Италия – на благо общества

Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.

mainImg
«Сила архитектуры – в способности выявлять сложные проблемы и соединять их между собой,
делая их понятными для всех и превращая в совместный с обществом проект;
архитектура производит надежду, поскольку она создает идею будущего в реальном времени».
Лука Молинари


Экспозиция павильона Италии © Andrea Avezzù

Итальянский павильон на 15-й Венецианской биеннале архитектуры был доверен – едва ли не в первый раз за всю историю национальных павильонов на выставке – местному, венецианскому, бюро – TAMassociati. Местному, но отнюдь не провинциальному: в портфолио архитекторов –проекты, реализованные по всему восточному полушарию, в том числе в нестандартных и неспокойных условиях (например, больницы в Судане), что, собственно, и обусловило выбор итальянского Министерства культуры в их пользу.
Экспозиция павильона Италии © Andrea Avezzù

Работа в условиях недостатка ресурсов, в аварийных, катастрофических, чрезвычайных ситуациях – не только личная профессиональная страсть куратора биеннале Алехандро Аравены, которую он сделал темой биеннале. Это направление невероятно востребовано сегодня, привлекая специалистов из самых различных сфер. Профессия архитектора обрела в ней свое новое место и новую роль, причем одну из ведущих. Одновременно все больше выпускников архитектурных вузов интересуются некоммерческой архитектурой, «устойчивым» строительством, проектированием, которое руководствуется в первую очередь широким кругом этических проблем – от помощи социально незащищенным группам до борьбы с загрязнением окружающей среды и глобальным изменением климата.
Экспозиция павильона Италии © Andrea Avezzù

Италия не исключение, здесь уже несколько лет sostenibiltà – устойчивое развитие – стало неотъемлемым аспектом не только профессионального дискурса, но и университетского образования. Причем зачастую свежие идеи в этой области исходят не «сверху», а из частной практики архитектора и различных некоммерческих ассоциаций. Несколько лет назад, например, был создан специальный альтернативный журнал – Boundaries (его главный редактор и основатель – Лука Сампò), посвященный именно некоммерческой архитектуре и не публикующий «звездных» проектов. За немногие годы своего также некоммерческого существования (издание не публикует рекламы и существует за счет собственных продаж) журнал получил широчайшую известность и сегодня является одним из наиболее авторитетных итальянских периодических изданий по архитектуре. Немало молодых специалистов в Европе и в частности, в Италии, идут работать в ООН, специальные подразделения Евросоюза или организацию «Врачи без границ», учатся проектировать в полевых условиях, когда на подготовительном семинаре объясняют, как себя вести, «если, когда вы едете на объект, вашу машину остановили и на вас направили автомат».
Экспозиция павильона Италии © Andrea Avezzù

Экспозиция павильона Италии названа Taking care – progettare per il bene comune. В заголовке задействовано английское устойчивое выражение, обозначающее как «принимать во внимание», так и «проявлять заботу», дополненное итальянской фразой «проектировать для общего блага». Выставка объединяет проекты итальянских и работавших с итальянскими коллегами зарубежных архитекторов, осуществленные как в Италии, так и за ее пределами. Основная концепция – представить архитектуру как «коллективный труд», как эффективное средство демаргинализации территорий и их обитателей, включения их в общество, как механизм развития и правового регулирования. Такая практика – это новая, переработанная, интерпретация знаменитого лозунга «архитектура или революция», освобожденная от радикализма и идеологии, где архитектура является инструментом – но одним среди многих, таких, как социальные и экономические стратегии – для улучшения качества жизни, причем не банальной джентрификации, а именно предоставления людям возможностей для достойного существования и развития. Так, нередко при реконструкции социального жилья, в новых комплексах определенный процент квартир поступает в коммерческую продажу, чтобы избежать кастовости (комплекс на улице Джустиниано Императоре в Риме и другие подобные объекты). Другой пример – система метро в Неаполе, над проектированием которого работали ведущие архитекторы со всего мира (например, Альваро Сиза), а интерьеры оформили всемирно известные художники (Аниш Капур, Микеланджело Пистолетто и др.). Причем строительство ветки велось от периферии к центру, а не наоборот. В этом неблагополучном и очень сильно социально дифференцированном городе такой шаг был настоящим вызовом деградации и коррупции, и шаг этот постепенно начинает давать плоды.
Экспозиция павильона Италии © Andrea Avezzù

Общей темой экспозиции является периферия, которая, по мнению кураторов, представляет собой не только физическое, но и умозрительное пространство, и как бы воплощает само положение в сегодняшней культуре процессов, связанных с понятием обитания: не только обладания комфортным жильем, но и инфраструктурой, возможностями для работы, досуга, физического и интеллектуального развития.
Экспозиция павильона Италии © Andrea Avezzù

Экспозиция павильона Италии разделена на три тематические секции: «Думать» – Pensare, «Встречать» – Incontrare, «Действовать» – Agire. Секция Pensare – концептуальная, она приглашает к размышлению о понятии общего блага, об отношении общества и архитектуры, той «застроенной среды», в которой оно живет, о взаимодействии людей различных специальностей и убеждений. Здесь кураторы стараются вывести зрителя за пределы устоявшихся дефиниций. Серия инфографики, решенная в духе поп-арта с нотами конструктивистского плаката, горячо любимого итальянскими архитекторами еще с 1930-х годов, с иронией представляет злободневные проблемы сфер abitare – «обитания» и il bene commune – «общественного блага». К разработке содержательной стороны были привлечены различные эксперты – Эцио Мичелли (специалист по экономической оценка проекта), Маттео Пассини (финансовая и кооперативная этика), Даниела Чаффи (социология и урбанистика) и известный в России архитектурный критик и куратор Лука Молинари. Каждый из них в интервью (видео воспроизведены в экспозиции) изложил свое видение проблемы. Отрывки этих бесед опубликованы в каталоге павильона, средства от продаж которого пойдут на реализацию общественных инициатив, представленных на выставке. Результатом исследования стала «карта» общественного блага, на основе которой были выявлены 20 проектов, о которых идет речь в секции Incontrare. В них реализована идея сотрудничества архитектора и общества, то есть собственно потребителей архитектуры. Внутри экспозиции выделены 10 тем: законность, здоровье, жилье, образование, среда, культура, игра, питание, наука, труд.
«Карта» общественного блага из экспозиции павильона Италии

Среди представленных итальянских проектов – Restart, удивительный художественный музей в Казаль-ди-Принчипе близ Неаполя. Вилла, экспроприированная у мафии, была превращена в музей, причем этот проект получил патронаж самого итальянского президента и был осуществлен Министерством культуры в сотрудничестве с флорентийской Галереей Уффици. Реконструкцию псевдоклассической постройки выполнило бюро Dianarchitecture + RS Architettura, изменив облик здания и приспособив интерьер под выставочные пространства, не меняя кардинально его структуры. Работа бюро – это инсталляция, символизирующая начало работ по приспособлению здания под музей. На здание надет «фасад» из металлоконструкций и оранжевой сетки, которую в Италии используют для строительных заграждений.
Проект Restart: вилла мафиози, превращенная в музей. Архитекторы Dianarchitecture + RS Architettura

Первая выставка была открыта здесь в октябре 2015: там представили произведения из собрания Уффици – событие, о котором некоторое время назад в тех местах, десятилетиями являвшихся местом активности мафии и небезопасными не только для бесценных произведений искусства, но и для жизни простых граждан, невозможно было и подумать. Этот пример своего рода социальной реконструкции – один из многих. В экспозиции показан и римский район Тор Маранча 1950-х годов постройки, фасады домов которого были недавно расписаны итальянскими и иностранными художниками в рамках проекта Big City Life, причем не только мастерами стрит-арта (среди которых американец Андрю GAIA Пизакане, немцы Клеменс Бер и Рафаэль Satone Герлах, француз Филипп Боделок, португалец Понтонио, итальянец Тео Moneyless Паризи, китаец из Гонконга Caratoes), но также и мастерами, котирующимися на рынке современного искусства – такими, например, как живописец Данило Букки, «цифровой» художник Маттео Базиле. Представлены туринский парк Дора на месте промышленных сооружений Michelin и FIAT по проекту Latz + Partner Studio и Pession Associato, работа AM3 Architetti Associati – благоустройство участка прибрежной зоны в Палермо – городе, где море, как ни странно, почти недоступно для горожан. Среди зарубежных экспонатов – женская школа в лагере для беженцев в палестинском районе Шуфат в Иерусалиме по проекту DAAR – Decolonizing Architecture Art Residency. Современная архитектура здесь работает не только на решение проблем деградации периферии, но и ставит перед собой амбициозную задачу – разрешить целый комплекс социальных и даже геополитических противоречий.
Проект проекта Big City Life в римском районе Тор Маранча
Женская школа в лагере для беженцев в палестинском районе Шуфат в Иерусалиме по проекту DAAR – Decolonizing Architecture Art Residency. Фото: Sara Anna Nadalini
Благоустройство участка прибрежной зоны в Палермо. AM3 Architetti Associati. Фото: Mauro Filippi

 Agire – «Действовать» – предлагает практический проект: 5 инициатив – передвижных стендов, спроектированных пятью итальянскими архитектурными бюро в сотрудничестве с общественными организациями, которые будут реализовываться с помощью краудфандинга. Боксы предназначены для использования в местах неотложной необходимости и представляют пять типологий – «культура» (AIB), «экология» (Legambiente и ARCò – SOCIETÀ COOPERATIVA), «здоровье» (EMERGENCY и Матильде Кассани), «законность» (Libera и Антонио Скарпони) и «спорт» (UISP и NOWA).
Базовая структура Dispositivo Zero © Matteo de Mayda

В основе всех боксов – разработанная архитекторами совместно базовая передвижная структура Dispositivo Zero, которая может быть приспособлена под различные нужды. Так, например, в случае бокса «культура» структура превращается в передвижную библиотеку для взрослых и детей, где предусмотрены места для чтения и культурных мероприятий, выдача книг на дом, а всем желающим готовы помочь библиотекари. В боксе «здоровье» можно получить медицинскую помощь и консультацию специалиста. «Экология» – своего рода лаборатория, которая осуществляет анализ состояния окружающей среды и ведет просветительскую работу. Бокс «Законность» придуман для районов, освобождаемых от влияния мафии: он должен стать местом помощи гражданам Италии и иммигрантам, а также поддержки различных инициатив по работе с молодежью. «Спорт» рассчитан на улучшение межкультурной коммуникации, объединяя граждан через занятия спортом, соревнования, игры и т.п.
culturebox. AIB-ALTERSTUDIO
healthbox. EMERGENCY CASSANI
greenbox. LEGAMBIENTE ARCò
legalitybox. LIBERA CONCEPTUALDEVICES
sportbox. UISP NOWA



Любопытна галерея Italogramma, которая «зондирует» социальные аспекты современного итальянского общества: там представлены фотографии участников различных итальянских демонстраций – сторонников левых и ультраправых партий, социальных активистов и религиозных паломников. Эта серия образов невероятно наглядно демонстрирующих, насколько схожи лица людей, исповедующих диаметрально противоположные идеи.

Тема устойчивости звучит и в реальном воплощении экспозиции: ее дизайн выполнен из переработанного дерева, оставшегося после разборки павильона Ирландии на Всемирной выставке Экспо-2015 в Милане (аналогичный выбор, кстати, сделал и куратор всей биеннале Алехандро Аравена, использовав в оформлении вестибюлей Арсенала и главного павильона в Джардини вторсырье – материалы художественной биеннале 2015 года).

При всей яркости экспонатов, незаурядности их отбора и подачи архитекторами TAMassociati, восприятие материала требует предварительной погруженности в тему: экспликации довольно кратки, а подача рассчитана скорее на специалистов, что, возможно, отражает тот факт, что успешное применение архитектуры как искусства проектирования в условиях ЧП пока не является устоявшимся методом работы, и даже идея этого как таковая довольно далека от всеобщего понимания.

29 Июня 2016

Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Биеннале: конструкции
Одной из тем биеннале стали экономные современные конструкции, основанные на переосмыслении традиционных инженерных техник. Начинаем рассказывать о них, показываем пока две: поиски швейцарского ETH и кирпичную конструкцию Солано Бенитеса, награжденную «Львом».
Из тени в свет
Кураторы российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции рассказали о проекте национальной экспозиции.
«Истории успеха»
Куратором 15-й международной биеннале в Венеции назначен чилийский архитектор Алехандро Аравена. Биеннале пройдет с 28 мая по 27 ноября 2016 года.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.