Леонид Павлов: собрание сочинений

К 110-летию со дня рождения Леонида Павлова публикуем фотографии и эссе Константина Антипина о знаковых, а также и менее известных постройках великого архитектора.

mainImg
Леонид Павлов [27.7(9.8).1909 – 18.9.1990] – уникальная фигура в истории советской архитектуры: начав свой путь в иконописной школе во Мстере, он продолжил его на художественном рабфаке, а затем во ВХУТЕМАСе, где познакомился с Иваном Леонидовым, навсегда ставшим его «творческой совестью». Не стало ударом для архитектора поворот от авангарда к классике в 1930-е, тогда он поступил в аспирантуру Академии архитектуры, где учился у Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. В результате Павлову удавалось гармонично сочетать в своем творчестве столь разнонаправленные и на первый взгляд противоречащие друг другу школы.

Проекты Павлова точно так же не ограничиваются какой-то одной областью. За 60 лет практики он успел поработать во всех возможных сферах: от административных и зрелищных комплексов до спортивных и транспортных сооружений, не говоря уже о многочисленных проектах жилых домов, знаменитой «коллекции» вычислительных центров и не столь успешной в плане реализации серии зданий для обслуживания автомобилей. С начала 30-х годов и до самого заката СССР не было в жизни Леонида Павлова такого периода, в котором ему бы не удалось создавать качественную современную архитектуру.




1. Станция метро «Добрынинская»
Станция метро «Добрынинская»
Фото © Константин Антипин
Станция метро «Добрынинская»
Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, М.А. Зеленин, М.А. Ильин
При участии архитектора: Я.В. Татаржинская
Инженеры-конструкторы: А.И. Семенов, Л.И. Горелик, А.Н. Пирожкова
Миниатюрные рельефы на станции: скульптор Е.А. Янсон-Манизер
Мозаичные панно в вестибюле: художники Г.И. Рублев и Б.В. Иорданский

Начало проектирования: 1943

Открытие станции: 1950

Москва, станция метро «Добрынинская»

В ансамбле кричащей роскоши Кольцевой линии московского метро «Добрынинская» смотрится как гость из постмодернистского будущего. Проектировать станцию Павлову помогал искусствовед Михаил Ильин – специалист по русской средневековой архитектуре. Постепенно сводя к минимуму количество деталей, Павлов пришел к лаконичному образу аркады с разномасштабными арками. Этот образ должен был найти отражение и в архитектуре наземного вестибюля, но вмешалась политика.

На выступлении в Доме архитектора Павлов высказался в защиту одного из своих учителей – Ивана Жолтовского, обвиненного в формализме. Защита постепенно переросла в нападение на главного архитектора Москвы тех лет Дмитрия Чечулина. Назвав спроектированный им кассовый павильон Киевского вокзала «архитектурной какофонией», Павлов лишился работы в Московском архитектурном институте, а затем был отстранен и от проектирования уже строившейся станции метро. В результате наземный вестибюль станции был додуман уже без его участия архитектором Михаилом Зелениным.

Но уже к моменту открытия станции в 1950 году у Москвы был новый главный архитектор – Александр Власов. Павлов, незадолго до того отправившийся работать над застройкой Севастополя, смог вернуться в столицу, где сразу занялся планировкой и застройкой Юго-Запада. Вскоре советскую архитектуру ожидало постановление «о борьбе с излишествами» и новый этап творческих поисков, во время которых Павлов, прошедший через школу ВХУТЕМАСа, призывал обратиться за вдохновением к наследию авангарда.




2. НИИ пожарной автоматики
НИИ пожарной автоматики
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    НИИ пожарной автоматики
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    НИИ пожарной автоматики
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    НИИ пожарной автоматики
    Фото © Константин Антипин

Проектирование и строительство: 1960-е

Москва, 1-я Мытищинская улица, дом 3, строение 1

Монументальная, почти скульптурная композиция: стеклянный параллелепипед, скользящий меж двух грубых кирпичных пластин. Здание института стоит прямо возле железной дороги, что и определило его динамичный облик. Спустя полтора десятилетия Павлов еще вернется к этому образу при проектировании павильона для траурного поезда В.И. Ленина возле Павелецкого вокзала. К сожалению, РЖД обезобразили образ этого павильона при реконструкции под музей Московской железной дороги.



3. НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 5
    НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 5
    НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 5
    НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 5
    НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 5
    НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
    Фото © Константин Антипин

Завершение строительства: 1967

Москва, Нагорный проезд, дом 7

Еще один институт в стиле раннего модернизма с его обилием стекла и простыми геометричными формами, спроектированный Павловым в те же годы. Здесь три разномасштабных параллелепипеда аккуратно вписаны в застройку промзоны на пересечении Малого кольца и Павелецкого направления Московской железной дороги. Сегодня внутри сооружения объемом больше 300 кубических метров находится множество предприятий разной направленности, вокруг выросли высокие деревья, и в полной мере понять замысел можно лишь поднявшись на несколько десятков метров вверх над зданием.




4. Центральный экономико-математический институт
Центральный экономико-математический институт
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 4
    Центральный экономико-математический институт
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 4
    Центральный экономико-математический институт
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 4
    Центральный экономико-математический институт
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 4
    Центральный экономико-математический институт
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, И.Я. Ядров, Г.В. Колычева, Г.Д. Дембовская
Инженеры: Е.Б. Гармсен, Л.А. Муромцев, В.А. Авербух, Р.А. Рохваргер
Художники: В.К. Васильцов, Э.А. Жарёнова

Проект: 1966
Завершение строительства: 1978
Скульптура «Лист Мёбиуса» на фасаде: 1975

Москва, Нахимовский проспект, дом 47

В эпоху покорения космоса Павлов не изменял школе Жолтовского, продолжая проектирование зданий по пути гармонизации всех величин и подчинения их композиции особому пропорциональному строю. И все же, если в работах сталинского периода Павлов занимался поиском национальной идентичности, обращаясь к мотивам старой русской архитектуры, то теперь он вдохновляется авангардом и в своих работах оперирует космическими величинами. В основу композиции здания ЦЭМИ Павлов заложил квадрат. В основу же пропорциональной схемы для величин сторон квадрата Павлов положил радиус Земли.

Первый квадрат – легендарная монументальная композиция над входом в здание – имеет длину стороны в 13 метров или одну миллионную от диаметра планеты, то есть двух ее радиусов. Второй квадрат – пластина со стороной в сто тысяч раз меньшей радиуса земли – эта часть здания была предназначена для размещения в ней компьютеров, занимавших в 60-е годы огромные площади. И третий квадрат – пластина с длиной стороны на 1/10 большая, чем предыдущая, при этом смещенная относительно нее. В результате получилась мощная трехчастная композиция здания, сложенная из блока для людей, блока для машин и монументального искусства.

К сожалению, идее Павлова не суждено было сбыться в полной мере. Затянувшееся строительство здания и одновременное развитие компьютерной техники привели к исчезновению необходимости в таких больших площадях для нее. В результате в помещениях, спроектированных «для машин», организовали дополнительные кабинеты для сотрудников института. В наши дни задуманное в 60-х единство архитектурного ансамбля из научных институтов на Профсоюзной было разрушено вначале интервенциями жилых комплексов в пространство между ними, а затем и пожаром, который привел к сносу здания ИНИОН.




5. Вычислительный центр Госплана
Вычислительный центр Госплана
Фото © Константин Антипин
Вычислительный центр Госплана
Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, А.П. Семенов, О.А. Трубникова

Проектирование: 1966–1967
Завершение строительства: 1974

Москва, проспект Академика Сахарова, дом 12

В 1962 году Павлов спроектировал новое здание для Госплана, получившее признание в творческой среде и положительную оценку со стороны ведомства. Так что спустя несколько лет, когда Госплану было необходимо здание для своего вычислительного центра, к работе вновь привлекли Павлова. Еще в годы учебы во ВХУТЕМАСе Павлова волновал вопрос: «Как сделать монументальное сооружение?» Ответ на него, полученный от Владимира Татлина, кажется, навсегда определил направление творческой мысли Павлова:

«Возьмите квадрат плюс один вершок! Квадрат – это «все равно», квадрат – это смерть. Должно начаться движение, только начаться. Небольшой сдвиг, начало динамики, зарождение движения, рождение…»

Динамичный разносторонний куб вычислительного центра, опирающийся на четыре «адимарипа», между которыми продета тонкая пластина стилобата, –сооружение, порожденное тремя эпохами: авангарда, освоения классики и «космизма» 60-х. Сторона куба в 42 метра – не аллюзия к «Автостопом по галактике». Павлов пришел к этой величине, поделив на миллион длину окружности Земли и немного подогнав ответ под произведение двух близких чисел: 6 и 7. Подчинив все величины композиции пропорциям золотого сечения, Павлов получил образ, объединяющий в себе динамику «неправильного» куба и статику плоского стилобата.




6. Вычислительный центр Центрального статистического управления
Вычислительный центр Центрального статистического управления
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    Вычислительный центр Центрального статистического управления
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    Вычислительный центр Центрального статистического управления
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    Вычислительный центр Центрального статистического управления
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Т. Андлерова, А.В. Лунев, А.П. Семенов, П.Э. Этлина,
Инженеры: Е.Б. Гармсен, Г. Лысенко, В. Соболев

Проект: 1968
Завершение строительства: 1980

Москва, Измайловское шоссе, дом 44

В 1970 году в СССР планировалось проведение переписи населения. Под эти цели ЦСУ решило построить на Измайловском шоссе вычислительный центр. До этого Павлов занимался проектированием ВЦ для Иваново, где на тонкой горизонтальной квадратной пластине расположил небольшой кубический блок хранилища информации и высотный объем, содержащий помещения для людей и машин. Проект не был реализован, но его концепция легла в основу работы над новым заказом. В первую очередь, вытянулась форма пластины стилобата, так как, в отличие от расположенной на предмостной площади в Иваново, площадка для ВЦ в Измайлове не упиралась в пересечение шоссе с какой-либо иной артерией. Затем пришлось избавиться от куба, так как за несколько лет, прошедших с начала проектирования, компьютерная техника сумела развиться и уместиться в одном лишь высотном объеме.

Если в ЦЭМИ пространства для людей и машин были расположены друг рядом с другом и они должны были существовать как бы параллельно, то в ВЦ ЦСУ Павлов расположил их друг над другом в одном объеме, обозначив их разнородность разницей в шаге и толщине полос остекления. Сочленение двух объемов подчеркнуто мощным глухим поясом и двумя перпендикулярно выпирающими из него спаренными стенками, вызывающими у зрителей множество ассоциаций, но функциональной нагрузки не несущими.




7. Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    6 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    7 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, Е.С. Копелиович, Р.Е. Чертов, В. Лебедев, С. Геллер
совместно с: Г.Д. Дембовская
Инженеры: Е.Б. Гармсен, А.С. Лесневский, В.П. Тростин
при участии: Л.А. Муромцев, В. Сергеева

Художники: В.К. Васильцов, Э.А. Жаренова

Металлические конструкции треугольной части
Инженеры: Н.Я. Булкин, В.В. Жданов

Проектирование: 1967–1968
Завершение строительства: 1977

Москва, Варшавское шоссе, дом 170Г

Начавшаяся в 60-е годы в СССР автомобилизация, наращивание производства бюджетных малолитражных автомобилей, в том числе благодаря строительству Волжского автозавода в Тольятти, потребовала создания инфраструктуры для обслуживания этих автомобилей: гаражей, автозаправочных станций и станций техобслуживания. Так что одновременно с проектированием «домов для машин» вычислительных на Павлова возлагается задача создания комплекса проектов, связанных с машинами движущимися. Наиболее ярким как на бумаге, так и в реализации, стал проект станции технического обслуживания легковых автомобилей «Жигули» на Варшавском шоссе.

Колоссальных размеров абстрактная композиция состоит из горизонтальной пластины с гаражом и мастерскими для обслуживания автомобилей и возвышающегося над ней треугольного объема с залом для их продажи. Из зала автомобили выезжали на улицу по огромному спиральному пандусу, расположенному в его центре. Покрытие самого зала первоначально должно было стать полностью безопорным, но монтирующая их организация не справилась с поставленной задачей. Несмотря на это, благодаря обилию света со всех сторон необходимый эффект «парения» крыши зала все же достигался. Снаружи к устремленному в сторону МКАДа треугольному образу добавляли эффектности металлические треугольники-«закрылки» по бокам.


Станция нейтрализации
  • zooming
    1 / 4
    Станция нейтрализации
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 4
    Станция нейтрализации
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 4
    Станция нейтрализации
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 4
    Станция нейтрализации
    Фото © Константин Антипин

Художник: Г.Н. Белоярцева-Вайсберг

Москва, Варшавское шоссе, дом 170Г, строение 21

Отдельного внимания заслуживает станция нейтрализации, расположенная вблизи СТОА. Три ее фасада покрывает огромное мозаичное панно работы художницы Габриэли Белоярцевой-Вайсберг – это одно из последних сохранившихся произведений монументального искусства на территории СТОА. Вместе с художниками Владимиром Васильцовым и Элеонорой Жареновой, создавшими, например, знаменитое «ухо» на фасаде ЦЭМИ, Леонид Павлов планировал оформить огромным панно на тему истории транспорта стены вдоль спирального пандуса, а по центру сквозь спираль должна была спускаться огромная люстра по проекту Павла Шимеса. Ни то, ни другое не было реализовано, а многие созданные произведения к настоящему моменту были утрачены.




8. Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    6 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, Р.Е. Чертов, И. Зотова, Г.Д. Дембовская

Начало проектирования: 1968
Окончание строительства: 1978

Москва, улица Горбунова, дом 14

Комплекс станций обслуживания вдоль МКАДа должен был содержать шесть таких объектов. Но уже на втором у Павлова начались проблемы с реализацией собственных замыслов. Автомобили «Москвич» были дешевле «Жигулей», так что и на СТО для них было решено сэкономить. Первоначально Павлов создавал проект, сильно напоминавший СТОА на Варшавке, отличавшийся от него лишь формой демонстрационного зала: это должен был быть квадрат с четырьмя огромными круглыми окнами на каждой из четырех сторон. После отказа от вынесения демонстрационного зала в верхнюю часть комплекса, ее объем значительно сжался к краю. Все это сильно ударило по образу здания, а добила его экономия на материалах: требования к сборности и использованию типовых деталей привели к полной потере связи с первоначальным замыслом.

Как и у СТОА на Варшавском шоссе пространство мастерских и гаражей под огромной плоскостью крыши здесь освещается через несколько сотен световых колодцев. Но если в случае показательной станции были использованы экспериментальные купола из оргстекла, активное внедрение которых началось в начале 60-х после успеха Дворца пионеров, то в этом проекте пришлось прибегнуть к более тривиальному решению. Солнечный свет поступает через обычные стекла, накрытые сверху защитной сеткой.

Комплекс до сих пор используются практически по прямому назначению, лишь сместив и расширив свою специализацию с продукции разорившегося завода АЗЛК на автомобили иностранных концернов. Долгие годы фасады здания были закрыты рекламными баннерами, но в этом году комплекс пережил ремонт, в ходе которого его стены облицевали панелями вентилируемого фасада.




9. Всесоюзный научно-технический информационный центр
Всесоюзный научно-технический информационный центр
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    Всесоюзный научно-технический информационный центр
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    Всесоюзный научно-технический информационный центр
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    Всесоюзный научно-технический информационный центр
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, А.П. Семенов

Проектирование и строительство: конец 1960-х – начало 1970-х

Москва, Смольная улица, дом 14

В конце 1960-х было принято решение о строительстве в общественном центре района Химки-Ховрино здания Государственной публичной научно-технической библиотеки. Ее проектированием занимался коллектив из ГИПРОНИИ Академии наук во главе с Валентином Коганом. Мастерской же Павлова поручили заняться более инновационной задачей – проектированием научно-технического информационного центра, где на смену традиционной библиотечной системе хранения и выдачи информации на бумажных носителях пришли микрофильмы и микрофиши, для просмотра которых в читальном зале были установлены специальные приборы. Но главное, что потребовало участия мастерской Павлова в этом проекте – наличие в комплексе собственного вычислительного центра.

В результате пропорции высотной части здания в точности совпадают с «кубом» ВЦ Госплана, отличие лишь в образе его поддержания над «продетой» под ним пластиной стилобата: вместо четырех «адимарипов» осталось лишь две опорные конструкции в форме трех лепестков. К сожалению, комплекс зданий ВНТИЦ уже в 1990-е стал использоваться не по назначению: внутри расположился торговый дом. В наше время он вновь сменил функцию, став бизнес-центром. Недавно главное здание пережило капитальный ремонт: стилобат облицевали вентфасадом, а куб утратил оригинальный рисунок остекления. Пространство между бывшим входом в пластину и опорой куба со стороны улицы было остеклено для организации вестибюля, что также сказалось на потере динамичного образа, заложенного когда-то Павловым.




10. Вычислительный центр Госбанка
Вычислительный центр Госбанка
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 4
    Вычислительный центр Госбанка
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 4
    Вычислительный центр Госбанка
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 4
    Вычислительный центр Госбанка
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 4
    Вычислительный центр Госбанка
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, А.П. Семенов

Начало проектирования: 1974
Завершение строительства: 1996

Москва, улица Свободы, дом 57, корпус 1

Еще один вычислительный центр был спроектирован Павловым в начале 1970-х, а закончен уже после его смерти. Образ огромной микросхемы завершает перспективу Химкинского бульвара и формирует фасад Тушинского района со стороны водохранилища. Вряд ли Павлов предполагал, что остекление превратит его здание в гигантское зеркало, тем не менее, после мучительно долгого строительства здание стало использоваться по назначению и до сих пор служит главным вычислительным центром Центробанку РФ.




11. Женский лечебно-трудовой профилакторий
Женский лечебно-трудовой профилакторий
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин

Проект: 1978
Завершение строительства: 1987

Москва, Шоссейная улица, дом 92

На первый взгляд «непопулярное» сооружение в глубине Печатников занимает важное место в творчестве Павлова. Здесь, расположившись неподалеку от Николо-Перервинского монастыря, его проект, кажется, впервые не игнорирует исторический контекст, а ведет диалог с ним. Это не означает полного отказа Павлова от модернистского отношения к наследию в своих будущих проектах, но задает курс в направлении бережного к нему отношения. Спустя несколько лет после открытия профилакторий был переформирован в следственный изолятор, вокруг павловской «крепости» выросла еще одна, а в одной из башен организовали храм, крест которого добавляет очередную параллель с образом монастыря.




12. Станция метро «Серпуховская»
Станция метро «Серпуховская»
Фото © Константин Антипин
Станция метро «Серпуховская»
Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Н.А. Алешина, Л.Ю. Гончар
Инженеры: Е.С. Барский, Ю.З. Муромцев, Ю.Б. Айзенберг, В.М. Пятигорский
Художники: Л.А. Новикова, М.Н. Алексеев

Открытие станции: 1983

Москва, станция метро «Серпуховская»

Спустя три десятилетия после открытия «Серпуховской» Кольцевой линии метро, позднее переименованной в «Добрынинскую», Павлов вновь берется за проектирование станции метро под Серпуховской площадью. В архитектуре новой станции архитектор возвращается к историческим мотивам: название станции на путевых стенах оформлено рельефами с буквицей и изображениями на древнерусскую тему. В противовес смысловой связи с древним Серпуховом, под потолком центрального зала станции тянулся уникальный 60-метровый щелевой световод, пронизывающий 12 кубов из анодированного алюминия и символизирующий луч, направленный в сторону современного научного центра Пущино.

К сожалению, «пущинский луч» не сохранился до наших дней, что сильно сказалось на восприятии архитектурного облика станции. Та же участь постигла и освещение внутри арок на «Добрынинской». Пожалуй, две эти утраты – наиболее легко восполнимые среди гигантского наследия Павлова.




13. Станция метро «Нагатинская»
Станция метро «Нагатинская»
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    Станция метро «Нагатинская»
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    Станция метро «Нагатинская»
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    Станция метро «Нагатинская»
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, И.Г. Петухова, А.П. Семенов, Н.И. Шумаков
Инженер: Т.Б. Процерова
Художники: Э.А. Жаренова, В.К. Васильцев

Открытие станции: 1983

Москва, станция метро «Нагатинская»

Максимально лаконичный архитектурный образ типовой станции-«сороконожки» Павлов думал обогатить продольной или поперечной аркадой, но в конкурсе проектов победил вариант с круглыми колоннами и монументальными панно во всю стену. Темой панно вновь стала Древняя Русь, художники Элеонора Жаренова и Владимир Васильцов выполнили их в технике флорентийской мозаики. Согласование изображений огромного числа храмов далось Павлову с большим трудом: руководство настаивало на смене тематики в сторону природы или науки…




14. Вычислительный центр «Каскад»
Вычислительный центр «Каскад»
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    Вычислительный центр «Каскад»
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    Вычислительный центр «Каскад»
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    Вычислительный центр «Каскад»
    Фото © Константин Антипин

Завершение строительства: 1983

Москва, 1-я Брестская улица, дом 35

Последний вычислительный центр в «коллекции» Павлова вновь, после профилактория в Печатниках, говорит нам об умении Мастера работать с кирпичом. В основном, этот талант проявился в жилых домах, спроектированных им, но не вошедших в эту подборку. «Каскад» расположен внутри квартальной ткани вблизи Тверской улицы и напоминает пружину, одной из сторон упирающуюся в торец исторического здания. Здание не пытается мимикрировать под окружающую среду, но все же соблюдает сложившиеся здесь правила игры – в отличие от современных бизнес-центров в соседнем квартале, нависающих над красной линией и вдвое превышающих высотность окружающей застройки.




15. Здание Фельдъегерской службы
Здание Фельдъегерской службы
Фото © Константин Антипин
Здание Фельдъегерской службы
Фото © Константин Антипин

Архитектор: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, А.П. Семенов, О.А. Трубникова

Завершение строительства: 1984

Москва, улица Солянка, дом 8

С конца 60-х годов Павлов создал множество проектов перепланировки центра Москвы и отдельных его частей. Одной из них была улица Солянка: архитектор планировал оставить лишь несколько исторических зданий, а на месте других возвести новые – вполне в духе модернизма. Часть этого замысла ему удалось реализовать, в 1976 году на Солянке были снесены дома под номерами 8 и 10, а на их месте выросло длинное здание, поставленное на круглые безордерные колонны, в то время примененные Павловым сразу в нескольких своих проектах, включая упомянутую выше станцию метро «Нагатинская».




16. Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    6 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    7 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    8 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    9 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар
Инженеры: Л.А. Муромцев, Н.Н. Архангельский
Скульптор: И.Д. Бродский

Проектирование: 1974–1980
Завершение строительства: 1987

Горки Ленинские, улица Центральная, дом 1

Идеальный куб в трактовке Татлина символизировал смерть. Впервые Павлов прибег к этой фигуре при создании памятника на могиле умершего в 1959 году Ивана Леонидова. Спустя десятилетие он использует композицию из 19 разномасштабных кубов в конкурсном проекте Музея В.И. Ленина на Волхонке. И вот, спустя еще десять лет, сократив число кубов и выровняв их масштабы, Павлов сказал: «В конце жизни я построил Парфенон». Используя мотивы древнерусской и древнеегипетской храмовой архитектуры, Павлов построил заупокойный храм, ставший символическим надгробием для давно мертвых идей «ленинизма». Спустя четыре года после его открытия распался Советский Союз. [Фотоэссе Константина Антипина об этом здании можно посмотреть здесь – прим. Архи.ру].




17. Новый корпус Исторической библиотеки
Новый корпус Исторической библиотеки
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 4
    Новый корпус Исторической библиотеки
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 4
    Новый корпус Исторической библиотеки
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 4
    Новый корпус Исторической библиотеки
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 4
    Новый корпус Исторической библиотеки
    Фото © Константин Антипин

Завершение строительства: 1988

Москва, Старосадский переулок, дом 9, строение 3

Последний из реализованных при жизни автора проект – снова в центре Москвы. Новый корпус публичной исторической библиотеки, а по сути – расширение и создание нового фасада здания, построенного в 1901 году для школы общества приказчиков. Портал главного входа вызывает ассоциации с наземным павильоном «Красных ворот» Ладовского, только приведенных Павловым к любимой им форме квадрата. А ритмичный ряд узких окон-бойниц издалека напоминает складки ткани, говоря о том, что новый фасад – всего лишь ширма.


 
* * *

Смена архитектурных стилей в творчестве Павлова всегда была максимально мягкой и плавной – не из-за инертности его взглядов, а из-за их вечной актуальности. У Павлова был свой стиль, но он отражен не в однообразии архитектуры множества его зданий, а в пути их проектирования. Поэтому так часто хочется восклицать, рассматривая его работы: «И это тоже Павлов?!» – за свой долгий творческий путь в одной лишь Москве по проекту Мастера было возведено более полусотни зданий самой разной направленности. В этом августе со дня рождения архитектора исполнилось 110 лет.
 

12 Августа 2019

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Прения о шаре
История о взаимодействии авторов и профессиональной этике: с хорошим концом на примере Даниловского рынка и с плохим – на примере Перовского. В переписке Феликса Новикова и Александры Чечеткиной, с экскурсами в 1980-е.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.