Арх Москва: награды 2023

Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.

mainImg
К Арх Москве готовятся долго, а проходит она быстро в интенсивном общении, беготне по выставке и посещении круглых столов, которые совершенно невозможно охватить все. Неплохой повод вспомнить выставку – показать ее награды. Арх Москва издавна награждает своих участников, причем Fконкурсов несколько, в этом она не без успеха конкурирует с более институционализированными фестивалями, в том числе Зодчеством и Золотым сечением Союза архитекторов, и прочими – каждый год разные жюри выдают несколько списков наград, выбрать есть из чего, и украсить стены и полки в мастерских и офисах компаний тоже есть чем. Да и усилия по производству стендов, многие из которых – определенно произведения, а живут недолго, оказываются отмечены. 
Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру
Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

В этом году к дипломам за стенды коммерческих компаний, за Арх Каталог, за некоммерческие экспозиции присоединилась еще одна, отдельная премия – за книги (о ней см. ниже). 

Кроме того, Архитектора года Арх Москва называет через раз, а архитектора года NEXT! – ежегодно. Соответственно, экспозиции Архитектора года на выставке 2024 года не будет, а объект молодого архитектора – будет (в 2022 году они соседствовали, но это из-за пандемии). 
Лучшее молодое бюро 2023
Lampa Community
Проект Lampa Community
© Фотография Архи.ру

Куратор программы NEXT! Юлия Шишалова в этом году попросила участников подумать над вопросами идентичности. Получилось: два калейдоскопа, одна мозаика с каменным креслом, один золотой небоскреб у Кремля, один деревянный колодец, одно белое яйцо на цветных асимметричных опорах (иглы в яйце нет, сказали нам авторы). Выиграл проект, с нашей точки зрения, самый нейтральный – причем любопытно, что Юлия Шишалова, организовывавшая работу жюри, рассказала на церемонии, что поначалу выбрали с одинаковым числом голосов три проекта, а определиться судьям удалось только после того, как к работе подключился еще один член жюри. 

Объект Lampa Community представляет собой систему шестеренок (их было непросто выпиливать, поскольку тут, действительно, одни приводят в движение другие) – это, по словам авторов, означает единство и взаимосвязь всего со всем. В данном случае в колбы, вращаемые шестеренками, были помещены разные природные штуки: шишки, хлопок, мох. Хотели что-то живое поместить, но пожалели живые растения. Симптоматично, что – хотя авторы очень старались – зацепить удалось не все части механизма, и две группы вращаются по отдельности. Так и в жизни... 
Лучший кураторский проект
«Тезисы»
Куратор: Григориос Гавалидис
  • zooming
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру

О проекте «Тезисы» мы уже рассказывали перед выставкой и планируем еще рассказать постфактум. Он действительно примечательный. Авторы позвали несколько (относительно) молодых бюро, причем таких, которые, как вот например Иван Греков и KAMEN, в Арх Москве как правило не участвуют – то есть обновили состав. Более того, они привлекли к проекту Владислава Кирпичева, который не участвовал в Арх Москве лет 20, и его школу EDAS, вполне знаменитую. Получилось разнообразно и атмосферно, никаких сомнений в том, что этот кураторский проект – лучший, у нас не возникло. 

 
 
Лучшая экспозиция. Раздел «Архитектура»

Первое место
Цимайло Ляшенко и Партнеры
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Павильон архитекторов года АБ ЦЛП был отмечен как лучшая экспозиция вполне справедливо, среди стендов архитектурных бюро он действительно стал самым впечатляющим. Еще бы, черный куб метров пять на пять примерно, стоял посреди Гостиного двора, – некоторые посетители, впрочем, его как-то не замечали, проходили мимо, но кто заходил, тот впечатлялся. 

Есть один вопрос: кажется, раньше в конкурсе экспозиций, проще говоря стендов, от архитектурных бюро, «Архитектор года» не участвовал – поскольку он вроде бы, во-первых, уже награжден год назад званием, а экспозиция – часть награды, да и масштаб его, уже давно и по традиции, ощутимо превосходит все остальные. Ну то есть это не совсем стенд бюро, это некое ключевое высказывание, намеренно заметное. И если его рассматривать наравне со всеми, оно по определению выигрывает. Не та весовая категория. 
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

ЦЛП, впрочем, порвали шаблон не только в этом, это было бы еще ничего, если они просто выиграли конкурс архитектурных стендов, будучи не вполне себе стендом бюро. 

Они еще впервые в истории Арх Москвы использовали стенд для показа одного проекта, и не просто показа, а продвижения. Задействовали, скажем так, все ресурсы собственного статуса «Архитектора года», а также ресурс обаяния главных архитекторов Москвы и Казани, чтобы показать свой новый, ранее никому не известный и внеконкурсный, проект Большой Соборной мечети. 
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Проект эффектный, многим понравился. 

Мечеть ЦЛП вдохновлена Каабой, мусульманской святыней в виде черного куба, причем молельный зал в данном случае помещен внутрь «Каабы» – тут еще надо подумать, как оно с точки зрения иконографии мусульманского строительства. Можно интерпретировать Каабу в здании мечети?
  • zooming
    1 / 5
    Соборная мечеть в Казани
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Соборная мечеть в Казани
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Соборная мечеть в Казани
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 5
    Соборная мечеть в Казани
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

И мы обратились к специалисту. И вот что нам сказал доктор искусствоведения, заведующий сектором искусства стран Азии и Африки ГИИ, автор книг об анатолийских и османских мечетях Евгений Кононенко
zooming
«На архитектурной выставке проект впечатляет лаконизмом, однако если говорить о концепциях архитектуры мечети, – он не содержит ничего нового. Молитвенные здания в виде куба, и белого, и черного, уже были – и в Дакке, и в Чечне, для Казахстана аналогичный проект разрабатывался. «Мечеть над водой» – тоже было, это Мишель Пинсо для Касабланки. Условия Казанского конкурса недвусмысленно оговаривали создание объекта, который стал бы образцом татарского  стиля, данный же макет сложно считать выражением какой-ибо национальной традиции. Очень жаль, что архитектура мечети по-прежнему не выходит за пределы сочетания куба и полусферы».
 
Второе место
Архитектурное бюро APEX
Стенд АБ APEX
© Фотография Архи.ру

Стенд APEX был совершенно не архитектурным в смысле показанных материалов, зато он был заметным объектом, что ценно на любой выставке. Кстат – еще один куб, но не такого размаха, белый, обтянутый трикотажной тканью с прорезями и подсвеченный модным сине-розовым. Внутри был лабиринт, который, как говорится, радовал и детей, и взрослых, и еще, как кажется, там время от времени наливали. Ну, или только на открытии.
Стенд АБ APEX
© Фотография Архи.ру
Стенд АБ APEX
© Фотография Архи.ру
Третье место
Генпро
Стенд Генпро
© Фотография Архи.ру

Компания GENPRO, в духе современных тенденций, показывала собственный шоурум в метавселенной, позволяя всем желающим надеть виртуальный шлем и управлять им. Любопытно, что архитектура виртуального здания успела заметно трансформироваться с момента, когда мы рассказывали о мета-шоуруме Генпро в феврале и которую можно увидеть по ссылке здесь. Как лабильна виртуальная реальность, это же просто заглядение какое-то, неудивительно, что все ею так увлечены. Суть задачи, впрочем, остается той же: архитекторы строят в метавселенной свое здание, и выставляют там свои планшеты и макеты. 
Стенд Генпро
© Фотография Архи.ру
Третье место
Бюро АФА

Стенд АФА – одновременно информативный и интерактивный, здесь и проекты на поворотных плашках, и цилиндр с окошками. Не то чтобы яркое высказывание-объект, но зато работы бюро были представлены довольно исчерпывающе. 
Дипломы за самую концептуальную экспозицию

Абхазия – страна души
MEDLEVArchitects
Абхазия – страна души / MEDLEVArchitects
© Фотография Архи.ру

Стед «Краски Абхазии» представлял на выставке дипломное студенческое исследование колледжа МКИК. По словам куратора проекта Анны Медлевой, его авторы «проектировали целую Страну, Абхазию, и занимались мы не просто проектированием, а исследовательской работой, маркетингом смыслов, маркетингом территории и брендированием территории».

На выставке исследование было представлено объектом из бирюзовых арок и ярко-розовых колонн, одна из которых упала и разбилась, впрочем, ее быстро починили. Но ведь упал и минарет в макете большой соборной мечети! Выставочным объектам не так легко живется, как можно было бы подумать. 

QR-куб
Группа компаний Спектрум

QR-куб. Группа компаний Спектрум
© Фотография Архи.ру

QR-куб компании Спектрум – юбилейная, 25 лет. Он стоял слева от входа, код на «фасадах» составлял модный параметрический паттерн, внутри – пересечения белых нитей, тоже распространенный прием, к примеру, на стенде ABD тоже переплетались нити, но черные. По словам авторов, объект «прошит смыслами, актуальными для компании, и вплетен в повестку Арх Москвы». 

 
 
Лучшая экспозиция. «Градостроительная политика»

Победитель
«Я – Москва!»
Комитет по архитектуре и градостроительству
Куратор: Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Дизайн стенда: Бэла Бадмажапова
Художественные иллюстрации: Алиса Юфа

«Я – Москва!» / стенд Москомархитектуры
© Фотография Архи.ру

О стенде Москомархитектуры мы уже рассказывали здесь, в начальной части выставки он определенно выделялся, и не только пестротой и «детскими» рисунками. Его задачей было показать проекты социальных  объектов города, а он превратился в картонный город с играми и сюрпризами для детей. Параллельно была презентована детская книга с тем же названием. 
Книга «Я – Москва!»
© Фотография Архи.ру
Диплом за самое функциональное пространство
Институт Генплана Москвы
стенд Института Генплана Москвы
© Фотография Архи.ру

 МКА и два больших института оформляют вход на выставку уже по традиции. На сей раз Институт Генплана сосредоточился на играх, настольных и компьютерных, так что тут было всегда людно.   
Диплом за художественную образность и раскрытие темы «Перспективы»
Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры
Стенд ГлавАПУ
© Фотография Архи.ру

Представлял собой лестницу с зеркальными стенками по бокам, почти идеальный вариант для оформления входа, хотя сложно сказать, как в смысле выставочного стенда. 

Добавить можно только то, что трех главных по Москве награждают всегда – ну, а они стараются соответствовать. Тут какой-то обратный принцип. Надо постараться, ибо все равно наградят...

 
 
Лучшее раскрытие темы выставки

Победитель
Москва на стройке
Кураторы: Василий Бычков и Илья Мукосей
Фотограф: Ольга Алексеенко

Москва на стройке. Кураторы: Василий Бычков и Илья Мукосей. Фотограф: Ольга Алексеенко
© Фотография Архи.ру

Тоже красивый проект. Впервые на Арх Москве были показаны большие стройки в виде бетонных каркасов; они стали продолжением проекта «Москва. Значимо», демонстрируя нам процесс появления того самого значимого, еще не завершенный. 
Лучшее архитектурное высказывание проекта «Тезисы»
Школа-студия Edas Владислава Кирпичева

Часть проекта «Тезисы», тоже награжденного (см. выше). 
Лучшее архитектурное высказывание проекта «Мастера»
Влад Савинкин
Влад Савинкин. Раздел «Мастера»
© Фотография Архи.ру

Проволочный самолетик среди стендов, представлявших реальные проекты бюро. На мой взгляд – высказывание симпатичное, но не архитектурное, скорее анти-. В этом смысле к нему примыкал, пожалуй, стенд Мегабудки с грифельной доской для рисования мелом. 
Megabudka. Раздел «Мастера»
© Фотография Архи.ру



 

Лучшая экспозиция. Раздел «Девелопмент»

Первое место
Концерн КРОСТ
Стенд концерна КРОСТ
© Фотография Архи.ру

Девелоперов было всего четыре, плюс один дискуссионный зал, так что наградили всех, а КРОСТ, показавший производственные возможности концерна с точки зрения архитектурной декорации, был заметен. Несколько смущало заявление о «Галерее современного промышленного искусства» – разве можно, говоря об искусстве вообще, показывать только свои предложения? Ну, девелоперам, видимо, можно. 
Стенд концерна КРОСТ
© Фотография Архи.ру
Второе место
Галс-Девелопмент
Второе место
Sminex-Интеко
Третье место
Экспозиция Papushevo Park
 

 
  
Лучшая экспозиция. «Свет в архитектуре»

Первое место
Компания Maytoni
Стенд компании Maytoni
© Фотография Архи.ру

Разноцветный, радужный, переливчатый стенд располагал к съемке себя телефоном. 
Стенд компании Maytoni
© Фотография Архи.ру
Второе место
Компания Центрсвет
Ну, компания выступила как всегда масштабно, но относительно стенда, в общем, как всегда. Но представителей раздела Свет было всего два, так что этому и досталось второе место. 
 

 
 
Лучшая экспозиция. «Материалы и решения»

Первое место
Компания Venezia Stone

А вот лакированная лодка с венецианской мозаикой показалась мне настолько неинтересной, что даже фотографии не нашлось.  
Второе место
Компания Laminam

Довольно симпатичный графичный стенд, представлявший материал, подобный керамограниту, показывал в самом простом варианте рисунки, которые материал позволяет реализовать на фасадах. Авторы стенда –  бюро Lipman architects + Maria Oganian.
Второе место
Компания Стройхауз

Тоже заметный, поскольку фанерный, с теплой подсветкой и местами «для посидеть». На стенде молодой архитектор Владислав (?) Каминский удивил меня заявлением, что я и не могу о нем знать, поскольку это его первая (вероятно, первая публично показанная) работа. Что ж, в таком случае поздравления. 
Владислав Каминский для компании Стройхауз
© Фотография Архи.ру
Владислав Каминский для компании Стройхауз
© Фотография Архи.ру
Третье место
Компания Архитайл
Третье место
Завод АЛГА

  

Лучшая концептуальная подача материалов

Первое место
Проект «Материя архитектуры»
Куратор: Анна Мартовицкая
Архитектурное решение: Анатолий Борисов

  • zooming
    Проект «Материя архитектуры». Куратор: Анна Мартовицкая. Архитектурное решение: Анатолий Борисов
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    Проект «Материя архитектуры». Куратор: Анна Мартовицкая. Архитектурное решение: Анатолий Борисов
    © Фотография Архи.ру

Анна Мартовицкая уже достаточно давно известна как знаток материальной части искусства архитектуры, прежде всего потому, что она выпустила книгу, посвященную современному архитектурному стеклу. В данном случае проект представлял четыре вида материи: кирпич, бетон, дерево и камень. К каждому были подобраны примеры современного применения на фасадах. Но наибольшее внимание привлекли скамейки-фонари, каждая из «своего» материала. Многих они выручали на суетной выставке; и меня тоже. 
Второе место
Компания Made, экспозиция «Вулкан»
Архитектурное решение: Борис Воскобойников

Усеченная пирамида с золотыми прожилками, один из крупных абстрактных объектов выставки. Этакий граненый прирученный «вулкан»: из «жерла» примерно один раз в полчаса, управляемый пультом, вылетал цветной дым. Чаще пожарные не разрешили. 
VOX для компании Архитайл
© Фотография Архи.ру
Третье место
Экспозиция АЛЮТЕХ
Архитектурное решение: Skuratov Architects
Объект SSA на стенде компании Алютех
© Фотография Архи.ру

Ну, прямо скажу, не знаю, почему третье место, объект был очень заметен и в проходе по выставке, и вообще – привлекал внимание своими цветными вставками, провоцировал разглядывание. Алюминиевые профили, сложенные в достаточно большой объем, с одной стороны образовывали гладкую, почти зеркальную, стену, а с двух сторон, будучи срезаны в одном случае под углом 90°, а в другом под острым углом, обнажали ячеистую алюминиевую «начинку». 

И да, на второй день на стенд прилетела бабочка papilio polytes и поселилась там. 
Объект SSA на стенде компании Алютех
© Фотография Архи.ру
Объект SSA на стенде компании Алютех
© Фотография Архи.ру
Специальный приз Музея архитектуры
за лучший арт-объект
Влад Савинкин
© Фотография Архи.ру

Тот же «проволочный самолетик», который наградили и в разделе Мастера. Не иначе, кто-то надеется, что он все же полетит. С другой стороны, есть, и правда, что-то обаятельное в бумажном самолете, символе свободного, пусть и недолгого, полета, который на глазах зрителя превращается в какую-то решетку. 

  
 
Специальные номинации

Лучший проект-исследование
Панорама
Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
Панорама. Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
© Фотография Архи.ру

В таких случаях принято говорить: авторы поставили перед собой амбициозную задачу. В данном случае – отследить и проиллюстрировать актуальные и перспективные тренды в архитектуре. Пришлось повозиться, хотя надо признать, что основную работу взяла на себя Юлия Шишалова. Вначале собрали много сюжетов, потом сократили до символического числа 23. Проиллюстрировали. Потом дизайнеры спрятали ленту картинок за этакими кружочками: кто-то ругался, а мне кажется, что правильно – такие вещи не должны быть очевидны, а должны быть полуспрятаны, поскольку будущее не написано. Думаешь, вот оно, наступает и будет таким и таким, – а не тут-то было. Так что таинственность нашей коллективной экспозиции мне даже понравилась.  
Панорама. Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
© Фотография Архи.ру
Панорама. Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
© Фотография Архи.ру


Путешественник по всем векам
Куратор: Ксения Смирнова, МУАР
© Фотография Архи.ру

Еще один с некоторых пор постоянный участник Арх Москвы – Музей архитектуры, он же МУАР, он же ГНИМА имени А.В. Щусева. У Алексея Викторовича в этом году юбилей, 150 лет, и в Анфиладе музея осенью должна открыться большая монографическая выставка. Сейчас – экспозиция-анонс. 

Любопытно заметить, что известная всеядность мастера, ощущаемая и в названии «Путешественник по всем векам», странным образом перекликается с разнообразием названий музея, закрепившихся в общественном сознании.
Диплом «За смелый взгляд в будущее»
Влад Савинкин, Владимир Кузьмин, кураторы спецпроекта «Послезавтра»
Спецпроект «Послезавтра»
© Фотография Архи.ру

Бессменные в последние годы кураторы проекта, представляющего образовательные институции, Савинкин&Кузьмин в этом году, в унисон поиску «Перспектив», предложили участникам заглянуть на 300 лет вперед – что некоторые из них и сделали. 
Диплом «За самую душевную экспозицию»
Экспозиция графики Тотана Кузембаева
Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Да, правда, душевная. Подробнее здесь
Диплом «За самую умную экспозицию»
Павильон «Умное»
Куратор: Александра Бычкова
© Фотография Архи.ру
Диплом «За самую интерактивную экспозицию»
«Архитектура + Археология»
Архитектура + археология. KATARSIS. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру
Самое стильное коммуникационное пространство
Торговый дом КСМ
Диплом «За инновационные технологические решения»
Компания Riverclack
Диплом «За инновации в материалах российского производства»
Компания Пенностекло
Стенд компании Пенностекло
© Фотография Архи.ру
Диплом «За надежность и высокий класс»
Организаторы и участники проекта «Дома А-класса»
***

Отдельно организаторы отметили компанию Delos со стендом-морским контейнером за героизм, стойкость, преданность своей концептуальной идее, проявленные во время доставки контейнера в Гостиный двор. 
 

  
Книжная премия

Лучший архитектурный журнал
Проект Россия/Проект Россия №100, Пространственное развитие / журнал / исследование, каталог/Москва, 2022
Лучшее переводное издание                              
Ад Маргинем Пресс/ Круг тотальной архитектуры. В. Гропиус / исследование / перевод /Москва, 2022            
Лучшее учебное издание  
Проект Россия / Архитектура развития
Открытие года
Локус / журнал С-Петербург, 2022
Лучшее издание по современной архитектуре
TATLIN /Жилые дома и комплексы / сборник лучших проектов/Екатеринбург, 2021
Лучшее издание по истории архитектуры  
Пропилеи/А. Чапель/Архитектор Борис Гиршкович/С-Петербург, 2022
             
Лучшее исследовательское издание по архитектуре                                                   
TATLIN /Идентичность в типовом / исследование/Екатеринбург, 2021
Лучшее детское издание об архитектуре
АРТ-Волхонка/ Что придумал Мельников / детская книга / Москва, 2022


В состав жюри в этом году вошли:
  • Василий Бычков, руководитель проекта Арх Москва
  • Мария Ульянова, пресс-секретарь главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова
  • Мария Малицкая, главный редактор интернет журнала Architime.ru
  • Анна Мартовицкая, PR-директор архитектурного бюро СПИЧ, автор ютуб-канала Архиблог
  • Юлия Тарабарина, главный редактор портала archi.ru
  • Екатерина Шалина, шеф-редактор спецпроектов Группы сайтов 360.ru
  • Оксана Самборская, редактор «Строительной газеты»
  • Алексей Щукин, корреспондент журнала «Эксперт»
  • Валерия Мозганова, ведущая авторской программы на радиостанции Business FM     

04 Июня 2023

Похожие статьи
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».