В поисках разумного компромисса

В пятницу, 27 мая, в ажурном светлом бельведере гостиницы «Пекин» состоялся «Завтрак архитектора», встреча архитекторов, девелоперов и журналистов, которую «Экспо-парк» традиционно организует в рамках своей весенней архитектурной выставки. В этом году он был организован при поддержке девелоперской группы «Система-Галс».

mainImg
Дискуссию вели директор «Экспо-парка» Василий Бычков и архитектурный критик Елена Гонсалес. Тема дискуссии, предложенная устроителями «Арх Москвы», звучала так: «Градостроительная политика Москвы: новые правила игры», а ее очевидным лейтмотивом стала смена городского руководства.

Прежние «завтраки» тоже посвящались насущным и болезненным вопросам жизни сообщества, например, взаимоотношениям архитектора и девелопера (в 2009 году) или уплотнению городского пространства (в 2010). Но на этот раз в обсуждении ощущалась некоторая сдержанная подавленность. Василий Бычков начал разговор с сообщения о том, что попытки пригласить на «Завтрак архитектора» представителей московских властей, а именно заммэра по градостроительной политике Марата Хуснуллина, главного архитектора города Александра Кузьмина и главу Москомнаследия Александра Кибовского, – не удались. Зато на обсуждении присутствовал архитектор Сергей Ткаченко, недавно покинувший пост главы НИиПИ Генплана города.

Затем Василий Бычков напомнил собравшимся о последних решениях нового московского правительства: планируется пересмотр генплана; издан Декрет о пересмотре всех выданных разрешений на снос зданий в центре города. В июне 2011 года будет проходить тендер на разработку новой стратегии развития столицы. «Москомнадзор» преобразован в Департамент культурного наследия, создана «Мосреставрация».

С одной стороны, все это свидетельствует об озабоченности Московского правительства вопросами сохранения исторического облика Москвы. С другой стороны, у общественности и у специалистов возникает масса вопросов: как все это скажется на текущей ситуации в столице? Что будет с уже принятыми законами в области культурного наследия? Что будет с инвестициями в «замороженные» в настоящий момент проекты, в связи с тем, что снос зданий приостановлен. Будут ли как-то компенсироваться убытки фирмам, которые законным образом получили разрешение на строительство в историческом центре, но не могут приступить к работе?

Итак, есть ли новые правила и каковы они?

Сергей Крючков, ABD architects:
«Сама постановка вопроса говорит о том, что правил нет. Раз вы в такой форме спрашиваете, значит, мы здесь обсуждаем слухи, что симптоматично».

Александр Ложкин, Проект Сибирь:
«Я беседовал в Тюмени (Сергей Собянин был губернатором Тюмени 2001–2005, прим. ред.) с местными архитекторами – все, что там делалось, делалось в режиме ручного управления. Никто не обращался к профессионалам и не опирался на профессиональное мнение».

Елена Гонсалес, Проект Россия:
«Хорошо, что памятники не будут сносить, но очень плохи беззаконие и волюнтаризм, посредством которых делаются даже хорошие дела. Сейчас заморожены и пересматриваются инвестконтракты, ранее согласованные по всем правилам; на согласование потрачены деньги, заказчики терпят убытки, архитекторы оказываются без работы, потери никто даже не обещает компенсировать. …Закон – не закон, и если Архнадзор выступает за соблюдение закона, то оно не может начинаться с безответственных решений».

Сергей Скуратов, Сергей Скуратов architects:
«Отменами разрешений на строительство нас огорошили, как раньше – сносами памятников. Лично меня теперь преследует одна мысль – откуда взять силы, чтобы привыкнуть к новому порядку. Мы приспособились работать со старыми – теперь надо приспосабливаться к работе с новыми. В этом городе нет и не может быть никаких правил, нет никакого закона и никто не общается с профессионалами. Так что все как решалось так и будет решаться по личной договоренности с теми, кто влияет на процесс, то есть с властью».

Максим Гасиев, региональный директор по торговой недвижимости компании Colliers International:
«Сейчас нельзя инвестору договориться с властью через архитектора, как это было раньше. Но это ненадолго. Ничего, все выправится».

Анастасия Подакина, компания «Система ГАЛС», директор по маркетингу; соорганизатор дискуссии:
«Сейчас наступил такой момент, когда мы, архитекторы и девелоперы, вместе можем что-то изменить. Нужно только прийти к разумному компромиссу,  действовать сообща и главное – разумно. Нам очень не хватает такого разумного компромисса «Детскому миру». Это очень сложный объект с тяжелейшей историей. И пока мы спорим и ждем, он может попросту разрушиться, не дождавшись запланированной реконструкции».

Андрей Чернихов, архитектурно-дизайнерское бюро Андрея Чернихова:
«Не стоит обсуждать власть – мы архитекторы или подпольные революционеры? Если мы согласны жить по понятиям – то это Москва, если нет – то надо ехать в Австрию. Или в Нью-Йорк. В Нью-Йорке, например, за долгие годы выработал правила учитывающие мнение общественности, горожан, профессионалов, – возьмем для примера реконструкцию Линкольн-центра… Это мегаполис XXI века с соответствующей моделью поведения, а у нас в Москве к большому сожалению, продолжает работать феодальная система принятия решений. Обсуждать власть бесполезно. Что мы можем сделать? И есть ли вообще что-то, то зависит от нас с вами?».

Эти слова Андрея Чернихова стали лейтмотивом дискуссии. Должны ли профессионалы пытаться влиять на решения власти, и если должны, то кто именно – сами архитекторы или журналисты.

Сергей Скуратов:
«Я совершенно не согласен что мы ни на что не можем влиять. Мы должны пытаться влиять. Я например ходил на митинги 31 числа – маловато там было человек, я вам скажу».

Елена Гонсалес:
«Смешно слышать, что власть нужно учить. Они сами нас научат».

Юрий Аввакумов, архитектор, куратор:
«Все приспособились с властью сотрудничать. Надо предпринимать усилия – вот, Архнадзор принял, и что-то получилось. И голос разума надо слушать не один раз в году на Арх Москве, а постоянно».

Александр Ложкин:
«Архитекторы – это инструмент. На самом деле на процессы, происходящие в городе, влияют две основные силы: бизнес и сообщество горожан. В городе всего две силы; их интересы зачастую противоположны. Все зависит от того, на кого работает архитектор. Власть же должна выступать беспристрастным судьей на этом процессе, но она часто подсуживает, то есть встает не на сторону общества, а на сторону интересов крупного бизнеса. Она должна перестать это делать.

Зачем позвали Архнадзор? – Потому что была политическая цель. Не было бы цели – так Архнадзор и оставался бы маргинальным движением».

Наталья Золотова, искусствовед:
«Я здесь наблюдаю высокую концентрацию одновременно ума и утопического прекраснодушия. Ждать что сюда придет Собянин смешно. Однако к власти можно и нужно обращаться. У российской власти слух гораздо лучше чем у власти в других странах, где власть сильнее защищена законом. В нашей власти хороший слух, надо только до нее достучаться. И это должны делать журналисты – почему, например, Financial Times может себе позволить напечатать интервью с Рэмом Колхасом на целую полосу, а наши федеральные издания не делают таких интервью никогда? Почему Григорий Ревзин не делает таких интервью?».

Елена Гонсалес:
«Григорий Ревзин очень много занимается этими проблемами. Он входит в градостроительный совет Сколково, убеждает их привлекать российских архитекторов к проектированию. А вот архитекторы даже не пытаются участвовать в процессе. Когда было обсуждение на Стрелке – там было всего один или два архитектора. Где все остальные?

У нас нет мнения архитекторов. Союз, который теоретически мог бы его выражать – мертвая организация. Надо вырабатывать программу, а «нас не позвали» – это не позиция, мнение, если оно есть, должно быть слышно с самого начала. А если его нет, то значит, нет».

Антон Надточий, «Атриум»:
«Архитекторы которые занимаются строительством зданий в городе на городскую политику влиять не могут. Может влиять пресса, общественные организации. Каждый должен заниматься своим делом. Власть должна стремиться улучшить ситуацию в городе, привлекая известных специалистов. Архитекторы должны строить красивые дома. Пресса должна следить за процессом и влиять, если что-то происходит не по  правилам».

Достаточно быстро, как это всегда случается на таких встречах, стало заметно, что позиции (и интересы) разных частей профессионального сообщества: архитекторов, девелоперов, журналистов – в чем-то различны, а в чем-то противоположны.

Максим Гасиев:
«Я не стал бы обвинять во всем власть. Профессиональное сообщество само виновато. Слишком много построено уродливых зданий».

Григорий Полторак, президент-элект Российской Гильдии риэлтеров:
«Во Франции можно купить замок за 30 тыс. евро. Зато сколько средств придется вложить на его восстановление? У нас же стремятся продать развалину как можно дороже, а потом обязывают ее восстановить. Можно запретить в центре строить выше двух этажей, но тогда и земля здесь должны быть дешевой, такой, чтобы построить на ней невысокий дом было выгодно. Только тогда ситуация начнет меняться к лучшему».

Алексей Белоусов, коммерческий директор Capital Group:
«По-моему, высота здания, два этажа или больше – это должно быть где-то записано. Этого не должен решать архитектор.  …Если мы возьмем население Москвы, это где-то около 12–12,5 млн. человек, и разделим на общее количество квадратных метров, получится по 18 метров на человека. И качество этого жилого фонда не соответствует нормам».

Владимир Кузьмин, архитектор, POLEDESIGN:
«Если говорить об архитектурных решениях нового московского правительства, то это дизайн ларьков трехлетней давности, который достали из-под сукна, дали кому-то безрукому поправить и теперь внедряют. И журналисты не трубят, не возмущаются, ничего не говорят об этом (Архи.ру писал об этих проектах сразу как только их обнародовали – прим. ред).
Для города очень важен микромасштаб, иначе все вокруг так и будет желто-зеленым. Но ведь если я приду к вам, Капитал Групп, с предложением сделать благоустройство – вам ведь то не нужно, у вас ведь все уже решено!».

Затем выяснилось, что, как это обычно бывает среди умных и талантливых людей, единства нет не только между разными частями профессионального сообществе, но и среди архитекторов.

Юлий Борисов, UNK project:
«Большинство архитекторов, которые здесь присутствуют, работают в сфере частного и корпоративного заказа. Они делают лучше, быстрее, дешевле своих западных коллег. Но когда мы пытаемся «выйти в город», нас бьют по рукам, давая понять, что это закрытый рынок. Я уверен, что если бы мы могли участвовать в процессе, облик города был бы лучше. Вот и получается, что проще самореализоваться там, где нет таких ограничений – вне города. А мы могли бы прийти в город, и, например, строить малые объекты».

Евгений Асс, профессор МАрхИ:
«Мне страшно, когда архитекторы говорят о самореализации. Все безобразия  Москве совершены профессионалами. Мне наши архитекторы напоминают хирургов, которые закончив институт, выбегают на улицу со скальпелями и ищут – кого бы прооперировать».

Сергей Скуратов:
«Я хотел бы поправить Евгения Викторовича. Надо говорить либо «мы», либо, как Борис Николаевич, положить билет и выйти из партии. Самые опасные люди вообще, это те, кто что-то делает: они совершают ошибки. Отстраниться и осуждать людей которые что-то делают всегда проще. А вот что меня сейчас действительно пугает – это новое поколение молодых архитекторов, которые пошли во власть…».

Евгений Асс:
«Я отношусь и к цеху и к себе скептически, и имею на это право. Надо относиться к себе критично. Не говорить, что, мол, мы архитекторы и только поэтому хороши».

Далее, когда зашла речь о реконструкции Парка Горького, Евгений Асс, который участвует в ее подготовке в качестве эксперта, поделился своим мнением о сложившейся ситуации:
«Сегодня главным консультантом по этому проекту является Институт «Стрелка», специалисты которого подготовили историческую справку. В настоящее время готовится программа архитектурного конкурса. В конкурсе будут участвовать 14 команд, среди которых только одна российская. Во второй тур должны будут выйти 3 проекта. Я предлагал более открытый конкурс, но все такие предложения отметаются. Многие специалисты, архитекторы, реставраторы архитектуры, даже не знают о его проведении. Существует реальная опасность, что о результатах этого состязания общественность узнает слушком поздно, когда уже ничего нельзя будет изменить».

В качестве резюме прозвучало выступление архитектора Константина Ходнева из архитектурной группы DNK: «Давайте работать с помощью конкурсов!». С его мнением согласилось большинство присутствующих – проекты в Москве, особенно важные, градообразующие, должны распределяться только через систему конкурсов.

Итак, очевидно, что диалога с (городской) властью нет, а значит, власть – это что-то вроде высших сил. К высшим силам можно, как известно, относиться по-разному.

Можно считать, что власть у нас наподобие судьбы у древних греков: всеведущая, коварная и может устраивать катаклизмы. Завязали мойры узелок – и пересмотрели инвестконтракты. Судьбу, правда, можно умилостивить, принося жертвы богам. Боги у греков выступали посредниками, тоже правда довольно коварными, ничего никогда твердо не обещали, но если их не злить и правильно приносить жертвы, то вроде бы как все или почти все у смертных обычно налаживалось. Такое общение с высшими силами и у нас было неплохо отлажено.

Хуже, когда меняется пантеон или, например, случается переход в христианство – античные люди поначалу не могли понять, как понимать эти книги, кому теперь приносить жертвы и каким таким образом, но лет за сто (а то и меньше) разобрались, научились, и все наладилось не хуже прежнего. Новая вера, как известно, открыла новые пути общения с божеством – например, мистики считали, что, если долго и прилежно тренироваться, с ним можно поговорить непосредственно в режиме экстаза. Но это скорее для того, чтобы услышать, а не для того, чтобы быть услышанным. Можно также и взывать к высшим силам, обычно это называется молитвой, иногда люди считают, что их молитвы услышаны, но никогда нельзя быть в полной мере уверенным, что это действительно так, а не просто им случайно повезло.

Есть и еще один способ, самый архаичный из всех, это шаманское камлание. Шаман, как известно, считает, что он не просто просит высшие силы, но может их заставить, к примеру, послать дождь или стадо оленей в нужную сторону. В это люди верили очень давно, тогда, когда еще не было Гомера и хитрых олимпийских богов.

Фактически, эти три подхода описывают все известные виды общения с высшими силами: их можно подкупить, им можно молиться, и можно попытаться их заставить. С двумя первыми понятно, а для этого последнего надо либо, чтобы высшие силы перестали быть высшими,  то есть снизошли и стали такими же смертными, как остальные (это бывает при демократических формах правления). Либо надо найти подходящего шамана, и помочь ему общаться с высшими силами с помощью его магии.

Но есть проблема: все настолько привыкли подкупать и взывать к милосердию поодиночке, что никак не могут ни выдвинуть кандидата, ни объединиться. Так что – и это достаточно очевидно из состоявшегося разговора, профессиональному сообществу прежде всего надо договориться внутри себя, прийти к «разумному компромиссу», о котором говорила соорганизатор дискуссии, представитель «Галса» Анастасия Подакина, и определиться с позицией, – к чему призывала ведущая Елена Гонсалес. Надо договориться и тогда уже либо пересматривать картину мироздания (что сложнее), либо искать шамана (что проще). Но не договорятся ведь никогда.
Директор «Экспо-парка» Василий Бычков, архитектор Сергей Ткаченко
Архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес
Слева направо: Анастасия Подакина, «Система ГАЛС»; искусствовед Наталья Золотова, архитектор Сергей Скуратов, архитектор Юрий Аввакумов
Сергей Скуратов, архитектор, руководитель бюро Сергей Скуратов architects
Борис Стучебрюков, архитектор, Заместитель генерального директора по проектированию ABD architects
Максим Гасиев, региональный директор по торговой недвижимости компании Colliers International
В центре - Евгений Асс, справа - Владимир Кузьмин, архитектор, POLEDESIGN
Григорий Полторак, президент-элект Российской Гильдии риэлтеров
Анастасия Подакина, директор по маркетингу компании Система ГАЛС
Юлий Борисов, архитектор, основатель и партнер бюро UNK project
Алексей Белоусов, коммерческий директор Capital Group
Евгений Асс, архитектор, профессор МАрхИ, рукводитель бюро «Архитекторы Асс»

30 Мая 2011

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.