English version

В поисках визуальной ясности

Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.

mainImg
Институт Генплана Москвы выступил на Арх Москве с двумя глобальными, связанными между собой сюжетами. Задачей выставочного стенда, как мы уже рассказывали, было показать «...что реновация, обновление города – не просто самостоятельное явление, а естественное продолжение идеи индустриального домостроения».
Стенд Института Генплана Москвы на выставке Арх Москва 2020
Фотография: Архи.ру

Реновация – тема большая, если не сказать гигантская. Сейчас она активно развивается в Москве, кроме того, в течение последнего года-двух идет активное обсуждение перспектив реновации в масштабах страны, – так что нас, вероятно, ждет обновление всех или почти всех городов.

Поэтому второй сюжет, инициированный Институтом Генплана – дискуссию «Дизайн-код объектов градостроительства: порядок vs визуальный шум» – так или иначе, можно считать продолжением и развитием заявленной темы реновации. Тем более что модератор обсуждения Виталий Лутц, начальник Управления перспективных проектов Института Генплана, начал разговор с того, что обозначил рамки темы как максимально широкие, относящиеся ко всему городскому пространству в целом: «...проекты планировки территории в целях реновации теперь содержат такое понятие, как градкод. Тема уходит вглубь, просачивается, мы видим, насколько она актуальна». Дальнейшее обсуждение показало, что дизайн-код города остается актуальным сюжетом и открывает для себя новые масштабы.


Легкость регламента

Рассказ Артема Никитина из компании «Новая Земля» развил идею: сообщение стало призывом к «стратегическому подходу в области регламентации и идентификации характерных черт архитектурного облика городов». Составной частью стратегии, которую предлагает «Новая Земля», стало удобство восприятия регламентов всеми, кто обязан их исполнять и внедрять в реальность.
Артем Никитин
Ведущий архитектор направления цифровых решений в городском планировании компании «Новая Земля»

Артем Никитин продемонстрировал разработки для Московской области, Иркутска и Дербента. Их цель – не только поставить ограничения, но и предложить удобный интерфейс для их соблюдения. Сейчас рекомендации по дизайну городской среды нередко выглядят как гигантский бюрократический документ, который сложно читать, – подчеркивает Артем Никитин – «Новая земля» превращает их в понятное для человека приложение с юзабилити современного качества.
Регулирование городской среды. Пример пользовательского интерфейса
© Новая земля / презентация

Как в приложение, так и в таблицу, продемонстрированную Никитиным, занесены все доступные для использования компоненты городской среды: освещение, уличная мебель, информационные конструкции, и так далее. Аудитория разработок «Новой земли» делится на три категории: прежде всего это муниципальные работники, затем проектировщики городской среды, и, наконец, жители. Последнее особенно важно для Дербента, города, в котором преобладает малоэтажная застройка: житель или владелец магазинчика сможет легко найти все рекомендации и ограничения, предписанные ему новым дизайн-кодом, и прямо из приложения отправить свой вариант на согласование по инстанциям.
  • zooming
    1 / 12
    Градостроительные регламенты: дизайн-код
    © Новая земля / презентация
  • zooming
    2 / 12
    Градостроительные регламенты: дизайн-код
    © Новая земля / презентация
  • zooming
    3 / 12
    Градостроительные регламенты: дизайн-код
    © Новая земля / презентация
  • zooming
    4 / 12
    Градостроительные регламенты: дизайн-код
    © Новая земля / презентация
  • zooming
    5 / 12
    Градостроительные регламенты: дизайн-код
    © Новая земля / презентация
  • zooming
    6 / 12
    Градостроительные регламенты: дизайн-код
    © Новая земля / презентация
  • zooming
    7 / 12
    Градостроительные регламенты: дизайн-код. Каталог уличной мебели для проектировщиков
    © Новая земля / презентация
  • zooming
    8 / 12
    Градостроительные регламенты: дизайн-код. Каталог дорожного дизайна для проектировщиков
    © Новая земля / презентация
  • zooming
    9 / 12
    Градостроительные регламенты: дизайн-код
    © Новая земля / презентация
  • zooming
    10 / 12
    Градостроительные регламенты: дизайн-код. Новый интерфейс для жителей.
    © Новая земля / презентация
  • zooming
    11 / 12
    Градостроительные регламенты: дизайн-код. Дербент, существующее положение
    © Новая земля / презентация
  • zooming
    12 / 12
    Градостроительные регламенты: дизайн-код. Дербент, проект благостустройства улицы в соответствии с дизайн-кодом
    © Новая земля / презентация

Представленные системы пока находятся в режиме апробации – хотя уже сейчас в Дербенте проектировщики внедряют и используют один из представленных интерфейсов – сама по себе описанная ситуация выглядит крайне заманчивой: действительно, чем доступнее правила, тем проще их соблюдать.

***


Свобода и смыслы

Елена Чугуевская
Генеральный директор института «Гипрогор»

В противовес рассказу Артема Никитина, который, как мы видели выше, представил программы для небольших городов, таких как Дербент или Хотьково, Елена Чугуевская, директор института, в прошлом году отметившего 90-летие, сразу повела речь о крупных городах и поставила проблему разнообразия и степени гибкости решений, которые следует закреплять в регламентах. «У нас в институте идет большая дискуссия – как относиться к существующей застройке? Фиксировать все жестко или давать свободу «метаболическим» изменениям среды? Как задать дельту изменяемости при планировании жестких органичений? Ведь не всегда достаточно выбрать элемент из каталога – «жестко записать всё в некий каталог нельзя».

В то же время директор «Гипрогора» отметила: «наши мастера в тридцатые, сороковые, пятидесятые годы при подготовке генпланов графически рисовали центральную часть как минимум. Создавался город как пространство. Это надо возвращать».

Таким образом, Елена Чугуевская призвала к балансу свободы и ограничений, настояв в то же время на необходимости продумывать важные части города как целостные архитектурные проекты, идя от общего к частному, не останавливаясь на наборах допустимых элементов, которые сами по себе не обеспечивают цельности решения. В заключение директор «Гипрогора» подчеркнула важность сохранения смыслов и образов, «из которых состоит любой город», и которые могут быть представлены где-то историческими деталями, а где-то спецификой планировки.

Стремясь достичь необходимой меры гибкости, в «Гипрогоре» застройку рассматривают, разделяя на четыре морфотипа: 1) зона редевелопмента; 2) зона стабилизации (историческая застройка); 3) зона развития (новое строительство); 4) зона консервации. В качестве практического примера был назван разработанный институтом проект системы общественных пространств для Севастополя.

***


Дьявол в деталях 

Эркен Кагаров
Арт-директор студии Артемия Лебедева

Доклад Эркена Кагарова был посвящен непосредственно элементам городской среды, тому, что обычно ассоциируют с дизайн-кодом городского пространства: скамейкам, урнам, фонарям, рекламе – их дизайну и совместимости, также как и примерам улучшения внешнего вида вывесок, предпринятого студией Лебедева совместно с Москомархитектурой. Известно, что МКА уже достаточно долго ведет борьбу за визуальную чистоту и единообразие, в частности, вывесок, и Эркен Кагаров привел несколько примеров реализации этих задач в формате было-стало.
Было-стало. Тверская улица. Дизайн-код. Неиспользованные возможности. Шрифты, регулируемые по высоте
© Студия Артемия Лебедева / фрагмент презентации

Не менее насыщенной оказалась часть доклада, в которой Эркен Кагаров критиковал существующие практики размещения рекламы – в частности, на фасадах музеев, – а также формы урн и скамеек, которые подчас не соответствуют друг другу, поскольку ими занимаются разные ведомства. «Всё, что попадает в руки ЖКХ, становится зеленым», – обобщил факты Эркен Кагаров, подчеркнув, что нейтральный цвет, серый или черный, выглядит много более выигрышно, поскольку подходит к любому времени года и не бросается в глаза.

Эркен Кагаров предложил еще несколько полезных рецептов для городских МАФов. В частности, по его словам, черные узкие фонарные столбы с рельефом обладают антивандальной поверхностью, так как рисовать на рельефе неудобно, да и маркеры как правило черного цвета, а черный рисунок на черном почти не виден.
  • zooming
    1 / 11
    Дизайн-код. Неиспользованные возможности. Шрифты, регулируемые по высоте.
    © Студия Артемия Лебедева
  • zooming
    2 / 11
    Дизайн-код. Неиспользованные возможности. Шрифты, регулируемые по высоте и цвету.
    © Студия Артемия Лебедева
  • zooming
    3 / 11
    Дизайн-код. Неиспользованные возможности. Развеска афиш: неправильная и правильная.
    © Студия Артемия Лебедева
  • zooming
    4 / 11
    Дизайн-код. Неиспользованные возможности. Конструкции для уличных цветников: неудачная и удачная
    © Студия Артемия Лебедева
  • zooming
    5 / 11
    Дизайн-код. Неиспользованные возможности. Урна зеленого цвета, диссонирующая с окружением
    © Студия Артемия Лебедева
  • zooming
    6 / 11
    Дизайн-код. Неиспользованные возможности. Урна серого цвета, вписанная в окружение.
    © Студия Артемия Лебедева
  • zooming
    7 / 11
    Дизайн-код. Неиспользованные возможности. Пример кричащей зеленой и нейтральной черной оград.
    © Студия Артемия Лебедева
  • zooming
    8 / 11
    Дизайн-код. Неиспользованные возможности. Сравнение фонарных столбов с точки зрения защиты от вандализма.
    © Студия Артемия Лебедева
  • zooming
    9 / 11
    Дизайн-код. Неиспользованные возможности. Коммутаторные будки как информационные стойки.
    © Студия Артемия Лебедева
  • zooming
    10 / 11
    Дизайн-код. Неиспользованные возможности. Разномастные объекты городской среды.
    © Студия Артемия Лебедева
  • zooming
    11 / 11
    Дизайн-код. Неиспользованные возможности. Сгармонизированные объекты городской среды.
    © Студия Артемия Лебедева

Возможно, создание какого-то общего департамента, к примеру, Городской среды, который занимался бы всеми элементами сразу, могло бы решить часть проблем, – резюмировал доклад Эркена Кагарова Виталий Лутц.

***


Москва: дизайн-код отдельных территорий

Сергей Глубокин
Заместитель начальника Управления Архитектурного совета Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы

Сергей Глубокин вспомнил о дизайн- (или град-)кодах европейских городов, в частности Лондона, где помимо МАФов, вывесок и рекламных конструкций, регулируется еще целый ряд аспектов, вплоть до наружного облика зданий. Выразив сомнение в том, что такое возможно в разнородной Москве, Глубокин привел, однако, ЗИЛАРТ как пример целостной реконструкции территории с единым кодом, который, как известно, разработал Юрий Григорян. В ЗИЛАРТе регламентированы не только вывески, но и материал фасадов, процент остекления, благоустройство – что не ограничивает, однако, творческой воли архитекторов.

Сергей Глубокин также упомянул дизайн-код городских поликлиник, недавно разработанный МКА: «даже если бюро не может спроектировать качественный объект, в рамках такого кода оно не сделает плохо». Другой приведенный пример – дизайн-код промзоны Алабушево в Зеленограде, разработанный АБ ATRIUM совместно в Москомархитектурой. 

***


Дизайн для автострады

Виталий Лутц
Начальник Управления перспективных проектов Института Генплана

Собственную презентацию «Дизайн-код для транспортной инфраструктуры» Виталий Лутц посвятил дорогам, а именно новой автомагистрали – Юго-Восточной хорде протяженностью 15 км, которая строится в Москве. В качестве успешного образца Лутц назвал открытый несколько лет назад петербургский Западный скоростной диаметр, – и выделил две важнейшие цели в оформлении магистралей: гуманизация жесткого, прямо скажем, сооружения и создание узнаваемого образа.
Дизайн-код объектов транспортной инфраструктуры
© Институт Генплана Москвы / фрагмент презентации

Виталий Лутц предложил набор элементов, из которых конструируется дизайн дороги: опоры, мачты освещения, торцы эстакад, накрытие (свод), шумозащитные экраны. Затем докладчик представил проекты оформления хорды. Первый создан вместе с бюро Тимура Башкаева и представляет собой продольную волну.
Проект Юго-Восточной хорды. Дизайн-код объектов транспортной инфраструктуры
© Институт Генплана Москвы Совместно с «АБТБ»

В этом проекте подэстакадное пространство превращается в общественное, с кафе и столами для пинг-понга. Есть еще варианты минималистический, природный, – и совсем неожиданный, с узорами: все три выполнены совместно с архитектурной компанией «Progress» Петра Анурина.
  • zooming
    1 / 7
    Дизайн-код объектов транспортной инфраструктуры. Современные и исторические примеры транспортной инфраструктуры с дизайн-кодом
    © Институт Генплана Москвы / фрагмент презентации
  • zooming
    2 / 7
    Дизайн-код объектов транспортной инфраструктуры
    © Институт Генплана Москвы / фрагмент презентации
  • zooming
    3 / 7
    Дизайн-код объектов транспортной инфраструктуры. Проект Юго-Восточной хорды
    © Институт Генплана Москвы Совместно с «АБТБ»
  • zooming
    4 / 7
    Дизайн-код объектов транспортной инфраструктуры. Проект Юго-Восточной хорды
    © Институт Генплана Москвы Совместно с «АБТБ»
  • zooming
    5 / 7
    Дизайн-код объектов транспортной инфраструктуры. Проект Юго-Восточной хорды
    © Институт Генплана Москвы совместно с бюро «Прогресс»
  • zooming
    6 / 7
    Дизайн-код объектов транспортной инфраструктуры. Проект Юго-Восточной хорды
    © Институт Генплана Москвы совместно с бюро «Прогресс»
  • zooming
    7 / 7
    Дизайн-код объектов транспортной инфраструктуры. Проект Юго-Восточной хорды
    © Институт Генплана Москвы совместно с бюро «Прогресс»

Это совершенно новый подход к дизайну эстакад и пространств под ними – последние используются и сейчас, но чаще для автомоек и хранения муниципальной техники, то есть экстенсивно. Включить их в активную городскую жизнь было бы полезно; фактически, как и ревитализация промзон, развитие подэкстакадных пространств дополняют городскую ткань новыми фрагментами, изыскивая ресурсы внутри, а не вне границ города. 

***


Забор в малом городе

Никита Асадов
Архитектор, партнер АБ ASADOV

Никита Асадов сделал остроумную презентацию «Дизайн-код, и с чем его носить», уподобив архитектуру одежде, а дизайн-код – дресс-коду. Он поделился опытом работы в малых городах и повел речь об общероссийской болезненной теме забора и пластиковых окон, которые заменяют, увы, ценную историческую столярку в частных домах.

Как внедрить новые идеи? Никита Асадов считает, что на примерах – и показывает примеры того, «что хорошо, что плохо» – слайды, подготовленные архитекторами бюро для Зарайска. К примеру, штакетник или деревянные ворота в духе старого города – хорошо, забор из профнастила – плохо.

В разделе «Химчистка» Асадов представил регламент фасадных элементов для Севастополя: козырьков, навесов, оконных блоков, допустимых в том или ином месте. Достаточно внести конкретный дом в регламент, и он выдаст приемлемые варианты. Если же речь идет о новом строительстве, алгоритм создать проще – здесь Никита Асадов показал проект, предложенный бюро ASADOV для пилотного проекта реновации.
  • zooming
    1 / 6
    Дизайн-код и с чем его носить. Рекомендации для Зарайска
    © АБ ASADOV
  • zooming
    2 / 6
    Дизайн-код и с чем его носить. Рекомендации для Зарайска
    © АБ ASADOV
  • zooming
    3 / 6
    Дизайн-код и с чем его носить. Таганрог, существующая ситуация.
    © АБ ASADOV
  • zooming
    4 / 6
    Дизайн-код и с чем его носить. Таганрог, проект городской среды
    © АБ ASADOV
  • zooming
    5 / 6
    Дизайн-код и с чем его носить. Севастополь. Регламент по козырькам, навесам и оконным блокам
    © АБ ASADOV
  • zooming
    6 / 6
    Дизайн-код и с чем его носить. Алгоритм для новой застройки
    © АБ ASADOV


В итоговом обсуждении Артем Никитин еще раз подчеркнул ценность доходчивого объяснения в противовес 500-страничным документам. Эркен Кагаров напомнил, что Студия Артемия Лебедева также работала над дизайн-кодом для Зарайска – и именно там авторы сочли возможным поддержать идею сплошного деревянного забора в городе. В то же время в европейских городах – подчеркнул Кагаров – для разных районов разрабатываются разные дизайн-коды, исходящие из специфики местности: «это нормально, это делает город интересным и разнообразным».

***


Суммируя обсуждение, можно сказать, оно показало, что дизайн-код понятие растяжимое: на одном его полюсе находится стандартизация и регламентация самых обычных, базовых элементов городского пространства от цветника до скамейки и урны – а на другом полноценные архитектурные концепции, которые рассматривают часть городской ткани как целостное произведение искусства. В обоих случаях речь идет о регулировании хаотического, но если первый предлагает «школьные» правила и заботится о легкости их усвоения и внедрения, то второй подходит к проблеме с позиций архитектора-автора, творца нового города.

Насколько два озвученных подхода противоречат друг другу и противоречат ли? Возможно, ответ кроется в признании ценности разнообразия. Градостроители нашего времени, помимо того, что утверждают необходимость регламентации, ценят идентичность, многообразие вариантов и говорят о необходимости определить «дельту» свободы самовыражения. Такая свобода, признаем это, только и способна создать разнообразие. Поскольку чрезмерная регламентация чревата как минимум скукой.

Выходит, что главная добродетель современного автора градостроительного кода состоит в том, чтобы не переходить границ, оставлять пространство самовыражения жителям, особенно в малых городах. Убеждать и объяснять, а не приказывать, и если уж вводить правила, то так, чтобы их соблюдение было удобным. И – что не менее важно – приглашать авторов, архитекторов, дизайнеров. В этом смысле существенно, что в дискуссии фигурировали не только наборы правил, но и архитектурные проекты разного масштаба, в том числе разработанные совместно с урбанистами, но демонстрирующие индивидуальные, авторские поиски формы. 

13 Октября 2020

Похожие статьи
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.