Не-синий кит

Архитекторы строят, режиссеры ставят спектакли – казалось бы аксиома, но иногда они объединяют усилия и начинают экспериментировать с жанрами. «Перформативная инсталляция для одного зрителя», – так определили жанр своего проекта «52 Гц» режиссер Антон Морозов и архитектор Андрей Воронов. Рассматриваем с разных сторон, даже отыскиваем противоречия.

mainImg
С ранней осени до зимы 2023 года внутри одного из нефов – на Проспекте – Дома культуры «ГЭС-2» в Москве можно было увидеть гигантский скелет кита. Пройдя вдоль остова от головы к хвосту, обнаруживаешь в его чреве ржавый цилиндр. Дверь с круглым иллюминатором навевает какие-то смутные воспоминания то ли из мира освоения космоса, то ли океана. Внутри это впечатление только усиливается, а связь с реальностью ускользает.
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

«Пятьдесят два герца»** – проект, который возник на стыке архитектуры, театра и современного искусства. Он был придуман командой из Санкт-Петербурга. Идею предложил режиссер Антон Морозов, художественное решение разработал архитектор Андрей Воронов из Архатаки, текст написала драматург Полина Коротич, музыку – композитор Олег Гудачёв. Для Андрея Воронова и Антона Морозова это уже не первый опыт работы вместе. До этого в 2019 был Фанерный театр в пространстве БДТ, а затем в 2021 работа над спектаклем «Свободный Тибет» в Саровском театре драмы.
 
** Над созданием «52 Гц» работала проектная группа из Дома культуры во главе с Анной Ильдатовой. 

Андрей Воронов: «У архитектуры и театра есть много точек соприкосновения. И они происходят не только из сценической декорации, но из преодоления нашего привычного представления о театре и его возможностей. Например, Фанерный театр был создан как пространством для спектакля, которое существует в контрастном пространстве другого театра».
 
Почему 52 Гц?  Пятьдесят два герца – это частота песни кита, которую обнаруживали гидрофоны где-то в 1980-е. Кит пропадал, появлялся снова, и плавает до сих пор где-то вдоль западного берега Северной Америки. Но кит всегда был один. Синие киты и финвалы поют на частотах 15–20 Гц и не могут ему ответить на его частоте, она для них иностранный язык. И хотя следы передвижений «самого одинокого кита в мире», зафиксированы приборами, его никто никогда не видел, он реальность и миф одновременно. Для команды «52 Гц» невидимый миру, существующий лишь как звук кит, стал «воспоминанием о жизни и исследованием одиночества».
 
Антон Морозов: «Это одиночество, репереживание, и как следствие, уход от реальности, растворение, мерцание, исчезновение – глубокое как мировой океан. Заходя в цистерну мы попадаем в музей оставленных вещей, идей, чувств и обрывков памяти… Это остов реальности».

Жанр перформативной инсталляции нащупывался долго. Вначале предполагали сделать камерный спектакль, который примеряли в разные театры и театральные лаборатории, но в конце 2022 года проектом заинтересовались кураторы «ГЭС-2». По словам Андрея Воронова, «когда начали думать об изменении масштаба, родилась идея, как, используя контраст самого здания ГЭС и остова кита, соединить реализм пространства с сюрреализмом концепции, создав фантасмагорическую историю».

Более того, создать нужно было несуществующее пространство: по замыслу режиссера героиня живет в квартире, а пространство, в котором оказывается зритель, находится в ее сознании или подсознании.
  • zooming
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

Андрей Воронов: «Нужно было спроектировать пространство внутри пространства. Вначале были идеи создать надувного кита, но потом пришло понимание, что нужно создать контраст органического скелета в пространстве технического скелета архитектуры ГЭС. Мы решили, что для этого кит должен восприниматься не как арт-инсталляция, а скорее как экспонат из музея. Нам хотелось создать ощущение, что это не просто кости, а найденный и специально подготовленный для экспозиции остов настоящего кита».
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Глеб Леонов / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

По словам Андрея Воронова, чтобы создать полную иллюзию настоящего остова пришлось изучать не только фотографии китов и их скелетов, но и погрузиться в мир музеефикации китов. Тут, надо сказать, питерской команде действительно повезло – в Зоологическом музее в Петербурге есть настоящий скелет синего кита, выставленный там с середины XIX века. Исходив вокруг него не один круг, выстроили компьютерную модель, на основе которой на 3D фрезерном станке уже вытачивали детали в натуральную величину. И затем команда скульпторов и бутафоров дорабатывала вручную тонировки и поверхности.
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
«Пятьдесят два герца». ГЭС-2, 2023
Фотография © Даниил Анненков

Следующий слой – уже внутри кита – это цистерна, напоминающая знаменитые советские ЦУБы – металлические цилиндры, разработанные в 1970-е для арктических станций. И еще один слой – непосредственно подсознание героини, где и происходит действие, было создано внутри «бочки». Но никакой абстракции и умозрительных форм. Как и в случае с наружным слоем, было решено наполнить «внутренний мир» максимально конкретными вещами разной степени древности и происхождения от металлической кровати до старенького цветного телевизора 1990-х. В итоге получилось создать тактильное и до кончиков пальцев реалистическое пространство внутри сюрреалистической истории.
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

В отличие от классического спектакля или арт-инсталляции, где зритель чаще выступает как пассивный и неподвижный наблюдатель, в проекте «52 Гц» каждый, надевший наушники, становится и зрителем, и участником действия, так как сценарий предполагает не только текст, начитанный актерами (Виктор Булгаков и Ольга Иванькова), но и движение в пространстве. Если появление звукорежиссёра в спектакле понятно (Сергей Кочетков), то упоминание хореографа (Валентина Луценко) вначале вызывает удивление. «Обычно хореограф разрабатывает движения актера, – поясняет Андрей Воронов, – Но в данном случае актера нет, и хореограф разрабатывала движение зрителя».
 
Андрей Воронов: «Казалось бы, что может быть проще, чем придумать интерьер, в котором всего лишь несколько предметов, но нам нужно было продумать, как в этом пространстве будет существовать зритель, и существовать, ассоциируя себя с персонажем, который проявляется лишь в отдельных кадрах и звуках. Поэтому пространственное решение разрабатывалось вместе с хореографом, как и различные сценарии движения зрителя в этом пространстве».
 
Это не первый проект, выходящий далеко за рамки чистой архитектуры, да впрочем и театра тоже, в котором участвует Андрей Воронов, у которого, помимо упомянутого Фанерного театра, была архитектурная композиция Recycle Chapel, сложенная из шин на площади между Манежем и Почтамтом в Петербурге в 2018 году. Чем обусловлен этот постоянный интерес к выходу за границы жанра? Андрей объясняет, что с точки зрения профессионального развития такие пограничные проекты бесценны, в особенности для понимания работы пространства с человеческими эмоциями. «Если в качестве архитектора я стремлюсь спроектировать здание и среду максимально комфортной, – объясняет Андрей, – то в подобных художественных экспериментах можно специально сделать что-то нарочито неудобным, дискомфортным, даже страшным – словом, можно все, что архитектор обычно не может себе позволить».
 
Перформативная инсталляция провела в стенах ГЭС три месяца. После демонтажа начались поиски новых площадок. Проект оказался очень мобильным, хотя и не дешевым для инсталляции.
 
Андрей Воронов: «Мы хотим отправить ее на гастроли*, так как инсталляцию можно собрать, положить в контейнер, перевезти и снова собрать. К сожалению, из-за конструкции подвесного скелета, его веса и огромных размеров – длина кита 25 метров – у нас очень мало выставочных залов, которые его могут «потянуть».

Анна Гусева

* Дом культуры «ГЭС-2» сообщает, что никакой официальной информации о «гастролях» нет. Но мы оставляем ее как авторское высказывание. Авторы же имеют право планировать гастроли или мечтать о них? 
Палеонтологический музей
Архитекторы так часто жалуются на отсутствие критики как класса, и так редко интересуются критикой в отношении себя, что, когда Андрей Воронов несколько раз намекнул на то, что его проект хорошо бы не только показать, но и «разобрать» – здесь так и хочется добавить «по косточкам», – что я не удержалась и решила хоть немного, а высказаться. Это будет личное оценочное суждение. 

Итак. Проект дорогой и скрупулезный в исполнении: сил и средств в него было вложено много, начиная от напечатанного скелета и заканчивая кортеновым «вагончиком» с обстановкой. Если помножить на единичность зрителя – все кажется особенно тщательным. 

Оборотной – или сопровождающей – стороной становится буквализм декораций, их подчеркнутая достоверность. И скелет как настоящий, хоть в Палеонтологическом музее выставляй. И домик: только дырочки в потолке несколько нивелируют буквализм, добавляют красивую ажурную тень и кроме того, вероятно, избавляют единственного зрителя от приступа клаустрофобии, показывая, что снаружи проникает и свет, и воздух. 
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

Ну и на внешней поверхности они образуют очень дизайнерский эффект – изображение конденсирующихся пузырьков. 
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Глеб Леонов / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Глеб Леонов / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

Но от такого небольшого жеста буквализм никуда не девается. Внутри мы видим, в частности, наплывы ракушек, поглощающих и кружку, и консервную банку, – да еще и раскрашенные как в мультфильме про Русалочку, в сине-розовые тона. 
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

Декорация эта подробная и детальная, как в отношении условно «реальных» элементов: кровати, стола, холодильника, шкафа, так и в элементах условно «фантастических», таких как ракушки, которые следует, вероятно, считывать как плод воображения героини. 

К этому-то буквализму возникают вопросы, хотя нельзя сказать, чтобы претензии. Попросту непонятно, правильный ли это ход. Навязывают ли нам сценарий? И насколько уместна такая дотошность, если смысл постановки – в размышлениях об одиночестве как таковом? Все эти ракушки скорее развлекают зрителя, первое побуждение – потрогать их и постучать по ним, проверить декорации на прочность. Пару лет назад в Центре Толерантности показывали выставку, посвященную Высоцкому, она была сделана похожим образом, на высоком уровне бутафории. Подход дорогой и трудоемкий, требует мастерства исполнителей и демонстрирует это мастерство зрителю. Но вот насколько он помогает раскрыть идею? 

Впрочем, можно себе представить, что буквализм работает на погружение в тему: театр, окружающий зрителя – до крайности иммерсивный. Где здесь «четвертая стена», вообще не понятно. Вероятно его можно сравнить с реальностью виртуального шлема, только воплощенной в предметах и обстановке. Следовательно, возникает ассоциация с игрой, либо компьютерной в шлеме, либо так называемым квестом: там тоже делают такие сказочные, но натуралистичные декорации. Если бы я видела таких спектаклей десять, можно было бы порассуждать, насколько это тренд. Но мой первый, поэтому пока остается только сомневаться, что означает такое погружения зрителя-героя «в кино», помогает или мешает сосредоточиться на теме. 
  • zooming
    1 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    2 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    3 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    4 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    5 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    6 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    7 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    8 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

И последнее, что хочется присоединить к замечанию про натуралистичность декораций. Со всем своим буквализмом, считать ли его избыточным или нет, они передают довольно узнаваемый образ. И это, по большей части, не московская квартира, а исследовательская станция 1960-х – 1970-х, времени мечты о безграничных возможностях человека ученого, что в Космосе, что за Полярным кругом. Причем станции заброшенной или забытой на много лет. Тут можно было бы снимать кино про Алису Кира Булычева, попавшую к подводным Атлантам, например. 

Можно и поспорить: раковина, стол, кровать, все такое аскетическое и старое, хорошо если 50-летней давности, может быть и в московской квартире одинокого человека? Может. Но меня очень смущает металлический шкаф. Вот он – точно из исследовательской лаборатории. 

Можно и еще раз поспорить. Представим себе, что задача всех визуальных  цитат: о квартире, о лаборатории (шкаф и сам ржавый модуль), о ките (скелет) – прорасти друг в друга и сложиться в некий сюрреалистический калейдоскоп. Тогда идея, вероятно, работает. Сюрреализм бывает разный, бывает как у раннего Хуана Миро, а бывает как у позднего Дали. Здесь, кажется, второй вариант. Работает с веризмом, убеждая в реальности каждого элемента, начиная со скелета, и затем уже оперирует подстановкой и перестановкой.  

И еще. Все в рамках этой инсталляции-спектакля очень старое. Кит – скелет, то есть давно умер и разложился. Модуль древней модели и ржавый; кусочки квартиры – хорошо, если 1970-х, а может и 1960-х. Из условно-современного «русалочкины» ракушки, может быть, зеленые часы и ярко-розовая подсветка. 

Интересно, что нам хотят сказать авторы, демонстрируя разложение всех элементов декорации во времени? Или случайно получилось? Хотели надувного кита, выбрали скелет, и пошло-поехало? 

И еще интересно, надо ли жалеть кита, который поет на редкой частоте? Может, не хочет он с синими китами разговаривать, вот и все?  

Юлия Тарабарина

09 Января 2024

Похожие статьи
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Орбитальная станция
По проекту ПИ «Гипрокоммундортранс» в Воронеже построена школа на 2860 детей – самая большая в России. Организовать такое количество учеников помогли космические референсы, многоэтажная столовая, свободная планировка и другие нестандартные решения.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».