Микросхема и айдентика

Сергей Кузнецов и Екатерина Проничева рассказывают о кураторском замысле павильона России на венецианской биеннале.

mainImg
Сергей Кузнецов и Екатерина Проничева провели 26 мая экскурсию для журналистов по павильону России на венецианской биеннале архитектуры. Вначале рассказ коснулся стратегий реконструкции ВДНХ, где, как подчеркнул Кузнецов, между уничтожением и консервацией выбрана ревитализация. От идеологии прошлого, подчеркнул куратор, необходимо отрешиться, выработав отношение к ВДНХ как к памятнику, который необходимо сохранять. И в то же время – выработать «новую идеологию» будущего развития этой территории. Мы записали большую часть рассказа куратора и сокуратора, посвященную принципам выбора стратегии развития, а также исследованию, проведенному в рамках работы над павильоном, и предлагаем этот рассказ вашему вниманию. Вопросы задают журналисты, участники экскурсии. Запись начинается с зала идей будущего развития на втором этаже, у макета ВДНХ, выполненного в виде микросхемы.



Сергей Кузнецов:
– Микросхема или материнская плата призвана коротко и четко показать наше сегодняшнее отношение к развитию территории. Наша кураторская позиция состоит в том, что архитектура сегодня это не работа застывших форм, которая имеет начало – проект, и конец – ввод в эксплуатацию. Архитектура сегодня – профессия, призванная постоянно что-то искать, придумывать, пробовать, искать смыслы. Здания, территории, парки, такие большие объекты, как ВДНХ – стали подобны гаджетам. Иными словами, у них есть жесткая основа и есть ток, который ее питает. Как человек, который на айфоне на одной и той же базе может скомплектовать разные приложения, также и сегодня архитектор или власти, которые развивают территорию, менеджмент или даже просто люди, приходящие сюда, могут набрать на этой территории необходимое количество историй, активностей, которые им нравятся. Вот эта «материнская плата» может быть заряжена разными смыслами, что мы попытались себе представить. У вас за спиной показаны результаты воркшопа, который мы провели с коллегами из ВШУ, Висенте Гуайарта и его институции. «Материнская плата» это хард, идеи воркшопа – софт, они здесь расположены друг напротив друга. Софт может быть безумным, нереальным и выглядеть абсолютно странно, при этом интересно. А хард жесткий, может быть более строгий. И тем не менее, мы понимаем что он несет этот софт. Можно придумывать, даже в чем-то ошибаться, делать какие-то вещи простые или сложные вещи, временные или постоянные. Это неразрывный процесс, у него никакого конца.
Макет-плата. Павильон России на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Территория живет, пока есть процесс ее проектирования и создания. Об этом сказано в тексте (написанном на торцевой стене), и примерно о том же говорят известные, успешные архитекторы в видео-ролике. Они участвуют в нашей работе, делятся с нами своими идеями. Кроме того здесь есть ролик, который показывает рабочий процесс воркшопа. Это была отдельная, параллельная с созданием павильона, очень интересная работа со студентами, которые погрузились в тему ВДНХ. Мы рассказывали, поясняли, давали какие-то задания. И создали пакет идей. Причем, даже не вникая в них глубоко, мы видим, что это абсолютно бесконечный набор всякой всячины.
Проекты участников воркшопа. Павильон России на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал «материнской платы», видео с ответами архитекторов. Павильон России на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Екатерина Проничева:
– Я добавлю только то, что ВДНХ – это не про прошлое. Мы не хотим быть законсервированным музеем СССР или памятником советской эпохи или какой-то константой. Мы с уважением относимся к тому наследию, которое нам досталось, к памятникам. Но мы хотим новой жизни. Поэтому молодые интересные архитекторы, урбанисты, философы, музейщики, люди, которые занимаются музейными выставками, спортсмены – кто угодно, приходят и предлагают новую жизнь, исходя из тех потребностей, которые диктуют сейчас современные горожане. И это наша основная миссия: города в городе, где можно организовать свой досуг или свою жизнь, имея равные возможности, но на такой матрице, на материнской плате прекрасного архитектурного ансамбля.

Вопрос:
– Чем новым наполняется ВДНХ?

Е.П.:
– Жизнью. Если еще в 2014 году это был торговый комплекс или рынок под открытым небом, то сейчас это большой социально ориентированный и многофункциональный комплекс: и музейные выставки, и спортивная активность, и экспо, которая функционирует как одна из основных площадок города и крупнейший досуговый центр. Мне кажется, что поменялось все.

Вопрос:
– Как планируется развивать ВДНХ в будущем?

Е.П.:
– Собственно мы сейчас и говорим о том, как планируем развивать, используя основу, которая была заложена в виде архитектурного ансамбля, приглашая молодых архитекторов, урбанистов. У нас постоянно работают лаборатории, исследования на тему ВДНХ. Мы проводим социологические исследования, определяем особенности этого идеального мира, можно я так скажу? Отвечая на эти запросы, мы формулируем ответы, определяемся с наполнением и функциями. Преобладает культурно-образовательная функция.
«Библиотека». Павильон России на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вопрос:
– Были ли интересные идеи в рамках воркшопа?

С.К.:
– Есть ряд идей абсолютно безумных, просто размышляющих о неком далеком будущем. Есть идеи практического свойства, типа фестиваля современного искусства, беспилотных самолетов, полетов, новых видов транспорта, которые можно было бы пробовать на ВДНХ, и вообще технических фишек, нововведений в городском управлении и прочее. Кстати, чем вообще занимаются студенты Школы урбанистики и Висенте Гуайарт, это разного рода внедрения новшеств, новаций в городской среде. Что-то реально можно реализовывать. Хотя, еще раз говорю, идея была не в том, чтобы найти конкретные вещи для ВДНХ, их дирекция и так находит в больших количествах. Идея была в том, чтобы показать, широкий ряд возможностей данной территории. Она была брошена, запущена и занималась абсолютно банальными вещами. Где линия фронта? Линия фронта в каждом человеке проходит. Как из него вытащить банальное и засунуть интересное. Мы как архитекторы, менеджеры государственные, служащие, мы с этим боремся.

Зал библиотеки
Марки. Павильон России на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

С.К.:
– Нам кажется, что после всего увиденного, людям должно захотеться узнать что-то еще, большее о том, что такое ВДНХ, как она создавалась, насколько это интересно. И мы сделали подобие библиотеки: пространство, в котором собраны графические работы одного из воспитанников Академии художеств Алексея Резвого, созданные специально для павильона. И «библиотека», которая содержит массу интересных фактов. Все эти книги настоящие, они созданы для павильона. Не совсем книги, скорее наборы неких интересных вещей: почтовые карточки, фрагменты планов, какие-то иллюстрации. Например, «Личное дело Олтаржеского», человека, который фактически создал эту идею, придумал, родил, реализовал, и попал в тюрьму потом. Вот рассказ про его судьбу.

Без понимания персоналий: вклада людей, которые это создавали, невозможно серьезно отнестись к этой территории. Мы попробуем правильно ее развивать. То, чем мы владеем, заслуживает огромного внимания. И бывает незаслуженно обойдено вниманием. Это как история фотографии: женщина с лестницы на плакате биеннале, которая исследовала пустыню, делала зарисовки. Мы часто не в состоянии понять, оценить то, что у нас есть. Или времени не хватает, или мы находимся в плену других вещей. И мы предлагаем всем немного выдохнуть, остаться: здесь есть стол, стулья, можно сесть, взять любую книгу. Это настоящее научное исследование истории создания ВДНХ. Здесь есть разные вырезки из газет, статьи. В то же время это маленький музей, размером с комнату. Бюджет павильона пошел также на исследования и сбор материала, работу с текстами, иллюстрациями, с графикой и так далее. Огромное-огромное количество задач.
Графика Алексея Резвого. Павильон России на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография Ю. Тарабариной, Архи.ру

Я скажу от всей команды: мы довольны результатом. Это работа, которая шла год, год жизни каждого из нас по скрупулезному сбору материалов, выстраиванию рассказа, ведь не так просто вложить в голову человека за 10 минут посещения павильона представление об этой гигантской истории, которая физически огромна. А если учесть ее протяженность во времени, то она вообще фактически бесконечна, многослойна. Мы попытались реализовать эту задачу, рассказав о своем отношении к ней, рассказав о том, что сегодня делает правительство Москвы во главе с Сергеем Семеновичем, какие у нас идеи.

И этот рассказ на самом деле шире, чем просто о ВДНХ. Это еще и рассказ о том, как сегодня развивается город Москва. То, что вы видим здесь, на примере ВДНХ, и то, что сегодня происходит в Москве, вызвано абсолютно теми же предпосылками, идеями, соображениями, желаниями. Просто ВДНХ – это феномен, потому что здесь собрано все: история, культура, советское наследие, и позднее наследие, история падения, восстание из пепла. Даже по сравнению с огромным количеством социальных проектов: жилья, детских садов, школ – это, наверное, самый социальный проект города, который у нас сегодня есть. На выходе у нас есть кредит-лист, где можно посмотреть все. Команда огромная, около 100 человек команда, гигантский коллектив, которому мы дико благодарны.

Вопрос:
– Сколько всего книг вы напечатали?

Е.П.:
– Сорок восемь видов книг. Это только напечатать, а оцифровать материал, это Государственный архив, это архив ВДНХ. Мы очень благодарны Музею архитектуры, который нам предоставил абсолютно уникальные материалы.

Вопрос:
– Это будет как-то в дальнейшем использоваться?
Вы не хотите это продавать, распространять?

Е.П.:
– В данном случае мы говорим о популяризации знаний и о том наследии, которое мы получили. Доступ к наследию должен быть априори общедоступным. Мы сделаем соответствующую медиатеку, и все студенты и просто интересующиеся смогут получить бесплатный доступ к этим знаниям. Это то, что важно понимать про развитие архитектуры и таких институций, которые создавались на рубеже 30-40 годов.

С.К.:
– Мы хотим это выставлять в Москве. Выставка переедет, мы найдем другое место на ВДНХ.

Вопрос:
– Вы уже определились куда переедет выставка?

Е.П.:
– Мы определяемся. Я думаю, что это будет где-то во входной группе ВДНХ, чтобы у всех был общий доступ, и была возможность ознакомиться с историей.

Вопрос:
– Почему он (Алексей Резвый) рисовал вручную, а не использовал компьютер?

С.К.:
– У нас многое вручную сделано. У нас в России почет ручному труду, именно художественному труду, в очень высокой степени. У нас, например, архитектурное образование дается все еще через огромный объем работы руками. Я сам, как студент, когда учился, у нас навыки работы руками в первые годы до того, как ты начинаешь работать на компьютере и делать обычные для всех архитекторов вещи, ты обязательно 2-3 года очень интенсивно работаешь руками. Потому что у нас в российской, советской школе есть такое убеждение, что образование, полученное через ручной труд, даже ремесленные навыки, усваивается значительно лучше. Это наша школа. Структура тоже сделана вручную. Еще это вопрос преемственности и айдентики. Мы же показываем нашу, российскую культуру. Нам это очень важно. Мы все можем печатать на 3D, но мы хотим показать историю про то, почему та культура, она во многом сегодня тоже наша, причем культура производства. Хотим уметь и ценить.

Е.П.:
– Мы говорим, что ВДНХ во многом образовательная территория. И для нас этот проект, в том числе, был образовательный. Огромное количество ребят, студентов, и из Академии художеств, и из Высшей школы урбанистики, у них была задача создать что-то на базе общего знания. Поэтому все, что здесь создано, это, в основном, создано руками студентов, это лаборатория про ВДНХ.

С.К.:
– Вы можете сравнить тот зал, который про будущее, он сделан на компьютере, и даже макет напечатан на 3D-принтере. Здесь, наоборот, все про преемственность, осознание, осмысление, айдентику.

29 Мая 2016

Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Биеннале: конструкции
Одной из тем биеннале стали экономные современные конструкции, основанные на переосмыслении традиционных инженерных техник. Начинаем рассказывать о них, показываем пока две: поиски швейцарского ETH и кирпичную конструкцию Солано Бенитеса, награжденную «Львом».
Из тени в свет
Кураторы российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции рассказали о проекте национальной экспозиции.
«Истории успеха»
Куратором 15-й международной биеннале в Венеции назначен чилийский архитектор Алехандро Аравена. Биеннале пройдет с 28 мая по 27 ноября 2016 года.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.