От материального до неосязаемого

В Венеции продолжается 15-я архитектурная биеннале: представляем обзор самых интересных экспозиций в рамках кураторского проекта Алехандро Аравены.

mainImg
Биеннале проходит в этом году под девизом «Репортаж с фронта»: она посвящена самым острым глобальным проблемам человечества и возможности их решения средствами архитектуры. Кураторская часть выставки до 27 ноября демонстрируется на двух площадках: в Арсенале и главном павильоне сада Джардини. Несмотря на такую пространственную разделенность, экспозиции Аравены помогают (не всегда, впрочем, успешно) не распасться на части несколько сквозных тем.
Вестибюль Арсенала в Венеции © Andrea Avezzù
Вестибюль Арсенала в Венеции © Andrea Avezzù

Одна из них – материалы. Она начинается с вестибюлей обоих выставочных сооружений, где Алехандро Аравена создал нечто вроде инсталляции из вторсырья: металлических профилей и гипсокартона, использованных для создания экспозиции художественной биеннале в прошлом году. Это прозрачный намек на расточительность нашего общества, где невосполняемые ресурсы тратятся бездумно, часто по сиюминутной прихоти.
 
Эскпозиция Amateur Architecture Studio © Нина Фролова
Эскпозиция Amateur Architecture Studio © Нина Фролова

Смежный сюжет представили в Венеции китайский лауреат Притцкеровской премии Ван Шу и его бюро Amateur Architecture Studio: главную архитектурную награду он получил за в целом нехарактерное для современного Китая желание сохранять ремесленные приемы в строительстве, стремление, когда снос традиционных народных построек ради масштабных проектов неизбежен, использовать их материалы как вторсырье в новых зданиях. В Арсенале Ван Шу показал результаты своего исследования и классификации использовавшихся веками материалов – синей черепицы, глазури для керамики, и т.д.
 
ZAO standardarchitecture. Микро-хутун © Нина Фролова
ZAO standardarchitecture. Реконструкция хутуна под библиотеку. Пекин. Ноябрь 2015 © Wang Ziling

Схожие проблемы интересуют архитектора Чжана Кэ (мастерская ZAO / standardarchitecture). Он занимается реконструкцией хутунов – традиционных пекинских кварталов, которых остается все меньше: они располагались в центральной части города, и потому пошли по снос в первую очередь – ради строительства новых небоскребов и торговых центров. Вторая проблема хутунов в том, что это обычно очень плотная – до скученности – застройка, часто без водопровода и канализации, поэтому нередко их жители совсем не против переехать в новую квартиру на окраине. Поэтому еще с 1980-х годов китайские архитекторы разрабатывали разные проекты спасения – реконструкции хутунов: в основном, дорогие, где целый двор-квартал превращался в художественную галерею, бутик-отель или частную резиденцию. Чжан Кэ, напротив, встраивает в хутуны небольшие инфраструктурные объекты, и один из них – детскую библиотеку – он воспроизвел в Арсенале в масштабе 1:1. Китайская традиция учености символически отразилась в проекте через добавленные в бетон чернила.
 
Норман Фостер, Федеральная школа Лозанны, Федеральная школа Цюриха. Модуль аэропорта для беспилотников-дронов

Норман Фостер показал на биеннале свой благотворительный план для Африки, где он планирует создать сеть «аэропортов» для беспилотников-дронов: она заменит привычную транспортную инфраструктуру, создать которую было бы невероятно дорого и сложно. В зоне Арсенала показан первый опытный модуль такого «дронопорта», соединяющий местную строительную технологию (кирпич-сырец) и точные исследования ведущих швейцарских вузов, позволившие перекрыть максимум площади одним сводом.
 
Аэропорт для беспилотников-дронов © Foster + Partners
Аэропорт для беспилотников-дронов © Foster + Partners
Аэропорт для беспилотников-дронов © Foster + Partners
Инсталляция Анны Херингер © Francesco Galli

Анна Херингер, известная своими социальными и «зелеными» проектами для Южной Азии, показала в Джардини возможности глинобитного строительства, которое давно привлекает внимание как экологически чистая и доступная альтернатива бетону и другим «современным» материалам.
 
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Jacopo Salvi

Другой социальной теме – жилья для беженцев – посвящена экспозиция кельнского бюро BeL Sozietät für Architektur: они предлагают использовать для строительства жилья, культурных и образовательных учреждений, офисных зданий и других необходимых сооружений универсальную ячейку, напоминающую «Дом-Ино» Ле Корбюзье – только значительно большую. Стоит вспомнить при этом, что «Дом-Ино» тоже был разработан для беженцев – в начале Первой мировой войны.
 
Дом Allotment House – базовая структура и жильцы ©BeL
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Italo Rondinella
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Italo Rondinella
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Нина Фролова
Экспозиция о Кумбха-Мела. Авторы Рахуль Мехротра и Фелипе Вера © Нина Фролова

Как альтернативу бетонному и любому другому капитальному жилью архитекторы-исследователи Рахуль Мехротра и Фелипе Вера показывают в Венеции временные постройки для размещения паломников, прибывающих на индуистский праздник Кумбха-мела. В 2007 в Аллахабад на это празднество съехалось 70 миллионов человек – мировой рекорд для любого собрания. И это не стало никакой катастрофой: все естественно разместились в легких постройках из бамбука и ткани, а после разъехались по домам, и мультимиллионный «город» исчез, как не бывало. Авторы экспозиции ставят вопрос о временности и «неформальности» как возможных перспективах развития современных городов.
 
Экспозиция о Кумбха-Мела. Авторы Рахуль Мехротра и Фелипе Вера © Italo Rondinella
Инсталляция вьетнамского архитектора Во Чонг Нгиа © Нина Фролова

Не-капитальным также интересуется вьетнамский архитектор Во Чонг Нгиа: его постройки очень часто включают в себя живую зелень, что должно смягчать воздействие на человека агрессивной городской среды. Свою идею он выразил с помощью инсталляции из бамбука, ржавых горшков и живых растений.
 
Экспозиция австрийского бюро Marte.Marte © Italo Rondinella
Экспозиция австрийского бюро Marte.Marte © Italo Rondinella

О совсем неживом материале, а также о красоте (которую Аравена также считает важным общественным благом) – экспозиция австрийцев Marte.Marte. Свою любовь к бетону они выразили в эффектных скульптурных объектах.
 
Экспозиция Михаэля Браунгарта и EPEA Internationale Umweltforschung © Нина Фролова

Напротив, никакой импозантности нет в выставке известного деятеля эко-движения Михаэля Браунгарта, одного из создателей стандарта безопасных строительных материалов Cradle to Cradle. Его эксцентричная экспозиция, включающая даже садовых гномов, напоминает об источнике «зеленого» движения – контркультуре 1960-х с их эстетикой самодельности, так далекой от глянцевого имиджа и масштабной господдержки «устойчивого развития» в наши дни. Неудивительно, что именно этот имидж и «экологические» полумеры и критикует Браунгарт на биеннале.
 
Экспозиция Михаэля Браунгарта и EPEA Internationale Umweltforschung © Нина Фролова
Экспозиция Михаэля Браунгарта и EPEA Internationale Umweltforschung © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Francesco Galli

«Самодельность» стала ценностью для швейцарского архитектора Кристиана Кереца и его бразильского коллеги Уго Мескиты: они тщательно исследовали фавелы постоянно находят оптимальные планирочные и композционные решения, которые вполне могут стать ориентиром для «цивилизованных» архитекторов.
 
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Francesco Galli

Перекресток Уорвик в южноафриканском городе Дурбан – тоже история о самоорганизации. Он был самым криминальным местом в городе, если не в стране, и полицейский Патрик Ндлову, раз за разом арестовываший там одних и тех же персонажей, решил, что проблема требует другого решения. Он уволился из органов и объединился с архитектором Ричардом Добсоном. Созданная ими организация Asiye eTafuleni и бюро архитектора Эндрю Мейкина designworkshop:sa дополнили эстакаду Уорвика мостом-рынком снадобий и предметов для практики традиционной медицины, очень популярной в ЮАР. Доходность этого проекта превзошла все ожидания, и экономическое процветание сразу сделало окрестности более безопасными.
 
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Francesco Galli
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Нина Фролова
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Нина Фролова
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Нина Фролова
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Нина Фролова
LAN. Жилой дом в пригороде Бордо Бегле © Francesco Galli

Парижское бюро LAN представило две свои работы в сфере модернизации доступного жилья – новый комплекс на месте неблагополучного послевоенного комплекса близ Бордо и реконструированные башни в Лормоне – с помощью макетов, где подчеркивается человеческое измерение их работы. Населенные празднующими, ссорящимися, отдыхающими людьми дома дополнены на стенах зала историями конкретных жильцов – они рассказывают, кто они, в какой квартире поселились, что делают сейчас и чем планируют заняться через 15 лет.
 
LAN. Жилой дом в пригороде Бордо Бегле © LAN Architecture
LAN. Район Женикар в Лормоне © Francesco Galli
LAN. Район Женикар в Лормоне © Francesco Galli
LAN. Район Женикар в Лормоне © Julien Lanoo
studio tamassociati. Комплекс учебной студии Миры Наир в Кампале © Нина Фролова

Венецианское бюро studio tamassociati, выступившее в этом году в роли куратора национального павильона Италии, в рамках экспозиции Аравены показало свой проект Maisha Film Lab – некоммерческой учебной студии кинорежиссера Миры Наир в столице Уганды Кампале. В парке, где план определяет символический маршрут по этапам человеческой жизни, расположены павильоны из местного кирпича.
 
Инсталляция бюро Aires Mateus «Щель» © Francesco Galli

Так как красота тоже является общественным благом, а социально незащищенные граждане, как правило, особенно ощущают ее дефицит в окружающей среде, к участию в биеннале были приглашены и известные своим особым вниманием к эстетике авторы. Самой интересной из подобных экспозиций стала инсталляция «Щель» португальских архитекторов – братьев Айриш-Матеуш. Скупыми средствами – ниши с подсветкой в темной комнате – им удалось создать очень тонкую работу, которой они протестуют против исключения красоты из архитектурного дискурса.
 
Инсталляция бюро Aires Mateus «Щель» © Francesco Galli
Инсталляция бюро Aires Mateus «Щель» © Francesco Galli
Инсталляция бюро Aires Mateus «Щель» © Francesco Galli
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Francesco Galli

Другой нематериальной теме – исторической справедливости – посвящена экспозиция архитектурной школы Университета Ватерлоо в канадской провинции Онтарио. Преподаватель этого вуза Роберт Ян Ван Пелт, историк классической архитектуры, был привлечен как свидетель защиты в 2000 году на процессе о клевете: Дэвид Ирвинг был недоволен, что Дебора Липстадт назвала его «отрицателем Холокоста» в книге, выпущенной издательством Penguin Books (эта история легла в основу американо-британского художественного фильма «Отрицание», который выйдет в этом году). Ирвинг, в частности, утверждал, что Освенцим не был лагерем смерти. Так как никакие значимые документы о строительстве – техническое задание, проектные чертежи, другая документация – не сохранилась, Ван Пелту пришлось восстанавливать детали заказа по сохранившимся постройкам, практически так же, как археологи исследуют остатки древних сооружений, выясняя – что это. Ему удалось доказать, опираясь на такие детали, как забранный решеткой глазок в двери, что «морги» и «помещения для дезинфекции» были на самом деле газовыми камерами. Этот рассказ о темной стороне архитектурного проектирования производит особенно большое впечатление: детали корпусов Освенцима, документы и фотографии отлиты в гипсе, напоминая слепки античных статуй или свидетельство другого трагического эпизода мировой истории – «отливки» пустот, образовавшихся в толще пепла на месте тел погибших горожан в Геркулануме.
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Francesco Galli
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Francesco Galli
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Нина Фролова
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Нина Фролова

31 Августа 2016

Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Биеннале: конструкции
Одной из тем биеннале стали экономные современные конструкции, основанные на переосмыслении традиционных инженерных техник. Начинаем рассказывать о них, показываем пока две: поиски швейцарского ETH и кирпичную конструкцию Солано Бенитеса, награжденную «Львом».
Из тени в свет
Кураторы российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции рассказали о проекте национальной экспозиции.
«Истории успеха»
Куратором 15-й международной биеннале в Венеции назначен чилийский архитектор Алехандро Аравена. Биеннале пройдет с 28 мая по 27 ноября 2016 года.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.