Не-синий кит

Архитекторы строят, режиссеры ставят спектакли – казалось бы аксиома, но иногда они объединяют усилия и начинают экспериментировать с жанрами. «Перформативная инсталляция для одного зрителя», – так определили жанр своего проекта «52 Гц» режиссер Антон Морозов и архитектор Андрей Воронов. Рассматриваем с разных сторон, даже отыскиваем противоречия.

mainImg
С ранней осени до зимы 2023 года внутри одного из нефов – на Проспекте – Дома культуры «ГЭС-2» в Москве можно было увидеть гигантский скелет кита. Пройдя вдоль остова от головы к хвосту, обнаруживаешь в его чреве ржавый цилиндр. Дверь с круглым иллюминатором навевает какие-то смутные воспоминания то ли из мира освоения космоса, то ли океана. Внутри это впечатление только усиливается, а связь с реальностью ускользает.
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

«Пятьдесят два герца»** – проект, который возник на стыке архитектуры, театра и современного искусства. Он был придуман командой из Санкт-Петербурга. Идею предложил режиссер Антон Морозов, художественное решение разработал архитектор Андрей Воронов из Архатаки, текст написала драматург Полина Коротич, музыку – композитор Олег Гудачёв. Для Андрея Воронова и Антона Морозова это уже не первый опыт работы вместе. До этого в 2019 был Фанерный театр в пространстве БДТ, а затем в 2021 работа над спектаклем «Свободный Тибет» в Саровском театре драмы.
 
** Над созданием «52 Гц» работала проектная группа из Дома культуры во главе с Анной Ильдатовой. 

Андрей Воронов: «У архитектуры и театра есть много точек соприкосновения. И они происходят не только из сценической декорации, но из преодоления нашего привычного представления о театре и его возможностей. Например, Фанерный театр был создан как пространством для спектакля, которое существует в контрастном пространстве другого театра».
 
Почему 52 Гц?  Пятьдесят два герца – это частота песни кита, которую обнаруживали гидрофоны где-то в 1980-е. Кит пропадал, появлялся снова, и плавает до сих пор где-то вдоль западного берега Северной Америки. Но кит всегда был один. Синие киты и финвалы поют на частотах 15–20 Гц и не могут ему ответить на его частоте, она для них иностранный язык. И хотя следы передвижений «самого одинокого кита в мире», зафиксированы приборами, его никто никогда не видел, он реальность и миф одновременно. Для команды «52 Гц» невидимый миру, существующий лишь как звук кит, стал «воспоминанием о жизни и исследованием одиночества».
 
Антон Морозов: «Это одиночество, репереживание, и как следствие, уход от реальности, растворение, мерцание, исчезновение – глубокое как мировой океан. Заходя в цистерну мы попадаем в музей оставленных вещей, идей, чувств и обрывков памяти… Это остов реальности».

Жанр перформативной инсталляции нащупывался долго. Вначале предполагали сделать камерный спектакль, который примеряли в разные театры и театральные лаборатории, но в конце 2022 года проектом заинтересовались кураторы «ГЭС-2». По словам Андрея Воронова, «когда начали думать об изменении масштаба, родилась идея, как, используя контраст самого здания ГЭС и остова кита, соединить реализм пространства с сюрреализмом концепции, создав фантасмагорическую историю».

Более того, создать нужно было несуществующее пространство: по замыслу режиссера героиня живет в квартире, а пространство, в котором оказывается зритель, находится в ее сознании или подсознании.
  • zooming
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

Андрей Воронов: «Нужно было спроектировать пространство внутри пространства. Вначале были идеи создать надувного кита, но потом пришло понимание, что нужно создать контраст органического скелета в пространстве технического скелета архитектуры ГЭС. Мы решили, что для этого кит должен восприниматься не как арт-инсталляция, а скорее как экспонат из музея. Нам хотелось создать ощущение, что это не просто кости, а найденный и специально подготовленный для экспозиции остов настоящего кита».
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Глеб Леонов / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

По словам Андрея Воронова, чтобы создать полную иллюзию настоящего остова пришлось изучать не только фотографии китов и их скелетов, но и погрузиться в мир музеефикации китов. Тут, надо сказать, питерской команде действительно повезло – в Зоологическом музее в Петербурге есть настоящий скелет синего кита, выставленный там с середины XIX века. Исходив вокруг него не один круг, выстроили компьютерную модель, на основе которой на 3D фрезерном станке уже вытачивали детали в натуральную величину. И затем команда скульпторов и бутафоров дорабатывала вручную тонировки и поверхности.
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
«Пятьдесят два герца». ГЭС-2, 2023
Фотография © Даниил Анненков

Следующий слой – уже внутри кита – это цистерна, напоминающая знаменитые советские ЦУБы – металлические цилиндры, разработанные в 1970-е для арктических станций. И еще один слой – непосредственно подсознание героини, где и происходит действие, было создано внутри «бочки». Но никакой абстракции и умозрительных форм. Как и в случае с наружным слоем, было решено наполнить «внутренний мир» максимально конкретными вещами разной степени древности и происхождения от металлической кровати до старенького цветного телевизора 1990-х. В итоге получилось создать тактильное и до кончиков пальцев реалистическое пространство внутри сюрреалистической истории.
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Даниил Анненков / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

В отличие от классического спектакля или арт-инсталляции, где зритель чаще выступает как пассивный и неподвижный наблюдатель, в проекте «52 Гц» каждый, надевший наушники, становится и зрителем, и участником действия, так как сценарий предполагает не только текст, начитанный актерами (Виктор Булгаков и Ольга Иванькова), но и движение в пространстве. Если появление звукорежиссёра в спектакле понятно (Сергей Кочетков), то упоминание хореографа (Валентина Луценко) вначале вызывает удивление. «Обычно хореограф разрабатывает движения актера, – поясняет Андрей Воронов, – Но в данном случае актера нет, и хореограф разрабатывала движение зрителя».
 
Андрей Воронов: «Казалось бы, что может быть проще, чем придумать интерьер, в котором всего лишь несколько предметов, но нам нужно было продумать, как в этом пространстве будет существовать зритель, и существовать, ассоциируя себя с персонажем, который проявляется лишь в отдельных кадрах и звуках. Поэтому пространственное решение разрабатывалось вместе с хореографом, как и различные сценарии движения зрителя в этом пространстве».
 
Это не первый проект, выходящий далеко за рамки чистой архитектуры, да впрочем и театра тоже, в котором участвует Андрей Воронов, у которого, помимо упомянутого Фанерного театра, была архитектурная композиция Recycle Chapel, сложенная из шин на площади между Манежем и Почтамтом в Петербурге в 2018 году. Чем обусловлен этот постоянный интерес к выходу за границы жанра? Андрей объясняет, что с точки зрения профессионального развития такие пограничные проекты бесценны, в особенности для понимания работы пространства с человеческими эмоциями. «Если в качестве архитектора я стремлюсь спроектировать здание и среду максимально комфортной, – объясняет Андрей, – то в подобных художественных экспериментах можно специально сделать что-то нарочито неудобным, дискомфортным, даже страшным – словом, можно все, что архитектор обычно не может себе позволить».
 
Перформативная инсталляция провела в стенах ГЭС три месяца. После демонтажа начались поиски новых площадок. Проект оказался очень мобильным, хотя и не дешевым для инсталляции.
 
Андрей Воронов: «Мы хотим отправить ее на гастроли*, так как инсталляцию можно собрать, положить в контейнер, перевезти и снова собрать. К сожалению, из-за конструкции подвесного скелета, его веса и огромных размеров – длина кита 25 метров – у нас очень мало выставочных залов, которые его могут «потянуть».

Анна Гусева

* Дом культуры «ГЭС-2» сообщает, что никакой официальной информации о «гастролях» нет. Но мы оставляем ее как авторское высказывание. Авторы же имеют право планировать гастроли или мечтать о них? 
Палеонтологический музей
Архитекторы так часто жалуются на отсутствие критики как класса, и так редко интересуются критикой в отношении себя, что, когда Андрей Воронов несколько раз намекнул на то, что его проект хорошо бы не только показать, но и «разобрать» – здесь так и хочется добавить «по косточкам», – что я не удержалась и решила хоть немного, а высказаться. Это будет личное оценочное суждение. 

Итак. Проект дорогой и скрупулезный в исполнении: сил и средств в него было вложено много, начиная от напечатанного скелета и заканчивая кортеновым «вагончиком» с обстановкой. Если помножить на единичность зрителя – все кажется особенно тщательным. 

Оборотной – или сопровождающей – стороной становится буквализм декораций, их подчеркнутая достоверность. И скелет как настоящий, хоть в Палеонтологическом музее выставляй. И домик: только дырочки в потолке несколько нивелируют буквализм, добавляют красивую ажурную тень и кроме того, вероятно, избавляют единственного зрителя от приступа клаустрофобии, показывая, что снаружи проникает и свет, и воздух. 
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

Ну и на внешней поверхности они образуют очень дизайнерский эффект – изображение конденсирующихся пузырьков. 
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Глеб Леонов / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Глеб Леонов / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

Но от такого небольшого жеста буквализм никуда не девается. Внутри мы видим, в частности, наплывы ракушек, поглощающих и кружку, и консервную банку, – да еще и раскрашенные как в мультфильме про Русалочку, в сине-розовые тона. 
«Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

Декорация эта подробная и детальная, как в отношении условно «реальных» элементов: кровати, стола, холодильника, шкафа, так и в элементах условно «фантастических», таких как ракушки, которые следует, вероятно, считывать как плод воображения героини. 

К этому-то буквализму возникают вопросы, хотя нельзя сказать, чтобы претензии. Попросту непонятно, правильный ли это ход. Навязывают ли нам сценарий? И насколько уместна такая дотошность, если смысл постановки – в размышлениях об одиночестве как таковом? Все эти ракушки скорее развлекают зрителя, первое побуждение – потрогать их и постучать по ним, проверить декорации на прочность. Пару лет назад в Центре Толерантности показывали выставку, посвященную Высоцкому, она была сделана похожим образом, на высоком уровне бутафории. Подход дорогой и трудоемкий, требует мастерства исполнителей и демонстрирует это мастерство зрителю. Но вот насколько он помогает раскрыть идею? 

Впрочем, можно себе представить, что буквализм работает на погружение в тему: театр, окружающий зрителя – до крайности иммерсивный. Где здесь «четвертая стена», вообще не понятно. Вероятно его можно сравнить с реальностью виртуального шлема, только воплощенной в предметах и обстановке. Следовательно, возникает ассоциация с игрой, либо компьютерной в шлеме, либо так называемым квестом: там тоже делают такие сказочные, но натуралистичные декорации. Если бы я видела таких спектаклей десять, можно было бы порассуждать, насколько это тренд. Но мой первый, поэтому пока остается только сомневаться, что означает такое погружения зрителя-героя «в кино», помогает или мешает сосредоточиться на теме. 
  • zooming
    1 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    2 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    3 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    4 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    5 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    6 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    7 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»
  • zooming
    8 / 8
    «Пятьдесят два герца». «ГЭС-2», 2023
    Фотография: Аня Тодич / публичный кредит © Дом культуры «ГЭС-2»

И последнее, что хочется присоединить к замечанию про натуралистичность декораций. Со всем своим буквализмом, считать ли его избыточным или нет, они передают довольно узнаваемый образ. И это, по большей части, не московская квартира, а исследовательская станция 1960-х – 1970-х, времени мечты о безграничных возможностях человека ученого, что в Космосе, что за Полярным кругом. Причем станции заброшенной или забытой на много лет. Тут можно было бы снимать кино про Алису Кира Булычева, попавшую к подводным Атлантам, например. 

Можно и поспорить: раковина, стол, кровать, все такое аскетическое и старое, хорошо если 50-летней давности, может быть и в московской квартире одинокого человека? Может. Но меня очень смущает металлический шкаф. Вот он – точно из исследовательской лаборатории. 

Можно и еще раз поспорить. Представим себе, что задача всех визуальных  цитат: о квартире, о лаборатории (шкаф и сам ржавый модуль), о ките (скелет) – прорасти друг в друга и сложиться в некий сюрреалистический калейдоскоп. Тогда идея, вероятно, работает. Сюрреализм бывает разный, бывает как у раннего Хуана Миро, а бывает как у позднего Дали. Здесь, кажется, второй вариант. Работает с веризмом, убеждая в реальности каждого элемента, начиная со скелета, и затем уже оперирует подстановкой и перестановкой.  

И еще. Все в рамках этой инсталляции-спектакля очень старое. Кит – скелет, то есть давно умер и разложился. Модуль древней модели и ржавый; кусочки квартиры – хорошо, если 1970-х, а может и 1960-х. Из условно-современного «русалочкины» ракушки, может быть, зеленые часы и ярко-розовая подсветка. 

Интересно, что нам хотят сказать авторы, демонстрируя разложение всех элементов декорации во времени? Или случайно получилось? Хотели надувного кита, выбрали скелет, и пошло-поехало? 

И еще интересно, надо ли жалеть кита, который поет на редкой частоте? Может, не хочет он с синими китами разговаривать, вот и все?  

Юлия Тарабарина

09 Января 2024

Похожие статьи
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.