«Заводите больше контактов и не стесняйтесь говорить о себе»

Выпускница МАРХИ и Технического университета Эйндховена Елена Буланова – о голландской гибкости мышления и московской творческой обстановке.

mainImg
– Расскажите о вашей учебе в МАРХИ.

– МАРХИ для меня – это история любви и ненависти одновременно. Поступление было трудным и долгим, обучение последующие шесть лет – еще сложнее, бессоннее и нервнее, но звание «мархишника» того стоит. Бакалавриат я оканчивала на кафедре проектирования жилых и общественных зданий, оттуда сбежала по зову сердца на кафедру градостроительства, которую окончила в 2013 году. В дипломный год я работала по полдня в НИиПИ Генплана Москвы.

Первые четыре года мне не очень везло с преподавателями по проекту, не было простора для творчества, были негативные комментарии к большинству эскизов, и студенты в моей группы часто делали однотипные, похожие проекты. На кафедре градостроительства я пошла учиться к А.А. Малинову, где его позитивный настрой и энтузиазм помогли мне полюбить проект и не бояться выражать свои идеи.

В целом, мне было интересно учиться в МАРХИ, такое образование дает отличный кругозор, хотя и чувствовалась «устарелость» в некоторых профессиональных предметах, особенно в проектах.



– Как вам пришла идея поехать учиться за границу, и на чем основывался выбор страны, куда вы уехали – Нидерландов?

– Впервые идея поехать учиться или пожить за границу возникла у меня летом после третьего курса, когда я отдыхала с подругой в Италии. Мне стало интересно, почему и как люди здесь строят дома и города. Уже тогда меня интересовали вопросы градостроительства: передвижение людей в городе, комфортные городские пространства, что делают город привлекательным для жизни. Уже в конце пятого курса я стала искать магистерские программы по урбанистике в Европе.

Мой выбор пал на Нидерланды по двум основным причинам. Меня очень привлекало голландское градостроительство, их умение взять максимум от той малой территории, что у них есть, и создавать уютные городки для жизни. Я часто рассматривала на Google Earth планы нидерландских городов и брала их как пример для учебных проектов. А во-вторых, я влюбилась в голландца. После этого оставалось только выбрать университет.

Интересные мне программы по урбанистике были в двух технических университетах: Делфте и Эйндховене, причем обучение и там, и там велось на английском. Я подавала документы в оба университета и в оба поступила. Учиться решила поехать в Эйндховен по чисто практическим, экономическим причинам: для подачи документов на визу они требовали только оплаты обучения, в то время как Делфт запрашивал эту сумму плюс еще 10 000 евро – как «гарантию» средств, на которые студент будет жить весь учебный год. Мне на тот момент было удобнее оплатить год учебы, а потом разбираться с деньгами на остальные нужды. Кроме того, университет Эйндховена обещал на сайте, что они дают студентам кредиты с последующей помощью в поиске работы. К сожалению, когда я туда официально оформилась, выяснилось, что они больше кредитов не дают.

zooming
Елена Буланова
Здание архитектурного факультета Технического университета Эйндховена © Елена Буланова



– С какими сложностями вы столкнулись при оформлении документов на выезд?

– Моей визой занимался сам университет. Голландцы очень организованные люди, поэтому все было предельно просто. От меня требовалось лишь оплатить год обучения и еще отдать около 300 евро за визу, отправить с помощью DHL копию паспорта и пару простых в заполнении анкет. Через две недели мне пришло письмо от университета, что я могу забрать свою визу в посольстве Нидерландов в Москве. Когда я прилетела в августе, за три недели до начала учебы, в Нидерланды, то в университете мне дали расписание: когда и куда прийти за студенческим билетом, банковской карточкой, в муниципалитет за регистрацией, в поликлинику на стандартную проверку на туберкулез и, в конце концов, в университет за видом на жительство. Без нервотрепки, за неделю до начала занятий у меня был вид на жительство на 2,5 года.

Однако лишь за пять дней до отъезда из России я поняла, что мне нужен не просто нотариально заверенный перевод свидетельства о рождении, а legalized birth certificate, то есть с апостилем. Пришлось бежать в агентство, переплачивать за срочность и немного переживать. Надо все-таки очень аккуратно изучать список необходимых документов и при необходимости уточнять детали в отделе по работе со студентами: там оперативно отвечают.

– Как проходил процесс адаптации в новой стране?

– Адаптироваться было довольно просто. Университет помогает с визой, банком, жильем. Вторая неделя августа – это ознакомительная неделя для зарубежных студентов, многие там как раз и знакомятся друг с другом. Следующая неделя – уже ознакомительная для всех новичков, то есть зарубежных студентов и первокурсников-голландцев, поступивших на бакалавриат. Это очень веселая и пьяная неделя, полная конкурсов, спортивных мероприятий, а также ночных вечеринок. Это неделя, когда учишься пить пиво по-голландски, то есть самое дешевое и много, и танцевать под популярную клубную музыку. Даже пожарные специально приезжают, чтобы полить студентов из шланга – просто ради веселья.

Веселье во время ознакомительной недели в Эйндховене © Елена Буланова



Главная сложность – это жилье. Когда приезжаешь, стоит уже точно знать, где будешь жить, однако найти квартиру, еще находясь на родине, очень сложно. Университет помогает тем, что связывает агентство с новыми студентами. В теории это удобно, на практике – мне скинули пару вариантов, где были указаны лишь площадь жилья, цена и адрес, без фотографий и конкретной информации. Мне более-менее повезло: дом только отремонтировали, и он был чистеньким внутри. С другой стороны, цена была на сто евро выше, чем в среднем за такие условия, а по договору съехать можно было только через полгода. За два года я жила в двух разных местах: это студенческие дома, где снимаешь комнату и делишь кухню, ванную и туалет с другими студентами. Мне везло, моими соседями всегда было пять ребят: заслуга технического университета.

Хорошее жилье найти непросто: через агентство – переплачиваешь, через Facebook – сложно, долго, непонятно, все зависит от везения. Еще есть специальный сайт Kamernet, где сами жильцы-квартиросъемщики сообщают о том, что освобождается комната. Так как спрос огромный, то голландцы устраивают kijkavond, «смотрины». Кандидаты в жильцы приходят и рассказывают, какие они классные, «старожилам». Так можно найти очень интересные недорогие варианты, но голландцы не очень-то жалуют иностранцев. Впрочем, если и жить с голландцами, то им будет неохота все время говорить на английском.

В Голландии процентов девяноста населения говорит на хорошем английском: в университете, магазине, государственных органах все будут говорить с тобой на английском. Это сильно облегчает адаптацию. С другой стороны, поэтому многим приезжим уже лень учить голландский. Я начала изучать голландский еще в Москве. Это далеко не самый красивый язык, у него много общего с английским, грамматика не очень сложная, но его звучание сильно отличается от русского, поэтому мне до сих пор, после четырех лет изучения, сложно воспринимать его на слух. Я считаю, что надо изучать язык страны, в которой живешь. Во-первых, местные жители, возможно, и не будут говорить с тобой на голландском, на английском им проще, но будут больше уважать. Во-вторых, все официальные документы, которые приходят по почте от муниципалитета, налогового учреждения, иммиграционного управления – на голландском. В-третьих, изучение языка помогает понять менталитет и культуру. Ну и конечно, это помогает в учебе и работе. Мы делали проект по городам и регионам Голландии, и все мастерпланы, карты и схемы планировки, стратегии развития и прочее были на голландском. А как урбанист может начать проектировать без глубокого анализа территории? Значит, надо уметь хотя бы как-то понимать такие документы. Сейчас я работаю и понимаю, что, если не знать голландского, то тебе будут давать не более 50% работы.

Прекрасная часть жизни в Нидерландах – это велосипед. Здесь созданы все условия для велосипедистов. Без велика тут и жизнь не та. И это основная причина, почему при обилии хлеба на завтрак и ланч, картошки на ужин, и прочего, тут очень редко можно увидеть очень полных людей.

У голландцев довольно специфический менталитет. Главный миф, что голландцы очень дружелюбны и открыты, рассеивается месяца через полтора. На самом деле, они просто вежливы и доброжелательны в разговоре. Дальше они ставят «блок», через который мало кто прорвется. За два года учебы я сдружилась только с одной голландкой, которая по происхождению вообще-то китаянка, та же ситуация была у многих моих зарубежных друзей. У голландцев-студентов уже есть друзья, и больше им не нужно. Сильнее всего это черту я заметила у голландцев, живущих «за рекой», то есть в провинции Северный Брабант (где находится Эйндховен) и в Лимбурге. Они гордятся своим регионом и недолюбливают Амстердам и Ранштад (Роттердам, Гаага), так как те смеются над их акцентом. В больших городах, таких, как Амстердам, Роттердам, Гаага и Утрехт, люди намного душевнее.

Другая сложная черта голландцев – это их организованность. Многие носят с собой ежедневники, где все распланировано недели на три-четыре вперед. Пойти спонтанно после учебы в кафе, в гости или посмотреть фильм? Это нонсенс для большинства голландцев: спонтанность их пугает.

Сильно отличает московских студентов от голландцев одежда. В Голландии никто не встречает «по одежке». Я скажу это открыто и честно: голландцы ничего не знают о стиле, красоте и оригинальности в одежде. Они одеваются довольно дешево, в одних и тех же магазинах. Это обычно джинсы, удобные ботинки и футболки – как для девушек, так и для ребят. Главное для них – комфорт. Что первокурсник, что студент в магистратуре – не различишь. В МАРХИ вместе с архитектурным вкусом развивается и свой личный стиль в одежде. Если мархишники-первокурсники выглядят нелепо и даже забавно, то мархишниц-старшекурсниц можно помещать на обложку модного журнала. И я думаю, что это круто, когда человек, ответственный за красоту города, выглядит стильно и оригинально. В голландском университете мне было иногда очень странно одеваться так, как я привыкла в Москве: платья, туфли, пиджаки, блузки.

Но у голландцев есть свои прекрасные стороны: они не осуждают открыто людей, их идеи, мечты. Они не мыслят поведенческими стереотипами. Но моя любимая их черта – они никогда не будут орать на тебя, ругаться и жестко критиковать. Они по-настоящему уважают друг друга и умеют сдерживать эмоции. То, что мне приходилось выслушивать в Москве – в деканате МАРХИ, очереди в поликлинике, при посадке в автобус и так далее – совсем невозможно представить в Нидерландах. И это прекрасно.
Елена Буланова на защите проекта

– Расскажите о вашей учебе в Эйндховене.

– Моя программа магистратуры рассчитана на два года. В первый год студенты делают два проекта и посещают другие обязательные предметы, а также курсы по выбору. Второй год полностью посвящен дипломному проекту. Студенты сами выбирают, какие предметы они хотят посещать, и нагрузку в течение семестра. Однако можно учиться расслаблено и растянуть учебу года на три. Как и в остальных европейских университетах, здесь получают «кредиты», так называемые ECT. Чтобы получить диплом магистра, надо набрать 120 кредитов. В Нидерландах один кредит равен 28 часам работы, что включает не лекции, а время, которое студент должен потратить на определенный курс, то есть на написание курсовых, подготовку презентаций, самообучение или подготовку к экзамену. Конечно, никто считать точно часы не будет, но когда выбираешь курсы из списка, сразу ясно, насколько сложным будет предмет.

Было много групповых работ. Как бы иногда ни было сложно работать в команде, эта часть учебы мне казалось очень важной, наиболее близкой к реальной жизни. Находить компромиссы – это сильная сторона голландцев. В МАРХИ мы учились все делать сами, а тут надо определять, кто за что в ответе, принимать решения, придерживаться временных рамок, уважать чужое время и понимать сильные и слабые стороны каждого участника. В процессе сотрудничества происходит обмен знаниями, еще лучше, если команда состоит из студентов из разных стран. У всех свои методы работы, это не облегчает задание, но зато мы делимся опытом и помогаем, если кто-то чего-то не знает. Конечно же, надо уметь быстро позвать правильных людей в свою команду или же не попасть в команду, где уже есть закадычные друзья.

И студенты, и преподаватели к учебе подходят серьезно. Опаздывать на лекции и консультации абсолютно не принято. Даже опоздание на встречи с другими студентами не приветствуется. Все даты сдачи проектов и экзаменов оговариваются на вводных лекциях. Уже в сентябре второго года обучения я знала, когда у меня будут презентации дипломного проекта. При этом всей организацией консультаций, презентаций, резервированием аудиторий с проектором занимаются сами студенты. Консультации по проектам всегда проходят по составленному заранее расписанию – какой студент во сколько консультируется. Удивительно, но консультация по проекту длится около 15 минут, но за эти 15 минут преподаватели выдадут столько информации и столько вопросов, что точно хватит до следующей консультации. Голландцы ценят свое время и не любят болтать просто так.

На территории кампуса Technische Universiteit Eindhoven созданы все условии для учебы. Здание факультета архитекторы – это, прежде всего, дом для студентов. Со второго по шестой этаж расположены большие помещения с панорамными окнами, где стоят столы, к которым подведены розетки: там работают студенты, кто – один, кто – в команде. Там есть стеллажи и камеры хранения, Wi-Fi – быстрый и бесплатный. На каждом втором этаже стоят принтеры: печать не бесплатная, но очень дешевая, мне хватало 15 евро на полгода, чтобы каждую неделю приходить на консультацию с кучей листов А3 цветной печати. На первом этаже – мастерская моделирования: всевозможные станки, краски, ножи, очень дешевые материалы. Несколько лет назад на кампусе построили общую библиотеку. Здание получилось очень просторным и вдохновляющим, ему присудили национальную премию по архитектуре. Книги можно даже брать домой, а также заказать нужную книгу, если ее нет, из любой другой библиотеки в Нидерландах. Сюда студенты приходят учиться и могут сидеть целый день до 23:00. Тут также есть компьютеры для студентов, можно зарезервировать комнату для работы в тишине или же с одногруппниками. Я провела в библиотеке все лето 2015 года, пока писала диплом.

Вообще кампус Технического Университета Эйндховена – самое интересное и красивое место в этом городе. Сам город – пятый по численности населения в стране, но он больше похож на большую деревню. Он вырос в город всего где-то за век, после открытия там фабрики Philips. Он не очень красив, здесь нет каналов и непривлекательный центр, но он растет, работает много инновационных компаний, поэтому Эйндховен носит звание brainport. Для градостроителя это живой пример того, как город пытаются сделать приятным для жизни, работы и учебы, и как популярная идея регенерации бывших фабрик Philips под новые креативные индустрии и стартапы не оказалась такой уж успешной.
Аналитическая часть диплома Елены Булановой Lakes of Amsterdam
Часть диплома Елены Булановой Lakes of Amsterdam

– Сравните вашу учебу в Нидерландах и в МАРХИ.

– Первый год я была в восторге от новой учебы и от самого кампуса. Прежде всего, замечаешь качество образования. Это знания о современных и глубокий анализ будущих проблем, эффективное использование учебного времени. Тут учатся не ради «корочки», а ради навыков и знаний. Здесь я узнала, что такое настоящее исследование и как правильно формулировать вопросы и методику. В градостроительстве учат подходить к проблеме со всех сторон, причем меньше всего это эстетическая сторона. Любое проектное предложение должно отвечать на вопросы: где? Зачем? Кто платит? Для кого? Когда и как? Дизайн – это уже последний этап, главное для голландцев – это идея, концепция.

В отличие от МАРХИ, где каждый день 3–4 пары лекций и семинаров, тут мое расписание выглядело очень расслабленно: не более трех пар в день, в основном – две пары, при этом два учебных дня в неделю могли вообще быть пустыми. Но это не свободная, например, среда, а время на самостоятельную учебу и встречи с учебными группам: студенты приходят в вуз с компьютерами и сидят целый день в библиотеке. Университет – это высшая ступень профессионального образования (в Нидерландах есть также HBO и MBO, которые можно сравнить с нашими колледжами), поэтому подразумевается, что студент должен уметь учиться сам, а профессор лишь направляет его и советует нужную книгу, но не разжевывает весь материал.

Важным моментом для меня в учебе и в целом в жизни в Голландии было уважение людей другу к другу – независимо от пола, профессии, социального положения. Преподаватели уважают студентов, не орут на них, не говорят неприятных слов про проект, уважают время учащихся и вообще очень милы в общении. Раньше я читала, что голландцы отличаются своей прямолинейностью, которая может обижать. Но они ничего не знают про прямолинейность мархишных преподавателей, которые за пару дней до сдачи могут взглянуть на диплом и сказать, что это «какашка». Голландские профессора тактично отметят, что это, возможно, не лучшее решение, однако выбор – всегда за студентом.

Экзамены в Нидерландах сложные, но объективные. В МАРХИ экзамены по билетам –дело удачи и подвешенного языка. Тут всем выдают одинаковые тесты на три часа работы, с вопросами по всему курсу. Учить надо много, но даже если знать не все, экзамен на проходной бал можно сдать за счет знаний, но не удачи. При этом списывать на экзаменах категорически нельзя.

По-разному обстоит дело и с оценками. Я училась в МАРХИ, когда там еще была 10-бальная шкала, и если получаешь «три» за проект, то это, конечно, неприятно, но в зачетку ставится. В голландских университетах по всем предметам проходной бал – 5,5. Если не набрал его, то придется пересдавать на следующий год или делать проект заново.

Сильно отличается презентация проектов. В МАРХИ ты выставляешь свой проект и уходишь, а защита диплома может длиться неопределенное количество времени. Тут все заранее спланированно, это всегда презентации с помощью проектора, не дольше 20 минут на студента, и максимум столько же – на обсуждение (только на диплом немного дольше): время засекается. Это сильно дисциплинирует, нужно уметь представить материал кратко и рассказать о главном за выделенное время.
Работа в студии Healthy Urbanism © Елена Буланова

– Что дало вам образование в Эйндховене и что дало вам образование в МАРХИ?

– МАРХИ и магистратура в нидерландском университете хорошо друг друга дополнили. Технический Университет – это профессиональное образование высокого качества, которое дало мне возможность работать на высоком уровне и критически подходить к своей работе, при этом проектируя за рамками стандартного.

МАРХИ – это школа выживания, которая научила меня работать быстро, хорошо, а если надо – то очень долго. Это еще и сильное академическое образование, которого нет в Голландии. МАРХИ научил меня красиво рисовать, разбираться в искусстве, истории, философии. Но самое важное, что дало мне обучение в МАРХИ – это невероятную любовь к своей профессии, архитектуре, городам и искусству. МАРХИ дал этот «пьянящий дурман приобщенности к тайнам искусства, которое выше времен.» Вот этого ощущения приобщенности к архитектуре и профессионального энтузиазма у студентов в голландском университете я не ощущала. Это прежде всего технический университет, и там нет той прекрасной творческой обстановки и тусовки у фонтана, как в МАРХИ.

Образование за границей хорошо тогда, когда понимаешь, что ты хочешь получить, и когда хочешь учиться. МАРХИ стал отличной классической базой. Голландия научила меня смотреть на проблемы с разных сторон, находить решения, порой не связанные с архитектурной эстетикой, а также критически относиться к информации и гибко мыслить.

– Порекомендовали ли бы вы университет Эйндховена другим российским студентам?

– Скорее, нет. Первый год обучения был безумно интересным, обильным, с возможностью общения со студентами с разных факультетов. Однако дипломный год мне не очень понравился. Нас, студентов-урбанистов, было всего десять, и при том я была единственная «международница». Все зарубежные студенты моего первого года учились по обмену или программе Erasmus, поэтому на дипломе в основном остались местные, голландские ребята, и не все голландцы такие же амбициозные, вдохновленные, работящие, как международные студенты, которые не без труда отправились учиться в другую страну. К тому же программа по градостроительству в университете Эйндховена сейчас переживает сложные времена: в основном, из-за конфликтов между новым руководством кафедры и профессорами со стажем. Банально, но и тут преподаватели ставят друг другу палки в колеса. Заведующий кафедры и руководительница моего диплома Софи Руссо были как раз из враждующих лагерей, поэтому мне явно занизили оценку за диплом, что было крайне неприятно. Зато, если идти на кафедру архитектуры, то там все тихо и спокойно, и есть выбор из множества дипломных студий. Мои друзья-архитекторы остались очень довольны своей программой.

– Если бы можно было вернуться в прошлое, то как бы вы организовали свой процесс обучения архитектуре?

– Все получилось так, как получилось. Все важные решения были приняты мной не спонтанно, а на основании тех или иных факторов. Я рада, что я смогла поступить в МАРХИ, а затем получила диплом магистра в Нидерландах. Если можно было бы что-то изменить, то надо было раньше, еще в МАРХИ, поехать учиться за границу по обмену на полгода–год. Как бы банально это ни звучало, но обучение за границей – это неповторимый опыт – по крайней мере, для меня. И не надо бояться, что придется еще лишний год учиться в МАРХИ: в этом нет ничего страшного, как бы ни пугали деканат и преподаватели. Дело даже не в учебе, а в жизни в абсолютно новых условиях. Новые люди, место, информация, язык – все помогает понять, что есть много невероятных вещей, которые могут тебе понравиться и которые стоит выбрать. Пропадает стереотипное мышление, которое волей-неволей появляется, когда долго живешь в одном обществе: узнаешь, что вареную сгущенку обожают даже в Южной Африке, учишься лепить пельмени, печь вкусные блины и удивляешь местных тем, что русские блины со свежайшей голландской селедкой – это очень вкусно.
zooming
Приглашение на фестиваль в честь 10-летия студии POSAD: весело и без иерархии

– Чем вы занимаетесь сейчас?

– Я работаю в должности urban designer в голландском бюро Posad Spatial Strategies. Сначала меня взяли туда на полгода практикантом, теперь я работаю по договору. Мне безумно там нравится. Кроме замечательных коллег и привлекательных условий для работы (проезд до работы и ланч оплачиваются, 8-часовой рабочий день – правило, а не исключение, офис – рядом с вокзалом Гааги с панорамными окнами и видом на центр города), меня увлекают также очень «зеленый» взгляд на урбанизм и общество в целом. Sustainable development – это не просто модное словечко, а видение многих проектов: a better world requires smart future-oriented solutions.

Кроме мастерпланов, планов-стратегий, региональных «видений», общественных пространств, мастерская известна благодаря множеству проектов и исследований, связанных с возобновляемыми видами энергии. В данный момент мы работаем над проектом автомагистрали с солнечными панелями.

Сейчас я занята 4–5 проектами. Студия небольшая, всего 18 человек, из них четверо – интерны. Ее маленький размер позволяет каждому работать над разными проектами и исполнять разные задачи: делать красивые изображения в Photoshop и схемы в Illustrator, 3D-модели, GIS-файлы, читать голландские документы в ходе анализа, проектировать мастерпланы или маленькие общественные пространства.

Кроме того, весной 2016 по выходным я подрабатывала на Архитектурной биеннале в Роттердаме. Платили совсем немного, но можно было ходить бесплатно на разные презентации и дискуссии, заводить полезные знакомства, да и вообще это приятно – быть частью значимого архитектурного события.
Елена Буланова работает на биеннале в Роттердаме

– Дайте совет начинающему архитектору.

– Заводите больше контактов и не стесняйтесь говорить о себе: какие вы замечательные, умные и талантливые. Когда дело касается поиска работы, особенно первой, скромность, особенно у архитектора и градостроителя – вредное качество. Будьте уникальны, не бойтесь показаться нелепыми, и постоянно учитесь выступать перед аудиторией. Я сама это терпеть не могу, но умение ясно и уверенно презентовать проект – да и себя – одно из важнейших качеств успешного архитектора в наше время.

Сайт www.elena-urbanist.com
Профиль Linkedin https://ru.linkedin.com/in/elena-bulanova-05614282
 
Photoshop для POSAD. Солнечные панели с рисунком Эшера © Елена Буланова
Проект «Пространство для города. Гаага 2040» © Елена Буланова

12 Октября 2016

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Технологии и материалы
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.