Приют одинокого шахматиста

Объект Александра Бродского на венецианской биеннале.

mainImg
Архитектор:
Александр Бродский
Объект Александра Бродского, построенный для кураторской программы Алехандро Аравены, стоит вдали, можно сказать, что на самом краю основной экспозиции, за широкими колоннами полуразрушенных доков Арсенала XVIII века. Объект небольшой: домик со скатной крышей, формата дачной кухни-сарая, наклонён под углом, близким к 95° (вспоминаем знаменитый ресторан-причал в Пирогово) – можно подумать, что воображаемый ветер со стороны выставок Арсенала сдувает хрупкую конструкцию в воду канала. Войти внутрь нельзя, зато есть сквозное отверстие-дверь, через которое можно взглянуть на воду гавани и её портовые краны. Домик, таким образом, больше портал, или даже видовая рамка, чем собственно дом.
 
Александр Бродский, инсталляция для венецианской биеннале архитектуры. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Александр Бродский, инсталляция для венецианской биеннале архитектуры. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Александр Бродский, инсталляция для венецианской биеннале архитектуры. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Александр Бродский, инсталляция для венецианской биеннале архитектуры. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Александр Бродский, инсталляция для венецианской биеннале архитектуры. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Текст о Бродском при его инсталляции. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вся поверхность покрыта рубероидом, нарочито потертым и прибитым дешевыми деревянными рейками – рассказывают, Бродский хотел, чтобы это был рубероид со строительного рынка, но архитекторы все же купили его в Леруа Мерлен. Рассказывают также, что конструкция и впрямь не очень надёжна и когда архитекторы, собрав её по соседству, устанавливали объект – как было задумано, на самом краю белокаменной набережной, он едва и впрямь не свалился в воду.
Александр Бродский, инсталляция для венецианской биеннале архитектуры. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

У противоположной от воды стены – столик с шахматами. Он из ржавого металла, как и два стула, и все они наклонены под тем же углом, что и «дом». Шахматы – гигантские, и вылеплены из потрескавшейся глины – не знаю, будет ли лишним напоминать, что это одна из любимых техник Бродского. Бросается в глаза, что среди шахмат мало пешек и множество ферзей.
Александр Бродский, инсталляция для венецианской биеннале архитектуры. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Александр Бродский, инсталляция для венецианской биеннале архитектуры. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Александр Бродский, инсталляция для венецианской биеннале архитектуры. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не будем сейчас интерпретировать инсталляцию, мы просто показываем её вам. Тему биеннале она раскрывает уже тем, что стоит над водой, на границе экспозиционной части, у самого края – на линии между ещё отчасти военной территорией Арсенала и второй её частью, уже освоенной художественно. Да и попросту сделав шаг в портал можно испытать легкое головокружение, как над обрывом, столь свойственное пограничным зонам. Бродский попросту ещё раз показывает нам, что и у края пропасти, под ветром, впрочем в данном случае южным, можно спрятаться, тихо сидеть, играть в шахматы, передвигать своих ферзей. 
Архитектор:
Александр Бродский

26 Мая 2016

Пресса: Сарайный ордер
Дешевые, практичные, остроумные — такие проекты предлагает Архитектурная биеннале в Венеции.
Пресса: Вики Ричардсон: архитектор должен стоять во главе...
Соорганизатор Лондонского фестиваля Архитектуры, член стратегической комиссии при мэре Лондона по вопросам культуры, а также жюри престижных международных премий RIBA Architecture Awards и D&AD Awards Вики Ричардсон беседует с нашим порталом о Венецианской биеннале и промоушене архитекторов.
Пресса: Русская экспозиция на биеннале в Венеции: имперский...
В этом году на архитектурную биеннале в Венеции Россия привезла проект «V.D.N.H. Urban Phenomenon», посвященный возрождению знаковой для россиян территории — ВДНХ. Стоило только биеннале открыться, как в Сети не замедлила развернуться дискуссия: почему именно этот проект? За темой тут же закрепилось определение «спорная». Так ли это?
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.