10.06.2010

Архитектура завтрашнего дня: стекло или камень?

8 июня в Политехническом музее состоялась дискуссия с участием знаменитого немецкого инженера Вернера Зобека и немецко-российского архитектора Сергея Чобана, посвященная жилью будущего. В том, что оно будет развиваться в соответствии с парадигмой «устойчивости», у обоих докладчиков нет никаких сомнений. А вот эстетику архитектуры будущего Вернер Зобек и Сергей Чобан представляют совершенно по-разному.

информация:

«Архитектура будущего» открывает цикл культурологических дискуссий под общим названием «Настоящее будущего», который Немецкий культурный центр им. Гете и издательство «Новое Литературное Обозрение» будут проводить в течение полутора лет в знаменитой Большой аудитории Политехнического музея. Своеобразным прологом к нынешней теме можно считать недавний приезд Вернера Зобека на Вторую Московскую биеннале архитектуры, где немецкий инженер представил выставку «Эскизы будущего», посвященную инновационным строительным материалам и возможностям их использования в архитектуре. 

Одним из главных экспонатов этой выставки, наряду с образцами материалов, стал House R-128 – собственный дом Вернера Зобека, который тот считает воплощением своих представлений об архитектуре будущего. Дом представляет собой лаконичную полностью прозрачную башню, наружные стены и внутренние перегородки которой выполнены из тройных стеклопакетов высочайшего качества. Единственное, что скрыто от глаз случайного прохожего, – это два туалета и душ (они закрыты алюминиевыми каркасами), а также кровати в спальнях, укутанные светонепроницаемыми пологами. Все строительные материалы, использованные при создании этого дома, полностью безвредны для окружающей среды и могут быть подвергнуты вторичной переработке. Электричество производится солнечными батареями, а управление домом осуществляется при помощи датчиков движения и голосовых команд. Интересно, что внутренние помещения дома при этом не просто имеют свободную планировку, но могут менять свою конфигурацию в зависимости от пожеланий хозяев. В частности, ванную Зобек может перемещать вдоль любой из стен – например, ради того, чтобы, купаясь, наблюдать красивый закат.

Представляя свое жилище в Большой аудитории Политехнического музея, инженер подробно остановился на вопросах эргономики, технологичности и энергосбережения. Конечно, пришлось автору отвечать и на вопрос о том, насколько удобно жить в абсолютно прозрачном объеме. Нужно сказать, что Вернер Зобек не считает жизнь за стеклом чем-то неестественным. «Кто-то любит жить в футляре, а кто-то в гнезде. Я люблю свой дом, а сквозь прозрачный фасад могу наблюдать за тем, как меняется природа. Я стал, как зверь, приспосабливаться к ритмам природы, по оттенку света научился определять время суток и время года!» Впрочем, это не значит, что будущее архитектуры (в том числе частной), по мнению инженера, исключительно за прозрачными сооружениями. «Было бы ужасно, если б у нас воцарился какой-то моностиль», – убежден Вернер Зобек. Единственное, что он считает обязательным и всегда реализует в своих проектах, так это соответствие здания «правилу трех нулей»: ничего не выбрасывать в атмосферу, не потреблять, а производить энергию, не оставлять строительный мусор ни при сборке, ни при сносе.

Архитектура Вернера Зобека, без сомнения, могла бы претендовать на роль идеального воплощения идей и технологий жилья будущего, если бы… не ее стоимость. Увы, но все, что строит инженер Зобек сегодня, одинаково сильно потрясает и своим высококлассным дизайном, и запредельно высокой ценой. Подобные технологические изыски сегодня могут позволить себе разве что крупные корпорации, но никак не частные лица и даже не государство как заказчик социального жилья. «Для Вернера Зобека здания – это самолеты, как по своему техническому уровню, так и по стоимости, – заметил в ходе дискуссии Сергей Чобан. – И здесь возникает вполне закономерный вопрос: единственный ли это способ делать архитектуру будущего?»

Немецко-российский архитектор считает, что у «зеленой» архитектуры есть три пути развития: бионическая, технологическая (как у Зобека) и с сохранением традиционной формы при высочайшем качестве исполнения. Сам Чобан выбирает последний вариант, как наиболее проверенный временем и эстетически состоятельный. «Твое здание красиво? – Не знаю, оно «зеленое», – вот как сегодня рассуждают современные архитекторы, но такие дома вряд ли станут домами будущего», – считает Сергей. По его мнению, архитектура будущего – это та, что красиво стареет, но не дряхлеет. Примерами могут служить и классические здания, и постройки XX века, как, например, жилой дом основоположника промышленной архитектуры Петера Беренса. Реставраций фасадов последнего в Берлине несколько лет назад занималось бюро Сергея Чобана и теперь с удовольствием представляет этот объект 1932 года постройки как пример «зеленой» архитектуры с эффективным соотношением проемов и двойным фасадом, благодаря чему здание и без солнечных батарей на крыше весьма экономно потребляет энергию. А вот большинство современных зданий, начиная с произведений модернизма 1960-х годов и заканчивая высокотехнологичными сооружениями последних десятилетий, уже морально устарели, так и не успев стать будущим, считает Сергей Чобан. «То здание, в котором расположен наш берлинский офис, в 1990-е считалось невероятно прогрессивным, – заметил Чобан. – Но всего за 15 лет оно «одряхлело». А разве 15 лет – это срок для архитектуры? Рядом стоят дома позапрошлого века – они никогда не были шедеврами, но они симпатичны».

Идеальной моделью создания жилья будущего, по мнению Сергея Чобана, является та, при которой 90 процентов внимания архитектора уделяется технологиям, но 10 – обязательно эстетике. Под эстетикой соавтор двух московских новостроек – офиса компании «Новатек» и жилого дома в Гранатном – понимает, прежде всего, качество проработанной поверхности и материалов: «У дома в Гранатном переулке, например, есть плоскости, которые способны воспринимать старение. Это позволит ему и завтра быть зданием, а не модной коробкой».

При ближайшем рассмотрении, впрочем, оказывается, что упрек в высокой стоимости применим не только к стеклянным домам Вернера Зобека, но и к «традиционной» архитектуре Чобана. Впрочем, Сергей Чобан считает, что правильное отношение к поверхности и материалу уместно и при работе с районами массового жилья, где использование типовых (но качественных!) проектов существенно удешевит их реализацию. Вернер Зобек же убежден в том, что человечество сможет поставить на поток и производство стеклянных домов, если научится повсеместно использовать энергию солнца. Правда, о том, сколько же все-таки стоит сегодня жить в таком доме, как у инженера Зобека, докладчик тактично умолчал.

Надо заметить, что оба архитектора, отвечая на вопросы модератора дискуссии Алексея Муратова, проявили себя достаточно сдержанными футуристами. В то время как ученые предсказывают, что в ближайшие 20-30 лет  человечество осуществит переход на новые источники энергии, Сергей Чобан и Вернер Зобек склонны оценивать перспективы развития архитектурного процесса куда более сдержанно. Например, оба они считают фантастикой изобретение принципиально иных форм пространства. «Думаю, в ближайшие 1000 лет человек будет все так же предпочитать находиться в вертикальном положении», – пошутил Зобек. Не пойдет архитектура и по пути исключительной медийности, во всяком случае на это очень надеется Сергей Чобан, поскольку, по его мнению, это сделает срок жизни зданий чрезвычайно коротким. Города, по мнению архитекторов, по-прежнему будут развиваться компактно, а не по принципу города-сада, поскольку, как заметил Чобан, только определенная плотность создает социальный комфорт и социальный контроль, необходимые для существования города. Кроме того, в ближайшие 20-30 лет люди продолжат строить небоскребы. Во-первых, потому что здания такого типа еще не исчерпали свой потенциал, считает Зобек. А во-вторых, потому что «человек – иррациональное существо и будет строить не из соображения экологии, а потому что всегда найдется тот, кто захочет выделиться за счет другого», – считает Чобан. Но, пожалуй, самым провокационным можно считать прогноз Чобана о том, что в будущем не будет музеев, в частности, музеев современного искусства: «Это самые неэффективные сооружения: огромные пространства, гигантские энергетические затраты и ноль информации».

Наиболее заметные перемены, по мнению обоих участников дискуссии, ожидают не городскую среду, а саму профессию градостроителя. Уже сегодня зодчество постепенно замещается инженерией, и архитектор вытесняется из процесса проектирования. Вернер Зобек считает, что этот процесс еще больше усложнится, в том числе и за счет представителей новых специальностей, но не верит, что все эти люди когда-нибудь смогут обойтись без архитектора вовсе. Сергей Чобан же убежден, что со временем архитекторы переквалифицируются из менеджеров в режиссеров, умеющих работать с большой командой профессионалов как с единым организмом и чрезвычайно ответственно подходящих к выбору партнеров по созданию здания будущего и его воплощению в жизнь.
Вернер Зобек. Собственный дом в Штутгарте. © Roland Halbe
Вернер Зобек. Собственный дом в Штутгарте. © Roland Halbe
Вернер Зобек. Собственный дом в Штутгарте
Вернер Зобек. Собственный дом в Штутгарте
Вернер Зобек. Собственный дом в Штутгарте
Вернер Зобек. Собственный дом в Штутгарте
Speech. Жилой комплекс «Гранатный 6». Москва
Speech. Жилой комплекс «Гранатный 6». Москва
Speech. Офис компании «Новатек». Москва
Speech. Офис компании «Новатек». Москва

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Вера Бутко
  • Сергей Скуратов
  • Александр Асадов
  • Екатерина Грень
  • Левон Айрапетов
  • Владимир Ковалёв
  • Полина Воеводина
  • Александр Бровкин
  • Павел Андреев
  • Станислав Белых
  • Михаил Канунников
  • Илья Машков
  • Юрий Сафронов
  • Всеволод Медведев
  • Наталья Сидорова
  • Олег Шапиро
  • Василий Крапивин
  • Илья Уткин
  • Андрей Асадов
  • Роман Леонидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Алексей Гинзбург
  • Иван Кожин
  • Никита Явейн
  • Никита Токарев
  • Антон Лукомский
  • Рустам Керимов
  • Олег Мединский
  • Арсений Леонович
  • Юлия Тряскина
  • Наталия Зайченко
  • Валерий Лукомский
  • Николай Миловидов
  • Евгений Герасимов
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Плоткин
  • Наталия Шилова
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Бирюков
  • Зураб Басария
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Чобан
  • Олег Карлсон
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Марк Сафронов
  • Иван Рубежанский
  • Константин Ходнев
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Романов
  • Андрей Гнездилов
  • Юлий Борисов
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Александр Скокан
  • Александр Попов
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Кузнецов
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Сенкевич
  • Сергей Труханов
  • Антон Бондаренко

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК «Новокрасково»
  • Вилла-BG_019
  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
  • Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
  • Концепция модернизации центрального парка в Красногорске
  • Театр Mercury в Барвиха Luxury Village
  • Архитектурно-градостроительная концепция развития села Кубенского
  • Проект реконструкции сельского клуба в культурный центр в селе Косаричи

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи