От материального до неосязаемого

В Венеции продолжается 15-я архитектурная биеннале: представляем обзор самых интересных экспозиций в рамках кураторского проекта Алехандро Аравены.

mainImg
Биеннале проходит в этом году под девизом «Репортаж с фронта»: она посвящена самым острым глобальным проблемам человечества и возможности их решения средствами архитектуры. Кураторская часть выставки до 27 ноября демонстрируется на двух площадках: в Арсенале и главном павильоне сада Джардини. Несмотря на такую пространственную разделенность, экспозиции Аравены помогают (не всегда, впрочем, успешно) не распасться на части несколько сквозных тем.
Вестибюль Арсенала в Венеции © Andrea Avezzù
Вестибюль Арсенала в Венеции © Andrea Avezzù

Одна из них – материалы. Она начинается с вестибюлей обоих выставочных сооружений, где Алехандро Аравена создал нечто вроде инсталляции из вторсырья: металлических профилей и гипсокартона, использованных для создания экспозиции художественной биеннале в прошлом году. Это прозрачный намек на расточительность нашего общества, где невосполняемые ресурсы тратятся бездумно, часто по сиюминутной прихоти.
 
Эскпозиция Amateur Architecture Studio © Нина Фролова
Эскпозиция Amateur Architecture Studio © Нина Фролова

Смежный сюжет представили в Венеции китайский лауреат Притцкеровской премии Ван Шу и его бюро Amateur Architecture Studio: главную архитектурную награду он получил за в целом нехарактерное для современного Китая желание сохранять ремесленные приемы в строительстве, стремление, когда снос традиционных народных построек ради масштабных проектов неизбежен, использовать их материалы как вторсырье в новых зданиях. В Арсенале Ван Шу показал результаты своего исследования и классификации использовавшихся веками материалов – синей черепицы, глазури для керамики, и т.д.
 
ZAO standardarchitecture. Микро-хутун © Нина Фролова
ZAO standardarchitecture. Реконструкция хутуна под библиотеку. Пекин. Ноябрь 2015 © Wang Ziling

Схожие проблемы интересуют архитектора Чжана Кэ (мастерская ZAO / standardarchitecture). Он занимается реконструкцией хутунов – традиционных пекинских кварталов, которых остается все меньше: они располагались в центральной части города, и потому пошли по снос в первую очередь – ради строительства новых небоскребов и торговых центров. Вторая проблема хутунов в том, что это обычно очень плотная – до скученности – застройка, часто без водопровода и канализации, поэтому нередко их жители совсем не против переехать в новую квартиру на окраине. Поэтому еще с 1980-х годов китайские архитекторы разрабатывали разные проекты спасения – реконструкции хутунов: в основном, дорогие, где целый двор-квартал превращался в художественную галерею, бутик-отель или частную резиденцию. Чжан Кэ, напротив, встраивает в хутуны небольшие инфраструктурные объекты, и один из них – детскую библиотеку – он воспроизвел в Арсенале в масштабе 1:1. Китайская традиция учености символически отразилась в проекте через добавленные в бетон чернила.
 
Норман Фостер, Федеральная школа Лозанны, Федеральная школа Цюриха. Модуль аэропорта для беспилотников-дронов

Норман Фостер показал на биеннале свой благотворительный план для Африки, где он планирует создать сеть «аэропортов» для беспилотников-дронов: она заменит привычную транспортную инфраструктуру, создать которую было бы невероятно дорого и сложно. В зоне Арсенала показан первый опытный модуль такого «дронопорта», соединяющий местную строительную технологию (кирпич-сырец) и точные исследования ведущих швейцарских вузов, позволившие перекрыть максимум площади одним сводом.
 
Аэропорт для беспилотников-дронов © Foster + Partners
Аэропорт для беспилотников-дронов © Foster + Partners
Аэропорт для беспилотников-дронов © Foster + Partners
Инсталляция Анны Херингер © Francesco Galli

Анна Херингер, известная своими социальными и «зелеными» проектами для Южной Азии, показала в Джардини возможности глинобитного строительства, которое давно привлекает внимание как экологически чистая и доступная альтернатива бетону и другим «современным» материалам.
 
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Jacopo Salvi

Другой социальной теме – жилья для беженцев – посвящена экспозиция кельнского бюро BeL Sozietät für Architektur: они предлагают использовать для строительства жилья, культурных и образовательных учреждений, офисных зданий и других необходимых сооружений универсальную ячейку, напоминающую «Дом-Ино» Ле Корбюзье – только значительно большую. Стоит вспомнить при этом, что «Дом-Ино» тоже был разработан для беженцев – в начале Первой мировой войны.
 
Дом Allotment House – базовая структура и жильцы ©BeL
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Italo Rondinella
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Italo Rondinella
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Нина Фролова
Экспозиция о Кумбха-Мела. Авторы Рахуль Мехротра и Фелипе Вера © Нина Фролова

Как альтернативу бетонному и любому другому капитальному жилью архитекторы-исследователи Рахуль Мехротра и Фелипе Вера показывают в Венеции временные постройки для размещения паломников, прибывающих на индуистский праздник Кумбха-мела. В 2007 в Аллахабад на это празднество съехалось 70 миллионов человек – мировой рекорд для любого собрания. И это не стало никакой катастрофой: все естественно разместились в легких постройках из бамбука и ткани, а после разъехались по домам, и мультимиллионный «город» исчез, как не бывало. Авторы экспозиции ставят вопрос о временности и «неформальности» как возможных перспективах развития современных городов.
 
Экспозиция о Кумбха-Мела. Авторы Рахуль Мехротра и Фелипе Вера © Italo Rondinella
Инсталляция вьетнамского архитектора Во Чонг Нгиа © Нина Фролова

Не-капитальным также интересуется вьетнамский архитектор Во Чонг Нгиа: его постройки очень часто включают в себя живую зелень, что должно смягчать воздействие на человека агрессивной городской среды. Свою идею он выразил с помощью инсталляции из бамбука, ржавых горшков и живых растений.
 
Экспозиция австрийского бюро Marte.Marte © Italo Rondinella
Экспозиция австрийского бюро Marte.Marte © Italo Rondinella

О совсем неживом материале, а также о красоте (которую Аравена также считает важным общественным благом) – экспозиция австрийцев Marte.Marte. Свою любовь к бетону они выразили в эффектных скульптурных объектах.
 
Экспозиция Михаэля Браунгарта и EPEA Internationale Umweltforschung © Нина Фролова

Напротив, никакой импозантности нет в выставке известного деятеля эко-движения Михаэля Браунгарта, одного из создателей стандарта безопасных строительных материалов Cradle to Cradle. Его эксцентричная экспозиция, включающая даже садовых гномов, напоминает об источнике «зеленого» движения – контркультуре 1960-х с их эстетикой самодельности, так далекой от глянцевого имиджа и масштабной господдержки «устойчивого развития» в наши дни. Неудивительно, что именно этот имидж и «экологические» полумеры и критикует Браунгарт на биеннале.
 
Экспозиция Михаэля Браунгарта и EPEA Internationale Umweltforschung © Нина Фролова
Экспозиция Михаэля Браунгарта и EPEA Internationale Umweltforschung © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Francesco Galli

«Самодельность» стала ценностью для швейцарского архитектора Кристиана Кереца и его бразильского коллеги Уго Мескиты: они тщательно исследовали фавелы постоянно находят оптимальные планирочные и композционные решения, которые вполне могут стать ориентиром для «цивилизованных» архитекторов.
 
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция Кристиана Кереца и Уго Мескиты © Нина Фролова
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Francesco Galli

Перекресток Уорвик в южноафриканском городе Дурбан – тоже история о самоорганизации. Он был самым криминальным местом в городе, если не в стране, и полицейский Патрик Ндлову, раз за разом арестовываший там одних и тех же персонажей, решил, что проблема требует другого решения. Он уволился из органов и объединился с архитектором Ричардом Добсоном. Созданная ими организация Asiye eTafuleni и бюро архитектора Эндрю Мейкина designworkshop:sa дополнили эстакаду Уорвика мостом-рынком снадобий и предметов для практики традиционной медицины, очень популярной в ЮАР. Доходность этого проекта превзошла все ожидания, и экономическое процветание сразу сделало окрестности более безопасными.
 
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Francesco Galli
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Нина Фролова
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Нина Фролова
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Нина Фролова
Экспозиция о реконструкции перекрестка в Дурбане © Нина Фролова
LAN. Жилой дом в пригороде Бордо Бегле © Francesco Galli

Парижское бюро LAN представило две свои работы в сфере модернизации доступного жилья – новый комплекс на месте неблагополучного послевоенного комплекса близ Бордо и реконструированные башни в Лормоне – с помощью макетов, где подчеркивается человеческое измерение их работы. Населенные празднующими, ссорящимися, отдыхающими людьми дома дополнены на стенах зала историями конкретных жильцов – они рассказывают, кто они, в какой квартире поселились, что делают сейчас и чем планируют заняться через 15 лет.
 
LAN. Жилой дом в пригороде Бордо Бегле © LAN Architecture
LAN. Район Женикар в Лормоне © Francesco Galli
LAN. Район Женикар в Лормоне © Francesco Galli
LAN. Район Женикар в Лормоне © Julien Lanoo
studio tamassociati. Комплекс учебной студии Миры Наир в Кампале © Нина Фролова

Венецианское бюро studio tamassociati, выступившее в этом году в роли куратора национального павильона Италии, в рамках экспозиции Аравены показало свой проект Maisha Film Lab – некоммерческой учебной студии кинорежиссера Миры Наир в столице Уганды Кампале. В парке, где план определяет символический маршрут по этапам человеческой жизни, расположены павильоны из местного кирпича.
 
Инсталляция бюро Aires Mateus «Щель» © Francesco Galli

Так как красота тоже является общественным благом, а социально незащищенные граждане, как правило, особенно ощущают ее дефицит в окружающей среде, к участию в биеннале были приглашены и известные своим особым вниманием к эстетике авторы. Самой интересной из подобных экспозиций стала инсталляция «Щель» португальских архитекторов – братьев Айриш-Матеуш. Скупыми средствами – ниши с подсветкой в темной комнате – им удалось создать очень тонкую работу, которой они протестуют против исключения красоты из архитектурного дискурса.
 
Инсталляция бюро Aires Mateus «Щель» © Francesco Galli
Инсталляция бюро Aires Mateus «Щель» © Francesco Galli
Инсталляция бюро Aires Mateus «Щель» © Francesco Galli
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Francesco Galli

Другой нематериальной теме – исторической справедливости – посвящена экспозиция архитектурной школы Университета Ватерлоо в канадской провинции Онтарио. Преподаватель этого вуза Роберт Ян Ван Пелт, историк классической архитектуры, был привлечен как свидетель защиты в 2000 году на процессе о клевете: Дэвид Ирвинг был недоволен, что Дебора Липстадт назвала его «отрицателем Холокоста» в книге, выпущенной издательством Penguin Books (эта история легла в основу американо-британского художественного фильма «Отрицание», который выйдет в этом году). Ирвинг, в частности, утверждал, что Освенцим не был лагерем смерти. Так как никакие значимые документы о строительстве – техническое задание, проектные чертежи, другая документация – не сохранилась, Ван Пелту пришлось восстанавливать детали заказа по сохранившимся постройкам, практически так же, как археологи исследуют остатки древних сооружений, выясняя – что это. Ему удалось доказать, опираясь на такие детали, как забранный решеткой глазок в двери, что «морги» и «помещения для дезинфекции» были на самом деле газовыми камерами. Этот рассказ о темной стороне архитектурного проектирования производит особенно большое впечатление: детали корпусов Освенцима, документы и фотографии отлиты в гипсе, напоминая слепки античных статуй или свидетельство другого трагического эпизода мировой истории – «отливки» пустот, образовавшихся в толще пепла на месте тел погибших горожан в Геркулануме.
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Francesco Galli
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Francesco Galli
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Нина Фролова
«Хранилище вещественных доказательств». Экспозиция Архитектурной школы Университета Ватерлоо © Нина Фролова

31 Августа 2016

Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Биеннале: конструкции
Одной из тем биеннале стали экономные современные конструкции, основанные на переосмыслении традиционных инженерных техник. Начинаем рассказывать о них, показываем пока две: поиски швейцарского ETH и кирпичную конструкцию Солано Бенитеса, награжденную «Львом».
Из тени в свет
Кураторы российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции рассказали о проекте национальной экспозиции.
«Истории успеха»
Куратором 15-й международной биеннале в Венеции назначен чилийский архитектор Алехандро Аравена. Биеннале пройдет с 28 мая по 27 ноября 2016 года.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.