Надо сказать, проект хорошо проработан, подробно и красиво представлен на собственной веб-странице. Поэтому его, вероятно, не имеет смысла перепубликовывать целиком, расскажу только о нескольких моментах.
Во-первых, на выставке проект представлен медитативной инсталляцией в виде лежанки из сена, на которой можно послушать музыку.
Во-вторых сам он начинается с исследования актуальности реформирования кладбищ как таковых, числа, особенностей и тенденций роста – тут, в частности, узнаем, что в Москве, включая новую, под кладбища занято 2017 га, из них 641 га в пределах МКАД. Что в день столица хоронит порядка 345 человек, так что за год набегает новой кладбищенской площади в районе двух территорий парка Зарядье. А что стилистика кладбищ сейчас довольно хаотичная, чтобы не сказать отталкивающая – соглашусь, мне обычно хочется побыстрее убежать оттуда. И вот что интересно: кремация сокращает площадь погребений примерно в 100 раз.
Еще один любопытный фрагмент статистики: больше всего кремаций в Норильске, за ним следуют Новосибирск и Новомосковск; примерно поровну кремаций и традиционных погребений в Екатеринбурге и Петербурге, Москва уже заметно предпочитает консервативный способ, а вот где почти совсем нет кремаций – так это в Ростове-на-Дону.
Между тем авторы не только дают статистику, актуальность и показывают свои проекты, они еще и разработали рекомендации для оптимизации нормативной базы: СанПинов, ГОСТов и деятельности ГБУ «Ритуал».
То есть воркшоп «Световая инклюзия» не единственный, кто разработал методичку. А поскольку речь об Институте Генплана, то и перспективы внедрения рекомендаций я бы определила как оптимистические. Вообще говоря, это как будто новая тенденция «Открытого города» – делать методички для изменения нормативов. Полезная, в целом, инициатива.
Участники воркшопа: Луиза Каримова, Татьяна Магон (Институт Генплана Москвы), Николай Потапенко, Анна Потапенко, Дарий Назаров, Ия Викторова (МАРХИ), Екатерина Соколова (НИУ ВШЭ), Анна Белашова (МАРШ), Мария Нападовская (ГУЗ)
Кураторы воркшопа: Виталий Лутц, Ирина Лобанова (Институт Генплана Москвы), Анна Антохина («Архитекторы луга»)
Кураторы воркшопа: Виталий Лутц, Ирина Лобанова (Институт Генплана Москвы), Анна Антохина («Архитекторы луга»)
Другая особенность воркшопа «Тихие соседи» – он состоит из двух проектов: кладбища для окраин и для центра исторического города. Первый разработан на конкретном участке и выглядит как почти готовый и реальный, во многом опирается на существующий стандарт околомосковского кладбища, хотя в нем есть идеи, которые, предположу, поймут не все.
Стать деревом
Обычно кладбище объединяет могильные участки и крематорий, причем кто-то ставит урны в колумбарий, а кто-то прикапывает на семейном участке. Все это, как правило, заросло деревьями, их рассекают асфальтовые дороги, у их подножия скапливаются яркие искусственные и настоящие цветы. А между оградами, что старыми металлическими, что новыми гранитными, пройти сложновато, иногда они смыкаются между собой и «ловят» идущего, заставляя его разворачиваться и идти в обход. Словом, бродить по кладбищу, как завещали романтики, у нас сложновато. Разве что по Донскому и Новодевичьему, где водят экскурсии.Участники воркшопа предлагают дополнить традиционную структуру, от которой многие люди, конечно, не готовы отказаться, – кладбищем-парком, или эко-кладбищем.
Суть в том, что прах из крематория смешивают с почвой, помещают в разлагаемую урну и сажают туда дерево. Деревья организуют в медитативное, тихое, конечно, пространство, в котором можно гулять, которое будет доступным и эстетически привлекательным. А еще, что немаловажно, такие пояса не подчиняются санитарным нормативам отступа от кладбищенской территории, и следовательно, парковой частью кладбище «шагнет наружу» и сэкономит территорию.
Помимо этого оригинального, но на мой вкус привлекательного решения, проработано все остальное: аванплощадь с торговлей, сад-питомник для растений, – и довольно симпатичное, во всяком случае не мрачное, здание крематория. Оно неуловимо напоминает Монреальский павильон, но вероятно, взлезающий нос в данном случае можно проассоциировать с дорогой души на небо.
Переехать с родственником
Второе предложение – более концептуальное, из разряда «бумажных», и предназначено для исторического центра с плотной застройкой.Называется оно, по аналогии с известной программой, «Мой колумбарий» – авторы предлагают создать в рамках городской программы сеть колумбариев, по одному в каждом районе. Разместить их под землей: так можно сэкономить место и создать, как минимум, оригинальную атмосферу – во всяком случае, оккулюс среди изображений уже появился. Совершенно естественным образом вспоминают катакомбы ранних христиан, хотя авторы на них, кажется, не ссылаются.
Но главное: урны предложено сделать мобильными, то есть переезжая в другой район, человек может взять урну с собой и поместить в другом колумбарии сети.
Получается контрапост: кладбища у границ города очень стабильны в смысле местоположения: пророс там деревом – и это навсегда, и кладбища внутри города мобильны как горожане. И в то время ощущается некая привязанность жителя центра к родственнику, он как будто не отпускает, в отличие от захоронения-дерева. Ну и урны в прахом на каминах из американского кино тоже вспоминаются. И еще один вопрос: все это предложено для Москвы. А если москвич решит переехать в другой город?
Впрочем, что тут действительно важно, так это разнообразие предложенных, не вполне традиционных не только для москвичей, но и для россиян форматов, соответствующих направлению развития общества. Прижились колумбарии – может и эти приживутся когда-нибудь. Я бы, например, не против быть деревом.