенными – примеры искажений есть и их немало. С другой стороны – объединить заказчиков сложно, почти невозможно. А в данном случае речь идет о реконструкции одного здания, а не квартала. А здание может обрушиться, пока заказчики будут объединяться.
Итог обсуждения такой: проект еще не прошел необходимых предварительных утверждений, поэтому быть согласованным ОЭРГ он пока не может в принципе. Кроме того, весь квартал, в котором расположено здание, планируется вскоре поставить на охрану как достопримечательное место. Заодно стало известно, что он – один из шести кварталов, для которых «готовится задание на концепцию реконструкции». Проект принципиально одобрили, рекомендовав заказчику, «чтобы в работах поучаствовали специализированные реставрационные подразделения». С тем, чтобы вернуться к нему, когда «мастерская №4 разработает градостроительно-регламентную статусную документацию».
Второй проект Павла Андреева был рассмотрен вне графика – это проектное предложение размещения административно-жилого комплекса в Подсосенском переулке, в районе улицы Воронцово поле, недалеко от Курского вокзала. Это место оказалось более сложным. Здесь планируется снести несколько небольших домов и построить на их месте здание, длинными ступенями повышающееся в сторону двора – первая ступенька, выходящая на красную линию переулка, будет 3-этажной, затем две по 6, одна 7-ми и одна 8-этажная. Таким образом, со стороны двора здание будет даже немного выше стоящего по соседству сталинского жилого дома. Впрочем, со стороны Воронцова поля дом выглядит как лесенка-переход к этому «соседу». Со стороны переулка – по высоте окажется приблизительно на уровне домов, стоящих во дворе.
Проект не утвердили по нескольким причинам: прежде всего, участок строительства находится внутри охранной зоны. Ее границы собираются скорректировать, так, чтобы под охрану попадала только та часть, которая примыкает к переулку и где запланирован трехэтажный объем. Более высокие ступеньки должны оказаться вне охранных границ – однако, по документам коррекции охранной зоны еще не произошло, только рекомендации. Вторая проблема – на участке сейчас стоит несколько домов, и все их уже решено снести, кроме одного, в муниципальной собственности. Чтобы его снести, нужно еще одно согласование, которого пока нет. Если же его разрешат снести – то разрушенный фасад собираются восстановить на новом здании – и стилизовать под него, то есть под двуэтажный дом середины XIX века, два других новых фасада, выходящих в переулок. Стилизации выстраиваются во фронт с красной линией, будучи приложены к новому объему, который дальше, во дворе, развивается уже по вполне модернистским законам – с большими прямоугольным окнами и тонкими перемычками между ними. Итак, рассмотрение проекта признали предварительным, согласившись заняться им еще раз после того, как будет известно решение о сносе последнего дома, уточнены высотные ограничения, и определятся границы охранной зоны.
Следующим был показан проект надстройки дома на Тверской, 24, часть которого принадлежит стоящей рядом гостинице «Мариотт». Сейчас здание гостиницы хорошо заметно в ряду тверских фасадов благодаря относительно новым изумрудно-зеленым колонкам и арочкам. Дом, который хотят надстроить, стоит рядом со стороны городского центра, на пересечении Тверской со Старопименовским переулком. Четыре этажа построил в 1893 г. архитектор И.П. Херодинов – это довольно обычная, хотя по нашим временам – симпатичная московская эклектика, лепнина над сандриками, рустовка по всем фасадам и несколько коринфских пилястр на угловом скруглении. Кое-что старомосковское сохранилось и во дворе. В 1930-е, точно неизвестно когда дом настроил точно неизвестно кто двумя плоскими этажами – очевидно, чтобы получить немножко допплощадей. Теперь владельцы хотят повысить здание еще на полтора этажа, добавив над скруглением половинку плоского купола, а над карнизом – несколько эклектически-барочных фронтончиков и спрятав еще один этаж за округлой кровлей. В рендерах, надо сказать, проект выглядит довольно-таки плоским, хотя изогунтая кровля и перекликается с соседним «Мариоттом». Проект, представленный на рассмотрение уже вторично, не был утвержден и на этот раз: в нем не предусмотрено достаточное количество парковок, повышение линии фасада, «по-питерски» нивелирующее улицу, показалось сомнительным и, что, наверное, главное – такая реконструкция грозит уничтожением остаткам московской застройки, сохранившимся во дворе дома. Проекту было рекомендовано «расширяться не по вертикали, а по горизонтали».
Проект строительства нового офисного здания на месте дома по Николоямской улице, 36/7 (тоже недалеко от Курского вокзала) обсуждается с 2003 года. У этого здания несчастная судьба – до 1980-х это был несложный, но милый домик XIX века, частью кирпичный, частью деревянный. В начале 1990-х он претерпел реконструкцию, после которой стал весь кирпичный с железом внутри, то есть, по сути, превратился в новодел тех же двухэтажных размеров. И этот новодел с тех пор уже неоднократно горел и стал руиной, в которой сложно распознать постройку, по сути, всего лишь 20-летней давности. Снос этого страдальца уже разрешен, вопрос – в том, каких масштабов здание его заменит. Быстро выяснилось, что для этого места указаны, как минимум, две противоречащие друг другу отметки максимальной высоты: 18 метров и 21 метр, какая из них законная – точно неизвестно, а спроектированная высота дома, 19,75 м, находится где-то посередине. Вопрос отложили до уточнения.
Жилой дом в Большом Тишинском переулке, 43/20, собираются построить на месте предшественника, пребывающего в аварийном состоянии, снос которого уже согласован. Этот предшественник построен в 1895 году трехэтажным, и потом надстроен в 1957 г. До этого, надо сказать, вплоть до конца XIX века место было пустым – здесь сдавались в аренду огороды; после 1890 года тут некоторое время существовала конюшня, где держали своих лошадей владельцы соседних участков – «лошадиный гараж», по образному выражению автора исторического анализа участка.
Во время обсуждения произошел любопытный казус – выяснилось, что авторы проекта убеждены в своей обязанности восстановить фасады трех сносимых этажей конца XIX века на том же месте и в тех же формах. ОЭРГ убедили их в том, что это не так – ни в одном из документов не нашлось подобного предписания. Поэтому авторам посоветовали спроектировать современное здание и не на прежнем месте, а с отступом от красной линии улицы, чтобы потом, если будет надо, ее можно было расширить – потому что все соседние здания уже стоят с отступом, кроме одного – небольшого двухэтажного доходного дома. Последнее, как признали эксперты, конечно же в итоге оказывается под ударом – хотя небольшое здание, если будет надо расширить улицу, можно перенести с места на место; а вот построенный на деньги инвестора новодел перенести уже, наверное, не получится. Архитекторы стоически восприняли рекомендацию, сказав, что новое здание проектировать приятнее.
Затем архитектор Д. Гусев из бюро «Остоженка» представил проект офисного здания в Столярном переулке, 5. Его собираются построить на месте старой АТС: до недавнего времени телефонные станции размещались в больших многоэтажных строениях, где каждый этаж был около 5 метров в высоту. Теперь цифровые станции занимают не более двух обычных этажей, и устревшие станции сносят. Для места, занятого одной такой АТС, предназначен проект мастерской Скокана. Это Т-образный объем, один из фасадов которого срезан по косой линии, чтобы не загораживать окна стоящему рядом жилому дому. Проект, который пока что был показан лишь в объемно-планировочном виде, не вызвал никаких возражений, тем более, что все бумаги у него были в порядке. Однако же возражения вызвала функция – здание строится для офисов, а по недавнему постановлению мэрии, в центре требуется жестко ограничить объем офисных пространств. Поэтому, выразив в целом приязнь к архитектурному замыслу одной из лучших московских мастерских, проектировщикам рекомендовали получить отдельное разрешение на административную функцию постройки в Москомархитектуре.
Перед окончанием заседания был показан проект строительства офисного здания в 1 Кадашевском переулке, недалеко от знаменитого памятника «нарышкинской» архитектуры – церкви Воскресения в Кадашах. Церковь, правда, стоит хотя и поблизости, но в другом квартале и через улицу, по диагонали от места, на котором запланировано строительство, и ближе к набережной. Проблема, которая обсуждалась на заседании – другая.
Показанный проект – ампирообразная разновидность классики, розовый дом с термальным окном во фронтоне и рустом на первом этаже. Внутри участка он четырехэтажный, а в переулок выходит трехэтажным фасадом. Еще три этажа врыты в землю. На обсуждении был показан и первоначальный вариант проекта, тоже ампирный, но повыше и смахивающий уже скорее на неоклассику, отягощенную сталинскими балюстрадами, с ионическими колоннами в три этажа высотой. Но этот, второй, судя по всему уже не актуален.
Дом планируется построить на участке, где когда-то стояло двухэтажное здание, как было замечено на заседании, «и не такое». Сейчас участок пустой, но он вплотную примыкает к другому, где находятся здания «Вдовьих домов» Третьякова. Главный «вдовий» дом – достаточно известный памятник, а его сторожку, к которой вплотную собирается примкнуть новый дом, экспертная комиссия признала памятником непосредственно за один день до заседания ОЭРГ, 4 апреля. Таким образом, если недавно новое здание планировалось всего лишь стоящим рядом с территорией памятника, то теперь оно пристраивается вплотную к вновь признанному памятнику. Соответственно, все сошлись на том, что вопрос теперь должен решать Методический совет Минкульта, куда его и переадресовали.
Итак, несложно заметить, что на заседании 5 апреля обсуждали очень даже интересный материал, однако ни один из проектов, даже откровенно симпатичных, утверждения не прошел.

В состав ОЭРГ входят: МосКомАрхитектура, МосКомНаследия, ЭКОС
Заседание Объединеннной экспертной рабочей группы (ОЭРГ). Все фотографии Юлии Тарабариной
«Чайка». Дачи начала XX века
Предпроектное предложение по размещению физкультурно-оздоровительного комплекса. Никольский туп., вл.2 («Чайка»). ООО Компания «Стройгрупп». Архитектор А.А.Елшин
Предпроектное предложение по реконструкции здания по ул. Кузнецкий мост, 12,3, стр. 1-2. «Моспроект-2», мастерская №14. Архитекторы П.Ю. Андреев, С.Г. Павлов
Здание по ул. Кузнецкий мост, 12,3, стр. 1-2. «Моспроект-2», мастерская №14. Архитекторы П.Ю. Андреев, С.Г. Павлов. Схема расположения здания внутри квартала
Здание по ул. Кузнецкий мост, 12/3, стр. 1-2. План. Вверху - корпус по Пушечной ул.(будет разобран и реконструирован), внизу - корпус по ул. Кузнецкий мост
Проектное предложение размещения административно-жилого комплекса в Подсосенском переулке. «Моспроект-2», маст.№14. Архитектор П.Ю. Андреев. Вверху – макет квартала до, внизу – после строительства
Проектное предложение размещения административно-жилого комплекса в Подсосенском переулке. «Моспроект-2», маст.№14. Архитектор П.Ю. Андреев. Развертки по ул. Воронцово поле и Подсосенскому переулку
Предпроектное предложение по реконструкции с надстройкой административного здания ОАО «Москапстрой». Ул. Тверская, 24/2. ЗАО «Арх.Ин». Архитекторы В.И. Лозин, В.Н. Мартынов. ВВерху = современное состояние, внизу – проектное предложение
Проект по размещению офисного здания с подземной автостоянкой в 2-х уровнях. Николоямская, вл. 36/7, вл. 34, стр.1. «Альбион-М». Архитекторы: Б.Н. Иноземцев, С.М. Оглио
Проект по размещению офисного здания с подземной автостоянкой в 2-х уровнях. Николоямская, вл. 36/7, вл. 34, стр.1. «Альбион-М». Архитекторы: Б.Н. Иноземцев, С.М. Оглио
Предпроектное предложение на строительство жилого здания с подземной автостоянкой . Бол. Тишинский пер., 43/20. ООО «Архитектурная мастерская »ВИПРОЕКТ", архитектор И.В. Иванов. Предложенный проект. Три ниних этажа – новое строительство в прежних формах, четыре верхних этажа – новый проект.
Предпроектное предложение на строительство жилого здания с подземной автостоянкой . Бол. Тишинский пер., 43/20. ООО «Архитектурная мастерская »ВИПРОЕКТ", архитектор И.В. Иванов. Современное состояние здания, на месте которого планируется новое строительство
zooming
Предпроектное предложение строительства администратично-офисного здания со встроенной АТС. Столярный пер., 5. АБ «Остоженка». Архитекторы А.А. Скокан, Д.Гусев
Предпроектное предложение строительства администратично-офисного здания со встроенной АТС. Столярный пер., 5. АБ «Остоженка». А.А. Скокан, Д.Гусев
1-й Кадашевский пер. Место размещения нового офисного здания
1-й Кадашевский пер.
Предпроектное предложение регенерции участка под размещение офисного здания с подземным гаражом (1-й Кадашевский пер., вл.4-6). АрхСтрой. С.А. Щербаков, М.В. Королева

06 Апреля 2007

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.