11 февраля в архитектурной школе МАРШ стартовал второй учебный семестр. Евгений Асс, Владимир Плоткин и Наринэ Тютчева представили диаметрально противоположные программы обучения – от чувственного и игрового восприятия архитектуры до максимально практичного.
Городской диалог №1:
Тело, чувства, архитектура Студия Евгения АссаПреподаватели: Рубенс Кортес и Кирилл АссЕвгений Асс и Кирилл Асс с презентацией учебной программы «Тело. Чувства. Архитектура»
Евгений Асс:«Каким образом архитектура соотносится с чувствами восприятий? Мы привыкли смотреть на архитектуру только глазами, забывая, что она может еще и пахнуть, звучать, согревать… В восприятии архитектуры всегда задействованы как минимум пять органов чувств – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Как правило, этому аспекту уделяется слишком мало внимания. Но проектируя здание, мы создаем отнюдь не чертеж, чертеж – лишь его очертание. А дом – это не планировка комнат, а скрип дверей и запах с кухни. Поэтому в продолжение семестра мы будем исследовать переживания и ощущения, рождаемые архитектурой, которые, складываясь в совокупный образ среды, создают атмосферу места – города, здания или отдельного помещения.
В качестве объекта проектирования выбрано такое пространство, в котором человек на чувственном уровне испытывает много больше всевозможных ощущений, чем в любом другом. Речь идет о бане или терме – месте, где все органы чувств предельно обострены.
Итогом нашей исследовательской и проектной работы должны стать новые сценарии проектирования, выявляющие особые чувственные характеристики здания. Не исключаю, что частью проекта могут стать запах, акустические программы, тактильные эксперименты и т.д.»
Городской диалог №2:Долгоиграющее жилье?Студия Владимира ПлоткинаПреподаватель: Владимир ЮзбашевВладимир Плоткин представляет свою концепцию «Долгоиграющего жилья»
Владимир Плоткин:«Тема социального жилья, казалось бы, всем хорошо знакома. Но на самом деле в реалиях современной России понятие качественного и недорогого жилья отсутствует как таковое. Типовое панельное домостроение, которое принято было считать доступным, из-за взлета цен на московскую недвижимость превратилось в коммерческую застройку. Плохое и некачественное жилье, массово строящееся по всей стране, обречено на печальное будущее. Если пока еще на него смотрят снисходительно, то лет через 20 начнут отворачиваться, а через 40 задумаются о сносе. Все это вынуждает город и архитекторов искать новые архитектурно-строительные стратегии развития жилья.
На сегодняшний день в мире существует несколько сценариев строительства социального жилья. Во-первых, то самое панельное строительство. Во-вторых, временное жилье, которое, ориентируясь на популярную сегодня тему устойчивого развития, изначально имеет запрограммированный срок службы, по истечении которого утилизируется. Мы же попробуем придумать нечто новое – относительно недорогое, простое в реализации и устойчивое во времени. Здесь понятие социального жилья несколько смещается в сторону жилья адаптивного, когда социум, изменяясь во времени, определяет изменения жилья».
Владимир Юзбашев:«Вся соль задания состоит в том, чтобы выйти за пределы архитектуры, сталкиваясь с реальными условиями проектирования, учитывая жесткие ограничения бюджета, просчитывая стоимость здания до копейки. Мыслить придется не столько архитектурными категориями, сколько категориями жизнестроительства. По сути, мы предлагаем проектировать не здание, а его жизнь во времени и жизнь людей внутри него».
Городской диалог №3Территория детстваСтудия Наринэ ТютчевойПреподаватель: Ксения АджубейНаринэ Тютчева и Ксения Аджубей презентуют программу «Территория детства»
Наринэ Тютчева:«Общая тема года – городские диалоги. Мне кажется, что дети – это особые обитатели города, с которыми непременно нужно вести диалог. И исследовать эту тему вовсе необязательно в категориях детских площадок и детских садов, она гораздо шире и философичнее. С советских времен детские учреждения стали некими резервациями, изолированными от города. Это и понятно – куда как проще создать небольшую комфортную и безопасную среду, чем исправлять агрессивное окружающее пространство всего города. Мы попытаемся преодолеть клише резервации, задумавшись о том, как среди шумного мира взрослых создать территорию детства.
В качестве основного инструмента исследования пространства можно использовать игру. Для ребенка игра – это основной способ познания мира и общения со взрослыми. Игра, пространство и детство – являются ключевыми понятиями, на которых должен базироваться проект «объекта-инспиратора», объединяющего в игре и детей, и взрослых, а другими словами – места в городе, как импульса к его позитивному развитию. На мой взгляд, Саграда Фамилия Антонио Гауди является квинтэссенцией обозначенной темы».
Преподаватели курса урбанистики Ярослав Ковальчук и Надежда Нилина
О новом учебном курсе, посвященном урбанистике,
который будет запущен в этом семестре, рассказала
Надежда Нилина, урбанист мирового уровня и ведущий преподаватель модуля «Проблемы урбанизма». Вместе с
Ярославом Ковальчуком они предложат студентам МАРШа прослушать обширный лекционный курс, посвященный градостроительству и крупным мастер-планам, практическая же часть представляет собой то, что принято называть Urban Design, т.е. планирование с точки зрения типологий, общественных пространств и городской среды.
Владимир Юзбашев и директор школы МАРШ Никита Токарев
Директор школы
Никита Токарев представил свой модуль
Профессиональной практики,
где будет сделан упор на изучение законодательства, практической работы с документацией и договорами на проектирование. Отдельная часть курса Никиты Токарева будет посвящена профессиональным коммуникациям. Для наиболее полного раскрытия данной темы в качестве преподавателей приглашены журналисты и архитектурные критики Александр Острогорский и Мария Фадеева.