В поисках разумного компромисса

В пятницу, 27 мая, в ажурном светлом бельведере гостиницы «Пекин» состоялся «Завтрак архитектора», встреча архитекторов, девелоперов и журналистов, которую «Экспо-парк» традиционно организует в рамках своей весенней архитектурной выставки. В этом году он был организован при поддержке девелоперской группы «Система-Галс».

mainImg
Дискуссию вели директор «Экспо-парка» Василий Бычков и архитектурный критик Елена Гонсалес. Тема дискуссии, предложенная устроителями «Арх Москвы», звучала так: «Градостроительная политика Москвы: новые правила игры», а ее очевидным лейтмотивом стала смена городского руководства.

Прежние «завтраки» тоже посвящались насущным и болезненным вопросам жизни сообщества, например, взаимоотношениям архитектора и девелопера (в 2009 году) или уплотнению городского пространства (в 2010). Но на этот раз в обсуждении ощущалась некоторая сдержанная подавленность. Василий Бычков начал разговор с сообщения о том, что попытки пригласить на «Завтрак архитектора» представителей московских властей, а именно заммэра по градостроительной политике Марата Хуснуллина, главного архитектора города Александра Кузьмина и главу Москомнаследия Александра Кибовского, – не удались. Зато на обсуждении присутствовал архитектор Сергей Ткаченко, недавно покинувший пост главы НИиПИ Генплана города.

Затем Василий Бычков напомнил собравшимся о последних решениях нового московского правительства: планируется пересмотр генплана; издан Декрет о пересмотре всех выданных разрешений на снос зданий в центре города. В июне 2011 года будет проходить тендер на разработку новой стратегии развития столицы. «Москомнадзор» преобразован в Департамент культурного наследия, создана «Мосреставрация».

С одной стороны, все это свидетельствует об озабоченности Московского правительства вопросами сохранения исторического облика Москвы. С другой стороны, у общественности и у специалистов возникает масса вопросов: как все это скажется на текущей ситуации в столице? Что будет с уже принятыми законами в области культурного наследия? Что будет с инвестициями в «замороженные» в настоящий момент проекты, в связи с тем, что снос зданий приостановлен. Будут ли как-то компенсироваться убытки фирмам, которые законным образом получили разрешение на строительство в историческом центре, но не могут приступить к работе?

Итак, есть ли новые правила и каковы они?

Сергей Крючков, ABD architects:
«Сама постановка вопроса говорит о том, что правил нет. Раз вы в такой форме спрашиваете, значит, мы здесь обсуждаем слухи, что симптоматично».

Александр Ложкин, Проект Сибирь:
«Я беседовал в Тюмени (Сергей Собянин был губернатором Тюмени 2001–2005, прим. ред.) с местными архитекторами – все, что там делалось, делалось в режиме ручного управления. Никто не обращался к профессионалам и не опирался на профессиональное мнение».

Елена Гонсалес, Проект Россия:
«Хорошо, что памятники не будут сносить, но очень плохи беззаконие и волюнтаризм, посредством которых делаются даже хорошие дела. Сейчас заморожены и пересматриваются инвестконтракты, ранее согласованные по всем правилам; на согласование потрачены деньги, заказчики терпят убытки, архитекторы оказываются без работы, потери никто даже не обещает компенсировать. …Закон – не закон, и если Архнадзор выступает за соблюдение закона, то оно не может начинаться с безответственных решений».

Сергей Скуратов, Сергей Скуратов architects:
«Отменами разрешений на строительство нас огорошили, как раньше – сносами памятников. Лично меня теперь преследует одна мысль – откуда взять силы, чтобы привыкнуть к новому порядку. Мы приспособились работать со старыми – теперь надо приспосабливаться к работе с новыми. В этом городе нет и не может быть никаких правил, нет никакого закона и никто не общается с профессионалами. Так что все как решалось так и будет решаться по личной договоренности с теми, кто влияет на процесс, то есть с властью».

Максим Гасиев, региональный директор по торговой недвижимости компании Colliers International:
«Сейчас нельзя инвестору договориться с властью через архитектора, как это было раньше. Но это ненадолго. Ничего, все выправится».

Анастасия Подакина, компания «Система ГАЛС», директор по маркетингу; соорганизатор дискуссии:
«Сейчас наступил такой момент, когда мы, архитекторы и девелоперы, вместе можем что-то изменить. Нужно только прийти к разумному компромиссу,  действовать сообща и главное – разумно. Нам очень не хватает такого разумного компромисса «Детскому миру». Это очень сложный объект с тяжелейшей историей. И пока мы спорим и ждем, он может попросту разрушиться, не дождавшись запланированной реконструкции».

Андрей Чернихов, архитектурно-дизайнерское бюро Андрея Чернихова:
«Не стоит обсуждать власть – мы архитекторы или подпольные революционеры? Если мы согласны жить по понятиям – то это Москва, если нет – то надо ехать в Австрию. Или в Нью-Йорк. В Нью-Йорке, например, за долгие годы выработал правила учитывающие мнение общественности, горожан, профессионалов, – возьмем для примера реконструкцию Линкольн-центра… Это мегаполис XXI века с соответствующей моделью поведения, а у нас в Москве к большому сожалению, продолжает работать феодальная система принятия решений. Обсуждать власть бесполезно. Что мы можем сделать? И есть ли вообще что-то, то зависит от нас с вами?».

Эти слова Андрея Чернихова стали лейтмотивом дискуссии. Должны ли профессионалы пытаться влиять на решения власти, и если должны, то кто именно – сами архитекторы или журналисты.

Сергей Скуратов:
«Я совершенно не согласен что мы ни на что не можем влиять. Мы должны пытаться влиять. Я например ходил на митинги 31 числа – маловато там было человек, я вам скажу».

Елена Гонсалес:
«Смешно слышать, что власть нужно учить. Они сами нас научат».

Юрий Аввакумов, архитектор, куратор:
«Все приспособились с властью сотрудничать. Надо предпринимать усилия – вот, Архнадзор принял, и что-то получилось. И голос разума надо слушать не один раз в году на Арх Москве, а постоянно».

Александр Ложкин:
«Архитекторы – это инструмент. На самом деле на процессы, происходящие в городе, влияют две основные силы: бизнес и сообщество горожан. В городе всего две силы; их интересы зачастую противоположны. Все зависит от того, на кого работает архитектор. Власть же должна выступать беспристрастным судьей на этом процессе, но она часто подсуживает, то есть встает не на сторону общества, а на сторону интересов крупного бизнеса. Она должна перестать это делать.

Зачем позвали Архнадзор? – Потому что была политическая цель. Не было бы цели – так Архнадзор и оставался бы маргинальным движением».

Наталья Золотова, искусствовед:
«Я здесь наблюдаю высокую концентрацию одновременно ума и утопического прекраснодушия. Ждать что сюда придет Собянин смешно. Однако к власти можно и нужно обращаться. У российской власти слух гораздо лучше чем у власти в других странах, где власть сильнее защищена законом. В нашей власти хороший слух, надо только до нее достучаться. И это должны делать журналисты – почему, например, Financial Times может себе позволить напечатать интервью с Рэмом Колхасом на целую полосу, а наши федеральные издания не делают таких интервью никогда? Почему Григорий Ревзин не делает таких интервью?».

Елена Гонсалес:
«Григорий Ревзин очень много занимается этими проблемами. Он входит в градостроительный совет Сколково, убеждает их привлекать российских архитекторов к проектированию. А вот архитекторы даже не пытаются участвовать в процессе. Когда было обсуждение на Стрелке – там было всего один или два архитектора. Где все остальные?

У нас нет мнения архитекторов. Союз, который теоретически мог бы его выражать – мертвая организация. Надо вырабатывать программу, а «нас не позвали» – это не позиция, мнение, если оно есть, должно быть слышно с самого начала. А если его нет, то значит, нет».

Антон Надточий, «Атриум»:
«Архитекторы которые занимаются строительством зданий в городе на городскую политику влиять не могут. Может влиять пресса, общественные организации. Каждый должен заниматься своим делом. Власть должна стремиться улучшить ситуацию в городе, привлекая известных специалистов. Архитекторы должны строить красивые дома. Пресса должна следить за процессом и влиять, если что-то происходит не по  правилам».

Достаточно быстро, как это всегда случается на таких встречах, стало заметно, что позиции (и интересы) разных частей профессионального сообщества: архитекторов, девелоперов, журналистов – в чем-то различны, а в чем-то противоположны.

Максим Гасиев:
«Я не стал бы обвинять во всем власть. Профессиональное сообщество само виновато. Слишком много построено уродливых зданий».

Григорий Полторак, президент-элект Российской Гильдии риэлтеров:
«Во Франции можно купить замок за 30 тыс. евро. Зато сколько средств придется вложить на его восстановление? У нас же стремятся продать развалину как можно дороже, а потом обязывают ее восстановить. Можно запретить в центре строить выше двух этажей, но тогда и земля здесь должны быть дешевой, такой, чтобы построить на ней невысокий дом было выгодно. Только тогда ситуация начнет меняться к лучшему».

Алексей Белоусов, коммерческий директор Capital Group:
«По-моему, высота здания, два этажа или больше – это должно быть где-то записано. Этого не должен решать архитектор.  …Если мы возьмем население Москвы, это где-то около 12–12,5 млн. человек, и разделим на общее количество квадратных метров, получится по 18 метров на человека. И качество этого жилого фонда не соответствует нормам».

Владимир Кузьмин, архитектор, POLEDESIGN:
«Если говорить об архитектурных решениях нового московского правительства, то это дизайн ларьков трехлетней давности, который достали из-под сукна, дали кому-то безрукому поправить и теперь внедряют. И журналисты не трубят, не возмущаются, ничего не говорят об этом (Архи.ру писал об этих проектах сразу как только их обнародовали – прим. ред).
Для города очень важен микромасштаб, иначе все вокруг так и будет желто-зеленым. Но ведь если я приду к вам, Капитал Групп, с предложением сделать благоустройство – вам ведь то не нужно, у вас ведь все уже решено!».

Затем выяснилось, что, как это обычно бывает среди умных и талантливых людей, единства нет не только между разными частями профессионального сообществе, но и среди архитекторов.

Юлий Борисов, UNK project:
«Большинство архитекторов, которые здесь присутствуют, работают в сфере частного и корпоративного заказа. Они делают лучше, быстрее, дешевле своих западных коллег. Но когда мы пытаемся «выйти в город», нас бьют по рукам, давая понять, что это закрытый рынок. Я уверен, что если бы мы могли участвовать в процессе, облик города был бы лучше. Вот и получается, что проще самореализоваться там, где нет таких ограничений – вне города. А мы могли бы прийти в город, и, например, строить малые объекты».

Евгений Асс, профессор МАрхИ:
«Мне страшно, когда архитекторы говорят о самореализации. Все безобразия  Москве совершены профессионалами. Мне наши архитекторы напоминают хирургов, которые закончив институт, выбегают на улицу со скальпелями и ищут – кого бы прооперировать».

Сергей Скуратов:
«Я хотел бы поправить Евгения Викторовича. Надо говорить либо «мы», либо, как Борис Николаевич, положить билет и выйти из партии. Самые опасные люди вообще, это те, кто что-то делает: они совершают ошибки. Отстраниться и осуждать людей которые что-то делают всегда проще. А вот что меня сейчас действительно пугает – это новое поколение молодых архитекторов, которые пошли во власть…».

Евгений Асс:
«Я отношусь и к цеху и к себе скептически, и имею на это право. Надо относиться к себе критично. Не говорить, что, мол, мы архитекторы и только поэтому хороши».

Далее, когда зашла речь о реконструкции Парка Горького, Евгений Асс, который участвует в ее подготовке в качестве эксперта, поделился своим мнением о сложившейся ситуации:
«Сегодня главным консультантом по этому проекту является Институт «Стрелка», специалисты которого подготовили историческую справку. В настоящее время готовится программа архитектурного конкурса. В конкурсе будут участвовать 14 команд, среди которых только одна российская. Во второй тур должны будут выйти 3 проекта. Я предлагал более открытый конкурс, но все такие предложения отметаются. Многие специалисты, архитекторы, реставраторы архитектуры, даже не знают о его проведении. Существует реальная опасность, что о результатах этого состязания общественность узнает слушком поздно, когда уже ничего нельзя будет изменить».

В качестве резюме прозвучало выступление архитектора Константина Ходнева из архитектурной группы DNK: «Давайте работать с помощью конкурсов!». С его мнением согласилось большинство присутствующих – проекты в Москве, особенно важные, градообразующие, должны распределяться только через систему конкурсов.

Итак, очевидно, что диалога с (городской) властью нет, а значит, власть – это что-то вроде высших сил. К высшим силам можно, как известно, относиться по-разному.

Можно считать, что власть у нас наподобие судьбы у древних греков: всеведущая, коварная и может устраивать катаклизмы. Завязали мойры узелок – и пересмотрели инвестконтракты. Судьбу, правда, можно умилостивить, принося жертвы богам. Боги у греков выступали посредниками, тоже правда довольно коварными, ничего никогда твердо не обещали, но если их не злить и правильно приносить жертвы, то вроде бы как все или почти все у смертных обычно налаживалось. Такое общение с высшими силами и у нас было неплохо отлажено.

Хуже, когда меняется пантеон или, например, случается переход в христианство – античные люди поначалу не могли понять, как понимать эти книги, кому теперь приносить жертвы и каким таким образом, но лет за сто (а то и меньше) разобрались, научились, и все наладилось не хуже прежнего. Новая вера, как известно, открыла новые пути общения с божеством – например, мистики считали, что, если долго и прилежно тренироваться, с ним можно поговорить непосредственно в режиме экстаза. Но это скорее для того, чтобы услышать, а не для того, чтобы быть услышанным. Можно также и взывать к высшим силам, обычно это называется молитвой, иногда люди считают, что их молитвы услышаны, но никогда нельзя быть в полной мере уверенным, что это действительно так, а не просто им случайно повезло.

Есть и еще один способ, самый архаичный из всех, это шаманское камлание. Шаман, как известно, считает, что он не просто просит высшие силы, но может их заставить, к примеру, послать дождь или стадо оленей в нужную сторону. В это люди верили очень давно, тогда, когда еще не было Гомера и хитрых олимпийских богов.

Фактически, эти три подхода описывают все известные виды общения с высшими силами: их можно подкупить, им можно молиться, и можно попытаться их заставить. С двумя первыми понятно, а для этого последнего надо либо, чтобы высшие силы перестали быть высшими,  то есть снизошли и стали такими же смертными, как остальные (это бывает при демократических формах правления). Либо надо найти подходящего шамана, и помочь ему общаться с высшими силами с помощью его магии.

Но есть проблема: все настолько привыкли подкупать и взывать к милосердию поодиночке, что никак не могут ни выдвинуть кандидата, ни объединиться. Так что – и это достаточно очевидно из состоявшегося разговора, профессиональному сообществу прежде всего надо договориться внутри себя, прийти к «разумному компромиссу», о котором говорила соорганизатор дискуссии, представитель «Галса» Анастасия Подакина, и определиться с позицией, – к чему призывала ведущая Елена Гонсалес. Надо договориться и тогда уже либо пересматривать картину мироздания (что сложнее), либо искать шамана (что проще). Но не договорятся ведь никогда.
Директор «Экспо-парка» Василий Бычков, архитектор Сергей Ткаченко
Архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес
Слева направо: Анастасия Подакина, «Система ГАЛС»; искусствовед Наталья Золотова, архитектор Сергей Скуратов, архитектор Юрий Аввакумов
Сергей Скуратов, архитектор, руководитель бюро Сергей Скуратов architects
Борис Стучебрюков, архитектор, Заместитель генерального директора по проектированию ABD architects
Максим Гасиев, региональный директор по торговой недвижимости компании Colliers International
В центре - Евгений Асс, справа - Владимир Кузьмин, архитектор, POLEDESIGN
Григорий Полторак, президент-элект Российской Гильдии риэлтеров
Анастасия Подакина, директор по маркетингу компании Система ГАЛС
Юлий Борисов, архитектор, основатель и партнер бюро UNK project
Алексей Белоусов, коммерческий директор Capital Group
Евгений Асс, архитектор, профессор МАрхИ, рукводитель бюро «Архитекторы Асс»

30 Мая 2011

Похожие статьи
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.