Первая архитектурная биеннале, площадкой для проведения которой стала Метавселенная, – событие, не побоимся сказать, историческое. Название Presence of the future отсылает к теме первой Венецианской архитектурной биеннале 1980 года Presence of the past, прошедшей под кураторством Паоло Портогези и ставшей ключевой в развитии архитектурного дискурса эпохи постмодерна.
Выставка проходит на двух известных метаверс-платформах Decentraland и W3rlds. Зайти можно и с обычного ноутбука, не устанавливая специальных программ, просто кликнув по ссылке.
Основная цель мероприятия – подчеркнуть важную роль архитектора в создании метавселенной и привлечь к дискуссии специалистов из индустрий дизайна, технологий, маркетинга и бизнеса. Биеннале демонстрирует возможности использования технологий Web3 здесь и сейчас, раскрывает потенциал метаверс-среды для масштабирования творческих и предпринимательских идей.
Сергей Надточий, организатор и куратор Metaverse Architecture Biennale
На выставке представлены виртуальные проекты архитектурных бюро, стоящих в авангарде диджитал-дизайна: ATRIUM, SA lab, Killa Design, LAVA, PLP, Soomeen Hahm, Spaces DAO, DA!, Il Prisma, iheartblob, Mariana Cabugueira Studios, Synthesis и Illusorr и других. Также участие принимает 15 архитекторов, прошедших отбор в творческом open call. Почти каждый участник создал объект как для платформы Decentraland, так и для W3rlds. В общей сложности зрители смогут посетить более 60 инсталляций. Интервью с авторами можно послушать на You Tube-канале.
Посетить биеннале можно до 6 октября. Чтобы было чуть проще сориентироваться в непривычном и разнообразном ландшафте выставки, предлагаем познакомиться с несколькими объектами «на берегу». В «карусели» визуализаций последняя, как правило, относится к платформе Decentraland.
(Un)limited boundaries
ATRIUM
Метавселенная сама по себе дает архитекторам полную свободу. Но тот факт, что доступ к ней широкого круга людей ограничен конкретными платформами, ставит определенные рамки и влияет на качество архитектуры. Павильоны бюро Atrium иллюстрируют эти ограничения. Проведя ряд тестов с приглашенными гостями, авторы зафиксировали матрицу сбоев и выявили новые ограничения. В W3rlds посетители перемещаются по залам «Бесконечный взгляд», «Шаг вперед», «Пустота», «Наизнанку» и «Один выход». Вместе они образуют сложную конструкцию, напоминающую букву «А». Размещенная внутри экспозиция подробно описывает исследования проекта. Павильон в Decentraland подчеркивает взаимодействие посетителя с наклонными поверхностями – полом, стенами и потолками – создавая систему спиральных пандусов. В стенах павильона зашифровано название бюро.
Перейти к объекту на биеннале ->
Your Digital-Footprint
Mariana Cabugueira
Человек оставляет не только углеродный, но и цифровой след – последний факт приближает его к бессмертию, поскольку «цифровое я» может существовать намного дольше физической оболочки. Но какой будет эта оболочка – предлагают задуматься авторы. Каждая онлайн-секунда, фрагмент данных, посещенный веб-сайт, прокрутка и комментарии, принятые или отвергнутые cookie-файл оставляют след и создают неповторимый отпечаток личности. Этот отпечаток будут видеть люди будущих поколений, вбивая в строке поиска ваше имя. Павильоны-ракушки отражают путешествие человека в киберпространстве, которое незаметно формирует онлайн-личность. Продвигаясь по пандусу, посетитель попадает в Вечный мир, где хранятся данные.
Перейти к объекту на биеннале ->
SWIRLSCAPE
ILLUSORR
Компания Illusorr предоставляет инструменты для создания и исследования виртуальных миров и иммерсивных впечатлений. Посмотрите на аватары коллектива – возможно, так будут выглядеть страницы архитектурных бюро в недалеком будущем. Павильон на биеннале – демонстрация возможностей инструментов для метавселенной и скорее художественное высказывание. Завитки и «водовороты» формируют динамичное полотно с драматичной игрой света и тени.
Перейти к объекту на биеннале ->
SVET
PROm7 by LABVAPRO
Этот павильон приглашает к размышлениям о неоднозначности человеческого разума. Являясь хранилищем знаний, ощущений и противоречивых эмоций, он создает субъективную реальность, что приводит к вопросу: существует ли реальность объективная? В поиске формы павильона авторы обратились к представлениям человека о мире до научного прогресса. За основу взяли концепцию понимания и изображения Земли как гигантского диска, окруженного океаном, а также знак бесконечности – восьмеричный путь, ведущий к прекращению страданий и освобождению от сансары. Павильоны состоят из цепочек объектов, внутри которых посетителю предлагает пережить различный спектр эмоций так, как это представляется авторам: от чувственности к изумлению. Центром проекта является «смотровая площадка», олицетворяющая незамутненный человеческий разум, нейтральный по отношению к другим объектам.
Перейти к объекту на биеннале ->
Probability Prediction Center
OSTASHOVA Architects
Павильон – это осколки цивилизации, выброшенные на берег другой Вселенной спустя миллиарды лет. Авторы размышляют, какими будут эти осколки, и сможем ли мы достичь такого уровня развития, чтобы спасти их и перенести в новый мир. Жизнь одного человека кажется маленькой в таких масштабах, но возможные сценарии эволюции мира демонстрируют, что она важна, и каждый может повлиять на будущее, если поймет, в каком направлении двигаться.
Перейти к объекту на биеннале ->
Ephyra
Q63
Павильон – это галерея для независимых цифровых художников, таких как Андрес Патрисио, Джефф Коул, Джастин Маллер, Нолан Мартин. В стремлении возвысить искусство до уровня «духовной трансцендентности» авторы обратились к понятию «эфира» – в древнегреческой мифологии оно означает «верхнее небо», место, где живут Боги. Еще один источник вдохновения – синтоизм, объединяющей новые формы.
Перейти к объекту на биеннале ->
Shelter
[sintez]
Иногда виртуальное пространство – это побег от реальности. Но и в Метавселенной может понадобиться место, чтобы спрятаться от всех: такой нолановский «побег внутри побега». Авторы делают его похожим на аналоговый мир: заброшенный посреди вселенной островок с покосившимся бетонным забором, скрипучими качелями и входом то и в погреб, то ли в бункер. Внутри «пахнет» дачей: с ковром на стене, чуть отсыревшим матрасом и старым телевизором, на котором нет Netflix и сложностей выбора. Как говорят сами авторы, «это место, где прошлое настолько сгустилось, что его можно принять, как таблетку, без которой наша безумная гонка за будущим может привести лишь к преждевременному исходу».
Перейти к объекту на биеннале ->
Hall of Eclipse
Space Lane
Объект предлагает отправиться в путешествие по бесконечному потоку мира и соединиться с ним через медитативный оазис, библиотеку мыслей, облако снов и сад воспоминаний. Пользователи пересекают загадочные пространства среди облаков, плавных объемов и артефактов, открывая первоначальные символы и тайны, указывающие на гармонию противоположностей и целостность вселенной.