Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.05.2025

Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть

Юлия Тарабарина, Алёна Кузнецова

Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.

Жюри и присуждение дипломов на Арх Москве возникли, кажется, как-то не сразу. но достаточно рано. В начале 2000-х все это точно было хорошим поводом провести итоговую церемонию и затем немного выпить за успех мероприятия. Ну и порадовать участников экспозиции, которые, как ни посмотри, а выкладываются по полной. Все это время дипломы вручали во многих номинациях и, в основном, в трех степенях. Хотя в последние годы наметилось сползание к большей степени вольности – и вот, пожалуйста, в этом году степеней нет вообще. Да они и не нужны, скажете вы. Действительно, намного больше свободы в таком судействе; на наш неискушенный взгляд: можно собрать всех героев, отмеченных жюри, и всех наградить. Вот и славно. В конце концов, награды Арх Москвы – это, прежде всего, еще один повод вспомнить о выставке. 

Резюмируем: выставка была тридцатой по счету, приглашенным куратором был Николай Полисский, мастер лэнд-арта из Никола-Ленивца и основатель «артели Никола-Ленивецкие промыслы». Он сплел из лозы красивый разноцветный Бозон Хиггса, с крупной луковицей посередине; но среди награжденных не замечен, вероятно, как ключевая фигура выставки.
  
  

Николай Полисский дает автограф на объекте Бозон Хиггса. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Николай Полисский дает автограф на объекте Бозон Хиггса. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Бозон Хиггса, объект Николая Полисскго. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Бозон Хиггса, объект Николая Полисскго. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Бозон Хиггса, объект Николая Полисскго. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Бозон Хиггса, объект Николая Полисскго. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Бозон Хиггса, объект Николая Полисскго. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Бозон Хиггса, объект Николая Полисскго. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Бозон Хиггса, объект Николая Полисскго. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Бозон Хиггса, объект Николая Полисскго. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Бозон Хиггса, объект Николая Полисскго. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Бозон Хиггса, объект Николая Полисскго. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На выставке все время что-то отвлекает, а сейчас, глядя на картинки, видим: «Бозон» не только состоит из матово крашенных разноцветных палок, и блестящих, похожих на пластиковые трубки, лоз – он еще и менял основной оттенок пестрого плетения: от зеленого справа к фиолетовому справа (или наоборот).

Полисский также, как куратор, предложил тему выставки – «Суть», и это слово, как водится муссировали так и этак. Одновременно многие экспозиции были посвящены будущему, но все попытки выяснить, как этот футурологический пафос с главной темой, ни к чему не привели. Хотя осадок в виде предположения, что первоначально тема была другой, но ее заменили, к примеру, из-за сходства с темой ЭКСПО 2025, которая проходит сейчас в Осаке ("проектируем общество будущего <...>") остался. Но, впрочем, это домыслы. 

Следующим приглашенным куратором Арх Москвы, на 2026 год, стал Тимур Башкаев. 

Итак, публикуем список награжденных проектов Арх Москвы 2025, попутно комментируя некоторые из них. В комментариях используются фрагменты репортажа, который мы вели на протяжении трех основных дней выставки. 

Лучший проект – исследование

Новый московский стиль
Совместный исследовательский проект Арх Москвы – с ее стороны куратором был Илья Мукосей, он же предложил название – и школы МАРШ, ее бакалавры 1 и 2 курса, под руководством преподавателей курса истории архитектуры и градостроительства Марата Невлютова и Елены Борисовой собрали материал по московским проектам последних 10–15 лет и составили подборку из 14 характерных признаков, или, как их точно определил на презентации исследования Андрей Иванов, паттернов. От арок, «короны» и кремлевского зубца до плетения на фасадах. Признаки почти никогда не присутствуют в здании в единственном числе, а соседствуют, образуя «гибриды»; самые многосоставные, по 6–7 паттернов, тоже были приведены на стендах. 
Новый московский стиль. Совместный исследовательский проект школы МАРШ и Арх Москвы. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Новый московский стиль. Совместный исследовательский проект школы МАРШ и Арх Москвы. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Новый московский стиль. Совместный исследовательский проект школы МАРШ и Арх Москвы. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Новый московский стиль. Совместный исследовательский проект школы МАРШ и Арх Москвы. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Гордость куратора Ильи Мукосея – схема города, на которой красные нити ведут от признаков к объектам, демонстрируя, насколько, на самом деле, сложная это история – изучение паттернов и их пересечений. Согласимся; на наш взгляд, однако, было бы лучше, если бы нити были разных цветов – это как раз тот случай, в отличие от очень-загадочного Бозона Хиггса, где цвет мог бы быть информативен. 
Новый московский стиль. Совместный исследовательский проект школы МАРШ и Арх Москвы. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Новый московский стиль. Совместный исследовательский проект школы МАРШ и Арх Москвы. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Новый московский стиль. Совместный исследовательский проект школы МАРШ и Арх Москвы. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Новый московский стиль. Совместный исследовательский проект школы МАРШ и Арх Москвы. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее надо, наверное, сказать, что ответа: что такое новый московский стиль и инструмента для атрибуции исследование не дает и дать не может. Но сам подход – интересен и вполне может быть драйвером для изучения особенностей современной московской архитектуры. 

Планируем и надеемся вскоре опубликовать исследование целиком. 
Панорама. Архитектура будущего
Панорама. Архитектура будущего. Куратор Юлия Шишалова. Арх Москва 2025
Панорама. Архитектура будущего. Куратор Юлия Шишалова. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обзорное исследование из разряда тех, что главный редактор «Проекта Россия» Юлия Шишалова делает для Арх Москвы не первый год. В позапрошлом году были тенденции, в прошлом – архитектура стран БРИКС, о которой мы потом с удовольствием читали весь год в тг-канале @prorusmag. Теперь – про будущее, что перекликается с трендами, но под другим углом. Тем не менее проект поддерживает нашу интуицию, что у Арх Москвы как будто две темы: не только суть, но и, так сказать... Футурология! Откуда возникла эта вторая тема, нам то ли плохо объяснили, то ли мы плохо слушали. И тем не менее, вот она. 

Думаем, что и в этом году почитаем, а потому не будем и спойлерить. Кто вовремя не прочел на выставке – добро пожаловать на канал коллег. 
Метро Москвы в годы ВОВ
Исследование Метро Москвы в годы ВОВ, Арх Москва 2025
Исследование Метро Москвы в годы ВОВ, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Честно говоря, это была одна из самых незаметных экспозиций выставки, тем более она была развернута спиной к лестнице, поэтому нам не очень удалось в ней разобраться. Вроде бы о метро в годы войны многое известно, это притча по языцех, и судя по тому, что глаз выхватил на бегу, то же и на стенде рассказывали. Был он похож на стенды стройкомплекса и прочих департаментов на бульварах. Какое-то оно тут было немного не отсюда. Вероятно, поэтому мы и не успели изучить, были очень заняты.

Впрочем, sapienti sat – может быть, кто-то нас поправит и расскажет, что было в этом исследовании уникального...  

Лучшая кураторская экспозиция

Футуратор
Новое явление на Арх Москве – добавка к программе NEXT: там участвуют молодые, но уже состоявшиеся бюро, а тут молодые архитекторы еще без бюро. Неудивительно, что опять про будущее. Футуратор – архмосковский неологизм, «куратор будущего». Его роль в 2025 году исполняло бюро KATARSIS. Проект поместился в настоящем старом гараже, который кураторы нашли на Авито, а купил Василий Бычков, которому он теперь, после выставки, принадлежит, и будет стоять у него на даче. 
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025 Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025
Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025 Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025
Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру

Петр Советников и Вера Степанская выбрали 8 близких по духу бюро и архитекторов и предложили им поразмышлять о «параллельном ландшафте» – незначительной архитектуре, которую можно назвать вернакулярной, маргинальной или альтернативной. Она часто ускользает от нашего внимания, но при этом оказывает сильное влияние на повседневность. Взять, например, павильон для мусорных контейнеров – слегка табуированное и некрасивое место, где, однако, кипит жизнь, а поведение людей заявляет о множестве не закрытых потребностей.   

Участники смогли найти параллельный ландшафт в дачной жизни, письменах короедов на старых срубах, заброшках, шашлычной культуре, старых эскизах, а еще проверяли ИИ на способность к вернакуляру. Атмосфера пространства – одновременно «батин гараж», где хранится куча инструментов, лаборатория стартапа и место для репетиции с рок-группой. Для проекта было издано целых три книги, в одной из которых есть огромный свиток с отпечатком деревянной бани. 
   
 
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025 Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025
Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025 Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025
Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025 Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025
Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025 Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025
Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025 Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025
Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
NEXT
На этот раз программу для молодых бюро курировал Никита Токарев и она собрала множество комплиментов. 

Но о ней мы уже подробно рассказывали, обо всех проектах, и о победителях. 
NEXT 2025
NEXT 2025
Фотография © Владимир Лаврищев
Дома А-Класса
Пространство Дома А-класса, фрагмент. Арх Москва 2025
Пространство Дома А-класса, фрагмент. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лекторий и практикум, тоже присутствующий на Арх Москве не первый год, сейчас разросся до гигантских размеров, перегородил знакомый путь в буфет и туалет, и выкрасился в черный цвет по контрасту с белым дизайн-кодом самой выставки. Выглядел как BIF На Зодчестве – самостоятельным явлением. Впрочем, программа была насыщенной, экспозиции внушительными. Кое-кто сделал два павильона, там и здесь, и в домах А-Класса выступил круче, нежели в основном пространстве. Вот чудеса. Не иначе, а наша "непостроенная [по формулировке Андрея Бокова] страна" начинает заселяться ИЖС-ом? 
Огни Москвы
На фотографиях павильон смотрится не очень хорошо – какой-то пятнистый жираф; holland wall ведь уже не моден... А в реальности был неплох. 

Куратор Ольга Алексеенко и четыре фотографа: Анастасия Прядкова, Артур Сахаров, Ксения Русс, Татьяна Мерзлякова – при поддержке Центрсвета изучили ночную подсветку Москвы. Разделили на несколько категорий. Расположили на уровне взгляда на столбах, имитирующих башни с асимметрично светящимися окнами. Окружили панорамой города, снятой со Swiss Hotel-я. Плюс два зеркала сверху и снизу, намекающие на бесконечность вертикалей башен. Любопытный был эффект. 
   
  
Огни Москвы. Куратор Ольга Алексеенко. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Огни Москвы. Куратор Ольга Алексеенко. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Отражение в полу. Огни Москвы. Куратор Ольга Алексеенко. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Отражение в полу. Огни Москвы. Куратор Ольга Алексеенко. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Огни Москвы. Куратор Ольга Алексеенко. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Огни Москвы. Куратор Ольга Алексеенко. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Огни Москвы. Куратор Ольга Алексеенко. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Огни Москвы. Куратор Ольга Алексеенко. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лучшая экспозиция в разделе «Архитектура»

Напоминаем, степеней в этот раз не присуждали, список дали в неясно-произвольном порядке, и победителей в разделе «Архитектура» – ох, целых десять. Попробуем рассказать хотя бы о них, на дальнейшем пути, скорее всего, устанем и ограничимся перечислением. Однако столь большое число говорит об интенсивном развитии раздела. Архитекторы снова начали активно выставляться на Арх Москве. Не то, чтобы никогда не было, было и не раз, но в последние годы тенденция казалась иной. И вот опять. 
Резерв
Как уже было сказано, экспозиция ТПО «Резерв» на этот раз удалась. Светлая, открытая в противовес большинству павильонов, и очень яркая, ярче, чем Бозон Хиггса Полисского, хотя казалось бы, куда еще. Прозрачный пластик с наложением цвета прямо притягивал взгляд, ловил и солнце, и свет от экрана.
Павильон ТПО «Резерв», Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон ТПО «Резерв», Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон ТПО «Резерв», Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон ТПО «Резерв», Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Насколько нам известно, авторы и в экспозицию «Мастеров» принесли сначала цветной макет, а потом цветной планшет. Но нет, пришлось переделывать на монохром. 

У павильона еще несколько особенностей. Во-первых, многие павильоны на Арх Москве теперь уже делаются на заказ на серьезном производстве. Здесь же архитектор, она же автор стенда, Елена Кузнецова сделала цветной объект буквально своими руками. Как и больше половины ролика, который замечательно рифмуется с объектом. Временами создается ощущение, что реальная конструкция «уходит в экран», или наоборот, студийная работа воплощается, визуализируется. 

В сущности, так и есть, суть павильона в том, чтобы показать идею мегаструктуры для масштабного строительства. Идея отталкивается от модульной мебели бюро SKNYPL и превращается в модульную архитектуру Владимира Плоткина – дом, в котором больше пространства дворов, равномерно распределенных по высоте, нежели массива квартир, как это бывает обычно. Размеры двора примерно 14 х 14 м в высоту и ширину, перемычки с квартирами по два этажа, то есть вдвое меньше.
Павильон ТПО «Резерв», Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон ТПО «Резерв», Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон ТПО «Резерв», Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон ТПО «Резерв», Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пористый дом. 

Это не проект, не реализация, и не абстракция. Скорее гипотетическое, но, надо думать, реализуемое высказывание на тему мегаструктуры большого города как таковой. 

Вот как надо, простите за категоричность, строить Москву будущего.
Да, будущее. Опять оно. 
GA
Бюро Алексея Гинзбурга теперь называется GA. В честь своего 30-летия они соорудили загадочный тюлевый павильон из эластичной ткани, со строго кубической формой внешнего контура и причудливым контуром внутреннего коридора. Который, в то же время, держался на деревянной конструкции, видимой снаружи, так что можно было оценить сложный каркас объекта. В манифесте так и написано, снаружи простота, внутри сложность. 
Павильон к 30-летию бюро AG, Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон к 30-летию бюро AG, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон к 30-летию бюро AG, Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон к 30-летию бюро AG, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Внутри, поднявшись по лестнице, можно было найти сундук, алоэ-столетник и пюпитр с манифестом: по словам авторов, все это знаки, относящиеся к «сути» работы архитектора – хранилище проектов, место выступления и столетник – вечность. 

Кроме того, павильон, первоначально белый, затем оказался с настраиваемой подсветкой и светился разными цветами. 
Павильон к 30-летию бюро AG, Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон к 30-летию бюро AG, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон к 30-летию бюро AG, Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон к 30-летию бюро AG, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Записали: и тут цвет. 
СПИЧ
Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025
Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025
Фотография © Василий Буланов

«...камерный уединенный павильон, полный отражений и света. Сакральное по композиции и технологичное по исполнению, самодостаточное по планировке, но наполняющееся новым смыслом при встрече с каждым новым посетителем – таким получилось пространство, которое, на наш взгляд, лучше и красноречивее всего воплощает понятие «Суть», ставшее главной темой нынешней выставки», – так описывают павильон его авторы в тг-канале @speecharchitects
Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025 Фотография © Василий Буланов
Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025
Фотография © Василий Буланов
Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025 Фотография © Василий Буланов
Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025
Фотография © Василий Буланов

На самом деле архитектура павильона поначалу поразила нас тем, что он, будучи расположен почти на входе, в очень заметном месте – лучше всех спрятался. Так спрятаться на виду это надо было постараться. Матово-полированная сталь в сочетании с крупной ребристой пластикой разорванного купола, не блестящая, но отражающая все вокруг, привела к тому, что кое-кто из редакции три раза прошел мимо, прежде чем нашел этот павильон... Исключительный, парадоксальный пример мимикрии, вероятно, уместный для очень известного, едва ли не самого известного бюро в Москве. 
Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025 Фотография © Василий Буланов
Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025
Фотография © Василий Буланов
Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025 Фотография © Василий Буланов
Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025
Фотография © Василий Буланов

Тем не менее, когда входишь внутрь, видишь спирально формирующиеся полосы, сложный контур оккулюса – можно понять, почему авторы характеризуют его как «бомбический». В этом лабиринте отражений скрыто высказывание, вероятно, приближающее нас к сути. Или позволяющее немного помедитировать в целью ее, эту суть, постичь. 
Sergey Skuratov Architects
Павильон бюро Sergey Skuratov architects, Арх Москва 2025
Павильон бюро Sergey Skuratov architects, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сергей Скуратов посвятил свой стенд «Несбывшемуся», нереализованным проектам. Такое не впервые случается на Арх Москве, но все же, достаточно редко – чаще показывают актуальные или реализованные проекты. 

Тут надо заметить, что нереализованные проекты есть у всех, и много, наверное есть даже какое-то статистическое соотношение между процентом реализации и работы «в стол». Однако SSA – пожалуй, бюро, которое в этой печальной номинации лидирует по двум параметрам: 1. масштабу и звучности отмененных проектов и 2. их проработанности. Идею подтверждают показанные здесь «Северный порт» – огромный район с детально разработанным мастер-планом и начатым проектированием, «рассыпавшийся» буквально у всех у нас на глазах. И «лезвие» One – самая высокая башня Сити. 
Павильон бюро Sergey Skuratov architects, Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон бюро Sergey Skuratov architects, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон бюро Sergey Skuratov architects, Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон бюро Sergey Skuratov architects, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Здесь же видим школу номер 1 Хамовников. Эх, жаль. 

Стенд, в противовес упомянутым выше, лаконичен и монохромен, на одной стене черно-белые рендеры, другая в общих чертах уподоблена руине крепости – вероятно, тут можно увидеть намек на разрушенные, подточенные обстоятельствами замыслы. Грустно. Тем не менее будем надеяться, что за показанным оплаканным «концом» известных проектов – последует новое начало. 
IND
Павильон-домик из алюминиевой решетки, заполненной землей. Пахнет землей и какими-то еще ароматами, позволяющими заподозрить, что честный запах земли, сильный и свежий, авторов в какой-то момент не устроил и его решили дополнить. Внутри прозрачные скульптурные макеты реальных проектов IND. 
Павильон IND. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон IND. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон IND. Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон IND. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

По словам авторов, заполненные землей стены – это метафора котлована, «настоящее», а преломляющаяся зеркалами кровля – будущее. 

Опять будущее. 

«Создание павильона – большой труд: мы вручную отрезали, покрасили, наполнили землей и привезли на стенд 200 кассет, подогнав их на месте исходя из геометрии. Сложен был поиск способа стабилизации земли: важно, чтобы земля не осыпалась, а оставалась натуральной и пахла. Через множество прототипов мы пришли к отработанной технологии и перенесли ее на стенд», – поделился руководитель отдела прототипирования IND Александр Князев.
Павильон IND, проект. Арх Москва 2025 Предоставлено IND
Павильон IND, проект. Арх Москва 2025
Предоставлено IND
Павильон IND, проект. Арх Москва 2025 Предоставлено IND
Павильон IND, проект. Арх Москва 2025
Предоставлено IND
Якутия
Не совсем архбюро, но и не представительство региона. Получилось. Легкий и простой амифтеатр, монохромное слайд-шоу, светящиеся трубы напоминают нам, вероятно, о множестве коммуникаций в жестком климате региона. 
Павильон Якутии, Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Якутии, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Якутии, Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Якутии, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ну и девиз: «Обернись к корням, чтобы не быть в плену у яркого света...». В плену. У света. Быть ли не быть? 
Chado
Павильон CHADO, Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон CHADO, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон CHADO, Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон CHADO, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Chado выбрали не менее выразительный материал – снаружи павильон полностью покрыт обожженным деревом Suntan Wood, фактура которого у посетителей вызывает большой тактильный отклик. Внутри воссоздана атмосфера спа-комплекса, который планируют строить на берегу горной реки. 
Павильон CHADO, Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон CHADO, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон CHADO, Арх Москва 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон CHADO, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Above
Павильон Above. Арх Москва 2025
Павильон Above. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Что коллеги нашли в павильоне Above, сложно сказать, вроде бы обычный стенд из семейства бледнолицых. Надо будет изучить получше. Да, с крепким оттенком метафизики, лаконичные белые макеты, цвет светлый беж.

Главное – не вспоминать про «бежевых мам». Бывают бежевые архитекторы? Еще как бывают! Но почему тогда не СИВИЛ, где все то же самое, но метафизичности больше, хотя бы в посвящении суете? 
Wowhaus
Театр имени Галиаскара Камала – главная звездная реализация, завершенная, поговаривают, что в спешном темпе, в текущем году. Спроектирован Кенго Кумой в консорциуме с архитекторами Wowhaus, которые затем с полным напряжением сил, днюя и ночуя на площадке, довели проект до реализации, сохранив очень значительную часть смелого до провокативности исходного замысла. 
Павильон Wowhaus Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Wowhaus
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Wowhaus Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Wowhaus
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Wowhaus Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Wowhaus
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Wowhaus Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Wowhaus
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Неудивительно, что Wowhaus показывает театр Камала. Но не буквально, могли бы поставить, скажем, макет или экран. Нет-нет. Их павильон мимикрирует не хуже, чем павильон СПИЧа. Два цилиндрических пространства ограждены шторами, внутри одного все желтое и зеркала, внутри другого все серое, и там экраны, а на них уже показывают все про театр и его здание. На каком моменте войдешь – то и увидишь. Решение, надо думать, правильное, проект известный и немного «засекретить» его методом абстрактной образности не лишне. 
Front architecture
Их мы отметили с самого начала, вот тут – хорошая метафизика, и труба, и купол, и центричное пространство, приятное само по себе как художественное высказывание. И долго не пробудешь, надо включать медитацию, но и запоминается сразу, хотя и стоял в стороне. А главное труба, труба! Тут понимаешь, что значит печь проекты как пирожки... Хотя к Front это, пожалуй, не относится и метафора тут могла быть другой. 
Павильон Front architecture. Арх Москва, 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Front architecture. Арх Москва, 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Front architecture. Арх Москва, 2025 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон Front architecture. Арх Москва, 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

***
Вот тут-то и заканчивается рассказ, и начинается список, который мы может быть, еще дополним, а может быть, и нет...

Лучшая экспозиция, отвечающая теме выставки – «Суть»

GAFA Капсула Суть
МКА
МУАР

Лучший объект

Archelp
Nomado
Bildex+ Кузьмин

Лучшее общественное пространство / площадка для дискуссий

Арт Лаборатория
Спектрум

Проект послезавтра. Лучшее архитектурное высказывание

Институт B&D

Лучшая экспозиция как результат сотрудничества архитектора и компании-производителя

Laminam + Parsec
A 4 + Шелби
Кузьмин + UMC
Алютех + UNK
Barka + IND
Майтони

Лучшая экспозиция в разделе «Материя архитектуры» *включая свет

D-Studio
Центр Свет
Eclat
Макрофабрика
RoofSystems

Лучшая экспозиция в разделе девелопмент / строительство

ГАЛС-Девелопмент
Бланк + Ортига
Крост
Самолет

Книжная премия АрхМосква 2024 – победители

Лучший журнал по архитектуре
Издательство «Прохрам», Москва
Журнал «Слово и камень» №2, 2024
Главный редактор Дмитрий Остроумов
Лучший журнал по дизайну
Издательство WoL
Журнал WoL
Главный редактор Софья Рауф
Лучшее переводное издание по архитектуре и дизайну
Издательство Ad Marginem Press
Книга «Публичное и приватное. Архитектура как масс-медиа»
Автор Беатрис Коломина
Переводчики Антон Вознесенский, Иван Третьяков
Лучшее издание по современной архитектуре и дизайну
Издательство TATLIN
Книга «Дом архитектора»
Редактор-составитель Татьяна Кубенская
Лучшее издание по истории архитектуры и дизайна
Издательство «Кучково поле музеон»
Книга «Дело Щусева. 1937 год в истории советской архитектуры»
Автор Петр Дружинин
Редактор Татьяна Ширма
Лучшее исследовательское издание по архитектуре и дизайну
Издательство TATLIN
Книга «Эволюция градостроительства»
Автор Алексей Гутнов
Редактор Александра Гутнова
Лучший путеводитель по архитектуре
Издательство «АРТ ВОЛХОНКА»
Книга «Видеть Рим: семь неспешных дорог»
Автор Татьяна Ян
Лучшее детское издание по архитектуре и дизайну
Издательство «Издательская программа Музея современного искусства «Гараж»
Книга «Дом-эксперимент. Как я жил в Доме Наркомфина»
Авторы Полина Покладок, Маша Пряничникова
Лучшее учебное издание по архитектуре и дизайну
Издательство «Альпина» Книга «Больше, чем коробка. О безграничном потенциале ограниченного пространства»
Автор Екатерина Рейзбих
Лучшее репринтное издание по архитектуре и дизайну
Совместный издательский проект издательства Ad Marginem, студии ABCdesign и книжного магазина «Что делать?»
Книга «Конструктивизм»
Автор Алексей Ган
Редактор Михаил Архиреев
Вступительная статья Ольга Сафонова