Италия – на благо общества

Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.

mainImg
«Сила архитектуры – в способности выявлять сложные проблемы и соединять их между собой,
делая их понятными для всех и превращая в совместный с обществом проект;
архитектура производит надежду, поскольку она создает идею будущего в реальном времени».
Лука Молинари


Экспозиция павильона Италии © Andrea Avezzù

Итальянский павильон на 15-й Венецианской биеннале архитектуры был доверен – едва ли не в первый раз за всю историю национальных павильонов на выставке – местному, венецианскому, бюро – TAMassociati. Местному, но отнюдь не провинциальному: в портфолио архитекторов –проекты, реализованные по всему восточному полушарию, в том числе в нестандартных и неспокойных условиях (например, больницы в Судане), что, собственно, и обусловило выбор итальянского Министерства культуры в их пользу.
Экспозиция павильона Италии © Andrea Avezzù

Работа в условиях недостатка ресурсов, в аварийных, катастрофических, чрезвычайных ситуациях – не только личная профессиональная страсть куратора биеннале Алехандро Аравены, которую он сделал темой биеннале. Это направление невероятно востребовано сегодня, привлекая специалистов из самых различных сфер. Профессия архитектора обрела в ней свое новое место и новую роль, причем одну из ведущих. Одновременно все больше выпускников архитектурных вузов интересуются некоммерческой архитектурой, «устойчивым» строительством, проектированием, которое руководствуется в первую очередь широким кругом этических проблем – от помощи социально незащищенным группам до борьбы с загрязнением окружающей среды и глобальным изменением климата.
Экспозиция павильона Италии © Andrea Avezzù

Италия не исключение, здесь уже несколько лет sostenibiltà – устойчивое развитие – стало неотъемлемым аспектом не только профессионального дискурса, но и университетского образования. Причем зачастую свежие идеи в этой области исходят не «сверху», а из частной практики архитектора и различных некоммерческих ассоциаций. Несколько лет назад, например, был создан специальный альтернативный журнал – Boundaries (его главный редактор и основатель – Лука Сампò), посвященный именно некоммерческой архитектуре и не публикующий «звездных» проектов. За немногие годы своего также некоммерческого существования (издание не публикует рекламы и существует за счет собственных продаж) журнал получил широчайшую известность и сегодня является одним из наиболее авторитетных итальянских периодических изданий по архитектуре. Немало молодых специалистов в Европе и в частности, в Италии, идут работать в ООН, специальные подразделения Евросоюза или организацию «Врачи без границ», учатся проектировать в полевых условиях, когда на подготовительном семинаре объясняют, как себя вести, «если, когда вы едете на объект, вашу машину остановили и на вас направили автомат».
Экспозиция павильона Италии © Andrea Avezzù

Экспозиция павильона Италии названа Taking care – progettare per il bene comune. В заголовке задействовано английское устойчивое выражение, обозначающее как «принимать во внимание», так и «проявлять заботу», дополненное итальянской фразой «проектировать для общего блага». Выставка объединяет проекты итальянских и работавших с итальянскими коллегами зарубежных архитекторов, осуществленные как в Италии, так и за ее пределами. Основная концепция – представить архитектуру как «коллективный труд», как эффективное средство демаргинализации территорий и их обитателей, включения их в общество, как механизм развития и правового регулирования. Такая практика – это новая, переработанная, интерпретация знаменитого лозунга «архитектура или революция», освобожденная от радикализма и идеологии, где архитектура является инструментом – но одним среди многих, таких, как социальные и экономические стратегии – для улучшения качества жизни, причем не банальной джентрификации, а именно предоставления людям возможностей для достойного существования и развития. Так, нередко при реконструкции социального жилья, в новых комплексах определенный процент квартир поступает в коммерческую продажу, чтобы избежать кастовости (комплекс на улице Джустиниано Императоре в Риме и другие подобные объекты). Другой пример – система метро в Неаполе, над проектированием которого работали ведущие архитекторы со всего мира (например, Альваро Сиза), а интерьеры оформили всемирно известные художники (Аниш Капур, Микеланджело Пистолетто и др.). Причем строительство ветки велось от периферии к центру, а не наоборот. В этом неблагополучном и очень сильно социально дифференцированном городе такой шаг был настоящим вызовом деградации и коррупции, и шаг этот постепенно начинает давать плоды.
Экспозиция павильона Италии © Andrea Avezzù

Общей темой экспозиции является периферия, которая, по мнению кураторов, представляет собой не только физическое, но и умозрительное пространство, и как бы воплощает само положение в сегодняшней культуре процессов, связанных с понятием обитания: не только обладания комфортным жильем, но и инфраструктурой, возможностями для работы, досуга, физического и интеллектуального развития.
Экспозиция павильона Италии © Andrea Avezzù

Экспозиция павильона Италии разделена на три тематические секции: «Думать» – Pensare, «Встречать» – Incontrare, «Действовать» – Agire. Секция Pensare – концептуальная, она приглашает к размышлению о понятии общего блага, об отношении общества и архитектуры, той «застроенной среды», в которой оно живет, о взаимодействии людей различных специальностей и убеждений. Здесь кураторы стараются вывести зрителя за пределы устоявшихся дефиниций. Серия инфографики, решенная в духе поп-арта с нотами конструктивистского плаката, горячо любимого итальянскими архитекторами еще с 1930-х годов, с иронией представляет злободневные проблемы сфер abitare – «обитания» и il bene commune – «общественного блага». К разработке содержательной стороны были привлечены различные эксперты – Эцио Мичелли (специалист по экономической оценка проекта), Маттео Пассини (финансовая и кооперативная этика), Даниела Чаффи (социология и урбанистика) и известный в России архитектурный критик и куратор Лука Молинари. Каждый из них в интервью (видео воспроизведены в экспозиции) изложил свое видение проблемы. Отрывки этих бесед опубликованы в каталоге павильона, средства от продаж которого пойдут на реализацию общественных инициатив, представленных на выставке. Результатом исследования стала «карта» общественного блага, на основе которой были выявлены 20 проектов, о которых идет речь в секции Incontrare. В них реализована идея сотрудничества архитектора и общества, то есть собственно потребителей архитектуры. Внутри экспозиции выделены 10 тем: законность, здоровье, жилье, образование, среда, культура, игра, питание, наука, труд.
«Карта» общественного блага из экспозиции павильона Италии

Среди представленных итальянских проектов – Restart, удивительный художественный музей в Казаль-ди-Принчипе близ Неаполя. Вилла, экспроприированная у мафии, была превращена в музей, причем этот проект получил патронаж самого итальянского президента и был осуществлен Министерством культуры в сотрудничестве с флорентийской Галереей Уффици. Реконструкцию псевдоклассической постройки выполнило бюро Dianarchitecture + RS Architettura, изменив облик здания и приспособив интерьер под выставочные пространства, не меняя кардинально его структуры. Работа бюро – это инсталляция, символизирующая начало работ по приспособлению здания под музей. На здание надет «фасад» из металлоконструкций и оранжевой сетки, которую в Италии используют для строительных заграждений.
Проект Restart: вилла мафиози, превращенная в музей. Архитекторы Dianarchitecture + RS Architettura

Первая выставка была открыта здесь в октябре 2015: там представили произведения из собрания Уффици – событие, о котором некоторое время назад в тех местах, десятилетиями являвшихся местом активности мафии и небезопасными не только для бесценных произведений искусства, но и для жизни простых граждан, невозможно было и подумать. Этот пример своего рода социальной реконструкции – один из многих. В экспозиции показан и римский район Тор Маранча 1950-х годов постройки, фасады домов которого были недавно расписаны итальянскими и иностранными художниками в рамках проекта Big City Life, причем не только мастерами стрит-арта (среди которых американец Андрю GAIA Пизакане, немцы Клеменс Бер и Рафаэль Satone Герлах, француз Филипп Боделок, португалец Понтонио, итальянец Тео Moneyless Паризи, китаец из Гонконга Caratoes), но также и мастерами, котирующимися на рынке современного искусства – такими, например, как живописец Данило Букки, «цифровой» художник Маттео Базиле. Представлены туринский парк Дора на месте промышленных сооружений Michelin и FIAT по проекту Latz + Partner Studio и Pession Associato, работа AM3 Architetti Associati – благоустройство участка прибрежной зоны в Палермо – городе, где море, как ни странно, почти недоступно для горожан. Среди зарубежных экспонатов – женская школа в лагере для беженцев в палестинском районе Шуфат в Иерусалиме по проекту DAAR – Decolonizing Architecture Art Residency. Современная архитектура здесь работает не только на решение проблем деградации периферии, но и ставит перед собой амбициозную задачу – разрешить целый комплекс социальных и даже геополитических противоречий.
Проект проекта Big City Life в римском районе Тор Маранча
Женская школа в лагере для беженцев в палестинском районе Шуфат в Иерусалиме по проекту DAAR – Decolonizing Architecture Art Residency. Фото: Sara Anna Nadalini
Благоустройство участка прибрежной зоны в Палермо. AM3 Architetti Associati. Фото: Mauro Filippi

 Agire – «Действовать» – предлагает практический проект: 5 инициатив – передвижных стендов, спроектированных пятью итальянскими архитектурными бюро в сотрудничестве с общественными организациями, которые будут реализовываться с помощью краудфандинга. Боксы предназначены для использования в местах неотложной необходимости и представляют пять типологий – «культура» (AIB), «экология» (Legambiente и ARCò – SOCIETÀ COOPERATIVA), «здоровье» (EMERGENCY и Матильде Кассани), «законность» (Libera и Антонио Скарпони) и «спорт» (UISP и NOWA).
Базовая структура Dispositivo Zero © Matteo de Mayda

В основе всех боксов – разработанная архитекторами совместно базовая передвижная структура Dispositivo Zero, которая может быть приспособлена под различные нужды. Так, например, в случае бокса «культура» структура превращается в передвижную библиотеку для взрослых и детей, где предусмотрены места для чтения и культурных мероприятий, выдача книг на дом, а всем желающим готовы помочь библиотекари. В боксе «здоровье» можно получить медицинскую помощь и консультацию специалиста. «Экология» – своего рода лаборатория, которая осуществляет анализ состояния окружающей среды и ведет просветительскую работу. Бокс «Законность» придуман для районов, освобождаемых от влияния мафии: он должен стать местом помощи гражданам Италии и иммигрантам, а также поддержки различных инициатив по работе с молодежью. «Спорт» рассчитан на улучшение межкультурной коммуникации, объединяя граждан через занятия спортом, соревнования, игры и т.п.
culturebox. AIB-ALTERSTUDIO
healthbox. EMERGENCY CASSANI
greenbox. LEGAMBIENTE ARCò
legalitybox. LIBERA CONCEPTUALDEVICES
sportbox. UISP NOWA



Любопытна галерея Italogramma, которая «зондирует» социальные аспекты современного итальянского общества: там представлены фотографии участников различных итальянских демонстраций – сторонников левых и ультраправых партий, социальных активистов и религиозных паломников. Эта серия образов невероятно наглядно демонстрирующих, насколько схожи лица людей, исповедующих диаметрально противоположные идеи.

Тема устойчивости звучит и в реальном воплощении экспозиции: ее дизайн выполнен из переработанного дерева, оставшегося после разборки павильона Ирландии на Всемирной выставке Экспо-2015 в Милане (аналогичный выбор, кстати, сделал и куратор всей биеннале Алехандро Аравена, использовав в оформлении вестибюлей Арсенала и главного павильона в Джардини вторсырье – материалы художественной биеннале 2015 года).

При всей яркости экспонатов, незаурядности их отбора и подачи архитекторами TAMassociati, восприятие материала требует предварительной погруженности в тему: экспликации довольно кратки, а подача рассчитана скорее на специалистов, что, возможно, отражает тот факт, что успешное применение архитектуры как искусства проектирования в условиях ЧП пока не является устоявшимся методом работы, и даже идея этого как таковая довольно далека от всеобщего понимания.

29 Июня 2016

Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Биеннале: конструкции
Одной из тем биеннале стали экономные современные конструкции, основанные на переосмыслении традиционных инженерных техник. Начинаем рассказывать о них, показываем пока две: поиски швейцарского ETH и кирпичную конструкцию Солано Бенитеса, награжденную «Львом».
Из тени в свет
Кураторы российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции рассказали о проекте национальной экспозиции.
«Истории успеха»
Куратором 15-й международной биеннале в Венеции назначен чилийский архитектор Алехандро Аравена. Биеннале пройдет с 28 мая по 27 ноября 2016 года.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.