К 110-летию со дня рождения Леонида Павлова публикуем фотографии и эссе Константина Антипина о знаковых, а также и менее известных постройках великого архитектора.
Леонид Павлов [27.7(9.8).1909 – 18.9.1990] – уникальная фигура в истории советской архитектуры: начав свой путь в иконописной школе во Мстере, он продолжил его на художественном рабфаке, а затем во ВХУТЕМАСе, где познакомился с Иваном Леонидовым, навсегда ставшим его «творческой совестью». Не стало ударом для архитектора поворот от авангарда к классике в 1930-е, тогда он поступил в аспирантуру Академии архитектуры, где учился у Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. В результате Павлову удавалось гармонично сочетать в своем творчестве столь разнонаправленные и на первый взгляд противоречащие друг другу школы.
Проекты Павлова точно так же не ограничиваются какой-то одной областью. За 60 лет практики он успел поработать во всех возможных сферах: от административных и зрелищных комплексов до спортивных и транспортных сооружений, не говоря уже о многочисленных проектах жилых домов, знаменитой «коллекции» вычислительных центров и не столь успешной в плане реализации серии зданий для обслуживания автомобилей. С начала 30-х годов и до самого заката СССР не было в жизни Леонида Павлова такого периода, в котором ему бы не удалось создавать качественную современную архитектуру.
1. Станция метро «Добрынинская»
Станция метро «Добрынинская»Фото © Константин Антипин
Станция метро «Добрынинская»Фото © Константин Антипин
Архитекторы: Л.Н. Павлов, М.А. Зеленин, М.А. Ильин При участии архитектора: Я.В. Татаржинская Инженеры-конструкторы: А.И. Семенов, Л.И. Горелик, А.Н. Пирожкова Миниатюрные рельефы на станции: скульптор Е.А. Янсон-Манизер Мозаичные панно в вестибюле: художники Г.И. Рублев и Б.В. Иорданский
Начало проектирования: 1943
Открытие станции: 1950
Москва, станция метро «Добрынинская»
В ансамбле кричащей роскоши Кольцевой линии московского метро «Добрынинская» смотрится как гость из постмодернистского будущего. Проектировать станцию Павлову помогал искусствовед Михаил Ильин – специалист по русской средневековой архитектуре. Постепенно сводя к минимуму количество деталей, Павлов пришел к лаконичному образу аркады с разномасштабными арками. Этот образ должен был найти отражение и в архитектуре наземного вестибюля, но вмешалась политика.
На выступлении в Доме архитектора Павлов высказался в защиту одного из своих учителей – Ивана Жолтовского, обвиненного в формализме. Защита постепенно переросла в нападение на главного архитектора Москвы тех лет Дмитрия Чечулина. Назвав спроектированный им кассовый павильон Киевского вокзала «архитектурной какофонией», Павлов лишился работы в Московском архитектурном институте, а затем был отстранен и от проектирования уже строившейся станции метро. В результате наземный вестибюль станции был додуман уже без его участия архитектором Михаилом Зелениным.
Но уже к моменту открытия станции в 1950 году у Москвы был новый главный архитектор – Александр Власов. Павлов, незадолго до того отправившийся работать над застройкой Севастополя, смог вернуться в столицу, где сразу занялся планировкой и застройкой Юго-Запада. Вскоре советскую архитектуру ожидало постановление «о борьбе с излишествами» и новый этап творческих поисков, во время которых Павлов, прошедший через школу ВХУТЕМАСа, призывал обратиться за вдохновением к наследию авангарда.
2. НИИ пожарной автоматики
НИИ пожарной автоматикиФото © Константин Антипин
НИИ пожарной автоматикиФото © Константин АнтипинНИИ пожарной автоматикиФото © Константин АнтипинНИИ пожарной автоматикиФото © Константин Антипин Проектирование и строительство: 1960-е
Москва, 1-я Мытищинская улица, дом 3, строение 1
Монументальная, почти скульптурная композиция: стеклянный параллелепипед, скользящий меж двух грубых кирпичных пластин. Здание института стоит прямо возле железной дороги, что и определило его динамичный облик. Спустя полтора десятилетия Павлов еще вернется к этому образу при проектировании павильона для траурного поезда В.И. Ленина возле Павелецкого вокзала. К сожалению, РЖД обезобразили образ этого павильона при реконструкции под музей Московской железной дороги.
3. НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
НИИ вакуумной техники им. С.А. ВекшинскогоФото © Константин Антипин
НИИ вакуумной техники им. С.А. ВекшинскогоФото © Константин АнтипинНИИ вакуумной техники им. С.А. ВекшинскогоФото © Константин АнтипинНИИ вакуумной техники им. С.А. ВекшинскогоФото © Константин АнтипинНИИ вакуумной техники им. С.А. ВекшинскогоФото © Константин АнтипинНИИ вакуумной техники им. С.А. ВекшинскогоФото © Константин Антипин Завершение строительства: 1967
Москва, Нагорный проезд, дом 7
Еще один институт в стиле раннего модернизма с его обилием стекла и простыми геометричными формами, спроектированный Павловым в те же годы. Здесь три разномасштабных параллелепипеда аккуратно вписаны в застройку промзоны на пересечении Малого кольца и Павелецкого направления Московской железной дороги. Сегодня внутри сооружения объемом больше 300 кубических метров находится множество предприятий разной направленности, вокруг выросли высокие деревья, и в полной мере понять замысел можно лишь поднявшись на несколько десятков метров вверх над зданием.
4. Центральный экономико-математический институт
Центральный экономико-математический институтФото © Константин Антипин
Центральный экономико-математический институтФото © Константин АнтипинЦентральный экономико-математический институтФото © Константин АнтипинЦентральный экономико-математический институтФото © Константин АнтипинЦентральный экономико-математический институтФото © Константин Антипин Архитекторы: Л.Н. Павлов, И.Я. Ядров, Г.В. Колычева, Г.Д. Дембовская Инженеры: Е.Б. Гармсен, Л.А. Муромцев, В.А. Авербух, Р.А. Рохваргер Художники: В.К. Васильцов, Э.А. Жарёнова
Проект: 1966 Завершение строительства: 1978 Скульптура «Лист Мёбиуса» на фасаде: 1975
Москва, Нахимовский проспект, дом 47
В эпоху покорения космоса Павлов не изменял школе Жолтовского, продолжая проектирование зданий по пути гармонизации всех величин и подчинения их композиции особому пропорциональному строю. И все же, если в работах сталинского периода Павлов занимался поиском национальной идентичности, обращаясь к мотивам старой русской архитектуры, то теперь он вдохновляется авангардом и в своих работах оперирует космическими величинами. В основу композиции здания ЦЭМИ Павлов заложил квадрат. В основу же пропорциональной схемы для величин сторон квадрата Павлов положил радиус Земли.
Первый квадрат – легендарная монументальная композиция над входом в здание – имеет длину стороны в 13 метров или одну миллионную от диаметра планеты, то есть двух ее радиусов. Второй квадрат – пластина со стороной в сто тысяч раз меньшей радиуса земли – эта часть здания была предназначена для размещения в ней компьютеров, занимавших в 60-е годы огромные площади. И третий квадрат – пластина с длиной стороны на 1/10 большая, чем предыдущая, при этом смещенная относительно нее. В результате получилась мощная трехчастная композиция здания, сложенная из блока для людей, блока для машин и монументального искусства.
К сожалению, идее Павлова не суждено было сбыться в полной мере. Затянувшееся строительство здания и одновременное развитие компьютерной техники привели к исчезновению необходимости в таких больших площадях для нее. В результате в помещениях, спроектированных «для машин», организовали дополнительные кабинеты для сотрудников института. В наши дни задуманное в 60-х единство архитектурного ансамбля из научных институтов на Профсоюзной было разрушено вначале интервенциями жилых комплексов в пространство между ними, а затем и пожаром, который привел к сносу здания ИНИОН.
5. Вычислительный центр Госплана
Вычислительный центр ГоспланаФото © Константин Антипин
Вычислительный центр ГоспланаФото © Константин Антипин
Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, А.П. Семенов, О.А. Трубникова
Проектирование: 1966–1967 Завершение строительства: 1974
Москва, проспект Академика Сахарова, дом 12
В 1962 году Павлов спроектировал новое здание для Госплана, получившее признание в творческой среде и положительную оценку со стороны ведомства. Так что спустя несколько лет, когда Госплану было необходимо здание для своего вычислительного центра, к работе вновь привлекли Павлова. Еще в годы учебы во ВХУТЕМАСе Павлова волновал вопрос: «Как сделать монументальное сооружение?» Ответ на него, полученный от Владимира Татлина, кажется, навсегда определил направление творческой мысли Павлова:
«Возьмите квадрат плюс один вершок! Квадрат – это «все равно», квадрат – это смерть. Должно начаться движение, только начаться. Небольшой сдвиг, начало динамики, зарождение движения, рождение…»
Динамичный разносторонний куб вычислительного центра, опирающийся на четыре «адимарипа», между которыми продета тонкая пластина стилобата, –сооружение, порожденное тремя эпохами: авангарда, освоения классики и «космизма» 60-х. Сторона куба в 42 метра – не аллюзия к «Автостопом по галактике». Павлов пришел к этой величине, поделив на миллион длину окружности Земли и немного подогнав ответ под произведение двух близких чисел: 6 и 7. Подчинив все величины композиции пропорциям золотого сечения, Павлов получил образ, объединяющий в себе динамику «неправильного» куба и статику плоского стилобата.
6. Вычислительный центр Центрального статистического управления
Вычислительный центр Центрального статистического управленияФото © Константин Антипин
Вычислительный центр Центрального статистического управленияФото © Константин АнтипинВычислительный центр Центрального статистического управленияФото © Константин АнтипинВычислительный центр Центрального статистического управленияФото © Константин Антипин Архитекторы: Л.Н. Павлов, Т. Андлерова, А.В. Лунев, А.П. Семенов, П.Э. Этлина, Инженеры: Е.Б. Гармсен, Г. Лысенко, В. Соболев
Проект: 1968 Завершение строительства: 1980
Москва, Измайловское шоссе, дом 44
В 1970 году в СССР планировалось проведение переписи населения. Под эти цели ЦСУ решило построить на Измайловском шоссе вычислительный центр. До этого Павлов занимался проектированием ВЦ для Иваново, где на тонкой горизонтальной квадратной пластине расположил небольшой кубический блок хранилища информации и высотный объем, содержащий помещения для людей и машин. Проект не был реализован, но его концепция легла в основу работы над новым заказом. В первую очередь, вытянулась форма пластины стилобата, так как, в отличие от расположенной на предмостной площади в Иваново, площадка для ВЦ в Измайлове не упиралась в пересечение шоссе с какой-либо иной артерией. Затем пришлось избавиться от куба, так как за несколько лет, прошедших с начала проектирования, компьютерная техника сумела развиться и уместиться в одном лишь высотном объеме.
Если в ЦЭМИ пространства для людей и машин были расположены друг рядом с другом и они должны были существовать как бы параллельно, то в ВЦ ЦСУ Павлов расположил их друг над другом в одном объеме, обозначив их разнородность разницей в шаге и толщине полос остекления. Сочленение двух объемов подчеркнуто мощным глухим поясом и двумя перпендикулярно выпирающими из него спаренными стенками, вызывающими у зрителей множество ассоциаций, но функциональной нагрузки не несущими.
7. Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссеФото © Константин Антипин
Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссеФото © Константин АнтипинПоказательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссеФото © Константин АнтипинПоказательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссеФото © Константин АнтипинПоказательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссеФото © Константин АнтипинПоказательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссеФото © Константин АнтипинПоказательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссеФото © Константин АнтипинПоказательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссеФото © Константин Антипин Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, Е.С. Копелиович, Р.Е. Чертов, В. Лебедев, С. Геллер совместно с: Г.Д. Дембовская Инженеры: Е.Б. Гармсен, А.С. Лесневский, В.П. Тростин при участии: Л.А. Муромцев, В. Сергеева
Художники: В.К. Васильцов, Э.А. Жаренова
Металлические конструкции треугольной части Инженеры: Н.Я. Булкин, В.В. Жданов
Проектирование: 1967–1968 Завершение строительства: 1977
Москва, Варшавское шоссе, дом 170Г
Начавшаяся в 60-е годы в СССР автомобилизация, наращивание производства бюджетных малолитражных автомобилей, в том числе благодаря строительству Волжского автозавода в Тольятти, потребовала создания инфраструктуры для обслуживания этих автомобилей: гаражей, автозаправочных станций и станций техобслуживания. Так что одновременно с проектированием «домов для машин» вычислительных на Павлова возлагается задача создания комплекса проектов, связанных с машинами движущимися. Наиболее ярким как на бумаге, так и в реализации, стал проект станции технического обслуживания легковых автомобилей «Жигули» на Варшавском шоссе.
Колоссальных размеров абстрактная композиция состоит из горизонтальной пластины с гаражом и мастерскими для обслуживания автомобилей и возвышающегося над ней треугольного объема с залом для их продажи. Из зала автомобили выезжали на улицу по огромному спиральному пандусу, расположенному в его центре. Покрытие самого зала первоначально должно было стать полностью безопорным, но монтирующая их организация не справилась с поставленной задачей. Несмотря на это, благодаря обилию света со всех сторон необходимый эффект «парения» крыши зала все же достигался. Снаружи к устремленному в сторону МКАДа треугольному образу добавляли эффектности металлические треугольники-«закрылки» по бокам.
Станция нейтрализации
Станция нейтрализацииФото © Константин АнтипинСтанция нейтрализацииФото © Константин АнтипинСтанция нейтрализацииФото © Константин АнтипинСтанция нейтрализацииФото © Константин Антипин Художник: Г.Н. Белоярцева-Вайсберг
Москва, Варшавское шоссе, дом 170Г, строение 21
Отдельного внимания заслуживает станция нейтрализации, расположенная вблизи СТОА. Три ее фасада покрывает огромное мозаичное панно работы художницы Габриэли Белоярцевой-Вайсберг – это одно из последних сохранившихся произведений монументального искусства на территории СТОА. Вместе с художниками Владимиром Васильцовым и Элеонорой Жареновой, создавшими, например, знаменитое «ухо» на фасаде ЦЭМИ, Леонид Павлов планировал оформить огромным панно на тему истории транспорта стены вдоль спирального пандуса, а по центру сквозь спираль должна была спускаться огромная люстра по проекту Павла Шимеса. Ни то, ни другое не было реализовано, а многие созданные произведения к настоящему моменту были утрачены.
8. Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссеФото © Константин Антипин
Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссеФото © Константин АнтипинСтанция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссеФото © Константин АнтипинСтанция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссеФото © Константин АнтипинСтанция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссеФото © Константин АнтипинСтанция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссеФото © Константин АнтипинСтанция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссеФото © Константин Антипин Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, Р.Е. Чертов, И. Зотова, Г.Д. Дембовская
Начало проектирования: 1968 Окончание строительства: 1978
Москва, улица Горбунова, дом 14
Комплекс станций обслуживания вдоль МКАДа должен был содержать шесть таких объектов. Но уже на втором у Павлова начались проблемы с реализацией собственных замыслов. Автомобили «Москвич» были дешевле «Жигулей», так что и на СТО для них было решено сэкономить. Первоначально Павлов создавал проект, сильно напоминавший СТОА на Варшавке, отличавшийся от него лишь формой демонстрационного зала: это должен был быть квадрат с четырьмя огромными круглыми окнами на каждой из четырех сторон. После отказа от вынесения демонстрационного зала в верхнюю часть комплекса, ее объем значительно сжался к краю. Все это сильно ударило по образу здания, а добила его экономия на материалах: требования к сборности и использованию типовых деталей привели к полной потере связи с первоначальным замыслом.
Как и у СТОА на Варшавском шоссе пространство мастерских и гаражей под огромной плоскостью крыши здесь освещается через несколько сотен световых колодцев. Но если в случае показательной станции были использованы экспериментальные купола из оргстекла, активное внедрение которых началось в начале 60-х после успеха Дворца пионеров, то в этом проекте пришлось прибегнуть к более тривиальному решению. Солнечный свет поступает через обычные стекла, накрытые сверху защитной сеткой.
Комплекс до сих пор используются практически по прямому назначению, лишь сместив и расширив свою специализацию с продукции разорившегося завода АЗЛК на автомобили иностранных концернов. Долгие годы фасады здания были закрыты рекламными баннерами, но в этом году комплекс пережил ремонт, в ходе которого его стены облицевали панелями вентилируемого фасада.
9. Всесоюзный научно-технический информационный центр
Всесоюзный научно-технический информационный центрФото © Константин Антипин
Всесоюзный научно-технический информационный центрФото © Константин АнтипинВсесоюзный научно-технический информационный центрФото © Константин АнтипинВсесоюзный научно-технический информационный центрФото © Константин Антипин Архитекторы: Л.Н. Павлов, А.П. Семенов
Проектирование и строительство: конец 1960-х – начало 1970-х
Москва, Смольная улица, дом 14
В конце 1960-х было принято решение о строительстве в общественном центре района Химки-Ховрино здания Государственной публичной научно-технической библиотеки. Ее проектированием занимался коллектив из ГИПРОНИИ Академии наук во главе с Валентином Коганом. Мастерской же Павлова поручили заняться более инновационной задачей – проектированием научно-технического информационного центра, где на смену традиционной библиотечной системе хранения и выдачи информации на бумажных носителях пришли микрофильмы и микрофиши, для просмотра которых в читальном зале были установлены специальные приборы. Но главное, что потребовало участия мастерской Павлова в этом проекте – наличие в комплексе собственного вычислительного центра.
В результате пропорции высотной части здания в точности совпадают с «кубом» ВЦ Госплана, отличие лишь в образе его поддержания над «продетой» под ним пластиной стилобата: вместо четырех «адимарипов» осталось лишь две опорные конструкции в форме трех лепестков. К сожалению, комплекс зданий ВНТИЦ уже в 1990-е стал использоваться не по назначению: внутри расположился торговый дом. В наше время он вновь сменил функцию, став бизнес-центром. Недавно главное здание пережило капитальный ремонт: стилобат облицевали вентфасадом, а куб утратил оригинальный рисунок остекления. Пространство между бывшим входом в пластину и опорой куба со стороны улицы было остеклено для организации вестибюля, что также сказалось на потере динамичного образа, заложенного когда-то Павловым.
10. Вычислительный центр Госбанка
Вычислительный центр ГосбанкаФото © Константин Антипин
Вычислительный центр ГосбанкаФото © Константин АнтипинВычислительный центр ГосбанкаФото © Константин АнтипинВычислительный центр ГосбанкаФото © Константин АнтипинВычислительный центр ГосбанкаФото © Константин Антипин Архитекторы: Л.Н. Павлов, А.П. Семенов
Начало проектирования: 1974 Завершение строительства: 1996
Москва, улица Свободы, дом 57, корпус 1
Еще один вычислительный центр был спроектирован Павловым в начале 1970-х, а закончен уже после его смерти. Образ огромной микросхемы завершает перспективу Химкинского бульвара и формирует фасад Тушинского района со стороны водохранилища. Вряд ли Павлов предполагал, что остекление превратит его здание в гигантское зеркало, тем не менее, после мучительно долгого строительства здание стало использоваться по назначению и до сих пор служит главным вычислительным центром Центробанку РФ.
11. Женский лечебно-трудовой профилакторий
Женский лечебно-трудовой профилакторийФото © Константин Антипин
Женский лечебно-трудовой профилакторийФото © Константин АнтипинЖенский лечебно-трудовой профилакторийФото © Константин АнтипинЖенский лечебно-трудовой профилакторийФото © Константин АнтипинЖенский лечебно-трудовой профилакторийФото © Константин АнтипинЖенский лечебно-трудовой профилакторийФото © Константин Антипин Проект: 1978 Завершение строительства: 1987
Москва, Шоссейная улица, дом 92
На первый взгляд «непопулярное» сооружение в глубине Печатников занимает важное место в творчестве Павлова. Здесь, расположившись неподалеку от Николо-Перервинского монастыря, его проект, кажется, впервые не игнорирует исторический контекст, а ведет диалог с ним. Это не означает полного отказа Павлова от модернистского отношения к наследию в своих будущих проектах, но задает курс в направлении бережного к нему отношения. Спустя несколько лет после открытия профилакторий был переформирован в следственный изолятор, вокруг павловской «крепости» выросла еще одна, а в одной из башен организовали храм, крест которого добавляет очередную параллель с образом монастыря.
12. Станция метро «Серпуховская»
Станция метро «Серпуховская»Фото © Константин Антипин
Станция метро «Серпуховская»Фото © Константин Антипин
Архитекторы: Л.Н. Павлов, Н.А. Алешина, Л.Ю. Гончар Инженеры: Е.С. Барский, Ю.З. Муромцев, Ю.Б. Айзенберг, В.М. Пятигорский Художники: Л.А. Новикова, М.Н. Алексеев
Открытие станции: 1983
Москва, станция метро «Серпуховская»
Спустя три десятилетия после открытия «Серпуховской» Кольцевой линии метро, позднее переименованной в «Добрынинскую», Павлов вновь берется за проектирование станции метро под Серпуховской площадью. В архитектуре новой станции архитектор возвращается к историческим мотивам: название станции на путевых стенах оформлено рельефами с буквицей и изображениями на древнерусскую тему. В противовес смысловой связи с древним Серпуховом, под потолком центрального зала станции тянулся уникальный 60-метровый щелевой световод, пронизывающий 12 кубов из анодированного алюминия и символизирующий луч, направленный в сторону современного научного центра Пущино.
К сожалению, «пущинский луч» не сохранился до наших дней, что сильно сказалось на восприятии архитектурного облика станции. Та же участь постигла и освещение внутри арок на «Добрынинской». Пожалуй, две эти утраты – наиболее легко восполнимые среди гигантского наследия Павлова.
13. Станция метро «Нагатинская»
Станция метро «Нагатинская»Фото © Константин Антипин
Станция метро «Нагатинская»Фото © Константин АнтипинСтанция метро «Нагатинская»Фото © Константин АнтипинСтанция метро «Нагатинская»Фото © Константин Антипин Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, И.Г. Петухова, А.П. Семенов, Н.И. Шумаков Инженер: Т.Б. Процерова Художники: Э.А. Жаренова, В.К. Васильцев
Открытие станции: 1983
Москва, станция метро «Нагатинская»
Максимально лаконичный архитектурный образ типовой станции-«сороконожки» Павлов думал обогатить продольной или поперечной аркадой, но в конкурсе проектов победил вариант с круглыми колоннами и монументальными панно во всю стену. Темой панно вновь стала Древняя Русь, художники Элеонора Жаренова и Владимир Васильцов выполнили их в технике флорентийской мозаики. Согласование изображений огромного числа храмов далось Павлову с большим трудом: руководство настаивало на смене тематики в сторону природы или науки…
14. Вычислительный центр «Каскад»
Вычислительный центр «Каскад»Фото © Константин Антипин
Вычислительный центр «Каскад»Фото © Константин АнтипинВычислительный центр «Каскад»Фото © Константин АнтипинВычислительный центр «Каскад»Фото © Константин Антипин Завершение строительства: 1983
Москва, 1-я Брестская улица, дом 35
Последний вычислительный центр в «коллекции» Павлова вновь, после профилактория в Печатниках, говорит нам об умении Мастера работать с кирпичом. В основном, этот талант проявился в жилых домах, спроектированных им, но не вошедших в эту подборку. «Каскад» расположен внутри квартальной ткани вблизи Тверской улицы и напоминает пружину, одной из сторон упирающуюся в торец исторического здания. Здание не пытается мимикрировать под окружающую среду, но все же соблюдает сложившиеся здесь правила игры – в отличие от современных бизнес-центров в соседнем квартале, нависающих над красной линией и вдвое превышающих высотность окружающей застройки.
15. Здание Фельдъегерской службы
Здание Фельдъегерской службыФото © Константин Антипин
Здание Фельдъегерской службыФото © Константин Антипин
Архитектор: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, А.П. Семенов, О.А. Трубникова
Завершение строительства: 1984
Москва, улица Солянка, дом 8
С конца 60-х годов Павлов создал множество проектов перепланировки центра Москвы и отдельных его частей. Одной из них была улица Солянка: архитектор планировал оставить лишь несколько исторических зданий, а на месте других возвести новые – вполне в духе модернизма. Часть этого замысла ему удалось реализовать, в 1976 году на Солянке были снесены дома под номерами 8 и 10, а на их месте выросло длинное здание, поставленное на круглые безордерные колонны, в то время примененные Павловым сразу в нескольких своих проектах, включая упомянутую выше станцию метро «Нагатинская».
16. Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
Мемориальный музей В.И. Ленина в ГоркахФото © Константин Антипин
Мемориальный музей В.И. Ленина в ГоркахФото © Константин АнтипинМемориальный музей В.И. Ленина в ГоркахФото © Константин АнтипинМемориальный музей В.И. Ленина в ГоркахФото © Константин АнтипинМемориальный музей В.И. Ленина в ГоркахФото © Константин АнтипинМемориальный музей В.И. Ленина в ГоркахФото © Константин АнтипинМемориальный музей В.И. Ленина в ГоркахФото © Константин АнтипинМемориальный музей В.И. Ленина в ГоркахФото © Константин АнтипинМемориальный музей В.И. Ленина в ГоркахФото © Константин АнтипинМемориальный музей В.И. Ленина в ГоркахФото © Константин Антипин Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар Инженеры: Л.А. Муромцев, Н.Н. Архангельский Скульптор: И.Д. Бродский
Проектирование: 1974–1980 Завершение строительства: 1987
Горки Ленинские, улица Центральная, дом 1
Идеальный куб в трактовке Татлина символизировал смерть. Впервые Павлов прибег к этой фигуре при создании памятника на могиле умершего в 1959 году Ивана Леонидова. Спустя десятилетие он использует композицию из 19 разномасштабных кубов в конкурсном проекте Музея В.И. Ленина на Волхонке. И вот, спустя еще десять лет, сократив число кубов и выровняв их масштабы, Павлов сказал: «В конце жизни я построил Парфенон». Используя мотивы древнерусской и древнеегипетской храмовой архитектуры, Павлов построил заупокойный храм, ставший символическим надгробием для давно мертвых идей «ленинизма». Спустя четыре года после его открытия распался Советский Союз. [Фотоэссе Константина Антипина об этом здании можно посмотреть здесь – прим. Архи.ру].
17. Новый корпус Исторической библиотеки
Новый корпус Исторической библиотекиФото © Константин Антипин
Новый корпус Исторической библиотекиФото © Константин АнтипинНовый корпус Исторической библиотекиФото © Константин АнтипинНовый корпус Исторической библиотекиФото © Константин АнтипинНовый корпус Исторической библиотекиФото © Константин Антипин Завершение строительства: 1988
Москва, Старосадский переулок, дом 9, строение 3
Последний из реализованных при жизни автора проект – снова в центре Москвы. Новый корпус публичной исторической библиотеки, а по сути – расширение и создание нового фасада здания, построенного в 1901 году для школы общества приказчиков. Портал главного входа вызывает ассоциации с наземным павильоном «Красных ворот» Ладовского, только приведенных Павловым к любимой им форме квадрата. А ритмичный ряд узких окон-бойниц издалека напоминает складки ткани, говоря о том, что новый фасад – всего лишь ширма.
* * * Смена архитектурных стилей в творчестве Павлова всегда была максимально мягкой и плавной – не из-за инертности его взглядов, а из-за их вечной актуальности. У Павлова был свой стиль, но он отражен не в однообразии архитектуры множества его зданий, а в пути их проектирования. Поэтому так часто хочется восклицать, рассматривая его работы: «И это тоже Павлов?!» – за свой долгий творческий путь в одной лишь Москве по проекту Мастера было возведено более полусотни зданий самой разной направленности. В этом августе со дня рождения архитектора исполнилось 110 лет.
|