От материального до неосязаемого

В Венеции продолжается 15-я архитектурная биеннале: представляем обзор самых интересных экспозиций в рамках кураторского проекта Алехандро Аравены.

mainImg
Биеннале проходит в этом году под девизом «Репортаж с фронта»: она посвящена самым острым глобальным проблемам человечества и возможности их решения средствами архитектуры. Кураторская часть выставки до 27 ноября демонстрируется на двух площадках: в Арсенале и главном павильоне сада Джардини. Несмотря на такую пространственную разделенность, экспозиции Аравены помогают (не всегда, впрочем, успешно) не распасться на части несколько сквозных тем.
Вестибюль Арсенала в Венеции © Andrea Avezzù
Вестибюль Арсенала в Венеции © Andrea Avezzù

Одна из них – материалы. Она начинается с вестибюлей обоих выставочных сооружений, где Алехандро Аравена создал нечто вроде инсталляции из вторсырья: металлических профилей и гипсокартона, использованных для создания экспозиции художественной биеннале в прошлом году. Это прозрачный намек на расточительность нашего общества, где невосполняемые ресурсы тратятся бездумно, часто по сиюминутной прихоти.
 
Эскпозиция Amateur Architecture Studio © Нина Фролова
Эскпозиция Amateur Architecture Studio © Нина Фролова

Смежный сюжет представили в Венеции китайский лауреат Притцкеровской премии Ван Шу и его бюро Amateur Architecture Studio: главную архитектурную награду он получил за в целом нехарактерное для современного Китая желание сохранять ремесленные приемы в строительстве, стремление, когда снос традиционных народных построек ради масштабных проектов неизбежен, использовать их материалы как вторсырье в новых зданиях. В Арсенале Ван Шу показал результаты своего исследования и классификации использовавшихся веками материалов – синей черепицы, глазури для керамики, и т.д.
 
ZAO standardarchitecture. Микро-хутун © Нина Фролова
ZAO standardarchitecture. Реконструкция хутуна под библиотеку. Пекин. Ноябрь 2015 © Wang Ziling

Схожие проблемы интересуют архитектора Чжана Кэ (мастерская ZAO / standardarchitecture). Он занимается реконструкцией хутунов – традиционных пекинских кварталов, которых остается все меньше: они располагались в центральной части города, и потому пошли по снос в первую очередь – ради строительства новых небоскребов и торговых центров. Вторая проблема хутунов в том, что это обычно очень плотная – до скученности – застройка, часто без водопровода и канализации, поэтому нередко их жители совсем не против переехать в новую квартиру на окраине. Поэтому еще с 1980-х годов китайские архитекторы разрабатывали разные проекты спасения – реконструкции хутунов: в основном, дорогие, где целый двор-квартал превращался в художественную галерею, бутик-отель или частную резиденцию. Чжан Кэ, напротив, встраивает в хутуны небольшие инфраструктурные объекты, и один из них – детскую библиотеку – он воспроизвел в Арсенале в масштабе 1:1. Китайская традиция учености символически отразилась в проекте через добавленные в бетон чернила.
 
Норман Фостер, Федеральная школа Лозанны, Федеральная школа Цюриха. Модуль аэропорта для беспилотников-дронов

Норман Фостер показал на биеннале свой благотворительный план для Африки, где он планирует создать сеть «аэропортов» для беспилотников-дронов: она заменит привычную транспортную инфраструктуру, создать которую было бы невероятно дорого и сложно. В зоне Арсенала показан первый опытный модуль такого «дронопорта», соединяющий местную строительную технологию (кирпич-сырец) и точные исследования ведущих швейцарских вузов, позволившие перекрыть максимум площади одним сводом.
 
Аэропорт для беспилотников-дронов © Foster + Partners
Аэропорт для беспилотников-дронов © Foster + Partners
Аэропорт для беспилотников-дронов © Foster + Partners
Инсталляция Анны Херингер © Francesco Galli

Анна Херингер, известная своими социальными и «зелеными» проектами для Южной Азии, показала в Джардини возможности глинобитного строительства, которое давно привлекает внимание как экологически чистая и доступная альтернатива бетону и другим «современным» материалам.
 
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Jacopo Salvi

Другой социальной теме – жилья для беженцев – посвящена экспозиция кельнского бюро BeL Sozietät für Architektur: они предлагают использовать для строительства жилья, культурных и образовательных учреждений, офисных зданий и других необходимых сооружений универсальную ячейку, напоминающую «Дом-Ино» Ле Корбюзье – только значительно большую. Стоит вспомнить при этом, что «Дом-Ино» тоже был разработан для беженцев – в начале Первой мировой войны.
 
Дом Allotment House – базовая структура и жильцы ©BeL
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Italo Rondinella
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Italo Rondinella
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Нина Фролова
Экспозиция о Кумбха-Мела. Авторы Рахуль Мехротра и Фелипе Вера © Нина Фролова

Как альтернативу бетонному и любому другому капитальному жилью архитекторы-исследователи Рахуль Мехротра и Фелипе Вера показывают в Венеции временные постройки для размещения паломников, прибывающих на индуистский праздник Кумбха-мела. В 2007 в Аллахабад на это празднество съехалось 70 миллионов человек – мировой рекорд для любого собрания. И это не стало никакой катастрофой: все естественно разместились в легких постройках из бамбука и ткани, а после разъехались по домам, и мультимиллионный «город» исчез, как не бывало. Авторы экспозиции ставят вопрос о временности и «неформальности» как возможных перспективах развития современных городов.
 
Экспозиция о Кумбха-Мела. Авторы Рахуль Мехротра и Фелипе Вера © Italo Rondinella
Инсталляция вьетнамского архитектора Во Чонг Нгиа © Нина Фролова

Не-капитальным также интересуется вьетнамский архитектор Во Чонг Нгиа: его постройки очень часто включают в себя живую зелень, что должно смягчать воздействие на человека агрессивной городской среды. Свою идею он выразил с помощью инсталляции из бамбука, ржавых горшков и живых растений.
 
Экспозиция австрийского бюро Marte.Marte © Italo Rondinella
Экспозиция австрийского бюро Marte.Marte © Italo Rondinella

О совсем неживом материале, а также о красоте (которую Аравена также считает важным общественным благом) – экспозиция австрийцев Marte.Marte. Свою любовь к бетону они выразили в эффектных скульптурных объектах.
 
Экспозиция Михаэля Браунгарта и EPEA Internationale Umweltforschung © Нина Фролова

Напротив, никакой импозантности нет в выставке известного деятеля эко-движения Михаэля Браунгарта, одного из создателей стандарта безопасных строительных материалов Cradle to Cradle. Его эксцентричная экспозиция, включающая даже садовых гномов, напоминает об источнике «зеленого» движения – контркультуре 1960-х с их эстетикой самодельности, так далекой от глянцевого имиджа и масштабной господдержки «устойчивого развития» в наши дни. Неудивительно, что именно этот имидж и «экологические» полумеры и критикует Браунгарт на биеннале.
 
Экспозиция Михаэля Браунгарта и EPEA Internationale Umweltforschung © Нина Фролова
Экспозиция Михаэля Браунгарта и EPEA Internationale Umweltforschung © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Francesco Galli

«Самодельность» стала ценностью для швейцарского архитектора Кристиана Кереца и его бразильского коллеги Уго Мескиты: они тщательно исследовали фавелы постоянно находят оптимальные планирочные и композционные решения, которые вполне могут стать ориентиром для «цивилизованных» архитекторов.
 
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Francesco Galli

Перекресток Уорвик в южноафриканском городе Дурбан – тоже история о самоорганизации. Он был самым криминальным местом в городе, если не в стране, и полицейский Патрик Ндлову, раз за разом арестовываший там одних и тех же персонажей, решил, что проблема требует другого решения. Он уволился из органов и объединился с архитектором Ричардом Добсоном. Созданная ими организация Asiye eTafuleni и бюро архитектора Эндрю Мейкина designworkshop:sa дополнили эстакаду Уорвика мостом-рынком снадобий и предметов для практики традиционной медицины, очень популярной в ЮАР. Доходность этого проекта превзошла все ожидания, и экономическое процветание сразу сделало окрестности более безопасными.
 
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Francesco Galli
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Нина Фролова
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Нина Фролова
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Нина Фролова
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Нина Фролова
LAN. Жилой дом в пригороде Бордо Бегле © Francesco Galli

Парижское бюро LAN представило две свои работы в сфере модернизации доступного жилья – новый комплекс на месте неблагополучного послевоенного комплекса близ Бордо и реконструированные башни в Лормоне – с помощью макетов, где подчеркивается человеческое измерение их работы. Населенные празднующими, ссорящимися, отдыхающими людьми дома дополнены на стенах зала историями конкретных жильцов – они рассказывают, кто они, в какой квартире поселились, что делают сейчас и чем планируют заняться через 15 лет.
 
LAN. Жилой дом в пригороде Бордо Бегле © LAN Architecture
LAN. Район Женикар в Лормоне © Francesco Galli
LAN. Район Женикар в Лормоне © Francesco Galli
LAN. Район Женикар в Лормоне © Julien Lanoo
studio tamassociati. Комплекс учебной студии Миры Наир в Кампале © Нина Фролова

Венецианское бюро studio tamassociati, выступившее в этом году в роли куратора национального павильона Италии, в рамках экспозиции Аравены показало свой проект Maisha Film Lab – некоммерческой учебной студии кинорежиссера Миры Наир в столице Уганды Кампале. В парке, где план определяет символический маршрут по этапам человеческой жизни, расположены павильоны из местного кирпича.
 
Инсталляция бюро Aires Mateus «Щель» © Francesco Galli

Так как красота тоже является общественным благом, а социально незащищенные граждане, как правило, особенно ощущают ее дефицит в окружающей среде, к участию в биеннале были приглашены и известные своим особым вниманием к эстетике авторы. Самой интересной из подобных экспозиций стала инсталляция «Щель» португальских архитекторов – братьев Айриш-Матеуш. Скупыми средствами – ниши с подсветкой в темной комнате – им удалось создать очень тонкую работу, которой они протестуют против исключения красоты из архитектурного дискурса.
 
Инсталляция бюро Aires Mateus «Щель» © Francesco Galli
Инсталляция бюро Aires Mateus «Щель» © Francesco Galli
Инсталляция бюро Aires Mateus «Щель» © Francesco Galli
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Francesco Galli

Другой нематериальной теме – исторической справедливости – посвящена экспозиция архитектурной школы Университета Ватерлоо в канадской провинции Онтарио. Преподаватель этого вуза Роберт Ян Ван Пелт, историк классической архитектуры, был привлечен как свидетель защиты в 2000 году на процессе о клевете: Дэвид Ирвинг был недоволен, что Дебора Липстадт назвала его «отрицателем Холокоста» в книге, выпущенной издательством Penguin Books (эта история легла в основу американо-британского художественного фильма «Отрицание», который выйдет в этом году). Ирвинг, в частности, утверждал, что Освенцим не был лагерем смерти. Так как никакие значимые документы о строительстве – техническое задание, проектные чертежи, другая документация – не сохранилась, Ван Пелту пришлось восстанавливать детали заказа по сохранившимся постройкам, практически так же, как археологи исследуют остатки древних сооружений, выясняя – что это. Ему удалось доказать, опираясь на такие детали, как забранный решеткой глазок в двери, что «морги» и «помещения для дезинфекции» были на самом деле газовыми камерами. Этот рассказ о темной стороне архитектурного проектирования производит особенно большое впечатление: детали корпусов Освенцима, документы и фотографии отлиты в гипсе, напоминая слепки античных статуй или свидетельство другого трагического эпизода мировой истории – «отливки» пустот, образовавшихся в толще пепла на месте тел погибших горожан в Геркулануме.
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Francesco Galli
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Francesco Galli
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Нина Фролова
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Нина Фролова

31 Августа 2016

Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Биеннале: конструкции
Одной из тем биеннале стали экономные современные конструкции, основанные на переосмыслении традиционных инженерных техник. Начинаем рассказывать о них, показываем пока две: поиски швейцарского ETH и кирпичную конструкцию Солано Бенитеса, награжденную «Львом».
Из тени в свет
Кураторы российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции рассказали о проекте национальной экспозиции.
«Истории успеха»
Куратором 15-й международной биеннале в Венеции назначен чилийский архитектор Алехандро Аравена. Биеннале пройдет с 28 мая по 27 ноября 2016 года.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.