Линия Елизаветы

Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.

mainImg
«Самый крупный инфраструктурный проект Европы», «самый крупный проект поколения», – такими эпитетами награждают Elizabeth line, линию Елизаветы, в Лондоне. Ее центральный и самый важный участок был открыт ровно год назад – 24 мая 2022 года в канун платинового юбилея правления королевы Елизаветы II.  Спустя год движение на линии запущено в полном объеме. Это не просто еще одна линия лондонского скоростного внеуличного транспорта, это линия, задающая новые стандарты и ориентиры. Проект, обсуждавшийся на протяжении десятилетий, имеет важнейшие и градостроительное, и транспортное, и архитектурное измерения, а еще вызывает желание проводить параллели с Москвой. 
Elizabeth line в Лондоне. Фотография с открытия
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

За последние 20 лет в Лондоне было построено всего три новые станции традиционного (классического) метро, которое известно как underground или tube. Основной фокус в Лондоне был сделан на реконструкции существующей транспортной инфраструктуры и интеграции между собой различных видов транспорта, и к этой работе активно привлекают известных британских архитекторов. Зримым результатом этой работы стали мощные транспортно-пересадочные узлы, созданные в результате реконструкции исторических железнодорожных станций. 
 
King’s Cross по проекту John McAslan + Partners, London Bridge по проекту Grimshaw, – все они имеют яркий запоминающийся образ. Кстати 2 из 3 станций метро, открытых в последние 20 лет, также спроектированы Grimshaw, бюро Николаса Гримшо уверенно удерживает лидерство в проектировании объектов транспортной инфраструктуры, причем не только в Великобритании. Кроме того, в Лондоне шла активная интеграция городских железных дорог (Overground) в единую транспортную систему города, развивалось легкое автоматическое метро (Docklands Light Railway, DLR). Также продолжалась работа по реконструкции станций традиционного метро, некоторые из которых построены более 150 лет назад. Так один из сложнейших узлов – станционный комплекс Bank в самом сердце Сити –реконструируют по проекту Wilkinson Eyre, там строится новая платформа для одной из линий и новый вестибюль.
 
Но главным событием последнего 20-летия стало открытие центрального участка Elizabeth line в 2022 году, одного из самых долгожданных проектов. О скоростной связи восточной и западной частей Лондона говорили буквально десятилетиями, некоторые проекты относятся еще к 1940-ым годам. Однако проекты, которые начинали реализовываться, в тот или иной момент останавливались, так в 1990-ые был подготовлен не только проект трассы, но и архитектурные решения станций, тем не менее тогда проект в очередной раз был свернут. Дело сдвинулось в 2008 году, когда парламент Великобритании принял закон о Crossrail (Crossrail Act), который регулировал различные аспекты строительства и эксплуатации этой линии. Линию планировали открыть в 2018 году, однако в итоге открыли на 4 с половиной года позднее – в 2022 году, при этом бюджет значительно увеличился.  
Станция Canary Wharf, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

В 2016 проект получил «королевское» имя – Elizabeth line в честь королевы Елизаветы II, но рабочее название линии – Crossrail лучше всего отражает суть проекта. Многие ошибочно полагают, что это еще одна,  пусть и более современная, линия метро, на самом деле это железнодорожная линия. Ее протяженность – 118 километров, она включает 40 станций, и в значительной степени проходит по существующим путям, при этом было построено 42 километра тоннелей. Линия пересекает Большой Лондон и его пригороды с запада на восток, имея с обеих сторон вилочное движение. 30 из 40 станций также существовали ранее, но на них была реконструирована и техническая, и пассажирская инфраструктура, отдельные участки открывались, начиная с 2015 года, под временным названием TfL Rail, то есть пассажиров готовили к тому, что в системе Transport for London будет еще одна железная дорога. Но сердце проекта и его самая востребованная часть – это участок из 10 станций в центральном и юго-восточном Лондоне, которые открылись в 2022 году.
 
Еще целый год понадобился для финальных работ. Так, в ноябре 2022 года была завершена интеграция различных частей Elizabeth line, до этого пассажирам пригородных направлений было необходимо пересаживаться на новый центральный участок. А в мае 2023 года на центральном участке запустили 24 пары поездов в час пик, таким образом поезда здесь будут следовать с интервалом в 2.5 минуты, именно эта цифра была заложена при проектировании линии. 
Станция Abbey Wood, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

В результате полного открытия линии провозная способность лондонского скоростного внеуличного транспорта вырастет на 10%, на линии ожидается пассажиропоток порядка 200 миллионов в год. Для сравнения – пассажиропоток Московского центрального кольца в 2022 году – 158,4 миллионов. Но, главное, Elizabeth line задала совершенно новый стандарт и масштаб внеуличного транспорта Лондона: длина специально разработанного для линии поезда – British Rail Class 345 –  200 метров, интервал движения на центральном участке – 5 минут, на линии создана 100% безбарьерная среда, невозможная на большинстве станций классического метро.
 
Лондон во многом похож на Москву: это огромный постоянно растущий и меняющийся мегаполис, нуждающийся в развитии транспортной инфраструктуры. Путь, который проделал Лондон за два десятилетия, Москва форсированно проходит в последние годы, интегрируя различные виды транспорта, прежде всего метро и железную дорогу (МЦК и МЦД) в единую систему скоростного внеуличного транспорта. Случайно или нет, но именно после открытия центрального участка Elizabeth line в Лондоне, в Москве снова публично заговорили о возможности строительства глубокого тоннеля для соединения Ярославского и Павелецкого направлений железных дорог для создания МЦД-5. Идея подземных железнодорожных станций в центре Москвы, каждая из которых будет иметь пересадки на метро, отсылает не только к лондонскому опыту, но и к старым проектам развития столичного транспорта.
 
Новые станции
При создании станций руководствовались семью принципами: идентичность, ясность, последовательность, инклюзивность, устойчивость, безопасность и ориентированность на людей. Перед проектировщиками стояла задача создать функциональное и эстетическое решение, которое формировало бы одновременно единый узнаваемый линейный дизайн проекта (line-wide design) и индивидуальный облик каждой станции. Общность дизайна линии формируется прежде всего с помощью узнаваемого поезда, специально разработанного для линии и логотипа, отсылающего к знаменитому рондо. Рондо – лого лондонской подземки – красный круг с синей горизонтальной полосой и белой надписью Underground на ней. Логотип новой линии – пурпурный круг с синей полосой; пурпурный – это один из цветов платинового юбилея Елизаветы II.
Elizabeth line в Лондоне. Фотография с открытия
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Elizabeth line в Лондоне. Фотография с открытия
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Но как создать идентичность 118-километровой линии, собранной из существующих и новых станций, как наземных и подземных, да еще и принципиально разной конструкции? Поэтому речь идет прежде всего об идентичности центрального участка, ключевого и самого востребованного, это 5 последовательно расположенных подземных станций от Bond Street до Whitechapel, открытых в 2022 году. Именно эти практически идентичные станции стали своеобразной визитной карточкой новой линии, ее самым узнаваемым образом.
 
Для создания их образа были использованы специально разработанные для линии панели из стеклофибробетона. Эти панели были созданы консорциумом из четырех компаний Grimshaw (архитектура), Atkins (инженерные системы), GIA Equation (освещение) и Maynard (графический дизайн). Эти белоснежные панели – главный, в сущности единственный и самый узнаваемый элемент отделки подземных частей станций, который и формирует их облик. Панели имеют разные размеры и формы: плоские, изгибающиеся, с отверстиями для акустики и без. Панели очень технологичны, они просты в производстве, монтаже, и при необходимости в демонтаже. Такой подход отвечает одному из принципов проектирования линии – «устойчивости»: «…передовой дизайн, который сводит к минимуму количество отходов, максимально улучшает качество материалов, снижает потребление энергии и является экономически эффективным…». 
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Whitechapel, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

При этом образ пространств, создаваемый с помощью панелей, –одновременно и нейтральный и запоминающийся. Бюро Николаса Гримшо создает яркую узнаваемую архитектуру, только за последние годы по его проектам были построены транспортные узлы с очень интересной архитектурой как в Великобритании, так и по всему миру, например, в Нью-Йорке и Мельбурне. Поэтому задача для бюро была сложная: было необходимо создать образ уникальный, запоминающийся, но при этом во многом анонимный и вневременной, что им безусловно удалось. 
 
Масштаб станций центрального участка поистине гигантский – длина платформы достигает 250 метров. Для примера: обычно длина платформы московской станции порядка 162 метров, а самая длинная подземная станция – глубокая «Арбатская» – 220 метров. При этом в лондонском проекте нет точки, с которой это пространство можно увидеть и объять целиком, потому что собственно нет единого пространства. Это скорее подземные улицы – артерии, по которым перемещаются пассажиры: от наземного павильона через вестибюль, эскалаторы, непосредственно на платформу, на которой установлены защитные прозрачные экраны. Именно задачу комфортного и безопасного передвижения огромных людских потоков решали архитекторы, инженеры и дизайнеры. Иногда этот маршрут сложен, что объясняется переуплотнением подземной инфраструктуры в центральном Лондоне. Некоторые станции имеют заметную изогнутость платформ, что опять же объясняется сложными условиями, в которых они построены. Конструктивно это станции как с центральным залом, так и без него, на некоторых станциях перроны разных направлений соединены проходами в середине платформы, но пассажир вряд ли считывает все эти различия. 
 
Для поиска оптимальных решений были выполнены прототипы панелей и других элементов, а затем выстроен макет станции в натуральную величину. На макете тестировали не только панели, но и другие элементы, разработанные консорциумом: облицовку пола, скамейки, систему навигации и освещения, а также экраны на перронах, которые кроме своей непосредственной функции ограждения выполняют также и информационную, и осветительную. Строительство макета в натуральную величину – во многом удивительный факт, сегодня, кажется, все можно спроектировать в информационных системах, но авторы настаивали именно на таком подходе.
 
Еще один тип новых станций – три колонные подземные станции, которые представляют собой более типичное для подземных метрополитенов пространство. Правда не для лондонского, где, в отличие от московского, такие конструкции не очень распространены. Несмотря на то, что они представляют один тип конструкции – широкие платформы, один ряд колонн – их пространство более индивидуально, нежели на станциях центрального участка. На станции Canary Wharf колонны облицованы металлом и сделан реечный потолок. На Paddington и Woolwich использованы крупные квадратные элементы с круглыми светильниками. Колонны имеют более теплый характер: нижние части колонн на Paddington – коричневые, а на Woolwich имеют и орнамент.
Станция Canary Wharf, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Paddington, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Наземные станции по своему характеру тяготеют к железнодорожным платформам, собственно они ими и являются, на станции Custom House сооружены своеобразные перголы. По аналогии с новыми станциями реконструируются существующие наземные станции, здесь сооружаются новые элементы: козырьки над платформами, кассовые залы, переходы. Проводя аналогии с Москвой, наземные станции Elizabeth Line – это вокзалы МЦД и МЦК, впрочем, лондонские станции намного камернее московских.
 
Индивидуальность – наверху 
Индивидуальность станциям придается не в подземной части, а в вестибюлях – объективно говоря, они берут на себя роль новых городских вокзалов. По всему их характеру: масштабу, положению в городской среде, индивидуальному облику они явно тяготеют именно к крупным железнодорожным узлам, а не станциям метро. С помощью этих масштабных сооружений линия открывается городу, а город получает новые узнаваемые сооружения. Станции в центральной части Лондона расположены в плотной городской застройке, их интегрировали в городскую среду, а также связали с существующими станциями метрополитена. То есть главное архитектурное переживание происходит именно здесь – при непосредственном входе на станцию или уже при выходе в динамичную среду Лондона. 
 
Станция Whitechapel, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Таким образом, здесь использован подход, «перевернутый» по отношению к московской традиции: подземные части станции выглядит почти одинаково, при этом вестибюли и входные павильоны обладают ярким индивидуальным дизайном. Так, при создании станций Московского центрального кольца стилистика входных павильонов выдержана в едином стиле, отсылающем к белоснежным лайнерам (автор большой части этих сооружений – Тимур Башкаев, АБТБ). Но в лондонском случае было важно обозначить новый тип и вид транспорта в ландшафте города. Для создания облика индивидуальных частей станционных комплексов был объявлен тендер, на котором выбирали оптимальные архитектурные и финансовые решения. В создание станций было вовлечено огромное количество проектировщиков, чтобы увязать все части воедино в проекте была введена должность главного архитектора. Им стал Джулиан Робинсон (Julian Robinson), который на протяжении десятилетий, начиная с 1992 года занимался этим проектом. В его работе было лишь два перерыва на другие большие лондонские проекты: продление Юбилейной линии метро (Jubilee Line Extension), открытой в 1999 году, и Олимпийские игры 2012 года в Лондоне.
Общественный сад над Canary Wharf, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Еще одним способом придания индивидуального облика стала интеграция произведений современного искусства в станции. В 2014 году при поддержке Корпорации лондонского Сити (City of London Corporation) был создан The Crossrail Art Foundation. В программу вошли 7 станций на центральном участке, для каждой был выбран финансовый партнер, который осуществляет финансирование проекта и арт-галерея, которая осуществляла отбор художников. Таким образом был сформирован понятный и прозрачный механизм выбора и финансирования создания произведений современного искусства. Для размещения произведений искусства были выбраны самые разные места: над эскалаторами, в кассовых залах и на улице. Единственная станция, на которой произведения искусства размещены в подземной части, – это Whitechapel. Здесь отработана важная для современного прогрессивного дискурса тема локального и разнообразного: на стенах над скамейками размещены работы художницы Шанталь Йоффе «Воскресный полдень в Уайтчепел». В рисунках, отсылающих к стилистике поп-арта, представлены различные типажи жителей этого мультикультурного района Ист-Энда. Куратором выступила также местная галерея Whitechapel Gallery.
Станция Whitechapel, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

При этом основной способ придания индивидуального облика станциям это все-таки архитектура. По проекту Wilkinson Eyre создана станция Liverpool Street в Сити. Это бюро начало работать над проектами станции еще в 1990-ые, тогда она решалась в условно постмодернистской стилистике. Реализованный проект относится к середине 2000-ых, когда было окончательно решено строить линию. Основной образный элемент станции, а точнее вестибюлей – сфальцованные элементы. Их появление – это попытка зрительно увеличить не очень большую высоту кассового зала, здесь сфальцованный потолок сделан из стеклофибробетона.
Liverpool Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Liverpool Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Та же тема продолжается и на эскалаторе: здесь не только потолок, но и стены украшены металлическими сфальцованными панелями. После эскалаторов индивидуальность резко обрывается, начинается станция – артерия. В городском пространстве станция обозначена двумя вестибюлями, один из которых – это входной стеклянный павильон высотой 5 метров, причем в нем нет дверей, это пятиметровый портал на станцию линии. Днем естественный свет проникает под землю, обеспечивая кассовый зал естественным освещением, а вечером светящийся изнутри павильон освещает прилегающее городское пространство. Вокруг входов на станцию были созданы пешеходные пространства, причем это было большим достижением, проект этой, как и других станций новой линии проделал большой путь от автономного положения станции до интеграции в городское пространство. 

Tottenham Court Road
Станцию Tottenham Court Road называют воротами Вест-энда, она станет одной из самых загруженных в лондонском транспорте с ежедневным пассажиропотоком до 170 000 пассажиров. Два вестибюля станции, спроектированные HawkinsBrown, передают два разных настроения, объединяющий их элемент – цилиндрические светильники, при этом оба вестибюля построены на полном контрасте к унифицированной подземной части.
 
Новый западный вестибюль, расположенный в Сохо, отделан темным стеклом и металлическими панелями, он предельно «кинематографичный». Это аванзал Сохо, района, известного своей ночной жизнью, музыкальными площадками и сочетанием различных субкультур. Над эскалатором будет установлен экран, демонстрирующий видеоарт лауреата премии Тернера Дугласа Гордона.
Станция Tottenham Court, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Совершенно противоположен по настроению восточный вестибюль. Это глобальная реконструкция существовавшего ранее вестибюля метро – он был расширен в 6 раз. Новое пространство – яркое, отделанное белым и красным стеклом и нержавеющей сталью. В ячеистом потолке установлены красные цилиндры светильников. Образ вестибюля вдохновлен находящийся рядом башней Centre Point, это одно из самых известных лондонских зданий 1960-ых. Но если башня тяготеет к брутализму, то вестибюль станции – к поп-арту. 
Станция Tottenham Court, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Bond Street
На этой стации, наверное, в самой большой степени удалось достичь единства всех частей станции и подземного унифицированного пространства, и вестибюля, созданного John McAslan и украшенного работами Даррена Алмонда (Darren Almond). При том, что у каждой части свой индивидуальный облик, они развиваются, эволюционируют, здесь нет такого яркого контраста между разными частями, как на других станциях. 
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Внутреннее пространство вестибюля построено на сочетании светлого песчаника и черных металлических элементов. Черные – профили окон, облицовка колонн, ограждения эскалаторов, светлые – стены и балочный потолок. Очень органично интегрированы работы Даррена Алмонда, лауреата премии Тернера, настолько, что можно говорить о любимой теме советских создателей метро – синтезе искусств: архитектуры и художественного оформления. Здесь представлены три работы, рефлексирующие на тему ежедневных действий, совершаемых пассажирами: спуске, подъеме, прибытии и отправлении. «Линия горизонта» представляет собой большую сетку фрагментированных чисел, отлитых из алюминия, состоящую из 144 отдельных плиток, отполированных вручную. Произведение искусства расположено над эскалаторами в вестибюле и видно спускающимся на станцию пассажирам. «Линия тени» и «Линия времени» – это произведения, основанные на традиции устанавливать на старых железнодорожных локомотивах литые бронзовые таблички-шильдики с их названиями. Однако на этих табличках есть поэтические фразы, предлагающие каждому пассажиру философское предложение.
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Вестибюли станции встроены в новые здания, в отделке которых использованы материалы, характерные для Лондона, песчаник и портлендский камень. 
 
В целом облик станций очень неровный, но некоторые выглядят актуальными, так как они, как и подземные унифицированные части, спроектированы во вневременной стилистике. Другие – сегодня кажутся уже немного устаревшими, что объясняется тем, что они были спроектированы более 15 лет назад. Художественные произведения, размещенные на станциях, тоже были созданы 5–6 лет назад. И даже в этом есть аналогии с московской ситуацией: некоторые станции, как, например, станция «Достоевская», открыта в 2010 году, но это позднесоветский проект. Это не значит, что станция плохая, просто она выглядит как станция, которую спроектировали в конце 1980-х – начале 1990-х годов. И в градостроительном плане между проектом Crossrail и транспортными проектами в Москве тоже много общего. Сегодня реализуются крупные инфраструктурные проекты, заложенные многие десятилетия назад, при этом стирается грань между разными видами скоростного внеуличного транспорта, а к созданию образа станций привлекаются архитекторы, создающие индивидуальный облик объектов.

24 Мая 2023

Похожие статьи
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.