Бюро ASADOV – авторы, искушенные в проектировании аэропортов: они построили несколько очень известных новых терминалов, таких как Гагарин в Саратове, Большое Савино в Перми или недавно открывшийся в Кемерово Леонов, – а спроектировали намного больше, и продолжают активно работать с типологией. С аэропортом Омска архитекторы работали и ранее, еще для другого руководства области. На новый конкурс они предложили другую концепцию. И даже два варианта.
Концепция называется «Мост» – потому что аэропорт это мост между землей и небом, как и между разными городами.
Отправной точкой авторы делают одновременно международную Западно-Сибирскую выставку, которая прошла в Омске в 1911 году, – и мост транссибирской магистрали через Иртыш, построенный в 1896, по которому из европейской части приезжали посетители этой сибирской ЭКСПО. Расположение построек на территории аэропорта архитекторы сопоставляют с павильонами, а решетку фасада – с конструкциями моста.
Сходство с мостом в проекте подчеркивают две опоры, вынесенные чуть вперед под консоли дуги главного фасада. Они нужны чтобы поддерживать разлетающиеся углы, но нужны и образно: оформленные зелеными холмами, эти импосты и впрямь напоминали бы вросшие в землю опоры, а весь фасад казался бы фрагментом, «вырезанным» из длинного моста.
Если присмотреться к павильонам выставки 1911 года, то там тоже можно найти решетчатые конструкции, особенно в дереве. А среди современных референсов авторы приводят навесы над ЛЭП, спроектированные Григорием Гурьяновым в Братеевской пойме.
Так мы получаем широкий круг отсылок. Но важно, что вариант ASADOV в плане оптимально-прост, тут сказывается опыт проектирования аэропортов в разных городах: это большой ангар терминала, рассчитанный на масштабирование прибавлением крыльев справа и слева.
А основное внимание уделено оболочке.
Главный фасад – стеклянный, но перед стеклом выстроена объемная металлическая решетка коричневатого оттенка: сразу приходит на ум кортен, и вероятно его тоже рассматривали, но затем в описании мелькает слово медный – здесь были бы возможны оба варианта. А решетчатую конструкцию, помимо контекстуальных отсылок, авторы мотивируют еще и удобством ухода зимой: поскольку все выступы тонкие, большие сосульки на них не образуются и снег не скопится.
Так возникает довольно-таки ювелирный образ: блестит и стекло, и красноватый металл – в случае с медью это бы особенно чувствовалось, а в случае с кортеном возникало бы фактурное напряжение между блеском и матовой рыжеватой поверхностью. Но надо признать, что металлическая решетка с ее подчеркнутыми выпусками не в меньшей степени напоминает и деревянную, пластически ее можно возвести и к современным деревянным конструкциям. Воспоминание о решетчатом кольце Су Фудзимото для Осаки так просто не отпускает. Тем более что ASADOV успели поработать и для ЭКСПО, и еще – дуга главного фасада с этом проекте круглится как будто бы по кольцу.
Однако зигзаг колонн-ферм, поддерживающих переход к ж/д станции, вновь возвращает мысли к мосту Транссиба. Который, к слову сказать, сохранился, только в 1935 году параллельно рядом с ним пристроили еще один, для лучшей проходимости магистрали.
Интерьер продолжает тему объемной решетки, но здесь пространство расчерчивают на три измерения полоски ламп и потолочные конструкции – там, где они открыты. Цвет отчетливо медный, а в главном зале ноту «речной» гибкости усиливают перфорированные волнистые ленты на потолке, над лампами. Растения авторы предлагали не только живые и настоящие, но и характерные для региона.
Второй вариант – тоже мост, но не в стимпанковском, а в современном образе: белое крыло из треугольников над входом.
Все вместе заметно похоже на контур приземлившейся птицы сродни птеродактилю с длинными жилистыми рукокрыльями и распушенным над головой кожаным капюшоном. В случае, если бы аэропорту понадобилось расширение, птица раскрыла бы «перепонки» у своих плеч.