Микросхема и айдентика

Сергей Кузнецов и Екатерина Проничева рассказывают о кураторском замысле павильона России на венецианской биеннале.

mainImg
Сергей Кузнецов и Екатерина Проничева провели 26 мая экскурсию для журналистов по павильону России на венецианской биеннале архитектуры. Вначале рассказ коснулся стратегий реконструкции ВДНХ, где, как подчеркнул Кузнецов, между уничтожением и консервацией выбрана ревитализация. От идеологии прошлого, подчеркнул куратор, необходимо отрешиться, выработав отношение к ВДНХ как к памятнику, который необходимо сохранять. И в то же время – выработать «новую идеологию» будущего развития этой территории. Мы записали большую часть рассказа куратора и сокуратора, посвященную принципам выбора стратегии развития, а также исследованию, проведенному в рамках работы над павильоном, и предлагаем этот рассказ вашему вниманию. Вопросы задают журналисты, участники экскурсии. Запись начинается с зала идей будущего развития на втором этаже, у макета ВДНХ, выполненного в виде микросхемы.



Сергей Кузнецов:
– Микросхема или материнская плата призвана коротко и четко показать наше сегодняшнее отношение к развитию территории. Наша кураторская позиция состоит в том, что архитектура сегодня это не работа застывших форм, которая имеет начало – проект, и конец – ввод в эксплуатацию. Архитектура сегодня – профессия, призванная постоянно что-то искать, придумывать, пробовать, искать смыслы. Здания, территории, парки, такие большие объекты, как ВДНХ – стали подобны гаджетам. Иными словами, у них есть жесткая основа и есть ток, который ее питает. Как человек, который на айфоне на одной и той же базе может скомплектовать разные приложения, также и сегодня архитектор или власти, которые развивают территорию, менеджмент или даже просто люди, приходящие сюда, могут набрать на этой территории необходимое количество историй, активностей, которые им нравятся. Вот эта «материнская плата» может быть заряжена разными смыслами, что мы попытались себе представить. У вас за спиной показаны результаты воркшопа, который мы провели с коллегами из ВШУ, Висенте Гуайарта и его институции. «Материнская плата» это хард, идеи воркшопа – софт, они здесь расположены друг напротив друга. Софт может быть безумным, нереальным и выглядеть абсолютно странно, при этом интересно. А хард жесткий, может быть более строгий. И тем не менее, мы понимаем что он несет этот софт. Можно придумывать, даже в чем-то ошибаться, делать какие-то вещи простые или сложные вещи, временные или постоянные. Это неразрывный процесс, у него никакого конца.
Макет-плата. Павильон России на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Территория живет, пока есть процесс ее проектирования и создания. Об этом сказано в тексте (написанном на торцевой стене), и примерно о том же говорят известные, успешные архитекторы в видео-ролике. Они участвуют в нашей работе, делятся с нами своими идеями. Кроме того здесь есть ролик, который показывает рабочий процесс воркшопа. Это была отдельная, параллельная с созданием павильона, очень интересная работа со студентами, которые погрузились в тему ВДНХ. Мы рассказывали, поясняли, давали какие-то задания. И создали пакет идей. Причем, даже не вникая в них глубоко, мы видим, что это абсолютно бесконечный набор всякой всячины.
Проекты участников воркшопа. Павильон России на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал «материнской платы», видео с ответами архитекторов. Павильон России на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Екатерина Проничева:
– Я добавлю только то, что ВДНХ – это не про прошлое. Мы не хотим быть законсервированным музеем СССР или памятником советской эпохи или какой-то константой. Мы с уважением относимся к тому наследию, которое нам досталось, к памятникам. Но мы хотим новой жизни. Поэтому молодые интересные архитекторы, урбанисты, философы, музейщики, люди, которые занимаются музейными выставками, спортсмены – кто угодно, приходят и предлагают новую жизнь, исходя из тех потребностей, которые диктуют сейчас современные горожане. И это наша основная миссия: города в городе, где можно организовать свой досуг или свою жизнь, имея равные возможности, но на такой матрице, на материнской плате прекрасного архитектурного ансамбля.

Вопрос:
– Чем новым наполняется ВДНХ?

Е.П.:
– Жизнью. Если еще в 2014 году это был торговый комплекс или рынок под открытым небом, то сейчас это большой социально ориентированный и многофункциональный комплекс: и музейные выставки, и спортивная активность, и экспо, которая функционирует как одна из основных площадок города и крупнейший досуговый центр. Мне кажется, что поменялось все.

Вопрос:
– Как планируется развивать ВДНХ в будущем?

Е.П.:
– Собственно мы сейчас и говорим о том, как планируем развивать, используя основу, которая была заложена в виде архитектурного ансамбля, приглашая молодых архитекторов, урбанистов. У нас постоянно работают лаборатории, исследования на тему ВДНХ. Мы проводим социологические исследования, определяем особенности этого идеального мира, можно я так скажу? Отвечая на эти запросы, мы формулируем ответы, определяемся с наполнением и функциями. Преобладает культурно-образовательная функция.
«Библиотека». Павильон России на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вопрос:
– Были ли интересные идеи в рамках воркшопа?

С.К.:
– Есть ряд идей абсолютно безумных, просто размышляющих о неком далеком будущем. Есть идеи практического свойства, типа фестиваля современного искусства, беспилотных самолетов, полетов, новых видов транспорта, которые можно было бы пробовать на ВДНХ, и вообще технических фишек, нововведений в городском управлении и прочее. Кстати, чем вообще занимаются студенты Школы урбанистики и Висенте Гуайарт, это разного рода внедрения новшеств, новаций в городской среде. Что-то реально можно реализовывать. Хотя, еще раз говорю, идея была не в том, чтобы найти конкретные вещи для ВДНХ, их дирекция и так находит в больших количествах. Идея была в том, чтобы показать, широкий ряд возможностей данной территории. Она была брошена, запущена и занималась абсолютно банальными вещами. Где линия фронта? Линия фронта в каждом человеке проходит. Как из него вытащить банальное и засунуть интересное. Мы как архитекторы, менеджеры государственные, служащие, мы с этим боремся.

Зал библиотеки
Марки. Павильон России на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

С.К.:
– Нам кажется, что после всего увиденного, людям должно захотеться узнать что-то еще, большее о том, что такое ВДНХ, как она создавалась, насколько это интересно. И мы сделали подобие библиотеки: пространство, в котором собраны графические работы одного из воспитанников Академии художеств Алексея Резвого, созданные специально для павильона. И «библиотека», которая содержит массу интересных фактов. Все эти книги настоящие, они созданы для павильона. Не совсем книги, скорее наборы неких интересных вещей: почтовые карточки, фрагменты планов, какие-то иллюстрации. Например, «Личное дело Олтаржеского», человека, который фактически создал эту идею, придумал, родил, реализовал, и попал в тюрьму потом. Вот рассказ про его судьбу.

Без понимания персоналий: вклада людей, которые это создавали, невозможно серьезно отнестись к этой территории. Мы попробуем правильно ее развивать. То, чем мы владеем, заслуживает огромного внимания. И бывает незаслуженно обойдено вниманием. Это как история фотографии: женщина с лестницы на плакате биеннале, которая исследовала пустыню, делала зарисовки. Мы часто не в состоянии понять, оценить то, что у нас есть. Или времени не хватает, или мы находимся в плену других вещей. И мы предлагаем всем немного выдохнуть, остаться: здесь есть стол, стулья, можно сесть, взять любую книгу. Это настоящее научное исследование истории создания ВДНХ. Здесь есть разные вырезки из газет, статьи. В то же время это маленький музей, размером с комнату. Бюджет павильона пошел также на исследования и сбор материала, работу с текстами, иллюстрациями, с графикой и так далее. Огромное-огромное количество задач.
Графика Алексея Резвого. Павильон России на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография Ю. Тарабариной, Архи.ру

Я скажу от всей команды: мы довольны результатом. Это работа, которая шла год, год жизни каждого из нас по скрупулезному сбору материалов, выстраиванию рассказа, ведь не так просто вложить в голову человека за 10 минут посещения павильона представление об этой гигантской истории, которая физически огромна. А если учесть ее протяженность во времени, то она вообще фактически бесконечна, многослойна. Мы попытались реализовать эту задачу, рассказав о своем отношении к ней, рассказав о том, что сегодня делает правительство Москвы во главе с Сергеем Семеновичем, какие у нас идеи.

И этот рассказ на самом деле шире, чем просто о ВДНХ. Это еще и рассказ о том, как сегодня развивается город Москва. То, что вы видим здесь, на примере ВДНХ, и то, что сегодня происходит в Москве, вызвано абсолютно теми же предпосылками, идеями, соображениями, желаниями. Просто ВДНХ – это феномен, потому что здесь собрано все: история, культура, советское наследие, и позднее наследие, история падения, восстание из пепла. Даже по сравнению с огромным количеством социальных проектов: жилья, детских садов, школ – это, наверное, самый социальный проект города, который у нас сегодня есть. На выходе у нас есть кредит-лист, где можно посмотреть все. Команда огромная, около 100 человек команда, гигантский коллектив, которому мы дико благодарны.

Вопрос:
– Сколько всего книг вы напечатали?

Е.П.:
– Сорок восемь видов книг. Это только напечатать, а оцифровать материал, это Государственный архив, это архив ВДНХ. Мы очень благодарны Музею архитектуры, который нам предоставил абсолютно уникальные материалы.

Вопрос:
– Это будет как-то в дальнейшем использоваться?
Вы не хотите это продавать, распространять?

Е.П.:
– В данном случае мы говорим о популяризации знаний и о том наследии, которое мы получили. Доступ к наследию должен быть априори общедоступным. Мы сделаем соответствующую медиатеку, и все студенты и просто интересующиеся смогут получить бесплатный доступ к этим знаниям. Это то, что важно понимать про развитие архитектуры и таких институций, которые создавались на рубеже 30-40 годов.

С.К.:
– Мы хотим это выставлять в Москве. Выставка переедет, мы найдем другое место на ВДНХ.

Вопрос:
– Вы уже определились куда переедет выставка?

Е.П.:
– Мы определяемся. Я думаю, что это будет где-то во входной группе ВДНХ, чтобы у всех был общий доступ, и была возможность ознакомиться с историей.

Вопрос:
– Почему он (Алексей Резвый) рисовал вручную, а не использовал компьютер?

С.К.:
– У нас многое вручную сделано. У нас в России почет ручному труду, именно художественному труду, в очень высокой степени. У нас, например, архитектурное образование дается все еще через огромный объем работы руками. Я сам, как студент, когда учился, у нас навыки работы руками в первые годы до того, как ты начинаешь работать на компьютере и делать обычные для всех архитекторов вещи, ты обязательно 2-3 года очень интенсивно работаешь руками. Потому что у нас в российской, советской школе есть такое убеждение, что образование, полученное через ручной труд, даже ремесленные навыки, усваивается значительно лучше. Это наша школа. Структура тоже сделана вручную. Еще это вопрос преемственности и айдентики. Мы же показываем нашу, российскую культуру. Нам это очень важно. Мы все можем печатать на 3D, но мы хотим показать историю про то, почему та культура, она во многом сегодня тоже наша, причем культура производства. Хотим уметь и ценить.

Е.П.:
– Мы говорим, что ВДНХ во многом образовательная территория. И для нас этот проект, в том числе, был образовательный. Огромное количество ребят, студентов, и из Академии художеств, и из Высшей школы урбанистики, у них была задача создать что-то на базе общего знания. Поэтому все, что здесь создано, это, в основном, создано руками студентов, это лаборатория про ВДНХ.

С.К.:
– Вы можете сравнить тот зал, который про будущее, он сделан на компьютере, и даже макет напечатан на 3D-принтере. Здесь, наоборот, все про преемственность, осознание, осмысление, айдентику.

29 Мая 2016

Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Биеннале: конструкции
Одной из тем биеннале стали экономные современные конструкции, основанные на переосмыслении традиционных инженерных техник. Начинаем рассказывать о них, показываем пока две: поиски швейцарского ETH и кирпичную конструкцию Солано Бенитеса, награжденную «Львом».
Из тени в свет
Кураторы российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции рассказали о проекте национальной экспозиции.
«Истории успеха»
Куратором 15-й международной биеннале в Венеции назначен чилийский архитектор Алехандро Аравена. Биеннале пройдет с 28 мая по 27 ноября 2016 года.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил кленовый брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.