«Вы смотрите на архитектуру, а архитектура смотрит на вас»

Алессандро Боссхард – о все возрастающей стандартизации жилых интерьеров, которой был посвящен курировавшийся им павильон Швейцарии на венецианской биеннале–2018. Его интервью было частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.

mainImg
Алессандро Боссхард вместе с коллегами-кураторами павильона Швейцарии получил «Золотого льва» Венецианской биеннале-2018 за лучший национальный павильон.

Текст интервью предоставлен Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Алессандро Боссхард:
Я сегодня расскажу о проекте, который мы делали для швейцарского павильона – Svizzera 240: House Tour. Надо сказать, что все это приключение началось с открытого конкурса, который инициировало правительство Швейцарии. Заявок было очень много – от больших и маленьких архитектурных бюро. Нам очень повезло: Швейцария выбрала скорее идею, а не какой-то впечатляющий проект. Мы хотели инициировать разговор об известной нам архитектуре, которая настолько нам знакома, что мы ее не замечаем, она невидима. Я сейчас имею в виду интерьеры современного жилья, современных квартир. Мне кажется, по всему миру эти интерьеры очень схожи, по крайней мере, на Западе. Чаще всего это стены, паркет на полу, окна.
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Проект основан на нашем постоянно идущем исследовании. Иными словами, мы не пытались придумать что-то однократное, какой-то один проект. Мы старались сформулировать вопросы, а не предложить готовые ответы. Отправной точкой для нас стала цитата […] 2002 года: «Интерьер редуцируется и стандартизуется до такой степени, что для архитекторов здесь уже просто нет работы. Нет никаких фотографий интерьеров, потому что все интерьеры одинаковые, все квартиры одинаковые. У них дешевые ступеньки, стены, двери и так далее. Неважно, социальное это жилье или, наоборот, жилье класса люкс. Следующим шагом будет то, что интерьер просто полностью исчезнет». На самом деле, [существует] так много различных норм, так много правил, что архитекторы просто не переосмысляют даже интерьеры зданий, которые они создают.
На прошлой неделе, например, мы в нашем архитектурном бюро обсуждали ближайший архитектурный конкурс, обсуждали нормы и правила. Мы все согласились с тем, что […] интерьерами больше занимается популярная культура и популярные журналы, чем архитекторы.



Важный вопрос: как небольшие изменения в интерьере могут полностью менять наше восприятие пространства (глубина пространства, диагонали, детали)? Например, оконный проем. Оконный проем открывает вид на ландшафт, как пространство все время перетекает из одной комнаты в другую, освещение, диагонали. Эта картинка мне лично очень нравится.
Что мы сделали? Мы взяли сотни картинок как архитектурный материал и создали конкретную репрезентацию стерильных, чистых квартир с белыми стенами. Мы хотели вывести на первый план этот невидимый интерьер. Мы не хотели развешивать картинки как таковые, а мы хотели сделать архитектурную репрезентацию в трехмерной модели, в которую вы можете даже зайти. Вы входите в павильон, все выглядит очень знакомо, как обычная квартира. Потом вы поворачиваетесь направо и по диагонали видите другое пространство, и постепенно все больше и больше понимаете, что все не так, как вы ожидаете, пропорции совершенно не те: какие-то комнаты очень маленькие, какие-то – очень большие, где-то пространство полностью изменено, пропорции вообще нарушены.
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Мы назвали свою работу экскурсией по дому (house tour), то есть это экскурсия по немеблированной квартире. Мы хотели фон вывести на первый план, вывести на первый план то, чего мы обычно не замечаем. Например, дверная ручка. Дверные ручки не должны были работать, они просто должны были выглядеть как дверная ручка, функционирование нас не так интересовало. Опять же, мы играли с пропорциями, то есть мы специально сделали эти ручки чуть меньше или чуть больше, чем обычно, совместно с производителями настоящих дверных ручек. Вот что интересно: даже если дверная ручка хотя бы чуть-чуть меньше, чем обычно, вы сразу чувствуете, что что-то не так. Выключатели, электрические розетки, они похожи на реальные, но они нерабочие. Из материалов нам нужна была обшивка. Видите, вот целый корабль с облицовочными материалами в Венеции.
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Мы постепенно начали в павильоне собирать все элементы воедино. Видите, материала так много, что павильон сразу же стал захламленным, нам сначала даже было сложно начать строить. Вот окна. Мы попытались имитировать дневной свет. Внутри, когда вы ходите по этой квартире, вам кажется, что в окна струится настоящий дневной свет. На самом деле это жидкокристаллический монитор. Вот это фотография, когда ты стоишь перед этими двумя дверьми. Как мне кажется, ты становишься каким-то новым субъектом, туристом по домам, домашним туристом. Мы предлагаем исследовать знакомое окружение по-новому – это наше предложение. Вы открываете дверь, заходите через главную дверь, оказываетесь в прихожей, и дальше вы понимаете, что банальность повседневности как будто бы разрушается, и в какой-то момент вы перестаете вообще доверять чему-либо в этом павильоне.
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Этот проект, с одной стороны, про архитектуру. Вы смотрите на архитектуру, и архитектура смотрит на вас. Все элементы приобретают собственную идентичность: двери, окна. Они превращаются в персонажей, они смотрят на вас тоже. Иногда вам кажется, что вы ребенок или, наоборот, гигант. Пространство перетекает из одной комнаты в другую. Вот это текстура пола, она тоже разная. Видите, с одной стороны паркет сделан из очень больших досок, а с другой – очень маленькие паркетины. Что было удивительно, так это то, что люди меняли свое поведение, многие начинали смеяться. У людей была очень непосредственная телесная реакция. Это наш самый молодой посетитель. Это была единственная дверь, которую этот мальчик смог открыть. Мы очень обрадовались, когда это увидели.

Мария Элькина:
Большое спасибо, Алессандро, за эту чудесную историю. Еще раз поздравляем вас с победой. Мне кажется, это потрясающий проект во многих отношениях. У нас публичное интервью, поэтому я, наверное, задам глупый вопрос. Вы, наверное, уже знаете, что вопрос будет про «Алису в Стране чудес», потому что ваш павильон очень часто сравнивали с «Алисой в Стране чудес». Мы с вами договорились, что мы не будем лгать аудитории. Алессандро сказал, что на самом деле этот павильон никак не связан с Кэрроллом, вообще он хотел избежать этого сравнения. Мой первый вопрос: почему вы хотели избежать этого сравнения с «Алисой в Стране чудес»?

Алессандро Боссхард:
Мы хотели избежать этого, потому что мы не хотели, чтобы павильон воспринимали как шутку. Для нас это было серьезным исследованием. Это конкретная тема, которую мы здесь исследовали. Мы хотели сделать так, чтобы люди размышляли об этой теме.

Мария Элькина:
– То есть вы хотели, чтобы люди серьезно относились к вашему проекту?

Алессандро Боссхард:
– Да. Я думаю, что магия как раз в этом и состоит.
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Мария Элькина:
Магия этого проекта, как мне кажется, в том, что он был хорош не только для «Инстаграма», но это также был чувственный опыт. Это было не только про картинку, а про то, что можно было попробовать пройти через большую дверь, через маленькую дверь. Мне кажется, вы показали абсурдность нашей нормальности. Возникает вопрос: нормально ли то, что мы воспринимаем как нормальное? Как вам кажется, что в этом стандартном интерьере ненормального? В каком-то смысле этот интерьер нормальный, потому что он стандартный. Что в нем можно изменить, какие вопросы можно задать, как вам кажется? Это вопрос, может быть, про сантиметры. Это же не только про какие-то стандарты – какой высоты должен быть потолок и так далее, а скорее вопрос про пространство, про то, как должна выглядеть гостиная и другие комнаты.
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Алессандро Боссхард:
Да, мы хотели поставить очень много вопросов в связи с этим проектом. Для меня первый и самый главный вопрос: почему архитекторы не занимаются интерьером, а просто делают такой чистый, в каком-то смысле стерильный план? Мне кажется, с определенной точки зрения это очень простой путь. […] когда ты заходишь внутрь, и ты понимаешь, что в этом пространстве очень много маленьких изобретений, которые на плане не увидишь, как будто бы композиция реальности совсем другая, а не та, что на плане, она более живая. В нашем проекте мы много размышляли о репрезентации, о всех этих деталях и о том, как они живут вместе. Если говорить об архитекторах будущего, я думаю, что это тоже очень важный и очень актуальный вопрос. Мы наблюдаем, что мир архитектуры – это основание, фундамент для наших идей. Нам важно раскапывать этот потенциал и видеть в нем будущее.

Мария Элькина:
Да, все верно, я с этим согласна. Мы много обсуждаем в России, например, жилые ячейки и типовую застройку. Мне кажется, эти стандартные коробки, жилые ячейки, модернистские здания определяют нашу жизнь. Они появились сто лет назад, когда в России был жилищный кризис, и нужно было предоставить большому количеству людей кров. Архитекторы и политики решили разместить людей в этих коробках, потому что коробки было дешевле всего построить, но это было лучше, чем ничего. В этих коробках была душевая, кухня и так далее.
Если говорить про эту типовую застройку, мы до сих пор ее переосмысляем. Мне кажется, это проблема, актуальная для очень многих стран. Я не знаю ничего про Швейцарию. Как вы думаете, в Швейцарии каждый человек может позволить себе индивидуальное жилье?

Алессандро Боссхард:
Это действительно гигантская проблема. Я все же думаю, что если мы просто придумаем какую-то новую типологию, то через пару лет начнутся те же самые проблемы. Когда вы работаете с этими деталями, с этими тонкими моментами, нельзя их просто слепо копировать, это невозможно. Мне кажется, из-за желания копировать, штамповать рождается проблема.

Мария Элькина:
Как вам кажется, это вообще возможно? Я пока не задаю вопрос «как», потому что вы награду получили всего пару месяцев назад. Как вам кажется, возможно ли какую-то индивидуальность добавить типовой застройке? Может ли стандартное жилье быть индивидуальным?

Алессандро Боссхард:
Во-первых, я думаю, что имеет смысл выпускать каталог разных деталей, разной отделки, которые можно сочетать между собой по-разному. Тогда уже у нас есть намного больше вариантов.

Мария Элькина:
Сколько стоили дверные ручки? Сколько стоила дверная ручка для вашего павильона?

Алессандро Боссхард:
Нам повезло, мы нашли очень хорошего спонсора, поэтому для компании-производителя этих ручек это было такое приключение. Это было непросто сделать, но для нас это было недорого.

Мария Элькина:
Мы с вами договорились, что мы будем разговаривать сейчас очень искренне, напрямую, как будто мы сидим в баре, а не на сцене. У всех этих проектов очень долгая своя история, например, у этих типовых дверных ручек. Это продукты массового производства, поэтому они очень дешевые. Что, если вы хотите избежать отделки массового производства и объектов массового производства? Может быть, нужно поменять массовое производство? Как быть?

Алессандро Боссхард:
Можно начать с цвета, например. Все белое – это наше представление об интерьере по умолчанию. Это представление, которое появилось какое-то время назад. Оно проявлено во всех моделях, во всех картинках, чертежах. Это белое и черное, все белое и черное в наших интерьерах. Например, если вы захотите сделать желтые стены, возможно, они понравятся не всем, а только одному человеку из ста. Возможно, новые технологии нам действительно помогут, но при этом, мне кажется, мы не должны слепо полагаться только на новые технологии. Я думаю, что роль архитектора состоит в том, чтобы реагировать на меняющуюся реальность строительства.

Мария Элькина:
А на что конкретно полагаться? Архитекторы нас спасут?

Алессандро Боссхард:

Мне кажется, что нам не нужно искать универсальных ответов. Я думаю, что иногда нужно просто оставлять вопрос открытым. Для нас выставка была про то, что мы поднимаем этот вопрос. Мы просто хотим, чтобы люди осознавали то, в каких условиях мы живем.

Мария Элькина:
Задам простой вопрос. Как вам кажется, какова оптимальная высота потолка?

Алессандро Боссхард:
Мне кажется, два сорок – это примерно та цифра, с которой согласились все страны. Это тот компромисс, которого добилась строительная индустрия и человеческое тело. При этом цель строительной индустрии состоит в том, чтобы понизить потолки и сделать их как можно ниже, а люди хотят потолки как можно выше. Я бы, конечно, сделал потолок выше, чем два сорок. Мне кажется, есть магия в том, что потолки могут быть разной высоты, что в каждом проекте могут быть свои индивидуальные показатели.

Мария Элькина:
Как вам кажется, как высота потолков влияет на нашу жизнь? Если высота потолка два сорок, то мы чувствуем себя более ограниченными, а если четыре пятьдесят, то более свободными?

Алессандро Боссхард:
Мне кажется, это очень интересно. Мы были один раз в шоу-руме, где можно было менять высоту потолка. Там прямо чувствуешь: опустишь потолок на десять сантиметров – и ощущение очень депрессивное. Даже десять сантиметров – это очень много. Мне кажется, важно, чтобы было пространство для индивидуальности для каждого отдельного человека. Невозможно жить в белых коробках, это просто ужасно. Если сравнить современную архитектуру со старыми монастырями, там пространства были очень разнообразными.

Мария Элькина:
Да, это правда, просто они не могли ввести никаких стандартов. Например, у вас есть своя комната, пространство, где вы можете закрыться и побыть в одиночестве. Пятьдесят лет назад это было невозможно. Как это на нас влияет? Как вы думаете, это хорошо или плохо? Давайте я сформулирую вопрос более прямо. Сколько квадратных метров на человека нужно, как вам кажется?

Алессандро Боссхард:
Мне кажется, дело не в квадратных метрах, а в том, какие пространства существуют, как они сочетаются друг с другом, но тенденция такова, что квадратных метров все больше, больше и больше. Скоро мы будем объединять пространства, как, например, туалет с ванной объединили. Мне кажется, мы будем жить в общих квартирах с соседями.

Мария Элькина:
Как вам кажется, надо будет остановиться в какой-то момент?

Алессандро Боссхард:
Да, конечно. Пространство, в котором мы живем, оно ограничено, особенно в наше время. Разумеется, что бесконечно мы не будем расползаться.

Мария Элькина:
Вопрос Алессандро, который он предложил переадресовать в зал: когда каждый будет жить в помещении размером примерно в сто метров, может быть, он будет хуже относиться к окружающим или просто меньше нуждаться в общении с ними?

Из зала:
– Добрый вечер! Меня зовут Илья. Да, действительно, я готов ответить, потому что у меня есть опыт проживания в одиночку в очень большом пространстве с точки зрения квадратного метража в течение четырех лет. Да, это очень влияет на поведение. Я гораздо острее ощущаю свои личные границы, и действительно становится сложнее кого-то пускать внутрь. Я гораздо острее реагирую на любые посягательства на мое пространство, и на коммуникативные навыки это влияет скорее негативно.

Мария Элькина:
Перед тем как мы услышим следующее мнение – мне кажется, это очень интересная дискуссия – я вам расскажу про мнение криминалистов: совершенно противоположное. Они изучают социальную среду в квартирах-студиях на окраинах больших городов в Петербурге. Они совершенно ясно нам говорят, какая там ситуация складывается. Молодой человек или молодая девушка покупает квартиру-студию. Она в этот момент, скорее всего, только начинает работать. Потом она знакомится с кем-то, они заводят семью и рожают ребенка. Получается, что они втроем живут в этой студии. Когда в городских условиях на небольшом количестве квадратных метров людей много, обстановка ухудшается. Они становятся раздражительными, они становятся агрессивными, причем даже в том случае, если это очень хорошие и образованные люди. Небольшое количество квадратных метров и тесный контакт влияют на нас в городских условиях плохо. Видите, крайности не очень хороши. Еще у кого-то есть мнение в связи с этим? Мнений пока нет, но мне кажется, что это на самом деле вообще очень интересный вопрос.
Правительство прописывает, что у нас будет восемнадцать квадратных метров на человека, потом тридцать два квадратных метра на человека, а потом тридцать пять, а как это вообще повлияет на нас как на цивилизацию, мы редко думаем, хотя, несомненно, повлияет на то, будем ли мы жениться, как часто мы будем общаться с друзьями, так сказать, на все совершенно наши привычки. Алессандро, у вас появился свой ответ на вопрос о том, какое количество личного пространства кажется вам идеальным?

Алессандро Боссхард:
Я бы сказал, что, если нам удастся создать структуры, которые будут довольно гибкими и позволят людям по-разному жить в домах, я имею в виду гибкость на уровне в том числе ролевых моделей, стилей жизни, мне кажется, это будет очень важно. Это будет намного лучше, чем создавать какую-то жесткую структуру, намного лучше, чем создавать жилье или здания под конкретный тип использования.

Мария Элькина:
Я думаю, что это связано также с вопросом о том, как наши интерьеры провоцируют коммуникацию. В Швейцарии всегда была очень хорошая архитектурная школа, и очень много известных архитекторов было взращено в Швейцарии. Хочу вас спросить: как так получилось, что в такой маленькой стране появилось так много профессионалов? Или, может быть, так получилось как раз из-за того, что эта страна такая маленькая?

Алессандро Боссхард:
Мне кажется, что тут тоже вопрос конкуренции. Жилье в основном спонсируется государством. Это всегда открытый прием заявок, открытый конкурс. Очень многие архитекторы принимают участие в этих конкурсах. Швейцарцы, как мне кажется, очень ориентированы на качество архитектуры. Для них это важно. Еще мы очень часто переезжаем с одной квартиры на другую в течение нашей жизни. У нас очень часто нет своего собственного жилья, мы арендуем квартиры. Это тоже влияет. Я думаю, что это связано вот еще с чем. В Швейцарии, мне кажется, мы так и не вышли из эпохи модернизма. В каком-то смысле мы до сих пор эксплуатируем идеи модернизма. Поэтому, я думаю, в Швейцарии так много появилось проектов, связанных с коллективным жильем, с квартирами нового типа.

Мария Элькина:
То есть вам кажется, что виноват Ле Корбюзье?

Алессандро Боссхард:
Нет, нет, нет. Не только Ле Корбюзье. Я просто хочу сказать, что мы продолжаем эту же линию.

Мария Элькина:
Мне кажется, что все началось задолго до модернизма. В Швейцарии начали появляться выдающиеся архитекторы. Некоторые из архитекторов, которые сейчас работают в Петербурге, родились в Швейцарии. Они говорят на итальянском, итальянский их первый язык, но они из Швейцарии. Как вы относитесь к Ле Корбюзье, кстати говоря?

Алессандро Боссхард:
Сложный вопрос.

Мария Элькина:
Ну почему сложный? Давай просто честно ответим.

Алессандро Боссхард:
Что сказать? Мне очень нравятся работы Ле Корбюзье. В первую очередь я ценю пластичность его работ.

Мария Элькина:
Я имею в виду, что работы Ле Корбюзье до сих пор много обсуждаются. Кто-то говорит, что он был выдающимся архитектором, а кто-то говорит, что он сильно навредил нам. Вы на чьей стороне?

Алессандро Боссхард:
Я не хочу отвечать на этот вопрос.

Мария Элькина:
Алессандро не хочет выражать свое отношение к Ле Корбюзье. У нас почти уже не осталось времени. Может быть, кто-то в зале хочет задать вопросы?

Из зала:
– Здравствуйте! Меня зовут Александра. Алессандро, я была в вашем павильоне, который вы курировали. После того как мы вышли из вашего павильона, я посмотрела видео со всеми кураторами венецианской биеннале и с вами тоже, и никто из вас не произнес слова «масштаб пространства». Мой вопрос такой: это намеренно, потому что вам кажется, что масштаб – это понятие, которое не имеет ничего общего с вашим павильоном, или это просто так очевидно, что вы стараетесь поднять какие-то другие вопросы?

Алессандро Боссхард:
Отличный вопрос. Мы не употребляли это слово намеренно, потому что в самом начале мы размышляли: это должен быть проект про масштаб или, наоборот, масштаб и искажение масштаба – это только инструмент для того, чтобы вывести на передний план нашу главную тему. Поэтому мы постарались избежать термина «масштаб», когда рассказывали про этот проект, но, разумеется, понятно, что мы здесь работаем с масштабом, это очевидно.

Мария Элькина:
Как вам кажется, есть ли еще что-то, что еще не раскрыто в архитектуре интерьеров? Так как мы говорим [на конференции] о будущем образования, как вам кажется, есть ли еще какие-то вопросы, которые нужно обсудить?

Алессандро Боссхард:
Еще сотни вопросов нужно задать. Нам кажется, важно задавать какую-то тему и в этой теме формулировать собственные вопросы, создавать собственные проекты. Мы не хотим говорить просто о стандартизации, о нормах и так далее. Наш следующий проект, возможно, будет совершенно другим.

Мария Элькина:
То есть вы отвечаете на эти вопросы через исследование? Вы думаете, что для того, чтобы задать правильный вопрос, нужно провести исследование, то есть это такой академический подход?

Алессандро Боссхард:
Да, это была наша стратегия. Начинаете с исследования и затем формулируете свой собственный проект, нащупываете собственный проект.

08 Октября 2018

«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
Никита Явейн: «Мы работаем над архитектурой потоков»
Венецианская биеннале длится полгода, до 25 ноября, так что думаю не поздно поговорить и о российском павильоне. Мы выбрали две его экспозиции для более пристального рассмотрения и беседуем с почетным, как оказалось, железнодорожником Никитой Явейном.
Биеннале: истории
Девять проектов и павильонов с сюжетами – не обязательно историческими, но содержательными. В том числе павильоны Венеции про архивы и Латвии про жилье.
Бремя выбора
Проект CITIZENSTUDIO в павильоне России на венецианской биеннале архитектуры посвящен будущему – но не столько железных дорог, которые, очевидно, ждет транформация, – сколько в принципе будущему городов. Фактически, он ставит проблему выбора.
Соль воды
В Венеции одновременно с архитектурной биеннале открылась выставка «Renzo Piano. Progetti d’acqua». Проекты знаменитого итальянца за последние 48 лет погрузили в арт-пространство бывших соляных складов. И какими бы яркими и самобытными не были экспозиции участников биеннале в Джардини и Арсенале, по силе подачи и воздействия на зрителя Ренцо Пьяно, пожалуй, затмил их всех.
Лев республики и пустота
Тема биеннале архитектуры – свободное пространство и могло показаться, что награды дали за пустое место. Некоторые награды и впрямь вызывали традиционный вопрос: за что, Господи?
За гранью физического
В этом году посетители Венецианской архитектурной биеннале помимо «физического» русского павильона смогут посетить виртуальный.
Британский «остров» и брутализм в Венеции
Павильон Великобритании на 16-й венецианской архитектурной биеннале останется пустым, зато приобретет смотровую платформу на крыше, в то время как музей Виктории и Альберта привезет в Арсенал 8-тонную часть сносимого лондонского жилого массива «Робин Гуд Гарденс».
Опытные педагоги
Кураторами XVI архитектурной биеннале в Венеции станут основательницы ирландского бюро Grafton Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
ГЭС на Нерли
Бюро amor приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.