Весенний семестр в МАРШе

11 февраля в архитектурной школе МАРШ стартовал второй учебный семестр. Евгений Асс, Владимир Плоткин и Наринэ Тютчева представили диаметрально противоположные программы обучения – от чувственного и игрового восприятия архитектуры до максимально практичного.

mainImg
Итак, студии в новом учебном семестре возглавили ректор школы Евгений Асс и приглашенные преподаватели – Владимир Плоткин и Наринэ Тютчева. Свои концепции и одновременно задания на проектирование руководители студий представили в увлекательных презентациях. Так, Евгений Асс продемонстрировал целый ряд фрагментов из кинофильмов (начав со сцены из бестселлера Квентина Тарантино Kill Bill) и картин «Аллегории пяти чувств» Яна Брейгеля старшего и Питера Пауля Рубенса. По итогам просмотра презентаций студенты по уже сложившейся традиции имели возможность выбрать, в какую студию пойти учиться.
Начало весеннего семестра в школе МАРШ. Фотографии Аллы Павликовой
Аллегория зрения. Ян Брейгель старший и Питер Рубенс. Источник: amerikanist.livejournal.com

Приводим цитаты из выступлений руководителей студий и преподавателей школы МАРШ.

Городской диалог №1:
Тело, чувства, архитектура

Студия Евгения Асса
Преподаватели: Рубенс Кортес и Кирилл Асс
Евгений Асс и Кирилл Асс с презентацией учебной программы «Тело. Чувства. Архитектура»

Евгений Асс:
«Каким образом архитектура соотносится с чувствами восприятий? Мы привыкли смотреть на архитектуру только глазами, забывая, что она может еще и пахнуть, звучать, согревать… В восприятии архитектуры всегда задействованы как минимум пять органов чувств – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Как правило, этому аспекту уделяется слишком мало внимания. Но проектируя здание, мы создаем отнюдь не чертеж, чертеж – лишь его очертание. А дом – это не планировка комнат, а скрип дверей и запах с кухни. Поэтому в продолжение семестра мы будем исследовать переживания и ощущения, рождаемые архитектурой, которые, складываясь в совокупный образ среды, создают атмосферу места – города, здания или отдельного помещения.

В качестве объекта проектирования выбрано такое пространство, в котором человек на чувственном уровне испытывает много больше всевозможных ощущений, чем в любом другом. Речь идет о бане или терме – месте, где все органы чувств предельно обострены.

Итогом нашей исследовательской и проектной работы должны стать новые сценарии проектирования, выявляющие особые чувственные характеристики здания. Не исключаю, что частью проекта могут стать запах, акустические программы, тактильные эксперименты и т.д.»

Городской диалог №2:
Долгоиграющее жилье?
Студия Владимира Плоткина
Преподаватель: Владимир Юзбашев
Владимир Плоткин представляет свою концепцию «Долгоиграющего жилья»

Владимир Плоткин:
«Тема социального жилья, казалось бы, всем хорошо знакома. Но на самом деле в реалиях современной России понятие качественного и недорогого жилья отсутствует как таковое. Типовое панельное домостроение, которое принято было считать доступным, из-за взлета цен на московскую недвижимость превратилось в коммерческую застройку. Плохое и некачественное жилье, массово строящееся по всей стране, обречено на печальное будущее. Если пока еще на него смотрят снисходительно, то лет через 20 начнут отворачиваться, а через 40 задумаются о сносе. Все это вынуждает город и архитекторов искать новые архитектурно-строительные стратегии развития жилья.

На сегодняшний день в мире существует несколько сценариев строительства социального жилья. Во-первых, то самое панельное строительство. Во-вторых, временное жилье, которое, ориентируясь на популярную сегодня тему устойчивого развития, изначально имеет запрограммированный срок службы, по истечении которого утилизируется. Мы же попробуем придумать нечто новое – относительно недорогое, простое в реализации и устойчивое во времени. Здесь понятие социального жилья несколько смещается в сторону жилья адаптивного, когда социум, изменяясь во времени, определяет изменения жилья».

Владимир Юзбашев:
«Вся соль задания состоит в том, чтобы выйти за пределы архитектуры, сталкиваясь с реальными условиями проектирования, учитывая жесткие ограничения бюджета, просчитывая стоимость здания до копейки. Мыслить придется не столько архитектурными категориями, сколько категориями жизнестроительства. По сути, мы предлагаем проектировать не здание, а его жизнь во времени и жизнь людей внутри него».

Городской диалог №3
Территория детства
Студия Наринэ Тютчевой
Преподаватель: Ксения Аджубей
Наринэ Тютчева и Ксения Аджубей презентуют программу «Территория детства»

Наринэ Тютчева:
«Общая тема года – городские диалоги. Мне кажется, что дети – это особые обитатели города, с которыми непременно нужно вести диалог. И исследовать эту тему вовсе необязательно в категориях детских площадок и детских садов, она гораздо шире и философичнее. С советских времен детские учреждения стали некими резервациями, изолированными от города. Это и понятно – куда как проще создать небольшую комфортную и безопасную среду, чем исправлять агрессивное окружающее пространство всего города. Мы попытаемся преодолеть клише резервации, задумавшись о том, как среди шумного мира взрослых создать территорию детства.

В качестве основного инструмента исследования пространства можно использовать игру. Для ребенка игра – это основной способ познания мира и общения со взрослыми. Игра, пространство и детство – являются ключевыми понятиями, на которых должен базироваться проект «объекта-инспиратора», объединяющего в игре и детей, и взрослых, а другими словами – места в городе, как импульса к его позитивному развитию. На мой взгляд, Саграда Фамилия Антонио Гауди является квинтэссенцией обозначенной темы».
Преподаватели курса урбанистики Ярослав Ковальчук и Надежда Нилина

О новом учебном курсе, посвященном урбанистике,
который будет запущен в этом семестре, рассказала Надежда Нилина, урбанист мирового уровня и ведущий преподаватель модуля «Проблемы урбанизма». Вместе с Ярославом Ковальчуком они предложат студентам МАРШа прослушать обширный лекционный курс, посвященный градостроительству и крупным мастер-планам, практическая же часть представляет собой то, что принято называть Urban Design, т.е. планирование с точки зрения типологий, общественных пространств и городской среды.
Владимир Юзбашев и директор школы МАРШ Никита Токарев

Директор школы Никита Токарев представил свой модуль
Профессиональной практики
,

где будет сделан упор на изучение законодательства, практической работы с документацией и договорами на проектирование. Отдельная часть курса Никиты Токарева будет посвящена профессиональным коммуникациям. Для наиболее полного раскрытия данной темы в качестве преподавателей приглашены журналисты и архитектурные критики Александр Острогорский и Мария Фадеева.
Преподаватели архитектурной школы МАРШ

13 Февраля 2013

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.